Управление городской транспортной системой (на примере г. Казань)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации городской транспортной системы 6
1.1. Сущность городской транспортной системы и ее место в
организации экономики города 6
1.2. Содержание системы управления городской транспортной сетью 18
1.3. Международный опыт организации управления городской
транспортной системой 24
Глава 2. Анализ системы управления транспортной структурой города Казани 41
2.1. Социально-экономическое положение города Казани 41
2.2. Система управления транспортной инфраструктуры города Казани 56
2.3. Нормативно-правовые основы управления городской транспортной
системой 73
Глава 3. Основные направления совершенствования организации управления городской транспортной системой 86
3.1. Моделирование приоритетной потребности модернизации
городской транспортной системы 86
3.2. Организационно-институциональный механизм организации
системы управления городской транспортной сетью 97
3.3. Мероприятия по повышению эффективности управления
городской транспортной системой 111
Заключение 123
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические основы организации городской транспортной системы 6
1.1. Сущность городской транспортной системы и ее место в
организации экономики города 6
1.2. Содержание системы управления городской транспортной сетью 18
1.3. Международный опыт организации управления городской
транспортной системой 24
Глава 2. Анализ системы управления транспортной структурой города Казани 41
2.1. Социально-экономическое положение города Казани 41
2.2. Система управления транспортной инфраструктуры города Казани 56
2.3. Нормативно-правовые основы управления городской транспортной
системой 73
Глава 3. Основные направления совершенствования организации управления городской транспортной системой 86
3.1. Моделирование приоритетной потребности модернизации
городской транспортной системы 86
3.2. Организационно-институциональный механизм организации
системы управления городской транспортной сетью 97
3.3. Мероприятия по повышению эффективности управления
городской транспортной системой 111
Заключение 123
Список использованной литературы
Транспортная система города - одна из основных отраслей городского хозяйства, которая является приоритетной в обеспечении жизни городского сообщества. Транспортная структура города оказывает непосредственное влияние на качество и уровень жизни населения города. Функционирование транспортной системы города непосредственно зависит от социально-экономического, политического, информационного динамического развития города. Чем крупнее город, тем острее становится транспортная проблема. Потребности населения в поездках растут с каждым годом в условиях современной технологии транспортного обслуживания. В связи с этим вопросы повышения эффективности и качества управления процессом удовлетворения спроса населения города на услуги транспортной системы являются актуальными. Сложность решения данной задачи обусловлена многофункциональным и многоуровневым характером транспортных систем, децентрализацией управления перевозками пассажиров, динамическим и вероятностным характером изучаемых процессов, необходимостью учета многочисленных психологических и социально-экономических факторов.
Актуальность темы дипломной работы вызвана тем, что транспорт является составной частью производственной инфраструктуры Российской Федерации. Почти все население мира и России проживает в городах, большая часть ВВП производится в городах, города становятся локомотивами экономического развития и точками роста на территории стран. А современная эффективная транспортная система позволяет наращивать темп экономических преобразований и выполняет роль кровеносной системы для экономики города.
Цель работы - анализ управления городской транспортной системой в России, на примере г. Казани и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы функционирования транспортной системы города, механизмы и инструменты управления ею.
2. Рассмотреть успешный международный и российский опыт формирования эффективной системы управления городской транспортной системой.
3. Проанализировать существующую систему управления транспортной инфраструктурой г. Казани.
4. Сформулировать основные проблемы в существующей системе управления транспортной инфраструктурой российского города.
5. Дать методические рекомендации по совершенствованию системы управления городским транспортом.
Объектом исследования выступает городская транспортная система г. Казани. Предметом исследования являются процессы управления и регулирования транспортной системой г. Казани.
