ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА 9
1.1 Понятие и принципы повышения квалификации персонала 9
1.2 Основные формы и методы повышения квалификации персонала 15
1.3 Методы оценки эффективности повышения квалификации персонала.... 26
2 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА В АО «ТАНЕКО» 35
2.1 Общая характеристика предприятия 35
2.2 Анализ эффективности системы повышения квалификации персонала в
АО «ТАНЕКО» 44
2.3 Проблемы организации системы повышения квалификации персонала в
АО «ТАНЕКО» 63
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА В АО «ТАНЕКО» 67
3.1 Рекомендации по совершенствованию организации системы повышения
квалификации персонала в АО «ТАНЕКО» 67
3.2 Оценка эффективности предложенных рекомендаций по
совершенствованию организации системы повышения квалификации в АО «ТАНЕКО» 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ
Процесс обучения - социальный процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, который появился с возникновением общества и совершенствуется параллельно с его развитием.
Проблема обучения персонала на предприятии сегодня для России имеет особое значение. Это связано с тем, что в условиях современных рыночных отношений работа предъявляет новые требования к уровню квалификации персонала, знаниям, умениям и навыкам кадров. Также требуются новые подходы к решению современных задач, специалисты новых профессий, новые организационные формы деятельности персонала.
Уровень квалификации кадров в современных условиях характеризуют такие признаки, как глубина общеобразовательных технических и профессиональных знаний, мастерство и профессиональная подвижность. Развитие рабочей силы непосредственно связано с изменением и совершенствованием технического базиса производства. На сегодняшний день научно-технический прогресс влияет на всю систему производственных сил, затрагивает человека, как главную производительную силу общества, вместе с его способностью работать, создавать материальные блага, меняет содержание и условия труда, а также место человека в производстве.
Научно-технический прогресс способствует созданию новых отраслей промышленности и углубляет специализацию производства. Это влечет за собой возникновение новых профессий и специальностей. Усиленное развитие производства с использованием автоматизированных систем, электронной и микропроцессорной техники перестраивает функциональное содержание труда, что приводит к изменению профессионально-квалификационного состава персонала.
Также в современном производстве возрастает значение психологического фактора рабочей силы, интеллектуальной деятельности кадров, роста их профессиональной культуры, способности воспринимать и обрабатывать научную информацию. Влияние профессиональной подготовки кадров на экономический рост объясняется тем, что персонал, обладающий необходимым количеством знаний, умений и навыков, гарантирует более высокую производительность и качество труда.
Еще одним не менее важным моментом является использование в современном производстве информационных технологий, что требует дальнейшего совершенствования подготовки персонала к овладению данными технологиями.
Таким образом, данные факторы порождают необходимость в новых формах подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала на предприятии. В этом состоит теоретическая актуальность данной исследовательской работы.
Практическая актуальность исследования состоит в проведении анализа организации системы повышения квалификации персонала на современном нефтеперерабатывающем предприятии.
Проблемой исследования является несовершенство организации системы повышения квалификации персонала в АО «ТАНЕКО».
Объект исследовательской работы - производственное предприятие АО «ТАНЕКО».
Предмет исследования - организация повышения квалификации персонала в АО «ТАНЕКО».
Гипотезой исследования является то, что качественная организация повышения квалификации персонала на предприятии приведет к увеличению объема знаний, умений и навыков персонала, способствующих повышению уровня их профессиональной квалификации, что, в конечном счете, благоприятно скажется на деятельности предприятия в целом и повысит ее эффективность.
Целью исследовательской работы является анализ организации повышения квалификации персонала на производственном предприятии АО «ТАНЕКО» и ее совершенствование.
Исходя из цели и гипотезы исследования, необходимо решить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы организации системы обучения персонала.
2. Проанализировать систему повышения квалификации персонала в АО «ТАНЕКО» и выявить существующие в ней проблемы.
3. Предложить рекомендации по совершенствованию организации системы повышения квалификации персонала в АО «ТАНЕКО» и провести оценку социально-экономической эффективности предложенных рекомендаций.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования рекомендаций, предложенных в третьей главе работы. Данные рекомендации будут способствовать устранению имеющихся в системе повышения квалификации персонала проблем, что приведет к совершенствованию организации обучения персонала в АО «ТАНЕКО».
