Введение
Глава 1. Теоретические основы проектно-творческой деятельности студентов в сфере среднего профессионального образования.
§ 1.1. Проектно-творческая деятельность в образовании 9
§ 1.2 Метод проектов и его использование в процессе обучения 23
§ 1.3 Профессиональные компетенции студентов технологических специальностей как основной образовательный результат, их структура и особенности профессионального становления 31
Выводы к главе 1 47
Глава 2. Экспериментальная проверка системы организации проектно-творческой деятельности студентов технологического колледжа.
§2.1 Разработка экспериментальной системы организации проектно-творческой деятельности студентов 49
§2.2 Организация и проведение эксперимента по использованию
эффективной системы проектно-творческой деятельности студентов в
технологическом колледже 59
§ 2.3 Результаты эксперимента 68
Выводы к главе 2 77
Заключение 80
Список использованной литературы 82
Актуальность темы исследования. В современной педагогической науке недостаточно внимания уделяется описанию конкретных технологий и методики использования метода проектов для развития профессиональных компетенций у будущих студентов технологического колледжа. В связи с этим рождается противоречие между требованиями работодателей к будущему технологу в свете ФГОС СПО и компетентносного подхода и недостаточной эффективностью подготовки выпускников технологического направления. Выделенное противоречие позволило определить проблему исследования, каковы возможности проектно - творческой деятельности студентов в повышение качества образовательных результатов технологических специальностей.
В Соответствии с ФГОС СПО образовательная организация должна определить специфику подготовки студентов с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Она обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения, а так же обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы. Кроме того, образовательной организации должны быть сформированы социокультурная среда и созданы условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов.
Образовательная организация так же должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций.
Все выше изложенное обуславливают актуальность темы исследования: «Проектно-творческая деятельность студентов как фактор повышения качества образовательных результатов в среднем профессиональном образовании».
Современное понимание проектного обучения связано с понятием «проективность» - тенденцией, относительно недавно появившейся в образовании. Все возрастающее число исследователей и педагогов -практиков рассматривают проективность как одну из образовательных тенденций будущего. Учитывая ее направленность на формирование проектной культуры, которая, по словам И.М.Зимней, предполагает искусство планирования, прогнозирования, созидание, исполнения и оформления, проективность находит свое отражение в методе проектов.
Анализу проектной деятельности человека посвящены работы Л.Н.Безмоздина, О.И. Генисаретского, Г.Л. Ильина, А.Г. Раппопорта, Е. А. Розенблюма, В.Ф. Сидоренко, Г.П. Щедровицкого и др.
Опыт использования метода проектов в работе со студентами показывает, что при его помощи можно устранить целый ряд возникающих затруднений в системе образования, развить деятельностно - поисковые и творческие способности будущих специалистов, обеспечить реализацию «минимума» при недостатке учебного времени.
В истекшее десятилетие исследовались такие вопросы, связанные с проектной деятельностью студентов, как теоретические основы проектного образования (Г.Л.Ильин); проектное обучение в профессиональной подготовке (А.М. Берестовский, В.Г.Веселова, О.И. гридасова, Т.И. Долгодворова, Е.А. Митрофанова, П.А. Петряков, Т.Д. Пшеничная, Г.А. Синицина, И.А. Шиянова, З.А. Селиверстова); творческая проектная деятельность (Л.С.Желнина, С.Г.Пищев, Н.В. Семенова и др); исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества(В.С. Кузнецов); формирование готовности к проектной деятельности (И.В. Казаченко,Г.А.Федорова, А.Е. Шейнблит); развитие социальной компетенции(С.С Рачева); учебно - познавательная самостоятельность учащихся(И.М. Степанова); формирование коммуникативной культуры в процессе проектного обучения (Р.М. Антропова).
Проектное обучение отвечает идеям компетентностного подхода - нового явления в отечественной дидактике так считают В.А. Болотов, В.В. Лаптев, Е.А.Ленская, В.В.Сериков, Б.Д. Эльконин и др.).
Именно проектное обучение позволяет наиболее полно и осмысленно реализовать требования ФГОС в системе СПО (среднего профессионального образования), поэтому в данной работе в качестве объекта исследования была избрана проектно-творческая деятельность студентов в сфере среднего профессионального образования.
Предметом исследования - является система эффективного использования проектного метода на занятиях в условиях технологического колледжа.