В вопросах разработки и исследования эффективности транспортной системы города можно выделить следующих ученых: Г. Д. Дубелира, В. Н. Семенова, Г. В. Шелейховского, А. Х. Зильберталя, А. А. Полякова, А. М. Якшина, В. Г. Давидовича, В. А. Черепанова, А. Е. Страментова, А. В. Сигаева, М. С. Фишельсона, А. И. Стрельникова, Е. М. Лобанова, В. В. Сильянова, В. Н. Луканина, Л. Б. Миротина, Ю. М. Цветова, Ю. А. Ставничего, Г. А. Гольца, Э. А. Сафронова, А. А. Агасьянца, К. Э. Александера, С. А. Ваксмана, А. Ю. Михайлова, О. Н. Ларина и др, В. Вучика, Андерссона Т., Бергмана Э., Портера М., Фезера Э.
Методической основой дипломной работы послужили методы: аналитический, моделирование, индукция, дедукция, логический, сравнительно-правовой, историко-правовой метод, методы системного анализа, метод теоретико-правового прогнозирования, экономико-математический и экономико-статистический методы.
Результаты дипломной работы были апробированы на практике.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность, рассматривается степень изученности данной темы, устанавливается цель, задачи, определяется предмет и объект исследования.
Первая глава посвящена теоретическим основам организации городской транспортной системы. Определяется место и содержание городской транспортной системы в организации экономики города. Далее нами рассматривается международный опыт организации управления городской транспортной системой.
Во второй главе проводится анализ системы управления городской транспортной сетью города Казани. Рассматривается социально-экономическое положение города Казани. Изучаются нормативно-правовые основы управления городской транспортной системой.
В третьей главе рассматриваются основные направления совершенствования организации управления городской транспортной системой, даются мероприятия по повышению эффективности управления городской транспортной системой.
Заключение содержит итоговые выводы по исследованию в соответствии с поставленными во введении задачами.
Актуальность темы дипломной работы вызвана тем, что транспорт является составной частью производственной инфраструктуры Российской Федерации. Почти все население мира и России проживает в городах, большая часть ВВП производится в городах, города становятся локомотивами экономического развития и точками роста на территории стран. А современная эффективная транспортная система позволяет наращивать темп экономических преобразований и выполняет роль кровеносной системы для экономики города.
Цель работы - анализ управления городской транспортной системой в России, на примере г. Казани и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы функционирования транспортной системы города, механизмы и инструменты управления ею.
2. Рассмотреть успешный международный и российский опыт формирования эффективной системы управления городской транспортной системой.
3. Проанализировать существующую систему управления транспортной инфраструктурой г. Казани.
4. Сформулировать основные проблемы в существующей системе управления транспортной инфраструктурой российского города.
5. Дать методические рекомендации по совершенствованию системы управления городским транспортом.
Объектом исследования выступает городская транспортная система г. Казани. Предметом исследования являются процессы управления и регулирования транспортной системой г. Казани.
В вопросах разработки и исследования эффективности транспортной системы города можно выделить следующих ученых: Г. Д. Дубелира, В. Н. Семенова, Г. В. Шелейховского, А. Х. Зильберталя, А. А. Полякова, А. М. Якшина, В. Г. Давидовича, В. А. Черепанова, А. Е. Страментова, А. В. Сигаева, М. С. Фишельсона, А. И. Стрельникова, Е. М. Лобанова, В. В. Сильянова, В. Н. Луканина, Л. Б. Миротина, Ю. М. Цветова, Ю. А. Ставничего, Г. А. Гольца, Э. А. Сафронова, А. А. Агасьянца, К. Э. Александера, С. А. Ваксмана, А. Ю. Михайлова, О. Н. Ларина и др, В. Вучика, Андерссона Т., Бергмана Э., Портера М., Фезера Э.
Методической основой дипломной работы послужили методы: аналитический, моделирование, индукция, дедукция, логический, сравнительно-правовой, историко-правовой метод, методы системного анализа, метод теоретико-правового прогнозирования, экономико-математический и экономико-статистический методы.
Результаты дипломной работы были апробированы на практике.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность, рассматривается степень изученности данной темы, устанавливается цель, задачи, определяется предмет и объект исследования.
Первая глава посвящена теоретическим основам организации городской транспортной системы. Определяется место и содержание городской транспортной системы в организации экономики города. Далее нами рассматривается международный опыт организации управления городской транспортной системой.
