Введение 4
Глава1. Теоретические аспекты оценки труда научно-педагогических работников 12
1.1. Эволюции подходов к оценке труда научно-педагогических работников .. 12
1.2. Труд научно-педагогических работников в российской и зарубежной
системе высшего образования: критерии оценки 24
1.3. Конкурентоспособность вузов Российской Федерации на рынке
образовательных услуг: ключевые показатели оценки труда научно-педагогических работников 45
2. Особенности оценки труда научно-педагогических работников высших учебных заведений в системе современного образования Российской Федерации 59
2.1. Диалектика взаимосвязи конкурентоспособности вузов Российской Федерации на рынке образовательных услуг и качества деятельности научно¬
педагогических работников высших учебных заведений 59
2.2. Исследования оценки труда научно-педагогических работников ФГАОУ
ВО Казанского (Приволжского) федерального университета 74
2.3. Ключевые показатели оценки труда научно-педагогических работников
Института управления, экономики и финансов ФГАОУ ВО Казанского (Приволжского) федерального университета 86
3. Развитие системы оценки труда научно-педагогических работников российских высших учебных заведений 1053.1. Мероприятия в совершенствовании оценки труда научно-педагогических работников как способ повышения конкурентоспособности высших учебных
Заключение 120
Список использованных источников 125
Приложения
На протяжении последних 20-30 лет происходят колоссальные изменения в системе науки и образования Российской Федерации: меняется нормативно-правовая база, происходят существенные изменения на рынке труда и в процессе трудовой деятельности в сфере образования, интенсивно развивается конкуренция между образовательными учреждениями. Тем самым предъявляя повышенные требования к качеству образования.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» для ведущих российских высших учебных заведений ставиться задача к 2020 г. вхождение в первую сотню (топ-100) не менее 5 российских вузов мировых рейтингов (ARWU, QS, THE). А в Приоритетном проекте Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 октября 2016 г. «Вузы как центры пространства создания инноваций» - обеспечить устойчивую глобальную конкурентоспособность в 2018 году не менее 5, а в 2025 году не менее 10 ведущих российских университетов. Московский государственный университет по данным от 08.06.2017 г. входит в топ - 100 ежегодного международного рейтинга вузов QS World University Rankings. и занимает 95 - е место (впервые попал в 2010 г., а с 2016 г. удалось подняться на 13 позиций).
Конкурентная борьба высших учебных заведений (далее вузов) становиться важным этапом модернизацией высшего образования. Достижение текущих показателей эффективности, способность результативно планировать свою деятельность, управлять крупными образовательными и исследовательскими центрами - все это связано со стремлением выхода на международный уровень конкурентоспособности и формированием имиджа российских вузов. Так, в 2016 году в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Казанском (Приволжском) федеральном университете» выполнялось 668 тем научно-
исследовательской работы, из них 122 научно-исследовательские работы финансировались Министерством образования и науки (включая НИОКР в рамках Программы повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанского (Приволжского) федерального университета» среди ведущих мировых научно - образовательных центров на 2013-2020 гг.);
Министерством промышленности и торговли РФ - 1; РФФИ - 195; Российским научным фондом (РНФ) - 30; Российским негосударственным фондом (Русское географическое общество (РГО)) - 2; бюджетом РТ - 37; хозяйствующими субъектами - 270 (в том числе по Постановлению Правительства РФ №218 - 4); зарубежными организациями - 7. Также в 2016 году в рамках реализации Государственной программы Министерства образования и науки Российской Федерации - «Федеральные профессоры математики», грантовую поддержку получили 2 заслуженных профессора данного высшего учебного заведения.
Одним из важнейших вопросов, связанных с повышением конкурентоспособности вузов - является их кадровое обеспечение, а именно формирование в высших учебных заведениях высококвалифицированных научно-педагогических работников (далее НИР). Для решения этой проблемы необходимо разработать перспективные подходы и методы по управлению и повышению эффективной деятельности научно-педагогических работников. Данные подходы и методы должны ориентироваться на формирование показателей результативности, путем оценки научно-педагогических работников и их деятельности, повышения их квалификации и развития компетенций, а также системы стимулирования и мотивации.
В настоящее время во всем мире разрабатываются и используются различные виды требований к научно-педагогическим работникам. Труд научно-педагогических работников носит интеллектуальный и творческий характер, что предполагает наличие разнообразных подходов и методик, а также многообразных вариантов оценки ее результативности, эффективности и качества. Однако, законодательством Российской Федерации, показатели и критерии оценки преподавательской деятельности нормативно не определены и общепринятой методики оценки труда научно-педагогических сотрудников нет.
В связи с этим представляется актуальным рассмотрение основных подходов и методик оценки направлений трудовой деятельности научно-педагогических работников высших учебных заведений, обеспечивающей и повышающей его конкурентоспособность.
Несмотря на наличие многочисленных работ, посвященных научно-педагогическим работникам и их деятельности, в современной научной литературе недостаточно освещены вопросы оценки труда научно-педагогических работников высшего образования. Слабая изученность взаимосвязи оценки труда научно-педагогических работников с конкурентоспособностью высших учебных заведений, необходимость рассмотрения направлений деятельности научно - педагогических работников и лично-профессиональных качеств при оценки труда научно-педагогических работников вузов, анализ зарубежного опыта оценки труда преподавательской деятельности и предопределили выбор темы магистерской диссертации.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Специфика труда и направления деятельности научно-педагогических работников изучается российскими и зарубежными психологами, социологами и экономистами, как Е. Ю. Щербинина, Н. В. Бордовская, Е. В. Титова, А. П. Багирова, М. Л. Смолярова, А. К. Клюев.
