Детерминанты дивидендной политики в условиях формирующихся рынков
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ 8
1.1. Традиционные теории формирования дивидендной политики 8
1.1.1. Теория «иррелевантности дивидендов» 9
1.1.2 Сигнальная теория 10
1.1.3. Теория «Синицы в руках» 12
1.1.4. Агентская теория 13
1.1.5. Клиентская теория 15
1.2. Существующие исследования, посвященные выявлению детерминант
дивидендной политики компаний в условиях формирующихся рынков 16
1.3. Особенности формирования дивидендной политики компаний на
развивающихся рынках капитала 29
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕРМИНАНТ ДИВИДЕНДНОЙ
ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЫНКА 35
2.1. Рабочие гипотезы и исходная выборка 35
2.2. Методы и модели определения детерминант дивидендной политики 42
2.3. Эмпирический анализ исследуемых моделей и сопоставление полученных
результатов 46
3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИРОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 55
3.1. Текущее состояние дивидендных выплат компаний на российском
фондовом рынке 55
3.2. Управление дивидендной политикой компании на основе анализа
чувствительности дивидендных выплат 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ 8
1.1. Традиционные теории формирования дивидендной политики 8
1.1.1. Теория «иррелевантности дивидендов» 9
1.1.2 Сигнальная теория 10
1.1.3. Теория «Синицы в руках» 12
1.1.4. Агентская теория 13
1.1.5. Клиентская теория 15
1.2. Существующие исследования, посвященные выявлению детерминант
дивидендной политики компаний в условиях формирующихся рынков 16
1.3. Особенности формирования дивидендной политики компаний на
развивающихся рынках капитала 29
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕРМИНАНТ ДИВИДЕНДНОЙ
ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЫНКА 35
2.1. Рабочие гипотезы и исходная выборка 35
2.2. Методы и модели определения детерминант дивидендной политики 42
2.3. Эмпирический анализ исследуемых моделей и сопоставление полученных
результатов 46
3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИРОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 55
3.1. Текущее состояние дивидендных выплат компаний на российском
фондовом рынке 55
3.2. Управление дивидендной политикой компании на основе анализа
чувствительности дивидендных выплат 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
В условиях глобализации и международного разделения труда в мировой экономике, помимо экспорта товаров, быстрыми темпами развивается экспорт капитала в виде портфельных и прямых инвестиций, необходимых для устойчивого и эффективного развития бизнеса компании. В результате иностранных инвестиций возникают транснациональные корпорации, которые генерируют крупные денежные потоки, тем самым увеличивая как национальное благосостояние государства, так и благосостояние собственников бизнеса.
Одним из основных механизмов привлечения инвестиций являются фондовые рынки. В зависимости от ёмкости финансового рынка и уровня его развития в рамках мировой финансовой системы финансовые рынки отдельных стран подразделяют на две группы: развитые рынки и развивающиеся рынки [3, с.10]. Однако, несмотря на условное разделение, и на тех и на других финансовых рынках компании распределяют часть прибыли среди своих акционеров в форме дивидендных выплат.
Дивидендная политика фирмы рассматривается как часть общей финансовой стратегии в области распределения прибыли компании, которая заключается в определении размера, срока и порядка выплаты дивидендов.
Известно, что основной целью финансового менеджмента публичной компании является обеспечение максимизации благосостояния собственников бизнеса. Исследования в области финансового менеджмента были начаты ещё в начале XX века. В том числе проводились исследования в области политики дивидендных выплат компаний, например, в работах Бенджамина Грэма (Graham, et. al., «Security Analysis», 1934). Существует несколько классических теорий формирования дивидендной политики фирмы. Однако до сих пор отсутствует комплексный консенсус, ввиду того, что исследователи представляют отличные друг от друга выводы по изучаемому предмету [24, 3
с.122]. Отчасти это связано с тем, что национальные финансовые рынки имеют различный уровень развития и неодинаковую систему финансового права, вследствие чего трудно унифицировать имеющиеся теории дивидендных выплат. Особый интерес вызывает рассмотрение дивидендной политики российских компаний, обусловленной спецификой отечественного рынка капитала, с присущим ему множеством диспропорций [7, с.39], а также характера видоизменения подходов компаний к распределению прибыли в условиях ограниченности формирующихся рынков. В связи с этим, исследователи, изучающие дивидендную политику компании, до сих пор не могут прийти к единому мнению, почему компании платят дивиденды и что является определяющим фактором формирования дивидендной политики [15, с.231]. Предполагается, что прозрачная и понятная политика в области распределения прибыли в форме дивидендов будет способствовать увеличению рыночной стоимости компании и мобилизации финансовых ресурсов. Однако вопрос выстраивания эффективной политики остаётся открытым. Брейли и Майерс [6, с.426] считают, что нахождение ответа на вопрос мотивов фирмы в области дивидендной политики является одной из ключевых задач финансового менеджмента.