Во второй главе проводится анализ системы управления городской транспортной сетью города Казани. Рассматривается социально-экономическое положение города Казани. Изучаются нормативно-правовые основы управления городской транспортной системой.
В третьей главе рассматриваются основные направления совершенствования организации управления городской транспортной системой, даются мероприятия по повышению эффективности управления городской транспортной системой.
Заключение содержит итоговые выводы по исследованию в соответствии с поставленными во введении задачами.
Транспорт в России - один из главных составляющих социально-производственной инфраструктуры. Казань сегодня является одним из крупнейших узлов транспортной сети России. На ее территории сосредоточены крупные автомобильные магистрали, железные дороги, воздушные коридоры и речные артерии. Городская транспортная система Казани становиться основной инвестиционной отраслью экономики Республики Татарстан. Исполнительным органом, отвечающим за управление и регулирование данной сферой, является Комитет по транспорту г. Казани.
В качестве рекомендаций в дипломной работе было предложено:
1. Совершенствование отраслевой правовой базы и методов государственного управления автомобильным транспортом и системной организацией дорожного движения.
2. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предоставление новых полномочий по взиманию местных налогов тем администрациям, которые разработали соответствующие планы (аналогично французскому транспортному налогу «versement transport»). Денежные средства, полученные от транспортного налога направить на ремонт дорог.
3. Повысить доступность и качество городских транспортных услуг в Казани - разработать и ввести в действие эффективную модель рынка конкурентоспособных пассажирских перевозок, а также совершенствовать допуск к коммерческой деятельности в этой сфере. Предусмотреть поддержку государства в создании интеллектуальных городских транспортных систем с целью повышения качества перевозок пассажиров, используя современные информационно-телекоммуникационные технологии и глобальную навигационную систему ГЛОНАСС, а также в создании эффективных технологий управления транспортными потоками и управления подвижным составом, а также в реальном времени наблюдать за движением городского пассажирского транспорта.
4. Законодательно закрепить минимальные социальные транспортные стандарты, а также применение механизмов компенсации потерь доходов транспортных компаний, которые возникают при государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров.
5. Повышение уровня безопасности городской транспортной системы. Обеспечение безопасности на транспорте даст возможность повысить состояние защищенности всех объектов транспортной инфраструктуры от вандализма, терроризма и других противоправных действий, угрожающих безопасному функционированию транспортного комплекса.
6. Предложить создать программу «Автобус-едет» и установить в телефон путем скачивания специального приложения на телефон. Сейчас данная программа активно используется в такси Uber. Можно отслеживать движение общественного транспорта в режиме онлайн. Жителям города не нужно стоять часами на остановке в ожидании транспорта. Они будут экономить время. А это самое ценное, что у нас есть.
7. Необходимо снизить негативное воздействие транспортной системы на окружающую среду и создать оптимальные условия для того, чтобы снизить уровень техногенного воздействия транспорта на здоровье человека и окружающую среду и обеспечить соответствие работы транспортной отрасли международным экологическим стандартам.
8. Предоставление стимулов с целью укрепления муниципалитетов или, по мере необходимости, создания органов управления на уровне городских агломераций (что уже разрешено конституцией) за счет выделения федеральных грантов, которые регион-получатель автоматически передает муниципалитетам или агломерациям, которые разработали и утвердили долгосрочные стратегии и планы развития транспорта.
9. Рациональное комплексное транспортное и градостроительное планирование.
10. Более эффективно распределять маршруты городского транспорта.
11. Оперативная организация дорожного строительства и максимальное сохранение существующей дорожной сети.
12. Внедрение современных систем управления движением городского транспорта, обеспечивающих равноправный доступ участников дорожного движения к имеющимся ресурсам магистральных автотранспортных сетей.
13. Необходимо производить рекламу транспортных услуг в г. Казани. Информирование пассажиров о предлагаемых услугах общественного транспорта посредством проведения рыночных исследований, маркетинговых и информационно-рекламных компаний, публикации расписаний движения транспорта и т.д., а также установление и поддержание отношений с основными заинтересованными структурами и организациями.
