ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
|
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации процесса дистанционного обучения
1.1 Дистанционное обучение и его место в системе образования
1.2 Средства и методы дистанционного обучения в ВУЗе
1.3 Организационные формы дистанционного обучения
Выводы по I главе
Глава 2. Информационно-методическое обеспечение дистанционного обучения студентов психолого-педагогического профиля
2.1 Обоснование и разработка дистанционного курса для студентов психолого-педагогического профиля
2.2 Проектирование содержательной подсистемы информационно-методического обеспечения дистанционного обучения
2.3 Анализ уровня профессиональной подготовки студентов, обучающихся в традиционном и дистанционном режиме на примере Института психологии и образования Казанского Федерального Университета
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические основы организации процесса дистанционного обучения
1.1 Дистанционное обучение и его место в системе образования
1.2 Средства и методы дистанционного обучения в ВУЗе
1.3 Организационные формы дистанционного обучения
Выводы по I главе
Глава 2. Информационно-методическое обеспечение дистанционного обучения студентов психолого-педагогического профиля
2.1 Обоснование и разработка дистанционного курса для студентов психолого-педагогического профиля
2.2 Проектирование содержательной подсистемы информационно-методического обеспечения дистанционного обучения
2.3 Анализ уровня профессиональной подготовки студентов, обучающихся в традиционном и дистанционном режиме на примере Института психологии и образования Казанского Федерального Университета
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Переход современного общества к информационной эпохе своего развития, увеличение объемов профессионально значимой информации, ее структурное усложнение выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу повышения уровня информационной подготовки студентов и выпускников вузов.
Сложившиеся в настоящее время на рынке труда социально-экономические и социально-культурные условия требуют подготовки специалистов, обладающих высокой профессиональной и социальной компетентностью, хорошо ориентированных на использование информационных ресурсов мирового сообщества. Выпускнику вуза предстоит жить в информационном обществе и ему не только необходимо овладеть методами получения и обработки информации, но, в первую очередь, ему необходимо научиться рационально использовать информацию и информационные технологии для поддержания и развития своего интеллектуального и творческого потенциала
Информационная подготовка должна обеспечить необходимые умения и навыки работы на персональном компьютере. Она способствует развитию активных, самостоятельных форм приобретения знаний, повышает мотивацию обучения, позволяет самостоятельно выбрать режим работы, обеспечивает ориентацию на личностные запросы обучаемых, многоуровневость и профилизацию образования. Вопросы внедрения новых информационных технологий в учебный процесс рассматриваются в трудах многих отечественных и зарубежных авторов (С.И.Архангельский, В.П. Беспалько, А.П. Ершов, Е.П. Велихов, И.Е. Вострокнутов, В.С. Леднев, О.А.Козлов, А.А. Кузнецов, А.Я. Савельев, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, Е.П. Машбиц, К. Evelin, В. Oliver, J. Higgins,S. Papert, T. Russel и др.).
В качестве одного из возможных путей решения задачи модернизации образования на основе информатизации многие исследователи (Бешенков С.А., Григорьев С.Г, Кузнецов А.А., Лапчик М.И, Панюкова С.В., Роберт И.В. и др.)
видят в рациональном сочетании традиционных образовательных технологий с современными информационными и телекоммуникационными технологиями.
Реализация дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий в образовании рассматривается в работах Зайнутдиновой Л.Х., Козлова О.А., Кузнецова А.А., Панюковой С.В., Роберт И.В., Софроновой Н.В. и др.
Информационные технологии, используемые в настоящее время для интенсификации процесса обучения, имеют большие дидактические возможности для совершенствования подготовки выпускников вузов. Тем не менее, конкретные методические подходы по применению средств информационных и коммуникационных технологий в интересах совершенствования профессиональной подготовки специалистов психолого-педагогического профиля недостаточно разработаны.
Одним из перспективных направлений использования средств информационных и коммуникационных технологий в сфере образования является дистанционное обучение.
Дистанционное обучение — это способ организации процесса обучения, при котором большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных коммуникационных технологий при территориальной разобщенности педагогического работника и студента. Широкий спектр методов дистанционного обучения позволяет выбирать метод с учетом индивидуальных требований и предпочтений слушателя и не исключает общение с преподавателем лицом к лицу.