Различным аспектам преподавательского труда - его составляющим, принципам стимулирования, вопросам мотивации - посвящено множество публикации. Ими занимались О. А. Феоктистова, И. М.Фадеева, Н. Ш. Ватолкина, А. В. Мокляченко, И. Б. Назарова.
Анализу вопросов, связанных с профессиональными качествами и компетенциями научно-педагогических работников высших учебных заведений посвящены работы авторов как И. Н. Ким, О. О. Жебровская, Е. А. Кошкина, М. И. Четвернина, И. С. Болотин, А. А. Дорофеева, Н. Д. Сорокина, А. М. Кубланов.
Подходы и методики оценки труда научно-педагогических работников предлагаются российскими и зарубежными исследователями как Е. А. Меркулова, В. В. Горбань, В. А. Солодянников, Л.В. Люйк, О. В. Раздорская, М. В. Полевая, Р. Г. Глейзер, В. П. Топоровский, О. В. Григораш, А. И. Трубилин, А. С. Роботова, М. А. Косолапова, И. А. Бедрачук, Н. В. Третьякова, В. А. Федоров, С. Ю. Трапицын.
Вопросы и проблемы оценки труда научно-педагогических работников были освещены в работах О. И. Литвиновой, Т. Е. Исаевой, В. А. Матюхина, Т. М. Рябовой, Е. Ю. Васильевой, О. А. Граничиной, О. В. Аскановой, Ю. А. Арсинбенковой, О. В. Сагиновой, Ж. Б. Мусатовой, С. В. Голубева, Т. Г. Новиковой, О. Н. Римской, Т. Драммонда, Рональда Берка.
Исследованию по вопросам конкурентоспособности высших учебных заведений посвящены труды Е.В. Гребенниковой, Д.С.Конанчук, Н.В. Акинфиевой, О.А. Грудзинского, Е.В.Чупрунова, Д.А.Шевченко,
Таким образом, посвящено достаточно большое количество работ по изучению труда научно-педагогических работников и его оценки, профессиональных качеств и компетенции научно-педагогических работников, а также повышению конкурентоспособности высших учебных заведений. Однако, несмотря на весомое количество теоретических трудов, ряд вопросов, связанных с разработкой подходов и методик оценки направлений деятельности научно-педагогических работников высших учебных заведений, обеспечивающей и повышающей его конкурентоспособность, исследованы не в полной мере.
Научная новизна работы:
1. В ходе исследования методов оценки профессиональной деятельности научно-педагогических работников выявлена взаимосвязь эффективности работы научно-педагогических работников и показателей конкурентоспособности учебных заведений. На основе исследования программ развития 21-ого высшего учебного заведения России, входящих в проект «5¬100» установлено наличие в вузах, входящих в выборку исследования, мероприятий:
- создание системы рекрутинга, в том числе международного (привлечение зарубежных и отечественных НИР, привлечение молодых НИР, имеющих опыт международного сотрудничества и т.д.);
- развитие научно-педагогических работников (профессиональный рост, повышение квалификации и переподготовки НИР, развитие и совершенствование качеств и компетенций, имеющихся НИР и т.д.);
- рост эффективности научно-педагогических работников (формирование системы оценки деятельности преподавательского состава, проведение регулярной аттестации).
2. Разработана авторская методика оценки деятельности научно-педагогических работников высших учебных заведений (на материалах федерального государственного автономное образовательное учреждения высшего образования (далее ФГАОУ ВО) «Казанского (Приволжского) федерального университета)» (далее К(И)ФУ, КФУ, Университет). Предлагаемая методика включает оценку научно-педагогических работников и их профессиональной деятельности на основе оценки: профессиональной компетентности, методики преподавания, управленческой компетентности, психологической компетентности. Авторская методика предполагает проведение аттестации научно-педагогических работников ФГАОУ ВО «Казанского (Приволжского) федерального университета» путем:
1) профессионального узкоспециализированного тестирования;
2) внедрения метода с участием аттестационной комиссии на 2-3 занятиях, проводимых аттестуемым.
Ио результатам аттестации оценка проводится по следующим показателям:
- компетентность, знание своего предмета;
- уровень проведения занятий;
- ораторское мастерство;
- стремление заинтересовать своим предметом;
- ориентированность материала на современные тенденции;
- творческий подход к проведению занятий;
- интеллигентность и культура поведения;
- доступность изложения учебного материала;
- умение общаться с аудиторией;
- отношения между НПР и обучающимися.
3) Обсуждения кейсов, практических ситуаций и задач, анкетирования, а также методом интервью.
Цель исследования - проанализировать подходы к оценки труда высших учебных заведений и разработать на этой основе практических рекомендаций по их совершенствованию.
Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач:
- уточнить содержание понятия «труд научно-педагогического работника высшего учебного заведения»;
- выделить основные подходы оценки труда научно-педагогических работников, получивших распространение на практике российских высших учебных заведений;
- определить основные направления деятельности научно-педагогических работников, оценивающие и которые следует оценивать в вузах;
- выявить действующую систему показателей и критериев на основе анализа применяемых подходов и методик оценки труда научно- педагогических работников высших учебных заведений;
- проанализировать зависимость конкурентоспособности вузов Российской Федерации от качества трудовой деятельности научно-педагогических работников высших учебных заведений;
- обобщить методы оценки труда научно-педагогических работников
в федеральном государственном образовательном учреждении высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» предложить методические рекомендации по совершенствованию оценки труда научно-педагогических работников в российских высших учебных заведениях;
- разработать методику оценки труда научно-педагогических работников в ФГАОУ ВО К(П)ФУ.
Объект исследования - профессиональная деятельность научно-педагогических работников высших учебных заведений.
Предмет исследования - оценка труда научно-педагогические работников высших учебных заведений.
Теоретическую и методологическую основу магистерского исследования составляют труды российских и зарубежных ученых в области управления персоналом, экономики труда, социологии труда, менеджмента, психологии, в системе высшего образования. Информационную базу исследования составили действующие законы, указы Президента Российской Федерации, нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, материалы периодической печати, конференций, семинаров, отчетные и аналитические материалы о деятельности российских вузов, в том числе локальные акты ФГАОУ ВО К(П)ФУ и другие.
Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных мер, направленных на совершенствование оценки труда научно-педагогических работников по направлениям его деятельности.
Структура и объем магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованных источников, состоящих из 160 источников, и шести приложений. Содержит 16 таблиц и 14 рисунков. Содержание работы изложено на 124 страницах.
Таким образом, цель магистерского исследования была достигнута. Одной из поставленных задач магистерской диссертации было уточнить содержание понятия «труд научно-педагогического работника высшего учебного заведения». По нашему мнению, труд научно-педагогических работников - это работа компетентного специалиста с глубокими теоретическими и практическими знаниями в своей предметной области в системе современного высшего образования, который формирует знания, навыки и компетенции, передает опыт, воспитывает и развивает личность, а также подготавливает обучающихся к профессиональной деятельности. Этот труд требует особых способностей и длительной подготовки, таких как огромный объем знаний, высокоразвитую культуру, осознания чувства долга и ответственности, обладания ораторского искусства. От педагогической компетентности преподавателя, его квалификации, качеств, общей культуры зависит уровень подготовки студентов.
В магистерской диссертации рассмотрены основные виды деятельности (преподавательская, научно-исследовательская, учебно-методическая, воспитательная, управленческая) и характеристики научно-педагогических работников, которыми он должен обладать для выполнения профессиональных функций (методика преподавания, профессиональная компетентность, управленческие качества, психологическая компетентность).
Если в российской практике, для повышения конкурентоспособности образовательного учреждения оценка проводится в основном по научно-исследовательской деятельности по критериям и показателям международных рейтингов, то анализ зарубежного опыта показал, что в зарубежных университетов уделяют внимание по всем направлениям деятельности преподавателей. При этом в зарубежных подходах к оценке деятельности преподавателя участие в научно-исследовательской работе и эффективность преподавания рассматриваются как системообразующие, хотя и не единственные компоненты.
Анализ отечественного опыта применения оценки труда научно - педагогических работников в вузах показал, что критерии и показатели оценки труда НПР в настоящее время нормативно не определены и практически во всех вузах Российской Федерации существуют разного рода перечни требований к преподавателям, а оценка их деятельности проводится на основе собственных разработанных или заимствованных методик.
Выделены основные подходы оценки труда научно-педагогических работников, получивших распространение на практике российских высших учебных заведений:
1. Изучение и учет мнения студентов о преподавателе и его деятельности;
2. Оценке качества преподавания;
3. Самоанализе и квалификации преподавателя;
4. Рейтинговой оценки деятельности.
По отдельности данные подходы не могут содержать полную, достоверную информацию о деятельности НИР: носят субъективный характер и могут отражать косвенные сведения о НИР и его деятельности, ограничены в своей оценки. В связи с этим вузы используют смешанные методики.
В ходе исследования методов оценки профессиональной деятельности научно-педагогических работников выявлена взаимосвязь эффективности работы научно-педагогических работников и показателей конкурентоспособности учебных заведений. Исследованы программ развития и повышения конкурентоспособности 21-ого высшего учебного заведения России, входящих в проект «5-100» установлено. Установлено наличие в вузах, входящих в выборку исследования, мероприятий:
- создание системы рекрутинга, в том числе международного (привлечение зарубежных и отечественных НИР, привлечение молодых НИР, имеющих опыт международного сотрудничества и т.д.);
- развитие научно-педагогических работников (профессиональный рост, повышение квалификации и переподготовки НИР, развитие и совершенствование качеств и компетенций, имеющихся Н11Р и т.д.);
- рост эффективности научно-педагогических работников (формирование системы оценки деятельности преподавательского состава, проведение регулярной аттестации).
В магистерской диссертации исследована оценка труда научно-педагогических работников ФГАОУ ВО Казанском (Приволжском) федеральном университете. Для того чтобы проанализировать направления деятельности и оценку труда в одном из структурном подразделении, а именно в Институте управления, экономики и финансов, было проведено исследование в виде анкетного опроса. Нами была разработана анкета «Оценка труда научно-педагогических работников высших учебных заведений». В опросе принимали участие 116 респондентов, что является 25% от общего количества научно-педагогических работников Института управления, экономики и финансов ФГАОУ ВО К(И)ФУ.
