Транспортные обязательства и транспортные договоры
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТРАНСПОРТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 8
1.1. Понятие транспортного обязательства и его виды 8
1.2. Источники правового регулирования транспортных
обязательств 13
ГЛАВА II. ДОГОВОРЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ 21
2.1. Понятие транспортного договора 21
2.2. Виды транспортных договоров 25
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТНЫХ ДОГОВОРОВ 44
3.1. Договоры, регулирующие перевозку грузов 44
3.2. Договоры перевозки пассажиров и багажа 47
3.3. Иные договоры на оказание транспортных услуг 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТРАНСПОРТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 8
1.1. Понятие транспортного обязательства и его виды 8
1.2. Источники правового регулирования транспортных
обязательств 13
ГЛАВА II. ДОГОВОРЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ 21
2.1. Понятие транспортного договора 21
2.2. Виды транспортных договоров 25
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТНЫХ ДОГОВОРОВ 44
3.1. Договоры, регулирующие перевозку грузов 44
3.2. Договоры перевозки пассажиров и багажа 47
3.3. Иные договоры на оказание транспортных услуг 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Транспорт играет огромную роль в жизни общества, образуя самостоятельную сферу экономической деятельности, которая функционирует по особым правилам. Роль транспорта заключается в том, что с его помощью оказывается специфический вид услуг, которые направлены на перемещение то¬вара или человека в пространстве. Несмотря на то что транспортная деятельность не сопровождается созданием материальных предметов, тем не менее, ее ценность заключается в экономическом эффекте, который создается в результате транспортировки груза, пассажира и багажа в согласованное сторонами место. То есть отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие две стороны: транспортная организация как владелец транспортного средства, а также в данном случае организатор транспортных услуг и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированными правовыми нормами, данные отношения принимают форму обязательственно-правовых.
Развитие гражданского и транспортного законодательства в рассматриваемой сфере в силу многообразия правовых нюансов ее регулирования требует постоянного внимания к вопросам теории и практики. Несовершенство законодательства и несогласованность ряда его положений приводит к различному пониманию цивилистами правовой природы транспортных договоров, их предмета и сущности. Исправить сложившееся положение возможно путем выработки таких норм, которые соответствовали бы экономической природе транспортных обязательств и отвечали бы требованиям единства правового регулирования процесса доставки грузов. Решение этой задачи определяет необходимость тщательного исследования и анализа правовой природы исследуемых договоров и лежащих в их основе экономических отношений.
Кроме того, правоприменительная практика повседневно сталкивается с проблемами, которые уже нельзя разрешить, заглянув в очередной комментарий; для этого требуются серьезные теоретические познания, касающиеся транспортных обязательств, транспортных договоров, истории развития соответствующих институтов, их места среди других гражданско-правовых категорий, опыта их применения в иных правовых системах, понимания значения соответствующих правовых норм и возможных последствий их применения к регулируемым отношениям. Иными словами, сегодня требуются не только комментарии гражданского законодательства, но и серьезный научный анализ.
Анализ трудов специалистов в области гражданского права, изученных в процессе дипломного исследования, показывает заметное расхождение в оценке конкретных договоров при решении вопроса отнесения их к разряду транспортных. При несомненной ценности и большого количества исследований следует признать, что некоторым транспортным договорам уделено недостаточно внимания. Правовая природа некоторых договоров остается неясной и спорной. Существует и ряд других вопросов, требующих разрешения в рамках данного исследования.
Проблемам правового регулирования услуг, отношений, возникающих при перевозках грузов, пассажиров и багажа посвящены публикации многих отечественных ученых-цивилистов, среди которых такие ученые как: М.И. Брагинский, В.В. Витрянский,И.С. Зыкин, А.Ю.Кабалкин, Н.Ф. Лопа¬тина, С.Ю. Морозов, Л.А. Новоселова,А.В.Ребриков, М.А. Рожко- ва,А.Н. Романович, Е.А. СухановА.П. Сергеев, Е.В. Ткаченко, Ю.К. Толстой и др.
В частности, глубокий анализ правовой природы, сущности и элементов транспортных договоров в гражданском праве провели В.В. Витрянский и М.И. Брагинский .
В труде С.Ю. Морозова «Система транспортных организационных договоров» рассмотрены основы построения системы транспортных организационных договоров: постановка проблемы: понятие, структура и уровни организации системы гражданских организационных правоотношений; автор раскрывает понятие транспортных организационных договоров и их роль в правовом регулировании организации перевозок; социально-экономические предпосылки построения системы транспортных организационных догово¬ров; проблему допустимости в гражданском праве обязательств с неимуще¬ственным содержанием и др.
Условия и направления применения обычаев и обыкновений для регулирования отношений по внешнеторговым сделкам в законодательстве, судебно-арбитражной практике и доктрине отдельных государств рассмотрены в монографии И.С. Зыкина .