Дивидендным выплатам на развитых рынках посвящено немало эмпирических исследований, так как многие корпорации во всем мире на протяжении уже долгого времени выплачивают дивиденды. Например, в США в 1950-х гг. более 90% компаний, акции которых котировались на NYSE, выплачивали дивиденды, однако к концу 1990-х гг. их количество сократилось до 20% [22, с.8], а в 2001 г. доля дивидендных компаний вновь начала расти. Флойд, изучая дивидендную политику компаний на развитых рынках за последние 30 лет, находит, что компании даже в сложных экономических условиях предпочитают не сокращать величину дивидендного выхода [23, с.315]. Одной из причин данного стремления является то, что таким образом смягчается проблема агентских издержек, а также сигнализируется уверенность менеджмента в потенциале компании по генерации положительного денежного потока [32, с.1]. Также, тенденцию роста дивидендных выплат на североамериканском рынке подтверждает серия индексов S&P Dividend aristocrats, которая включает в себя акции, придерживающиеся политики неснижения дивидендов на протяжении периода равного 25 годам. В целом же исследования по развитым рынкам демонстрируют, что дивидендные выплаты, доля плательщиков и доля распределяемой прибыли достаточно устойчивы.
На формирующихся рынках капитала также наблюдается стабильное увеличение объема средств, направляемых на выплату дивидендов. Так, согласно отчету ОЭСР [52, с.75] в 2005 году совокупные дивидендные выплаты на развивающихся рынках составляли 115 млрд. долларов, в 2010 - 190 млрд. долларов, а в 2014 достигли уровня 323 млрд. долларов. Средний темп прироста дивидендных выплат в период 2010-2014 гг. составил 29% (приложение 1). В Российской Федерации по итогам 2016 г. из индекса ММВБ дивидендные выплаты произвели 28 компании (56% от общего количества). Таким образом, дивидендные выплаты все еще являются одним из важнейших инструментов распределения капитала владельцам компаний на развивающихся рынках. В то же время, исследований политики выплаты дивидендов в условиях развивающихся рынков представлено не так много. В данной работе предпринимается попытка выявить, какие факторы могут влиять на величину выплачиваемых дивидендов как на развивающихся рынках, так и в Российской Федерации.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в мировой корпоративной практике дивиденды являются канонической формой распределения прибыли, однако в условиях динамичной трансформации финансовых рынков, сопровождающейся кризисными «провалами», исследователи до сих пор не пришли к единому мнению в определении ключевых факторов, обусловливающих дивидендную политику фирмы в условиях формирующихся рынков. Необходимо проводить оперативный анализ рыночной конъюнктуры и выявлять те изменения, которые формируют новые тренды. Дивидендная политика компании не является исключением. При её формировании менеджмент также должен руководствоваться результатами количественного анализа и, основываясь на них, выстраивать процесс прогнозирования и планирования. Поэтому в данной работе нами будут проанализированы хрестоматийные работы в области дивидендной политики, а также современные источники, позволяющие понять текущую ситуацию на рынке.
Целью данной работы является поиск параметров, определяющих дивидендную политику компаний с помощью наблюдаемых и рассчитываемых показателей на формирующихся рынках капитала на примере Российской Федерации, и обоснование механизмов использования дивидендной политики в качестве инструмента привлечения капитала в условиях современной России.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующий круг задач:
• Изучение традиционных теорий дивидендной политики.
• Анализ и обобщение существующих исследований детерминант дивидендной политики.
• Формирование базы данных для проведения эконометрического исследования.
• Разработка регрессионных моделей дивидендных выплат для проведения эконометрического анализа.
• Проведение эмпирической оценки и выявление детерминант дивидендной политики компаний на формирующихся рынках.
• Анализ текущих дивидендных выплат на формирующихся рынках.
• Поиск путей использования дивидендной политики в качестве инструмента привлечения капитала.
