Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация представления о феминности в искусстве эпохи модернизма

Работа №51173

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы109
Год сдачи2016
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
408
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Модерн - эпоха технологического прорыва и культурного переосмысления общества 14
1.1. Модернизм как прогресс 14
1.2. Модернизм как распад 25
Глава 2. «Женское» от классики к модернизму. 38
2.1. Становление классической модели «женского» в художественной
культуре эпохи Возрождения 38
2.2. «Женское» в европейской философии эпохи модернизма 51
Глава 3. «Женское» в художественной культуре модернизма 64
3.1. Образ «роковой женщины» в искусстве 64
3.2. «Жертва» - традиционный художественный взгляд на положение
женщины в обществе эпохи модернизма 77
Заключение 90
Список использованных источников и литературы 93
Приложение

Тема красоты, в особенности красоты женщины, во все времена была одной из основных тем художественных исканий, выражая в значительной мере «дух эпохи», представляя базовые культурные установки своего времени. Представление о красоте имело и имеет различные аспекты, а утверждение идеала красоты является выражением, как внешнего облика человека, так и его внутренних качеств, которые в разное время понимались по-разному. Крайне интересным представляется проследить, как от эпохи к эпохе трансформировался образ прекрасной женщины, а через эту трансформацию увидеть и изменение представлений о месте и роли женщины в общественном пространстве, а, следовательно, изменение и всей общественной структуры, поскольку отношения полов и те гендерные модели, которые существуют в определенном обществе, во много определяют его сущностью.
Особенно важными в этой связи являются переломные эпохи, в которые представления человека о мире меняются радикально. Такой эпохой для Европы стала эпоха модернизма (конец XIX - начало XX веков). Этот период характеризуется кризисом всех систем культуры: ценностно-ориентационных, морально-этических, художественно-эстетических, научно-познавательных. Это время новых научных открытий, переворота в сознании людей, приведшего к ощущению относительности всего существующего.
В этот же период радикально трансформируется и художественная традиция - появляется стиль модерн, который стал своеобразным переходным периодом от классики к современности. Этот стиль и характеризуется
Эпоха модернизма характеризуется и радикальной трансформацией представлений о женской красоте, о роли и месте женщины в обществе. Тот классический канон женского образа, который был сформирован в период Высокого Возрождения был практически полностью отринут, новое видение идеала женской красоты разрушило все предыдущие представления.
Одной из предпосылок подобной радикальной трансформации понимания «женского» стало феминистическое движение . Феминизм берет свое начало в период Великой Французской революции и включает, по мнению исследователей, три этапа развития. Первый - XVIII - первая половина XIX века; второй - вторая половина XIX - начало XX века (до начала Первой Мировой войны); третий период начинается в конце Второй Мировой войны и продолжается вплоть до сегодняшнего дня. На эпоху модернизма приходится вторая волна феминизма, которая в значительной степени повлияла на изменение образа женщины, в том числе и в пространстве художественной творчества.
Изменение видения женщины и женской красоты в эпоху модернизма представляет особый интерес, поскольку те новые установки, которые сформировались в этот период, во многом, определили дальнейшую трансформацию представлений о месте и роли женщины в обществе и продолжают свое существование и по сей день.
Таким образом, объектом данного исследования стало искусство модерна, а предметом - женские образы в искусстве модерна.
Цель работы - выявить основные аспекты трансформации женских образов в художественной культуре эпохи перехода от классики к модернизму. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать основных тенденций развития культуры в эпоху модернизма.
2. Провести анализ изменений представлений о женщине в художественной, публицистической и философской литературе от классики к модернизму.
3. Выявить основные аспекты трансформации образа женщины в изобразительном искусстве модернизма.
Хронологические рамки работы: конец XIX - начало XX века (эпоха модернизма). Однако, для того, чтобы проследить трансформацию образа женщины в художественной культуре, необходимо было реконструировать и классический идеал женщины, который для европейской культуры формировался в эпоху Возрождения, а именно в XIV - первой трети XVI веков.
Методологической основой данной работы стали классические принципы исторического познания: принцип историзма, требующий рассмотрения любого исторического феномена в его развитии, в его сущностной специфике, в его обусловленности многообразием факторов; принцип целостности, требующий подхода к каждому явлению как к системе взаимозависимых составляющих (конфигурация которой зависит от детерминирующих причин). Помимо этого, в диссертационной работе использовались специально-исторические методы: историко-генетический метод, историко-сравнительный метод, метод компаративного анализа.
