ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКРОТСТВА КОММЕРЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ 9
1.1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) коммерческих
организаций 9
1.2. Субъективный состав отношений, связанных с регулированием
несостоятельности (банкротства) 16
Глава 2. ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 32
2.1. Финансовое оздоровление как процедура банкротства при
несостоятельности коммерческих организаций 32
2.2. Конкурсное производство при несостоятельности коммерческих
организаций 40
2.3. Мировое соглашение при несостоятельности коммерческих
организаций 51
Глава 3. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
Актуальность исследования. Относительно новым для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений является правовой институт несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций. В настоящее время продолжается процесс его формирования с учетом его значения для современной российской экономики и перспектив развития изучение историко-правового генезиса данного института, действующего законодательства и концепции его совершенствования, а также решения современных правовых проблем банкротства является исключительно актуальным.
Одной из наиболее важных проблем обеспечения конституционного принципа свободы экономической деятельности, обусловленной нестабильной экономической ситуацией и демократизацией государства, является необходимость правового регулирования несостоятельности коммерческих организаций. За последние десятилетия в российском обществе произошли значительные изменения, которые затронули практически все его сферы, поскольку проведение кардинальной экономической реформы, развитие предпринимательства привели к основательному обновлению законодательства, которое регулирует отношение в сфере экономики. В Российской Федерации, в связи с развитием рыночных отношений, с каждым годом все более возрастает роль института банкротства, это обусловлено тем, что без применения конкурсного права невозможно справедливое распределение средств должника. Основной задачей является превращение банкротства в цивилизованную форму поражения в конкурентной борьбе, своеобразный способ оздоровления экономики путем исключения неплатежеспособного субъекта из гражданского оборота с учетом интересов не только кредиторов, но и должника, при этом, исключая криминальные способы получения долга.
Однако российское законодательство о несостоятельности весьма нестабильно, поскольку оно подвергается регулярным изменениям. Вместе с тем, за время своего существования законодательство о несостоятельности проявило себя как одно из наиболее динамично обновляющихся правовых институтов в экономической сфере Российской Федерации, в связи с этим юридическая наука и практика вынуждены подвергаться непрерывной перестройке под новые нормативные предписания. В ходе применения Законов о несостоятельности (банкротстве) 1, систематического анализа судебной практики не только накапливался опыт разрешения дел о банкротстве, но и выявлялись недостатки в правовом регулировании отношений, связанных с несостоятельностью должников.
С ростом числа предприятий, попадающих или могущих попасть под признаки и условия банкротства, установленные законодательством о несостоятельности, связана одна из ключевых особенностей развития экономики современной России. Поскольку процедуру банкротства, согласно действующему законодательству, легко возбудить почти против любого участника экономических отношений, несмотря на пропорции долгов, а также активов предприятия, с автоматическим введением предусмотренных Законом о несостоятельности процедур, назначением арбитражного управляющего и т.п. Массовое применение процедур несостоятельности в отношении предприятий-должников само по себе не обеспечивает экономический рост, благоприятный инвестиционный климат и оздоровление общей экономической ситуации в Российской Федерации. Кроме того, невозможно отказаться от использования процедур несостоятельности в отношении предприятий-должников в тех случаях, когда данные предприятия уже фактически перестали работать или же продолжение их работы сопряжено с постоянным ростом задолженности перед кредиторами, в частности задолженности по обязательным платежам, аобъективной, стратегической заинтересованности у государства в таких предприятиях нет.
Так как несостоятельность (банкротство) коммерческих организаций представляет собой во многом неизбежный и объективно обусловленный результат развития рыночных отношений, то можно выделить одну основополагающую причину из множества для такого утверждения, а именно: неумение, неспособность хозяйствующего субъекта наладить эффективное производство необходимых и пользующихся спросом товаров из-за отсутствия должных знаний и опыта. Исходя из этого, можно утверждать, что как свободная конкуренция есть объективное свойство рыночной экономики, так и банкротство предприятий - неизбежное в условиях такой экономики явление. Причины несостоятельности коммерческих организаций взаимосвязаны и взаимообусловлены, в связи с чем, они действуют непрекословно во всех странах, в частности и в странах с высокоразвитой рыночной экономикой. Тем не менее, их упреждение, преодоление, ликвидация негативных последствий в значительной степени зависит от развитости, сбалансированности и полноты законодательства о несостоятельности (банкротстве) конкретной страны.
