ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-АНАЛИТИКИ 7
1.1. Системный подход к информатизации бизнеса 7
1.2 Эволюция информационных систем принятия решений 24
1.3 Основные принципы функционирования CRM и ERP продуктов.
Содержание, основные характеристики и обзор рынка данных продуктов 34
2. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ КАК
ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ 58
2.1 Социально -экономические условия деятельности компании. Предпосылки информатизации хозяйственных и производственных процессов компании .... 58
2.2. Стратегия комплексной информатизации управления компанией «XY»:
цели, задачи, основные положения и информационное обеспечение 71
2.3 Методика BSC (сбалансированной системы показателей) в оценке
эффективности затрат на информатизацию управления 81
3. Интеграция информационных систем организации «XY»: основные
предпосылки, проблемы и пути решения 89
3.1 Сравнительный анализ инструментов бизнес-аналитики как элементов
мониторинга ключевых показателей деятельности компании 89
3.2 Бизнес-процессы организации как объекты проектирования в
транзакционных системах 96
3.3. Разработка рекомендаций по интеграционному проекту внедрения IT-
систем в компании XY 106
Заключение 115
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 118
ПРИЛОЖЕНИЯ
На современном этапе развития информатизация общества приобрела всепроникающий характер, что предопределило использование информационно-коммуникационных технологий практически во всех областях человеческой деятельности. Темпы научно-технического прогресса и высокий спрос на ин-формационные продукты, обусловили лавинообразное развитие возможностей хранения, передачи и обработки данных и представили новые перспективы для развития процессов предприятия, а также предоставили эффективный инструментарий для анализа. В современных конкурентных экономических условиях, укрепление рыночных позиций невозможно без программных инструментов в анализе, так как они позволяют ускорить широту и полноту видения аналитика.
Концептуальным особенностям информатизации бизнеса уделяли внимание в своих работах такие авторы как: С. Нора, Э. Роджерс, Р. Клувер, П. Друкер, М. Кастельс, А. И. Ракитов, Т.П. Барановская, А. П. Веревченко, В. Б. Ут-кин, К. В. Балдин, Д. А. Шабалин и другие.
Относительной молодостью имеющихся концепций информационных систем управления предприятия продиктовано недостаточно уделенное внимание данной тематике в рамках научного экономического дискурса. На данный момент, количество публикаций, рассматривающих предприятие как объект комплексной информатизации, а также освещающих последовательность действий по формированию рекомендаций для применения информационных технологий в процессах планирования, прогнозирования, мониторинга, принятия решений, ограничено. Идентифицированные проблемы в сфере применения программного инструментария в бизнес-анализе способствовали формированию следующих целей и задач диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является обоснование интеграции различных информационных решений, разработка основных методических положений такой интеграции на примере CRM (Customer Relationship Management - управление взаимоотношениями с клиентами), ERP (Enterprise Resource Plan¬ning - управление ресурсами предприятия) и BI (Business Intelligence - бизнес- аналитика) продуктов и приложений в целях повышения эффективности управления организацией.
В процессе достижения цели должны быть решены следующие задачи:
- определить роль информационных систем в процессе принятия решения, описать общие требования к информатизации управления;
- систематизировать имеющуюся информацию о нотациях описания бизнес-процессов, как основных инструментов разработки IT-стратегии компании;
- изучить основные концепции и типы информационных систем управления предприятием;
- сформулировать положения эволюционной иерархии корпоративных программных продуктов;
- на основе изучения сущности концепций CRM (Customer Relationship Management) и ERP (Enterprise Resource Planning), сформулировать ключевые признаки этих программных продуктов;
- сформулировать сущность и ключевые признаки BI (Business Intelligence) -систем;
- провести анализ рынка ERP (Enterprise Resource Planning), и CRM (Cus-tomer Relationship Management) продуктов;
- предложить систему сбалансированных показателей для проведения комплексной оценки результатов информатизации компании;
- провести анализ социально-экономических условий функционирования компании XY;
- разработать основные положения стратегии комплексной информатизации исследуемой компании XY;
- исследовать возможности современных программных продуктов бизнес- аналитики, как инструментов мониторинга текущей эффективности компании ;
- произвести описание процессов организации XY, как объектов комплексной информатизации;
- рассмотреть возможности применения комплекса информационных систем в процессах анализа дебиторской задолженности на примере изучаемой компании;
- произвести описание процессов организации XY, как объектов комплексной информатизации;
- осуществить разработку рекомендаций по интеграционному решению информатизации, с применением CRM (Customer Relationship Management), ERP (Enterprise Resource Planning) и BI (Business Intelligence) продуктов.