Источниковую базу работы можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся сочинения представителей эпохи Возрождения, на страницах которых происходит формирование образа идеальной женщины, ставшего для последующих эпох классическим образцом.
К первой подгруппе относятся такие сочинения, как «Новая жизнь» Данте, произведение было написано в 1283-1293 году в форме прозиметрума, т.е. чередующихся фрагментов стиха и прозы. Работа содержит весь спектр чувств Данте к своей возлюбленной Беатриче, вплоть до ее смерти. «Новая жизнь» явилось одним из первых произведений эпохи раннего Возрождения, восхваляющих женскую красоту. Помимо этого, анализируется и лирика Ф.Петрарка, его произведения «Canzoniere». Особого внимания заслуживает произведение Д.Бокаччо «Элегия мадонны Фьямметты», поскольку автор одним из первых ставит в качестве главной героини женщину, причем не раз отмечая ее способности к образованию, знание языков и стремление к чтению.
Во вторую подгруппу следует выделить произведения женщин-гуманисток: работы Изотты Ногароллы «О равном и неравном грехе Адамы и Евы» , Кристины Пизанской «О граде женском» , Маргариты Наваррской «Гептамерон» , а также творчество Вероники Гамбара и Лукреция Торнабуони. Одной из главных работ в данной подгруппе является труд «О граде женском» Кристины Пизанской, открыто выступившей против укоренившегося принципа власти мужчин. Она была написана в 1404-1405 году и стала одной из основ вопроса о положении женщины в обществе в последующие века.
Работы этой подгруппы важны, так как положили начало влиянию женщин на научно-философское мышление эпохи Возрождения, которое в силу гуманистических тенденций затрагивало образ «гармоничного человека и общества», который не будет цельным без точки зрения женских гуманисток.
Третьей подгруппой здесь являются произведения философско- художественной мысли эпохи Возрождения. Ключевой работой данной подгруппы стал труд Аньоло Фиренцуола «О красотах женщин». Данный трактат состоит из двух диалогов, в котором некий герой Чельсо излагает свое видение женской красоты. Он предлагает категории красоты, основной из которых является гармония. Данная работа представляет наиболее распространенную точку зрения на образ женщины в данный период времени: восхваления лишь внешних достоинств представительниц женского пола. Похожей работой является «Любовная философия» Франческо Патрици.
Четвертая подгруппа - научные работы эпохи Возрождения. Это, прежде всего, Томас Мор «Утопия» , а также «Город солнца» Томмазо Кампанеллы.
Ко второй группе источников относятся - литературно-художественные произведения, научно-философские труды, актовые и законодательные документы, а также источники личного происхождения (письма, дневники) XIX - начала XX веков, характеризующие как эпоху модернизма, так и предшествующий период, заложивший основы трансформации образа женщины в культуре.
В особую подгруппу здесь выделяются литературные произведения, демонстрирующие постепенное изменение отношения к женщине в обществе. Сюда относятся романы Герберта Уэллса «Анна-Вероника» , выпущенный в 1909 году, а также «Жена сэра Айзека Хармана»
Вторая подгруппа - это научно-философские работы. Это, в первую очередь, работы конца XVIII - начала XIX века, такие как «Защита прав женщин» Мэри Уоллстонкрафт, выпущенная в 1792 году; также работы XIX века: труд Фурье Ш. «Теория четырех движений» , изданный в 1808 году, в котором он придерживался мнения, что расширение прав женщин есть главный принцип социального прогресса, труд А. де Сен-Симона «Новое христианство» . Сен-Симон считал, что, женщина и мужчина - это социальный индивид. Это мнение вызвало немало споров после его смерти среди его последователей.
Также использованы работы Д.С. Милль «Порабощение женщин» , изданная в 1865 году; Т. Веблен «Теория праздного класса» ; Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства» ; курс лекций Фрэнсис Райт; УЛ. Гаррисон «Злой умысел».
Труд Веблена «Теория праздного класса» имеет ряд важных аспектов в «женском» вопросе. Он выдвигает тезис «замещенная» праздность, «замещенное» потребление или потребление напоказ. Т.е. женщина пытается показать всю состоятельность своего супруга за счет постоянной траты денег. Эта традиция складывалась веками и теперь женщины из более обеспеченных семей зависимы от постоянной праздности и потребления ненужных вещей.
