МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА ШКОЛЫ И ВУЗА
|
Введение
1.1 Теоретический анализ проблемы тьюторского сопровождения
творческого развития детей 11
1.2. Результаты эмпирического исследования по изучению опыта
работы с одаренными детьми в практике российских школ и г. Казани 26
1.3. Общая характеристика модели организации тьюторского сопровождения развития одаренных детей раннего возраста 34
Глава 2. Реализация модели подготовки будущих педагогов к тьюторской деятельности в работе с одаренными детьми раннего возраста на основе творческого партнерства школ и университета 42
2.1. Программно-целевой компонент формирования готовности
будущих педагогов к осуществлению тьюторского сопровождения в процессе работы с одаренными детьми раннего возраста 42
2.2. Технологический компонент обеспечения тьюторского
сопровождения в работе с одаренными детьми раннего возраста 51
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 61
Заключение 72
Список литературы 75
Приложения
1.1 Теоретический анализ проблемы тьюторского сопровождения
творческого развития детей 11
1.2. Результаты эмпирического исследования по изучению опыта
работы с одаренными детьми в практике российских школ и г. Казани 26
1.3. Общая характеристика модели организации тьюторского сопровождения развития одаренных детей раннего возраста 34
Глава 2. Реализация модели подготовки будущих педагогов к тьюторской деятельности в работе с одаренными детьми раннего возраста на основе творческого партнерства школ и университета 42
2.1. Программно-целевой компонент формирования готовности
будущих педагогов к осуществлению тьюторского сопровождения в процессе работы с одаренными детьми раннего возраста 42
2.2. Технологический компонент обеспечения тьюторского
сопровождения в работе с одаренными детьми раннего возраста 51
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 61
Заключение 72
Список литературы 75
Приложения
На современном этапе перед российской системой образования стоит важная задача формирования нового типа личности, которая будет являться компетентной, свободной, инициативной, ответственной, умеющей действовать в постоянно изменяющихся политических, экономических и социокультурных условиях XXI века. Развитие личности такой направленности требует новых подходов к проектированию учебного процесса во всех его компонентах: целеполагающем, содержательном и технологическом. Главным системообразующим фактором обновления учебно-воспитательного процесса в школе в этом направлении является учитель новой формации, что предполагает выработку нового взгляда на его роль и функции в организации педагогического взаимодействия с учащимися. Это требует внимания к разработке эффективной модели подготовки студентов - будущих педагогов в процессе их профессионального обучения с учетом современных методологических подходов. Одной из ведущих тенденций в развитии школы сегодня в педагогической науке признается обеспечение индивидуализации образования. Индивидуализация образования как важный методологический принцип построения учебно-воспитательного процесса связана с созданием специальных педагогических условий управления развитием детей, стимулирующих высокую степень их самостоятельности и ответственности за результаты учебного труда и мотивации творческого отношения к нему. В связи с этим, особого внимания сегодня, по мнению специалистов, заслуживает освоение профессиональных компетенций педагогов в области технологий тьюторского сопровождения образовательного процесса [43;44;46;53]. Основной сутью квалификации этого типа для учителя выступает то, что он предпринимает необходимые усилия к тому, чтобы в полной мере обеспечить совместный с учащимся поиск индивидуального смысла учения. А это и есть задача освоения новой педагогической позиции педагога в качестве тьютора. Феномен тьюторства заключает в себе смысл индивидуализированного внимания к потребностям ученика в поддержке его индивидуального образовательного маршрута, детерминируемого особенностями каждой отдельной личности ребенка. Здесь также целесообразно поставить вопрос об особых зонах внимания к учащимся, дифференцируя их в соответствии с педагогическими целями. Другими словами, актуализируя проблему внимания к индивидуальности ребенка, следует вести речь о выделении определенных групп обучающихся, которые в особой степени нуждаются в тьюторском сопровождении. Конкретизируя сказанное, здесь следует говорить об острой необходимости персонифицированного внимания к детям определенного личностного типа: оказавшимся в трудной жизненной ситуации, с выраженными признаками ресоциализированного (девиантного) поведения (1); с ограниченными возможностями здоровья (2); обладающим одаренностью (3). В нашем диссертационном исследовании объектом пристального внимания стала третья группа детей. Особое внимание к развитию детского таланта - одно из самых важных велений нашего времени, т.к. прорывы в развитии современной российской экономики возможны лишь в том случае, если в масштабах государства и каждого отдельного образовательного учреждения будет уделяться приоритетное внимание проблеме всесторонней поддержки одаренной учащейся молодежи, которая является творческим резервом страны. Одаренная личность нуждается в особом внимании со стороны педагога-тьютора.