Организация надомного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, внедрение и управления таким видом обучения обеспечивает доступ к качественному образованию, подбору индивидуального маршрута развития обучающегося.
Немаловажным условием можно назвать также особую образовательную среду, которую создает и развивает дистанционное образование. Такая информационно-образовательная среда основана на особой информационной системе для управления учебным процессом LMS Moodle. Поэтому на изучение каждой темы выделяется не менее 6 академических часов для реализации в равной пропорции лекционных, лабораторно -практических и дистанционных занятий. Слушатели данной программы повышения квалификации изучают возможности организации интерактивного учебного взаимодействия, а также способы создания и редактирования учебного контента для реализации надомного обучения в удаленном режиме.
Формы занятий предполагают обязательное изучение дистанционных ресурсов. Учитывая, что базовые рабочие места педагогических работников размещены в учебных заведениях, появляется возможность непрерывного профессионального развития без отрыва от производства. Распределение содержания программы по разделам предполагает, что аспекты применения дистанционных образовательных технологий должны рассматриваться с точки зрения различных структурных модульных единиц: нормативно- правовой, философской, технологической, содержательной, психолого-педагогической.
Проблемам и перспективам дистанционного обучения посвящены работы как отечественных исследователей (А.А. Ахаян, В.В. Вержбицкий, В.С. Леднев, В.П. Овсянников, Е.С. Полат, В.П. Тихомиров, В.М. Филиппов, С.А. Щенников), так и зарубежных ученых (В. Holmberg, М. Moor, О. Peters, J. Daniel, D. Keegun).
В большинстве работ ставится задача теоретического обоснования дистанционного обучения, рассматриваются его организационные формы, определяется место дистанционного обучения в системе образования (В.П. Овсянников, Е.Б. Сергиенко, В.П. Тихомиров, С.А. Щенников). В некоторых работах, посвященных описанию практического опыта применения средств дистанционных технологий, рассматривается либо дистанционное обучение отдельной учебной дисциплине (М.П. Петрова, А.П. Рязанов), либо процесс обучения в специфических условиях, например, в исправительно -трудовом учреждении (С.Ю. Жидко). Во многих работах акцент делается на применении технических инноваций, за рамками рассмотрения остаются особенности взаимоотношений субъектов (преподавателя и обучающихся) дистанционного обучения и влияние каждого из них на успешность процесса обучения. Недостаточная разработанность дидактического обеспечения и методических подходов к его применению в дистанционном обучении студентов психолого-педагогического профиля и их большая практическая значимость определили тему исследования «Информационно-методическое обеспечение дистанционного обучения студентов психолого-педагогического профиля».
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить информационно-методическое обеспечение, предназначенное для дистанционного обучения студентов психолого-педагогического профиля.
Объект исследования: процесс обучения студентов психолого-педагогического профиля средствами дистанционного обучения.
Предмет исследования: информационно-методическое обеспечение, повышающее эффективность дистанционного обучения студентов психолого - педагогического профиля.
Гипотеза исследования: уровень подготовки студентов психолого- педагогического профиля повысится, если внедрить информационно-методическое обеспечение в учебный процесс дистанционного обучения, что позволит:
• обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения, вплоть до разработки индивидуальных планов для каждого обучающегося;
• повысить уровень мотивации к обучению;
• организовать самостоятельную работу студента, обеспечив его необходимым учебным материалом и контролируя процесс его учебно-познавательной деятельности;
• расширить категории обучающихся.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности применения дистанционных технологий для интенсификации процесса обучения студентов психолого- педагогического профиля.
2. Показать достоинства и недостатки дистанционного обучения
3. Скорректировать роль и функции преподавателя при дистанционном обучении.
4. Разработать информационно -методическое обеспечение для
дистанционного обучения студентов-менеджеров.
5. Экспериментально проверить эффективность информационно-методического обеспечения дистанционного обучения студентов-менеджеров.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ педагогической, психологической, лингвистической, методической и философской литературы, образовательных стандартов, уставов высших учебных заведений и других документов.
2. Изучение отечественного и зарубежного опыта проведения занятий с применением средств информационных технологий.
3. Проведение опросов, бесед и анкетирования.
4. Разработка информационно-методического обеспечения дистанционного обучения на основе современных педагогических подходов и методов.
5. Педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы П.Я. Гальперина, Б.С. Гершунского, В.В. Давыдова, Е.И. Машбица, И.В. Роберт, И.Ф. Талызиной, посвященные психолого -педагогическому обоснованию использования компьютеров в учебном процессе. Проблемы формирования мотивации учения рассмотрены в работах Н.В. Замковой, Г.А. Кручининой, С.Е. Кунцевича, Ю.И. Мальцева и др. Исследования в области теории и методики дистанционного обучения проводились рядом отечественных и зарубежных авторов (Е.С. Полат, А.Н. Романов, В.П. Тихомиров, С.А. ТЦенников, В. Holmberg, М. Moor, R.Bardwell, V.B. Cohen). Теория личностно-ориентированного обучения раскрыта в работах Е.В. Бондаревской, М.А. Викулиной, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др.
Обоснованию теории и методике использования информационных технологий в образовании посвящены работы Е.К. Марченко, О.А. Козлова, Г.А. Экспериментальной базой исследования является Институт психологии и образования Казанского Федерального Университета
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Определены особенности дистанционных методов обучения, заключающиеся в:
• особом характере взаимодействия субъектов обучения;
• способности обучающегося самостоятельно работать с информацией;
• создании и поддержании положительного эмоционального фона в процессе учебной деятельности;
• организации направляемой, корректируемой и контролируемой самостоятельной работы обучающегося.
2. Выявлены условия, повышающие качество дистанционного обучения:
• организация эффективного взаимодействия преподавателя и обучающегося;
• формирование и поддержание устойчивой мотивации;
• овладение обучающимися навыками ведения самостоятельной работы.
3. Установлены преимущества дистанционных методов обучения в сравнении с традиционными методами:
• обеспечение индивидуализации и дифференциации процесса обучения;
• реализация принципа наглядности на качественно новом уровне;
• предоставление возможности получить образование разнообразному контингенту обучающихся;
• осуществление постоянного контроля и самоконтроля учебной деятельности;
• гарантирование объективности оценки знаний.
4. Выявлены недостатки дистанционных методов обучения:
• отсутствие или небольшое количество очного общения с преподавателем;
• низкий уровень информационной компетентности обучающихся;
• трудность идентификации обучающихся;
• отсутствие у обучающихся навыков ведения самостоятельной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
1. Уточнено определение понятия «дистанционное обучение», состоящее в том, что выявлены и проанализированы дидактические возможности средств дистанционного обучения в организации учебного процесса студентов психолого-педагогического профиля
2. Выявлена система принципов отбора содержания информационно - методического обеспечения дистанционного обучения студентов психолого - педагогического профиля: многоуровневости, модульности, профессиональной направленности, обеспечивающая реализацию личностно -ориентированного подхода к обучению.
Практическая значимость исследования. Предложенное информационно-методическое обеспечение может быть использовано в обучении студентов психолого-педагогического профиля.
Положения, выносимые на защиту:
• Анализ особенностей, условий, преимуществ и недостатков дистанционных методов обучения студентов психолого-педагогического профиля.
• Информационно-методическое обеспечение дистанционного обучения студентов психолого-педагогического профиля, реализующее личностно-ориентированный подход и разработанное на принципах многоуровневости и модульности.
• Результаты внедрения информационно- методического обеспечения дистанционного обучения студентов психолого-педагогического профиля.
Диссертационное исследование имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Сложившиеся в настоящее время на рынке труда социально-экономические и социально-культурные условия требуют подготовки специалистов, обладающих высокой профессиональной и социальной компетентностью, хорошо ориентированных на использование информационных ресурсов мирового сообщества. Выпускнику вуза предстоит жить в информационном обществе и ему не только необходимо овладеть методами получения и обработки информации, но, в первую очередь, ему необходимо научиться рационально использовать информацию и информационные технологии для поддержания и развития своего интеллектуального и творческого потенциала
Информационная подготовка должна обеспечить необходимые умения и навыки работы на персональном компьютере. Она способствует развитию активных, самостоятельных форм приобретения знаний, повышает мотивацию обучения, позволяет самостоятельно выбрать режим работы, обеспечивает ориентацию на личностные запросы обучаемых, многоуровневость и профилизацию образования. Вопросы внедрения новых информационных технологий в учебный процесс рассматриваются в трудах многих отечественных и зарубежных авторов (С.И.Архангельский, В.П. Беспалько, А.П. Ершов, Е.П. Велихов, И.Е. Вострокнутов, В.С. Леднев, О.А.Козлов, А.А. Кузнецов, А.Я. Савельев, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, Е.П. Машбиц, К. Evelin, В. Oliver, J. Higgins,S. Papert, T. Russel и др.).
