БЛОГИ О ПУТУШЕСТВИЯХ В СИСТЕМЕ ТРЭВЕЛ- ЖУРНАЛИСТИКИ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Специфика трэвел-журналистики в контексте развития новых медиа 6
1.1. Специфика трэвел-журналистики в блогосфере 6
1.2 Сущность и жанровые особенности трэвел-журналистики 8
1.3 Трэвел-журналистика и трэвел-блогинг и их связь с феноменом
«цифрового номадизма» 15
Глава 2. Структурно-функциональные особенности блогов о путешествиях в системе трэвел - журналистики 25
2.1. Обзор современных интернет журналов-травелогов 25
2.2. Трансформация журнала «Вокруг света»: от журнала к сайту.. .33
2.3. Особенности российских трэвел-блогов 38
Заключение 45
Список использованных источников и литературы 48
Приложение
Глава 1. Специфика трэвел-журналистики в контексте развития новых медиа 6
1.1. Специфика трэвел-журналистики в блогосфере 6
1.2 Сущность и жанровые особенности трэвел-журналистики 8
1.3 Трэвел-журналистика и трэвел-блогинг и их связь с феноменом
«цифрового номадизма» 15
Глава 2. Структурно-функциональные особенности блогов о путешествиях в системе трэвел - журналистики 25
2.1. Обзор современных интернет журналов-травелогов 25
2.2. Трансформация журнала «Вокруг света»: от журнала к сайту.. .33
2.3. Особенности российских трэвел-блогов 38
Заключение 45
Список использованных источников и литературы 48
Приложение
Актуальность темы исследования заключается в том, что трэвел- журналистика - это новая сфера журналистской деятельности, представляющая массовому потребителю информацию о путешествиях, при этом затрагивающая темы географии, истории, культуры, туризма и т. д. Сфера блогинга развивается интенсивно, блогов на тему путешествий становится больше.
С развитием интернета появилось немалое количество платформ, на которых люди, имеющие познания в любой области, могут делиться ими с окружающими и получать обратную связь.
В поиске в любом браузере при запросе о путешествии первым делом выплывают советы, рекомендации экспертов в этой сфере или непрофессиональных блогеров, которые делятся опытом и моментами из собственных путешествий.
Сейчас мы можем узнать интересное по теме туризма не только от турагентств, изданий, рекламных компаний, где и почем отдохнуть. С помощью трэвел-блогеров аудитория может получить эксклюзивную информацию о секретных маршрутах, местах, заведениях, о которых знает не каждый местный и прочувствовать «кухню» изнутри.
Степень изученности. Трэвел-журналистика сравнительно новое понятие. Несмотря на большое количество журналов о путешествиях, активно изучаться данное направление журналистики начало относительно недавно. К авторам, изучавшим данный вопрос, можно отнести А. А. Тертычного, Г. Кубатьяна, И. В. Показаньеву, Ю. В. Ростовскую, С.Ю. Лучинскую ,Н.В. Черепанову и других.
Объект исследования: блоги о путешествиях в системе трэвел- журналистики.
Предмет исследования: Структурно-функциональные особенности блогов о путешествиях в системе трэвел-журналистики.
Цель работы: выявить структурно-функциональные особенности блогов о путешествиях в системе трэвел-журналистики.
Задачи работы:
- выявить особенности трэвел-журналистики как особый вид деятельности;
- выявить тенденции развития трэвел-блогинга;
- выявить тенденции развития трэвел-журналистики в электронных СМИ на примере журнала «Вокруг света»;
- проанализировать российские блоги о путешествиях;
- рассмотреть, как представлены блоги о путешествиях в новых медиа.
Теоретико-методологическая база исследования включает в себя методы анализа и синтеза информации, а также анализ публикаций современных российских блогеров.
Эмпирическая база исследования включает в себя материалы следующих блогеров : Георгия Кубатьяна, Ренаты Смирновой, Сергея Доли, Ивана Дементиевского за период с 20.04.2018 по 20.06.2018 .
