Русско-европейский симфонизм и становление татарской классической музыки на рубеже XIX - первые десятилетия XX века
|
Введение 3
Глава 1. Русско-европейский симфонизм в контексте межкультурного диалога «Запад-Восток» 9
1.1. Музыкальная культура Казани в дореволюционный период 9
1.2. «Русско-европейский симфонизм» и тюркско-татарская пентатоника 23
Глава 2. Проблема взаимовлияния музыкальных культур в татарстанском регионе XIX — XX вв 46
2.1. Вклад русских композиторов в историю формирования музыкальной культуры Казани 46
2.2. Особенности процесса становления татарской классической музыки 67
Заключение
Список использованных источников и литературы 85
Приложения
Глава 1. Русско-европейский симфонизм в контексте межкультурного диалога «Запад-Восток» 9
1.1. Музыкальная культура Казани в дореволюционный период 9
1.2. «Русско-европейский симфонизм» и тюркско-татарская пентатоника 23
Глава 2. Проблема взаимовлияния музыкальных культур в татарстанском регионе XIX — XX вв 46
2.1. Вклад русских композиторов в историю формирования музыкальной культуры Казани 46
2.2. Особенности процесса становления татарской классической музыки 67
Заключение
Список использованных источников и литературы 85
Приложения
Актуальность исследования. XX век, в котором произошло становление татарской классической музыки, ознаменовался утверждением в ней норм русско-европейского музыкального профессионализма, появлением жанров европейской музыки, формированием национальной композиторской школы. Именно в начале XX века в нашем регионе сложилась уникальная историко-культурная ситуация, обусловленная «джадидизмом», целью которого была «европеизация» всех сторон жизни татарского общества.
В настоящее время в Казани, несмотря на активную политику государства по сохранению и восстановлению памятников историко-культурного наследия, музыкальная культурная составляющая в исследовательском плане занимает не самое первое место. В результате чего, творчество целой плеяды ранее известных композиторов, деятелей музыкального искусства рубежа XIX-XX вв. до сих пор не изучено в полной мере. Этот факт отмечен в трудах профессора Ф.Ш. Салитовой, которая констатирует, что «изучение, анализ и оценка вклада многих русских композиторов в становление музыкального образования Казанского края всё еще остаются за пределами внимания исследователей».
Тем не менее, интерес к данной проблеме все же существует. Можно обозначить две совершенно противоположные тенденции в истории музыкальной культуры региона. Это, с одной стороны, процесс европеизации татарской народной музыкальной культуры, где обобщение опыта предшествующих композиторов во многом предопределило становление татарской классической музыки; с другой стороны - это, ставшая в настоящее время актуальной, проблема стирания тюркско-татарской идентичности, где исполнительство национальной музыки на национальных инструментах стало большой редкостью.
Научная состоятельность темы. Обзор научной литературы показывает, что данный период развития татарского музыкального просветительства в настоящее время остается малоизученным. Дальнейшего изучения требуют такие вопросы, как сами возможности европеизации национальной классической музыки, профессиональная подготовка учителей музыки для казанских музыкальных школ, а также вопросы русско-татарских и русско-европейских взаимосвязей в области музыкального искусства в изучаемый период.
Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью исследования особенностей становления татарской национальной классической музыки с конца ХТХ до первой четверти XX вв. и недостаточной разработанностью рассматриваемой проблемы в её сущностном, системном и концептуальном аспектах со стороны русско-европейского влияния.
Этот факт позволяет выявить проблему культурного восприятия и трансляции русско-европейского симфонизма в условиях формирования татарской национальной классической музыки в к. XIX - первые десятилетия XX вв.
Объектом исследования является русско-европейский симфонизм как источник синтеза в музыкальном искусстве тюркских народов.
Предметом исследования является взаимодействие русско- европейских и татарских национальных традиций в процессе становления татарской классической музыки.
