Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Русско-европейский симфонизм и становление татарской классической музыки на рубеже XIX - первые десятилетия XX века

Работа №51397

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы108
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
440
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Русско-европейский симфонизм в контексте межкультурного диалога «Запад-Восток» 9
1.1. Музыкальная культура Казани в дореволюционный период 9
1.2. «Русско-европейский симфонизм» и тюркско-татарская пентатоника 23
Глава 2. Проблема взаимовлияния музыкальных культур в татарстанском регионе XIX — XX вв 46
2.1. Вклад русских композиторов в историю формирования музыкальной культуры Казани 46
2.2. Особенности процесса становления татарской классической музыки 67
Заключение
Список использованных источников и литературы 85
Приложения

Актуальность исследования. XX век, в котором произошло становление татарской классической музыки, ознаменовался утверждением в ней норм русско-европейского музыкального профессионализма, появлением жанров европейской музыки, формированием национальной композиторской школы. Именно в начале XX века в нашем регионе сложилась уникальная историко-культурная ситуация, обусловленная «джадидизмом», целью которого была «европеизация» всех сторон жизни татарского общества.
В настоящее время в Казани, несмотря на активную политику государства по сохранению и восстановлению памятников историко-культурного наследия, музыкальная культурная составляющая в исследовательском плане занимает не самое первое место. В результате чего, творчество целой плеяды ранее известных композиторов, деятелей музыкального искусства рубежа XIX-XX вв. до сих пор не изучено в полной мере. Этот факт отмечен в трудах профессора Ф.Ш. Салитовой, которая констатирует, что «изучение, анализ и оценка вклада многих русских композиторов в становление музыкального образования Казанского края всё еще остаются за пределами внимания исследователей».
Тем не менее, интерес к данной проблеме все же существует. Можно обозначить две совершенно противоположные тенденции в истории музыкальной культуры региона. Это, с одной стороны, процесс европеизации татарской народной музыкальной культуры, где обобщение опыта предшествующих композиторов во многом предопределило становление татарской классической музыки; с другой стороны - это, ставшая в настоящее время актуальной, проблема стирания тюркско-татарской идентичности, где исполнительство национальной музыки на национальных инструментах стало большой редкостью.
Научная состоятельность темы. Обзор научной литературы показывает, что данный период развития татарского музыкального просветительства в настоящее время остается малоизученным. Дальнейшего изучения требуют такие вопросы, как сами возможности европеизации национальной классической музыки, профессиональная подготовка учителей музыки для казанских музыкальных школ, а также вопросы русско-татарских и русско-европейских взаимосвязей в области музыкального искусства в изучаемый период.
Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью исследования особенностей становления татарской национальной классической музыки с конца ХТХ до первой четверти XX вв. и недостаточной разработанностью рассматриваемой проблемы в её сущностном, системном и концептуальном аспектах со стороны русско-европейского влияния.
Этот факт позволяет выявить проблему культурного восприятия и трансляции русско-европейского симфонизма в условиях формирования татарской национальной классической музыки в к. XIX - первые десятилетия XX вв.
Объектом исследования является русско-европейский симфонизм как источник синтеза в музыкальном искусстве тюркских народов.
Предметом исследования является взаимодействие русско- европейских и татарских национальных традиций в процессе становления татарской классической музыки.
Цель исследования: выявить роль и характер влияния русско- европейских композиционных идей на формирование национальной классической музыки в регионе.
В соответствии с постановкой проблемы, определением объекта, предметам цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать культурно-историческую ситуацию, сложившуюся в Казани в к. XIX - первые десятилетия XX вв.
2. Дать сравнительную характеристику русско-европейского и татарского музыкального искусства в рассматриваемый период.
3. Определить уровень развития профессиональной музыкальной культуры в Казани рубежа XIX - XX вв.
4. Проследить диалогический характер становления татарской классической музыки в данный период.
Обзор литературы. В данной работе широко использовались труды композиторов, музыкальных критиков, культурологов, искусствоведов, материалы периодической печати к. XIX - н. XX вв., отечественной и татарской музыковедческой литературы по исследуемой проблеме, а также современная учебно-методическая литература.
Основу источниковой базы исследования составил разнообразный круг письменных источников, где особую ценность представляют материалы отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Лобачевского. Это периодическая печать к. XIX - н. XX вв. («Казанские губернские ведомости» , «Волжско-Камское слово» , «Исторический вестник», «Казанский телеграф»3 и др.), эпистолярная литература (М.П. Мусоргский «Письма к Стасову» ), книги и архивные документы (рукописные нотные издания и научный доклад И.А. Козлова, Отчет Казанского отделения И.Р.М.О. ).