Актуальность исследовательской работы обуславливается тем, что в настоящее время в числе процедур несостоятельности коммерческих организаций находят применение как ликвидационные процедуры, которые направлены на прекращение должника путем его ликвидации, так и реабилитационные процедуры, ориентированные на финансовое оздоровление, восстановление платежеспособности должника. Анализ законодательства о несостоятельности и судебно-арбитражной практики показывает, что в Российской Федерации до конца не определен основной подход к правовому регулированию законодательства о несостоятельности: либо законодатель стоит на стороне кредитора, защищая, в первую очередь, его интересы, либо на стороне должника. В случаях если арбитражный суд в одном решении поддерживает позицию должника, а в другом - оказываетсяна стороне кредитора, то эффективность самого конкурсного процесса существенно снижается и значимость правового института банкротства, по сути, нивелируется.
Степень разработанности темы. Рассмотрению различных аспектов несостоятельности (банкротством) коммерческих организаций были посвящены исследовательские работы С.В. Антюганова «Государственное управление собственностью, П.Д. Баренбойма «Правовые основы банкротства», В.С. Белых «Правовые основы несостоятельности (банкротства)», А.А. Дубинчина «Мировое соглашение в деле о банкротстве: Проблемы теории и практики», В.В. Витрянского «Проблемы арбитражно¬судебной защиты гражданских прав участников имущественного оборота», а также он является автором научно-практического комментария (постатейного) к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)», А.Х. Гольмстена «Учение о праве кредитора опровергать юридические акты, совершенные должником в его ущерб, в современной юридической литературе», Н.Д. Егорова «Гражданско-правовое регулирование экономических отношений», И.В. Елисеева «Формы предпринимательской деятельности», А.П. Сергеева руководителя образовательной программы «Гражданское и коммерческое право» и другие. Несмотря на это практика по-прежнему продолжает выявлять проблемы, спорные и неоднозначные моменты и недостатки законного решения. Кроме того, после написания указанных работ прошло определенное время, накопился новый практический опыт, в связи с этим, проблемы научного и прикладного характера требуют дальнейшего всестороннего анализа и разрешения с учетом новейшей практики применения законодательства о несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций.
Цель исследования: исследовать несостоятельность (банкротство) коммерческих организаций.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
• провести теоретический анализ понятий и признаков несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций в современной научной литературе;
• изучить особенности процедуры несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций;
• проанализировать меры по предупреждению банкротства коммерческих организаций в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ.
Объект исследования: коммерческие организации.
Предмет исследования: особенности несостоятельности коммерческих организаций.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частно-научные методы исследования: исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный, системно-сравнительный и историко-правовой анализ, методы анализа, синтеза и другие методы, широко применяемые в гуманитарных науках. В работе используются философские категории формы и содержания, единичного и общего, явления и сущности, возможности и действительности, количества и качества.
Нормативно-правовую и эмпирическую базу исследования составляют Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. К числу последних следует отнести: Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»; Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» и другие.
Научная новизна исследования определяется постановкой проблемы и кругом анализируемых вопросов с учетом новейшего законодательства, не являвшихся ранее предметом всестороннего целостного научного анализа.
Исследовательская работа представляет собой комплексную правовую характеристику несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций как юридического факта и как обязательства с учетом сложной правовой природы опосредуемых отношений.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения, научные положения, углубляют теорию российского гражданского права, могут быть использованы в дальнейшей научной разработке затронутых вопросов, при проведении исследований в области гражданского права, в учебном процессе высших учебных заведений юридического профиля.
Практическая значимость исследования определяется, прежде всего, тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут служить основой для совершенствования российского законодательства в сфере несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций. Материалы исследовательской работы могут найти применение в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по гражданскому праву.
Структура работы отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, списка использованных источников и литературы.
В настоящее время Россия продолжает находиться в состоянии формирования законодательства о банкротстве. В Федеральном законе 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» существенно изменен подход законодателя к регулированию многих ситуаций, отдельные вопросы более детально проработаны и усовершенствованы. Но наряду с положительными сторонами, данный акт имеет целый ряд пробелов и несоответствий с гражданским и процессуальным законодательством. Прежде всего, наличием существенных недостатков характеризуются нормы, регламентирующие отдельные процедуры банкротства.
Банкротство (несостоятельность) - это признанная арбитражным судом или объявленная должником его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и по уплате других обязательных платежей.
В системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) участников имущественного оборота центральным нормативным правовым актом является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.
Закон распространяет свое действие на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, исключение составляют казенные предприятия. Кроме того, в соответствии с данным законом, несостоятельными могут быть признаны некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Банкротство иных некоммерческих организаций исключается.
Основной признак банкротства - неспособность организации обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков платежей. По истечении этого срока кредиторы получают право на обращение в арбитражный суд о признании предприятия- должника банкротом.
В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства организации: реальное банкротство организации; временное, условное банкротство; преднамеренное (умышленное) банкротство; фиктивное банкротство. Банкротство организации имеет как позитивные, так и негативные последствия, поэтому в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, предусматривается комплекс мер по восстановлению платежеспособности фирмы-должника, а ее банкротство (ликвидация) или сокращение бизнеса рассматривается как крайне нежелательная мера.
В целях предупреждения банкротства необходимо систематически силами аппарата управления проводить анализ финансовой устойчивости и при появлении первых признаков ухудшения финансового положения предприятия выявлять причины такого положения и их устранять, такую работу следует проводить до полного восстановлении финансовой устойчивости предприятия.
В процессе антикризисного управления в зависимости от стадии финансовой несостоятельности предприятия, от существующих взаимоотношений между руководством предприятием, собственниками предприятия, кредиторами, степени доверия между ними и прочими обстоятельствами различаются следующие виды процедур: досудебные, судебные (арбитражные), внесудебные (когда, не дожидаясь арбитражного суда, собственники предприятия сами принимают решения о процедурах банкротства.
Процедура финансового оздоровления осуществляется с целью проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда уже после принятия арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом). Она носит черты мирового соглашения, внешнего управления и наблюдения. Многие специалисты отмечают, что именно такая конструкция обеспечивает необходимый баланс интересов должника, его собственников и кредиторов. Исходя из этого, можно надеяться, что данная процедура может в будущем стать самым приемлемым выходом из процесса банкротства.
Основная цель введения внешнего управления по Закону о банкротстве 2002 г. - восстановление платежеспособности должника. Основное отличие внешнего управления от финансового оздоровления заключается в том, что в ходе финансового оздоровления органы управления должника, в том числе его руководитель, продолжают выполнять свои функции, правда с отдельными ограничениями и под контролем административного управляющего. Общим же для названных процедур является то, что они имеют целью восстановление платежеспособности должника и предотвращение признания его банкротом, которое влечет открытие конкурсного производства, что в конечном итоге приведет к ликвидации должника как хозяйствующего субъекта.
Конкурсное производство - последняя процедура процесса о банкротстве. Ее конечным результатом является распродажа всего имущества предприятия-должника и ликвидация его как юридического лица. Конкурсное производство представляет собой процедуру, которая применяется к должнику, уже признанному банкротом, и направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Последствия введения конкурсного производства направлены на прекращение всякой хозяйственной деятельности должника и подготовку к полной продаже его имущественного комплекса. Ключевой фигурой, ответственной за проведение конкурсного производства, является конкурсный управляющий, утверждаемый арбитражным судом в общем порядке одновременно с принятием решения о признании должника банкротом. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства, т.е. до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.
Т3
Мировое соглашение как процедура банкротства в деятельности арбитражных судов Российской Федерации встречается менее часто, нежели другие процедуры, хотя и является наиболее эффективным способом удовлетворения требований кредиторов при сохранении жизнеспособности должника, оказавшегося в сложном финансовом положении. Причины этого заключаются в том, что процедура заключения мирового соглашения регламентирована в действующем законодательстве недостаточно подробно, многие теоретические положения, сформулированные современными исследователями, являются спорными, отсутствует единообразие в практике применения норм Закона о банкротстве.
Таким образом, анализ действующих законов и подзаконных актов, юридической литературы, посвященных вопросам несостоятельности (банкротства), свидетельствует о том, что законодательство о несостоятельности остается все еще довольно противоречивым. Несмотря на то, что данный институт широко освещен в литературе, однако зачастую среди специалистов нет единого мнения по тому или иному вопросу, разногласия встречаются даже в одном источнике.