Транспортные правоотношения в контексте транспортно-договорных отношений рассмотрены А.Н. Романович .
Отдельные виды транспортных договоров, их классификация, сравнительно-правовой анализ отдельных отношений в сфере транспорта и др. рассмотрены в статье А.Ю. Кабалкина .
Цель данной выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство, сложившиеся в теоретической литературе воззрения и судебную практику, провести комплексный анализ правового регулирования транспортных обязательств и транспортных договоров, а также обозначить проблемы в рассматриваемом вопросе и разработать предложения по их разрешению и совершенствованию соответствую¬щей законодательной базы.
Развитие гражданского и транспортного законодательства в рассматриваемой сфере в силу многообразия правовых нюансов ее регулирования требует постоянного внимания к вопросам теории и практики. Несовершенство законодательства и несогласованность ряда его положений приводит к различному пониманию цивилистами правовой природы транспортных договоров, их предмета и сущности. Исправить сложившееся положение возможно путем выработки таких норм, которые соответствовали бы экономической природе транспортных обязательств и отвечали бы требованиям единства правового регулирования процесса доставки грузов. Решение этой задачи определяет необходимость тщательного исследования и анализа правовой природы исследуемых договоров и лежащих в их основе экономических отношений.
Кроме того, правоприменительная практика повседневно сталкивается с проблемами, которые уже нельзя разрешить, заглянув в очередной комментарий; для этого требуются серьезные теоретические познания, касающиеся транспортных обязательств, транспортных договоров, истории развития соответствующих институтов, их места среди других гражданско-правовых категорий, опыта их применения в иных правовых системах, понимания значения соответствующих правовых норм и возможных последствий их применения к регулируемым отношениям. Иными словами, сегодня требуются не только комментарии гражданского законодательства, но и серьезный научный анализ.
Анализ трудов специалистов в области гражданского права, изученных в процессе дипломного исследования, показывает заметное расхождение в оценке конкретных договоров при решении вопроса отнесения их к разряду транспортных. При несомненной ценности и большого количества исследований следует признать, что некоторым транспортным договорам уделено недостаточно внимания. Правовая природа некоторых договоров остается неясной и спорной. Существует и ряд других вопросов, требующих разрешения в рамках данного исследования.
Проблемам правового регулирования услуг, отношений, возникающих при перевозках грузов, пассажиров и багажа посвящены публикации многих отечественных ученых-цивилистов, среди которых такие ученые как: М.И. Брагинский, В.В. Витрянский,И.С. Зыкин, А.Ю.Кабалкин, Н.Ф. Лопа¬тина, С.Ю. Морозов, Л.А. Новоселова,А.В.Ребриков, М.А. Рожко- ва,А.Н. Романович, Е.А. СухановА.П. Сергеев, Е.В. Ткаченко, Ю.К. Толстой и др.
В частности, глубокий анализ правовой природы, сущности и элементов транспортных договоров в гражданском праве провели В.В. Витрянский и М.И. Брагинский .
В труде С.Ю. Морозова «Система транспортных организационных договоров» рассмотрены основы построения системы транспортных организационных договоров: постановка проблемы: понятие, структура и уровни организации системы гражданских организационных правоотношений; автор раскрывает понятие транспортных организационных договоров и их роль в правовом регулировании организации перевозок; социально-экономические предпосылки построения системы транспортных организационных догово¬ров; проблему допустимости в гражданском праве обязательств с неимуще¬ственным содержанием и др.
Условия и направления применения обычаев и обыкновений для регулирования отношений по внешнеторговым сделкам в законодательстве, судебно-арбитражной практике и доктрине отдельных государств рассмотрены в монографии И.С. Зыкина .
Транспортные правоотношения в контексте транспортно-договорных отношений рассмотрены А.Н. Романович .
Отдельные виды транспортных договоров, их классификация, сравнительно-правовой анализ отдельных отношений в сфере транспорта и др. рассмотрены в статье А.Ю. Кабалкина .
Цель данной выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство, сложившиеся в теоретической литературе воззрения и судебную практику, провести комплексный анализ правового регулирования транспортных обязательств и транспортных договоров, а также обозначить проблемы в рассматриваемом вопросе и разработать предложения по их разрешению и совершенствованию соответствую¬щей законодательной базы.
В Российской Федерации, как и в других странах, транспорт имеет важное значение для обеспечения жизнедеятельности населения. Поэтому право уделяет большое внимание регулированию отношений в сфере транспорта, в частности в сфере организации перевозок грузов, пассажиров и багажа. Заметную роль в правовом регулировании организации перевозок играют транспортные организационные договоры, направленные на организацию имущественных правоотношений по оказанию транспортных услуг и являющиеся разновидностью транспортных договоров.