Справочные издания XIX - начала XX веков, написанные известными дореволюционными историками Казани (Н.П. Загоскин, М.С. Рыбушкин"), которые наряду с фактическими данными позволяют расширить знания о культуре Казани прошлой эпохи в целом.
Основу историографической базы исследования составили монографии, статьи и рецензии российских авторов, непосредственно разрабатывавших тему «Музыкальное искусство в Казани», таких, как А.Н. Валиахметова , Я.М. Гиршман , В.Р. Загидуллина , Г.М. Кантор , Е.В. Порфирьева , З.Н. Сайдашева , Ф.Ш. Салитова и др.
Помимо этого, были привлечены труды историков и искусствоведов (Д.А. Рахимова , О.В. Радзецкая ), в том числе и зарубежных (Б. Барток , Е. Шюнман) занимающихся вопросами взаимодействия культур Востока и Запада, а так же вопросами социологии и эстетики музыкального искусства (А.И. Coxop , А.Н. Познанский ). Здесь стоит выделить научные труды композитора У, Гаджибекова23, который уделял большое внимание освоению европейских оркестровых средств и их соответствия характеру восточной музыки. Ему принадлежит ряд статей по проблемам инструментовки, среди которых «Восточная музыка и европейские музыкальные инструменты», «Западные и восточные музыкальные инструменты».
Роль важных ориентирующих установок в ходе исследования выполнили теоретические положения, заключенные в трудах по истории русской культуры и образования, принадлежащих Б.В. Асафьеву, М.М. Бахтину, М.Г. Арановскому, А. Ф. Лосеву и др.
Методологическую основу исследования составили системный, культурологический, искусствоведческий, антропологический, а так же аксиологический (ценностный) подходы. Широко применяемый метод историзма позволил прийти к целостному представлению о формировании традиции академического музыкального образования в Казани в дореволюционный период.
Для оценки вклада отдельных композиторов в развитие татарской классической музыки, выявления основных направлений в музыкальном искусстве Казани к. ХТХ - н. XX вв. используется сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить в анализируемых работах то новое, что было привнесено музыкальными деятелями по сравнению с их предшественниками.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Полученные в ходе данного исследования результаты позволили сделать следующие выводы:
1. Процесс развития музыкальной культуры г. Казань имеет богатую многовековую историю, где в дореволюционное время происходит выделение музыкального образования в самостоятельную область и осуществляется постепенный переход от любительского этапа к профессиональному. Здесь немаловажную роль сыграл Казанский императорский университет, сформировавший особую среду интеллигенции, в которой благодаря просветительской деятельности многих немецких музыкантов-педагогов (т.к. П. X. Нейман, Г. Фишер, Ф. И. Тефлингер, И. Мукк) была впервые утверждена нотная грамота и представлены традиции европейского музицирования. В целом, это был подготовительный этап, когда с открытием в Казани специальных учебных заведений (в т. ч. Казанской инородческой учительской семинарии) стало возможным возникновение первых национальных кадров в области музыки.
2. Идея синтеза национального и светского музыкального искусства была воплощена и актуализировалась в жанре симфонии. Введенное же Б.В. Асафьевым в советские годы понятие «симфонизм» носит универсальный характер и воспринимается ныне в качестве всеобъемлющего определения специфических особенностей европейской музыкальной классики XVTTT— XX веков. Отличительной же чертой татарской музыки является наличие пентатоники, а также ярко выраженный национальный характер. Этим обусловлена сложность гармонизации татарских мелодий, их последующего переложения на нетрадиционные для восточной культуры музыкальные инструменты.
3. В ходе проведенного нами исследования были выявлены имена отдельных русских композиторов (т.к. А.В. Новиков, Л.К. Новицкий, В.Н. Пасхалов, С.В. Смоленский, И.А. Козлов, А.С. Ключарев и др.), чьим трудом и талантом была сформирована новая система музыкального образования в регионе, одной из наиболее важных задач которой стало просвещение. В результате создания первых татарских симфонических произведений (национально-фольклорные симфонические сюиты А. Эйхенвальда и В. Виноградова) была подтверждена идея возможности «европеизации» национальной музыки, которая явилась актуальной и широко обсуждалась советскими композиторами в начале XX века.