По теме выпускной квалификационной работы опубликованы статьи в международном научно-практическом электронном журнале «Аллея Науки» в разделе «Современные направления образования и педагогики»; в материалах VIII Всероссийской научно-практической конференции ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические аспекты регионального развития: история и современность».
Эмпирической базой исследования являются документы, регламентирующие процесс повышения квалификации в АО «ТАНЕКО», а также статистические документы, характеризующие указанный процесс.
В ходе данной работы были использованы такие методы исследования, как изучение теоретической литературы по теме, изучение нормативных и статистических документов предприятия, экспертный опрос руководителей отделов предприятия и специалистов отдела подготовки кадров.
Теоретической основой исследования послужили труды таких научных деятелей в сфере управления человеческими ресурсами, как Веснин В.Р. («Управление персоналом. Теория и практика»), Кибанов А.Я. («Основы управления персоналом»), Комиссарова Т.А. («Управление человеческими ресурсами»); управления подготовкой и повышением квалификации персонала, как Вяземский Е.Е. («Система повышения квалификации персонала»), Магура М.И. («Организация обучения персонала компании»), Михайлушкин А.И. («Развитие системы подготовки и переподготовки кадров»); оценки эффективности обучения, как Ветлужских Е. («Обучаем - оцениваем. Модели критериальной оценки результатов обучения»), Киркпатрик Д. («Четыре ступеньки к успешному тренингу. Практическое руководство по оценке эффективности обучения»). Также были использованы устав, стандарт и положения исследуемого предприятия.
В соответствии с поставленными задачами, исследование представлено следующей структурой:
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы повышения квалификации персонала. Представлены понятие и принципы обучения кадров, отражены современные формы и методы повышения квалификации на предприятии, также показаны методы оценки эффективности обучения персонала.
Вторая глава посвящена анализу повышения квалификации персонала на производственном предприятии на примере АО «ТАНЕКО». В данной главе представлена общая характеристика предприятия, виды ее деятельности, анализ кадрового состава, проведен анализ существующей системы повышения квалификации, выявлены проблемы в организации обучения кадров.
В третьей главе представлены рекомендации по совершенствованию организации повышения квалификации в АО «ТАНЕКО», а также проведена оценка социально-экономической эффективности предложенных рекомендаций.
Таким образом, обобщая теоретическую литературу и реальную практику управления современным предприятием, можно заключить, что на сегодняшний день все предприятия нуждаются в высококвалифицированных кадрах. С этой целью они проводят обучение своего персонала.
Различают следующие формы обучения:
- первичную подготовку;
- переподготовку;
- повышение квалификации.
Также различают внутреннее и внешнее обучение, которое проходит или в самой организации или во внешних учебных заведениях; обязательное, организованное в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, и развивающее обучение, связанное с развитием персонала; модульное, состоящее из самостоятельных тематических модулей, дистанционное, позволяющее осуществить обучение на расстоянии без непосредственного личного контакта обучающегося и преподавателя, мультимедийное обучение, предполагающее наличие специально оснащенного мультимедийными средствами класса.
Все существующие методы обучения можно разделить на три группы:
- традиционные методы обучения, включающие лекции, семинары, видеообучение;
- методы активного обучения, к которым относятся тренинги, деловые и ролевые игры, групповые обсуждения и пр.;
- методы профессионального обучения, к которым относятся производственный инструктаж, наставничество, стажировки, ротация кадров и пр.
Несомненно, важным этапом подготовки персонала является оценка эффективности обучения. Основными показателями эффективности обучения выступают усвоение персоналом материала обучения, изменение их поведения и результат, а также удовлетворенность работников пройденным обучением, повышение производительности труда, улучшение качества продукта, снижение брака, а, следовательно, и рост прибыли.