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная апробация системы, эффективного использования проектно-творческого метода на занятиях, позволяющей повысить качество образовательных результатов в области профессиональных компетенций, а также мотивацию студентов технологического колледжа.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что если разработать и реализовать на практике организационно-педагогическую систему проектной деятельности студентов, включающую в себя: методическое обеспечение проектной деятельности; материально - техническую базу для проектирования; регламенты проектной работы; педагогическое сопровождение процессов саморазвития творческого потенциала студентов, то это позволит повысить качество образовательных результатов в области профессиональных компетенций, а также мотивацию студентов технологического колледжа
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы проектно -творческой деятельности студентов, определить перечень и структуру значимых профессиональных компетенций в сфере среднего профессионального образования .
2. На основе применяемого метода на занятиях определить структуру и содержание системы организации проектно-творческой деятельности.
3. Организовать и провести педагогический эксперимент, по оценке эффективности разработанной системы организации проектно-творческой деятельности студентов.
Методы исследования. При проверке гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы педагогического исследования:
-теоретический анализ педагогической, психологической, научной литературы;
-изучение педагогического опыта;
-педагогическое наблюдение;
-анкетирование;
-беседа;
-эксперимент;
-количественный и качественный анализ результатов.
База исследования. ГБПОУ «Казанский колледж технологии и дизайна». Эксперимент проводился со студентами 2 курса (база 9 классов) и 2курса (база 11 классов) специальности 29.02.02 «Технология кожи и меха» для исследования проектно-творческого потенциала студентов технологического колледжа. За два года в эксперименте приняли участие шестьдесят студентов.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2016 по 2017 годы в три взаимосвязанных этапа:
На первом этапе (2016г.) выбиралась тема для разработки проекта, определялись цели, ставились задачи и пути их решения. Проводился анализ научной литературы по проблеме проектно-творческой деятельности, сбор материала, а также проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента. Применяемые методы: теоретический разбор литературы и анализ эмпирических данных.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе (2016-2017гг.) уточнялись гипотеза, направление деятельности, содержание исследования и проводилась апробация методики. Применяемые методы: изучение педагогического опыта, диагностика возрастной психологии, тестирование, эксперимент.
этого проводился анализ проектно-творческой деятельности, рассматривались результаты в экспериментальной и контрольной группах.
Теоретическая значимость. Исследования состоит в том, что в нем:
-теоретически обоснована необходимость применения проектно - творческого метода обучения студентов в условиях технологического колледжа.
-обоснованы строение и содержание системы, способствующие развитию проектно-творческого потенциала студентов технологического колледжа в процессе их профессиональной подготовки.
Практическая значимость исследования заключается в использовании теоретических результатов проектного метода в выпускной квалификационной работе, в процессе профессионального обучения студентов технологических колледжей, в промежуточной и итоговой аттестации студентов, в проведение лабораторно-практических работ, в демонстрационных экзаменах, в курсовых работах, в квалификационных экзаменов и дифференцированных зачетов по ПМ 01. Методика исследования так же может быть использована при проведении самообследования в рамках аттестации образовательной программы ПМ 01 «Участие в разработке технологических процессов кожевенного и мехового производства».
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 49 источников, и 10 приложений.
В данной работе представлено теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий эффективности реализации проектно - творческой деятельности для повышения качества образовательных результатов в технологическом колледже, в процессе освоения студентами профессионального модуля ПМ 01, способствующего формированию конкурентно способного специалиста на рынке труда.
Проведённое исследование, подтвердив выдвинутую гипотезу и решив поставленные задачи, позволяет сделать следующие выводы.
1. Проектно-творческая деятельность в учебном процессе СПО представляет собой совокупность идей, обеспечивающих, становление и формирование личности, в области общих и профессиональных компетенций на основе профессионально-значимых личностных качеств.
2. Значимость профессиональных модулей характеризуется использованием набора средств и ресурсов которые способствуют при освоении формированию профессиональных компетенций у студента.
3. Теоретические положения данной работы позволили выделить приоритетные профессиональные компетенции и свойства техника - технолога кожи и меха: креативность, творческое воображение, эстетический вкус, целеустремленность.
4. В диссертационном исследовании установлено, что реализация проектно-творческой деятельности в процессе освоения профессиональных модулей будет эффективной при формировании профессиональных компетенций у студентов ССУЗа и будет способствовать формированию профессиональных навыков будущих специалистов.
В ходе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы были получены результаты на основе которых можно сделать вывод что реализация проектно-творческой деятельности позволяет развивать
профессиональные навыки и повысить интерес к будущей профессии.
1. Алексю, А.Н. Общие методы обучения в школе. — К.: Радянська школа, 2000. — 244с.
2. Арестова, О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания / Вестник МГУ.-1998.-№4.- С. 95-107.
3. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы инновационно - прогностический курс. Казань, 2005. 356 с
4. Бедов, А.Н. Проектный подход в процессе активизации профессионального самоопределения подростков: автореф. дис канд. пед. наук /А.Н. Бедов.- М., 2012.- 25 с.
5. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности.- М.:ПЕР СЭ, 2001.
6. Бершадская, Д.С. Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого. М.: Педагогика, 2000. - с. 253.
7. Бычков, В. В. Эстетика. - М.: Гардарики, 2004.- 556 с.
8. Гузеев, В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения //Директор школы №5,1996
9. Дьюи, Д. Демократия и образование. Пер.с англ.-М.: Педагогика-
Пресс,2000.-3 84с.
10. Джонс Дж. Методы проектирования.-М.,1986.С.145
11. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. - М.,2000.-202 с.
12. Деркач, А.А., Кузьмина, Н.В. Акмеология - наука о путях достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. - М.: Российская Академия Управления, 1993.- 23 с.
13. Зеер, Э.Ф., Карпова Т.А.педагогическая диагностика личности студентами СПТУ.М.,1990
14. Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна // Вопросы философии. 1981. № 11. С. 84—96
15. Каганов, Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1986.
16. Коротаева, Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии.- - М., Изд-во Academia, 2007. - 256 с.
17 .Клёцина, И. С. Компетентностный подход и гендерное образование в высшей школе / Актуальные вопросы современного университетского образования: Материалы X Российско-Американской научно-практической конференции.- СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.- С. 105-109. 47 с.
18. Key competencies for a successful life and a well-functioning society (2003) D.S. Rychen and L.H. Salganik (eds.); Published 2003 by Hogrefe& Huber in Cambridge, MA, Toronto.
19. Краткий словарь по эстетике / под ред. М.Ф.Овсяникова. -М.:
Политическая литература, 1983.-542с. •
20. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
21. Матяш, Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ "Белый ветер", 2000. - 285 с
22. Матяш, Н.В.Проектный метод обучения в системе технологического образования / Н.В. Матяш // Педагогика, 2000.- №4. - С.38-44.
23. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 296с.
24. Макаренко, А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - 242 с.
25. Мальгина, С.Ю. Особенности формирования вариативной части основной профессиональной образовательной программы / С.Ю. Мальгина // СПО.-2011.-№1.-С.23-24.
26. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Н.А. Морева.-М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 432с.
27 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева,А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.
28. 1П1ССЗ СПО специальность 29.02.02 «Технология кожи и меха». Квалификация: Техник - технолог, 2016.- 47 с.
29. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. —*112 с.(Метод, биб-ка)
30. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для
учителя / К.Н. Поливанова. - М.: Просвящение, 2008.-156с ,
31. Полат, Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". - М.,2004.
32. Попова, Ю.А. Формирование профессионально-важных качеств студентов ССУЗ / Ю.А. Попова // СПО.-2011 .-№ 1 .-С. 12-14.
33. Полат, Е.С.Типология телекоммуникационных проектов / Е.С. Полат // Наука и школа.-1997.- N 4 (0,5 п.л.).
34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2002. - 510с.
35. Рубцов, В. В., Ивошина, Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. -М., Изд-во МГ1111У, 2002. - с. 272.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005. - 720с.
37. Ролз, Дж. Теория справедливости. - Новосибирск, 1995. - 535 с.
38. Сазанова, А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673 (дата обращения: 12.11.2015).
39. Слободчиков, В.И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников / В.И. Слободчиков // Развитие личности.-2006.- №1.- С. 236-244.
40. Сухомлинский, В.А. Сто советов К?: Радянська школа.-1984.-250с:
41. Стефанович, И.П. Товароведение меховых и очинно-шубных
полуфабрикатов и изделий, М., 2012.288с (
42. Ухтомский, А.А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939 Ухтомский А.А. Доминанта. - СПб.: Питер, 2002.- 448с.
43. Ушинский, К.Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 4. -М.: Дрофа, 2005. - 541 с.
44. Филонов, Г.Н. Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко. - М.: Академический проект, Альма Матер, 2006. - 967 с.
45. Шарикова, Ф.В. Компетентностный подход к образовательному процессу / Ф.В. Шарикова // Приложение к журналу СПО.-2008.-№12.-С.8-
16.
46. Энциклопедический словарь / под ред. Б. А. Душкова; составители Б. А. Душков, Б. А. Смирнов, А. В. Королев.- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.-462С.
47. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-42382/
48. yuriy.vaschenko@marketingburo.com.ua
49http://schools.keldysh.ru/labmro/metods/problempodhod.htm