В качестве объекта исследования рассматриваются публичные компании формирующихся рынков капитала. Предметом исследования является деятельность корпораций по формированию дивидендной политики.
Анализируемая выборка представляет собой сбалансированные панельные данные за период с 2011г. по 2015 г. по 100 публичным компаниям РФ. Используются такие показатели, как: коэффициент дивидендных выплат, размер активов, выручка от продаж, рентабельность собственного капитала, финансовый рычаг, систематический риск. Для проведения анализа панельных данных в работе использованы регрессионные логит- и тобит-модели.
Теоретической основой работы являются учебные издания российских и зарубежных ученых-экономистов в области корпоративных финансов, финансового менеджмента, микро- и макроэкономического анализа, а также монографии и статьи, размещенные в периодической печати, различные электронные ресурсы, в том числе официальные сайты органов управления определенных сегментов финансового рынка.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех основных частей, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой части нами будет проведен обзор исследований в области детерминант дивидендной политики, где будут рассмотрены классические дивидендные теории, а также актуальные научные исследования. Во второй части будут выдвинуты и обоснованы гипотезы, описана методология и специфицированы модели исследования, представлена исследуемая выборка компаний, и, в итоге, приведены результаты эмпирического анализа моделей. В третьей части будет проведен анализ текущего состояния дивидендных выплат компаний на российском фондовом рынке, а также рассмотрены варианты использования дивидендной политики в качестве инструмента привлечения капитала. В заключении к работе сформулированы основные выводы, базой для которых послужили результаты проведенного исследования. Работа представлена на 90 страницах. Список литературы включает 70 источников.
Одним из основных механизмов привлечения инвестиций являются фондовые рынки. В зависимости от ёмкости финансового рынка и уровня его развития в рамках мировой финансовой системы финансовые рынки отдельных стран подразделяют на две группы: развитые рынки и развивающиеся рынки [3, с.10]. Однако, несмотря на условное разделение, и на тех и на других финансовых рынках компании распределяют часть прибыли среди своих акционеров в форме дивидендных выплат.
Дивидендная политика фирмы рассматривается как часть общей финансовой стратегии в области распределения прибыли компании, которая заключается в определении размера, срока и порядка выплаты дивидендов.
Известно, что основной целью финансового менеджмента публичной компании является обеспечение максимизации благосостояния собственников бизнеса. Исследования в области финансового менеджмента были начаты ещё в начале XX века. В том числе проводились исследования в области политики дивидендных выплат компаний, например, в работах Бенджамина Грэма (Graham, et. al., «Security Analysis», 1934). Существует несколько классических теорий формирования дивидендной политики фирмы. Однако до сих пор отсутствует комплексный консенсус, ввиду того, что исследователи представляют отличные друг от друга выводы по изучаемому предмету [24, 3
с.122]. Отчасти это связано с тем, что национальные финансовые рынки имеют различный уровень развития и неодинаковую систему финансового права, вследствие чего трудно унифицировать имеющиеся теории дивидендных выплат. Особый интерес вызывает рассмотрение дивидендной политики российских компаний, обусловленной спецификой отечественного рынка капитала, с присущим ему множеством диспропорций [7, с.39], а также характера видоизменения подходов компаний к распределению прибыли в условиях ограниченности формирующихся рынков. В связи с этим, исследователи, изучающие дивидендную политику компании, до сих пор не могут прийти к единому мнению, почему компании платят дивиденды и что является определяющим фактором формирования дивидендной политики [15, с.231]. Предполагается, что прозрачная и понятная политика в области распределения прибыли в форме дивидендов будет способствовать увеличению рыночной стоимости компании и мобилизации финансовых ресурсов. Однако вопрос выстраивания эффективной политики остаётся открытым. Брейли и Майерс [6, с.426] считают, что нахождение ответа на вопрос мотивов фирмы в области дивидендной политики является одной из ключевых задач финансового менеджмента.
