ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения коммуникативных умений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 7
1.1. Проблема фонетико-фонематического недоразвития речи в
отечественной литературе 7
1.2. Организация коррекционной работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в логопедической службе 9
1.3. Специфика речи и личностные особенности детей с фонетико-
фонематическим недоразвитием речи 11
ГЛАВА 2. Исследование коммуникативных умений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 18
2.1. Задачи, организация, методика исследования 18
2.2. Анализ результатов исследования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломной работы продиктована, прежде всего, тем, что формирование навыков общения начинается с рождения ребенка в семье и продолжается во время пребывания его в детском саду, школе и в течении всей жизни. От коммуникативного уровня развития зависит дальнейшая социально-психологическая адаптация ребенка в обществе.
В современной логопедии в настоящее время все более утверждается принцип устранения дефектов речи у детей на наиболее раннем периоде жизни, поскольку любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на дальнейшем речевом развитии, на поведении и деятельности ребенка.
Особенно важное значение для развития речи имеет чистое произношение ребенком звуков в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Общеизвестно, что речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются в дошкольном возрасте.
Процесс общения в дошкольном возрасте является сложной деятельностью. Научные труды в области формирования коммуникативных умений в дошкольном возрасте принадлежат Л.Н. Леонтьеву, В.В. Давыдову, Д.Б. Эльконину в их основе ведущая концепция связана с деятельностью каждого ребенка. В исследованиях А.В. Запорожца, М.И. Лисиной прослеживается тесная связь между коммуникативными навыками и психическим развитием детей дошкольного возраста. Проблемные периоды от стадии младенчества к раннему детству, на этапе перехода к обучению в школе широко освещены в трудах В.А. Петровского, Г.Г. Кравцова: они указывают, что нарушения в коммуникативном процессе негативно отражаются на личностно-эмоциональном развитии дошкольников, на появлении страхов, тревоги, депрессивного состояния [22].
Развитие коммуникативных навыков у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи становится актуальным, так как в последнее время возрастает число детей с таким недостатком. Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Нарушение речевой деятельности негативно отражается на коммуникациях дошкольников. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Таким образом, в основе проблемы исследования лежит специфика формирования и развития коммуникативных навыков у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучить особенности коммуникативных умений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования: дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: коммуникативные умения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Проанализировать проблему фонетико-фонематического недоразвития речи в отечественной литературе.
2. Изучить теоретические аспекты коммуникативных умений у детей с ФФН.
3. Определить специфику речи и личностные особенности детей с ФФН.
4. Описать организацию коррекционной работы с детьми с ФФН в логопедической службе.
5. Исследовать коммуникативные умения у детей с ФФН в констатирующем эксперименте.
6. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
Гипотеза исследования: коммуникативно-речевые умения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи ниже, чем у детей с нормой речевого развития, у них возможны в речевом поведении те или иные отклонения.
Методы исследования:
- анализ научной литературы;
- эксперимент (констатирующий);
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость диплома заключается в том, что результаты исследования можно использовать как логопедами, так и психологами, социальными педагогами в дошкольном образовательном учреждении, в котором есть дети с ФФН и другими нарушениями в развитии.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении диплома обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены цель, задачи исследования, его объект, предмет, сформулирована практическая значимость работы, определены методы исследования.
Первая глава диплома посвящена теоретическим аспектам изучения коммуникативных умений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В данной главе рассматривается проблема фонетико-фонематического недоразвития речи в отечественной литературе, организация коррекционной работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в логопедической службе и специфика речи и личностные особенности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Вторая глава диплома посвящена исследованию коммуникативных умений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в констатирующем эксперименте.
В заключении представлены выводы по теоретической и практической выпускной работы.
В связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями речи термин психолого-педагогической классификации фонематическое недоразвитие речи» определяется, как нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем».
В литературе имеется немало исследований, посвященных фонетико- фонематическому недоразвитию речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Специфика логопедической работы в детском саду определяется структурным анализом речезвукового дефекта ребенка и должна иметь дифференцированный характер в зависимости от качества основного дефекта.