компетентность, управленческие качества, методика преподавания, педагогическое мастерство, психологическая компетенция, научно-исследовательская деятельность) для оценки и аттестации научно-педагогических работников можно и нужно использовать при оценки труда не только в Институте управления, экономики и финансов и в Казанском (Приволжском) федеральном университете, но и в других вузах. Эти критерии помогут всесторонне оценить научно-педагогических работников и их деятельность, а также оценить в целом качество образования в высшем учебном заведении и найти пути совершенствования.
По результатам проведённого опроса была получена информация для рекомендаций и предложений по совершенствованию оценки труда научно- педагогических работников в Казанском федеральном университете. Была разработана авторская методика, которая заключалась в совершенствовании процедуры аттестации.
Полученные с помощью предложенной методики аттестации результаты позволят:
- проанализировать работу каждого научно-педагогического работника и увидеть вклад в развитии кафедры и института/факультета;
- определить каждому научно-педагогическому работнику свои
сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности;
- предпринять меры по улучшению работы как научно¬
педагогических работников, так и кафедры и института/факультета в целом;
- стимулировать научно-педагогических работников к творческому росту и повышение ответственности.
Также выделены мероприятия по совершенствованию оценки труда научно-педагогических работников в российских высших учебных заведений:
- Конкретизировать в законодательных актах понятие научно- педагогический работник и его деятельность.
- Оценку труда научно-педагогических работников регламентировать на государственном уровне.
- Критерии и показатели должны соответствовать статусу вуза (для федеральных вузов одни, национально - исследовательским - другие и т.д., причем показатели и критерии технических вузов также должна отличаться от медицинских вузов)
- Разработать и принять единую методику оценки труда научно-педагогических работников.
- В каждом высшем учебном заведении наличие информационной
базы и ее постоянное обновление и совершенствование.
- Совершенствовать систему мотивации и стимулирования научно- педагогических работников вузов.
- Повышать квалификацию и развивать научно-педагогических работников.
Таким образом, современное развитие социально-экономических и других сфер жизнедеятельности общества требует разработки и введения в каждом вузе системы оценки труда научно-педагогических работников, основанной на актуальных для настоящего времени критериях и показателях, выдвигаемых всеми участниками образовательного процесса. Именно система оценки труда научно-педагогических работников в конечном итоге должна способствовать повышению качества предоставляемых образовательных услуг, обеспечивая рост международной конкурентоспособности российских высших учебных заведений.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). URL: http: //ivo. garant.ru/#/document/12125268/paragraph/6963 504:1
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
3. Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 г. № 1172 «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах». URL: http://kpfu.ru/udc/dokumenty/organizacionnye-dokumenty-i-normativnye- akty-kfu
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70170946/paragraph/1:4
5. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642. «Стратегия научно-технологического развития России до 2035 года». URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967
6. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников
СНГ «Модельный закон о статусе работника образования» от 16 ноября 2006 года №27-13. URL: http /
/ivo.garant.ru/#/basesearch/Постановление%20 Межпарламентской%20
Ассамблеи%20государств участников %20СНГ% 20от%2016%
20ноября%202006%20года%20№2713%20Модельный%20закон20статусе %20работника%20образования
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013 - 2020 годы. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014
г. № 301 Государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы. URL:
http: //www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_ 162175
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162176
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г.
N 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». URL:
http: //www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_143479
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы». URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196930
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 «О порядке присуждения ученых степеней» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152458
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г.
N 678 г. «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150570/
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 2765 р «Концепция Федеральной целевой программы развития
образования на 2016 - 2020 годы» URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 г. № 2190 р «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138313
16. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г.
№ 792 р «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168713
17. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 3 июля 2008 г. № 305н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок».
URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78478/
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 февраля 2011 г. № 156 «О реорганизации федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» URL: http://kpfu.ru/udc/dokumenty/organizacionnye-dokumenty-i-normativnye- akty-kfu
19. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 февраля 2011 г. № 156 «О реорганизации федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» URL: http://kpfu.ru/udc/dokumenty/organizacionnye-dokumenty-i-normativnye- akty-kfu
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. №1536 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174305
21. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22
декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2016 г.). URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175797
22. Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 7
апреля 2014 года N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» URL:
http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_163666/
23. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23
июля 2015 г. N 749 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско- преподавательскому составу» Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско- преподавательскому составу URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174305
24. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля 2015 г. №714 «О федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»» URL: http://kpfu.ru/udc/dokumenty/organizacionnye-dokumenty-i-normativnye- akty-kfu
25. Порядок проведения открытого конкурса на получении грантов Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в Российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждениях государственных академий наук и государственных научных центрах Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/pdf
26. Рекомендация ЮНЕСКО «О статусе преподавательских кадров высших
учебных заведений», 1997 г. URL:
https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=chd56otbyUeDpHB8N6VqxprxSUl7In VybCI6Imh0dHA6Ly91bmVzZG9jLnVuZXNjby5vcmcvaW1hZ2VzmIiwidGl 0bGUiOiIxNjA0OTVNzQ4MTB9&page=6&lang=ru
27. План мероприятий по реализации программы повышения
конкурентоспособности («дорожная карта») федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский)
федеральный университет» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы (2-й этап - 2015-2016 годы) URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk
28. План мероприятий по реализации программы повышения
конкурентоспособности («дорожная карта») федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский)
федеральный университет» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы (3-й этап - 2017 год) URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk
29. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» среди ведущих мировых
научно-образовательных центров на 2013-2020 годы. URL:
http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy
30. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский физико-технический институт (государственный университет)» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy
31. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет»» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy
32. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет)» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы. URL: https://tpu.ru/download/document?id=226
33. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy
34. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy
35. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы. URL http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy
36. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский национальный исследовательский государственныйуниверситет» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy
37. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (национальный исследовательский университет)» (СГАУ) среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye- materialy
38. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy
39. План мероприятий по реализации программы повышения
конкурентоспособности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный электротехнический
университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина)» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy
40. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy
41. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy
42. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» на 2016-2020 годы. URL: https://www.kantiana.ru/5-100/form_ru.pdf
43. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Первый московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2016-2020 годы. URL: http://www.susu.ru/sites/default/files/road-map_30_09.pdf
44. План мероприятий по реализации программы повышения
конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов» на 2016-2020 годы. URL:
https://docviewer.yandex.ru/?lang=ru&name=file
45. План мероприятий по реализации программы повышения
конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» на 2016-2020 годы. URL:
http://www.susu.ru/sites/default/files/road-map_30_09.pdf
46. План мероприятий по реализации программы повышения
конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский
федеральный университет» на 2016-2020 годы. URL:
http: //govemment.ru/media/files/X8lLdY 8y9gvKNY iIxfKUfKYM2UuUo4w9. pdf
47. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский Национальный Исследовательский Государственный Университет» на 2013-2020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy
48. Программа повышения конкурентоспособности Федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Национальный Исследовательский Технологический
Университет «МИСиС». URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy
49. Программа повышения конкурентоспособности Федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Тюменского государственного университета. URL:
https: //www.utmn.ru/5top100/programma/
50. Программа развития федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования "Казанский
(Приволжский) федеральный университет" на 2010 - 2019 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy
51. Изменения в План мероприятий по реализации программы повышения
конкурентоспособности («дорожную карту») федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский)
федеральный университет» на 2013 - 2020 годы (2 этап - 2015 - 2016 годы). URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy
52. Приказ ректора Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Казанского (Приволжского) Федерального Университета от 27.06.2014 г. № 01-06/759 «О создании Института управления экономики и финансов КФУ путем слияния Института экономики и финансов КФУ и Института управления территориального развития КФУ»
53. Приказ ректора Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанского (Приволжского) Федерального Университета от 24.06.2016 г. № 01-06/574 «О приведении штатной численности Института управления, экономики и финансов КФУ в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 722-р.»
54. Устав Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанского (Приволжского)
Федерального Университета от 13.07.2015 г. № 714 URL:
http: //kpfu.ru/sveden/document
55. Положение об отделе научно-педагогических кадров ФГАОУ ВПО
К(П)ФУ от 08.07.2011 №01.1.56-06/32/11 URL:
http://kpfu.ru/validation/struktura-i-funkcii
56. Регламент о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанского (Приволжского) Федерального Университета от 02.08.2012 №01.1.67-06/102/12 URL:
http://kpfu.ru/do/normativnoe-obespechenie/polozheniya-i-reglamenty-kfu.doc
57. Методика рейтинга научно-педагогических работников Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанского (Приволжского) Федерального Университета URL: http://shelly.kpfu.ru/pdf/documents/Rating_NPR.docx
58. Отчет по результатам анкетирования «Профессорско-преподавательский состав (ППС) глазами обучающихся» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанского (Приволжского) Федерального Университета за 2016 г.
59. Проект Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанского (Приволжского) Федерального Университета «Об итогах рейтингования научно-педагогического состава Казанского федерального университета»
60. Требования к структуре и содержанию Программы развития Института
(факультета) Казанского (Приволжского) федерального университета URL: http://kpfu.ru/cpr/sistema-monitoringa-programmy-razvitiya-
kfu/rabochie-dokumenty
61. «Дорожная карта» Института управления, экономики и финансов Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанского (Приволжского) федерального университета на 2017-2020 гг.
62. Презентация «Дорожной карты» Института управления, экономики и финансов 2017-2020
63. Презентация «Показатели развития кафедр Института управления, экономики и финансов на 2017-2019 г.»
Книги, монографии, диссертации
64. Ананишнев В.В. Преподавательский труд и нормативные основы его оплаты в высших профессиональных образовательных учреждениях: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05.- Москва. - 2001. - 172 с.
65. Асканова О.В, Севастьянова С.К. О показателях оценки видов деятельности научно-педагогических работников вуза // Ползуновский вестник. - 2014. - № 4. - Т. 2. - 272 с.
66. Андрущак, Г. Высшее образование в России: заработная плата и контракты / Г. Андрущак, М. Юдкевич // Как платят профессорам? Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов / под ред. Ф. Альбаха, Л. Райсберг - М.: Изд. дом Высшей школы экономики. - 2012. - 291 с.
