ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ 7
1.1. Анализ понятия культуры безопасности в повседневной жизни в
психолого-педагогической науке 7
1.2. Проблема формирования навыков безопасного поведения старших
дошкольников в педагогической практике 13
1.3. Формы и методы формирования безопасного поведения детей
старшего дошкольного возраста в повседневной жизни 19
Выводы по первой главе 27
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ 29
2.1. Организация и методы исследования. Исходный уровень сформированности знаний о безопасном поведении в повседневной
жизни у старших дошкольников 29
2.2. Описание работы по формированию навыков безопасного поведения
у старших дошкольников 39
2.3. Анализ изменений в уровне знаний старших дошкольников о
безопасном поведении в повседневной жизни 45
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
В настоящее время важнейшим условием решения сложных и многоплановых задач, связанных с защитой населения от опасностей различного характера, успешной реализацией этих задач в нашем обществе и государстве, является формирование личности человека, готового и способного предвидеть и избегать опасностей в повседневной жизни, а при необходимости грамотно действовать в условиях возникающей опасности.
Обществом сегодня предъявляются повышенные требования к безопасности подрастающего поколения, особенно детей дошкольного возраста. Бесспорно, что за безопасность жизни ребенка отвечает, прежде всего, его семья. Однако продолжительную часть времени дошкольник находится в стенах образовательного учреждения, поэтому возрастает и роль ответственность системы образования за подготовку дошкольников по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни, за формирование у них навыков безопасного поведения в быту.
Таким образом, приобщение детей к культуре безопасной жизнедеятельности, знание основополагающих умений и владение ключевыми навыками безопасности жизнедеятельности в процессе повседневной жизни определяются в настоящее время реальными потребностями современного общества. Трагические события, которые происходят в мире и нашей стране сегодня, говорят о необходимости формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей с самого раннего возраста.
Указанные обстоятельства позволяют констатировать, что проблема особенностей безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни является сегодня одной из важнейших и актуальных проблем системы дошкольного образования.
Изучением проблемы особенностей безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни занимались такие современные исследователи как В.А. Ананьев [1], М.И. Баишева [3], А.А. Баранов [4], О.Ю. Бутвина [7], О.Г. Гейль [11], Л.И. Доценко [12], И.П. Зольникова [14], Л.А. Калинич [16], Л.В. Коломийченко [20], О.В. Лбова [22], А.Н. Паленова [27], Т.В. Панченко [28], Д.В. Попова [33], В.В. Садовая [37], А.В. Смотров [41], Л.М. Таутиева [43], Л.Л.Тимофеева [44], Е.С. Филенкова [45], З.С. Эиверлиева [48] и другие.
Объект исследования: процесс формирования культуры безопасного поведения дошкольников.
Предмет исследования: особенности безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни.
Целью исследования является изучение особенностей безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни.
Задачи исследования:
- провести анализ понятия культуры безопасности в повседневной жизни в психолого-педагогической науке;
- изучить проблему формирования навыков безопасного поведения старших дошкольников в педагогической практике;
- определить формы и методы формирования безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни;
- провести экспериментальное исследование особенностей безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни.
Гипотеза исследования: формированию навыков безопасного
поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни способствует использование в работе с дошкольниками комплексной технологии, направленной на:
- формирование культуры безопасности в различных видах деятельности дошкольников;
- организацию взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников;
- использование различных форм организации работы с дошкольниками и их семьями в процессе формирования у детей навыков безопасного поведения в быту.
В процессе исследования использованы такие методы как анализ психолого-педагогической литературы; разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента; осуществление качественного и статистического анализа полученных данных.
Методологическую основу исследования составили положения системно-деятельностного подхода к изучению личности ребенка дошкольного возраста; положения о целостности и взаимообусловленности социальных и культурно-педагогических явлений в процессе воспитания дошкольника; данные психолого-педагогических исследований об особенностях развития личности в период дошкольного детства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений, студентами педагогических вузов; полезны при разработке образовательных программ современного детского сада и при создании методических пособий для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников по формированию опыта безопасного поведения детей в повседневной жизни.
Апробация исследования происходила посредством публикации статьи по изученной проблеме на тему «Особенности безопасного поведения в дошкольном возрасте в повседневной жизни» в журнале «Воспитатель детского сада».
Экспериментальное исследование организовано в три этапа:
1. констатирующий эксперимент - (октябрь 2017 г), на котором
происходило определение исходного уровня развития навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни;
2. формирующий эксперимент - (октябрь - декабрь 2017 г.), на котором было осуществлено проведение работы по использованию педагогических технологий с целью развития навыков безопасного поведения дошкольников в повседневной жизни;
3. контрольный эксперимент - (декабрь 2017 г), на котором
происходила повторная диагностика уровня развития навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни, анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования.
