ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ 5
1.1. Сущность и принципы исламских финансов 5
1.2. Основные инструменты исламских финансов 11
1.3. Исламские финансовые институты 24
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСЛАМСКИХ БАНКОВ
2.1. Мировой опыт реализации исламских финансов в мультикультурных странах 36
2.2. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи рентабельности
собственного капитала и показателей эффективности деятельности исламских и традиционных банков 44
2.3. Сравнительный финансовый анализ развития банков 51
3. ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ 5
1.1. Сущность и принципы исламских финансов 5
1.2. Основные инструменты исламских финансов 11
1.3. Исламские финансовые институты 24
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСЛАМСКИХ БАНКОВ
2.1. Мировой опыт реализации исламских финансов в мультикультурных странах 36
2.2. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи рентабельности
собственного капитала и показателей эффективности деятельности исламских и традиционных банков 44
2.3. Сравнительный финансовый анализ развития банков 51
3. ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На сегодняшний день существующая финансовая система страны ввиду экономических санкций, стагнации реального сектора, кризисов испытывает серьезные потрясения. Становятся все более актуальными поиск альтернативных источников привлечения капитала, интеграция с новыми рынками капитала, инвесторами и клиентами. Особое внимание в этой связи уделяется исламским финансам.
Экономическая модель, получившая широкое распространение в странах Персидского залива, представляется альтернативой существующей капиталистической модели хозяйствования. За последнее десятилетие ее элементы - банки, фонды, страховые компании, корпорации - начали вести свою деятельность в мультикультурных странах, предоставляя потребителям широкий выбор новых финансовых продуктов и становясь новым трендом. Россия также не стала исключением и сегодня широко обсуждается вопрос о создании таких институтов в нашей стране на базе регионов с преобладающим мусульманским населением: Республика Татарстан, Дагестан, Чечня. Возросший интерес проистекает из необходимости реструктуризации финансового рынка, привлечения новых капиталов, инвесторов и ресурсов, которые бы позволили в условиях кризиса стимулировать развитие экономики.
Исследованием исламских финансов посвящены труды зарубежных и отечественных ученых, таких как M. U. Chapra, М.А. Mannan, Monzer Kahf, M.N. Siddiqi, Hennie van Greuning and Zamir Iqbal, Mufti Muhammad Taqi Usmani, Р.И. Беккин, Судин Харон и Ван Нурсофиза Ван Азми. Большинство исследований посвящено теоретическим аспектам исламских финансов: философия и принципы, инструменты реализации. Также некоторые работы посвящены эффективности исламских инструментов в экономике мусульманских стран, но не рассматривают аспекты их деятельности в мультикультурных обществах с иным восприятием предложенных механизмов финансирования.
Целью работы является анализ экономической эффективности исламской финансовой модели в немусульманских странах и рассмотрение принципиальных условий ее функционирования.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
- изучить концептуальные основы исламских финансов;
- проанализировать механизмы и инструменты реализации основных форм финансирования;
- рассмотреть состояние отрасли на сегодняшний день;
- провести сравнительный анализ эффективности деятельности исламских и конвенциональных финансовых институтов;
- раскрыть возможность создания таких институтов в России на примере Республики Татарстан;
- предложить рекомендации по развитию исламских финансовых институтов в России.
Предметом работы выступает исламская модель организации финансов. Объектом - исламские банки стран содружества Персидского залива и Великобритании, а также конвенциональные банки Великобритании, предоставляющие исламские услуги.
Теоретическим и фактическим материалом служили монографии и статьи ведущих зарубежных и отечественных ученых; также были использованы статистические материалы Ernst&Young, UK Trade &Investment, The Banker, The City UK Islamic Finance Market Advisory Group.
Информационной базой работы стали корпоративные отчеты исламских и традиционных банков, размещенные в открытом доступе на официальных сайтах. При обработки статистической информации был использован специализированный статистический пакет для анализа данных GRETL.
Практическая значимость исследования проявляется в том, что полученные выводы могут служить вкладом в формирование основ для реализации исламской модели финансов в мультикультурном обществе.