Цель исследования: выявить роль и характер влияния русско- европейских композиционных идей на формирование национальной классической музыки в регионе.
В соответствии с постановкой проблемы, определением объекта, предметам цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать культурно-историческую ситуацию, сложившуюся в Казани в к. XIX - первые десятилетия XX вв.
2. Дать сравнительную характеристику русско-европейского и татарского музыкального искусства в рассматриваемый период.
3. Определить уровень развития профессиональной музыкальной культуры в Казани рубежа XIX - XX вв.
4. Проследить диалогический характер становления татарской классической музыки в данный период.
Обзор литературы. В данной работе широко использовались труды композиторов, музыкальных критиков, культурологов, искусствоведов, материалы периодической печати к. XIX - н. XX вв., отечественной и татарской музыковедческой литературы по исследуемой проблеме, а также современная учебно-методическая литература.
Основу источниковой базы исследования составил разнообразный круг письменных источников, где особую ценность представляют материалы отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Лобачевского. Это периодическая печать к. XIX - н. XX вв. («Казанские губернские ведомости» , «Волжско-Камское слово» , «Исторический вестник», «Казанский телеграф»3 и др.), эпистолярная литература (М.П. Мусоргский «Письма к Стасову» ), книги и архивные документы (рукописные нотные издания и научный доклад И.А. Козлова, Отчет Казанского отделения И.Р.М.О. ).
Справочные издания XIX - начала XX веков, написанные известными дореволюционными историками Казани (Н.П. Загоскин, М.С. Рыбушкин"), которые наряду с фактическими данными позволяют расширить знания о культуре Казани прошлой эпохи в целом.
Основу историографической базы исследования составили монографии, статьи и рецензии российских авторов, непосредственно разрабатывавших тему «Музыкальное искусство в Казани», таких, как А.Н. Валиахметова , Я.М. Гиршман , В.Р. Загидуллина , Г.М. Кантор , Е.В. Порфирьева , З.Н. Сайдашева , Ф.Ш. Салитова и др.
Помимо этого, были привлечены труды историков и искусствоведов (Д.А. Рахимова , О.В. Радзецкая ), в том числе и зарубежных (Б. Барток , Е. Шюнман) занимающихся вопросами взаимодействия культур Востока и Запада, а так же вопросами социологии и эстетики музыкального искусства (А.И. Coxop , А.Н. Познанский ). Здесь стоит выделить научные труды композитора У, Гаджибекова23, который уделял большое внимание освоению европейских оркестровых средств и их соответствия характеру восточной музыки. Ему принадлежит ряд статей по проблемам инструментовки, среди которых «Восточная музыка и европейские музыкальные инструменты», «Западные и восточные музыкальные инструменты».
Роль важных ориентирующих установок в ходе исследования выполнили теоретические положения, заключенные в трудах по истории русской культуры и образования, принадлежащих Б.В. Асафьеву, М.М. Бахтину, М.Г. Арановскому, А. Ф. Лосеву и др.
Методологическую основу исследования составили системный, культурологический, искусствоведческий, антропологический, а так же аксиологический (ценностный) подходы. Широко применяемый метод историзма позволил прийти к целостному представлению о формировании традиции академического музыкального образования в Казани в дореволюционный период.
Для оценки вклада отдельных композиторов в развитие татарской классической музыки, выявления основных направлений в музыкальном искусстве Казани к. ХТХ - н. XX вв. используется сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить в анализируемых работах то новое, что было привнесено музыкальными деятелями по сравнению с их предшественниками.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В настоящее время в Казани, несмотря на активную политику государства по сохранению и восстановлению памятников историко-культурного наследия, музыкальная культурная составляющая в исследовательском плане занимает не самое первое место. В результате чего, творчество целой плеяды ранее известных композиторов, деятелей музыкального искусства рубежа XIX-XX вв. до сих пор не изучено в полной мере. Этот факт отмечен в трудах профессора Ф.Ш. Салитовой, которая констатирует, что «изучение, анализ и оценка вклада многих русских композиторов в становление музыкального образования Казанского края всё еще остаются за пределами внимания исследователей».