В ходе исследовательской работы нами был рассмотрен действующий Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)», в процессе анализа которого нами был сделан вывод о том, что сегодняшнее законодательство более совершенно и гибко, что, несомненно, способствует дальнейшему созданию нормального экономического оборота. Данный закон четче определяет понятие несостоятельности, избрав из существующих различных законодательных подходов к определению несостоятельности критерий неплатежеспособности. Безусловным достоинством закона является более детальная и тщательная регламентация процедур банкротства: внешнего управления, конкурсного производства, заключение мирового соглашения и новая процедура - наблюдение. При осуществлении всех этих процедур банкротства в основном полномочия возложены на арбитражных управляющих и собрание кредиторов. Существенное расширение
полномочий собрания кредиторов в процедуре банкротства позволяет играть ему решающую роль в определении дальнейшей судьбы должника. В связи с чем, целесообразно выделить, на наш взгляд, состояние института банкротства в России на сегодняшний день: государство старается все больше внимания уделять процедуре банкротства и создавать условия для выхода предприятия из кризиса и восстановления платёжеспособности (если это возможно). Действующее законодательство учитывает интересы не только кредиторов и собственников предприятия-банкрота, но и интересы работников неплатёжеспособного предприятия.
1.1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017)[Электронный ресурс]. Режим доступа: // http: //www. consultant.ru/document/cons doc LAW 37800
1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994
года № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: //
http: //www. consultant. ru/document/cons doc LAW 5142
1.3. Закон РФ от 19.11.1992 № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: // https: //base. garant. ru/10100750
1.4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон О
несостоятельности (банкротстве)» от 24.10.2005 № 133-ФЗ[Электронный ресурс]. Режим доступа: //
http: //www. consultant. ru/document/cons doc LAW 5 6175
1.5. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 № 6-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 17408
1.6. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http: //www. consultant.ru/document/cons doc LAW 39331
1.7. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http: //www. consultant. ru/document/cons doc LAW 39331
II. Специальная литература
2.1. Абдурахманов С.Х. Пробелы и коллизии законодательства о несостоятельности (банкротстве) как предпосылки и следствие его рефомы //
Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2016. (Т. 15). №4 (33). С. 100-104.
2.2. Алексеева М.А. Проблемы санации сделок, связанные с применением ст. 171 ГК РФ // Российское правоведение: Трибуна молодого ученого: Сборник статей. Томск: ТМЛ-Пресс, 2010. Вып. 10. С. 103-104
2.3. Алферов В.Н. Развитие реабилитационной направленности института банкротства России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. №2 (26). С. 180-190.
2.4. Андреев С.Е., Витрянскии В.В. Научно-практическии комментарии к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». М., 2010. 256 с.
2.5. Андреева Л.В. Коммерческое (торговое) право России. Учебник. Изд. 3-е. М.: Кнорус, 2012. С 112.
2.6. Анохин В.С., Ларин А.М., Соколова Ю.А. Экономические и правовые проблемы банкротства в Российской Федерации. М.: Юрист, 2012. 600 с.
2.7. Богданов Е.В., Богданов Д.Е., Богданова Е.Е. Проблема введения уголовной ответственности юридических лиц: аргументы против. // Всероссийский криминологический журнал. Т. 11. 2017. № 2. C. 370-379.
2.8. Гоев А.В., Петлицкии С.В. О понятии и видах процедур экономической несостоятельности (банкротства) // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2016. №6. С. 203-208.
2.9. Голубцов В. Г., Кондратьева В. С., Сыропятова Н. В. Обеспечение баланса частноправового и публично-правового регулирования в процессе предупреждения банкротства с использованием мер, направленных на стимулирование должника к надлежащему исполнению обязательств // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. №2 (24). С. 62¬74.
2.10. Горб Е.Е. Административная ответственность арбитражных управляющих за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве). Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. 261 c.
2.11. Григорян А.К. Процедура банкротства предприятия: этапы, сроки, и цели // В сборнике: Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения, сборник научных статей 6-ой Международной научно-практической конференции. 2016. С. 72-75.
2.12. Громова С.М., Огородова М.В. Развитие института несостоятельности (банкротства) в России // В сборнике: Экономическое развитие России: тенденции, перспективы сборник статей по материалам II Международной студенческой научно-практической конференции: в 4-х томах. 2016. С. 140-144.
2.13. Джафаров Ш. А. К вопросу о процедуре мирового соглашения в деле о банкротстве // В сборнике: Современное состояние и перспективы развития российского и международного законодательства, сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 33-35.
2.14. Долгих С.С., Гурунян Т.В. Мировое соглашение как альтернативная процедура банкротства // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. №38. С. 196-200.