В ходе реализации целей и задач исследования были сформированы следующие элементы новизны:
- уточнено место различных концепций информационных систем управления предприятием в эволюционной иерархии корпоративных программных продуктов;
- разработана авторская трактовка классификации нотаций описания бизнес-процессов;
- сформулированы требования к информационной системе, подлежащие обоснованию в IT-стратегии компании, осуществляющей деятельность по управлению коммерческой недвижимостью;
- представлена авторская трактовка концепции BI (Business Intelligence) и её места в информационных процессах предприятия;
- представлена авторская модель ключевых функциональных признаков концепций ERP и CRM систем для применения в деятельности компаний, осуществляющих деятельность по управлению коммерческой недвижимостью ;
- предложена система показателей для оценки эффективности затрат на информатизацию управления;
- предложена система рейтинговых показателей оценки контрагентов в рамках интеграции CRM и ERP систем в компаниях, осуществляющих деятельность по управлению коммерческой недвижимостью.
Объектом исследования выступили интегрируемые информационные системы, исследуемой компании XY и их ключевые характеристики. Компания XY входит в международную группу компаний и занимается созданием и управлением розничных торговых центров, а также розничной торговлей и предоставлением рекламных услуг. Собственники компании запретили раскрывать название и наименование бренда в тексте магистерской диссертации, поэтому в работе использовано условное название компании «XY».
Предметом исследования послужили управленческие и экономические вопросы разработки комплексных интеграционных решений управления предприятием.
В методологический аппарат исследования были применены элементы системного подхода, методы научной абстракции и иные прикладные инструменты бизнес анализа, охарактеризовавшие комплексное исследование вопросов применения интеграционных решений в управлении предприятием. В ходе исследования использовались монографии и публикации отечественных и за-рубежных авторов по данной проблеме.
Представленные методологические подходы исследования условий функционирования предприятия, выявления недостатков сложившегося устоя бизнес-процессов, разработки рекомендаций по их реинжинирингу и внедрению комплексного интегрированного пакета информационных продуктов могут быть использованы на анализируемом предприятии с целью повышения эффективности систем управления, что обуславливает теоретическую и практическую значимость исследования.
В ходе проведенного диссертационного исследования были рассмотрены теоретические основы информационных систем управления предприятием. Приведены определения информатизации отечественных и зарубежных авторов, рассмотрена их позиция о месте и роли информатизации в деятельности современных экономических субъектов.
В основе исследования содержания основных концепций информационных управленческих систем, находится уточненная авторская модель эволюционной иерархии корпоративных программных продуктов. В ходе рассмотрения концепций корпоративных информационных систем, особое внимание было уделено CRM и ERP системам, как программным продуктам для комплексной интеграции, с целью чего был произведен обзор наиболее часто интегрируемых систем. В процессе изучения специальной тематической литературы был сформулирован проблемный вопрос об отсутствии точной проработанности определений этих терминов. Были выявлены следующие функциональные признаки ERP-продуктов: управление производственными ресурсами; универсальность для различных видов производств и предоставления услуг; наличие функций финансового учета и планирования; наличие модуля управления продажами; наличие функционального блока управления логистикой; наличие модуля управления закупками; наличие модуля управления персоналом; наличие BI- модуля. Для CRM-систем, функциональные признаки следующие: возможности управления продажами; функциональный блок управления маркетингом; универсальность для различных видов производств и предоставления услуг; предоставление функциональных возможностей управления сервисом.
Полученные и систематизированные знания легли в основу разработки стратегии и рекомендаций по проекту интеграции комплекса программных продуктов для анализируемого предприятия. Было предложено использование комплекса систем, состоящего из продуктов Microsoft, таких как Dynamics CRM, Dynamics Navision и Power BI.
В ходе изучения процессов организации были выявлены 3 основных смысловых блока процессов, подлежащих информатизации, а именно: предпродажное сопровождение, процесс продаж, постпродажное обслуживание. Каждый из выявленных блоков был изучен на предмет соответствия современным практикам ведения взаимодействия с клиентами и оптимальности использования ресурсов.
Благодаря этому были выявлены недостатки процессов, чье устранение может быть достигнуто путем применения проекта комплексной информатизации. Для осуществления оценки эффектов от применения информационных систем была разработана и предложена сбалансированная система показателя. В основу данной системы легли результаты определения места анализа в процессах компании и возможностей применения аналитического инструментария информационных систем.
Анализ финансовых показателей компании выявил наличие проблем с взаимодействием с дебиторами, что может оказывать негативное влияние на результаты деятельности компании, в следствии временного оттока финансовых ресурсов. По этой причине, в ходе разработки рекомендаций по комплексной информатизации предприятия, особое внимание было уделено имеющимся механизмам предотвращения увеличения дебиторской задолженности в дальнейшем, путем осуществления должной финансовой осмотрительности и отказа от вступления в договорные отношения с потенциальными клиентами, чей риск существенной задержки платежа велик. С данной целью, было предложено использование данных из СПАРК, в качестве источника информации о положении дел в компании контрагента.
