Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России

Работа №51372

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы126
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
356
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические и методологические аспекты исследования института малого и
среднего предпринимательства 9
1.1. Содержание, критерии и роль малого и среднего предпринимательства 9
1.2. Формы и методы государственной поддержки МСП 17
1.3. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства 25
2. Анализ финансово-экономического состояния субъектов малого и среднего
предпринимательства 36
2.1. Анализ форм и методов государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства в РФ 36
2.2. Анализ рынка кредитования малого и среднего предпринимательства в РФ 49
2.3. Финансово-экономический анализ предприятия OOO «Рыбно-Слободская продовольственная корпорация» 64
3. Совершенствование государственной поддержки института малого и среднего предпринимательства 74
3.1. Модель влияния государственного финансирования на финансовую
устойчивость предприятия на примере OOO «Рыбно-Слободская
продовольственная корпорация» 74
3.2. Направления совершенствование кредитования института малого и
среднего предпринимательства 81
3.3. Перспективы решения проблем ООО «Рыбно-Слободская
продовольственная корпорация» 89
3.4 Рекомендации по совершенствованию государственной финансовой поддержки института МСП в РФ 97
Заключение 106
Список использованных источников


Актуальность темы исследования. Малое и среднее предпринимательство (далее - МСП) занимает важное место в экономике промышленно развитых стран, что характеризуется многочисленными факторами: предприятия малого и среднего типа не требовательны крупным стартовым инвестициям; участвуют в решении проблемы реструктуризации экономики; повышают долю занятости экономически активного населения экономики; формируют конкурентную среду и устанавливают рыночное равновесие. Кроме того, предприятия МСП имеют способность более быстро отреагировать на быстроизменяющиеся экономические условия, а также на колебания спроса потребителей, на изменение рыночной конъюнктуры, тем самым придавать экономике дополнительную устойчивость. В экономически развитых странах на долю МСП приходится около 50-60% ВВП. В Российской Федерации этот показатель составляет всего лишь 20%.
Успешное развитие МСП в значительном уровне определяется обеспеченностью предпринимателей финансовыми ресурсами долгосрочного либо краткосрочного периода. Нехватка финансовых средств - современная основная проблема, с которой встречаются многие российские предприятия МСП, что сильно ощущается в регионах. Осуществление потенциала МСП в решении социально-экономических проблем тем более неосуществима без его нормальной финансовой и кредитной поддержки. На сегодняшний день в Российской Федерации проблема финансовой обеспеченности МСП стоит особенно остро. Обстоятельства, где система банка не дает полномасштабно удовлетворить уже функционирующих или готовящихся открыть собственный бизнес людей, на первое место выходит необходимость совершенствования функционирующего механизма банковского кредитования субъектов МСП.
Выше обозначенные проблемы свидетельствуют об актуальности темы исследования, требуют исследования особенностей зарубежного опыта государственной поддержки, совершенствования механизма государственной поддержки в РФ, а также разработки практических рекомендаций по расширению круга применяемых инструментов государственной поддержки и других форм стимулирующего воздействия в РФ.
Степень разработанности темы. Теоретические и методологические аспекты развития предпринимательской деятельности изучили и посвятили к нему свои работы многие отечественные и зарубежные ученые, такие как Л.И. Старо дубцова Е.Б., Райзберг Б.А., Лозовский, М.Г. Лапуста, C. Майерс, Г. Марковиц, Ф.Х. Найт, А. Смит, Ж.Б. Сэй, Ф. Хайек, П. Хоукен, Й. Шумпетер, Д.К. Ван Хорн, А. Улус, А. Колесников и другие.
Основные вопросы государственных финансовых регулирований рассматривали в своих работах А.М. Балтина, С.В. Барулин, E.H. Валиева, С.А. Власов, O.B. Врублевская, Ю.А. Гриневич, Е.А. Ермакова, Н.Г. Иванова, T.M. Ковалева, И.Р. Кощегулова, О.И. Лаврушин, И.А. Майбуров, Т.В. Муравлева, М.Р. Пинская, Г.Б. Поляк, В.М. Родионова, Н.М. Сабитова, С.В. Савин, В.А. Савина, А.Г. Хачатрян, Д.Г. Черник, Л.И. Юзвович и другие.