Тем не менее, интерес к данной проблеме все же существует. Можно обозначить две совершенно противоположные тенденции в истории музыкальной культуры региона. Это, с одной стороны, процесс европеизации татарской народной музыкальной культуры, где обобщение опыта предшествующих композиторов во многом предопределило становление татарской классической музыки; с другой стороны - это, ставшая в настоящее время актуальной, проблема стирания тюркско-татарской идентичности, где исполнительство национальной музыки на национальных инструментах стало большой редкостью.
Научная состоятельность темы. Обзор научной литературы показывает, что данный период развития татарского музыкального просветительства в настоящее время остается малоизученным. Дальнейшего изучения требуют такие вопросы, как сами возможности европеизации национальной классической музыки, профессиональная подготовка учителей музыки для казанских музыкальных школ, а также вопросы русско-татарских и русско-европейских взаимосвязей в области музыкального искусства в изучаемый период.
Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью исследования особенностей становления татарской национальной классической музыки с конца ХТХ до первой четверти XX вв. и недостаточной разработанностью рассматриваемой проблемы в её сущностном, системном и концептуальном аспектах со стороны русско-европейского влияния.
Этот факт позволяет выявить проблему культурного восприятия и трансляции русско-европейского симфонизма в условиях формирования татарской национальной классической музыки в к. XIX - первые десятилетия XX вв.
Объектом исследования является русско-европейский симфонизм как источник синтеза в музыкальном искусстве тюркских народов.
Предметом исследования является взаимодействие русско- европейских и татарских национальных традиций в процессе становления татарской классической музыки.
Цель исследования: выявить роль и характер влияния русско- европейских композиционных идей на формирование национальной классической музыки в регионе.
В соответствии с постановкой проблемы, определением объекта, предметам цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать культурно-историческую ситуацию, сложившуюся в Казани в к. XIX - первые десятилетия XX вв.
2. Дать сравнительную характеристику русско-европейского и татарского музыкального искусства в рассматриваемый период.
3. Определить уровень развития профессиональной музыкальной культуры в Казани рубежа XIX - XX вв.
4. Проследить диалогический характер становления татарской классической музыки в данный период.
Обзор литературы. В данной работе широко использовались труды композиторов, музыкальных критиков, культурологов, искусствоведов, материалы периодической печати к. XIX - н. XX вв., отечественной и татарской музыковедческой литературы по исследуемой проблеме, а также современная учебно-методическая литература.
Основу источниковой базы исследования составил разнообразный круг письменных источников, где особую ценность представляют материалы отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Лобачевского. Это периодическая печать к. XIX - н. XX вв. («Казанские губернские ведомости» , «Волжско-Камское слово» , «Исторический вестник», «Казанский телеграф»3 и др.), эпистолярная литература (М.П. Мусоргский «Письма к Стасову» ), книги и архивные документы (рукописные нотные издания и научный доклад И.А. Козлова, Отчет Казанского отделения И.Р.М.О. ).
Справочные издания XIX - начала XX веков, написанные известными дореволюционными историками Казани (Н.П. Загоскин, М.С. Рыбушкин"), которые наряду с фактическими данными позволяют расширить знания о культуре Казани прошлой эпохи в целом.
Основу историографической базы исследования составили монографии, статьи и рецензии российских авторов, непосредственно разрабатывавших тему «Музыкальное искусство в Казани», таких, как А.Н. Валиахметова , Я.М. Гиршман , В.Р. Загидуллина , Г.М. Кантор , Е.В. Порфирьева , З.Н. Сайдашева , Ф.Ш. Салитова и др.
