Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности интеллекта младших школьников с разным уровнем восприятия нормативной ситуации

Работа №51375

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты роли интеллекта в нормативном поведении 7
1.1. Теория интеллекта в психологии 7
1.2. Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте 17
1.3. Проблема нормативности в младшем школьном возрасте 24
Выводы по I главе 29
Глава II. Организация и методы исследования интеллекта и восприятия нормативной ситуации 32
2.1 Организация исследования интеллекта и восприятия нормативной ситуации 32
2.2 Методы исследования интеллекта и восприятия нормативной ситуации 32
Глава III. Результаты эмпирического исследования особенностей интеллекта младших школьников с разным уровнем восприятия нормативной ситуации 39
3.1. Результаты исследования невербального интеллекта младших школьников 39
3.2. Результаты исследования вербального интеллекта младших школьников 40
3.3. Результаты исследования уровня восприятия нормативной ситуации
у младших школьников 41
3.4. Результаты исследования особенностей интеллекта младших
школьников при разном уровне восприятия нормативной ситуации 45
Выводы по III главе 50
Заключение 51
Список литературы 55
Приложение

Оценка интеллектуальных способностей является одной из важнейших задач изучения личности. Для многих наук гуманитарного профиля важной составляющей научных разработок интеллекта является выделение его детерминант.
В настоящее время эта проблема еще далека от решения. Однако, даже при отсутствии полной картины феномена интеллекта, в повседневной жизни мы нуждаемся в технологиях, которые бы позволили нам расширять свои интеллектуальные возможности. Люди осознают, что мир меняется стремительными темпами: меняются жизненные ценности, характер отношений между людьми, изменения претерпевает профессиональная сфера. Ориентироваться в новых условиях позволяет нам именно интеллект как способ организации своего умственного опыта — наших мыслей, знаний, понятий, поэтому интеллект может быть рассмотрен в контексте социализации.
Развитие интеллекта как инструмента социализации личности особенно важно в школьные годы. Школа служит важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. Класс выступает для ребенка особой площадкой для социализации. Организованный в соответствии с общественными нормами класс вынуждает ребенка действовать в контексте принятых в нем норм, при этом нормативность становится предметом пристального изучения психологов. Под нормативностью в психологии понимают качество поведения в процессе освоения нормы. Согласно теории Н.Е. Вераксы поведение человека носит уровневый характер [8]. Соответственно, уровни поведения характеризуют степень освоения нормы.
Здесь важно отметить, что на степень освоения нормы можно повлиять. Мы считаем одним из главных детерминант, обуславливающих степень освоения норм, является уровень интеллектуального развития ребенка. Объясняется это тем, что человек всякий раз оказываясь в новых для него обстоятельствах, должен их интерпретировать с точки зрения собственного понимания ситуации. Человек должен постоянно давать ответы на вопросы: что и как делать можно в данных внешних обстоятельствах, а что делать нельзя, т.е. он должен постоянно заниматься рефлексией. Рефлексивность есть главное свойство нормативного (культурного) поведения. Способность осуществлять рефлексию обеспечивается интеллектом. Этим и объясняется связь между интеллектом и нормативным поведением человека. Мы постараемся доказать это, основываясь на результатах нашего исследования.
Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность избранной проблемы послужили основанием для выбора темы исследования. Освоение общественных норм и правил, эффективных форм поведения в социуме являются важнейшими задачами социализации ребенка. Изучение этого вопроса, поиск методов способствующих повышению эффективности усвоения нормативного поведения является на сегодняшний день актуальным аспектом как теоретической, так и практической психологии.
Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблематике позволило сформулировать следующее противоречие: с одной стороны, роль интеллекта общепризнана в социализации индивида, а с другой стороны, вопрос о том, как интеллект связан с восприятием нормативной ситуации, изучено недостаточно.
В связи с этим мы определяем проблему исследования: какое влияние оказывает интеллект на восприятие нормативной ситуации у младших школьников?
Целью данной работы является, ответить на вопрос, существует ли взаимосвязь между интеллектом младших школьников и их восприятием нормативной ситуации.
Объект: когнитивно-личностная сфера детей младшего школьного возраста.
Предмет: особенности взаимосвязи интеллекта и восприятия нормативной ситуации детей младшего школьного возраста.
В ходе исследования была выдвинута основная гипотеза исследования: существует взаимосвязь между интеллектом и восприятием нормативной ситуации.
Основная гипотеза конкретизируется в ряде частных гипотез:
1. между восприятием нормативной ситуации и уровнем развития
вербального интеллекта существует достоверная прямая связь;
2. между восприятием нормативной ситуации и уровнем развития
невербального интеллекта существует достоверная прямая связь.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть интеллект как психологический феномен, определить его сущность;
2. Изучить особенности развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста;
3. Ознакомиться с научными трудами, описывающих поведение младших школьников в нормативной ситуации;
4. Организовать и провести исследование, направленное на определение наличия и характера взаимосвязи между интеллектом и восприятием нормативной ситуации;
5. Провести анализ и интерпретацию полученного эмпирического материала.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе начальной школы при МКОУ «Лицее с кадетскими классами им. Г.С. Шпагина» города Вятские Поляны, Кировской области.