Опираясь на имеющиеся педагогический опыт можно заметить, что подходы к внедрению тьюторства детерминируются целевыми установками, берущими на себя образовательными учреждениями, исходя из их уровня, типа, категории («тьюторство в школе», «тьюторство в вузе», «тьюторство в дополнительном профессиональном образовании» и др.). Особо важно, на наш взгляд, для понимания изучаемой проблемы рассмотреть суть механизмов и подходы к моделированию целостной системы тьюторского сопровождения творческого развития личности сквозь призму тесного, системного партнерства школы и высшего учебного заведения. Как показывает теоретический анализ научно-методических источников, касающихся внедрения педагогики тьюторства в практику школьного образования, в большей степени они касаются обучения и воспитания учащихся среднего и старшего звена. Вместе с тем, в тьюторском сопровождении, как мы считаем, нуждаются и дети раннего возраста (дошкольники и учащиеся начальной школы). На основании всего выше отмеченного, можно говорить о следующих противоречиях в теории и практике, позволяющих прояснить проблему нашего исследования:
- между существующей объективной необходимостью внедрения технологий тьюторства в работе с одаренными детьми раннего возраста и отсутствием достаточного внимания к ним в реальной практике;
- между актуальной необходимостью выявления, поддержки одаренности детей раннего возраста средствами тьюторского сопровождения и отсутствием системной практико-ориентированной методики его реализации;
- востребованностью подготовленности педагога дошкольного и начального образования к тьюторской работе с детьми и недостаточным вниманием к формированию соответствующих компетенций у студентов - будущих педагогов в процессе их профессионального обучения в вузе. Названные противоречия позволяют сформулировать проблему нашего исследования - какими структурно-содержательными характеристиками отличается модель системной подготовки будущих педагогов дошкольного и начального образования к тьюторскому сопровождению одаренности детей раннего возраста и каковы пути ее реализации на практике.
Соответственно, тема диссертационного исследования была сформулирована следующим образом - «Модель организации системы
Цель исследования - теоретическое и научно-методическое обоснование модели организации системы тьюторского сопровождения развития одаренных детей на основе творческого партнерства школы и вуза и опытно-экспериментальная апробация этой модели на практике.
Объектом исследования является процесс педагогической поддержки одаренности детей раннего возраста на основе индивидуализации образования.
Предмет исследования - модель системы организации тьюторского сопровождения одаренных детей раннего возраста на основе творческого партнерства школы и вуза.
Для достижения поставленной цели в нашей работе необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы тьюторского сопровождения деятельности учащихся общеобразовательной школы в педагогической теории и практике.
2. Дать теоретическое и научно-методическое обоснование модели организации системы тьюторского сопровождения развития одаренных детей раннего возраста на основе творческого партнерства школы и вуза.
3. Разработать и экспериментально апробировать методическую систему подготовки студентов-педагогов дошкольного образования и начальной школы к освоению компетенций тьюторского сопровождения учащихся школы.
4. Разработать рекомендации по использованию комплекса технологий тьюторской поддержки одаренных детей раннего возраста.
Реализация поставленной цели и задач обусловили выбор следующих методов исследования:
Теоретические: метод теоретического анализа научно-педагогических источников по проблеме исследования, нормативно-правовой документации по теме исследования; методы сопоставления, интерпретации и обобщения, педагогическое моделирование.
Эмпирические методы', включенное наблюдение, беседы с педагогами, интервьюирование родителей одаренных детей, анкетирование, тестирование.
Организация педагогического эксперимента по апробации разработанной методической системы тьюторского сопровождения одаренных детей раннего возраста.
