ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ: «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 ГГ.» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЕ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 9
§1. Сущность частично-поискового метода обучения, его виды и формы ... 9
§2. Технология частично-поискового метода обучения на уроках истории 17 ГЛАВА II. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 ГОДА» 23
§1. Роль и место темы «Великая отечественная война 1941-1945 года» в школьном курсе истории 23
§2. Методические особенности использования различных форм частично¬поискового метода обучения при изучении темы «Великая отечественная война 1941-1945 года» 37
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА НА УРОВЕНЬ ОСВОЕННОСТИ ТЕМЫ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-
1945 ГОДА» 59
§1. Организация и методы исследования 59
§2. Результаты исследования 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЕ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 9
§1. Сущность частично-поискового метода обучения, его виды и формы ... 9
§2. Технология частично-поискового метода обучения на уроках истории 17 ГЛАВА II. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 ГОДА» 23
§1. Роль и место темы «Великая отечественная война 1941-1945 года» в школьном курсе истории 23
§2. Методические особенности использования различных форм частично¬поискового метода обучения при изучении темы «Великая отечественная война 1941-1945 года» 37
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА НА УРОВЕНЬ ОСВОЕННОСТИ ТЕМЫ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-
1945 ГОДА» 59
§1. Организация и методы исследования 59
§2. Результаты исследования 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Современным обществом востребован выпускник школы, обладающий выраженной творческой индивидуальностью, гибким и нешаблонным мышлением, способный творчески подходить к решению различных образовательных, профессиональных, жизненных задач. В этой связи возрастает роль образовательных технологий, активизирующих продуктивную деятельность учащихся, самостоятельное конструирование ими элементов знания и способов деятельности. К числу таких технологий относятся, проблемное обучение, проекты, деловые и организационно-деятельностные игры, технология коллективной работы и др.
Однако более всего указанному социальному запросу отвечает частично-поисковое или эвристическое обучение (от греч. heu-isko «нахожу», «отыскиваю», «открываю»), изначально ориентированное на создание обучающимися внутренних (духовных) и внешних (материализованных) образовательных продуктов и происходящее на этой основе творческое развитие личности учащегося.
Особенно актуально использование частично-поискового метода обучения при изучении истории.
Эвристический метод в обучении истории позволяет учащимся наиболее полно реализовать свои возможности творческого саморазвития. Обучение через методы эвристики не сводится только к приобретению знаний, умений и навыков, но оно еще и ориентирует на внутреннюю мотивацию обучения, обеспечивает самодвижение, саморазвитие и самовоспитание ученика. История, как ни какой другой предмет, подходит для применения в процессе обучения методов эвристики.
Главный принцип эвристики - поиск, первоначально дает учащемуся желание искать и находить решения, добиваться итога. Более всего это желание проявляется на подсознательном уровне, и выражается в том, что ученик любит предмет, считает его не сложным, а значит не скучным.
С начала 60-х годов в литературе возникает идея усилить роль метода поиска в преподавании естественных и гуманитарных наук. Многие ученые поднимают вопрос о принципах организации поискового обучения. Говоря о степени научного развития, следует отметить, что со второй половины 60-х годов идея проблемного метода начинает всесторонне и глубоко развиваться. Большое значение для развития теории имели работы отечественных психологов, разработавших тезис о том, что умственное развитие характеризуется не только объемом и качеством приобретенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий (С. Л. Рубинштейн, Н. А. Менчинская, Т. В. Кудрявцев). Существенным в развитии теории проблемного обучения было положение о роли проблемной ситуации в мышлении и обучении (А. М. Матюшкин). Особый вклад в развитие теории проблемного обучения и метода частичного поиска внесли М.И. Махмутов А.М. Матюшкин А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, И.А. Ильницкая и другие.
Опыт применения отдельных элементов частично-поискового метода в школе был исследован М.И. Махмутов И.Я. Лернер и другие.