Помимо этого, были привлечены труды историков и искусствоведов (Д.А. Рахимова , О.В. Радзецкая ), в том числе и зарубежных (Б. Барток , Е. Шюнман) занимающихся вопросами взаимодействия культур Востока и Запада, а так же вопросами социологии и эстетики музыкального искусства (А.И. Coxop , А.Н. Познанский ). Здесь стоит выделить научные труды композитора У, Гаджибекова23, который уделял большое внимание освоению европейских оркестровых средств и их соответствия характеру восточной музыки. Ему принадлежит ряд статей по проблемам инструментовки, среди которых «Восточная музыка и европейские музыкальные инструменты», «Западные и восточные музыкальные инструменты».
Роль важных ориентирующих установок в ходе исследования выполнили теоретические положения, заключенные в трудах по истории русской культуры и образования, принадлежащих Б.В. Асафьеву, М.М. Бахтину, М.Г. Арановскому, А. Ф. Лосеву и др.
Методологическую основу исследования составили системный, культурологический, искусствоведческий, антропологический, а так же аксиологический (ценностный) подходы. Широко применяемый метод историзма позволил прийти к целостному представлению о формировании традиции академического музыкального образования в Казани в дореволюционный период.
Для оценки вклада отдельных композиторов в развитие татарской классической музыки, выявления основных направлений в музыкальном искусстве Казани к. ХТХ - н. XX вв. используется сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить в анализируемых работах то новое, что было привнесено музыкальными деятелями по сравнению с их предшественниками.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Полученные в ходе данного исследования результаты позволили сделать следующие выводы:
1. Процесс развития музыкальной культуры г. Казань имеет богатую многовековую историю, где в дореволюционное время происходит выделение музыкального образования в самостоятельную область и осуществляется постепенный переход от любительского этапа к профессиональному. Здесь немаловажную роль сыграл Казанский императорский университет, сформировавший особую среду интеллигенции, в которой благодаря просветительской деятельности многих немецких музыкантов-педагогов (т.к. П. X. Нейман, Г. Фишер, Ф. И. Тефлингер, И. Мукк) была впервые утверждена нотная грамота и представлены традиции европейского музицирования. В целом, это был подготовительный этап, когда с открытием в Казани специальных учебных заведений (в т. ч. Казанской инородческой учительской семинарии) стало возможным возникновение первых национальных кадров в области музыки.
2. Идея синтеза национального и светского музыкального искусства была воплощена и актуализировалась в жанре симфонии. Введенное же Б.В. Асафьевым в советские годы понятие «симфонизм» носит универсальный характер и воспринимается ныне в качестве всеобъемлющего определения специфических особенностей европейской музыкальной классики XVTTT— XX веков. Отличительной же чертой татарской музыки является наличие пентатоники, а также ярко выраженный национальный характер. Этим обусловлена сложность гармонизации татарских мелодий, их последующего переложения на нетрадиционные для восточной культуры музыкальные инструменты.
3. В ходе проведенного нами исследования были выявлены имена отдельных русских композиторов (т.к. А.В. Новиков, Л.К. Новицкий, В.Н. Пасхалов, С.В. Смоленский, И.А. Козлов, А.С. Ключарев и др.), чьим трудом и талантом была сформирована новая система музыкального образования в регионе, одной из наиболее важных задач которой стало просвещение. В результате создания первых татарских симфонических произведений (национально-фольклорные симфонические сюиты А. Эйхенвальда и В. Виноградова) была подтверждена идея возможности «европеизации» национальной музыки, которая явилась актуальной и широко обсуждалась советскими композиторами в начале XX века.
4. Творчество татарских композиторов (т.к. С. Габяши, Г.Альмухаметов, С. Сайдашев, X. Ибрагимов, Н. Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров), воплотило в себе синтез традиций национального музыкального фольклора с европейскими стилевыми особенностями обработки народной музыки. Так, С.З. Сайдашев, помимо создания нетрадиционных для татарской музыки жанров (т.к. балет или марш) использует в своих произведениях смешанное (политембровое) звучание. В этом плане невольно напрашивается аналогия между С.З. Сайдашевым и П.И. Чайковским, у которого мелодика представляет собой, по выражению Б.В. Асафьева, «сложнейшую интонационно-географическую карту», воспринятую им с большой органичностью на основе многожанрового синтеза национального и инонационального.