Третью подгруппу представляют законодательные документы, демонстрирующие изменения, произошедшие в правовом статусе женщины. К числу использованных в работе документов относятся: «Декларация прав человека и гражданина» , являющийся важнейшим документов Великой Французской революции, и «Декларация прав женщины и гражданки» , автором которой является Олимпия де Гуж, а так же Конституция 1791 года , Гражданский Кодекс Наполеона , выпущенный в 1804 году, «Декларация чувств» , принятая в 1848 году, акт о собственности замужних женщин 1848 года , акт о собственности замужних женщин 1860 года , обращение Элизабет Кейди Стэнтон к законодательному собранию г. Нью-Йорк , Закон о народном представительстве 1928 года , постановление Французского Временного правительства от 1944 года.
Третью подгруппу представляют собой документы личного происхождения, демонстрирующие рефлексию представителей разных групп общества на изменения, происходившие в нем.
К числу использованных в работе личных документов относятся письма Жорж Санд от 28 августа 1842 года к мадемуазель Леруае де Шантепи
Третью группу составили визуальные источники. В работе, во-первых, использованы произведения художников эпохи Возрождения. Это Джорджоне, Тициан, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи и др. Именно эти художники создали классический художественный женский образ, который стал основой для всех последующих поколений. Во-вторых, это представители модерна - Э.Мунк, Г.Климт, Г.Моро, Ф.ф. Штук и др., которые положили начало новому пониманию женской красоты в искусстве.
Степень изученности темы высока. Существует достаточно много работ как по теме, которая затрагивает характеристику модерна как стиля в целом, так по гендерным исследованиям.
Литературу, использованную в работе, можно разделить на несколько групп.
В первой группе следует выделить труды, посвященные гендерной проблематике. Во-первых, работы XX века по вопросу «женскому», такие как, эссе Линды Нохлин «Почему нет великих художниц?» ; Бетти Фридан «Загадка женственности» ; Симона де Бовуар «Второй пол» ; Маргарет Сангер «Женщина и новое поколение» и др.
Во-вторых, работы современных исследователей гендерной проблематике, таких как, Н.Н. Козлова «Гендер и вхождение в модерн» ; Рассел Д. «Гендер» ; Круминг Л. «Женщина в обществе: мифы и реалии» ; Юрчак А. «Женщина и визуальные знаки» ; Бранд ГА. «Человек на обочине, или место женщины в истории европейской философии» и др.
Ко второй группе относятся труды, посвященные эпохе модернизма в целом, и тем трансформациям, которые в этот период претерпевала культура. Здесь можно отметить такие работы, как: Германа М.Ю. «Модернизм: искусство первой половины XX века» - исследование, раскрывающее основные тенденции и особенности модернизма, И.А.Евдошин направлении», раскрывающая взгляды на эпоху модернизма таких известных искусствоведов, как Ганс Мюнх, Жак Вателен, Даниэль Канвейлер, Роберт Рей, Джон Канедеи, С.Д. Комаров «Зарубежные искусствоведы о современном буржуазном искусстве».
К третьей группе относятся общие работы по истории искусства: Ильина Т.В. «История искусства Западной Европы от Античности до наших дней» ; Гнедич П.И. «Всеобщая история искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура» ; Чеботарева А. и Петропалова О. «Величайшие гении мирового искусства. Архитектура, живопись, скульптура».
В четвертую группу необходимо выделить исследования, посвященные творчеству художников, литераторов и философов, чьё наследие анализируется в работе. Это, например, такие труды, как: Пенроуз Р. «Пикассо: жизнь и творчество» , Астахов Ю. «Рафаэль» и Лебедянский М. «Портреты Тициана».
В пятую группу входят работы по научной деятельности ученых и философов, например, Матвиевская Г.П. «Рене Декарт», Субботин А.Л.
Работа состоит из введения, трех глав, разделенных каждая на два параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для периода эпохи модернизма характерны тенденции обновления и модернизации всех основ жизни общества. Эти явления связаны, в первую очередь, с чередом научных открытий, которые трансформировали основы общественного сознания. В результате обществу становиться необходимо принятие новых экономических, политических, социальных, а также культурных установок. Период конца XIX-XX века становится временем изменений в области человеческих отношений с государственной властью в рамках социально-экономической мировой революции.
Но чаще всего понятие «модернизм» анализируют с точки зрения именно искусствоведческой направленности. Данное направление представляет собой синтез религиозных, философских и культурологических характеристик. А, именно, для данного художественного направления характерен отказ от классических канонов в искусстве, от традиционных установок изображения действительности. Это течение представляет собой целую плеяду художников, архитекторов, скульпторов и др., которые привнесли в искусство иное видение реальности, которое трансформировало не только предметы обыденной действительности, но и образ женщины в современном мире.