4. Творчество татарских композиторов (т.к. С. Габяши, Г.Альмухаметов, С. Сайдашев, X. Ибрагимов, Н. Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров), воплотило в себе синтез традиций национального музыкального фольклора с европейскими стилевыми особенностями обработки народной музыки. Так, С.З. Сайдашев, помимо создания нетрадиционных для татарской музыки жанров (т.к. балет или марш) использует в своих произведениях смешанное (политембровое) звучание. В этом плане невольно напрашивается аналогия между С.З. Сайдашевым и П.И. Чайковским, у которого мелодика представляет собой, по выражению Б.В. Асафьева, «сложнейшую интонационно-географическую карту», воспринятую им с большой органичностью на основе многожанрового синтеза национального и инонационального.
Все эти факторы позволяют говорить об особой роли русско- европейской музыкальной культуры, оказавшей огромное влияние на развитие регионального музыкального искусства, где татарский симфонизм стал не только профессиональным воплощением мастерства своих предшественников, но и возрождением национальных духовных традиций татарского народа. Ныне об этом свидетельствуют современные региональные и международные проекты (т.к. «Жемчужины татарской музыки).



1. Бурган С. О татарской опере// Красная Татария - 1930. - 4 апр.
2. Вебер М. Рациональные и социологические основания музыки // Вебер М. Избранное. 1994. - 704 с.
3. Габяши С. Ответы на вопросы анкеты журнала «Яналиф» ИСултан Габяши: Материалы и исследования // Сост., вступит.статья, коммент, публ., прил. Г.Б. Губайдуллиной. - Казань, 2000.
4. Доклад распорядительного комитета Казанского кружка любителей музыки общему собранию 22 дек. 1884 г Казань, 1884.
5. Загоскин Н.П., История Императорского Казанского Университета за первые сто лет его существования. 1804-1904. Том 1. Казань, 1902. - 567с.
6. Ильинский А. Пахульский Г. Биографии композиторов с IV-XX вв. с портретами. -М.: 1904.
7. Казань: Волжский вестник. 1915. № 0730.
8. Казань: Волжский вестник. 1900. №243.
9. Казань: Волжско-Камское слово. - 1881. - №8. - С. 2.
10. Казань: Казанские губернские ведомости. - 1885 - №52.
И. Казань: Казанский телеграф, 1904. -№3288. - С. 2-3.
12. Казань в воспоминаниях С.В. Смоленского// Сост. и автор вступ. статьи
В.Д.Булгаков. - Казань: РИЦ «Школа», 2006. - 68 с.
13. Козлов И.А. Пятизвучные бесполутонные гаммы в татарской и башкирской народной музыке и их музыкально-теоретический анализ на 17 листах. - Казань, 1928.
14. Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора Флорентийского / пер.: А. А. Губера, В. К. Шилейко; под общ. ред. А. Г. Габричевского; вступ. ст. В. И. Лазарева. - М.: 1935. - 384 с.
15. Мусоргский М.П. Письма к В.В. Стасову. Спб. 1911. С. 2-3.
16. Мусоргский М.П. Письма и документы, М.-Л., 1932, с. 228-30.
17. Козлов И.А. Нотные примеры инородцев свободного художника Московской консерватории И.А. Козлова. 1918. Казань: ОРРК.
18. Отчет Казанского отделения И.РМ.О. и состоящих при нем регентского, хорового и оркестрового классов Музыкального училища за 1905-1907 учебные годы. Казань: 1907.
19. Парсин М. Голубая шаль. - Кызыл Татарстан, №295, от 24 дек. 1926 г.
20. Русский биографический словарь, Т. 13, 1902, с. 365.
21. Рыбушкин, М.С. Краткая история города Казани [Текст] : [в 2 ч.] / соч. М. Рыбушкина. - Казань : Университетская тип., 1834. - 23 см. Ч. 1: От основания сего города до 1774 года. - 1834. - 161 с.
22. Сайдашев С.З. Наши музыкальные проблемы. - Кызыл Татарстан. - 17 июля, 1929 г.
23. Сборник из 12 великорусских песен в обработке В.В. Пасхалова, записанный с голоса Пятницкого. 1904 г.
24. Смоленский С.В. В защиту просвещения Восточно-Русских инородцев по системе Н. И. Ильминского: издание Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра ПТ, выл. 14 / Смоленский С.В. - М.: 2012. - 69 с.
25. Стасов В.В. Избранные сочинения. 3 т. С. 90.
26. Тихонов В.А. Театральные воспоминания. Исторический вестник. 1898.С. 167-169.
Литература
21. Абасова Э. Узеир Гаджибеков. — Баку: Азербайджанское государственное издательство, 1975. —С. 53-60. — 142 с.