Экономическая модель, получившая широкое распространение в странах Персидского залива, представляется альтернативой существующей капиталистической модели хозяйствования. За последнее десятилетие ее элементы - банки, фонды, страховые компании, корпорации - начали вести свою деятельность в мультикультурных странах, предоставляя потребителям широкий выбор новых финансовых продуктов и становясь новым трендом. Россия также не стала исключением и сегодня широко обсуждается вопрос о создании таких институтов в нашей стране на базе регионов с преобладающим мусульманским населением: Республика Татарстан, Дагестан, Чечня. Возросший интерес проистекает из необходимости реструктуризации финансового рынка, привлечения новых капиталов, инвесторов и ресурсов, которые бы позволили в условиях кризиса стимулировать развитие экономики.
Исследованием исламских финансов посвящены труды зарубежных и отечественных ученых, таких как M. U. Chapra, М.А. Mannan, Monzer Kahf, M.N. Siddiqi, Hennie van Greuning and Zamir Iqbal, Mufti Muhammad Taqi Usmani, Р.И. Беккин, Судин Харон и Ван Нурсофиза Ван Азми. Большинство исследований посвящено теоретическим аспектам исламских финансов: философия и принципы, инструменты реализации. Также некоторые работы посвящены эффективности исламских инструментов в экономике мусульманских стран, но не рассматривают аспекты их деятельности в мультикультурных обществах с иным восприятием предложенных механизмов финансирования.
Целью работы является анализ экономической эффективности исламской финансовой модели в немусульманских странах и рассмотрение принципиальных условий ее функционирования.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
- изучить концептуальные основы исламских финансов;
- проанализировать механизмы и инструменты реализации основных форм финансирования;
- рассмотреть состояние отрасли на сегодняшний день;
- провести сравнительный анализ эффективности деятельности исламских и конвенциональных финансовых институтов;
- раскрыть возможность создания таких институтов в России на примере Республики Татарстан;
- предложить рекомендации по развитию исламских финансовых институтов в России.
Предметом работы выступает исламская модель организации финансов. Объектом - исламские банки стран содружества Персидского залива и Великобритании, а также конвенциональные банки Великобритании, предоставляющие исламские услуги.
Теоретическим и фактическим материалом служили монографии и статьи ведущих зарубежных и отечественных ученых; также были использованы статистические материалы Ernst&Young, UK Trade &Investment, The Banker, The City UK Islamic Finance Market Advisory Group.
Информационной базой работы стали корпоративные отчеты исламских и традиционных банков, размещенные в открытом доступе на официальных сайтах. При обработки статистической информации был использован специализированный статистический пакет для анализа данных GRETL.
Практическая значимость исследования проявляется в том, что полученные выводы могут служить вкладом в формирование основ для реализации исламской модели финансов в мультикультурном обществе.
Исламские финансы представляют собой совокупность методов и механизмов финансирования, позволяющих осуществлять экономическую деятельность без нарушения базовых принципов, сформулированных в шариате. Их главная особенность - серьезное влияние религиозных норм и принципов ислама, обусловливающих порядок совершения операций и перечень применяемых инструментов.
В исламе сформулировано несколько краеугольных принципов, на которых строится весь механизм исламского финансирования:
- запрет рибы - осуществления операций, содержащих ссудный процент, так как деньги являются средством обращения, мерой стоимости, но не предметом купли-продажи. Использование процента невозможно по таким этическим причинам, как недопустимость эксплуатации, несправедливости, присвоение чужого имущества, коррупция;
- сделки с неопределенными исходом и высоким риском;
- недопустимость инвестирования средств в запрещенную шариатом деятельность: производства табака и алкоголя, азартные игры, наркотики, порнографическую индустрию;
- ярко выраженная социальная ориентация деятельности исламских финансовых институтов;
- соблюдение этичности и прозрачности сделок;
- поддержание принципов здоровой конкуренции;
- соблюдение принципа разделения прибыли и убытков, в соответствии с которым участники сделки в заранее оговоренных долях распределяют между собой результаты экономической деятельности.
В практическом выражении исламские финансы представлены следующими элементами: банками, страховыми компаниями,
инвестиционными фондами. Если рассматривать институциональный срез, то наиболее широкое распространение получил банкинг, являясь основным сосредоточением исламских продуктов. Такафул и фонды на мировом рынке представлены ограничено. Быстрорастущим сектором выступают ценные бумаги - сукук.
