ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ 7
1.1. Анализ понятия культуры безопасности в повседневной жизни в
психолого-педагогической науке 7
1.2. Проблема формирования навыков безопасного поведения старших
дошкольников в педагогической практике 13
1.3. Формы и методы формирования безопасного поведения детей
старшего дошкольного возраста в повседневной жизни 19
Выводы по первой главе 27
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ 29
2.1. Организация и методы исследования. Исходный уровень сформированности знаний о безопасном поведении в повседневной
жизни у старших дошкольников 29
2.2. Описание работы по формированию навыков безопасного поведения
у старших дошкольников 39
2.3. Анализ изменений в уровне знаний старших дошкольников о
безопасном поведении в повседневной жизни 45
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ 7
1.1. Анализ понятия культуры безопасности в повседневной жизни в
психолого-педагогической науке 7
1.2. Проблема формирования навыков безопасного поведения старших
дошкольников в педагогической практике 13
1.3. Формы и методы формирования безопасного поведения детей
старшего дошкольного возраста в повседневной жизни 19
Выводы по первой главе 27
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ 29
2.1. Организация и методы исследования. Исходный уровень сформированности знаний о безопасном поведении в повседневной
жизни у старших дошкольников 29
2.2. Описание работы по формированию навыков безопасного поведения
у старших дошкольников 39
2.3. Анализ изменений в уровне знаний старших дошкольников о
безопасном поведении в повседневной жизни 45
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
В настоящее время важнейшим условием решения сложных и многоплановых задач, связанных с защитой населения от опасностей различного характера, успешной реализацией этих задач в нашем обществе и государстве, является формирование личности человека, готового и способного предвидеть и избегать опасностей в повседневной жизни, а при необходимости грамотно действовать в условиях возникающей опасности.
Обществом сегодня предъявляются повышенные требования к безопасности подрастающего поколения, особенно детей дошкольного возраста. Бесспорно, что за безопасность жизни ребенка отвечает, прежде всего, его семья. Однако продолжительную часть времени дошкольник находится в стенах образовательного учреждения, поэтому возрастает и роль ответственность системы образования за подготовку дошкольников по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни, за формирование у них навыков безопасного поведения в быту.
Таким образом, приобщение детей к культуре безопасной жизнедеятельности, знание основополагающих умений и владение ключевыми навыками безопасности жизнедеятельности в процессе повседневной жизни определяются в настоящее время реальными потребностями современного общества. Трагические события, которые происходят в мире и нашей стране сегодня, говорят о необходимости формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей с самого раннего возраста.
Указанные обстоятельства позволяют констатировать, что проблема особенностей безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни является сегодня одной из важнейших и актуальных проблем системы дошкольного образования.
Изучением проблемы особенностей безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни занимались такие современные исследователи как В.А. Ананьев [1], М.И. Баишева [3], А.А. Баранов [4], О.Ю. Бутвина [7], О.Г. Гейль [11], Л.И. Доценко [12], И.П. Зольникова [14], Л.А. Калинич [16], Л.В. Коломийченко [20], О.В. Лбова [22], А.Н. Паленова [27], Т.В. Панченко [28], Д.В. Попова [33], В.В. Садовая [37], А.В. Смотров [41], Л.М. Таутиева [43], Л.Л.Тимофеева [44], Е.С. Филенкова [45], З.С. Эиверлиева [48] и другие.
Объект исследования: процесс формирования культуры безопасного поведения дошкольников.
Предмет исследования: особенности безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни.
Целью исследования является изучение особенностей безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни.
Задачи исследования:
- провести анализ понятия культуры безопасности в повседневной жизни в психолого-педагогической науке;
- изучить проблему формирования навыков безопасного поведения старших дошкольников в педагогической практике;
- определить формы и методы формирования безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни;
- провести экспериментальное исследование особенностей безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни.
Гипотеза исследования: формированию навыков безопасного
поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни способствует использование в работе с дошкольниками комплексной технологии, направленной на:
- формирование культуры безопасности в различных видах деятельности дошкольников;
- организацию взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников;
- использование различных форм организации работы с дошкольниками и их семьями в процессе формирования у детей навыков безопасного поведения в быту.
В процессе исследования использованы такие методы как анализ психолого-педагогической литературы; разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента; осуществление качественного и статистического анализа полученных данных.
Методологическую основу исследования составили положения системно-деятельностного подхода к изучению личности ребенка дошкольного возраста; положения о целостности и взаимообусловленности социальных и культурно-педагогических явлений в процессе воспитания дошкольника; данные психолого-педагогических исследований об особенностях развития личности в период дошкольного детства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений, студентами педагогических вузов; полезны при разработке образовательных программ современного детского сада и при создании методических пособий для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников по формированию опыта безопасного поведения детей в повседневной жизни.
