Введение 3
Глава 1 Теоретические основы анализа рынка однородных групп товаров
1.1 Роль и значение анализа рынка в организации коммерческой
деятельности 5
1.2 Особенности рынка хлебобулочных изделий России 8
1.3 Особенности рынка кондитерских изделий России 19
Глава 2 Состояние и анализ рынка однородных групп товаров ООО
«Бахетле-1» 30
2.1 Краткая организационная-экономическая характеристика ООО
«Бахетле-1» 30
2.2 Анализ финансово-экономических показателей деятельности
предприятия 34
2.3 Анализ и особенности рынка хлебобулочных и кондитерских
изделий 39
Глава3 Пути совершенствования анализа рынка ООО «Бахетле-1» 45
3.1 Совершенствования анализа поставщиков хлебобулочных и кондитерских
изделий 45
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию анализа рынка
хлебобулочных изделий 46
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложения
Продовольственный рынок представляет собой неотъемлемую часть категории «рынок» и обладает свойствами и связями, присущему множеству социально - экономических явлений, которые составляют сущность рынка.
Продовольственный рынок является рынком потребительских товаров и наделен специфическими чертами, свойственными лишь данному виду рынка и отличающими его от других. Практическая часть, посвященная маркетинговому анализу, раскрывается на примере товарной группы «Хлебобулочные и кондитерские изделия». Принципы маркетинговой деятельности имеют отношение, не только к производству и сбыту товаров. В перечень объектов маркетинга автор включает практически все, что может удовлетворить самые разнообразные людские нужды и потребности, услуги и места их получения, организации, личности, виды деятельности, идеи.
Анализ рынка формирования связанно с крупным предложением товаров на рынке, с растущими потребностями покупателей и возрастанием неценовой конкуренции. Специфика российского аспекта проблемы содержится в том, что ситуация усложняется общей экономической нестабильностью, инфляцией, низким уровнем платежеспособного спроса, небольшим уровнем роста населения, недостатком рыночных отношении. Значительную роль в маркетинговой стратегии играет анализа рынка. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, необходимость обеспечить наиболее действенное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с небольшими издержками.
Состояние продовольственного рынка и пути его стабильного обеспечения продуктами питания являются важными направлениями экономической политики на протяжении всей истории государственности для большинства стран мира, включая Россию и ее регионы, в частности Республики Татарстан. Состояние продовольственного рынка должно быть таким, чтобы обеспечивал постоянный гарантированный доступ населения региона к необходимому количеству продовольствия для поддержания высокого качества жизни.
Анализ рынка проявляется в виде системы показателей, характеризующих возможности наилучшего развития ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся: многообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношения цен на товары данного вида и др.
Целью данной работы является выдача практических рекомендации по анализу рынка продовольственных товаров. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов формирования ассортиментной политики включает в себя: основные элементы товарных стратегий, управление товарными стратегиями на конкурентных рынках и управление товарным ассортиментом;
- анализ рынка продовольственных товаров включает в себя: исследование положения фирмы на рынке;
- разработка рекомендаций в соответствии с результатами проведенного исследования.
Объектом исследования в работе выступает рынок продовольственных товаров в системе региональных экономических отношений.
Работа состоит из вводной части, трех основных глав, раскрывающих тему, заключения, списка источников литературы и приложений.
Современные условия хозяйствования на конкурентном рынке предполагают необходимость регулярного и тщательного исследования рынка потребительских товаров. Своевременный анализ динамики рыночных параметров дает возможность функционирующему предприятию принять своевременные меры по корректировке коммерческой деятельности. Данная дипломная работа была посвящена вопросам анализа рынка однородных групп товаров, а именно был проведен анализ рынка хлебобулочных и кондитерских изделий по основным параметрам. Выявлено, что вырабатываемые и закупаемые предприятием ООО «Бахетле-1» хлебобулочные и кондитерские изделия по основным параметрам соответствуют запросам рынка, однако ассортимент изделий требует определенной корректировки. В теоретической части данной работы проведен общий анализ рынка продовольственных товаров, его перспектив и факторов, влияющих на его формирование. Анализ рынка показал стремление поставщиков, в качестве конкурентного преимущества, расширять ассортимент предлагаемых товаров и обеспечивать сервисную составляющую при поставках.
В настоящее время у компании функционирует 28 магазинов со значительным удельным весом продукции собственного приготовления. Благодаря такой специализации компания стала одним из региональных «брендов» Татарстана. Анализ основных экономических показателей деятельности торгового предприятия показал возрастание стоимости имущества предприятия за отчетный период на 1 292.462 тыс.руб., что обусловлено главным образом увеличением нераспределенной прибыли на 9.890 тыс.руб., и кредиторской задолженности на 124.869 тыс.руб.
Вместе с тем своевременное и тщательное изучение рынка позволяет предприятию гибко реагировать на запросы потребителей в отношении ассортимента и качества закупаемой и реализуемой продукции. В объеме товарооборота супермаркетов более 40% составляет готовая еда
В результате проведенного анализа рекомендовано скорректировать ассортимент хлеба. Сформулирована рекомендация по элиминированию двух сортов хлеба и освоению выпуска нового сорта - хлеб «Особый зерновой». Реализация данной товарной позиции позволит предприятию получить дополнительную прибыль в размере 402480 рублей в год.
Анализ также показал, что, формируясь на протяжении четырнадцати лет, компания «Бахетле-1» добилась признания тысяч покупателей, заняв в Татарстане лидирующие позиции на рынке.
1. ГОСТ 5667 - 65. Хлеб и хлебобулочные изделия. Правила приемки, методы отбора образцов, методы определения органолептических показателей качества и массы изделия. - М.: Изд. стандартов, 2003.