Идеальными формами финансирования в исламе считаются мушарака и мудараба, однако в условиях современной экономики они получили небольшое распространение. Гораздо большей популярностью пользуются такие продукты, как мудараба, мурабаха, истисна, иджара и салам. Стоит отметить, что эти механизмы являются весьма спорными, так как в той или иной форме в них присутствует скрытый ссудный процент.
Бурное развитие исламских финансы получили в странах Персидского залива и странах Южнее Сахары. Исследования, проводимые в данном регионе, доказывают их прибыльность и конкурентоспособность. С одной стороны, это обеспечивается большим количеством мусульманского населения, а с другой, лояльной законодательной системой. Если говорить о странах Европы, Северной Америки и Австралии, то полноценных исследований исламских финансах в этих странах не проводилось. Наиболее развитой инфраструктурой для успешной деятельности этичных институтов обладает Великобритания, согласовавшая отдельные законодательные положения с нормами шариата, а также поощряя вовлечение исламского капитала в крупные проекты.
В нашей работе мы пытались ответить на вопрос: так ли эффективна работа исламских банков в мультикультурных странах по сравнению со странами Персидского залива, а также определить наиболее оптимальные модели реализации этичных инструментов: полноценные банки или исламские окна. В качестве критерия была выбрана рентабельность собственного капитала, отображающая эффективность деятельности компании с точки зрения собственников.
Базой исследования выступали исламские и конвенциональные банки Великобритании и стран сотрудничества Персидского залива, а именно Катара, Саудовской Аравии, Кувейта, Объединенных Арабских Эмират. Источником данных служила корпоративная отчетность, размещаемая компаниями на их сайте.
В качестве объясняющих переменных были выбраны:
- достаточность капитала;
- качество прибыли;
- чистая прибыль;
- активы банка.
По результатам корреляционно-регрессионного и сравнительного анализа были получены следующие выводы:
- с точки зрения рынка наиболее сильное влияние оказывают качество прибыли и достаточность капитала;
- сравнение трех типов институтов показало, что исламские банки в мультикультурных обществах менее эффективны: они более подвержены рыночным кризисам и волатильности, требуют большего средств на поддержание устойчивости, дают низкую отдачу от вложенных средств;
- экономически оптимальным входом на рынок немусульманских банковских услуг является открытие исламских окон в традиционных банках: они расширяют диапазон предлагаемых продуктов, но обладают ресурсами для обеспечения деятельности в случае шоков.
Помимо сравнительного анализа на примере банков Великобритании были рассмотрены условия для существования таких институтов в России на примере Татарстана. Вход на рынок банковских услуг осложняется высокими административными барьерами, насыщенностью услугами, наличием крупных конкурентов, снижением платежеспособности клиентов. Потенциальные потребители на сегодняшний день не имеют четкого представления о исламских финансовых продуктах, не видят различия между традиционными и альтернативными инструментами. Существующая регулятивная среда не рассчитана на появление беспроцентных банков, а часть операций подвергаются двойному налогообложению. Возникают риски создания квази- исламских инструментов, где на самом деле проводятся обычные операции либо махинации.
Предложены следующие рекомендации по внедрению исламских финансов в России:
- проводить серьезную разъяснительную работу со стейкхолдерами, рассказывая о преимуществах исламского банкинга, его инструментов;
- рассмотреть возможность входа с адаптированной линейкой продуктов;
- привлекать исламский капитал для финансирования крупных инфраструктурных проектов.
В исламе сформулировано несколько краеугольных принципов, на которых строится весь механизм исламского финансирования:
- запрет рибы - осуществления операций, содержащих ссудный процент, так как деньги являются средством обращения, мерой стоимости, но не предметом купли-продажи. Использование процента невозможно по таким этическим причинам, как недопустимость эксплуатации, несправедливости, присвоение чужого имущества, коррупция;
- сделки с неопределенными исходом и высоким риском;
- недопустимость инвестирования средств в запрещенную шариатом деятельность: производства табака и алкоголя, азартные игры, наркотики, порнографическую индустрию;
- ярко выраженная социальная ориентация деятельности исламских финансовых институтов;
- соблюдение этичности и прозрачности сделок;
- поддержание принципов здоровой конкуренции;
- соблюдение принципа разделения прибыли и убытков, в соответствии с которым участники сделки в заранее оговоренных долях распределяют между собой результаты экономической деятельности.