Надо сказать, что основу художественной традиции в понимании женского образа заложили научно-философские и литературные труды многих видных деятелей. За эталон видения женской сущности мы берем эпоху Возрождения, стремление которой связаны с пониманием гармонии в обществе и в человеке. Это период становления идеологии гуманизма. Но, к сожалению, не смотря на то, что в центре всех гуманистических исканий был человек, вопрос женской индивидуальности был обойден стороной. Лишь в нескольких научных трудах- утопиях, в некоторых философских трактатах и литературных произведениях мы можем видеть женщину как участницу основных событий. Но даже эти работы скорее обожествляют и превозносят лишь внешние качества женщины, ее красоту, а внутренние характеристики не затрагиваются в этих работах. Похожая ситуация складывается и в художественном понимании женской сущности.
Эпоха Возрождения заложила основы классического женского образа в изобразительном искусстве. Используя религиозные и мифологические сюжеты, художники эпохи Возрождения выстроили идеал женского тела и пластики. На основе работ Рафаэля, Тициана, Микеланджело, Леонардо да Винчи и др. мы можем создать основные характеристики женской сущности, которая, прежде всего, выражается в материнстве и семье. Утонченные и чувственные фигуры героинь эпохи Возрождения являлись эталоном художественного мира на протяжении многих последующих веков, вплоть до конца XIX века. Начиная с этого времени, женский образ кардинально трансформируется, что связано с рядом причин.
Во-первых, в этот период времени происходят изменения в общественной жизни, которые выражены в женской борьбе за свои права, которая имеет название феминизм. Данное движение характеризуется резким усилением как легальных, так и подпольных методов борьбы. Появляются множество организаций, кружков, а также научных, философских и литературных работ, отстаивающих права женщин на равноправное положение с мужчинами.
Во-вторых, начиная еще со времен промышленных революций, женщина постепенно становится частью производственного процесса, так как государству требуется много людских ресурсов. В итоге, женщина получает доступ к материальной основе, как в обществе, так и в своей семье, становясь при этом равноправной участницей общественного прогресса. Эпоха модернизма усилила данные тенденции, вступив в новую стадию научно-технического прорыва.
В-третьих, происходит изменения в ячейке общества под названием семья. Если ранее отношения между мужчиной и женщиной строились на контрактной основе, были подвержены традиционным и родовым элементам, то теперь в частной жизни появляются понятия «интимности» и личных пристрастий. Т.е. женщина и мужчина уже одинаково подвержены чувствам, которые ставят их обоих в зависимость друг от друга.
В результате всех этих факторов появляется абсолютно новый женский образ в творчестве художников, который можно охарактеризовать как «роковая женщина». Данную трансформацию женской красоты мы можем видеть в работах Э. Мунка, Г. Климта, А. Тулуз-Лотрека и др. Тем не менее, пережитки былых времен дают о себе знать в наличии противоположной интерпретации - «женщина - жертва», который присущ тем же авторам. Надо сказать, что эпоха модернизма включает в себя характер постоянных исканий и поисков, новых экспериментов.
Итак, эпоха модернизма стала временем становления женской индивидуальности и независимости. На протяжении многих веков женщина была «закабалена» под гнетом мужского авторитета, она ассоциировалась лишь в рамках частной жизни. Она была переходным элементов и лишь посторонним наблюдателем общественного процесса, а мужчина был основой и главным звеном этого процесса. Эпоха модернизма сделала женщину равноправным участником событий, заставив посмотреть на себя не со стороны мужской точки зрения


1.1. Веселовский А.Н. Собрание сочинений. СПб.: Издание Императорской Академии Наук, T.V,1915. 643-658 с.
1.2. Брантом Пьер де Бурдей. Галантные дамы. СПб.: Азбука-Классика, 2007. 122 с.
1.3. Остин Д. Гордость и предубеждение. М.: Мартин, 2009. 352 с.
1.4. Остин Д. Собрание сочинений в 3-х томах. М.: Художественная литература, т. I, 1988. 312 с.
1.5. Джордж У.Г. Собрание сочинений в пятнадцати томах. М.: Правда, т. VI, 1964. 531 с.
1.6. Джордж У.Г. Собрание сочинений в пятнадцати томах. М.: Правда, т. X, 1964. 583 с.
1.7. Шнейр М. Феминизм: проза, мемуары, письма. М.: Прогресс, 1992. 474 с.