Выборка. В исследовании приняли участие ученики 3 и 4 класса, в количестве 63 человек, в возрасте 9-11 лет.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация.
2. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование.
3. Математические методы: статистическая обработка данных,
коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Методики исследования:
1. «Культурно-свободный интеллектуальный тест» Р.Кеттела;
2. Методика исследования словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене;
3. Методика «Восприятие нормативной ситуации» А.К. Пащенко.
Практическая значимость исследования заключается в том, что раскрыта актуальность и значимость проблемы; проведен анализ содержания научных трудов по данному вопросу, была организована экспериментальная работа по изучению особенностей взаимосвязи интеллекта и восприятия нормативной ситуации у младших школьников. Результаты исследования могут использоваться социальными педагогами, психологами, классными руководителями при работе с детьми младшего школьного возраста.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной исследовательской работе интеллект был рассмотрен как психологический феномен, который на данный момент не имеет единого подхода к пониманию его сущности. Г. Азимовым и А. Щукиным было дано следующее определение: «интеллект — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой» [1, с. 81]. На наш взгляд, оно является наиболее исчерпывающим среди существующих, поэтому в нашей работе оно будет взято за основу.
Углубившись в историю возникновения этого понятия, нами было установлено, что рождение понятия «интеллект» связано с попыткой психологическими тестами оценить умственные и творческие способности, которые привели к созданию психометрических моделей интеллекта. К сожалению, в этих моделях нет представления о механизмах и структуре изучаемого явления. Поэтому в нашей работе мы придерживались содержательной модели интеллекта, согласно которой общий интеллект содержит в себе две подструктуры: вербальный и невербальный интеллект.
Вербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.
Само определение интеллекта натолкнуло нас на идею рассмотрения этого явления в контексте социализации. Многие психологи отмечали, что развитие интеллекта как инструмента социализации личности особенно важно в школьные годы. Освоение общественных норм и правил, эффективных форм поведения в социуме являются важнейшими задачами социализации ребенка. Качество поведения в процессе освоения нормы называют нормативностью поведения.
Согласно теории А.К. Пащенко и Н.Е. Вераксы, для того чтобы эффективно взаимодействовать с окружающими и выстраивать адекватное ситуации поведение, необходимо четко выделять основания нормативной ситуации [17]. Выделение оснований нормативной ситуации необходимо для общей систематизации ситуации, деления ее на уровни, типы, чем достигается более глубокий и содержательный анализ. То есть, чем точнее человек различает (рефлексирует) основание предъявленной ситуации, тем он, следовательно, более адекватно и эффективно действует.
Представления об интеллекте и знание того, что на степень освоения нормы можно повлиять позволило нам сделать предположение о том, что одной из главных детерминант, обуславливающих степень освоения норм, является уровень интеллектуального развития ребенка. Исходя из этого, мы выдвинули две гипотезы:
1) между восприятием нормативной ситуации и уровнем развития вербального интеллекта существует достоверная прямая связь;
2) между восприятием нормативной ситуации и уровнем развития невербального интеллекта существует достоверная прямая связь.
Для проверки гипотез, было организовано и проведено исследование, направленное на определение наличия и характера взаимосвязи между интеллектом (вербальным и невербальным) и восприятием нормативной ситуации. Исследование проводилось на базе начальной школы №2 города Вятские Поляны. В исследовании принимали участие ученики 3-4 классов в количестве 63 человек, в возрасте 9-11 лет. Для достижения цели исследования мы использовали следующие методики:
1) «Культурно-свободный тест интеллекта» Р.Кеттела;
2) методика изучения словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене;
3) методика «восприятие нормативной ситуации» А.К. Пащенко, Н.Е. Веракса.
Исходя из результатов исследования были сделаны следующие выводы:
1. существует достоверная прямая связь между показателем вербального интеллекта и уровнем восприятия нормативной ситуации на уровне значимости 0,01. Это означает, что чем выше уровень развития вербального интеллекта, тем более качественно происходит восприятие нормативной ситуации.
2. между показателем невербального интеллекта и уровнем восприятия нормативной ситуации связи не прослеживается. Однако небольшую тенденцию к зависимости этих двух факторов можно обнаружить на точечном графике распределения показателей.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что вербальный и невербальный интеллект напрямую связан с уровнем восприятия нормативной ситуации подтвердилась частично.