Базой исследования стало МБДОУ № 27 «Рябинушка» г. Елабуга республики Татарстан. Испытуемыми стали 60 воспитанников двух старших групп ДОУ в возрасте 5 - 6 лет.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
Изучение особенностей безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни является актуальной и значимой проблемой, обусловленной объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения в быту, приобретения ими опыта такого поведения. При этом, важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать дошкольникам навыки безопасного поведения в повседневной жизни совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В психолого-педагогической науке потребность в безопасности выделяется как основная и доминирующая потребность ребенка, депривация которой может негативно отразиться на его дальнейшем развитии. Значимость данной проблемы в педагогической практике связана с противоречиями между потребностями и ожиданиями современного общества и возможностями дошкольных учреждений; необходимостью в практических разработках и их отсутствием, недостаточным уровнем компетентности педагогов; необходимостью повышения квалификации воспитателей и отсутствием курсов по данной тематике.
2. В качестве форм работы с семьями воспитанников по формированию безопасного поведения дошкольников в повседневной жизни могут использоваться ознакомление родителей с материалами «уголков безопасности»; проведение бесед; организация выставок; приглашение на дискуссионную встречу; выступление родителей. При работе с детьми можно использовать игровые тренинги; имитирование действий с бытовыми объектами и моделирование угрожающих ситуаций; использование художественной литературы; обучение детей приемам защитного поведения; организация выставок творческих работ; использование видеоматериалов; организация досуга; беседы; встречи, прогулки, экскурсии.
3. В ходе экспериментального исследования была проведена работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе навыков безопасного поведения в повседневной жизни. Основными методами обучения дошкольников безопасному поведению стали: наглядные, словесные; игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры), практические (упражнения, моделирование). Кроме работы с дошкольниками, велась и работа с их родителями.
4. В результате проделанной работы дошкольники из
экспериментальной группы значительно повысили уровень
сформированности культуры безопасного поведения в повседневной жизни, в то время как в контрольной группе результаты диагностики не изменились. При этом, по всем трем компонентам культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста в повседневной жизни различия в результатах диагностики, полученных на констатирующем и контрольном этапах в экспериментальной группе дошкольников, являются статистически значимыми.
Таким образом, цель работы достигнута, а гипотеза - подтверждена.
1. Ананьев В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. - Томск: Изд-во ТГУ, 2013. - 220 с.
2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - СПб.: Детство-Пресс, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
3. Баишева М.И., Григорьева А.А. Воспитание культуры безопасности у детей дошкольного возраста в условиях Севера // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 4. - С. 158 - 162.
4. Баранов А.А., Елганов А.Р. Динамика развития навыков социально-безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации психолого-педагогической интегративной педагогической технологии // Вестник Удмуртского университета. -
2016. - № 4. - С. 41 - 49.
5. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: Высшая школа, 2005. - 109 с.
6. Буздалина А.С. Формирование культуры безопасности
жизнедеятельности в процессе физического воспитания // Научные исследования: от теории к пратике. - 2017. - № 1-1. - С. 97 - 100.
7. Бутвина О.Ю., Загуляева Е.Н. Современные аспекты проблемы безопасного поведении в быту у дошкольников // Психология социализации личности в современных условиях. - 2015. - С. 55 - 59.
8. Вавилова В.С., Ханова Т.Г. Социально-коммуникативное развитие дошкольника: анализ образовательных программ // Детский сад от А до Я. - 2017. - № 1. - С. 11 - 18.
9. Ветлужская И.А., Токарева А.С. Формирование основ безопасного и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО // Актуальные вопросы современной науки и образования. - 2017. - С. 73 - 76.
10. Гафнер В.В. Безопасный образ жизни: как его сформировать учителю? От теории к практике // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 186 - 192.
11. Гейль О.Г. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность // молодой ученый. - 2016. -№ 12-6. - С. 26 - 28.
12. Доценко Л.И., Колесникова Т.А. Безопасное поведение дошкольников как объект педагогической деятельности // Научный альманах. - 2017. - № 3-2. - С. 67 - 70.
13. Загоскина Ю.В. Дидактические игры как средство ознакомления детей 4 - 5 лет с правилами безопасного поведения в быту // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования. - 2017. - Ч. 1. -С. 297 - 301.
14. Зольникова И.П. Безопасность жизнедеятельности дошкольников в природе // Детский сад от А до Я. - 2017. - № 4. - С. 76 - 82.
15. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Ред. Л.А. Парамонова. - М.: Сфера, 2014. - 161 с.
16. Калинич Л.А. Умение учиться безопасному поведению // Внешкольник. - 2014. - № 2. - С. 58 - 60.