Дивидендным выплатам на развитых рынках посвящено немало эмпирических исследований, так как многие корпорации во всем мире на протяжении уже долгого времени выплачивают дивиденды. Например, в США в 1950-х гг. более 90% компаний, акции которых котировались на NYSE, выплачивали дивиденды, однако к концу 1990-х гг. их количество сократилось до 20% [22, с.8], а в 2001 г. доля дивидендных компаний вновь начала расти. Флойд, изучая дивидендную политику компаний на развитых рынках за последние 30 лет, находит, что компании даже в сложных экономических условиях предпочитают не сокращать величину дивидендного выхода [23, с.315]. Одной из причин данного стремления является то, что таким образом смягчается проблема агентских издержек, а также сигнализируется уверенность менеджмента в потенциале компании по генерации положительного денежного потока [32, с.1]. Также, тенденцию роста дивидендных выплат на североамериканском рынке подтверждает серия индексов S&P Dividend aristocrats, которая включает в себя акции, придерживающиеся политики неснижения дивидендов на протяжении периода равного 25 годам. В целом же исследования по развитым рынкам демонстрируют, что дивидендные выплаты, доля плательщиков и доля распределяемой прибыли достаточно устойчивы.
На формирующихся рынках капитала также наблюдается стабильное увеличение объема средств, направляемых на выплату дивидендов. Так, согласно отчету ОЭСР [52, с.75] в 2005 году совокупные дивидендные выплаты на развивающихся рынках составляли 115 млрд. долларов, в 2010 - 190 млрд. долларов, а в 2014 достигли уровня 323 млрд. долларов. Средний темп прироста дивидендных выплат в период 2010-2014 гг. составил 29% (приложение 1). В Российской Федерации по итогам 2016 г. из индекса ММВБ дивидендные выплаты произвели 28 компании (56% от общего количества). Таким образом, дивидендные выплаты все еще являются одним из важнейших инструментов распределения капитала владельцам компаний на развивающихся рынках. В то же время, исследований политики выплаты дивидендов в условиях развивающихся рынков представлено не так много. В данной работе предпринимается попытка выявить, какие факторы могут влиять на величину выплачиваемых дивидендов как на развивающихся рынках, так и в Российской Федерации.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в мировой корпоративной практике дивиденды являются канонической формой распределения прибыли, однако в условиях динамичной трансформации финансовых рынков, сопровождающейся кризисными «провалами», исследователи до сих пор не пришли к единому мнению в определении ключевых факторов, обусловливающих дивидендную политику фирмы в условиях формирующихся рынков. Необходимо проводить оперативный анализ рыночной конъюнктуры и выявлять те изменения, которые формируют новые тренды. Дивидендная политика компании не является исключением. При её формировании менеджмент также должен руководствоваться результатами количественного анализа и, основываясь на них, выстраивать процесс прогнозирования и планирования. Поэтому в данной работе нами будут проанализированы хрестоматийные работы в области дивидендной политики, а также современные источники, позволяющие понять текущую ситуацию на рынке.
Целью данной работы является поиск параметров, определяющих дивидендную политику компаний с помощью наблюдаемых и рассчитываемых показателей на формирующихся рынках капитала на примере Российской Федерации, и обоснование механизмов использования дивидендной политики в качестве инструмента привлечения капитала в условиях современной России.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующий круг задач:
• Изучение традиционных теорий дивидендной политики.
• Анализ и обобщение существующих исследований детерминант дивидендной политики.
• Формирование базы данных для проведения эконометрического исследования.
• Разработка регрессионных моделей дивидендных выплат для проведения эконометрического анализа.
• Проведение эмпирической оценки и выявление детерминант дивидендной политики компаний на формирующихся рынках.
• Анализ текущих дивидендных выплат на формирующихся рынках.
• Поиск путей использования дивидендной политики в качестве инструмента привлечения капитала.
В качестве объекта исследования рассматриваются публичные компании формирующихся рынков капитала. Предметом исследования является деятельность корпораций по формированию дивидендной политики.
Анализируемая выборка представляет собой сбалансированные панельные данные за период с 2011г. по 2015 г. по 100 публичным компаниям РФ. Используются такие показатели, как: коэффициент дивидендных выплат, размер активов, выручка от продаж, рентабельность собственного капитала, финансовый рычаг, систематический риск. Для проведения анализа панельных данных в работе использованы регрессионные логит- и тобит-модели.