Источники. Источниковедческим материалом для исследования темы послужили научная учебная литература, исследования отечественных и зарубежных исследователей по вопросам развития одаренности и тьюторского сопровождения в зарубежной и российской системе образования. Их названия представлены в списке литературы.
Научная новизна настоящего исследования состоит в следующем:
1. На основе анализа различных литературных источников по изучаемой проблеме дана подробная история развития феномена тьюторства с самых её истоков и по настоящий день как за рубежом, так и в России, и выявлены неиспользованные ресурсы педагогики тьюторства в развитии одаренности детей раннего возраста.
2. Спроектирована модель системы организации тьюторского сопровождения развития одаренных детей на основе творческого партнерства школы и вуза.
3. Охарактеризован программно-целевой компонент тьюторского сопровождения одаренности детей раннего возраста.
4. Разработан комплекс интерактивных технологий тьюторской поддержки и развития одаренных детей раннего возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятий «тьютор», «тьюторское сопровождение», «одаренность»; анализ и выявление этапов становление тьюторской системы в истории зарубежного и отечественного образования; обогащена методическая система тьюторского сопровождения одаренности детей раннего возраста.
Практическая ценность исследования заключается в разработке рекомендаций по реализации на практике модели системы организации тьюторского сопровождения развития одаренных детей раннего возраста с использованием комплекса специальных заданий и интерактивных технологий, адекватных их возрастным и психолого-педагогическим особенностям.
Апробация основных положений проведенного исследования осуществлялась на международных всероссийских и межвузовских научно- практических конференциях КФУ и опытно-экспериментальных площадках.
Материалы диссертационного исследования были отражены в следующих публикациях:
1. Воркова, В.А. Наше будущее и будущее страны - это дети! / В.А. Воркова // Вестник института психологии и образования. - 2016. - выпуск посвящён 71 годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. - С. 4.
2. Воркова В.А. Тьюторство в Российской системе образования. Материалы IV Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки» (25-26 ноября 2016 г.): Сборник научных трудов: в двух частях // Под общ. ред. д.п.н., проф. А.Н. Хузиахметова. - Казань: ТРИ «Школа», 2016. - 4.1 - С.74-77.
3. Воркова В.А. Подготовка будущих педагогов к тьюторской деятельности // Материалы IV Международной научно-образовательной конференции «Инновационные технологии в образовании» (24-25 февраля
4. Боркова В.А. Тьютор и его место в мире профессий // Материалы Всероссийской (с международным участием) студенческой научно-образовательной конференции студентов, магистрантов и молодых ученых «Научное сообщество студентов XXI столетия» (4 апреля 2017 г.) / Под ред. Н.П. Ячиной. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2017. - С.32-34.
5. Боркова В.А. Развитие одаренности детей раннего возраста средствами театрального искусства // Сборник статей и методологических материалов международной научно-практической конференции «Одаренность и её развитие» 14 апреля 2017 г. / Под ред. В.Ф. Габдулхакова. Казань: Отечество, 2017. - С. 186 -187.
6. Боркова В.А. Организация работы с одаренными детьми в школах г. Казани // Материалы V Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки» (28-29 апреля 2017 г.): Сборник научных трудов: в двух частях // Под общ. ред. д.п.н., проф. А.Н. Хузиахметова. - Казань: ТРИ «Школа», 2017. - 4.1 - С.90-93.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографии и приложений.
Первая глава диссертационной работы «Методолого-теоретическое обоснование модели тьюторского сопровождения» посвящена изучению вопроса истории становления института тьюторства, анализу проблемы тьюторского сопровождения учащейся молодежи в трудах отечественных и зарубежных авторов, характеристике модели подготовки будущего педагога к освоению компетенций тьюторского сопровождения одаренных детей раннего возраста.
Вторая глава «Реализация модели подготовки будущих педагогов к тьюторской деятельности в работе с одаренными детьми раннего возраста» посвящена анализу хода апробации спроектированной модели в экспериментальном опыте, как в части изложения программно-целевого компонента формирования готовности будущих педагогов к осуществлению тьюторского сопровождения в процессе работы с одаренными детьми раннего возраста, так и в изложении использованных в эксперименте интерактивных технологий обеспечения тьюторского сопровождения в работе с одаренными детьми раннего возраста. В завершение проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении сформулированы основные выводы выполненного исследования.