Методы исследования. В работе использованы методы наблюдения, обобщения, сравнения, структурно-функциональный анализ и анализ медиаконтента.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы журналистами-практиками, создающими блоги о путешествиях, а также в учебных курсах по блогингу и интернет- журналистики.
Структура работы. Структура работы включает в себя введение, две основных главы с тремя параграфами в каждой из них, заключение, список использованных источников и литературы, приложение. Первая глава посвящена разбору понятий, жанровых особенностей трэвел- журналистики в целом, во второй (эмпирической) части мы анализировали конкретные блоги о путешествиях и трэвел-журнал для выявления структурно-функциональных особенностей.
С развитием интернета появилось немалое количество платформ, на которых люди, имеющие познания в любой области, могут делиться ими с окружающими и получать обратную связь.
В поиске в любом браузере при запросе о путешествии первым делом выплывают советы, рекомендации экспертов в этой сфере или непрофессиональных блогеров, которые делятся опытом и моментами из собственных путешествий.
Сейчас мы можем узнать интересное по теме туризма не только от турагентств, изданий, рекламных компаний, где и почем отдохнуть. С помощью трэвел-блогеров аудитория может получить эксклюзивную информацию о секретных маршрутах, местах, заведениях, о которых знает не каждый местный и прочувствовать «кухню» изнутри.
Степень изученности. Трэвел-журналистика сравнительно новое понятие. Несмотря на большое количество журналов о путешествиях, активно изучаться данное направление журналистики начало относительно недавно. К авторам, изучавшим данный вопрос, можно отнести А. А. Тертычного, Г. Кубатьяна, И. В. Показаньеву, Ю. В. Ростовскую, С.Ю. Лучинскую ,Н.В. Черепанову и других.
Объект исследования: блоги о путешествиях в системе трэвел- журналистики.
Предмет исследования: Структурно-функциональные особенности блогов о путешествиях в системе трэвел-журналистики.
Цель работы: выявить структурно-функциональные особенности блогов о путешествиях в системе трэвел-журналистики.
Задачи работы:
- выявить особенности трэвел-журналистики как особый вид деятельности;
- выявить тенденции развития трэвел-блогинга;
- выявить тенденции развития трэвел-журналистики в электронных СМИ на примере журнала «Вокруг света»;
- проанализировать российские блоги о путешествиях;
- рассмотреть, как представлены блоги о путешествиях в новых медиа.
Теоретико-методологическая база исследования включает в себя методы анализа и синтеза информации, а также анализ публикаций современных российских блогеров.
Эмпирическая база исследования включает в себя материалы следующих блогеров : Георгия Кубатьяна, Ренаты Смирновой, Сергея Доли, Ивана Дементиевского за период с 20.04.2018 по 20.06.2018 .
Методы исследования. В работе использованы методы наблюдения, обобщения, сравнения, структурно-функциональный анализ и анализ медиаконтента.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы журналистами-практиками, создающими блоги о путешествиях, а также в учебных курсах по блогингу и интернет- журналистики.
Структура работы. Структура работы включает в себя введение, две основных главы с тремя параграфами в каждой из них, заключение, список использованных источников и литературы, приложение. Первая глава посвящена разбору понятий, жанровых особенностей трэвел- журналистики в целом, во второй (эмпирической) части мы анализировали конкретные блоги о путешествиях и трэвел-журнал для выявления структурно-функциональных особенностей.
Говоря об особенностях трэвел-журналистики, не стоит забывать и о том, что осуществление журналистской деятельности за рубежом и организация экспедиций требуют немалых затрат, поэтому готовый тревел- продукт стоит дороже других медиапродуктов. Таким образом, многие тревел-материалы создаются при спонсорской поддержке туристических компаний и PR-агентств принимающих стран. Так экономический фактор делает трэвел-журналистов легкой добычей для рекламистов .
Таким образом, мы рассмотрели трэвел-журналистику, как новую сферу журналистской деятельности и выявили ряд особенностей, которые отличают ее от других направлений в журналистике. К этим особенностям относятся:
- структура и драматургия трэвел-текста;
- авторское присутствие в тексте;
- технические особенности (особенности сбора информации); экономический фактор.