На современном этапе развития педагогики метод частичного поиска в преподавании рассматривается как одна из моделей умственной деятельности. Разработаны пути создания поисковых ситуаций в различных учебных предметах, найдены критерии оценки сложности эвристических когнитивных задач. Каждый преподаватель, в зависимости от предмета обучения, квалификации, специфики определенного класса, темы урока, применяет метод частичного поиска и реализует его на практике.
В данном исследовании предпринята попытка рассмотреть особенности использования частично-поискового метода при изучении темы «Великая Отечественная война 1941-1945 года» в школьном курсе истории.
Объектом исследования стал частично-поисковый методы в школьном курсе истории.
Предмет исследования - процесс реализации частично-поискового метода при изучении темы «Великая Отечественная война 1941-1945 года» в школьном курсе истории.
Цель исследования - проанализировать эффективность использования частично-поискового метода при изучении темы «Великая отечественная война 1941-1945 года» в школьном курсе истории.
Гипотеза исследования: считаем, что использование частично-поискового метода и создание эвристических ситуаций будет способствовать более полному усвоению знаний учеников по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 года».
Для реализации цели исследования и доказательства гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. изучить научно-теоретические подходы к частично-поисковому методу обучения на уроках истории,
2. определить особенности использования частично-поискового метода при изучении истории,
3. разработать и апробировать систему работы на основе частично- поискового метода при изучении темы «Великая Отечественная война 1941¬1945 года» в школьном курсе истории,
4. опытным путем доказать эффективность системы работы на основе частично-поискового метода.
Основными методами стали:
- теоретические: анализ научной литературы по теме исследования, обобщение передового педагогического опыта,
- практические: наблюдение, разработка диагностических заданий и системы работы на основе частично-поискового метода при изучении темы «Великая отечественная война 1941-1945 года» в школьном курсе истории, констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования,
- статистические: методы качественной и количественной обработки полученных результатов исследования.
Новизна и теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в работе разработана система работы по теме «Великая отечественная война 1941-1945 года» с использованием частично-поискового метода: эвристический причинно-следственный анализ, эвристический темпоральный анализ, эвристический пространственный анализ, эвристический поиск и систематизация информации, эвристический источниковедческий анализ.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что:
- предложенная система работы может быть использованы в практической деятельности учителей по изучении темы «Великая отечественная война 1941-1945 года» в школьном курсе истории,
- разработанные диагностические материалы могут послужить базисом для разработки методического комплекса контрольно-диагностических материалов по теме «Великая отечественная война 1941-1945 года»,
- полученные эмпирические данные могут послужить для дальнейшего исследования использования частично-поискового метода в школьном курсе истории.
Структура исследования. Данное исследование состоит из введения, трех глав (теоретической, аналитической и эмпирической), заключения, списка использованной литературы и приложений.
Однако более всего указанному социальному запросу отвечает частично-поисковое или эвристическое обучение (от греч. heu-isko «нахожу», «отыскиваю», «открываю»), изначально ориентированное на создание обучающимися внутренних (духовных) и внешних (материализованных) образовательных продуктов и происходящее на этой основе творческое развитие личности учащегося.
Особенно актуально использование частично-поискового метода обучения при изучении истории.
Эвристический метод в обучении истории позволяет учащимся наиболее полно реализовать свои возможности творческого саморазвития. Обучение через методы эвристики не сводится только к приобретению знаний, умений и навыков, но оно еще и ориентирует на внутреннюю мотивацию обучения, обеспечивает самодвижение, саморазвитие и самовоспитание ученика. История, как ни какой другой предмет, подходит для применения в процессе обучения методов эвристики.
Главный принцип эвристики - поиск, первоначально дает учащемуся желание искать и находить решения, добиваться итога. Более всего это желание проявляется на подсознательном уровне, и выражается в том, что ученик любит предмет, считает его не сложным, а значит не скучным.