Опираясь на имеющиеся педагогический опыт можно заметить, что подходы к внедрению тьюторства детерминируются целевыми установками, берущими на себя образовательными учреждениями, исходя из их уровня, типа, категории («тьюторство в школе», «тьюторство в вузе», «тьюторство в дополнительном профессиональном образовании» и др.). Особо важно, на наш взгляд, для понимания изучаемой проблемы рассмотреть суть механизмов и подходы к моделированию целостной системы тьюторского сопровождения творческого развития личности сквозь призму тесного, системного партнерства школы и высшего учебного заведения. Как показывает теоретический анализ научно-методических источников, касающихся внедрения педагогики тьюторства в практику школьного образования, в большей степени они касаются обучения и воспитания учащихся среднего и старшего звена. Вместе с тем, в тьюторском сопровождении, как мы считаем, нуждаются и дети раннего возраста (дошкольники и учащиеся начальной школы). На основании всего выше отмеченного, можно говорить о следующих противоречиях в теории и практике, позволяющих прояснить проблему нашего исследования:
- между существующей объективной необходимостью внедрения технологий тьюторства в работе с одаренными детьми раннего возраста и отсутствием достаточного внимания к ним в реальной практике;
- между актуальной необходимостью выявления, поддержки одаренности детей раннего возраста средствами тьюторского сопровождения и отсутствием системной практико-ориентированной методики его реализации;
- востребованностью подготовленности педагога дошкольного и начального образования к тьюторской работе с детьми и недостаточным вниманием к формированию соответствующих компетенций у студентов - будущих педагогов в процессе их профессионального обучения в вузе. Названные противоречия позволяют сформулировать проблему нашего исследования - какими структурно-содержательными характеристиками отличается модель системной подготовки будущих педагогов дошкольного и начального образования к тьюторскому сопровождению одаренности детей раннего возраста и каковы пути ее реализации на практике.
Соответственно, тема диссертационного исследования была сформулирована следующим образом - «Модель организации системы
Цель исследования - теоретическое и научно-методическое обоснование модели организации системы тьюторского сопровождения развития одаренных детей на основе творческого партнерства школы и вуза и опытно-экспериментальная апробация этой модели на практике.
Объектом исследования является процесс педагогической поддержки одаренности детей раннего возраста на основе индивидуализации образования.
Предмет исследования - модель системы организации тьюторского сопровождения одаренных детей раннего возраста на основе творческого партнерства школы и вуза.
Для достижения поставленной цели в нашей работе необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы тьюторского сопровождения деятельности учащихся общеобразовательной школы в педагогической теории и практике.
2. Дать теоретическое и научно-методическое обоснование модели организации системы тьюторского сопровождения развития одаренных детей раннего возраста на основе творческого партнерства школы и вуза.
3. Разработать и экспериментально апробировать методическую систему подготовки студентов-педагогов дошкольного образования и начальной школы к освоению компетенций тьюторского сопровождения учащихся школы.
4. Разработать рекомендации по использованию комплекса технологий тьюторской поддержки одаренных детей раннего возраста.
Реализация поставленной цели и задач обусловили выбор следующих методов исследования:
Теоретические: метод теоретического анализа научно-педагогических источников по проблеме исследования, нормативно-правовой документации по теме исследования; методы сопоставления, интерпретации и обобщения, педагогическое моделирование.
Эмпирические методы', включенное наблюдение, беседы с педагогами, интервьюирование родителей одаренных детей, анкетирование, тестирование.
Организация педагогического эксперимента по апробации разработанной методической системы тьюторского сопровождения одаренных детей раннего возраста.
Источники. Источниковедческим материалом для исследования темы послужили научная учебная литература, исследования отечественных и зарубежных исследователей по вопросам развития одаренности и тьюторского сопровождения в зарубежной и российской системе образования. Их названия представлены в списке литературы.