14. Городские власти должны иметь возможность по своему усмотрению использовать доходы от платы, взимаемой с транспорта, для финансирования расходов в той же отрасли.
15. Сформировать группу специалистов, которые будут заниматься вопросами разработки системы конкурсного распределения маршрутов ГПТ. К настоящему моменту накоплен значительный опыт по заключению концессионных договоров на осуществление перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом, который мог бы быть использован.
16. Создать эффективную систему мониторинга и контроля исполнения контрактов. Уполномоченный орган должен быть наделен четкими полномочиями по осуществлению контроля над соблюдением условий франшизинговых или концессионных контрактов, включая право на получение необходимой информации об операционной и финансовой деятельности, а также полномочиями по наложению штрафов на перевозчиков за нарушение условий контрактов. Вместе с тем любые изменения условий концессионных контрактов должны быть предметом переговоров, а не вноситься в одностороннем порядке.
Можно предложить ряд мероприятий:
Разделить Казань на разные зоны (выделить их разным цветом). В зависимости от отдаленности от центра. Запустить единую линию маршрута. Цена поездки будет меняться в зависимости от отдаленности от центра. По нашему мнению, цена поездки в одной зане может быть ниже, что поможет населению планировать свои передвижения.
Следующее, что можно предложить разделить автобусы на: «ночные» и «дневные». Общественный транспорт в Казани будут использовать круглосуточно. Стоимость проезда повысить в два раза. Что поможет увеличить прибыль транспортной компании на 30 процентов.
Нами была предложена модель по повышению уровня безопасности городской транспортной системы г. Казани. Реализация этой модели даст возможность повысить безопасность движения наземного городского транспорта в г. Казани и авиаполетов, сделать более эффективной работу аварийно-спасательных и специальных служб и подразделений гражданской обороны, а также достичь высокого уровня безопасности в функционировании транспортной инфраструктуры города; повысить уровень соответствия транспортной системы города задачам, призванным обеспечивать военную безопасность страны, создавая тем самым необходимые условия для достижения соответствующего уровня в сфере общенациональной безопасности и в снижении рисков террористической угрозы в городах с использованием городского транспорта.
В качестве рекомендаций в дипломной работе было предложено:
1. Совершенствование отраслевой правовой базы и методов государственного управления автомобильным транспортом и системной организацией дорожного движения.
2. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предоставление новых полномочий по взиманию местных налогов тем администрациям, которые разработали соответствующие планы (аналогично французскому транспортному налогу «versement transport»). Денежные средства, полученные от транспортного налога направить на ремонт дорог.
3. Повысить доступность и качество городских транспортных услуг в Казани - разработать и ввести в действие эффективную модель рынка конкурентоспособных пассажирских перевозок, а также совершенствовать допуск к коммерческой деятельности в этой сфере. Предусмотреть поддержку государства в создании интеллектуальных городских транспортных систем с целью повышения качества перевозок пассажиров, используя современные информационно-телекоммуникационные технологии и глобальную навигационную систему ГЛОНАСС, а также в создании эффективных технологий управления транспортными потоками и управления подвижным составом, а также в реальном времени наблюдать за движением городского пассажирского транспорта.
4. Законодательно закрепить минимальные социальные транспортные стандарты, а также применение механизмов компенсации потерь доходов транспортных компаний, которые возникают при государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров.
5. Повышение уровня безопасности городской транспортной системы. Обеспечение безопасности на транспорте даст возможность повысить состояние защищенности всех объектов транспортной инфраструктуры от вандализма, терроризма и других противоправных действий, угрожающих безопасному функционированию транспортного комплекса.
6. Предложить создать программу «Автобус-едет» и установить в телефон путем скачивания специального приложения на телефон. Сейчас данная программа активно используется в такси Uber. Можно отслеживать движение общественного транспорта в режиме онлайн. Жителям города не нужно стоять часами на остановке в ожидании транспорта. Они будут экономить время. А это самое ценное, что у нас есть.