С начала 60-х годов в литературе возникает идея усилить роль метода поиска в преподавании естественных и гуманитарных наук. Многие ученые поднимают вопрос о принципах организации поискового обучения. Говоря о степени научного развития, следует отметить, что со второй половины 60-х годов идея проблемного метода начинает всесторонне и глубоко развиваться. Большое значение для развития теории имели работы отечественных психологов, разработавших тезис о том, что умственное развитие характеризуется не только объемом и качеством приобретенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий (С. Л. Рубинштейн, Н. А. Менчинская, Т. В. Кудрявцев). Существенным в развитии теории проблемного обучения было положение о роли проблемной ситуации в мышлении и обучении (А. М. Матюшкин). Особый вклад в развитие теории проблемного обучения и метода частичного поиска внесли М.И. Махмутов А.М. Матюшкин А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, И.А. Ильницкая и другие.
Опыт применения отдельных элементов частично-поискового метода в школе был исследован М.И. Махмутов И.Я. Лернер и другие.
На современном этапе развития педагогики метод частичного поиска в преподавании рассматривается как одна из моделей умственной деятельности. Разработаны пути создания поисковых ситуаций в различных учебных предметах, найдены критерии оценки сложности эвристических когнитивных задач. Каждый преподаватель, в зависимости от предмета обучения, квалификации, специфики определенного класса, темы урока, применяет метод частичного поиска и реализует его на практике.
В данном исследовании предпринята попытка рассмотреть особенности использования частично-поискового метода при изучении темы «Великая Отечественная война 1941-1945 года» в школьном курсе истории.
Объектом исследования стал частично-поисковый методы в школьном курсе истории.
Предмет исследования - процесс реализации частично-поискового метода при изучении темы «Великая Отечественная война 1941-1945 года» в школьном курсе истории.
Цель исследования - проанализировать эффективность использования частично-поискового метода при изучении темы «Великая отечественная война 1941-1945 года» в школьном курсе истории.
Гипотеза исследования: считаем, что использование частично-поискового метода и создание эвристических ситуаций будет способствовать более полному усвоению знаний учеников по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 года».
Для реализации цели исследования и доказательства гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. изучить научно-теоретические подходы к частично-поисковому методу обучения на уроках истории,
2. определить особенности использования частично-поискового метода при изучении истории,
3. разработать и апробировать систему работы на основе частично- поискового метода при изучении темы «Великая Отечественная война 1941¬1945 года» в школьном курсе истории,
4. опытным путем доказать эффективность системы работы на основе частично-поискового метода.
Основными методами стали:
- теоретические: анализ научной литературы по теме исследования, обобщение передового педагогического опыта,
- практические: наблюдение, разработка диагностических заданий и системы работы на основе частично-поискового метода при изучении темы «Великая отечественная война 1941-1945 года» в школьном курсе истории, констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования,
- статистические: методы качественной и количественной обработки полученных результатов исследования.
Новизна и теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в работе разработана система работы по теме «Великая отечественная война 1941-1945 года» с использованием частично-поискового метода: эвристический причинно-следственный анализ, эвристический темпоральный анализ, эвристический пространственный анализ, эвристический поиск и систематизация информации, эвристический источниковедческий анализ.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что:
- предложенная система работы может быть использованы в практической деятельности учителей по изучении темы «Великая отечественная война 1941-1945 года» в школьном курсе истории,
- разработанные диагностические материалы могут послужить базисом для разработки методического комплекса контрольно-диагностических материалов по теме «Великая отечественная война 1941-1945 года»,
- полученные эмпирические данные могут послужить для дальнейшего исследования использования частично-поискового метода в школьном курсе истории.
Структура исследования. Данное исследование состоит из введения, трех глав (теоретической, аналитической и эмпирической), заключения, списка использованной литературы и приложений.
Итак, в процессе исследования было выявлено:
Таким образом, сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих характерных особенностях:
- знания не предлагается в «готовой» форме, они должны быть получены самостоятельно;
- учитель организует не сообщение или заявление о знании, а поиск новых знаний с помощью различных средств;
- ученики под руководством учителя самостоятельно спорят, решают возникающие когнитивные проблемы, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., что приводит к формированию сознательных, сильных знаний.