Все эти факторы позволяют говорить об особой роли русско- европейской музыкальной культуры, оказавшей огромное влияние на развитие регионального музыкального искусства, где татарский симфонизм стал не только профессиональным воплощением мастерства своих предшественников, но и возрождением национальных духовных традиций татарского народа. Ныне об этом свидетельствуют современные региональные и международные проекты (т.к. «Жемчужины татарской музыки).
1. Процесс развития музыкальной культуры г. Казань имеет богатую многовековую историю, где в дореволюционное время происходит выделение музыкального образования в самостоятельную область и осуществляется постепенный переход от любительского этапа к профессиональному. Здесь немаловажную роль сыграл Казанский императорский университет, сформировавший особую среду интеллигенции, в которой благодаря просветительской деятельности многих немецких музыкантов-педагогов (т.к. П. X. Нейман, Г. Фишер, Ф. И. Тефлингер, И. Мукк) была впервые утверждена нотная грамота и представлены традиции европейского музицирования. В целом, это был подготовительный этап, когда с открытием в Казани специальных учебных заведений (в т. ч. Казанской инородческой учительской семинарии) стало возможным возникновение первых национальных кадров в области музыки.
2. Идея синтеза национального и светского музыкального искусства была воплощена и актуализировалась в жанре симфонии. Введенное же Б.В. Асафьевым в советские годы понятие «симфонизм» носит универсальный характер и воспринимается ныне в качестве всеобъемлющего определения специфических особенностей европейской музыкальной классики XVTTT— XX веков. Отличительной же чертой татарской музыки является наличие пентатоники, а также ярко выраженный национальный характер. Этим обусловлена сложность гармонизации татарских мелодий, их последующего переложения на нетрадиционные для восточной культуры музыкальные инструменты.
3. В ходе проведенного нами исследования были выявлены имена отдельных русских композиторов (т.к. А.В. Новиков, Л.К. Новицкий, В.Н. Пасхалов, С.В. Смоленский, И.А. Козлов, А.С. Ключарев и др.), чьим трудом и талантом была сформирована новая система музыкального образования в регионе, одной из наиболее важных задач которой стало просвещение. В результате создания первых татарских симфонических произведений (национально-фольклорные симфонические сюиты А. Эйхенвальда и В. Виноградова) была подтверждена идея возможности «европеизации» национальной музыки, которая явилась актуальной и широко обсуждалась советскими композиторами в начале XX века.
4. Творчество татарских композиторов (т.к. С. Габяши, Г.Альмухаметов, С. Сайдашев, X. Ибрагимов, Н. Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров), воплотило в себе синтез традиций национального музыкального фольклора с европейскими стилевыми особенностями обработки народной музыки. Так, С.З. Сайдашев, помимо создания нетрадиционных для татарской музыки жанров (т.к. балет или марш) использует в своих произведениях смешанное (политембровое) звучание. В этом плане невольно напрашивается аналогия между С.З. Сайдашевым и П.И. Чайковским, у которого мелодика представляет собой, по выражению Б.В. Асафьева, «сложнейшую интонационно-географическую карту», воспринятую им с большой органичностью на основе многожанрового синтеза национального и инонационального.
Все эти факторы позволяют говорить об особой роли русско- европейской музыкальной культуры, оказавшей огромное влияние на развитие регионального музыкального искусства, где татарский симфонизм стал не только профессиональным воплощением мастерства своих предшественников, но и возрождением национальных духовных традиций татарского народа. Ныне об этом свидетельствуют современные региональные и международные проекты (т.к. «Жемчужины татарской музыки).



