Введение…………………………………………………………………………...3
1. Детский церебральный паралич как смешанный вариант дизонтогенеза….4
2. Речевое развитие детей с церебральным параличом………………………...7
3. Исследование речевого развития дошкольников с церебральным параличом………………………………………………………………………...11
Заключение……………………………………………………………………....18
Список используемой литературы……………………………………………...19
Приложения……………………………………………………………………...21
Актуальность исследования. Детский церебральный пaралич (далее ДЦП) возникает в результате поражения двигательных центров или двигательных путей при вирyсных заболеваниях (корь, грипп и др.), сопровождающихся менингоэнцeфалитoм, или в результате кровоизлияния в мозг при длительных тяжелых либо стремительных родах и др.
Восстановить поврежденный мозг не возможно и способы его лечения не существуют. Однако, нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции, если работать по научно обоснованной программе.
На данный момент для решения этой проблемы существует различное множество уникальных методик, разработанных программ с применением различных тренажерных устройств, восстановительной терапии, использование приспособлений, вспомогательных средств.
Несмотря на сказанное выше рост числа детей с диагнозом ДЦП не уменьшается, что свидетельствует о том, что проблема требует более пристального внимания. Таким образом, актуальность данного вопроса приобретает все большую значимость, в том числе в психолого-педагогической сфере.
Цель работы – рассмотреть методы и приёмы исследования речевой деятельности дошкольников с ДЦП.
Проблема исследования состоит в имеющемся противоречии между возрастающей необходимостью в специальном рассмотрении в научном и методическом аспектах речевых нарушений дошкольников и недостаточной степенью изученности данной проблемы в отечественной педагогике психологии.
Анализ имеющихся исследований показывает, что в специальном образовании отсутствуют методологические, научно-теоретические, практико-ориентированные основы организации ранней комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с ДЦП. Недостаточно разработан и требует адресной конкретизации диагностический инструментарий, позволяющий выявить актуальные и потенциальные возможности детей первых лет жизни с церебральным параличом и осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к дальнейшей медико-психолого-педагогической работе. Не проработаны в теоретико-методологическом плане вопросы социально-образовательной адаптации детей раннего возраста с ДЦП. Неполно представлены аспекты междисциплинарного взаимодействия специалистов и родителей в организации медико-педагогической реабилитации детей данной категории на ранних возрастных этапах.
...
11. Козявкина Н.В., Гордиевич С.М., Козявкина О.В. и др. Система интенсивной реабилитации детей с церебральными параличами: новые возможности для коррекции речевых нарушений // Дефектология, 2002, № 5. – с. 89-96.
12. Лопатина Л.В. Система дифференцированной коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией. Автореф. докт. дисс. – СПб., 2005. – 38 с.
13. Мастюкова Е.М. Речевые нарушения. Психические нарушения // Детские церебральные параличи. – Киев: Здоровья, 1988. – с.99-121.
14. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 112 с.