Эвристический метод в истории обучения позволяет школьникам более полно реализовать свои собственные способности творческого саморазвития. Подготовка по методу эвристики заключается не только в получении знаний, навыков, но и в направлении внутренней мотивации обучения, гарантии самодвижения, саморазвития и самообразования ученика. Этот метод позволяет достичь решения целого ряда общих образовательных и образовательных проблем, сформировать требование для воспитания и развития свободной, талантливой, физически сильной личности, концентрированных научных знаний, готовых к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению ,
История наиболее подходит для использования эвристического метода. Основной принцип эвристики - выбор, изначально дает студенту желание искать и находить решения, добиваться результатов.
Была разработана система работы по теме «Великая отечественная война 1941-1945 года» с использованием частично-поискового метода: эвристический причинно-следственный анализ, эвристический темпоральный анализ, эвристический пространственный анализ, эвристический поиск и систематизация информации, эвристический источниковедческий анализ.
Так же были разработаны диагностические материалы, по теме «Великая отечественная война 1941-1945 года».
По результатам проведенного педагогического исследования, было отмечено увеличение количества школьников с высоким уровнем (50%) на контрольном этапе. Так же отметили увеличение количества подростков со среднем уровнем с 25% до 40%. Было замечено снижение количества детей с низким уровнем знаний по теме с 75% до 10%.
Таким образом, гипотеза исследования - доказана, действительно использование частично-поискового метода и создание эвристических ситуаций будет способствовать более полному усвоению знаний учеников по теме «Великая отечественная война 1941-1945 года».
Полученные эмпирические данные могут послужить для дальнейшего исследования использования частично-поискового метода в школьном курсе истории.
Таким образом, сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих характерных особенностях:
- знания не предлагается в «готовой» форме, они должны быть получены самостоятельно;
- учитель организует не сообщение или заявление о знании, а поиск новых знаний с помощью различных средств;
- ученики под руководством учителя самостоятельно спорят, решают возникающие когнитивные проблемы, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., что приводит к формированию сознательных, сильных знаний.
Эвристический метод в истории обучения позволяет школьникам более полно реализовать свои собственные способности творческого саморазвития. Подготовка по методу эвристики заключается не только в получении знаний, навыков, но и в направлении внутренней мотивации обучения, гарантии самодвижения, саморазвития и самообразования ученика. Этот метод позволяет достичь решения целого ряда общих образовательных и образовательных проблем, сформировать требование для воспитания и развития свободной, талантливой, физически сильной личности, концентрированных научных знаний, готовых к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению ,
История наиболее подходит для использования эвристического метода. Основной принцип эвристики - выбор, изначально дает студенту желание искать и находить решения, добиваться результатов.
Была разработана система работы по теме «Великая отечественная война 1941-1945 года» с использованием частично-поискового метода: эвристический причинно-следственный анализ, эвристический темпоральный анализ, эвристический пространственный анализ, эвристический поиск и систематизация информации, эвристический источниковедческий анализ.
Так же были разработаны диагностические материалы, по теме «Великая отечественная война 1941-1945 года».
По результатам проведенного педагогического исследования, было отмечено увеличение количества школьников с высоким уровнем (50%) на контрольном этапе. Так же отметили увеличение количества подростков со среднем уровнем с 25% до 40%. Было замечено снижение количества детей с низким уровнем знаний по теме с 75% до 10%.
Таким образом, гипотеза исследования - доказана, действительно использование частично-поискового метода и создание эвристических ситуаций будет способствовать более полному усвоению знаний учеников по теме «Великая отечественная война 1941-1945 года».
Полученные эмпирические данные могут послужить для дальнейшего исследования использования частично-поискового метода в школьном курсе истории.
Подобные работы
- ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД В РАМКАХ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Использование краеведческого материала в школьном курсе истории
при изучении темы «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
на материалах Бондюжского района»
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



