Введение 3
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга 6
1.1. Понятие и сущность франчайзинга 6
1.2. Виды франшиз 14
1.3. Франчайзинг в сфере предоставления туристских услуг 20
Глава 2. Анализ функционирования организации в сфере туризма на условии франчайзинга 29
2.1. Общая характеристика сети агентств пляжного отдыха «Велл» 29
2.2. Анализ деятельности и организационная структура агентства «Велл» 34
2.3. Особенности функционирования франчайзинговой организации в сфере туризма 41
Глаза 3. Направления совершенствования деятельности туристской организации в условиях франчайзинга 49
3.1. Основные проблемы в туристской деятельности агентства «Велл» 49
3.2. Мероприятия по повышению эффективности в агентстве «Велл» 53
Заключение 63
Список литературы 66
Многих людей посещала идея начать собственный бизнес, чтобы создать то, что может принести прибыль. Мысль о том, что ты сам себе хозяин, побуждала многих открыть собственное дело. Но пока велики возможности, велик и риск. Эксперты подсчитали, что два из трех начинающих предпринимателей терпят неудачу в течение первых пяти лет после открытия. Есть две причины того, почему новое дело заканчивается неудачей:
1. собственник пытается предложить продукт или услуги, которые рынок не хочет принимать;
2. продукт, сам по себе интересен для рынка, но имеет очень слабое маркетинговое обеспечение.
Чаще всего обе причины возникают из-за отсутствия надежной системы предпринимательского контроля или из-за недостатка профессиональной под-готовки руководства.
Одним из вариантов уменьшения влияния факторов риска - это участие в совместном предприятии, которое уже продемонстрировало успех на рынке, либо объединение с фирмой, которая создала принимаемы на рынке продукт или услуги, и которая уже создала надежную систему финансового контроля и производства этого продукта.
Франчайзинг - это партнёрский бизнес, в котором один из партнёров - давно и уверенно ведущая своё дело компания (франчайзер), а другой партнёр - начинающий предприниматель (франчайзи). Это возможность начать свое дело с гарантией успеха, благодаря поддержке франчайзера.
Актуальность исследования заключается в том, что сегодня мы видим практически повсеместное использование франчайзинга и его элементов в раз-личных сферах деятельности (прежде всего, это проявляется в активном распространении известных торговых марок), несмотря на то, что для многих российских предпринимателей понятие «франчайзинг» все еще остается малознакомым.
Франчайзер имеет возможность развить свою сеть и продвинуть свой торговый бренд при небольших собственных средствах. У участников сети возникает повышенное чувство ответственности: если бы франшизодатель выбрал традиционный путь развития с опорой на собственные ресурсы, то в его отделениях работал бы наемный персонал, у которых заинтересованность в успехе предприятия имеет определенный предел. Франшизополучателю принадлежит весь доход от его предприятия, кроме выплат роялти, а успех его деятельности напрямую зависит от его личных усилий.
Преимущества франчайзинга заключаются в получении знаменитого бренда и связанных с ней технологий. Франчайзи, купив франшизу, не придется думать о рекламе своего предприятия, разработке имиджа, создании технологий работы, так как все это в готовом и проверенном временем виде приобретается у франчайзера, а реклама осуществляется централизованно. Кроме этого, франчайзи защищен от корпоративной конкуренции: согласно договору, франчайзер на этой территории не продаст франшизу никому другому.
Потребитель также остается в выигрыше - он получает возможность воспользоваться в собственном регионе продуктами (услугами) известной торговой марки определенного качества и по единой цене.
Степень разработанности темы. Проблематика франчайзинга в настоящее время представлена в работах отечественных и зарубежных ученых и практиков, таких как: Биржаков М.Б., Дельтей Ж., Поворин С.В., Рыкова И.В., Сосна С. А., Устюжанин А.А., Ягудин С.Ю.
Целью дипломной работы является исследование особенностей франчайзинга на туристическом рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и основные принципы франчайзинга;
- описать виды франшиз;
- оценить значение франчайзинга в туристическом бизнесе;
- дать характеристику сети агентств пляжного отдыха «Велл»;
- провести анализ деятельности туристического агентства в г. Салават по франшизе «Велл»;
- раскрыть особенности функционирования франчайзинговой организации в сфере туризма;
- выявить основные проблемы в туристической деятельности агентства «Велл» в г. Салават;
- разработать мероприятия по повышению эффективности в агентстве «Велл», г. Салават.