Таким образом, был разработан алгоритм, позволяющий определить рейтинговый показатель оценки качества дебитора на начальных этапах взаимодействия. Алгоритм предусматривает возможность переопределения данной оценки при поступлении от клиента просьбы о перенесении платежа. Ключевую позицию в указанном алгоритме занимает разработанная система ключевых показателей жизнедеятельности организации клиента на основе данных, интегрируемых из СПАРК в CRM.
Проведенное исследование позволило не только сформировать комплекс замечаний по организационной системе управлению предприятием и качеству формирования процессов и выдвинуть рекомендации по их устранению, но и разобраться в идейных особенностях концепций программных продуктов, применяемых в управлении предприятием.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г., №51- ФЗ.
2. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г., № 149-ФЗ.
3. О бухгалтерском учете от 06 декабря 2011 г., №402-ФЗ.
4. Окинавская хартия от 22 июля 2000 г.
5. О несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 г., №127-ФЗ.
6. ISO/IEC 2382:2015 Information technology — Vocabulary.
7. Друкер П. Следующая информационная революция. // Forbes ASAP. 1998.
8. Нора С., Минк А. Компьютеризация общества: доклад президенту Франции // Компьютеризация общества и человеческий фактор (реферативный сборник). М., 1988.
9. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции М.: Политиздат, 1991 -212 с.
10. Бревнова А. Г., Спирин А. В. Анализ моделей зрелости процессов управления с позиции внедрения ERP-систем. // Вестник Сибирского Государственного Аэрокосмического Университета им. академика М. Ф. Решетнева, № 3, 2007. - с. 130-133.
11. Заложнев А. Ю., Заложнева Л. Л. Эволюция и принципы построения ин-формационных систем управления предприятием. // Программные продукты и системы, № 2, 2004. - с. 34-38.
12. Зеленин А.С. Организация информационного пространства научного учреждения (на примере ИСЭРТ РАН) // Проблемы развития территории, № 1 (57), 2012. -c.127-136.
13. Олейник А. Институциональная экономика. М: Инфра, 2000. -с. 213.
14. Ригин В.А. Информатизация в аспекте процессно-ориентированного под-хода к управлению предприятием // Проблемы развития территории, № 2,
2012. -с. 86-91.
15. Рыбченко Н.Е. Проектирование системы управления компанией на основе процессного подхода //Управление большими системами, №4, 2003. -с. 92-99.
16. Федоров А. В. Методологические основы оценки эффективности вложений в информационные технологии на примере банковского сектора экономики России // Вестник Пермского Университета, Экономика, №4, 2014. - с. 32-37.
17. Brinjofsson E., Hitt L., Yang S. Intagible assets: computers and organization capital // Brookings Papers on Economic Activity, №1, 2002. -с. 137-198.
18. Kluver R. Globalization, Informatization, and Intercultural Communication // American Communication Journal, № 3, 2000.
19. Luhn H. P. A Business Intelligence System // IBM Journal of Research and De-velopment, № 2, 1958. -с. 314.
20. Paul D. The dynamo and the computer: an historical perspective to the modern productivity paradox. // American Economic Review, №80 (2), 1990. - с. 355-361.
21. Pisselo T., Strassman P.A. IT value chain management - maximizing the ROI from IT investments. // New Canaan The Information Economics Press Publ., 2003. -с. 236
22. Rogers, Everett M. Informatization, globalization, and privatization in the new millennium. // The Asian Journal of Communication, №10, 2000. -с. 71-92.
23. Strassmann P. The Business Value of Computers: An Executive’s Guide // In-formation Economics Press New Canaan. 2000. -с. 530.
24. Глобальный индекс развития розничной торговли. URL: http://expert.ru/ratings/table 36943/(дата обращения: 04.07.2015)
25. Информатизация и информационное общество. По материалам «НИУ
«Высшая Школа Экономики». URL:
http://www.intuit.ru/studies/courses/3481/723/lecture/14226(дата обращения: 03.03.2015).