Трэвел-журналистика представляет собой особое направление журналистики, которое предоставляет массовому потребителю информацию о путешествиях, туризме, затрагивает темы истории, географии, культуры, искусства, этики, философии и другие. В последние годы трэвел- журналистика становится все более популярной в России в связи с развитием как международного, так и внутреннего туризма, развитием интернета и социальных сетей, а также появлением различных возможностей путешествовать (туры, самостоятельный туризм, автостоп, обмен домами и т.д.), т.е. тех возможностей, которых не было в советском прошлом.
Зарождение трэвел-журналистики связано еще с путевыми очерками российских писателей 18 века. Безусловно, знаковым событием явился выпуск журнала «Вокруг света» в 1861 г. Дальнейшее развитие трэвел- журналистики обусловлено политической и экономической ситуацией в стране. Так, советские издания, в том числе, туристические, не освещали множества интересных фактов из жизни других стран. Основная доля материалов повествовала о событиях внутри СССР, и лишь небольшая часть - о событиях в странах соцлагеря. Бурный рост количества изданий произошел после 1993 г., что обусловлено развалом СССР и началом стабилизации экономической ситуации в стране. В настоящее время большое количество различного трэвел-контента и развитие интернета ставит перед печатными изданиями задачу быть представленными также и в интернете. Кратко охарактеризовав самые знаковые трэвел-программы, мы проследили путь становления самого жанра телевизионной трэвел-программы. Несомненно, за всю историю отечественного телевидения трэвел-программ было больше, однако мы выделили наиболее существенные для данного исследования. Приведенная история телевизионной трэвел-журналистики в России позволяет нам выявить некоторые закономерности развития, проблемы и тенденции современной трэвел-журналистики.
Мы выяснили, что в настоящее время формируется единая мультимедийная среда, в которой могут свободно циркулировать потоки медиа-контента вне зависимости от страны производства. Общедоступность этой среды, и в частности функционирование Интернета как социальной трибуны, доступ к которой есть у каждого, и есть реализованная глобализация в сфере СМИ. Современная российская трэвел-журналистика находится на пороге перехода на новый этап развития, когда пользователь телевидения сам по желанию сможет не только составить собственную телепрограмму, но и участвовать в ее создании.
Проанализированный нами журнал «Вокруг света» как ярчайший представитель трэвел-журнала в России прошел долгий путь своего становления и развития и сохранил свою аудиторию читателей, которая предпочитает печатные издания и информационные статьи. При этом журнал идет в ногу со временем, основная тенденция которого уход аудитории в интернет. Для сохранения популярности журнала созданы сайт, GPS- путеводитель (для поддержки аудитории в путешествиях), а также аккаунты в социальных сетях. Сама аудитория при этом становится участником процесса формирования так называемой «народной журналистики». Интерактивность идет рука об руку с медийной демассификацией и индивидуализацией, когда потребитель сам формирует свое информационное меню, выбирая интересующие его материалы.
Проведенный анализ современных трэвел-блогов как профессионалов журналистики (Георгия Кубатьяна), так и непрофессионалов (Сергея Доли, Ренаты Смирновой) позволил подтвердить следующие особенности и тенденции развития трэвел-журналистики. Во-первых, на первое место в непрофессиональных блогах выходит визуальное воспроизведение действительности - фотография. При этом в блогах типа живого журнала (Сергей Доля) текст также имеет важное значение, описывая действительность, а Instagramm-блогах на первое место выходит персонификация и включение микротекстов авторского «я». В блогах профессиональных журналистов (Георгий Кубатьян) фоторграфии также играют важную роль, однако они являются подкреплением текста, а не наоборот. Жанровое смешение, выявленное нами во всех видах блогов позволяет заинтересовать внимание аудитории, а бытовизация реальности (описание отелей, ресторанов, фитнес-центров, способов проезда) позволяют сделать информацию из блогов практически применимой для читателей.