Анализ системы повышения квалификации персонала был проведен на примере производственного нефтеперерабатывающего предприятия АО «ТАНЕКО». Анализ структуры персонала всех подразделений предприятия позволяет заключить, что наибольший удельный вес в численности персонала имеет такая категория работников, как рабочие - 68%, в основном состоящие из мужчин моложе среднего возраста со средним и высшим профессиональным образованием; специалисты составляет 20,6% от общей численности персонала, в равных количествах состоят как из мужчин, так и из женщин моложе среднего возраста с высшим профессиональным образованием; руководителей же - 10,7% - в основном представляют
мужчины среднего возраста с высшим профессиональным образованием.
В АО «ТАНЕКО» действует система непрерывного профессионального образования. Организацию обучения и методическое руководство осуществляет отдел подготовки кадров, являющийся структурным подразделением службы заместителя генерального директора по кадрам и общим вопросам. Система подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала, которая действует в организации, осуществляется в соответствии со Стандартом предприятия от 22.11.2015 № 159/01-10-ПРАХ.
В АО «ТАНЕКО» организуются следующие виды обучения:
1. Профессиональное обучение рабочих, включающее:
- подготовку по профессии рабочих;
- переподготовку рабочих;
- обучение вторым (смежным) профессиям;
- повышение квалификации рабочих.
2. Обучение руководителей и специалистов, включающее:
- повышение квалификации;
- профессиональную переподготовку.
3. Курсы целевого назначения.
4. Наставничество.
5. Обучение и отработка практических навыков технологического персонала на тренажерах.
За 2016 год в АО «ТАНЕКО» проведено 4266 человеко-обучений, 25 заседаний аттестационно-квалификационной комиссии, где было рассмотрено 242 работника на возможность повышения разряда. Также предприятие ведет отчет об эффективности обучения своего персонала, за 2016 год общая оценка эффективности обучения составила 94%.
В ходе анализа системы обучения персонала в АО «ТАНЕКО» были выявлены проблемы организации повышения квалификации работников предприятия:
1. Превышение бюджета затрат на обучение.
2. Неэффективная система прогнозирования потребности в обучении.
3. Тактический характер обучения.
4. Использование только субъективной оценки эффективности обучения.
С целью решения выявленных проблем, а также для повышения эффективности обучения персонала в АО «ТАНЕКО» рекомендуется внедрение следующих проектов:
1. Использование каскадного метода обучения при замене его на более дорогостоящее в результате отмены запланированного обучения образовательной организацией, который позволит существенно сократить расходы при отсутствии бюджетной альтернативы отмененного обучения.
2. Система проектирования рабочих мест, внедрение которой улучшит качество планирования повышения квалификации и будет способствовать более эффективному определению потребностей персонала в обучении.
3. Увязка организации повышения квалификации с результатами аттестации персонала.
4. Использование ротации кадров внутри отдела с целью повышения эффективности развития предприятия и его персонала.
5. Использование программ опережающего обучения, ориентированных на освоение работниками новых компетенций в рамках имеющейся квалификации, которые будут востребованы в перспективе. Внедрение программ опережающего обучения обеспечит снижение количества «застоев» на предприятии, а также будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятия за счет роста производительности труда и снижения брака.
6. Использование новой системы оценки обучения персонала на основе пяти критериев, которая позволит более эффективно оценить результаты пройденной подготовки и повышения квалификации.
Внедрение предложенных рекомендаций будет приносить предприятию социальный и экономический эффект, выражающийся в росте выручки и чистой прибыли предприятия в результате повышения производительности труда, сокращения длительности производственного цикла, улучшения качества продукции и снижения брака, а также снижения затрат на подготовку и повышение квалификации персонала.
1. Приказ Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических,
нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств" от 11.03.2013 № 96.
2. Приказ Росстата "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за занятостью населения и деятельностью, осуществляемой в сфере образования, науки и инноваций" от 06.09.2010 (ред. от 29.08.2013) № 305.
3. Распоряжение Правительства РФ "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" от 17.11.2008 (ред. от 10.02.2017) № 1662-р
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 (ред. от 03.07.2016) № 197-ФЗ
5. Годовой отчет АО "ТАНЕКО". 2016 г.
6. Годовой отчет АО "ТАНЕКО". 2015 г.