Результаты исследования говорят о том, что вербальный интеллект взаимосвязан со способностью воспринимать нормативную ситуацию. Объяснение этому заключается в том, что человеку активно взаимодействующему с окружающими в культурной среде, необходимо усваивать правила и нормы для выстраивания своей линии поведения, адекватно ситуации. Но дело в том, что нормы и правила, однажды усвоенные в конкретном коллективе, могут значительно отличаться от правил в другом коллективе. Для того чтобы эффективно взаимодействовать с окружающими в любых обстоятельствах, необходимо обращаться к своему предыдущему опыту. Он позволяет нам обращаться к своим знаниям, умениям, навыкам для более детальной и глубокой оценки ситуации, для выделения ее существенных характеристик, с целью эффективного и адекватного взаимодействия с окружающими. За хранение, за доступ к такого рода информации и ее реализации отвечает вербальный интеллект. Именно поэтому, человек с высоким уровнем вербального интеллекта лучше ориентируется в ситуации (различает основания), легче устанавливает отношения с людьми, ему легче выражать свои мысли и намерения. Другими словами, он лучше социализируется в различных обстоятельствах, так как способен воспринимать нормы и правила, установленные коллективом и действовать в согласии с ними.
Невербальный интеллект, согласно результатам исследования не связан с восприятием нормативной ситуации. Возможной причиной тому послужило то, что эта сторона интеллекта проявляется лишь при решении невербальных задач. Определение основания нормативной ситуации, восприятие нормативной ситуации в целом, по своей сути являются задачами вербального характера, требующие опоры на знания, полученные в культурной среде.
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты и сделанные по ним выводы носят теоретически обоснованный характер.



1) Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
2) Баянова Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии / Л.Ф. Баянова // Филология и культура. - 2012. - №3(29). С. 294-299
3) Баянова Л.Ф., Шишова Е.О., Резазадех З. Индивидуально-психологические особенности младших школьников при разном уровне культурной конгруэнтности / Л.Ф. Баянова, Е.О. Шишова, З. Резазадех // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2(1). - 12с.
4) Вайнштейн Л. А. Общая психология: учебник для вузов по психологическим специальностям/Л. А. Вайнштейн, В. А. Поликарпов, И. А. Фурманов - Минск: Современная школа, 2009. - 512 с.
5) Вартанова Э. Г. Особенности социальной адаптации развивающейся личности в условиях становления новой группы членства: Диссертация/ Э.Г. Вартанова - М.: МГППУ , 2006. - 163 с.
6) Веракса Н. Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход /Н.Е. Веракса// Перемены. Педагогический журнал. 2000. - № 1. С. 81-107.
7) Веракса Н. Е. Нормативная ситуация как фактор психического развития / Н.Е. Веракса// Ежегодник Российского психологического общества. Материалы III Всероссийского съезда психологов. СПб.: СПбГУ, 2003. - С. 93¬96.
8) Веракса Н. Е. Понятие нормативной ситуации в психологии личности (структурно-диалектический подход) /Н.Е. Веракса// Педагогический журнал Башкортостана. 2006. - №1. С. 39-59.
9) Денисов А. Ф., Дорофеев Е. Д. Культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (Руководство по использованию). - СПб.: Иматон, 1996. - 17 с.
10) Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин - СПб.: Питер, 2007. - 368с.
11) Дубровина И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей: пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
12) Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. - 2-е изд., перераб. и доп.// - Минск: Амалфея, 2007. - 368 с.
13) Магнуссон Д. Психология социальных ситуаций: Хрестоматия/ сост. Н.В. Гришина - СПб.: Питер, 2001. - 416с.
14) Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко - М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 670 с.
15) Пащенко А. К. Нормативное поведение младших школьников / А.К. Пащенко// Культурно-историческая психология. - 2010. - № 3. С. 81—88.
16) Пащенко А. К. Особенности организации нормативного пространства младших школьников / А.К. Пащенко//Психологическая наука и образование. - 2010. - № 1. С. 48—54
17) Пащенко А.К. Развитие нормативного поведения младших школьников: Диссертация / А.К. Пащенко, Н.Е. Веракса - М.: МГППУ, 2010. - 201 с.
18) Пащенко А.К. Структурно диалектический подход к пониманию проблемы нормативного поведения личности/ А.К. Пащенко// Филология и культура. - 2003. - №3 С. 299-304.
19) Слободчиков В. И. Психология развития человека /В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев - М.: изд-во ПСТГУ, 2013. - 400с.
20) Сапогова Е.Е. Психология развития человека. / Е.Е. Сапогова - М.: Аспект Пресс, 2005 - 460 с.
21) Тарасова Л.Е. Общая психология: конспект лекций / Л.Е. Тарасова - М.: Высшее образование, 2008. - 190с.
22) Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Векслера: диагностика структуры интеллекта (детский вариант): методический руководство /Ю.И. Филимоненко, В.И. Тимофеев. - СПб.: Иматон, 2005. - 112 с.
23) Хлебодарова О.Б. Научные подходы к изучению социального интеллекта в психологии / О.Б. Хлебодарова // Молодой ученый. — 2011. — №11. С. 139-140.
24) Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования/ М.А. Холодная, 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