Таким образом, мы рассмотрели трэвел-журналистику, как новую сферу журналистской деятельности и выявили ряд особенностей, которые отличают ее от других направлений в журналистике. К этим особенностям относятся:
- структура и драматургия трэвел-текста;
- авторское присутствие в тексте;
- технические особенности (особенности сбора информации); экономический фактор.
Трэвел-журналистика представляет собой особое направление журналистики, которое предоставляет массовому потребителю информацию о путешествиях, туризме, затрагивает темы истории, географии, культуры, искусства, этики, философии и другие. В последние годы трэвел- журналистика становится все более популярной в России в связи с развитием как международного, так и внутреннего туризма, развитием интернета и социальных сетей, а также появлением различных возможностей путешествовать (туры, самостоятельный туризм, автостоп, обмен домами и т.д.), т.е. тех возможностей, которых не было в советском прошлом.
Зарождение трэвел-журналистики связано еще с путевыми очерками российских писателей 18 века. Безусловно, знаковым событием явился выпуск журнала «Вокруг света» в 1861 г. Дальнейшее развитие трэвел- журналистики обусловлено политической и экономической ситуацией в стране. Так, советские издания, в том числе, туристические, не освещали множества интересных фактов из жизни других стран. Основная доля материалов повествовала о событиях внутри СССР, и лишь небольшая часть - о событиях в странах соцлагеря. Бурный рост количества изданий произошел после 1993 г., что обусловлено развалом СССР и началом стабилизации экономической ситуации в стране. В настоящее время большое количество различного трэвел-контента и развитие интернета ставит перед печатными изданиями задачу быть представленными также и в интернете. Кратко охарактеризовав самые знаковые трэвел-программы, мы проследили путь становления самого жанра телевизионной трэвел-программы. Несомненно, за всю историю отечественного телевидения трэвел-программ было больше, однако мы выделили наиболее существенные для данного исследования. Приведенная история телевизионной трэвел-журналистики в России позволяет нам выявить некоторые закономерности развития, проблемы и тенденции современной трэвел-журналистики.
Мы выяснили, что в настоящее время формируется единая мультимедийная среда, в которой могут свободно циркулировать потоки медиа-контента вне зависимости от страны производства. Общедоступность этой среды, и в частности функционирование Интернета как социальной трибуны, доступ к которой есть у каждого, и есть реализованная глобализация в сфере СМИ. Современная российская трэвел-журналистика находится на пороге перехода на новый этап развития, когда пользователь телевидения сам по желанию сможет не только составить собственную телепрограмму, но и участвовать в ее создании.
Проанализированный нами журнал «Вокруг света» как ярчайший представитель трэвел-журнала в России прошел долгий путь своего становления и развития и сохранил свою аудиторию читателей, которая предпочитает печатные издания и информационные статьи. При этом журнал идет в ногу со временем, основная тенденция которого уход аудитории в интернет. Для сохранения популярности журнала созданы сайт, GPS- путеводитель (для поддержки аудитории в путешествиях), а также аккаунты в социальных сетях. Сама аудитория при этом становится участником процесса формирования так называемой «народной журналистики». Интерактивность идет рука об руку с медийной демассификацией и индивидуализацией, когда потребитель сам формирует свое информационное меню, выбирая интересующие его материалы.
Проведенный анализ современных трэвел-блогов как профессионалов журналистики (Георгия Кубатьяна), так и непрофессионалов (Сергея Доли, Ренаты Смирновой) позволил подтвердить следующие особенности и тенденции развития трэвел-журналистики. Во-первых, на первое место в непрофессиональных блогах выходит визуальное воспроизведение действительности - фотография. При этом в блогах типа живого журнала (Сергей Доля) текст также имеет важное значение, описывая действительность, а Instagramm-блогах на первое место выходит персонификация и включение микротекстов авторского «я». В блогах профессиональных журналистов (Георгий Кубатьян) фоторграфии также играют важную роль, однако они являются подкреплением текста, а не наоборот. Жанровое смешение, выявленное нами во всех видах блогов позволяет заинтересовать внимание аудитории, а бытовизация реальности (описание отелей, ресторанов, фитнес-центров, способов проезда) позволяют сделать информацию из блогов практически применимой для читателей.