Значительное вложение в исследование проблем кредитования МСП внесли такие отечественные ученые, как: Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая, О.И. Лаврушин, В.А. Москвин, А.В. Мурычев, А.М. Тавасиев.
Несмотря на определенно высокую степень разработанности темы исследования, вопросы форм и методов государственной поддержки МСП, а также его финансово-кредитной обеспеченности в Российской Федерации исследованы не глубоко. Кроме того, проведенные ранее исследования проблемы финансирования субъектов МСП проводились с методом специфики определенных исторических условий, изменившихся на данный момент времени, что не дает применять достигнутые результаты на современном этапе.
Научная новизна работы состоит в разработке практических рекомендаций по совершенствованию механизма государственной финансовой поддержки института МСП в Российской Федерации, а также в разработке механизмов активизации банковского финансирования (кредитования) предприятий МСП.
Выносимые на защиту положения имеют следующие элементы научной новизны:
1. На примере OOO «Рыбно-Слободская продовольственная корпорация» впервые построена модель влияния государственного финансирования на финансовую устойчивость предприятия, которая позволила определить высокую степень зависимости малого и среднего предпринимательства от государственной поддержки.
2. Для усовершенствования методических подходов оценке кредитоспособности заемщика - малого и среднего предприятия, которые имеют существенное значение для МСП, разработана методика оценки кредитоспособности предприятий МСП коммерческим банком с учетом специфических особенностей их деятельности.
3. В целях расширения доступности субъектов МСП к страховым и кредитным продуктам на основе зарубежного опыта представлен результат, обоснованный необходимостью создания института взаимных поручительств при совместном его финансировании государством и рыночными финансовыми институтами; разработаны схемы альтернативного предоставления гарантий, страхования института малого предпринимательства; предложено включить институт взаимных поручительств в создаваемую национальную гарантийную систему для получения синергетического эффекта в области расширения финансовых возможностей малого и среднего предпринимательства, при этом полномочия по надзору за этим институтом передать Агентству кредитных гарантий, а также использовать инструмент субсидирования средств, резервируемых участниками института взаимных поручительств на возможные потери при взаимодействии с субъектами малого и среднего предпринимательства.
4. Сформулированы следующие рекомендации по использованию инструментов государственной финансовой поддержки: квотирование государственного субсидирования относительно субъектов малого предпринимательства при условии их контрагентских соглашений с представителями этого же сегмента, действующих в приоритетных для отраслях; субсидирование процентных ставок путем полной их компенсации, но ограничения срока предоставления такой компенсации на один год; это позволит избежать субсидирования неэффективных проектов и расширить круг получателей поддержки; субсидирование части инвестиций бизнес - ангелов в проекты малых и средних предприятий, функционирующих в приоритетных отраслях; гарантии по отношению к бизнес - инкубаторам и другим формам инновационной предпринимательской деятельности; гарантии по исполнению контрактов в крупных предприятиях представителями института малого предпринимательства; целевые финансовые гарантии по кредитам, процентов по ним, полученным предприятиями приоритетных отраслей.
Цель исследования. Цель работы заключается в совершенствовании подходов к формированию эффективной государственной поддержки института малого и среднего предпринимательства и применению финансовых инструментов этой поддержки, направленных на создание благоприятных условий функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства.
Задачи исследования. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) оценить уровень развития института малого и среднего предпринимательства в России и обосновать необходимость совершенствования государственной поддержки данного сегмента экономики;
2) анализировать особенности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства за рубежом;
3) доказать влияние государственного финансирования на финансовую устойчивость предприятий малого и среднего предпринимательства;
4) предложить усовершенствованный механизм привлечения кредитных ресурсов, основанный на перспективных направлениях развития взаимодействия кредитных организаций и малых и средних предприятий;
5) предложить рекомендации по расширению круга применяемых инструментов государственной поддержки.