Теоретической основой работы являются учебные издания российских и зарубежных ученых-экономистов в области корпоративных финансов, финансового менеджмента, микро- и макроэкономического анализа, а также монографии и статьи, размещенные в периодической печати, различные электронные ресурсы, в том числе официальные сайты органов управления определенных сегментов финансового рынка.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех основных частей, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой части нами будет проведен обзор исследований в области детерминант дивидендной политики, где будут рассмотрены классические дивидендные теории, а также актуальные научные исследования. Во второй части будут выдвинуты и обоснованы гипотезы, описана методология и специфицированы модели исследования, представлена исследуемая выборка компаний, и, в итоге, приведены результаты эмпирического анализа моделей. В третьей части будет проведен анализ текущего состояния дивидендных выплат компаний на российском фондовом рынке, а также рассмотрены варианты использования дивидендной политики в качестве инструмента привлечения капитала. В заключении к работе сформулированы основные выводы, базой для которых послужили результаты проведенного исследования. Работа представлена на 90 страницах. Список литературы включает 70 источников.
Внимание, уделяемое изучению дивидендной политики компаний, вполне ожидаемо, так как с точки зрения финансового менеджмента это один из основных способов удовлетворения интересов акционеров. Из наиболее популярных инвестиционных инструментов, таких как банковский депозит, драгоценные металлы, валюта, только акции и недвижимость предполагают создание добавленной стоимости. Они генерируют прибыль собственника посредством владения активом. У недвижимости это выражается в виде рентного дохода, а у долевых бумаг - в виде дивидендов.
Дивидендная политика является одним из способов распределения полученной прибыли корпорации. Оценивая размер дивидендного выхода, помимо прочих характеристик компании, инвесторы и собственники определяют, соответствует ли полученный результат их ожиданиям денежных потоков, которые может сгенерировать фирма. Это, в свою очередь, влияет на максимизацию ценности компании в глазах участников рынка.
Управление дивидендной политикой компании представляет собой сложный непрерывный процесс. Поскольку дивиденды являются текущим поступлением средств акционерам и в то же время их изъятием из оборота компании, стоит внимательно относиться к данному аспекту распределения прибыли. Риск заключается в том, что, направляя крупную часть прибыли на дивидендную программу, менеджмент сокращает финансирование инвестиций, которые в будущем могли бы принести дополнительный доход. С другой стороны, низкий уровень дивидендов или же их отсутствие несут в себе вероятность возникновения агентского конфликта между менеджментом и акционерами. На этой основе возникла агентская теория дивидендных выплат, основоположники которой считают, что при формировании инвестиционной политики менеджеры должны направлять часть средств на выплату дивидендов. Это будет сокращать возможность возникновения завышенных бонусов и финансирования неэффективных проектов. Как результат, менеджеры будут более склонны к риску, так как возникнет необходимость создания дополнительных денежных средств для выполнения обязательств по дивидендным выплатам. Кроме того, конфликты могут возникать и между акционерами компании, поэтому руководство фирмы при формировании дивидендной политики должно учитывать интересы как мажоритарных, так и миноритарных акционеров.
Также рассмотрены иные теоретические основы дивидендной политики: сигнальная теория утверждает, что в условиях несовершенного рынка и информационной асимметрии дивидендные выплаты могут сигнализировать рынку о финансовом состоянии фирмы и поэтому они являются важной информацией, способной повлиять на курсовую стоимость акций, однако иная, одна из первых концепций - теория «иррелевантности дивидендов», предполагает, что дивидендная политика никак не влияет на стоимость компании. В свою очередь, теория «синицы в руках» строится на предположении, что ввиду высокой рыночной неопределённости относительно получения дивидендного дохода и прироста курсовой стоимости акций в будущем, инвесторы предпочтут вкладывать деньги в те компании, которые выплачивают дивиденды в данный период времени. Позже, на основе данной концепции возникла другая - клиентская теория, сторонники которой исходят из того, что потребности акционеров являются основным фактором формирования дивидендной политики, так как решение о выплате дивидендов принимается на общем собрании акционеров. Соответственно, сильное влияние на дивидендную политику оказывает структура собственников компании.
По мнению авторов других исследований, проведенных как на развитых, так и на развивающихся рынках капитала, факторами, определяющими дивидендную политику компаний, являются: тип правовой системы - в странах с прецедентным правом (common law) права инвесторов защищены лучше, чем в странах с кодифицированным правом (civil law), а значит в первом случае дивиденды выплачиваются намного чаще; размер компании и степень её «зрелости», так же, как рентабельность и дивидендная история оказывают прямое влияние на выплату дивидендов. Среди прочего, это также существенное влияние структуры собственности (государства и иностранных представителей в роли мажоритарных акционеров), уровень налоговой и долговой нагрузки, инвестиционная активность и инвестиционные возможности компании, уровень её делового риска, а также кризисные периоды в экономике.