1.8. Арисов Н.Н. Французский гражданский кодекс 1804 г. М.: Мысль, 1972. 406 с.
1.9. Маклаков В.В., Энтин В.Л. Французская Республика. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1989. 443 с.
1.10. Браун Л. Женский вопрос. Декларация прав женщины и гражданки. М.: Прогресс, 1906. 71-73 с.
1.11. Крашенинников Н.А. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и новейшее время). М.: ЗЕРЦАЛО, 1999. 592 с.
1.12. Наваррская М. Гептамерон. Л.: Наука, 1976. 420 с.
1.13. Успенская В. И. Теоретическая реабилитация женщин в произведениях Кристины Пизанской. Пособие к курсу по истории феминизма. Тверь: Феминист-Пресс, 2003. 21 с.
1.14. Рябова Т.Б. Женщина в истории Западноевропейского Средневековья. Иваново: Юнона, 1999. 212 с.
1.15. Рябова Т.Б. Гуманистические идеи в творчестве Изотты Ногарола. Возрождение: гуманизм, образование, искусство. Сб. статей. Иваново: Юнона, 1994. 13 - 24 с.
1.16. Рябова Т.Б. Лаура Черета, итальянская гуманистка XV века // Интеллектуальная история в лицах: 7 портретов мыслителей средневековья и Возрождения. Иваново: Юнона, 1996. 64-78 с.
1.17. Сказкин С.Д. Книга для чтения по истории Средних веков. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1953. 386 с.
1.18. Святловский В.В. Собрание сочинений Анри де Сен-Симона. М.: Госиздат, 1923. 361 с.
1.19. Аникин А. В. Прекрасный мир утопистов: Сен-Симон и Фурье. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М.: Политиздат, 1975. 384 с.
1.20. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Астрель, 2013. 320 с.
1.21. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе / пер. М. В. Вульф, А. А. Спектор. М.: ACT, 2006. 400 с.
1.22. Багатурия Г. А. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
1.23. Косиков Г. К. Последний гуманист, или Подвижная жизнь истины. М.: Правда, 1991. 320 с.
1.24. Модильяни Ж. Амедео Модильяни в воспоминаниях дочери и современников. М.: ГАЛАРТ, 1995. 144 с.
1.25. Лейк К., Жило Ф. Моя жизнь с Пикассо. М.: ОЛМА - Пресс, 2001. 86 с.
1.26. Гращенков В.Н. Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников. М.: Искусство, 1983. 451 с.
1.27. Барагамян А. Великие художники. Анри Матисс. М.: Комсомольская правда, 2010. 48 с.
1.28. Барагамян А. Великие художники. Пьер Огюст Ренуар. М.: Комсомольская правда, 2009. 48 с.
1.29. Барагамян А. Великие художники. Анри де Тулуз-Лотрек. М.: Комсомольская правда, 2010. 48 с.
1.30. Барагамян А. Великие художники. Амедео Модильяни. М.: Комсомольская правда, 2010. 48 с.
1.31. Левкина Е.В. Великие художники мира. Густав Климт. М.: РИПОЛ классик, 2014. 40 с.
1.32. Бобкова А.А. Великие художники мира. Поль Сезанн. М.: РИПОЛ классик, 2014. 40 с.
1.33. Гаврильчик А.М. Великие художники мира. Винсент Ван Гог. М.: РИПОЛ классик, 2014. 40 с.
1.34. Мосин И.И. Все о живописи. Самые знаменитые шедевры. Вильнюс: UAB «Bestiary», 2013. 112 с.
1.35. Francesco Petrarca. Canzoniere. Munchen: dtv, 1993. P. 115.
1.36. Dante. VitaNuova. Oxford: Oxford UP, 1992. P. 50.
1.37. Rabil A. L.Cereta: Quattrocento Humanist. N.Y.-L., 1985. P. 35.
1.38. Nagel P. The Adams Women. Abigail and Louisa Adams, their sisters and daughters. N.Y., 1987. P. 25.
2.2. Фридан Б. Загадка женственности. М.: Прогресс, 1993. 225 с.
2.3. Бовуар де Симона. Второй пол. М.: Прогресс, 1997. 325 с.
2.4. Сангер М. Женщина и новое поколение // Феминизм в общественной мысли и литературе. М.: Грифон, 2006. 60-65 с.
2.5. Козлова Н.Н. Гендер и вхождение в модерн // Общественные науки и современность. М.: Российская Академия Наук, 1999. №5. 164-173 с.