В современном обществе существуют несколько вполне самостоятельных видов транспорта. Их подразделение обусловлено различием транспортных средств, которые используются для перемещения груза и пассажиров (воздушное или морское судно, железнодорожный состав), а также разной естественной средой их эксплуатации (например, речной и морской транспорт).
Гражданский кодекс Российской Федерации и транспортные законы регулируют различные виды транспортных договоров. К ним относятся не только те, которые заключаются при разовых перевозках грузов, перевозках пассажиров, багажа, грузобагажа, но и договоры об организации перевозок грузов, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов, узловые соглашения, договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры, до¬говоры об эксплуатации подъездных путей, о передаче и уборке вагонов и др. Для характеристики указанных договоров в юридической литературе используются термины «транспортные договоры», «система транспортных договоров», «транспортные обязательства». Но единого мнения об этих понятиях нет.
Как теоретическая категория транспортные договоры - это договоры, заключаемые в целях организации, обеспечения и осуществления перевозок. Транспортным договорам присущ важный объединяющий признак - регулирование правоотношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров, багажа и организацией ее осуществления. Вместе с тем указанные договоры имеют различную правовую природу и признаки. Они отличаются друг от друга предметом, субъектным составом, содержанием и формой. Каждый из них имеет свою конкретную цель. С учетом непосредственной целевой направленности есть основание выделить такие группы транспортных договоров как: договоры перевозки и организации ее осуществления; договоры буксировки; договоры арендного типа для водного транспорта; договоры транспортной экспедиции.
Подводя итоги проведенного исследования, можно с уверенностью сказать, что назрела необходимость совершенствования системы транспортных договоров, а также некоторых смежных договорных институтов (например, договора транспортной экспедиции). Не повторяя выводов, которые были сделаны в каждом параграфе отдельно, отметим следующее.
Проведенная нами работа позволила выявить отдельные несоответствия традиционно используемых транспортных договоров потребностям со¬временного рынка транспортных услуг.
Примеряя научно обоснованные закономерности взаимосвязей транс-портных договоров к отдельным их разновидностям, можно увидеть, что не всегда правовое регулирование соответствующих отношений является теоретически обоснованным.
В современном обществе существуют несколько вполне самостоятельных видов транспорта. Их подразделение обусловлено различием транспортных средств, которые используются для перемещения груза и пассажиров (воздушное или морское судно, железнодорожный состав), а также разной естественной средой их эксплуатации (например, речной и морской транспорт).
Гражданский кодекс Российской Федерации и транспортные законы регулируют различные виды транспортных договоров. К ним относятся не только те, которые заключаются при разовых перевозках грузов, перевозках пассажиров, багажа, грузобагажа, но и договоры об организации перевозок грузов, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов, узловые соглашения, договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры, до¬говоры об эксплуатации подъездных путей, о передаче и уборке вагонов и др. Для характеристики указанных договоров в юридической литературе используются термины «транспортные договоры», «система транспортных договоров», «транспортные обязательства». Но единого мнения об этих понятиях нет.
Как теоретическая категория транспортные договоры - это договоры, заключаемые в целях организации, обеспечения и осуществления перевозок. Транспортным договорам присущ важный объединяющий признак - регулирование правоотношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров, багажа и организацией ее осуществления. Вместе с тем указанные договоры имеют различную правовую природу и признаки. Они отличаются друг от друга предметом, субъектным составом, содержанием и формой. Каждый из них имеет свою конкретную цель. С учетом непосредственной целевой направленности есть основание выделить такие группы транспортных договоров как: договоры перевозки и организации ее осуществления; договоры буксировки; договоры арендного типа для водного транспорта; договоры транспортной экспедиции.
Подводя итоги проведенного исследования, можно с уверенностью сказать, что назрела необходимость совершенствования системы транспортных договоров, а также некоторых смежных договорных институтов (например, договора транспортной экспедиции). Не повторяя выводов, которые были сделаны в каждом параграфе отдельно, отметим следующее.
Проведенная нами работа позволила выявить отдельные несоответствия традиционно используемых транспортных договоров потребностям со¬временного рынка транспортных услуг.
Примеряя научно обоснованные закономерности взаимосвязей транс-портных договоров к отдельным их разновидностям, можно увидеть, что не всегда правовое регулирование соответствующих отношений является теоретически обоснованным.
Подобные работы
- Содержание и особенности договора перевозки пассажиров и багажа
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2012 - ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Договор оказания возмездных бытовых услуг
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Договор хранения: понятие, содержание, особенности
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДОГОВОР АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Понятие и содержание договора страхования
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Договор имущественного страхования: понятие, содержание, особенности
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Договор перевозки пассажиров и багажа
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ДОГОВОР АРЕНДЫ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