17. Каменская Е.Н., Толмачева Л.В. Культура здоровья как составляющая психологической безопасности личности // Инженерный вестник Дона. - 2014. - № 4-2. - С. 26 - 35.
18. Киселева Е.В., Советова Т.М. Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. - 2017. - № 3. - С. 560 - 562.
19. Колмыкова И.Г. Использование инновационных форм работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. - 2017. -№ 47-1. - С. 85 - 88.
20. Коломийченко Л.В., Ванюкова К.А. Формирование знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. - 2015. - № 7. - С. 26 - 30.
21. Кузьмина Е.В., Бырылова Е.А. Безопасность жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. - 2017. - № 11-2. - С. 71 - 75.
22. Лбова О.В. Развитие опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр // Приоритетные направления развития образования и науки. - 2017. - Т. 2. - С. 126 - 128.
23. Маурина С.Ю. Опыт работы по формированию безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников среднего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 1. - С. 57 - 59.
24. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. - Екатеринбург: Изд-во ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. - 52 с.
25. Мошкин В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности // Основы безопасности жизни. - 2005. - № 7. - С. 11 - 15.
26. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 303 с.
27. Паленова А.Н. Безопасное поведение в быту старших дошкольников: опыт изучения // Евсевьевские чтения. - 2016. - №1. - С. 135 - 139.
28. Панченко Т.В., Саргина Л.С. Формирование безопасного поведения у детей 4 - 5 лет // Дискуссия. - 2017. - № 3. - С. 9 - 104.
29. Пелихова А.В. Формирование социальной безопасности ребенка дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 10. - С. 28 - 32.
30. Петренко А.В. Работа с семьями воспитанников в процессе воспитания культуры безопасности // Образование и наука. - 2016. - № 4. - С. 113 - 119.
31. Петрова Т.Н. Этнопедагогические воззрения в процессе формирования личности // Вестник ТГУ. - 2014. - № 3. - С. 114 - 119.
32. Пидручная С.Н. Формирование основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 188 с.
33. Попова Д.В. Обучение дошкольников безопасному поведению на улице // Актуальные вопросы современной науки. - 2014. - Т.1. - С. 73 - 75.
34. Потапова Г.Я., Сорока А.Г. Что должны знать родители, оставляя ребенка одного дома // Молодой ученый. - 2017. - № 41. - С. 162 - 164.
35. Рахматуллин Р.Я. Личная безопасность ребенка в содержании семейного воспитания // Социальная педагогика в России. - 2017. - № 1. - С. 39 - 47.
36. Рахматуллин Р.Я. Образовательные технологии обучения детей правилам безопасного поведения // Социальная педагогика в России. -
2017. - № 2. - С. 47 - 55.
37. Садовая В.В. Обучение детей безопасному поведению на улице: практический аспект // Вестник НЦБЖД. - 2010. - № 6. - С. 67 -72.
38. Садретдинова А.И. Педагогическое проектирование образовательной среды формирования культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2009. - 64 с.
39. Сергеева А.Н. Профессиональная подготовка студентов педагогических специальностей к обеспечению безопасной жизнедеятельности детей в условиях дошкольных образовательных учреждений // Вестник РГПУ им. А.И. Герцена. - 2015. - № 6. - С. 112
- 118.
40. Ситка И.В. Учебно-методический комплекс для подготовки будущих учителей к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях // Наука и школа. - 2010. - №4. - С. 24 - 26.
41. Смотров А.В. Особенности обучения детей безопасному поведению в различных ситуациях // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и пути их решения. - 2017. - Ч. 1. С. 369 - 372.
42. Соколова, С.Н. Онтология безопасности и гуманистическая модернизация современного общества // Вестник ПГУ. - 2017. - № 1. - С. 35 - 48.
43. Таутиева Л.М. Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. - 2013. - № 3. - С. 253 - 255.
44. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет // Справочник старшего воспитателя. - 2015. - № 7. - С. 3 - 15.
45. Филенкова Е.С., Морозова О.В. Формирование культуры безопасности у детей среднего дошкольного возраста // Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату. - 2017.
- Т. 1. - С. 144 - 148.
46. Хроколов В.А. Культура безопасности: основные аспекты развития // Вестник ПГУ. - 2017. - № 2. - С. 41 - 47.
47. Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. - СПб, 2001. - 175 с.
48. Эирвелиева З.С. Формирование навыков безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста // Символ науки. - 2016. - № 5. - С. 234 - 237.
49. Конькова Е.А. Методические рекомендации дл педагогов на тему
«Мониторинг знаний и умений безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-
zhiznedeyatelnosti/2015/12/31/metodicheskie-rekomendatsii-dlya (05.04.2018).
50. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. - [Электронный ресурс]. - URL: www.firo.ru/wp- content/uploads/2014/02/Uspeh.pdf (дата обращения: 15.07.2017).