7. Необходимо снизить негативное воздействие транспортной системы на окружающую среду и создать оптимальные условия для того, чтобы снизить уровень техногенного воздействия транспорта на здоровье человека и окружающую среду и обеспечить соответствие работы транспортной отрасли международным экологическим стандартам.
8. Предоставление стимулов с целью укрепления муниципалитетов или, по мере необходимости, создания органов управления на уровне городских агломераций (что уже разрешено конституцией) за счет выделения федеральных грантов, которые регион-получатель автоматически передает муниципалитетам или агломерациям, которые разработали и утвердили долгосрочные стратегии и планы развития транспорта.
9. Рациональное комплексное транспортное и градостроительное планирование.
10. Более эффективно распределять маршруты городского транспорта.
11. Оперативная организация дорожного строительства и максимальное сохранение существующей дорожной сети.
12. Внедрение современных систем управления движением городского транспорта, обеспечивающих равноправный доступ участников дорожного движения к имеющимся ресурсам магистральных автотранспортных сетей.
13. Необходимо производить рекламу транспортных услуг в г. Казани. Информирование пассажиров о предлагаемых услугах общественного транспорта посредством проведения рыночных исследований, маркетинговых и информационно-рекламных компаний, публикации расписаний движения транспорта и т.д., а также установление и поддержание отношений с основными заинтересованными структурами и организациями.
14. Городские власти должны иметь возможность по своему усмотрению использовать доходы от платы, взимаемой с транспорта, для финансирования расходов в той же отрасли.
15. Сформировать группу специалистов, которые будут заниматься вопросами разработки системы конкурсного распределения маршрутов ГПТ. К настоящему моменту накоплен значительный опыт по заключению концессионных договоров на осуществление перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом, который мог бы быть использован.
16. Создать эффективную систему мониторинга и контроля исполнения контрактов. Уполномоченный орган должен быть наделен четкими полномочиями по осуществлению контроля над соблюдением условий франшизинговых или концессионных контрактов, включая право на получение необходимой информации об операционной и финансовой деятельности, а также полномочиями по наложению штрафов на перевозчиков за нарушение условий контрактов. Вместе с тем любые изменения условий концессионных контрактов должны быть предметом переговоров, а не вноситься в одностороннем порядке.
Можно предложить ряд мероприятий:
Разделить Казань на разные зоны (выделить их разным цветом). В зависимости от отдаленности от центра. Запустить единую линию маршрута. Цена поездки будет меняться в зависимости от отдаленности от центра. По нашему мнению, цена поездки в одной зане может быть ниже, что поможет населению планировать свои передвижения.
Следующее, что можно предложить разделить автобусы на: «ночные» и «дневные». Общественный транспорт в Казани будут использовать круглосуточно. Стоимость проезда повысить в два раза. Что поможет увеличить прибыль транспортной компании на 30 процентов.
Нами была предложена модель по повышению уровня безопасности городской транспортной системы г. Казани. Реализация этой модели даст возможность повысить безопасность движения наземного городского транспорта в г. Казани и авиаполетов, сделать более эффективной работу аварийно-спасательных и специальных служб и подразделений гражданской обороны, а также достичь высокого уровня безопасности в функционировании транспортной инфраструктуры города; повысить уровень соответствия транспортной системы города задачам, призванным обеспечивать военную безопасность страны, создавая тем самым необходимые условия для достижения соответствующего уровня в сфере общенациональной безопасности и в снижении рисков террористической угрозы в городах с использованием городского транспорта.
Подобные работы
- Управление транспортной системой городов-миллионников
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ г. КАЗАНИ)
Бакалаврская работа, транспортно-грузовые системы. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ
СИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ РТ)
Дипломные работы, ВКР, транспортно-грузовые системы. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Проблема управления городским общественным транспортом на примере городов-миллионников
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Управление транспортными системами городов на основе анализа систем панельных данных
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Роль пригородной зоны в развитии крупного города (на примере г. Казани)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ ГОРОДА: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Разработка и реализация системообразующих инфраструктурных проектов в региональной экономике (на примере объектов транспортной инфраструктуры)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА: ЛУЧШИЕ ГОРОДСКИЕ ПРАКТИКИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