В качестве одного из возможных путей решения задачи модернизации образования на основе информатизации многие исследователи (Бешенков С.А., Григорьев С.Г, Кузнецов А.А., Лапчик М.И, Панюкова С.В., Роберт И.В. и др.)
видят в рациональном сочетании традиционных образовательных технологий с современными информационными и телекоммуникационными технологиями.
Реализация дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий в образовании рассматривается в работах Зайнутдиновой Л.Х., Козлова О.А., Кузнецова А.А., Панюковой С.В., Роберт И.В., Софроновой Н.В. и др.
Информационные технологии, используемые в настоящее время для интенсификации процесса обучения, имеют большие дидактические возможности для совершенствования подготовки выпускников вузов. Тем не менее, конкретные методические подходы по применению средств информационных и коммуникационных технологий в интересах совершенствования профессиональной подготовки специалистов психолого-педагогического профиля недостаточно разработаны.
Одним из перспективных направлений использования средств информационных и коммуникационных технологий в сфере образования является дистанционное обучение.
Дистанционное обучение — это способ организации процесса обучения, при котором большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных коммуникационных технологий при территориальной разобщенности педагогического работника и студента. Широкий спектр методов дистанционного обучения позволяет выбирать метод с учетом индивидуальных требований и предпочтений слушателя и не исключает общение с преподавателем лицом к лицу.
Организация надомного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, внедрение и управления таким видом обучения обеспечивает доступ к качественному образованию, подбору индивидуального маршрута развития обучающегося.
Немаловажным условием можно назвать также особую образовательную среду, которую создает и развивает дистанционное образование. Такая информационно-образовательная среда основана на особой информационной системе для управления учебным процессом LMS Moodle. Поэтому на изучение каждой темы выделяется не менее 6 академических часов для реализации в равной пропорции лекционных, лабораторно -практических и дистанционных занятий. Слушатели данной программы повышения квалификации изучают возможности организации интерактивного учебного взаимодействия, а также способы создания и редактирования учебного контента для реализации надомного обучения в удаленном режиме.
Формы занятий предполагают обязательное изучение дистанционных ресурсов. Учитывая, что базовые рабочие места педагогических работников размещены в учебных заведениях, появляется возможность непрерывного профессионального развития без отрыва от производства. Распределение содержания программы по разделам предполагает, что аспекты применения дистанционных образовательных технологий должны рассматриваться с точки зрения различных структурных модульных единиц: нормативно- правовой, философской, технологической, содержательной, психолого-педагогической.
Проблемам и перспективам дистанционного обучения посвящены работы как отечественных исследователей (А.А. Ахаян, В.В. Вержбицкий, В.С. Леднев, В.П. Овсянников, Е.С. Полат, В.П. Тихомиров, В.М. Филиппов, С.А. Щенников), так и зарубежных ученых (В. Holmberg, М. Moor, О. Peters, J. Daniel, D. Keegun).
В большинстве работ ставится задача теоретического обоснования дистанционного обучения, рассматриваются его организационные формы, определяется место дистанционного обучения в системе образования (В.П. Овсянников, Е.Б. Сергиенко, В.П. Тихомиров, С.А. Щенников). В некоторых работах, посвященных описанию практического опыта применения средств дистанционных технологий, рассматривается либо дистанционное обучение отдельной учебной дисциплине (М.П. Петрова, А.П. Рязанов), либо процесс обучения в специфических условиях, например, в исправительно -трудовом учреждении (С.Ю. Жидко). Во многих работах акцент делается на применении технических инноваций, за рамками рассмотрения остаются особенности взаимоотношений субъектов (преподавателя и обучающихся) дистанционного обучения и влияние каждого из них на успешность процесса обучения. Недостаточная разработанность дидактического обеспечения и методических подходов к его применению в дистанционном обучении студентов психолого-педагогического профиля и их большая практическая значимость определили тему исследования «Информационно-методическое обеспечение дистанционного обучения студентов психолого-педагогического профиля».