26. Исследование розничной торговли A. T. Kearney. URL:
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/06/02/594730-rossiya-rasteryala-pozitsii-v-globalnom-reitinge-riteila#/galleries/140737488826602/normal/1(дата обращения: 06.07.2016)
27. Исследование рынка розничной торговли 2016. URL:
http://expert.ru/2016/08/25/roznitsa/(дата обращения: 06.07.2016)
28. Основы построения автоматизированных информационных систем. URL: http: //do. rksi.ru/library/courses/opais/(дата обращения: 23.03.2015)
29. Системный подход к информатизации бизнеса. Граничин О., Кияев В. URL:http://www.intuit.ru/studies/courses/1055/271/lecture/6874?page=1(дата обращения: 01.02.2015)
30. Системы управления ресурсами предприятия. URL:
http://www.intuit.ru/studies/courses/3481/723/lecture/1423 5(дата обращения: 05.05.2016)
31. Сравниваем ERP по ключевым характеристикам. URL: http: //www. cnews. ru/articles/sravnivaem erp po klyuchevym harakteristikam(дата обращения: 05.05.2016)
32. Что такое MRP и MRP II. URL:http://axapta.mazzy.ru/lib/mrp/(дата обра-щения: 25.08.2015)
33. Что такое Business Intelligence. URL:
https: //habrahabr.ru/company/navicon/blog/250875/ (дата обращения:
26.08.2016)
34. «1С» и SAP укрепили позиции на рынке ERP - систем в России. URL: http: //www. cnews. ru/news/top/2016-06-
24 sap i 1s ukrepili pozitsii na rynke korporativnogo (дата обращения:
23.04.2016)
35. 1С: ERP Управление предприятием 8. Обзор функциональных возможно-стей инновационного ERP-решения фирмы «1С». URL: v8.1c.ru/erp/ERPobzor2016.ppt (дата обращения: 04.05.2016)
36. A Brief History Of Decision Support Systems By D. J. Power. URL: http://dssresources.com/history/dsshistory.html(дата обращения: 06.03.2015)
37. CRM - система для маркетинга, продаж, сервиса от Terrasoft. URL: https: //www. terrasoft. ru/crm-evolution(дата обращения: 03.06.2016)
38. Epicor ERP-системы и программные решения для бизнеса. URL:
http://www. epicor. com/russia/products/default. aspx (дата обращения:
03.05.2016)
39. Forecast: Enterprise Software Market Worldwide, 2013-2020. URL: https://www.gartner.com/doc/3256717/forecast-enterprise-software-markets-worldwide(дата обращения: 05.06.2015)
40. Gartner Supply Chain Management Market Share. URL:
http://www.forbes.com/sites/louiscolumbus/2015/05/18/gartner-supply-chain-management-market-share-update-sap-dominates-with-25-8-
share/#61 dd4d 1a77a8(дата обращения: 10.06.2016)
41. IFS Application - Проверенный путь к гибкому развитию предприятия. URL:http://www.ifsworld.com/ru/solutions/ifs-applications/(дата обращения: 05.07.2015)
42. IFS Applications. EAM, ERP, COA. URL:
http://www.tadviser.ru/index.php?title=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D 1 %83 %D0%BA%D 1 %82: IFS Applications&cache=no&ptype=integr#ttop(дата обращения: 05.06.2016)
43. Information technology spending on software worldwide, from 2009 to 2020.
URL: https://www.statista.com/statistics/203428/total-enterprise-software-
revenue-forecast/(дата обращения: 02.04.2015)
44. Magic Quadrant for Single-Instance ERP for Product-Centric Midmarket Com-panies. URL: https://www. gartner. com/doc/reprints?id=1 -
2TW8BC5&ct=151211(дата обращения: 03.05.2015)
45. Magic Quadrant for Business Intelligence and Analytics Platforms. URL: https://www.gartner.com/doc/reprints?id= 1 -2XXET8P&ct=160204.(дата об-ращения: 04.05.2016)
46. Power BI Documentation. URL: https://powerbi.microsoft.com/en-
us/documentation/powerbi-desktop-get-the-desktop/(дата обращения:
03.06.2016)
47. Supply Chain Management. For Application Development and Delivery Profes-sionals. URL:
https: //www. forrester. com/report/T opic+Overview+Supply+Chain+Management/-/E-RES39910(дата обращения: 18.05.2016)
48. SCM - управление цепочками поставок. URL:
http://www.tadviser.ru/index.php/Supply Chain Management(дата обращения: 03.05.2016)
49. Tableau - Business Intelligence and Analytics Software. URL:
http://www.tableau.com/h2(дата обращения 09.06.2016)
50. Top 10 ERP Software Vendors and Market Forecast 2015-2020. URL:
https: //www. appsruntheworld. com/top- 10-erp-software-vendors-and-market-forecast-2015-2020/(дата обращения: 20.06.2015)
51. QlikView - платформа для исследования бизнеса. URL: http://1solution.ru/produkty-i-uslugi/qlikview/qlikview.html(дата обращения: 09.06.2016)
52. What is Business Intelligence by Jonathan Wu. URL: http://www.information- management.com/news/columns/-1924-1.html(дата обращения: 05.07.2016)