Научная новизна настоящего исследования состоит в следующем:
1. На основе анализа различных литературных источников по изучаемой проблеме дана подробная история развития феномена тьюторства с самых её истоков и по настоящий день как за рубежом, так и в России, и выявлены неиспользованные ресурсы педагогики тьюторства в развитии одаренности детей раннего возраста.
2. Спроектирована модель системы организации тьюторского сопровождения развития одаренных детей на основе творческого партнерства школы и вуза.
3. Охарактеризован программно-целевой компонент тьюторского сопровождения одаренности детей раннего возраста.
4. Разработан комплекс интерактивных технологий тьюторской поддержки и развития одаренных детей раннего возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятий «тьютор», «тьюторское сопровождение», «одаренность»; анализ и выявление этапов становление тьюторской системы в истории зарубежного и отечественного образования; обогащена методическая система тьюторского сопровождения одаренности детей раннего возраста.
Практическая ценность исследования заключается в разработке рекомендаций по реализации на практике модели системы организации тьюторского сопровождения развития одаренных детей раннего возраста с использованием комплекса специальных заданий и интерактивных технологий, адекватных их возрастным и психолого-педагогическим особенностям.
Апробация основных положений проведенного исследования осуществлялась на международных всероссийских и межвузовских научно- практических конференциях КФУ и опытно-экспериментальных площадках.
Материалы диссертационного исследования были отражены в следующих публикациях:
1. Воркова, В.А. Наше будущее и будущее страны - это дети! / В.А. Воркова // Вестник института психологии и образования. - 2016. - выпуск посвящён 71 годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. - С. 4.
2. Воркова В.А. Тьюторство в Российской системе образования. Материалы IV Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки» (25-26 ноября 2016 г.): Сборник научных трудов: в двух частях // Под общ. ред. д.п.н., проф. А.Н. Хузиахметова. - Казань: ТРИ «Школа», 2016. - 4.1 - С.74-77.
3. Воркова В.А. Подготовка будущих педагогов к тьюторской деятельности // Материалы IV Международной научно-образовательной конференции «Инновационные технологии в образовании» (24-25 февраля
4. Боркова В.А. Тьютор и его место в мире профессий // Материалы Всероссийской (с международным участием) студенческой научно-образовательной конференции студентов, магистрантов и молодых ученых «Научное сообщество студентов XXI столетия» (4 апреля 2017 г.) / Под ред. Н.П. Ячиной. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2017. - С.32-34.
5. Боркова В.А. Развитие одаренности детей раннего возраста средствами театрального искусства // Сборник статей и методологических материалов международной научно-практической конференции «Одаренность и её развитие» 14 апреля 2017 г. / Под ред. В.Ф. Габдулхакова. Казань: Отечество, 2017. - С. 186 -187.
6. Боркова В.А. Организация работы с одаренными детьми в школах г. Казани // Материалы V Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки» (28-29 апреля 2017 г.): Сборник научных трудов: в двух частях // Под общ. ред. д.п.н., проф. А.Н. Хузиахметова. - Казань: ТРИ «Школа», 2017. - 4.1 - С.90-93.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографии и приложений.
Первая глава диссертационной работы «Методолого-теоретическое обоснование модели тьюторского сопровождения» посвящена изучению вопроса истории становления института тьюторства, анализу проблемы тьюторского сопровождения учащейся молодежи в трудах отечественных и зарубежных авторов, характеристике модели подготовки будущего педагога к освоению компетенций тьюторского сопровождения одаренных детей раннего возраста.
Вторая глава «Реализация модели подготовки будущих педагогов к тьюторской деятельности в работе с одаренными детьми раннего возраста» посвящена анализу хода апробации спроектированной модели в экспериментальном опыте, как в части изложения программно-целевого компонента формирования готовности будущих педагогов к осуществлению тьюторского сопровождения в процессе работы с одаренными детьми раннего возраста, так и в изложении использованных в эксперименте интерактивных технологий обеспечения тьюторского сопровождения в работе с одаренными детьми раннего возраста. В завершение проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении сформулированы основные выводы выполненного исследования.