Говоря о российской практике, отмечается, что политика дивидендных выплат отечественных компаний остается нестабильной и не отражает в полной мере финансовое положение и инвестиционные возможности фирм. Соответственно, у российского рынка акций имеется большой потенциал для дальнейшего развития. Стоит заметить, что дивидендная доходность долевых российских бумаг является невысокой, что характерно для развивающихся рынков. В свою очередь, это связано с теми условиями, в которых функционирует бизнес: высокие кредитные плечи и стоимость долгового финансирования, повышенные валютные риски, низкая инвестиционная привлекательность и ликвидность рынка, слабодиверсифицированная структура экономики в связи с чем наблюдается сильное падение корпоративных доходов в кризисные годы. По экспертным оценкам, 85% всех дивидендных выплат приходится на нефтегазовые, металлургические и телекоммуникационные компании, что позволяет говорить о несовершенном типе рыночной конкуренции, и, соответственно, высокой зависимости инвесторов при выборе инвестиционных активов от решений определенных компаний, если речь идет о выплате дивидендов. Внедрение передовой практики корпоративного управления, например, системы «дивидендных поощрений» на российский рынок может поспособствовать реализации экономических интересов собственников и привлечь новые инвестиции.
Действительно, дивидендная политика является одним из инструментов привлечения капитала. Так, применяя стабильную дивидендную политику, компании привлекают консервативных инвесторов. Это благоприятно сказывается на стоимости компании, так как акции данных корпораций подвержены меньшей волатильности. В процессе скрининга кредитор также обращает на это внимание, поэтому при определении процентных выплат ставка может быть снижена. Помимо этого, после объявления дивидендных выплат стоимость компании, как правило, начинает расти. Несмотря на то, что данный эффект носит краткосрочный характер, при прочих равных условиях, он может помочь менеджменту постепенными темпами наращивать капитализацию фирмы, превращая её в более привлекательный инвестиционный продукт. Для достижения вышеперечисленного необходимо, чтобы дивидендная политика удовлетворяла нескольким условиям:
• информация о выплате дивидендов должна отражать реальное состояние дел компании; политика стабильных дивидендов свидетельствует о развитии фирмы;
• уровень защиты прав собственников бизнеса должен быть высоким;
• обеспечение открытого доступа к информации о деятельности компании, ясный и прозрачный механизм определения размера дивидендов и порядка их выплаты;
• учет интересов как мажоритарных, так и миноритарных акционеров;
• формирование дивидендной политики должно быть направлено на перспективу и учитывать прогнозные показатели по рынку.
С точки зрения метода проведенного нами исследования важно отметить, что в работе представлены результаты эмпирического анализа динамики дивидендных выплат российских компаний в условиях посткризисного и кризисного периода. Исходная выборка состоит из сбалансированных по времени данных за 2011-2015 гг. Компании представлены различными отраслями, однако ввиду специфики бухгалтерского учета и деятельности в целом, компании из финансового сектора не вошли в конечную выборку. Метод исследования состоял в построении и анализе двух регрессионных моделей: с помощью первой модели была рассмотрена вероятность дивидендных выплат от совокупности определенных факторов. Как стало известно, на вероятность выплат положительно влияют размер компании и систематический риск. Уровень долговой нагрузки имеет обратную связь. Вторая модель была направлена на изучение влияния исследуемых параметров на размер дивидендных выплат. Исходя из полученных результатов, помимо тех детерминант, что приведены в модели 1, на зависимую переменную обратное влияние оказывает государственное участие в структуре собственности и посткризисный период. рентабельность собственного капитала характеризуется прямой связью.
Дальнейшее изучение темы может проходить как в рамках иных формирующихся рынков с целью выявления неучтенных ранее факторов, так и в области развития методов прогнозирования и формирования дивидендной политики в корпорации. Одним из предложенных методов является анализ чувствительности дивидендной политики. Он позволяет достичь «второй степени» проверки параметров и учесть индивидуальные детерминанты фирмы с помощью воздействия исходных переменных на результирующие показатели при изменении их значений на определённую величину.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что на дивидендную политику компаний формирующихся рынков капитала оказывают влияние как фундаментальные, так и нефундаментальные факторы. Полученные результаты в целом согласуются с выводами большинства авторов существующих исследований. Также видно, что в настоящее время многие российские компании вовсе не выплачивают дивиденды: из 500 наблюдений коэффициент дивидендных выплат в 201 (40,2%) был равен нулю. В среднем доля прибыли, направляемая на дивиденды в 2011 -2015 гг., составила 25%, что ниже дивидендного выхода компаний как с развитых, так и со многих развивающихся рынков. Тем не менее, позитивным моментом является то, что российский рынок относится к категории развивающихся экономик и имеет большой потенциал для дальнейшего роста.