67. Багирова А. П., Клюев А. К., Нотман О. В., Шубат О. М., Щербина Е. Ю., Яшин А. А. Преподавательский труд в современной России: трансформация содержания и оценки: монография / под общ. ред. проф. А. П. Багировой; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федерал. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. - 2016. - 207 с.
68. Васильева Е.Ю. Оценка деятельности преподавателей в российских и
зарубежных вузах: Монография. - Архангельск: Северный
государственный медицинский университет. - 2005. - 170 с.
69. Васильева Е.Ю., Граничина О.А., Трапицын С.Ю. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе: Методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007. - 163 с.
70. Владимиров А. И. О профессорско-преподавательском составе технических вузов - центральном звене в подготовке инженерных кадров.
- М.: ООО «Издательский дом Недра». - 2016. - 111 с.
71. Голубев С.В., Новикова Т.Г., Светенко Т.В., под общей ред. Голубева С.В. Университет как социально ответственный партнер территории. (По материалам проекта «Университет и сообщество») М.: Фонд «Новая Евразия». - 2011. - 93 с.
72. Гришина О.А., Сагинова О.В., Скоробогатых И.И, Завьялова Н.Б., Мусатова Ж.Б., Штыхно Д.А., Ковалева Е.Н. Оценка эффективности преподавателя в современном образовательном учреждении: монография / Под редакцией Сагиновой О.В., Мусатовой Ж.Б.; Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. - Москва: Изд-во ЦРНС.
- 2015. - 114 с.
73. Евдокимова Г.А., Петрова Е.В. Анализ (самоанализ) педагогической
деятельности профессорско-преподавательского состава вуза /В сборнике: Актуальные проблемы научно-технического обеспечения
процессов и производств в АПК сборник трудов конференций преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов, посвященный 80- летию Новосибирского ГАУ. - 2016. - 263 с.
74. Каменецкий В. А., Патрикеев В.П. Труд. - М.: Из-во «Экономика». - 2004. - 590 с.
75. Косолапова М.А. Формирование готовности к интерактивному обучению
у преподавателя технического вуза при повышении квалификации/В сборнике: Современное образование: практико-ориентированные
технологии подготовки инженерных кадров. Материалы международной научно-методической конференции. 2015. - 157 с.
76. Литвинова О.И. Эффективность труда преподавателей высших учебных заведений как фактор роста конкурентоспособности вуза: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05.- Омск. - 2012. - 186 с.
77. Маркс, К. Капитал. - Т. 1. Процесс производства капитала. - Пер. с 4 нем.
изд. / К. Маркс; под ред. Ф. Энгельса. - М.: Государственное
Издательство Политической Литературы. - 1960. - 615 с.
78. Матюхин В.А. Оценка деятельности преподавательского состава в вузах США. - М.. - 1992. - 48с.
79. Мокляченко А.В. Кадровый потенциал науки в контексте мировых тенденций/ Наука. Инновации. Образование. - 2014. - № 16. - С. 175-188
80. Назарова И.Б. Кадровые стратегии российских вузов - лидеров: планы и реализация // Экономика высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / ФИРО. - 2011. - № 6. - 82 с.
81. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. - 28е изд.,перераб. - М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс». - 2012. - 2145 с.
82. Петти У. Экономические и статистические работы / пер. с англ. М.: Соцэгиз. - 1940. - 324 с.
83. Рябова Т.М. Оценка профессиональной деятельности профессорско- преподавательского состава вузов в условиях модернизации высшего образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 22.00.04. - Москва. - 2011. - 152 с.
84. Ушаков Д.Н.: Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. - М.: Издательство Славянский Дом Книги. - 2014 г. - 959 с.
85. Чангли И.И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования: Монография. Издание 4-е. - М.: ЦСПиМ, 2010. - 608 с.
86. Щербинина Е.Ю. Преподавательский труд как инструмент развития человеческого капитала студентов: анализ и организация: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05. - Екатеринбург. - 2014. - 146 с.
Статьи и материалы периодической печати
87. Асканова О.В. Оценка деятельности научно-педагогических работников: зарубежный и отечественный опыт/ «Научные тенденции: Педагогика и психология» Сборник научных трудов, по материалам международной научно-практической конференции 4 октября 2016 г. Часть 1 Изд. ЦНК МНИФ «Общественная наука». - 2016. - 17 с.