Система обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте.
Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребёнком на данном возрастном этапе определённым кругом знаний об окружающем и соответствующим объёмом словаря.
Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.
Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определи методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и обшей моторики, при фонематических нарушениях -развитию фонематического слуха.
В результаты проведенного констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности коммуникативных умений фонетико-фонематическим недоразвитием речи:
1) дети с ФФПР испытывают трудности с интересом к общению и с умением задавать вопросы, при этом у них выявлена потребность общаться в ограниченном кругу, только с близкими, у многих потребность в общении не сформирована, а значимой средой общения выступает семья;
2) уровень эмоциональных связей с другими членами семьи, родителями у таких детей низкий, в семье они чувствуют себя достаточно некомфортно, в поведении детей отмечаются те или иные поведенческие отклонения и их сочетания;
3) коммуникативно-речевые умения и уровень речевого развита у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи ниже, чем у детей с нормой речевого развития, у таких детей преобладают ситуативно-деловая и внеситуативно-познавательная формы общения со сверстниками, тогда как, у детей контрольной группы - внеситуативно-личностное общение.
Таким образом, задачи, поставленные в ходе выполнения работы, решены и цель достигнута.
1. Ахутина, I .В. О локализации построения высказывания 1.В. Ахутина. - М.: Теревинф, 2002. - 415 с.
2. Белякова, Л.И. Специальная педагогика / Л.И. Белякова. - М. Владос, 2006. - 400 с.
3. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб, для студентов вузов / Т.Г. Визель. - М.: ACT Астрель Транзиткнига, 2015. - 384 с.
4. Водовозова, Е.Н. Избранные педагогические сочинения / Е.Н. Водовозова. - М.: Педагогика, 2012. - 480 с.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2009. - 216 с.
6. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша. - М: Институт общегуманитарных исследований, 2007. - 128 с.
7. Горчакова, А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи / А.М. Гочакова И Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003. - с. 70-83.
8. Дмитрова, Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств / Е.Д. Дмитрова. - М.: ACT: Астрель, 2008. - 143 с.
9. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном и Д, 2001. - 144 с.
10. Коноваленко, В.В. Экспресс - обследование звукопроизношения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. — М : ’’Гном-Пресс", 2000. -201 с.
11 • Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. — СПб.: Речь, 2006. - 380 с.
12. Краузе, Е.Н. Логопедия / Е.Н. Краузе. - СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003. - 255 с.
13. Лалаева, Р.И. Формирование правильной рзчи у дошкольников / Р.И. Лалаева. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2005. - 224 с.
14. Логопедия: методическое наследие / под эед. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2003. - 360 с.
15. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2012. - 680 с.
16. Методы обследования речи детей: Пособие для диагностики речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М.: Аркти, 2003. - 240 с.
17. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Новаляева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 448 с.
18. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Сфера, 2002. - 256 с.
19. Пузанов, Б.П. Дефектология. Словарь-справочник: Учебное пособие / Б.П. Пузанов, С.С. Степанов. - М.: Сфера, 2007. - 388 с.
20. Развитие личности ребенка и навыков обшения / Л.М. Шипицина,
А.П. Воронова и др. - М: Детство-пресс, 2007. - 308 с.
21. Специальная педагогика. Преодоление ОПР дошкольников. Учебное методическое пособие / под ред. Т.В.Волосовси. - М.-Сфера, 2002. - 256 с.
22. Усанова, О.Н. Специальная психология / ОН. Усанова. - СПб. Питер, 2006. - 400 с.
23. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие 1 -Ь- Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
24. Филичева, Т.Б. Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи: ФФН и ОПР нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / Т.Б. Филичева. - М.: Владос, 2003. 280 с.
25. Флоренская, Ю.А. Избранные работы по логопедии Ю.А Флоренская. - М: Астрель, 2007. - 224 с.