Объектом исследования являются предприятия малого и среднего предпринимательства РФ.
Предмет исследования - государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.
Методология исследования. Методологические и теоретические основы диссертационного исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов по теоретическим и прикладным вопросам, посвященные анализу субъектов МСП и их государственной поддержки, а также нормативно-правовые акты, которые регламентируют деятельность института МСП и других экономических субъектов.
В исследовании применялись следующие методы научного познания: классификация, сравнительный, структурный анализ, статистический и финансовый анализ. Особенностью работы является применение экономико-математических методов, которые представлены корреляционно-регрессионным анализом.
Практическая значимость заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию механизма государственной поддержки и предложений по расширению применения финансовых инструментов такой поддержки. Результаты и выводы, которые получены в ходе исследования, будут способствовать созданию и развитию финансовых отношений между банковским сектором, другими организациями и малыми и средними предприятиями путем обеспечения доступа последних к финансовым ресурсам.
Предложенные рекомендации могут быть использованы в деятельности малых и средних предприятий, а также коммерческих банков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты диссертационного исследования по анализу и совершенствованию господдержки института малого и среднего предпринимательства позволяют сделать следующие выводы:
1. Осуществляемая государством поддержка МСП, несмотря на свою масштабность, не принесла значимых изменений в его развитии. Существующий механизм господдержки малого и среднего предпринимательства не достигает ее основных целей, что обуславливает ключевой вектор его совершенствования.
2. Показатели деятельности МСП в России по сравнению с западными странами остаются существенно ниже. Малые и средние предприятия в Российской Федерации - это 5,6 млн. хозяйствующих субъектов, 18 млн. рабочих мест. Около 20% ВВП, а во многих субъектах РФ треть и более ВРП создаются данными предприятиями.
3. Влияние господдержки на протяжении долгосрочного периода считалось положительным априори, несмотря на отсутствие исследований в данной теме. Исследований, посвященных влиянию господдержки на финансовую устойчивость предприятий, нет. Для определения влияния господдержки на деятельность предприятий MCП построена модель влияния государственного финансирования на финансовую устойчивость предприятия. Проведя эконометрический анализ и определив влияние различных показателей деятельности организации на величину ее чистых активов можно сделать вывод о том, что наиболее положительное воздействие на величину чистых активов оказывают величина валовой прибыли и субсидии всех уровней.
4. Анализ существующих механизмов кредитования малого и среднего предпринимательства показал, что для обеспечения предпринимателей финансово-кредитными ресурсами требуется решить
Важную роль в разработке эффективного механизма банковского кредитования малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации должны играть государственные органы, которые предполагают последовательность реализации совокупности определенной задачи, такие как: институциональная, концептуально-политическая, стимулирующая, организационная, информационная, техническая.
В целях решения институциональных задач было предложено ввести внешнее воздействие, которое идет от третьих организаций (интермедиаторов), которые способны налаживать нормальные взаимоотношения между банками и предприятиями МСП. Их задача - распределение финансовой нагрузки на заемщиков посредством собственного участия в капитале или рисках, или методом гарантирования выполнения заемщиком обязательств перед кредитором.
Решение задач организационного характера базируется на взаимосвязи форм финансирования предприятий МСП с учетом их жизненного цикла.
В целях решения концептуальных, политических и стимулирующих задач было сформировано принятие дополнительных мероприятий по поддержке МСП: уменьшение сроков рассмотрения заявок на предоставление господдержки МСП до сопоставимых со сроками рассмотрения заявок банками; поддержка приоритетных отраслей и видов деятельности, обеспечивающих наибольший социально-экономический, а также бюджетный эффект для региона; разработка и внедрение информационной базы данных о государственных и муниципальных закупках для увеличения информационной доступности; безвозмездное финансирование передовых, эффективных и социально значимых проектов в регионе (в виде грантов); предоставление льгот на имущество или других налогов банкам при увеличении портфеля кредитов малым предприятиям.
Для решения информационных и технических задач было предложено использовать финансово-экономические показатели для оценки кредитоспособности малого и среднего предпринимательства.
