Введение
I. Теоретические основы изучения особенностей темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием
1.1 Формирование темпо-ритмической стороны речи у дошкольников в онтогенезе -
1.2 Специфика темпо-ритмической стороны речи заикающихся дошкольников
1.3 Влияние логоритмики на формирование темпо-ритмической стороны речи заикающихся дошкольников 1 9
Выводы по I главе 25
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по коррекции темпо0ритмической стороны речи у заикающихся дошкольников
2.1 Организация и методическое обеспечение констатирующего эксперимента 27
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 31
Выводы по II главе 37
Глава III. Логопедическая работа по формированию темпе - ритмической стороны речи у детей с заиканием средствами логоритмики в формирующем эксперименте
3.1 Коррекционная работа по устранению нарушений ритма и плавности речи
3.2 Анализ и обсуждение результатов формирующего эксперимента 45
Выводы по III главе 5 ]
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения 59
В связи с этим в общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст. Тщательно проведенная предупредительная и коррекционная работа в этом возрасте, построенная на разностороннем учете
факторов, способствующих возникновению дефекта, может существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых. В дошкольном возрасте легче преодолеваются недостатки развития и наиболее результативно может проводиться логопедическая работа, охватывающая все компоненты речевой системы.
Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.
Практика показала, что регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Объект исследования: темпо-ритмическая сторона речи
Предмет исследования: особенности формирования темпоритмической стороны речи средствами логоритмики у заикающихся дошкольников
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что использование логоритмики для коррекции таких составляющих темпо-ритмической стороны речи заикающихся дошкольников как подкорковый итеративный ритм, периодический ритм и ритмико-смысловая координация способствует устранению нарушений плавности речи.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Выявить особенности темпо-ритмической стороны у заикающихся детей дошкольного возраста.
3. Определить влияние логоритмики на преодоление заикания.
4. Провести экспериментальное исследование нарушения темпо-ритмической стороны у заикающихся детей дошкольного возраста
5. Разработать и апробировать цикл занятий по устранению нарушения плавности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Методологическая база исследования:
- положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
- концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
- концепция об универсальном предметном коде внутренней речи (Н.И. Жинкин).
1. В ходе аналитического этапа осуществлялся анализ теоретических источников по исследуемой проблеме, были определены цель, предмет, задачи, гипотеза исследовании.
2. Опытно-экспериментальный этап предполагает диагностическое исследование с целью выявления специфики темпо-ритмической стороны речи у заикающихся дошкольников.
3. В рамках описательно-повторного этапа было проведено повторное сравнительное исследование темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием, осуществлена оценка эффективности проведенной работы, сформулированы основные выводы по работе.
База исследования: МАДОУ «Детский сад №306 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной системы дифференцированного логоритмического воздействия в деятельности логопедов, музыкального руководителя, воспитателей логопедических групп дошкольных учреждений,
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, насчитывающего 40 источников, 6 приложений. Работа иллюстрирована 8 таблицами, 9 графиками. Общий объем работы составляет 58 страниц машинописного текста.
Наша работа посвящена актуальной проблеме использования коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием, поскольку исправление данного речевого дефекта ограничивается только логопедической помощью, однако эффективнее будет комплексный подход в преодолении нарушения.
Мы пришли к выводу о том, что логопедическая ритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность заикающегося, содействует развитию ее положительных сторон и нивелированию отрицательных.
На этапе констатирующего эксперимента было проведено обследование, сущностью которого было определение формы нарушения плавности речи.
Исследование показало, что у испытуемых были отмечены все три формы нарушения плавности речи.
Исходя из этого, мы организовали развивающую работу с использованием на логоритмических занятиях коррекционно-воспитательных упражнений.
Включив задания на устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений, мы отметили в своих наблюдениях и экспериментальном исследовании положительные изменения.
Действительно, возможно активное использование коррекционно - воспитательных упражнений для преодоления заикания. Непременным условием при этом является систематическое включение коррекционно-воспитательных упражнений в логоритмические занятия.
Представленный материал определяет практическую значимость работы, поскольку вполне может быть использован в деятельности воспитателей и музыкальных руководителей.
На наш взгляд, исследование этой проблемы может быть продолжено. Все это позволит более глубоко изучить данную проблему педагогической науки и помочь специалистам более эффективно организовать работу по преодолению заикания.
1. Андронова Л.З. Коррекция интонационной стороны речи заикающихся // Дефектология. - 1988. - № 6. - С. 63-67.
2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.
3. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” - М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.: ил, с.6
4. Белякова, Л.И. Логопедия: Заикание: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: Академия, 2003. - 304с.
5. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей / Т.Г. Визель - М.: ACT: Астрель, 2012. - 222с. - (Библиотека логопеда).
6. Винарская, Е. Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии) / Е. И. Винарская. - М.: Высшая школа, 1989. - 136 с.
7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - СПб.: ОО «Издательство «Детство - Пресс», 2010. - 352с. - (Коррекционная педагогика)
8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб, для студ. высш, учеб,
* заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. -
(Коррекционная педагогика).
9. Волкова, Л.С. логопедия книга 2 нарушение темпа и ритма речи / Л.С. Волкова. - М.: Издательство Владос.-2003.-432.с.
10. Ворошилова, Е.Л. система работы с заикающимися дошкольниками / Е.Л. Ворошилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2006.-№2.-с.30.
П.Гегелия, Н.А. Родителям о заикании детей и подростков / Н.А. Гегелия// Дефектология.- 1998.-№4.-с. 88-93.
12. Гончарова, Н. Коррекция заикания / Н. Гончарова. Л. Виноградова // Дошкольное воспитание - 2005.-№ 3.-С.59.
13. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. / И.Н. Жинкин. - М., 1982.— 156с.
14. Зееман М. (Zeeman) Расстройства речи в детском возрасте. - М.: Мед-гиз, 1962.
15. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 -
3 лет. - М.: ТЦ СФЕРА, 2008. - 128с
16. Кузнецова, О.О. Экспресс-диагностика речевого развития детей дошкольного возраста. / О.О. Кузнецова // Логопед. - 2005. - №1. С.26-35
17. Кузьмин, Ю.И. Скорость речи больных заиканием. / Ю.И. Кузьмин, Л.Н. Ильина И Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции. - М.: Литера, 1994. - 284с
18. Когновицкая Т.С. Частота основного тона голоса у детей, страдающих заиканием И Вопр. патологии голоса и речи / Моск. НИИ уха, горла и носа; Ленингр. НИИ уха, горла, носа и речи. - М., 1983. - С. 48-52.
19. Ларина Е.А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии / Е.А. Ларина // Вектор науки ТГУ. 4(7).2О11 - С.171
20. Левина Р.Е. О генезисе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи // Симпозиум по вопросам заикания у детей. - М., 1963. - С.37-41.
21. Леонова, С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учеб, пособие. / С.В. Леонова; под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2004.- 128 с.
22. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж. 1995. - 144с.: ил.)
вмм
23. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. - СПб.: КОРОНА -Век, 2014.-128с., ил
24. Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. - СПб.: СОЮЗ, 2002.
25. Орлова О.С. Нарушения голоса: учеб, пособие. М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
26. Павалаки, И.Ф. Темпо-ритмическая организация движений и речи заикающихся дошкольников. / И.Ф. Павалаки. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 1996. - 28с.
27. Панасюк А.Ю. Влияние задержек акустического сигнала на мелодические характеристики и темп речи больных с заиканием // Современные проблемы физиологии и патологии голоса и речи: сб. науч. тр. / Моск. НИИ уха, горла и носа. - М., 1979. Т. 22а. — С.83-87 // Дефектология. - 1987. - № 6. - С. 28-31.
28. Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи: моногр.-СПб.: Речь. 2005.
29. Рахмилевич А.Г., Оганесян Е.В. Особенности интонационной стороны речи и функционального состояния мышц гортани при фонации у заикающихся// Дефектология. - 1987. - № 6. - С. 28-31.
30. Рычкова, Н.А. Логопедическая ритмика. / Н.А. Рычкова. - М.: ООО Тном - Пресс”, 2000. - 246с.
31. Садовникова Е.Н. Личностно - ориентированная психолого - педагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. на соискание учёной степени канд. пед. наук. — М., 2001
32. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
33. Филатова Ю. О., Гончарова Н. Н., Прокопенко Е. В. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие /под редакцией Л. И. Беляковой. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 208 с. (Логопедические технологии.)
34. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с - с.24
35. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. Институтов. — М, 1937
36. Хватцев М.Е. Логопедия / под ред. Р.И. Лапаевой, С.Н. Шаховской. - Кн. 2. - М.: ВЛАДОС, 2009.
37. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений.
* М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с
38. Шашкина Г.Р. Ранняя комплексная помощь детям с невротическим заиканием. Материалы научно-практической конференции, проводимой в рамках мероприятий «Дни науки МГ ПУ-2014» «Современные тенденции образования лиц с ОВЗ», Москва, 2014, Часть 1, с.181 -187.
39. Швачкин, Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника. Н.Х Швачкин. //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - Со. ст. / Под. ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Дрофа. 1995. - 288с.
40. Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. - М.: В.Секачев, 2005- 128 с.