Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО - РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИ

Работа №51110

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
643
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
I. Теоретические основы изучения особенностей темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием
1.1 Формирование темпо-ритмической стороны речи у дошкольников в онтогенезе -
1.2 Специфика темпо-ритмической стороны речи заикающихся дошкольников
1.3 Влияние логоритмики на формирование темпо-ритмической стороны речи заикающихся дошкольников 1 9
Выводы по I главе 25
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по коррекции темпо0ритмической стороны речи у заикающихся дошкольников
2.1 Организация и методическое обеспечение констатирующего эксперимента 27
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 31
Выводы по II главе 37
Глава III. Логопедическая работа по формированию темпе - ритмической стороны речи у детей с заиканием средствами логоритмики в формирующем эксперименте
3.1 Коррекционная работа по устранению нарушений ритма и плавности речи
3.2 Анализ и обсуждение результатов формирующего эксперимента 45
Выводы по III главе 5 ]
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения 59

В связи с этим в общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст. Тщательно проведенная предупредительная и коррекционная работа в этом возрасте, построенная на разностороннем учете
факторов, способствующих возникновению дефекта, может существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых. В дошкольном возрасте легче преодолеваются недостатки развития и наиболее результативно может проводиться логопедическая работа, охватывающая все компоненты речевой системы.
Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.
Практика показала, что регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Объект исследования: темпо-ритмическая сторона речи
Предмет исследования: особенности формирования темпоритмической стороны речи средствами логоритмики у заикающихся дошкольников
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что использование логоритмики для коррекции таких составляющих темпо-ритмической стороны речи заикающихся дошкольников как подкорковый итеративный ритм, периодический ритм и ритмико-смысловая координация способствует устранению нарушений плавности речи.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Выявить особенности темпо-ритмической стороны у заикающихся детей дошкольного возраста.
3. Определить влияние логоритмики на преодоление заикания.
4. Провести экспериментальное исследование нарушения темпо-ритмической стороны у заикающихся детей дошкольного возраста
5. Разработать и апробировать цикл занятий по устранению нарушения плавности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Методологическая база исследования:
- положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
- концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
- концепция об универсальном предметном коде внутренней речи (Н.И. Жинкин).
1. В ходе аналитического этапа осуществлялся анализ теоретических источников по исследуемой проблеме, были определены цель, предмет, задачи, гипотеза исследовании.
2. Опытно-экспериментальный этап предполагает диагностическое исследование с целью выявления специфики темпо-ритмической стороны речи у заикающихся дошкольников.
3. В рамках описательно-повторного этапа было проведено повторное сравнительное исследование темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием, осуществлена оценка эффективности проведенной работы, сформулированы основные выводы по работе.
База исследования: МАДОУ «Детский сад №306 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной системы дифференцированного логоритмического воздействия в деятельности логопедов, музыкального руководителя, воспитателей логопедических групп дошкольных учреждений,
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, насчитывающего 40 источников, 6 приложений. Работа иллюстрирована 8 таблицами, 9 графиками. Общий объем работы составляет 58 страниц машинописного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наша работа посвящена актуальной проблеме использования коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием, поскольку исправление данного речевого дефекта ограничивается только логопедической помощью, однако эффективнее будет комплексный подход в преодолении нарушения.
Мы пришли к выводу о том, что логопедическая ритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность заикающегося, содействует развитию ее положительных сторон и нивелированию отрицательных.
На этапе констатирующего эксперимента было проведено обследование, сущностью которого было определение формы нарушения плавности речи.
Исследование показало, что у испытуемых были отмечены все три формы нарушения плавности речи.
Исходя из этого, мы организовали развивающую работу с использованием на логоритмических занятиях коррекционно-воспитательных упражнений.
Включив задания на устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений, мы отметили в своих наблюдениях и экспериментальном исследовании положительные изменения.
Действительно, возможно активное использование коррекционно - воспитательных упражнений для преодоления заикания. Непременным условием при этом является систематическое включение коррекционно-воспитательных упражнений в логоритмические занятия.
Представленный материал определяет практическую значимость работы, поскольку вполне может быть использован в деятельности воспитателей и музыкальных руководителей.
На наш взгляд, исследование этой проблемы может быть продолжено. Все это позволит более глубоко изучить данную проблему педагогической науки и помочь специалистам более эффективно организовать работу по преодолению заикания.