5. Анализ деятельности института МСП свидетельствует об отсутствии благоприятной финансово-кредитной среды, его функционирования. В рамках улучшения финансового обеспечения института МСП в работе выявлена необходимость создания института взаимных поручительств при совместном его финансировании государством и рыночными финансовыми институтами; разработаны схемы альтернативного предоставления гарантий, страхования института малого предпринимательства; предложено включить институт взаимных поручительств в создаваемую национальную гарантийную систему для получения синергетического эффекта в области расширения финансовых возможностей малого и среднего предпринимательства, при этом полномочия по надзору за этим институтом передать Агентству кредитных гарантий. В работе также сформулированы рекомендации по расширению применения инструментов государственной финансовой поддержки, а также инструментов других форм стимулирующего воздействия государства на институт МСП.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в РФ : федер. закон от 29.06.2015 № 156 - ФЗ. Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс". Версия Проф.
3. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2014 N 477-ФЗ (последняя редакция)
4. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства : постановления Правительства РФ от 13.07.2015 № 702;
5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации : федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 29.06.2015);
6. Проект Стратегии "Развитие малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года" - М., 2015. - С.106 .
Монографии, диссертации
7. Гербер, М.Э. Малый бизнес: от иллюзий к успеху: возвращение к мифу предпринимательства/ М.Э. Гербер. - М. : Олимп-Бизнес,2012. -С. 224 .
8. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник для высш. учеб. заведений - М.: ИНФРА-М, 2015. - С.608
9. Голубович, А. Д. Оценка кредитоспособности предприятий: пособие для банковских работников / А. Д. Голубович, О. И. Козлова, М. С. Сморчкова. - М.: АРГО, 2015. -С. 128 .
10. Хизрич Роберт, Питерс Майкл 'Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха' Учебное пособие.-М.: Под ред.В.С. Загашвили, 2011, С.138
11. Финансы, деньги, кредит, банки: учебник / под ред. Т.М. Ковалевой. - М. : КноРус, 2014. - С.256.
12. Русаковская, А.В. Развитие кредитной системы стимулирования инвестиционного процесса России : автореф. дис. д -ра экон. наук / А.В. Русаковская. - М., 2012. -С 48 .
13. Сафарян, В.Р. Финансовое регулирование развития малого бизнеса в регионе: автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10 / В.Р. Сафарян. - Ростов н/Д, 2012. - С25 .
14. Юзвович, Л.И. Финансирование реальных инвестиций: теория,
методология и практика : автореф. дис.д-ра экон. наук : 08.00.10 / Л.И. Юзвович. - Екатеринбург, 2013. - С.39 .
Статьи и материалы периодической печати
15. Азманова, Е.Г. Специфика кредитных потребностей предприятий малого бизнеса // Финансы и кредит. №46, 2011. - с. 54-58.
16. Актуальность программы поддержки МСП МЭР для РФ : материалы для обсуждения, 15 сентябрь. 2014 . - с. 112 .
17. Афанасьев, М.П. Инструментарий оценки эффективности
бюджетных программ // Вопросы государственного и муниципального управления. №3, 2013. - С. 48-69.
18. Барулин, С.В. Основы финансового контроллинга как системы координации управления корпоративными финансами // Наука и общество.№4, 2012. - с. 12-19.
19. Барулин, С.В. Содержание частнохозяйственных финансов и их системы // Наука и общество. №2, 2011. -С. 15-21.
20. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики «Инвестиции в основной капитал и источники их финансирования». 2016.-с.45-46
21. Голик, Е.Н. Кредитование как эффективная форма создания системы партнерских отношений банковских структур и малого бизнеса // Государственное и муниципальное управление. №1, 2015.-с. 50-58.
22. Громова, Н.Н. Анализ методик оценки эффективности целевых
программ субъектов Российской Федерации // Вестник
Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Т. 6, № 1, 2016. - С. 145-154.
23. Евсеева, О.А. Формирование методики оценки эффективности
государственной поддержки малых и средних предприятий// Изв. Иркут. гос. экон. акад. №6, 2016. - с. 79-84.