В качестве объекта исследования выступают отечественные и зарубежные предприятия, использующие франчайзинговую модель ведения бизнеса. Особое внимание уделено франчайзинговой сети агентств пляжного отдыха «ВЕЛЛ».
Объектом исследования работы является франчайзинговая фирма на примере сети агентств пляжного отдыха «ВЕЛЛ», г. Салавата.
Предметом исследования является совершенствование деятельности туристической организации в условиях франчайзинга, на примере турфирмы «Велл», г. Салавата.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Туризм является самой динамично развивающейся отраслью во многих странах мира и его роль в мировой экономике непрерывно растет. В соответствии с прогнозом ЮНВТО, к 2020 г. Россия должна войти в десятку ведущих стран мира по объему международных туристических поездок.
Дальнейшее развитие системы франчайзинга в туристических компаниях зависит от того, как будет налажен процесс управления между участками франчайзинговой системы, а именно франчайзером и франчайзи.
Вступление во франчайзинговую сеть для владельца туристического агентства - это несомненный шаг вперед и толчок для бизнеса. Франчайзи получает известный и раскрученный на рынке бренд, рекламную поддержку, технологию ведения бизнеса и юридическую помощь от управляющей компании. Конечно, за все это надо платить и играть по правилам сети.
Поэтому задача собственника - принять взвешенное решение: получит ли он выгоду от вложенных во франчайзинг денег.
Покупка франшизы, конечно, выгодно для начинающих агентств. Таким образом, франчайзи получает быстрый старт, сильную поддержку в области технологий, его менеджеры обучаются наравне с опытнейшими агентами, которые входят в сеть и не надо тратить время для выхода на рынок, рекламу самого себя, раскручивание своего имени.
Одно участие в какой-либо франчайзинговой сети не значит, что у франчайзи будет заведомо успешный бизнес, сам собственник играет огромную роль в своем бизнесе.
Франчайзинг не спасает и убыточного или плохо управляемого бизнеса. Правообладателю (франчайзеру) нужны самые активные и амбициозные владельцы частных предприятий, иначе ему не выгодно работать с предприятиями, которые не могут свести концы с концами.
Франчайзинг дает возможность открытия нового дела при снижении уровня риска, но собственник туристического агентства, принимая решение о приобретении франшизы, должен тщательно просчитать все положительные и отрицательные ее стороны, чтобы не только сохранить, но и улучшить свой бизнес.
На данный момент, в Салавате функционируют около пятидесяти туристских агентств. «Велл» представляет собой туристическое агентство, открытое по франшизене, предлагающее вполне стандартный набор услуг:
- осуществление туристической деятельности как внутри Российской Федерации, так и за рубежом;
- обеспечение визовой поддержки;
- подбор и бронирование индивидуальных и групповых туров;
- бронирование авиабилетов и автобусных туров;
- бронирование гостиничных номеров.
«Велл» повышает свои финансово - экономические показатели (объем оказанных туристических услуг, выручка, количество заявок и туристов) с каждым годом. Это происходит за счет увеличения качества, а как следствие, и количества, оказываемых туристских услуг.
С целью обобщения комплексного анализа деятельности турфирмы «Велл», был проведен SWOT-анализ, который позволил выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы.
Чтобы понять мнение клиентов туристической фирмы «Велл» и быстро устранить недостатки, которые вызывают их недовольство, я провела анализ лояльности потребителей (NPS) в сравнении с двумя турфирмами РБ.
Выяснилось, что из трех туристических фирм - «Велл» показал самый высокий процент лояльности (82%).
Учитывая внешние и внутренние факторы, основная цель турагентства - повышение конкурентоспособности турагентства. Для этого были предложены мероприятия по повышению эффективности в агентстве «Велл», а именно:
1. провести анализ потребителей, что увеличит количество потенциальных клиентов;
2. расширить спектр дополнительных услуг;
3. выявить наиболее продуктивные и выгодные виды рекламы;
4. усовершенствовать систему скидок;
5. организовать тренинги для персонала;
6. разработать бонусную программу и усовершенствовать систему не-материального стимулирования для персонала;
7. введение ежедневных планерок;
8. разработка должностных инструкций.
Каждое предложенное мероприятие подробно рассмотрено и описано.
Наибольшую угрозу для турфирмы «Велл» представляют экономические факторы. Именно на их преодоление турфирме следует направить свои сильные стороны. Благодаря технологическим, политическим и социальным факторам, агентство может использовать свои возможности, если правильно направить на это свои сильные стороны, также, если сумеет использовать эти возможности для усиления своих слабых сторон.