2. ГОСТ 5669 - 96. Хлебобулочные изделия. Метод определения пористости. - М.: Изд. стандартов, 2003.
3. ГОСТ 5670 - 96. Хлебобулочные изделия. Метод определения кислотности.
- М.: Изд. стандартов, 2003.
4. ГОСТ 28809-90. Изделия булочные. Общие технические условия. - М.: Изд. стандартов, 2003.
5. Артемова, Е.Н. Теоретические основы технологии продуктов питания: Учебное пособие / Е.Н. Артемова, Т.В. Иванникова - М.: МО РФ, 2003. - 119 с.
6. Ауэрман, Л.Я. Технология хлебопекарного производства [Текст]: Учебник/ Л.Я. Ауэрман - М.: Пищевая промышленность, 2004. - 415 с.
7. Баканов, М.И. Теория экономического анализа [Текст]: Учебник/ М.И. Баканов, А.Д. Шеремет - М.: Финансы и статистика, 2003.
8. Валеев, И. В ЦФО производится 30% хлебобулочных изделий // Известия, 18 сентября 2009г. - с. 4.
9. Голиков, Е. А. Маркетинг и логистика [Текст]: Учебное пособие/ Е.А. Голиков - М.: «Дашков и К», 2007. - 412 с.
10. Кругляков Г.Н., Круглякова Г. В. Товароведение продовольственных товаров. — Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 1999.
11. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. -М.: Юрайт, 2003.
12. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. — М.: Норма, 1997.
13. Калачев С. Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы : учеб. / С. Л. Калачев. - Москва : Юрайт, 2011. - 463 с.
14. Товароведение и экспертиза потребительских товаров : учеб. / В. В. Шевченко [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2012. - 751 с
15. Вытовтов, А.А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебник /
A. А. Вытовтов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 576 с.
16. Гранаткина, Н.В. Товароведение и организация торговли
продовольственными товарами: Учебное пособие для начального
профессионального образования / Н.В. Гранаткина. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 256 с.
17. Дубцов, Г.Г. Товароведение продовольственных товаров: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.Г. Дубцов. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 336 с.
18. Жебелева, И.А. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы: Учебное пособие / В.И. Криштафович, И.А. Жебелева, В.И. Заикина; Под ред. В.И. Криштафовича. - М.: Дашков и К, 2012. - 184 с.
19. Коник, Н.В. Товароведение продовольственных товаров: Учебное пособие / Н.В. Коник. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 с
20. Куликова, Н.Р. Основы товароведения: Учебное пособие / Н.Р. Куликова,
B. П. Новопавловская, Н.С. Носова. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. - 336 с.
21. Нилова, Л.П. Товароведение и экспертиза зерномучных товаров: Учебник / Л.П. Нилова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 448 с.
22. Родина, Т.Г. Товароведение однородных групп продовольственных товаров: Учебник для бакалавров / Л.Г. Елисеева, Т.Г. Родина, А.В. Рыжакова; Под ред. Л.Г. Елисеева. - М.: Дашков и К, 2013. - 930 с.
23. Аакер Д., Кумар В., Дэй Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание. / Пер. с англ. - СПб.: Питер,2004. - 848 с.
24. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 576 с.
25. Блюм М. А., Герасимов Б. И., Молоткова Н. В. Маркетинг рекламы. - М.: Форум, 2009.- 144 с. Березин И. Маркетинговые исследования. Как это делают в России. - М.: Вершина, 2005. - 432 с.
26. Божук С. Г., Ковалик Л. Н., Маслова Т. Д., Розова Н. К., Тэор Т. Р. Маркетинг: Учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. - СПб.: 2012. - 448 с.
27. Брейс А. Анкетирование. Разработка опросных листов, их роль и значение при проведении рыночных исследований. / Пер. с англ. - М.: Balance Business Books, 2005. - 336 с.
28. Васильев Г. А., Поляков В. А. Рекламный маркетинг: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 276 с.
29. Веселов С. В. Маркетинг в рекламе. Часть I. Рекламный рынок и его изучение. - М.: Изд-во Международного института рекламы, 2003. - 316 с.
30. Веселов С. В. Маркетинг в рекламе. Часть II. Комплекс маркетинга в рекламной деятельности. - М.: Изд-во Международного института рекламы, 2003. - 376 с.
31.Залтман Дж. Как мыслят потребители. То, о чем не скажет потребитель, то, чего не знает ваш конкурент. / Пер. с англ. - М. : Прайм-Еврознак, 2006. - 384 с.
32. Лидовская О. П. Оценка эффективности маркетинга и рекламы. Готовые маркетинговые решения. - СПб.: Питер, 2008. - 144 с.
33. Малхотра Н. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 4-е издание.: Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2007. - 1200 с.
34. Мельникова О. Т. Фокус-группы. Методы, методология, модерирование. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 320 с.
35. Рапай К. Культурный код. Как мы живем, что покупаем и почему. / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 168 с.
36. Садмен С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых исследований. / Пер. с англ. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2005. - 382 с.
37. Садмен С., Брэдбери Н., Шварц Н. Как люди отвечают на вопросы: применение когнитивного анализа в массовых исследованиях. / Пер. с англ. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. - 304 с.
38. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: Учебное пособие для вузов. - М.: Пчела, 2008. - 378 с.
39.Черчилль Г. А., Браун Т. Д. Маркетинговые исследования. 5-е изд. / Пер. с англ. - СПб: Питер, 2010. - 704 с.
40. Шалак В. И. Современный контент-анализ. Приложения в области политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. / Российская акад. наук; Ин-т философии. - М.: Омега-Л, 2004. - 272 с.
41. http://bahetle.com
42. http: //www.marketcenter.ru