88. Акинфиева Н.В. Сравнительный анализ критериев оценки качества высшего образования// Образование в современном мире, 2012. №7. - С. 36-43
89. Арсибекова Ю.А. Оценка эффективности труда работника. Некоторые коэффициенты оценки труда//Евразийское научное объединение, 2015. №10(10). - С. 1- 5
90. Бедрачук И.А., Луговой Р.А., Мазелис Л.С., Солодухин К.С. Рейтинговые модели оценки деятельности профессорско-преподавательского состава и их применение при определении размера стимулирующих и иных выплат//Контроллинг, 2010. № 37. № 4. - С. 66-73
91. Болотин И.С., Дорофеева А.А., Сорокина Н.Д. О компетенциях преподавателя и вузовской системе повышения квалификации// Высшее образование в России, 2015. №2. - С. 151-154
92. Бордовская Н.В., Титова Е.В. Качество деятельности вуза: подход к пониманию и оценке// Вестник СЗО РАО «Образование и культура Северо-Запада России», 2002. №.7. - С. 6-11
93. Волков Ю.Е. К выработке современного представления о сущности труда// Социологические исследования, 2009. № 3. - С. 27-35
94. Горбань В.В., Филипченко Е.М., Корольчук И.С. Повышение уровня
подготовки студентов медицинского вуза: фокус на мнения студентов и преподавателей /Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. № 4-1. - С. 96-98
95. Гребенникова Е.В. Формирование образовательного бренда как фактор конкурентоспособности вуза// Экономика и управление: проблемы, решения, 2017. Т. 2. № 1. - С. 84-87
96. Грудзинский А.О., Чупрунов Е.В. Стратегические изменения университета для повышения конкурентоспособности//Социологические исследования, 2016. № 3. - С. 132 - 140
97. Данилова Р.Н. Шарипова А.А. Зарубежная практика оценки профессиональной деятельности преподавателей высших учебных заведений//Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии, 2017. №5. Ч.6. - С. 38-41
98. Иванова Е.Л. Аттестация научно-педагогических работников//Советник в сфере образования, 2014. №5. - С. 20 - 24
99. Исаева Т.Е. Требования к компетенциям университетских преподавателей в разных странах мира // Теория и практика общественного развития,
2015. № 16. - С. 210-214
100. Исаевой Т.Е., Чурикова М.П., Котляренко Ю.Ю. Эффективность
оценивания деятельности преподавателей вузов: сравнение
отечественных и зарубежных методик// Науковедение, 2015. №3. том 7. - С. 5-9
101. Ким И.Н. О необходимости органичного сочетания профессиональной и должностной карьеры ППС вуза// Инженерное образование, 2015. № 18. - С. 40-50
102. Кубланов А.М. Принципы формирования профессионально - личностных качеств преподавателя вуза// Известия Воронежского государственного педагогического университета, 2016. № 1 (270). - С. 65-67
103. Литвинова О.И. Проблемы оценки интенсивности труда преподавателей высших учебных заведений//Омский научный вестник, 2007. № 5(59) - С. 52-55
104. Меркулова Е.А., Барышева М.В. Преподаватель глазами студента (анализ результата анкетирования)// Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(33) Новосибирск, 2015 г. - С.197-204
105. Полевая М.В. Современный преподаватель: взгляд на студентов и методики преподавания в вузе/Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 2015. № 3 (19). - С. 83-90
106. Пономарева Е.А. Критерии и показатели оценки педагогической деятельности //Инновационные проекты и программы в образовании, 2009. №5. - С. 45-51
107. Раздорская О.В., Иванов А.В. Идеальный преподаватель: мнение Российских и иностранных студентов /В сборнике: Современные проблемы высшего образования материалы/ VII Международной научно-методической конференции. С.Г. Емельянов (отв. редактор). 2015. - 314 с.
108. Разумова Т.О. Влияние высшего образования на доходы работника//
Экономический анализ: теория и практика. 2009.№13. - С. 29-37
109. Роботова А.С. Повседневное самообразование педагога высшей школы на
этапе профессиональной зрелости /Непрерывное образование: XXI век.
2016. № 1 (13). - С. 23-38
110. Сгибнева О.В., Мартынова Т.Н. Правовое обеспечение аттестации
научно-педагогических работников вуза// Экономика образования, 2014. № 1. - С. 90-96
111. Смолярова М.Л. Реализация научно-педагогическими работниками права
на труд//Право и управление. XXI век. 2008. № 4 (9). - С. 81-86
112. Солодянников В.А., Люйк Л.В., Пахомов Ю.М. Технология оценки
подготовленности преподавателей вуза с учетом мнения студентов /European Social Science Journal. 2015. № 12. - С. 353-359
113. Трапицын С.Ю. Рейтинговый подход и мониторинг в управлении
эффективностью деятельности университета/ Вестник Герценовского университета. 2013. №1. - С.61-74
114. Третьякова Н.В. Федоров А.В. многомерный анализ качества
профессиональной деятельности преподавателя высшей
школы/Сибирский педагогический журнал, 2015. №3. - С. 74-78
115. Фадеева И.М. Ватолкина Н.Ш. Программы развития кадрового
потенциала исследовательских университетов России: опыт анализа /Университетское управление. 2011. №4. - С. 13-32
116. Феоктистова О.А. Развитие системы нормирования и стимулирования
труда как механизмов повышения его качества в сфере научных исследований// Науковедение. 2014. №5/24. - С. 4- 7
117. Четвернина М.И Информационно - коммуникационная компетенция
преподавателя иностранного языка/ Научно-методические подходы к формированию образовательных программ подготовки кадров в современных условиях сборник статей III Региональной межвузовской научно-практической конференции. 2016. - С. 77-80
118. Шарипова А.А. Данилова Р.Н. Эволюция российской системы оценки
профессиональной деятельности научно-педагогических работников высших учебных заведений//Научное знание современности. 2017. № 4. - С. 409-412
119. Шевченко Д.А. Конкурентоспособность вуза: методика оценки
эффективности сайта вуза в системе интернет/Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2015. № 3 (146). - С. 111-126
120. Шилова Н.Н., Кравченко Е.А. Качество образовательного процесса: взгляд преподавателя и студента/Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2014. № 2. - С. 92-96
121. Berk, Ronald A. Survey of 12 Strategies to Measure Teaching Effectiveness, International Journal of Teaching and Learning in Higher Education // 2005. Volume 17. № 1. 48-62.