22. Амирханов РУ «Татарский народ и Татарстан в начале XX века: Исторические зарисовки». Татарское книжное изд-во, 2005 г. - 168 с.
23. Арановский М.Г. Симфония и Время // Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории культуры XX века. - М., 1998. - С. 303-370.
24. Асафьев Б.В. Избранные труды о П.И. Чайковском, А.Г. Рубинштейне,
А.К. Глазунове, А.К. Лядове, С.И. Танееве, С.В. Рахманинове и др. русских композиторах.2 т. - М.,1954. - 384 с.
25. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / Асафьев Б.В. - М.: 2012. - 376 с.
26. Асафьев Б.В. Русская музыка: XIX и начало XX века. Л., 1968 - С. 299.
27. Атанова Л.П. Жизнь как песня: Творческий портрет Газиза Альмухаметова. - Уфа, 1973. - С. 11.
28. Ахмеров Г. Избранные труды. История Булгарии. История Казани. Этнические группы и традиции татар. / Сост., вступ. статья и ком. Р. Г. Хайрутдинова. - Казань: Таткнигоиздат, 1998. -237 с.
29. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М.: Сов. Россия, 1979. - 320 с.
30. Валиахметова А.Н. Воспитание музыкальной культуры в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти XX вв. - Казань, 2005 г.
31. Габаши С. Музыка на татарской сцене ИТатарский театр. 1906-1926. - Казань, 1926.-С. 110-111.
32. Галеев Б. Скрябин и развитие идеи видимой музыки // Музыка и современность, вып.6. - М., 1969, с.77-141.
33. Газиз Альмухаметов и Султан Габаши в Казани: Материалы и документы. -Уфа, 1995. - 175 с.
34. Гиршман Я.М. Пентатоника и ее развитие в татарской музыке. М., 1960. - 170 с.
35. Загидуллина Д.Р. Оркестровая техника в симфонических произведениях татарских композиторов - Казань, 2004, 305 с.
36. Зенкин К.В. Музыка-Эйдос-Время. А.Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке. М.: Памятники исторической мысли, 2015. - 464 с.
37. Исанбет Ю.Н. Огни, заженные Сайдашевым. - С. Сайдашев. Огни,
заженные нами. - Казань, 1980. - С.Ю.
38. Исхакова - Вамба Р.А. А.С.Ключарев// Фольклор и композитор (на материале татарской музыки): очерки. - Казань, 2006. - с. 59-70.
39. Кантор Г.М., Карпова Е.К.. Музыкальное образование в Казани XIX в. - Из истории музыкальной культуры и образования в Казани: Сб. науч, трудов. Казанская консерватория. - Казань, 1993. -242 с.
40. Кантор Г.М. Казань - Музыка - XX век. Исследовательские очерки. - Казань, 2007. - 424 с.
41. Кенигсберг А.К., Михеева Л.В. 111 симфоний. Изд-во «Культ-информ-пресс». - Санкт-Петербург. 2000.
42. Конен В. Д. Значение внеевропейских культур для музыки XX века // Музыкальный современник. Вып. 1. М.: Советский композитор, 1973. С. 32-82.
43. Курбатов X. Несправедливый упрек (письмо в редакцию). Ответ X. Курбатову. // Советская музыка. - 1956. - № 7. С. 42-45.
44. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года (Эпоха Возрождения): Учебник в 2-х тт. Т. 1. М., 1983
45. Луппов А. Общее богатство. - Социалистах Татарстан - 30 ноября, 1980.
46. Маклыгин А.Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма. - Казань, 2001.
47. Медушевский В.В. Религиозная природа музыкального слуха // Ното musicus: Альманах музыкальной психологии '95. М., 1995, С. 11.
48. Нигмедзянов М.И. Татарская народная песня в обработке композиторов. Казань, 1964. - 137 с.
49. Пашаев Н.А.. Победа культурной революции в Советском Азербайджане. — М.: Наука, 1976. — 263 с.
50. Познанский, А. И. Чайковский / А. И. Познанский. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 762 с.
51. Порфирьева Е.В. Музыкальное образование в Казани XVIII— начале XX
века: становление и развитие. - Казань,2004 г. - С. 7.
52. Рапацкая Л. А. Проблема ориентализма в русской музыкальной культуре XVI11-Х[X веков // Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Востока. История и современность. Междунар. научно-практич. конференция. Москва; Иркутск, 1995. С. 31-35.
53. Рахимова Д. А. Ориентализм в музыке С.В. Рахманинова. - Спб. 2011.