7. Общезаводское положение о наставничестве в АО "ТАНЕКО" от 13.08.2015 № 93/01-10
8. Общезаводское положение о порядке и условиях заключения соглашения в связи с прохождением обучения работником Общества от 24.06.2016 № 92/01-10
9. Положение об отделе подготовки кадров от 20.07.2015
10. Стандарт предприятия "Подготовка, переподготовка, повышение квалификации персонала" от 22.11.2015 № 159/01-10-ПРАХ
11. Устав АО "ТАНЕКО" от 5 июня 2015 г.
Научная и учебная литература по теме:
12. Абрамов И.В. Оценка финансовой значимости обучения персонала компаний // Современные аспекты экономики. - 2013. - С. 29.
13. Аксенова Е. А. Управление персоналом - М.: Юнити-Дана, 2012. - С. 194.
14. Андрюшина Т.Н. Альтернативные формы повышения квалификации персонала // Справочник по управлению персоналом. - 2013. - № 4. - С. 39.
15. Анисимова И.Е Концепция формирования системы аудита управления персоналом в организации // Кадровик. - 2012. - №11. - С. 19-24.
16. Арсеньев Ю.Н. Управление персоналом. Модели управления: Учебное пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г. - С. 287.
17. Афонин Ю.А., Жобин А.П., Панкратов А.С. Социальный менеджмент. - М.: МГУ, 2004.
18. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: Учебник - 2¬е изд. - М.: ЮНИТИ, 2009. - С. 560.
19. Бачин Д.А. Наставничество как метод обучения и развития персонала // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 4.
20. Бутурлина И. Алгоритмы построения системы обучения и развития персонала // Справочник по управлению персоналом. - 2012. - №4. - С.19.
21. Борисова Ю. Обучение: инвестиции или расходы // Справочник по управлению персоналом. - 2013. - №12. - С. 44-49.
22. Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: Учебник - М.: Проспект, 2009. - С. 688.
23. Ветлужских Е. Обучаем - оцениваем. Модели критериальной оценки результатов обучения // Справочник по управлению персоналом. -2005. - № 2. - С. 10-18.
24. Ветошкина Т. Формирование менеджмента качества персонала // Кадровик. - 2012. - №1. - С. 42-47.
25. Виханский О.С. Менеджмент: учебник. - 5-е изд. - М.: ИНФРА- М, 2012. - С. 254.
26. Вяземский Е.Е. Система повышения квалификации персонала // Управление персоналом. - 2013.- №7. - С. 16.
27. Горнастаев С. Научить ученого: переподготовка и
профессиональное развитии действующих специалистов методом интегрирующего тренинга // Управление персоналом. - 2014. - №4. - С. 71¬76.
28. Грачев В. Функции службы управления персоналом организации и их систематизация // Кадровик. - 2016. - №5. - С. 36-50.
29. Грэхем Х.Т., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С. 598.
30. Демин А. Программа обучения рабочего персонала по охране труда // Кадровые решения. - 2013. - №12. - С. 86-97.
31. Дырин С.П. Международный опыт управления человеческими ресурсами: Курс лекций - Набережные Челны: НФ НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», 2015.
32. Дырин С.П. Управление персоналом: от кадрового подхода - к многоаспектном // Кадровик. - 2010. - №9.
33. Дырин С.П., Мифтахова Ч.А. Формы и методы обучения персонала // Экономические аспекты регионального развития: история и современность. - Елабуга - Екатеринбург: 2017. - С. 275-278.
34. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2012.
35. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2012. - С. 104.
36. Жданкин Н. Обучение персонала как фактор успеха //
Управление персоналом. - 2012. - 18. - С. 65-68.
37. Кельперис И.И. Повышение квалификации в процессе управления персоналом // Управление персоналом. - 2013. - № 7. - С. 12.
38. Кибанов А.Я. Концепции и виды обучения персонала // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2008. - №9.
39. Кибанов А. Методология оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом // Кадровик. -
2012. - №12. - С. 32-43.
40. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2007.
41. Киркпатрик Д. Л. Четыре ступеньки к успешному тренингу. Практическое руководство по оценке эффективности обучения. - М.: Эйч Ар Медиа, 2008. - С. 128.