Дивидендная политика является одним из способов распределения полученной прибыли корпорации. Оценивая размер дивидендного выхода, помимо прочих характеристик компании, инвесторы и собственники определяют, соответствует ли полученный результат их ожиданиям денежных потоков, которые может сгенерировать фирма. Это, в свою очередь, влияет на максимизацию ценности компании в глазах участников рынка.
Управление дивидендной политикой компании представляет собой сложный непрерывный процесс. Поскольку дивиденды являются текущим поступлением средств акционерам и в то же время их изъятием из оборота компании, стоит внимательно относиться к данному аспекту распределения прибыли. Риск заключается в том, что, направляя крупную часть прибыли на дивидендную программу, менеджмент сокращает финансирование инвестиций, которые в будущем могли бы принести дополнительный доход. С другой стороны, низкий уровень дивидендов или же их отсутствие несут в себе вероятность возникновения агентского конфликта между менеджментом и акционерами. На этой основе возникла агентская теория дивидендных выплат, основоположники которой считают, что при формировании инвестиционной политики менеджеры должны направлять часть средств на выплату дивидендов. Это будет сокращать возможность возникновения завышенных бонусов и финансирования неэффективных проектов. Как результат, менеджеры будут более склонны к риску, так как возникнет необходимость создания дополнительных денежных средств для выполнения обязательств по дивидендным выплатам. Кроме того, конфликты могут возникать и между акционерами компании, поэтому руководство фирмы при формировании дивидендной политики должно учитывать интересы как мажоритарных, так и миноритарных акционеров.
Также рассмотрены иные теоретические основы дивидендной политики: сигнальная теория утверждает, что в условиях несовершенного рынка и информационной асимметрии дивидендные выплаты могут сигнализировать рынку о финансовом состоянии фирмы и поэтому они являются важной информацией, способной повлиять на курсовую стоимость акций, однако иная, одна из первых концепций - теория «иррелевантности дивидендов», предполагает, что дивидендная политика никак не влияет на стоимость компании. В свою очередь, теория «синицы в руках» строится на предположении, что ввиду высокой рыночной неопределённости относительно получения дивидендного дохода и прироста курсовой стоимости акций в будущем, инвесторы предпочтут вкладывать деньги в те компании, которые выплачивают дивиденды в данный период времени. Позже, на основе данной концепции возникла другая - клиентская теория, сторонники которой исходят из того, что потребности акционеров являются основным фактором формирования дивидендной политики, так как решение о выплате дивидендов принимается на общем собрании акционеров. Соответственно, сильное влияние на дивидендную политику оказывает структура собственников компании.
По мнению авторов других исследований, проведенных как на развитых, так и на развивающихся рынках капитала, факторами, определяющими дивидендную политику компаний, являются: тип правовой системы - в странах с прецедентным правом (common law) права инвесторов защищены лучше, чем в странах с кодифицированным правом (civil law), а значит в первом случае дивиденды выплачиваются намного чаще; размер компании и степень её «зрелости», так же, как рентабельность и дивидендная история оказывают прямое влияние на выплату дивидендов. Среди прочего, это также существенное влияние структуры собственности (государства и иностранных представителей в роли мажоритарных акционеров), уровень налоговой и долговой нагрузки, инвестиционная активность и инвестиционные возможности компании, уровень её делового риска, а также кризисные периоды в экономике.