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить информационно-методическое обеспечение, предназначенное для дистанционного обучения студентов психолого-педагогического профиля.
Объект исследования: процесс обучения студентов психолого-педагогического профиля средствами дистанционного обучения.
Предмет исследования: информационно-методическое обеспечение, повышающее эффективность дистанционного обучения студентов психолого - педагогического профиля.
Гипотеза исследования: уровень подготовки студентов психолого- педагогического профиля повысится, если внедрить информационно-методическое обеспечение в учебный процесс дистанционного обучения, что позволит:
• обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения, вплоть до разработки индивидуальных планов для каждого обучающегося;
• повысить уровень мотивации к обучению;
• организовать самостоятельную работу студента, обеспечив его необходимым учебным материалом и контролируя процесс его учебно-познавательной деятельности;
• расширить категории обучающихся.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности применения дистанционных технологий для интенсификации процесса обучения студентов психолого- педагогического профиля.
2. Показать достоинства и недостатки дистанционного обучения
3. Скорректировать роль и функции преподавателя при дистанционном обучении.
4. Разработать информационно -методическое обеспечение для
дистанционного обучения студентов-менеджеров.
5. Экспериментально проверить эффективность информационно-методического обеспечения дистанционного обучения студентов-менеджеров.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ педагогической, психологической, лингвистической, методической и философской литературы, образовательных стандартов, уставов высших учебных заведений и других документов.
2. Изучение отечественного и зарубежного опыта проведения занятий с применением средств информационных технологий.
3. Проведение опросов, бесед и анкетирования.
4. Разработка информационно-методического обеспечения дистанционного обучения на основе современных педагогических подходов и методов.
5. Педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы П.Я. Гальперина, Б.С. Гершунского, В.В. Давыдова, Е.И. Машбица, И.В. Роберт, И.Ф. Талызиной, посвященные психолого -педагогическому обоснованию использования компьютеров в учебном процессе. Проблемы формирования мотивации учения рассмотрены в работах Н.В. Замковой, Г.А. Кручининой, С.Е. Кунцевича, Ю.И. Мальцева и др. Исследования в области теории и методики дистанционного обучения проводились рядом отечественных и зарубежных авторов (Е.С. Полат, А.Н. Романов, В.П. Тихомиров, С.А. ТЦенников, В. Holmberg, М. Moor, R.Bardwell, V.B. Cohen). Теория личностно-ориентированного обучения раскрыта в работах Е.В. Бондаревской, М.А. Викулиной, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др.
Обоснованию теории и методике использования информационных технологий в образовании посвящены работы Е.К. Марченко, О.А. Козлова, Г.А. Экспериментальной базой исследования является Институт психологии и образования Казанского Федерального Университета
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Определены особенности дистанционных методов обучения, заключающиеся в:
• особом характере взаимодействия субъектов обучения;
• способности обучающегося самостоятельно работать с информацией;
• создании и поддержании положительного эмоционального фона в процессе учебной деятельности;
• организации направляемой, корректируемой и контролируемой самостоятельной работы обучающегося.
2. Выявлены условия, повышающие качество дистанционного обучения:
• организация эффективного взаимодействия преподавателя и обучающегося;
• формирование и поддержание устойчивой мотивации;
• овладение обучающимися навыками ведения самостоятельной работы.
3. Установлены преимущества дистанционных методов обучения в сравнении с традиционными методами:
• обеспечение индивидуализации и дифференциации процесса обучения;
• реализация принципа наглядности на качественно новом уровне;
• предоставление возможности получить образование разнообразному контингенту обучающихся;
• осуществление постоянного контроля и самоконтроля учебной деятельности;
• гарантирование объективности оценки знаний.
4. Выявлены недостатки дистанционных методов обучения:
• отсутствие или небольшое количество очного общения с преподавателем;
• низкий уровень информационной компетентности обучающихся;
• трудность идентификации обучающихся;
• отсутствие у обучающихся навыков ведения самостоятельной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
1. Уточнено определение понятия «дистанционное обучение», состоящее в том, что выявлены и проанализированы дидактические возможности средств дистанционного обучения в организации учебного процесса студентов психолого-педагогического профиля
2. Выявлена система принципов отбора содержания информационно - методического обеспечения дистанционного обучения студентов психолого - педагогического профиля: многоуровневости, модульности, профессиональной направленности, обеспечивающая реализацию личностно -ориентированного подхода к обучению.