Теоретический анализ состояния разработанности проблемы тьюторского сопровождения деятельности учащихся общеобразовательной школы в педагогической теории и практике позволил прийти к выводу о том, что идея тьюторства для современной школы является востребованной и актуальной и постепенно завоевывает свои позиции в нашем образовательном пространстве. Как указывают исследователи данного феномена, его возможности способствуют созданию необходимых условий обеспечения индивидуализации образования в современной школе, без чего трудно говорить об эффективной поддержке детской одаренности, в том числе, на уровне государственной образовательной политики.
Анализируя научные источники и погружаясь в исследование, было выявлено, что, несмотря на имеющийся к данному времени достаточно большой арсенал научных разработок в области проблемы тьюторского сопровождения, наши отечественные авторы в большей степени рассматривают круг соответствующих вопросов либо по отношению к учащимся старшего школьного возраста, либо к обучающейся молодежи в вузе. Целиком разделяя мнение ряда отечественных и зарубежных исследователей, о том, что тьюторский подход весьма актуален и для детей раннего возраста, нами был определен основной предмет внимания исследования, а именно: изучение проблемы организации тьюторского сопровождения дошкольников и младших школьников, включая подготовительные классы и разработка системы подготовки студентов - будущих учителей к деятельности педагога-тьютора как организатора индивидуального образовательного маршрута личности ребенка раннего возраста.
В качестве основной теоретической инновации в нашем исследовании рассматривалась задача разработки модели организации тьюторского сопровождения развития одаренных детей раннего возраста на основе творческого партнерства школы и университета. В качестве компонентов спроектированной системно-структурной модели данного типа явились следующие: целеполагающий; содержательный (задачи и направления реализации системы подготовки будущего учителя к тьюторскому сопровождению одаренных детей раннего возраста); программно- технологический (реализация комплекса условий и средств тьюторской поддержки одаренных детей раннего возраста на основе студенческого наставничества); критериально и рефлексивно-оценочный, которые были охарактеризованы следующим образом:
Цель модели: реализация системы освоения студентами - будущими учителями компетенций тьюторства и практического участия в проекте поддержки детской одаренности на экспериментальной площадке ДОУ и базовых школ.
Содержательный компонент модели: включает комплекс решаемых задач в интересах тьюторского сопровождения развития одаренных детей раннего возраста с участием студентов - будущих учителей:
- теоретическое изучение феномена «одаренность» и эффективных технологий ее развития у детей дошкольного и начального школьного возраста студентами-магистрантами в процессе изучения учебного курса «Реализация личностно-развивающего потенциала образовательного процесса в вузе и школе»;
разработка диагностического инструментария, содержания и эффективных организационных форм и методов тьюторского сопровождения развития одаренных детей раннего возраста;
целенаправленная реализация студенческого наставничества (тьюторства) в работе с одаренными детьми в базовой школе.
Программно-технологический компонент модели включает в себя условия и средства практического участия студентов-наставников в процессе
- разработка и реализация авторской программы кружка театральной деятельности «Сюрприз» для дошкольников и подготовительных классов базовых школ;
- использование в работе с одаренными детьми раннего возраста интерактивных технологий обучения: учебный диалог, групповая дискуссия с вариативным набором приемов («пробный шар», «маленькие шажки», «прогулка», «зов на помощь» и др.), игровые технологии и др.;
- подготовка курируемых учащихся для участия в ежегодной Городской межшкольной научно-практической конференции «Шаг в науку».
Во второй главе диссертации была подробным образом охарактеризована формирующая программа, нацеленная на творческое развитие одаренности детей раннего возраста, включающая в себя авторскую программу деятельности театрального кружка «Сюрприз» и картотеку комплекса интерактивных технологий, которые применялись в нашем экспериментальном опыте. Данная программа прошла апробацию на наших экспериментальных площадках.
В заключительном параграфе мы проанализировали результаты проведенной экспериментальной работы, опираясь на выделенные критерии и показатели ее эффективности (уровни развития креативного мышления и общих и специальных способностей детей раннего возраста и показатели их динамики), охарактеризовав также их применимость в работе с родителями детей.