Говоря о российской практике, отмечается, что политика дивидендных выплат отечественных компаний остается нестабильной и не отражает в полной мере финансовое положение и инвестиционные возможности фирм. Соответственно, у российского рынка акций имеется большой потенциал для дальнейшего развития. Стоит заметить, что дивидендная доходность долевых российских бумаг является невысокой, что характерно для развивающихся рынков. В свою очередь, это связано с теми условиями, в которых функционирует бизнес: высокие кредитные плечи и стоимость долгового финансирования, повышенные валютные риски, низкая инвестиционная привлекательность и ликвидность рынка, слабодиверсифицированная структура экономики в связи с чем наблюдается сильное падение корпоративных доходов в кризисные годы. По экспертным оценкам, 85% всех дивидендных выплат приходится на нефтегазовые, металлургические и телекоммуникационные компании, что позволяет говорить о несовершенном типе рыночной конкуренции, и, соответственно, высокой зависимости инвесторов при выборе инвестиционных активов от решений определенных компаний, если речь идет о выплате дивидендов. Внедрение передовой практики корпоративного управления, например, системы «дивидендных поощрений» на российский рынок может поспособствовать реализации экономических интересов собственников и привлечь новые инвестиции.
Действительно, дивидендная политика является одним из инструментов привлечения капитала. Так, применяя стабильную дивидендную политику, компании привлекают консервативных инвесторов. Это благоприятно сказывается на стоимости компании, так как акции данных корпораций подвержены меньшей волатильности. В процессе скрининга кредитор также обращает на это внимание, поэтому при определении процентных выплат ставка может быть снижена. Помимо этого, после объявления дивидендных выплат стоимость компании, как правило, начинает расти. Несмотря на то, что данный эффект носит краткосрочный характер, при прочих равных условиях, он может помочь менеджменту постепенными темпами наращивать капитализацию фирмы, превращая её в более привлекательный инвестиционный продукт. Для достижения вышеперечисленного необходимо, чтобы дивидендная политика удовлетворяла нескольким условиям:
• информация о выплате дивидендов должна отражать реальное состояние дел компании; политика стабильных дивидендов свидетельствует о развитии фирмы;
• уровень защиты прав собственников бизнеса должен быть высоким;
• обеспечение открытого доступа к информации о деятельности компании, ясный и прозрачный механизм определения размера дивидендов и порядка их выплаты;
• учет интересов как мажоритарных, так и миноритарных акционеров;
• формирование дивидендной политики должно быть направлено на перспективу и учитывать прогнозные показатели по рынку.
С точки зрения метода проведенного нами исследования важно отметить, что в работе представлены результаты эмпирического анализа динамики дивидендных выплат российских компаний в условиях посткризисного и кризисного периода. Исходная выборка состоит из сбалансированных по времени данных за 2011-2015 гг. Компании представлены различными отраслями, однако ввиду специфики бухгалтерского учета и деятельности в целом, компании из финансового сектора не вошли в конечную выборку. Метод исследования состоял в построении и анализе двух регрессионных моделей: с помощью первой модели была рассмотрена вероятность дивидендных выплат от совокупности определенных факторов. Как стало известно, на вероятность выплат положительно влияют размер компании и систематический риск. Уровень долговой нагрузки имеет обратную связь. Вторая модель была направлена на изучение влияния исследуемых параметров на размер дивидендных выплат. Исходя из полученных результатов, помимо тех детерминант, что приведены в модели 1, на зависимую переменную обратное влияние оказывает государственное участие в структуре собственности и посткризисный период. рентабельность собственного капитала характеризуется прямой связью.
Дальнейшее изучение темы может проходить как в рамках иных формирующихся рынков с целью выявления неучтенных ранее факторов, так и в области развития методов прогнозирования и формирования дивидендной политики в корпорации. Одним из предложенных методов является анализ чувствительности дивидендной политики. Он позволяет достичь «второй степени» проверки параметров и учесть индивидуальные детерминанты фирмы с помощью воздействия исходных переменных на результирующие показатели при изменении их значений на определённую величину.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что на дивидендную политику компаний формирующихся рынков капитала оказывают влияние как фундаментальные, так и нефундаментальные факторы. Полученные результаты в целом согласуются с выводами большинства авторов существующих исследований. Также видно, что в настоящее время многие российские компании вовсе не выплачивают дивиденды: из 500 наблюдений коэффициент дивидендных выплат в 201 (40,2%) был равен нулю. В среднем доля прибыли, направляемая на дивиденды в 2011 -2015 гг., составила 25%, что ниже дивидендного выхода компаний как с развитых, так и со многих развивающихся рынков. Тем не менее, позитивным моментом является то, что российский рынок относится к категории развивающихся экономик и имеет большой потенциал для дальнейшего роста.
Подобные работы
- Детерминанты дивидендной политики на формирующихся рынках
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Дивидендная политика российских компаний
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - ДЕТЕРМИНАНТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