Апробация исследования происходила посредством публикации статьи по изученной проблеме на тему «Особенности безопасного поведения в дошкольном возрасте в повседневной жизни» в журнале «Воспитатель детского сада».
Экспериментальное исследование организовано в три этапа:
1. констатирующий эксперимент - (октябрь 2017 г), на котором
происходило определение исходного уровня развития навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни;
2. формирующий эксперимент - (октябрь - декабрь 2017 г.), на котором было осуществлено проведение работы по использованию педагогических технологий с целью развития навыков безопасного поведения дошкольников в повседневной жизни;
3. контрольный эксперимент - (декабрь 2017 г), на котором
происходила повторная диагностика уровня развития навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни, анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования.
Базой исследования стало МБДОУ № 27 «Рябинушка» г. Елабуга республики Татарстан. Испытуемыми стали 60 воспитанников двух старших групп ДОУ в возрасте 5 - 6 лет.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
Обществом сегодня предъявляются повышенные требования к безопасности подрастающего поколения, особенно детей дошкольного возраста. Бесспорно, что за безопасность жизни ребенка отвечает, прежде всего, его семья. Однако продолжительную часть времени дошкольник находится в стенах образовательного учреждения, поэтому возрастает и роль ответственность системы образования за подготовку дошкольников по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни, за формирование у них навыков безопасного поведения в быту.
Таким образом, приобщение детей к культуре безопасной жизнедеятельности, знание основополагающих умений и владение ключевыми навыками безопасности жизнедеятельности в процессе повседневной жизни определяются в настоящее время реальными потребностями современного общества. Трагические события, которые происходят в мире и нашей стране сегодня, говорят о необходимости формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей с самого раннего возраста.
Указанные обстоятельства позволяют констатировать, что проблема особенностей безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни является сегодня одной из важнейших и актуальных проблем системы дошкольного образования.
Изучением проблемы особенностей безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни занимались такие современные исследователи как В.А. Ананьев [1], М.И. Баишева [3], А.А. Баранов [4], О.Ю. Бутвина [7], О.Г. Гейль [11], Л.И. Доценко [12], И.П. Зольникова [14], Л.А. Калинич [16], Л.В. Коломийченко [20], О.В. Лбова [22], А.Н. Паленова [27], Т.В. Панченко [28], Д.В. Попова [33], В.В. Садовая [37], А.В. Смотров [41], Л.М. Таутиева [43], Л.Л.Тимофеева [44], Е.С. Филенкова [45], З.С. Эиверлиева [48] и другие.
Объект исследования: процесс формирования культуры безопасного поведения дошкольников.
Предмет исследования: особенности безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни.
Целью исследования является изучение особенностей безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни.
Задачи исследования:
- провести анализ понятия культуры безопасности в повседневной жизни в психолого-педагогической науке;
- изучить проблему формирования навыков безопасного поведения старших дошкольников в педагогической практике;
- определить формы и методы формирования безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни;
- провести экспериментальное исследование особенностей безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни.
Гипотеза исследования: формированию навыков безопасного
поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни способствует использование в работе с дошкольниками комплексной технологии, направленной на:
- формирование культуры безопасности в различных видах деятельности дошкольников;
- организацию взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников;
- использование различных форм организации работы с дошкольниками и их семьями в процессе формирования у детей навыков безопасного поведения в быту.
В процессе исследования использованы такие методы как анализ психолого-педагогической литературы; разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента; осуществление качественного и статистического анализа полученных данных.
Методологическую основу исследования составили положения системно-деятельностного подхода к изучению личности ребенка дошкольного возраста; положения о целостности и взаимообусловленности социальных и культурно-педагогических явлений в процессе воспитания дошкольника; данные психолого-педагогических исследований об особенностях развития личности в период дошкольного детства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений, студентами педагогических вузов; полезны при разработке образовательных программ современного детского сада и при создании методических пособий для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников по формированию опыта безопасного поведения детей в повседневной жизни.
Апробация исследования происходила посредством публикации статьи по изученной проблеме на тему «Особенности безопасного поведения в дошкольном возрасте в повседневной жизни» в журнале «Воспитатель детского сада».
Экспериментальное исследование организовано в три этапа:
1. констатирующий эксперимент - (октябрь 2017 г), на котором
происходило определение исходного уровня развития навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни;
2. формирующий эксперимент - (октябрь - декабрь 2017 г.), на котором было осуществлено проведение работы по использованию педагогических технологий с целью развития навыков безопасного поведения дошкольников в повседневной жизни;
3. контрольный эксперимент - (декабрь 2017 г), на котором
происходила повторная диагностика уровня развития навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни, анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования.