54. Радзецкая О.В. Музыкальные проекции культурного диалога Востока и Запада в контексте Волго-Уральской цивилизации / О.В.Радзецкая //Финно-угорский мир. - 2013. - № 1. - С. 71 - 75.
55. Савенко С. И. Сергей Иванович Танеев. (1856-1915). — Изд. 2-е. — М.: Музыка, 1985. — 176 с.
56. Сайдашева З.Н. Песенная культура татар Волго-Камья. Эволюция жанрово-стилевых норм в контексте национальной истории. - Казань, 2002.- 166 с.
57. Салих Сайдашев. Материалы и воспоминания./ Татарское книжное изд- во. - Казань, 1970. - 127 с.
58. Салитова Ф.Ш. Музыкальные драмы Салиха Сайдашева/ Роль жанра в становлении татарской профессиональной музыки. - Казань: Тат. кн. изд- во, 1988. - 180 с.
59. Салитова Ф.Ш. Вклад выпускников Московской консерватории в становление системы музыкального образования Казани (вторая половина XIX — начало XX в.) — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. — 192 с.
60. Салитова Ф.Ш. Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (от истоков возникновения до формирования как устойчивого явления). Казань, 2003.
61. Салонов М. А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. - М.: Классика, 2004. — 400 с.
62. Серов А.Н., Девятая симфония Бетховена, ее вклад и смысл, «Современная летопись». Избр. статьи, т. 1,М.-Л., 1950.
63. Скурко Е.Р О музыкальной поэтике «новой симфонии» башкирских
композиторов. - Уфа, 2012. - С. 218-223.
64. Смирнов Л.М. Ж Маклыгин А.Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма. - Казань, 2001 изнь в музыке.Татарское книжное изд-во - Казань, 1972. - 75 с.
65. Coxop А. Н. Музыка // Музыкальная энциклопедия. Т.З. М., 1976, стлб. 730-751.
66. Султанова Р.Р. История профессионального музыкального образования в Казани в последней трети XIX в. - Образование и развитие, 2013. - №1(35)-С. 208.
67. Холодкова Ю.В. Традиции творчества Томаса Гуда в русской литературе и культуре второй половины XIX - начала XX века. Культура и текст №2, 2015(20)
68. Цыплакова С.М. С. В. Смоленский - педагог и вдохновитель нового направления русской духовной музыки в Московском Синодальном училище и хоре к. Х1Х-ХХ вв. Ред. «Культурология», 2008. - С. 71-74.
69. Шестаков В.П. «Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения» - М., 1966 - 570с.
70. Штейнпресс Б. С. Симфония ИМузыкальная энциклопедия / под ред. Ю.
В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. — С. 21—26.
71. Шумская Н. Александр Ключарев - М. 1942. С. 48.
72. Юзеева А.Н., Гимадеева И.Ф. Марджани о татарской элите (1789-1889) - М.:2009. - 128 с.
73. Юнусова Г.Ф. О музыке и музыкантах Казани: сборник материалов. - Казань: Изд-во «Отечество», 2009. - 106 с.
74. Юнусова М.Г. Исламо-христианский межкультурный диалог в художественной культуре Татарстана - Казань, 2016 г. - С. 17.
75. Барток Б. Народная музыка Венгрии и соседних народов / Б. Барток. - М.: Музыка, 1966. -78 с
76. Джеймс Элкинс. Почему нельзя научить искусству. Пособие для студентов художественных вузов, М., «Ад Маргинем Пресс», 2015 г, С.14-17.
77. Mattew O'Brien. Uzeir Hajibeyov and his role in the developement of musical life in Azerbaijan = Soviet music and society under Lenin and Stalin: the baton and sickle / Neil Edmunds. — Routledge Curzon. — USA: Routledge Curzon, 2004. —C. 209-228, —240 c.
78. Шюнеман Г. - Schynemann G. К azantatari sche Lieder Archiv fur Musikwissen-schaft. Buckerburg und Leipzig, 1919. 1 Jahrgang, IV Heft. C. 501-515.
79. Агеева Л. Композитор Пасхалов: жизнь с надеждой на то, что он будет нужен России. Казанские истории. [Электронный ресурс] URL: http://history-kazan.ru/2-uncategorised/12911-1494 (дата обращения: 12.03.17)
80. Газета Республика Татарстан [Электронный ресурс] URL:http://rt- опИпе.ш/р-гиЬг-киЙ-10108763/(дата обращения: 19.05.17)
81. Девятых Л. Они блистали на сцене. [Электронный ресурс] Газета Республика Татарстан. URL: http://rt-online.ru/p-rubr-obsh-37812/(дата обращения: 8.02.17)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