42. Колбачев Е.Б. Управление персоналом. Учебное пособие - М: Академцентр, 2007. - С. 270.
43. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие - М.: Экзамен, 2007.
44. Котова Л. Ключевые показатели эффективности системы управления персоналом // Кадровик. - 2013. - №12. - С. 44-50.
45. Магура М.И. Обучение персонала как конкурентное преимущество - М.: Управление персоналом, 2004. - С. 216.
46. Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании. - 2-е изд. - М.: 2013. - С. 157-167.
47. Мифтахова Ч.А. Формы и методы обучения персонала // Аллея науки. - 2017. - №5. - С. 477-480.
48. Михайлова А. «Четыре колеса» адаптации персонала // Кадровик. - 2012. - №2. - С.115-124.
49. Михайлушкин А. И. Развитие системы подготовки и переподготовки кадров - Л. : СПб, 2008. - С. 248.
50. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение- 2-е изд. - М.: ВИНИТИ, 2007. - С. 550.
51. Музыченко В. В. Управление персоналом. Лекции: Учебник для студентов высших учебных заведений - М.: Академия, 2013. - С. 528.
52. Никитин Э. Модернизация системы повышения квалификации // Народное образование. - 2013. - №4. - С. 42-49.
53. Одегов Ю.Г., Котова Л.Р. Подходы к управлению человеческими ресурсами и их влияние на оценку эффективности работы с персоналом // Кадровик. - 2012. - №2. - С. 82-90.
54. Папонова Н. Методы обучения персонала на рабочем месте // Кадры предприятия. - 2013. - №5. - С. 53-58.
55. Папонова, Н. Развивающее обучение // Справочник по управлению персоналом. - 2012. - №4. - С. 38-46.
56. Погодина Г. Обучение персонала производственной компании //
Справочник по управлению персоналом. - 2012. - №6.- С. 88-90.
57. Погодина Г. Стажировка как метод обучения // Справочник по управлению персоналом. - 2012. - №2. - С. 125-127.
58. Симонов А.В. Состояние подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на современных предприятиях // Интеграция образования. - 2012. - № 1. - С. 61-65.
59. Скляренко В. Повышение квалификации персонала компании // Вестник отдела кадров. - 2012. - №32. - С.84-88.
60. Сойфер В.Г. Проблемы повышения квалификации // Трудовое право. - 2014. - № 10. - С. 8-16.
61. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учебно-практическое пособие - 3-е изд. - М.: Дело, 2007.
62. Уварова Г.С. Оценка эффективности инвестиций в обучение персонала - 2012. - № 9. - С. 16-17.
63. Шлянчак Д. Обучение по потребностям // Справочник по управлению персоналом. - 2015. - №5. - С. 91-97.
Электронные ресурсы:
64. TANECO URL:http: //www.taneco .ru/
65. АО «ТАНЕКО» // TATNEFT URL:http://taneco.tatneft.ru/
66. Танеко // Википедия URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%BE
67. Бережливое производство // Центр управления финансами URL: http://center-yf.ru/data/Menedzheru/berezhlivoe-proizvodstvo.php
68. Герт Хофстеде и культурные измерения // J.K. PERSY BLOG URL:https://jkpersyblog.com/gert-xofstede-i-kultumye-izmereniya/
69. Менеджмент в Великобритании: становление, особенности
методов управления // allbest URL:
http://otherreferats.allbest.ru/management/00350547 0.html
70. Методы обучения и развития персонала, применяемые в
Великобритании // hr&trainings URL:
http: //www.trainings. ru/library/articles/?id=6299
71. Операционный менеджмент // StudFiles URL:
http://www.studfiles.ru/preview/5405348/
72. Система Lean: Концепция бережливого производства // Группа
компаний Правовая защита URL:
https://otrude.ru/%D0%B1 %D0%B0%D0%B7%D0%B0-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD
73. Требования к специалистам по управлению персоналом в
Великобритании // Studbooks.net URL:
http: //studbooks. net/1437621/menedzhment/trebovaniya spetsialistam upravleniyu personalom velikobritanii