В практическом выражении исламские финансы представлены следующими элементами: банками, страховыми компаниями,
инвестиционными фондами. Если рассматривать институциональный срез, то наиболее широкое распространение получил банкинг, являясь основным сосредоточением исламских продуктов. Такафул и фонды на мировом рынке представлены ограничено. Быстрорастущим сектором выступают ценные бумаги - сукук.
Идеальными формами финансирования в исламе считаются мушарака и мудараба, однако в условиях современной экономики они получили небольшое распространение. Гораздо большей популярностью пользуются такие продукты, как мудараба, мурабаха, истисна, иджара и салам. Стоит отметить, что эти механизмы являются весьма спорными, так как в той или иной форме в них присутствует скрытый ссудный процент.
Бурное развитие исламских финансы получили в странах Персидского залива и странах Южнее Сахары. Исследования, проводимые в данном регионе, доказывают их прибыльность и конкурентоспособность. С одной стороны, это обеспечивается большим количеством мусульманского населения, а с другой, лояльной законодательной системой. Если говорить о странах Европы, Северной Америки и Австралии, то полноценных исследований исламских финансах в этих странах не проводилось. Наиболее развитой инфраструктурой для успешной деятельности этичных институтов обладает Великобритания, согласовавшая отдельные законодательные положения с нормами шариата, а также поощряя вовлечение исламского капитала в крупные проекты.
В нашей работе мы пытались ответить на вопрос: так ли эффективна работа исламских банков в мультикультурных странах по сравнению со странами Персидского залива, а также определить наиболее оптимальные модели реализации этичных инструментов: полноценные банки или исламские окна. В качестве критерия была выбрана рентабельность собственного капитала, отображающая эффективность деятельности компании с точки зрения собственников.
Базой исследования выступали исламские и конвенциональные банки Великобритании и стран сотрудничества Персидского залива, а именно Катара, Саудовской Аравии, Кувейта, Объединенных Арабских Эмират. Источником данных служила корпоративная отчетность, размещаемая компаниями на их сайте.
В качестве объясняющих переменных были выбраны:
- достаточность капитала;
- качество прибыли;
- чистая прибыль;
- активы банка.
По результатам корреляционно-регрессионного и сравнительного анализа были получены следующие выводы:
- с точки зрения рынка наиболее сильное влияние оказывают качество прибыли и достаточность капитала;
- сравнение трех типов институтов показало, что исламские банки в мультикультурных обществах менее эффективны: они более подвержены рыночным кризисам и волатильности, требуют большего средств на поддержание устойчивости, дают низкую отдачу от вложенных средств;
- экономически оптимальным входом на рынок немусульманских банковских услуг является открытие исламских окон в традиционных банках: они расширяют диапазон предлагаемых продуктов, но обладают ресурсами для обеспечения деятельности в случае шоков.
Помимо сравнительного анализа на примере банков Великобритании были рассмотрены условия для существования таких институтов в России на примере Татарстана. Вход на рынок банковских услуг осложняется высокими административными барьерами, насыщенностью услугами, наличием крупных конкурентов, снижением платежеспособности клиентов. Потенциальные потребители на сегодняшний день не имеют четкого представления о исламских финансовых продуктах, не видят различия между традиционными и альтернативными инструментами. Существующая регулятивная среда не рассчитана на появление беспроцентных банков, а часть операций подвергаются двойному налогообложению. Возникают риски создания квази- исламских инструментов, где на самом деле проводятся обычные операции либо махинации.
Предложены следующие рекомендации по внедрению исламских финансов в России:
- проводить серьезную разъяснительную работу со стейкхолдерами, рассказывая о преимуществах исламского банкинга, его инструментов;
- рассмотреть возможность входа с адаптированной линейкой продуктов;
- привлекать исламский капитал для финансирования крупных инфраструктурных проектов.
Подобные работы
- ШАРИАТ В КУЛЬТУРЕ ТАТАРСКОГО НАРОДА
Магистерская диссертация, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