Мы отдаем себе отчет в том, что находимся лишь в начале пути по решению архиважной задачи по созданию надежной системы тьюторского сопровождения одаренности детей раннего возраста и готовы продолжить ее и в дальнейшем, как в разработке адекватных поставленной цели методических материалов, так и диагностического инструментария.
Анализируя научные источники и погружаясь в исследование, было выявлено, что, несмотря на имеющийся к данному времени достаточно большой арсенал научных разработок в области проблемы тьюторского сопровождения, наши отечественные авторы в большей степени рассматривают круг соответствующих вопросов либо по отношению к учащимся старшего школьного возраста, либо к обучающейся молодежи в вузе. Целиком разделяя мнение ряда отечественных и зарубежных исследователей, о том, что тьюторский подход весьма актуален и для детей раннего возраста, нами был определен основной предмет внимания исследования, а именно: изучение проблемы организации тьюторского сопровождения дошкольников и младших школьников, включая подготовительные классы и разработка системы подготовки студентов - будущих учителей к деятельности педагога-тьютора как организатора индивидуального образовательного маршрута личности ребенка раннего возраста.
В качестве основной теоретической инновации в нашем исследовании рассматривалась задача разработки модели организации тьюторского сопровождения развития одаренных детей раннего возраста на основе творческого партнерства школы и университета. В качестве компонентов спроектированной системно-структурной модели данного типа явились следующие: целеполагающий; содержательный (задачи и направления реализации системы подготовки будущего учителя к тьюторскому сопровождению одаренных детей раннего возраста); программно- технологический (реализация комплекса условий и средств тьюторской поддержки одаренных детей раннего возраста на основе студенческого наставничества); критериально и рефлексивно-оценочный, которые были охарактеризованы следующим образом:
Цель модели: реализация системы освоения студентами - будущими учителями компетенций тьюторства и практического участия в проекте поддержки детской одаренности на экспериментальной площадке ДОУ и базовых школ.
Содержательный компонент модели: включает комплекс решаемых задач в интересах тьюторского сопровождения развития одаренных детей раннего возраста с участием студентов - будущих учителей:
- теоретическое изучение феномена «одаренность» и эффективных технологий ее развития у детей дошкольного и начального школьного возраста студентами-магистрантами в процессе изучения учебного курса «Реализация личностно-развивающего потенциала образовательного процесса в вузе и школе»;
разработка диагностического инструментария, содержания и эффективных организационных форм и методов тьюторского сопровождения развития одаренных детей раннего возраста;
целенаправленная реализация студенческого наставничества (тьюторства) в работе с одаренными детьми в базовой школе.
Программно-технологический компонент модели включает в себя условия и средства практического участия студентов-наставников в процессе
- разработка и реализация авторской программы кружка театральной деятельности «Сюрприз» для дошкольников и подготовительных классов базовых школ;
- использование в работе с одаренными детьми раннего возраста интерактивных технологий обучения: учебный диалог, групповая дискуссия с вариативным набором приемов («пробный шар», «маленькие шажки», «прогулка», «зов на помощь» и др.), игровые технологии и др.;
- подготовка курируемых учащихся для участия в ежегодной Городской межшкольной научно-практической конференции «Шаг в науку».
Во второй главе диссертации была подробным образом охарактеризована формирующая программа, нацеленная на творческое развитие одаренности детей раннего возраста, включающая в себя авторскую программу деятельности театрального кружка «Сюрприз» и картотеку комплекса интерактивных технологий, которые применялись в нашем экспериментальном опыте. Данная программа прошла апробацию на наших экспериментальных площадках.
В заключительном параграфе мы проанализировали результаты проведенной экспериментальной работы, опираясь на выделенные критерии и показатели ее эффективности (уровни развития креативного мышления и общих и специальных способностей детей раннего возраста и показатели их динамики), охарактеризовав также их применимость в работе с родителями детей.
Мы отдаем себе отчет в том, что находимся лишь в начале пути по решению архиважной задачи по созданию надежной системы тьюторского сопровождения одаренности детей раннего возраста и готовы продолжить ее и в дальнейшем, как в разработке адекватных поставленной цели методических материалов, так и диагностического инструментария.