Выяснилось, что в наибольшей степени благоприятное влияние на организацию оказывают покупатели. Таким образом, данными возможностями со стороны покупателей предприятие должно воспользоваться для преодоления своих слабых сторон.
1. Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 95 "О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности".
2. Российская Федерация. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» федер. закон. - М.: Ось-89, 2009.
3. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации».
Монографии, диссертации
4. Арбузов А. Ф. География туризма. - М.: Академия, 2009. - 160 с.
5. Бакальская Е. В. Товарное и сервисное управление торговыми предприятиями// Менеджмент в России и за рубежом .— 2006 .— N 1. - С. 53-57.
6. Биржаков М.Б. Введение в туризм. 5-е изд. - СПб.: Издательский дом «Герда», 2003.
7. Ватутин С., Тришин М. Клонирование бизнеса. Франчайзинг и другие модели быстрого роста. - СПб.: Питер, 2012. - 192 с.
8. Власова Т.И., Шарухин А.П., Данилова М.М. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
9. Г.В. Попова. Маркетинг. - М.: Книга по Требованию, 2010. - 160 с.
10. Годин И.И. Маркетинг.-М.: Дашков и ко, 2005. 760 с.
11. Грачева О.Ю., Маркова Ю.А., Мишина Л.А., Мишунина Ю.В.. Организация туристического бизнеса. Технология создания турпродукта. - Воронеж: Научная Книга, 2012.
12. Дельтей Ж. Франчайзинг. - СПб.: Нева, 2006. - 128с.
13. Енджейчик И. Современный туристский бизнес. Экостратегии в управлении фирмой. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 320 с.
14.Запесоцкий А. С. Стратегический маркетинг в туризме. Теория и практика. - М.: СПбГУП, 2003. - 352 с.
15. Запесоцкий А. С. Стратегический маркетинг в туризме: Теория и практика.
- СПб.: СПбГУП, 2003.
16. Земляков Д.Н., Макашев, М.О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: Учеб. пособие для вузов / Д.Н. Земляков, М.О. Макашев.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 142 с.
17. Зиглар З., Джон Хейз П. Сетевой маркетинг для "чайников". - М.: Диалектика, 2006. - 400 с.
18. Исмаев Д. К. Основная деятельность туристской фирмы ( на примере российского турбизнеса ): Учебно-практическое пособие. — М .: ООО « Книгодел »: МАТГР, 2005г.
19. Колесников В. Построение франчайзингового бизнеса: курс для
правообладателей и пользователей франшиз. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.
20. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. - М.: Юнити, 1998.
21. Мазаева А. Предпринимательская этика в реализации производственной функции работника сферы сервиса// Предпринимательство. - 2007. - № 3. - С. 26-32.
22. Макатрова Н. П. Как привлечь туристов и стать туристическим брендом в России. - М.: Консалтинговая компания "Конкретика", 2011. - 400 с.
23. Малышкин С.А., Ягодынская Н.В. Культурно-исторические центры России.
- М.: Академия, 2008. - 272 с.
24. Малькова И.В. Франчайзинговые соглашения и их роль в обеспечении конкурентоспособности участников / Современная конкуренция, №4 (4) июль- август, 2007.- 114 с.
25. Минеева И. Успех и неуспех франшизы - составляющие очевидны//Бизнес- адвокат. 2000. № 6.
26. Минеева И. Успех и неуспех франшизы - составляющие очевидны//Бизнес- адвокат. 2000. № 6. - 37 с.
27. Мохова Ю., Мохов Г. Турфирма. С чего начать, как преуспеть. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 240 с.
28. Нагапетьянц Р.Н. Маркетинг в сфере производства и обращения. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 240 с.
29. Окладникова Е. А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира. - М.: Учитель и ученик, Омега-Л, 2002. - 384 с.
30. Пирогова О.В. Потребность в кадрах для туризма// Высшее образование се-годня. - 2004. - № 12. - с. 54-60.
31. Поворин С.В. Тенденции развития франчайзинга в мировой экономике // Маркетинг в России и за рубежом. № 3. - 2001.
32. Полозков М.Ю. Современное состояние сферы туризма в России (теория, практика, проблемы)// Социальная политика и социология. - 2009. - № 2. - с. 356-365.