1. Андронова Л.З. Коррекция интонационной стороны речи заикающихся // Дефектология. - 1988. - № 6. - С. 63-67.
2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.
3. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” - М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.: ил, с.6
4. Белякова, Л.И. Логопедия: Заикание: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: Академия, 2003. - 304с.
5. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей / Т.Г. Визель - М.: ACT: Астрель, 2012. - 222с. - (Библиотека логопеда).
6. Винарская, Е. Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии) / Е. И. Винарская. - М.: Высшая школа, 1989. - 136 с.
7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - СПб.: ОО «Издательство «Детство - Пресс», 2010. - 352с. - (Коррекционная педагогика)
8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб, для студ. высш, учеб,
* заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. -
(Коррекционная педагогика).
9. Волкова, Л.С. логопедия книга 2 нарушение темпа и ритма речи / Л.С. Волкова. - М.: Издательство Владос.-2003.-432.с.
10. Ворошилова, Е.Л. система работы с заикающимися дошкольниками / Е.Л. Ворошилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2006.-№2.-с.30.
П.Гегелия, Н.А. Родителям о заикании детей и подростков / Н.А. Гегелия// Дефектология.- 1998.-№4.-с. 88-93.
12. Гончарова, Н. Коррекция заикания / Н. Гончарова. Л. Виноградова // Дошкольное воспитание - 2005.-№ 3.-С.59.
13. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. / И.Н. Жинкин. - М., 1982.— 156с.
14. Зееман М. (Zeeman) Расстройства речи в детском возрасте. - М.: Мед-гиз, 1962.
15. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 -
3 лет. - М.: ТЦ СФЕРА, 2008. - 128с
16. Кузнецова, О.О. Экспресс-диагностика речевого развития детей дошкольного возраста. / О.О. Кузнецова // Логопед. - 2005. - №1. С.26-35
17. Кузьмин, Ю.И. Скорость речи больных заиканием. / Ю.И. Кузьмин, Л.Н. Ильина И Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции. - М.: Литера, 1994. - 284с
18. Когновицкая Т.С. Частота основного тона голоса у детей, страдающих заиканием И Вопр. патологии голоса и речи / Моск. НИИ уха, горла и носа; Ленингр. НИИ уха, горла, носа и речи. - М., 1983. - С. 48-52.
19. Ларина Е.А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии / Е.А. Ларина // Вектор науки ТГУ. 4(7).2О11 - С.171
20. Левина Р.Е. О генезисе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи // Симпозиум по вопросам заикания у детей. - М., 1963. - С.37-41.
21. Леонова, С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учеб, пособие. / С.В. Леонова; под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2004.- 128 с.
22. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж. 1995. - 144с.: ил.)
вмм
23. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. - СПб.: КОРОНА -Век, 2014.-128с., ил
24. Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. - СПб.: СОЮЗ, 2002.
25. Орлова О.С. Нарушения голоса: учеб, пособие. М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
26. Павалаки, И.Ф. Темпо-ритмическая организация движений и речи заикающихся дошкольников. / И.Ф. Павалаки. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 1996. - 28с.
27. Панасюк А.Ю. Влияние задержек акустического сигнала на мелодические характеристики и темп речи больных с заиканием // Современные проблемы физиологии и патологии голоса и речи: сб. науч. тр. / Моск. НИИ уха, горла и носа. - М., 1979. Т. 22а. — С.83-87 // Дефектология. - 1987. - № 6. - С. 28-31.
28. Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи: моногр.-СПб.: Речь. 2005.
29. Рахмилевич А.Г., Оганесян Е.В. Особенности интонационной стороны речи и функционального состояния мышц гортани при фонации у заикающихся// Дефектология. - 1987. - № 6. - С. 28-31.
30. Рычкова, Н.А. Логопедическая ритмика. / Н.А. Рычкова. - М.: ООО Тном - Пресс”, 2000. - 246с.
31. Садовникова Е.Н. Личностно - ориентированная психолого - педагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. на соискание учёной степени канд. пед. наук. — М., 2001
32. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
33. Филатова Ю. О., Гончарова Н. Н., Прокопенко Е. В. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие /под редакцией Л. И. Беляковой. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 208 с. (Логопедические технологии.)
34. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с - с.24
35. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. Институтов. — М, 1937
36. Хватцев М.Е. Логопедия / под ред. Р.И. Лапаевой, С.Н. Шаховской. - Кн. 2. - М.: ВЛАДОС, 2009.
37. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений.
* М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с
38. Шашкина Г.Р. Ранняя комплексная помощь детям с невротическим заиканием. Материалы научно-практической конференции, проводимой в рамках мероприятий «Дни науки МГ ПУ-2014» «Современные тенденции образования лиц с ОВЗ», Москва, 2014, Часть 1, с.181 -187.
39. Швачкин, Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника. Н.Х Швачкин. //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - Со. ст. / Под. ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Дрофа. 1995. - 288с.
40. Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. - М.: В.Секачев, 2005- 128 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