Практическая значимость исследования. Предложенное информационно-методическое обеспечение может быть использовано в обучении студентов психолого-педагогического профиля.
Положения, выносимые на защиту:
• Анализ особенностей, условий, преимуществ и недостатков дистанционных методов обучения студентов психолого-педагогического профиля.
• Информационно-методическое обеспечение дистанционного обучения студентов психолого-педагогического профиля, реализующее личностно-ориентированный подход и разработанное на принципах многоуровневости и модульности.
• Результаты внедрения информационно- методического обеспечения дистанционного обучения студентов психолого-педагогического профиля.
Диссертационное исследование имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Таким образом, дистантное или дистанционное обучение - это форма обучения на расстоянии, которая не требует физического одномоментного присутствия в одном месте преподавателя и студента, организованная преимущественно в сети Интернет и использующая современные способы коммуникации - аудио-, видеотехнику и спутниковые каналы связи.
Дистанционное обучение позволяет раскрыть обучающемуся одно из главных преимуществ данной формы обучения - овладение не определенной суммой знаний, а самостоятельное их приобретение и умение работать с информацией, при которой процесс обучения становится активной познавательной деятельность.
Любой процесс дистанционного обучения состоит из следующих этапов:
• собственно дистанционное обучение с использованием современных информационных технологий и средств связи;
• аудиторное обучение на ежегодной сессии, в процессе которой сдаются зачеты и экзамены, требующие физического присутствия студента и преподавателя, составляются планы занятий на будущий учебный период и т.д.;
• самостоятельная работа по поиску необходимой информации, выполнению проверочных заданий и других контрольных работ, необходимых для успешной сдачи экзамена.
В процессе наблюдений и бесед выявлялись мотивы студентов к изучению психологии, их тематические предпочтения. В результате наблюдений и бесед выяснено, что большинство студентов связывают знание психологии с будущей профессиональной деятельностью (85%).
Изучение готовности студентов к применению средств ДТ для обучения психологии проходило в двух направлениях: первое -выявление уровня информационной компетентности студентов; второе — определение их психологической готовности к использованию инновационных средств обучения.
Сформированность информационной компетентности студентов проверялась при помощи метода анкетирования.
Дистанционное обучение позволяет раскрыть обучающемуся одно из главных преимуществ данной формы обучения - овладение не определенной суммой знаний, а самостоятельное их приобретение и умение работать с информацией, при которой процесс обучения становится активной познавательной деятельность.
Любой процесс дистанционного обучения состоит из следующих этапов:
• собственно дистанционное обучение с использованием современных информационных технологий и средств связи;
• аудиторное обучение на ежегодной сессии, в процессе которой сдаются зачеты и экзамены, требующие физического присутствия студента и преподавателя, составляются планы занятий на будущий учебный период и т.д.;
• самостоятельная работа по поиску необходимой информации, выполнению проверочных заданий и других контрольных работ, необходимых для успешной сдачи экзамена.
В процессе наблюдений и бесед выявлялись мотивы студентов к изучению психологии, их тематические предпочтения. В результате наблюдений и бесед выяснено, что большинство студентов связывают знание психологии с будущей профессиональной деятельностью (85%).
Изучение готовности студентов к применению средств ДТ для обучения психологии проходило в двух направлениях: первое -выявление уровня информационной компетентности студентов; второе — определение их психологической готовности к использованию инновационных средств обучения.
Сформированность информационной компетентности студентов проверялась при помощи метода анкетирования.
Подобные работы
- ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ
К РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА БАЗЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
(на примере направления «Математическое обеспечение
и администрирование информационных систем»)
Диссертация , информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5940 р. Год сдачи: 2018 - Педагогическое взаимодействие в условиях дистанционного обучения
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2020 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Методология психолого-педагогических исследований»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Управление психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - Электронный образовательный ресурс как структурный компонент методического обеспечения образовательного процесса СПО
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - Электронное методическое обеспечение дисциплины «Педагогический менеджмент», реализуемой с использованием элементов геймификации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Управление профессионально-образовательными системами»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021