122. Hanushek Е. A., Kimko D. D. Schooling, Labor-Force Quality»and the Growth of Nations // American Economic Review. 2000. Vol. 90. No 5. P. 1184-1208.
123. Marshall A. Principles of Economics. Vol.1. L. 1961. - 212 с.
124. Pamela D. Linking Teacher Evaluation and Student Learning /URL: http://www.ascd.org /publications/ books /104136/chapters/The Power of an Effective Teacher and Why We Should Assess It.aspx.
Электронные ресурсы
125. Академический рейтинг университетов мира. Официальный сайт. URL: http://www. shanghairanking.com
126. Гарвардский университет. Официальный сайт. URL:
http://www.harvard.edu
127. Гафуров И.Р. Пополнить полномочия. Федеральные университеты могли
бы делать больше // Поиск. 2013. № 12. URL:
http://www.poisknews.ru/theme/edu/5585
128. Главный информационно-вычислительный центр Министерство
образования и науки Российской Федерации. Официальный сайт . URL: http: //indicators .miccedu.ru/monitoring
129. Калифорнийский университет. Официальный сайт. URL:
https://www.universityofcalifornia.edu
130. Конанчук Д. С. Пожизненный урок. URL: Режим
доступа:http: //hbrrussia.ru/innovatsii/trendy/a18851/?utm_source=email_hbr_
editorial&utm_medium=email&utm_campaign=22-issue-2017-02 22&utm_
content=text_1, свободный.
131. Массачусетский технологический институт. Официальный сайт. URL: http: //web .mit .edu
132. Международные рейтинги университетов Обзор (06.2015 - 05.2016) URL: йИр://ишга1тд.ги/Р1рКоо1/111е8/Рейтинги%202015-16.pdf
133. Никулина И.Е., Римская О.Н. Студент, преподаватель и работодатель в
системе управления качеством образовательных услуг //Университетское управление: практика и анализ, 2006. - №6. URL:
http: //vvv.umj .ru/index.php/pub/inside/297
134. Оксфордский университет. Официальный сайт. URL:
https: //www. unipage. net/ru/university_of_oxford
135. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров - «5-100». Официальный сайт. URL: http://5top100.ru
136. Рейтинги мировых университетов. Официальный сайт. URL: http: //www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings
137. Стенфордский университет. Официальный сайт. URL:
http://www. stanford.edu
138. Университеты в мировых рейтингах. Официальный сайт. URL: https: //www.topuniversities.com/university-rankings/world-university- rankings/2016
139. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Дальневосточный Федеральный Университет. Официальный сайт. URL: https://www.dvfu.ru
140. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики». Официальный сайт. URL: https: //www.hse.ru
141. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования Санкт-Петербургский национальный
исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Официальный сайт. URL: http://www.ifmo.ru/ru
142. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования Санкт-Петербургский Государственный Электротехнический Университет Им. В.И. Ульянова (Ленина).
Официальный сайт. URL: http://www.eltech.ru
143. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Казанский (Приволжский) Федеральный Университет. Официальный сайт. URL: http://kpfu.ru
144. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования Национальный Исследовательский
Технологический Университет «МИСиС». Официальный сайт. URL: http://misis.ru
145. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Национальный
Исследовательский Ядерный Университет «Мифи». Официальный сайт. URL: https://mephi.ru
146. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский Физико¬Технический Институт (Государственный Университет). Официальный сайт. URL: https://mipt.ru
147. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования Новосибирский Национальный Исследовательский Государственный Университет. Официальный сайт. URL:
http://www.nsu.ru
148. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский Государственный Университет Лобачевского. Официальный сайт. URL: http:ZZwww.unn.ru
149. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Самарский Национальный Исследовательский Университет имени академика С.П. Королёва. Официальный сайт. URL: http: ZZwww.ssau.ru
150. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого. Официальный сайт. URL:
http: ZZwww.spbstu.ruZ
151. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет. Официальный сайт. URL:
http:ZZwww.tsu.ruZ
152. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Национальный Исследовательский Томский Политехнический Университет. Официальный сайт. URL: https:ZZtpu.ru
153. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Уральский Федеральный Университет имени Первого Президента России Б.Н. Ельцина. Официальный сайт. URL: http:ZZurfu.ruZru
154. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Балтийский Федеральный Университет имени Иммануила Канта. Официальный сайт. URL: https:ZZwww.kantiana.ru
155. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования Сибирский Федеральный Университет.
Официальный сайт. URL: http:ZZwww.sfu-kras.ru
156. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Южно-Уральский
Государственный Университет. Официальный сайт. URL:
http: //www. susu.ru
157. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский Университет Дружбы Народов. Официальный сайт. URL: http://www.rudn.ru
158. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования Тюменский Государственный Университет.
Официальный сайт. URL: https://www.utmn.ru
159. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский Государственный Медицинский Университет имени И.М. Сеченова. Официальный сайт. URL: https://sechenov.ru
160. Чернышова Е. В., Пятковский О. И. Оценка эффективности деятельности преподавателей в повышении качества образования. URL: http:// elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2008/kat/pdf/Section3/320-339.pdf.