33. Полухина А.Н. Качество персонала в туристском сервисе (опыт социологического анализа)// Социологические исследования . - 2007. - N 2. - С. 132¬136.
34. Предводителева М.Д. Подходы к управлению качеством услуг: фокус на потребителя// Менеджмент в России и за рубежом. - 2005 . - № 2. - С. 90-101.
35. Руденко Л.Л. Сервисная деятельность. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 208 с.
36. Рыкова И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры / И.В. Рыкова. - М.: Современная экономика и право, 2000. - 224 с.
37. Свиридов К.С. Туристская деятельность в России: Понятийный аппарат и организационно-правовые основы. - Краснодар: 2002.
38. Смирнова Н., Парабеллум А., Мрочковский А. Масштабирование бизнеса. Создаем франчайзинг в розничной торговле. - СПб.: Питер, 2013г. - 336 с.
39. Сосна С. А., Васильева Е. Н. Франчайзинг: коммерческая концессия. М.: Академкнига, 2010. - 12с.
40. Третьякова Т.Н. Основы курортного дела. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
41. Устюжанин А.А. Морфология развития франчайзинга в России // Транспортное - с.13
42. Устюжанин А.А. Особенности развития франчайзинга в России // Россия в мировой экономике / Под ред. д.э.н., профессора Касаткиной Е.А., к.э.н. Градобоева В.В. - М.: МАКС Пресс, 2008. - С. 95-109.
43. Филина Ф. Франчайзинг: правовые основы деятельности. - М.: Гросс- Медиа, 2008. - 192с.
44. Франчайзинг. 128 успешных франшиз от известных фирм. - М.: Радар, 2011. - 160 с.
45. Хамидуллина Э.Т. Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 272 с.
46. Экнодиосова О. Г., Артемова Е.Н. Распространенность отечественных франчайзинговых туристских сетей в ЦФО РФ - 2015. с35
47. Юрик Р.А. Анализ современного состояния российского рынка туристических услуг// Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - № 2. - С. 67-77.
48. Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. - СПб.: Питер, 2011. - 256 с.
Статьи и материалы периодической печати
49. Журнал"Маркетинг в России и за рубежом"№2 год - 2007 ,Баумгартен Л.В. канд. техн. наук., доцент Государственного социального университета
Электронные ресурсы
50. Бибос. Франшиза Велл. Официальный сайт - режим доступа http://www.beboss.ru/franchise/1902, свободный (дата обращения 20.05.2016)
51. Бизнес прост. Информационная поддержка. Официальный сайт - режим доступа http://biznes-prost.ru/franshiza-turisticheskogo-agentstva-plyazhnogo-otdyxa- vell.html, свободный (дата обращения 20.05.2016)
52. Ежедневная электронная газета РСТ - режим доступаhttp://www.ratanews.ru/ свободный (дата обращения 21.05.2016)
53. Классификация и виды франчайзинга - режим доступа http://mastersales.biz/info/vidy-franchajzinga.html, свободный (дата обращения 15.05.2016)
54. Российская ассоциация франчайзинга (РАФ). - режим доступа http://ru.rusfranch.ru/activities/activities strategy/draft documents.php., свободный (дата обращения 17.05.2016)
55. Сайт о торговой недвижимости и ритейле. Официальный сайт - режим доступа https://shopandmall.ru/franchise/vell_set_agentstv_plyajnogo_otdyiha, свободный (дата обращения 20.05.2016)
56. Сеть агенств Велл пляжного отдыха. Официальный сайт - режим доступа http://well.ru, свободный (дата обращения 25.05.2016)
57. Франчайзинг и готовый бизнес - режим доступа www.franchising.msk.su, свободный (дата обращения 17.05.2016)
58. Энциклопедия франчайзинга. Фанчайзинг в туризме. Официальный сайт - режим доступаwww.fr-lib.ru/articles_13_262.php., свободный (дата обращения 25.05.2016)
59. Hotelbook.pro. Официальный сайт - режим доступа http://hotelbook.pro, свободный (дата обращения 30.05.2016)
60. RABOTA.RU. Должностная инструкция менеджера по туризму, должностные обязанности менеджера по туризму, образец должностной инструкции менеджера по туризму. Официальный сайт - режим доступа http://rabota.ru.ru, свободный (дата обращения 31.05.2016)
61. «Travel Russian News» онлайн газета. Официальный сайт - режим доступа http://www.trn-news.ru, свободный (дата обращения 30.05.2016)