Базой исследования стало МБДОУ № 27 «Рябинушка» г. Елабуга республики Татарстан. Испытуемыми стали 60 воспитанников двух старших групп ДОУ в возрасте 5 - 6 лет.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
Изучение особенностей безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни является актуальной и значимой проблемой, обусловленной объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения в быту, приобретения ими опыта такого поведения. При этом, важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать дошкольникам навыки безопасного поведения в повседневной жизни совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В психолого-педагогической науке потребность в безопасности выделяется как основная и доминирующая потребность ребенка, депривация которой может негативно отразиться на его дальнейшем развитии. Значимость данной проблемы в педагогической практике связана с противоречиями между потребностями и ожиданиями современного общества и возможностями дошкольных учреждений; необходимостью в практических разработках и их отсутствием, недостаточным уровнем компетентности педагогов; необходимостью повышения квалификации воспитателей и отсутствием курсов по данной тематике.
2. В качестве форм работы с семьями воспитанников по формированию безопасного поведения дошкольников в повседневной жизни могут использоваться ознакомление родителей с материалами «уголков безопасности»; проведение бесед; организация выставок; приглашение на дискуссионную встречу; выступление родителей. При работе с детьми можно использовать игровые тренинги; имитирование действий с бытовыми объектами и моделирование угрожающих ситуаций; использование художественной литературы; обучение детей приемам защитного поведения; организация выставок творческих работ; использование видеоматериалов; организация досуга; беседы; встречи, прогулки, экскурсии.
3. В ходе экспериментального исследования была проведена работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе навыков безопасного поведения в повседневной жизни. Основными методами обучения дошкольников безопасному поведению стали: наглядные, словесные; игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры), практические (упражнения, моделирование). Кроме работы с дошкольниками, велась и работа с их родителями.
4. В результате проделанной работы дошкольники из
экспериментальной группы значительно повысили уровень
сформированности культуры безопасного поведения в повседневной жизни, в то время как в контрольной группе результаты диагностики не изменились. При этом, по всем трем компонентам культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста в повседневной жизни различия в результатах диагностики, полученных на констатирующем и контрольном этапах в экспериментальной группе дошкольников, являются статистически значимыми.
Таким образом, цель работы достигнута, а гипотеза - подтверждена.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В психолого-педагогической науке потребность в безопасности выделяется как основная и доминирующая потребность ребенка, депривация которой может негативно отразиться на его дальнейшем развитии. Значимость данной проблемы в педагогической практике связана с противоречиями между потребностями и ожиданиями современного общества и возможностями дошкольных учреждений; необходимостью в практических разработках и их отсутствием, недостаточным уровнем компетентности педагогов; необходимостью повышения квалификации воспитателей и отсутствием курсов по данной тематике.
2. В качестве форм работы с семьями воспитанников по формированию безопасного поведения дошкольников в повседневной жизни могут использоваться ознакомление родителей с материалами «уголков безопасности»; проведение бесед; организация выставок; приглашение на дискуссионную встречу; выступление родителей. При работе с детьми можно использовать игровые тренинги; имитирование действий с бытовыми объектами и моделирование угрожающих ситуаций; использование художественной литературы; обучение детей приемам защитного поведения; организация выставок творческих работ; использование видеоматериалов; организация досуга; беседы; встречи, прогулки, экскурсии.
3. В ходе экспериментального исследования была проведена работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе навыков безопасного поведения в повседневной жизни. Основными методами обучения дошкольников безопасному поведению стали: наглядные, словесные; игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры), практические (упражнения, моделирование). Кроме работы с дошкольниками, велась и работа с их родителями.
4. В результате проделанной работы дошкольники из
экспериментальной группы значительно повысили уровень
сформированности культуры безопасного поведения в повседневной жизни, в то время как в контрольной группе результаты диагностики не изменились. При этом, по всем трем компонентам культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста в повседневной жизни различия в результатах диагностики, полученных на констатирующем и контрольном этапах в экспериментальной группе дошкольников, являются статистически значимыми.
Таким образом, цель работы достигнута, а гипотеза - подтверждена.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Проблемные ситуации как средство формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста (Тольяттинский социально – педагогический колледж)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Формирование основ безопасного поведения у детей старшего возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Использование театрализованной деятельности для
формирования основ безопасного поведения у детей с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Психологические компоненты агрессивного поведения у старших дошкольников (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ
ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017