2.6. Рассел Д. Гендер. М.: Книга по требованию, 2012. 92 с.
2.7. Круминг Л. Женщина в обществе: мифы и реалии. М.: Информация - XXI век, 2001. 332 с.
2.8. Юрчак А. По следам женского образа. Женщина и визуальные знаки. М.: Идея-пресс, 2000. 65-78 с.
2.9. Бранд Г.А. Человек на обочине, или место женщины в истории европейской философии // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. М.: ИВИ РАН, 2002. №4. 7-33 с.
2.10. Бранд Г.А. Природа женщины как проблема (Концепции феминизма) // Общественные науки и современность. М.: Российская Академия Наук, 1998. №2. 160-170 с.
2.1Е Липовецкий Ж. Третья женщина. СПб.: Алетейя, 2003. 499 с.
2.12. Рябова Т.Б. Лаура Черета, итальянская гуманистка XV века // Интеллектуальная история в лицах: 7 портретов мыслителей средневековья и Возрождения. Иваново: Юнона, 1996. 118 с.
2.13. Герман М.Ю. Модернизм: искусство первой половины XX века. М.: Азбука - классика, 2008. 476 с.
2.14. Евдошина И.А. Художественное сознание модернизма: истоки и мифологемы: монография. М.: Кострома, 2002. 250 с.
2.15. Ванслов В.В., Колпинский Ю.Д. Модернизм: анализ и критика основных направлений. М.: Искусство, 1973. 400 с.
2.16. Комаров С.Д. Модернизм враждебен искусству. Зарубежные искусствоведы о современном искусстве. М.: Прогресс, 1964. 384 с.
2.17. Федорова М.М. Модернизм и антимодернизмво французской
политической мысли XIX века. М.: Книга по требованию, 2013. 186 с.
2.18. Федорова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М.: ПФР АН, 1997. 220 с.
2.19. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. М.: Искусство, 1989. 294 с.
2.20. Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. М.: Стройиздат, 1992. 360 с.
2.21. Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней. М.: Юрайт, 2013. 435 с.
2.22. Гнедич П.П. Всеобщая история искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. М.: Эксмо, 2012. 608 с.
2.23. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы. М.: Прогресс, 1986. 400 с.
2.24. Иванов Д.В., Дешарт О. Собрание сочинений в 4-х томах. Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1974. Т. 2. 843 с.
2.25. Ришар Л. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка. М.: Республика, 2003. 432 с.
2.26. Бродская Н.В. Импрессионизм. СПб.: Аврора, 2002. 254 с.
2.27. Чеботарева А., Петропалова О. Величайшие гении мирового искусства. Архитектура, живопись, скульптура. М.: Полигон, ACT, Харвест, 2006. 240 с.
2.28. Баева В., Барагамян А. Амедео Модильяни. М.: Директ-Медиа, 2010. 48 с.
2.29. Пенроуз Р. Пикассо: Жизнь и творчество. М.: Попурри, 2005. 896 с.
2.30. Астахов Ю. Рафаэль. М.: Белый город, Воскресный день, 2013. 218 с.
2.31. Лебедянский М. Портреты Тициана. М.: Белый город, 2009. 160 с.
2.32. Громова Е.В., Торопыгина М.Ю., Аксенюк О.Н. Моне, Ренуар, Дега: герои импрессионизма. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. 304 с.
2.33. Перрюшо А. Жизнь Сера. М.: Радуга, 1992. 192 с.
2.34. Сельц Ж. Эдвард Мунк. М.: СЛОВО, 1995. 96 с.
2.35. Доброхотов А.П. Данте Алигьери. М.: Мысль, 1990. 207 с.
2.36. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. М.: Мысль, 1974. 175 с.
2.37. Косиков Г.К. последний гуманист, или Подвижная жизнь истины. М.: Правда, 1991. 320 с.
2.38. Матвиевская Г.П. Рене Декарт. М.: Наука, 1976. 176 с.
2.39. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М.: Гуманитарий АГИ, 1996. 448 с.
2.40. Полянский Ю. И. Валентин Александрович Догель. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1969. 54 с.
2.41. Туган-Барановский М.И. Д.С. Милль. Его жизнь и учено-литературная деятельность. СПб.: Общественная польза, 1892. 88 с.
3. Справочные и библиографические издания
3.1. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-пресс, 1996. 631 с.
3.2. Миллер Дж. Путеводитель коллекционера. Модерн. М.: Астрель, 2008. 240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