24. Заболоцкая, В.В. Механизм предоставления гарантий в
Европейском Сообществе при кредитовании малого и среднего бизнеса и возможность его адаптации в Российской Федерации // Финансы и кредит. № 5,2015. - с. 37 -45.
25.Завьялова Н.Б., Сагинова О.В., Сидорчук Р.Р., Скоробогатых И.И. Уровень государственной поддержки малого предпринимательства с точки зрения ее получателей // Маркетинг и маркетинговые исследования. №2, 2016. - с. 82-93
26.Зубатых О.Н., Колесниченко Е.А. Государственно-частное партнерство как фактор развития малого предпринимательства в регионах России в посткризисный период // Социально-экономические явления и процессы. №9, 2011. - с. 53-57
27. Карташова, Е.И. Налоговые льготы для субъектов малого и среднего бизнеса // Бух. учет в изд -ве и полиграфии.№4, 2015.- С. 26-30.
28. Крюков, С.П. Миссия МСП Банка - Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства // Деньги и кредит.№4, 2016. - № 4. -С. 25-27.
29. Ладанов, А.А. Факторинг как способ увеличения чистой прибыли
малого и среднего бизнеса // Финансы и учет.№11, 2016. - № 11. -С.15-19
30. Кулик Н.А., Онищенко Л.Г. Государственная поддержка малого предпринимательства в России // Сибирский торгово-экономический журнал. №11, 2010. - с. 28-36
31. Развитие малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт. //МСП Банк .Декабрь, 2015.-с. 16
32. Холмирзоев Д. Н., Масалыгина А. С., Захаров Н. В., Дьякова О. В. Налоговое стимулирование развития малого предпринимательства в РФ // Молодой ученый.№28, 2016. -с. 582-585.
33. Шпынова А . И . Источники формирования финансов малых и
средних предприятий // Банковское дело . №4, — 2016. — с . 44¬47.
34. Financing SMEs and Entrepreneurs 2015. An OECD Scoreboard. - OECD, 2015, с. 137 
Электронные ресурсы
35. Акционерное общество «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» URL:https://www.mspbank.ru/ (Дата обращения 09.08.2017)
36. Банки.ру URL:http://www.banki.ru.(Дата обращения 09.06.2017)
37. Государственная политика США в отношении предпринимательства и малого бизнеса URL:http://www.NISSE.ru(Дата обращения 24.09.2017).
38. Кредит для бизнеса.ру URL:
http://www.creditforbusiness.ru/articles/20035/ (Дата обращения
24.09.2017).
39. МСП-Банк Развитие малого и среднего предпринимательства.
Зарубежный опыт, декабрь, 2015 URL:
https://www.mspbank.ru/userfiles/2015EU.pdf(Дата обращения
04.04.2017).
40. Министерства сельского хозяйства РФ URL:http://mcx.ru/(Дата обращения 15.05.2017).
41. Министерство финансов РФ .URL: https: //www. mmfm.ш(Дата
обращения 29.04.2017).
42. Минэкономразвития РФ. URL:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallbusiness/index(Дата обращения 03.08.2017).
43. Развитие экономики Сингапура.URL:
http: //www.lmi48. ru/index.php/component/content/article/51. html(Дата обращения 24.07.2017).
44. РоссельхозБанк URL:http://www.rshb.ru.(Дата обращения 18.05.2017).
45. Росстат. URL:http: //www.gks.ru(Дата обращения 16.04.2017).
46. Федеральная Налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru(Дата
обращения 16.04.2017).
47. Центральный банк Росеийской Федерации. URL:
http: //www.cbr.ru/(Дата обращения 14.07.2017).
49.Эксперт РА URL:http: //raexpert.ru(Дата обращения 19.05.2017).
50.EUROPE 2020: A European strategy for smart, sustainable and inclusive growth URL:
http://eunec.vlor.be/detail bestanden/doc014%20Europe%202020.pdf(Дата обращения 24.06.2017).
51. SBA. URL: https://www.sba. gov/financing/fr7aloan.html.
(дата обращения:07.05.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