2.15. Дранцова К.В., Ковалев С.Н. Применение статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении обособленных споров в делах о банкротстве // Арбитражные споры. С.-Пб. 2015. № 2 (70). С. 5-22.
2.16. Егоров Д. В. Характер и сущность полномочии арбитражного суда в деле о несостоятельности (банкротстве) должника // Исполнительное право. - 2014. - №4. - С. 64.
2.17. Жухевич И.А., Куркина Н.В. Проблемные вопросы конкурсного производства по законодательству РФ // В сборнике: Современное предпринимательство как зеркало реформ Российского законодательства Вестник юридического факультета. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Москва, 2016. С. 75-79.
2.18. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учеб.-практ. пособие - М.: Волтерс Клувер, 2010. 360с.
2.19. Кожевина О.В., Муратов А.В. Механизмы оздоровления и обеспечения финансовой устойчивости предприятий реального сектора экономики: инструменты банкротства // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. № 1 (6). С. 56-60.
2.20. Кочетков Е.П. Повышение эффективности реабилитационного потенциала процедуры банкротства в России // Стратегии бизнеса. 2017. № 2. С. 25-29.
2.21. Мальцева М.А. Конкурсное производство при банкротстве юридического лица // В сборнике: Экономическое развитие общества в современных кризисных условиях, сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 16-20.
2.22. Мартышина Т.К. Восстановительные мероприятия в рамках несостоятельности (банкротства). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.,
2010. 31 с.
2.23. Овчинникова А.В.Права и охраняемые законом интересы кредиторов в процедурах банкротства. Автореф. дис. . канд.юрид. наук. М., 2013. 29 с.
2.24. Пацукова И.Г., Троян О.В. Предотвращение банкротства и финансовое оздоровление предприятия // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 115-1. С. 181-183.
2.25. Постникова Л.М Банкротство: историко-правовое исследование. М.: РПА Минюста России, 2013. 94 с.
2.26. Руденко Е.И., Степанов И.Г., Новоселов Д.А., Владимирова М.П. Об эффективности реабилитационных процедур несостоятельности // Аудит и финансовый анализ. 2016. № 6. С. 218-221.
2.27. Руднев М.Ю. Обеспечение безопасности предприятия через реализацию мер, направленных на предупреждение банкротства // В сборнике: Национальная безопасность: стратегические приоритеты и система
обеспечения, материалы Международной научно-практической
конференции. 2016. С. 322-326.
2.28. Сарнакова А.В. Гражданско-правовое регулирование отношений, возникающих в процессе конкурсного производства при банкротстве кредитных организаций. Автореф. дис. ... канд. юрид. Наук. М., 2010. 27 с.
2.29. Саенко Ю.М. Развитие функции" арбитражных судов при осуществлении процедур банкротства в российской законодательстве // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2016. №2 (34). С. 50-61.
2.30. Сидорова В. Н. Банкротство: некоторые проблемы теории, законодательства, практики // Арбитражный процесс. 2012. № 6. С. 64.
2.31. Смаркалов В.С. Банкротство и санация предприятий // В сборнике: Традиции и инновации в современной науке Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 331-333.
2.32. Фролов И.В. Административно-процессуальная форма реализации норм о финансовой несостоятельности в процедурах банкротства: монография / под ред.: Старилов Ю.Н. Новосибирск, 2012. 367 с.
2.33. Фролов И.В. Управление процедурами банкротства: теория и юридическая практика: учебное пособие / Вступ. сл.: Старилов Ю.Н. Новосибирск: ООО «Альфа-Порте», 2013. 586 с
2.34. Фролов И.В. Управление процедурами банкротства: теория и юридическая практика: учебное пособие. Новосибирск: ООО «Альфа- Порте», 2013. 586 с.
2.35. Шишмарева Т. П. Совершенствование законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Законы России: опыт, анализ, практика.
2011. №7. С. 54.
2.36. Эрлих М.Е. Конфликт интересов в процессе несостоятельности (банкротства): правовые средства разрешения. Автореф. дис. . канд. юрид. наук М., 2012. 23 с.
III. Материалы судебной и иной юридической практики.
3.1. Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http: //www. consultant.ru/document/cons doc LAW 51206
3.2. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»[Электронный ресурс]. Режим доступа: // http: //www. consultant. ru/document/cons doc LAW 132825