Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ: «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 ГГ.» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ

Работа №50922

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
425
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЕ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 9
§1. Сущность частично-поискового метода обучения, его виды и формы ... 9
§2. Технология частично-поискового метода обучения на уроках истории 17 ГЛАВА II. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 ГОДА» 23
§1. Роль и место темы «Великая отечественная война 1941-1945 года» в школьном курсе истории 23
§2. Методические особенности использования различных форм частично¬поискового метода обучения при изучении темы «Великая отечественная война 1941-1945 года» 37
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА НА УРОВЕНЬ ОСВОЕННОСТИ ТЕМЫ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-
1945 ГОДА» 59
§1. Организация и методы исследования 59
§2. Результаты исследования 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 75

Современным обществом востребован выпускник школы, обладающий выраженной творческой индивидуальностью, гибким и нешаблонным мышлением, способный творчески подходить к решению различных образовательных, профессиональных, жизненных задач. В этой связи возрастает роль образовательных технологий, активизирующих продуктивную деятельность учащихся, самостоятельное конструирование ими элементов знания и способов деятельности. К числу таких технологий относятся, проблемное обучение, проекты, деловые и организационно-деятельностные игры, технология коллективной работы и др.
Однако более всего указанному социальному запросу отвечает частично-поисковое или эвристическое обучение (от греч. heu-isko «нахожу», «отыскиваю», «открываю»), изначально ориентированное на создание обучающимися внутренних (духовных) и внешних (материализованных) образовательных продуктов и происходящее на этой основе творческое развитие личности учащегося.
Особенно актуально использование частично-поискового метода обучения при изучении истории.
Эвристический метод в обучении истории позволяет учащимся наиболее полно реализовать свои возможности творческого саморазвития. Обучение через методы эвристики не сводится только к приобретению знаний, умений и навыков, но оно еще и ориентирует на внутреннюю мотивацию обучения, обеспечивает самодвижение, саморазвитие и самовоспитание ученика. История, как ни какой другой предмет, подходит для применения в процессе обучения методов эвристики.
Главный принцип эвристики - поиск, первоначально дает учащемуся желание искать и находить решения, добиваться итога. Более всего это желание проявляется на подсознательном уровне, и выражается в том, что ученик любит предмет, считает его не сложным, а значит не скучным.
С начала 60-х годов в литературе возникает идея усилить роль метода поиска в преподавании естественных и гуманитарных наук. Многие ученые поднимают вопрос о принципах организации поискового обучения. Говоря о степени научного развития, следует отметить, что со второй половины 60-х годов идея проблемного метода начинает всесторонне и глубоко развиваться. Большое значение для развития теории имели работы отечественных психологов, разработавших тезис о том, что умственное развитие характеризуется не только объемом и качеством приобретенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий (С. Л. Рубинштейн, Н. А. Менчинская, Т. В. Кудрявцев). Существенным в развитии теории проблемного обучения было положение о роли проблемной ситуации в мышлении и обучении (А. М. Матюшкин). Особый вклад в развитие теории проблемного обучения и метода частичного поиска внесли М.И. Махмутов А.М. Матюшкин А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, И.А. Ильницкая и другие.
Опыт применения отдельных элементов частично-поискового метода в школе был исследован М.И. Махмутов И.Я. Лернер и другие.
На современном этапе развития педагогики метод частичного поиска в преподавании рассматривается как одна из моделей умственной деятельности. Разработаны пути создания поисковых ситуаций в различных учебных предметах, найдены критерии оценки сложности эвристических когнитивных задач. Каждый преподаватель, в зависимости от предмета обучения, квалификации, специфики определенного класса, темы урока, применяет метод частичного поиска и реализует его на практике.
В данном исследовании предпринята попытка рассмотреть особенности использования частично-поискового метода при изучении темы «Великая Отечественная война 1941-1945 года» в школьном курсе истории.
Объектом исследования стал частично-поисковый методы в школьном курсе истории.
Предмет исследования - процесс реализации частично-поискового метода при изучении темы «Великая Отечественная война 1941-1945 года» в школьном курсе истории.
Цель исследования - проанализировать эффективность использования частично-поискового метода при изучении темы «Великая отечественная война 1941-1945 года» в школьном курсе истории.
Гипотеза исследования: считаем, что использование частично-поискового метода и создание эвристических ситуаций будет способствовать более полному усвоению знаний учеников по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 года».
Для реализации цели исследования и доказательства гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. изучить научно-теоретические подходы к частично-поисковому методу обучения на уроках истории,
2. определить особенности использования частично-поискового метода при изучении истории,
3. разработать и апробировать систему работы на основе частично- поискового метода при изучении темы «Великая Отечественная война 1941¬1945 года» в школьном курсе истории,
4. опытным путем доказать эффективность системы работы на основе частично-поискового метода.
Основными методами стали:
- теоретические: анализ научной литературы по теме исследования, обобщение передового педагогического опыта,
- практические: наблюдение, разработка диагностических заданий и системы работы на основе частично-поискового метода при изучении темы «Великая отечественная война 1941-1945 года» в школьном курсе истории, констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования,
- статистические: методы качественной и количественной обработки полученных результатов исследования.
Новизна и теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в работе разработана система работы по теме «Великая отечественная война 1941-1945 года» с использованием частично-поискового метода: эвристический причинно-следственный анализ, эвристический темпоральный анализ, эвристический пространственный анализ, эвристический поиск и систематизация информации, эвристический источниковедческий анализ.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что:
- предложенная система работы может быть использованы в практической деятельности учителей по изучении темы «Великая отечественная война 1941-1945 года» в школьном курсе истории,
- разработанные диагностические материалы могут послужить базисом для разработки методического комплекса контрольно-диагностических материалов по теме «Великая отечественная война 1941-1945 года»,
- полученные эмпирические данные могут послужить для дальнейшего исследования использования частично-поискового метода в школьном курсе истории.
Структура исследования. Данное исследование состоит из введения, трех глав (теоретической, аналитической и эмпирической), заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, в процессе исследования было выявлено:
Таким образом, сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих характерных особенностях:
- знания не предлагается в «готовой» форме, они должны быть получены самостоятельно;
- учитель организует не сообщение или заявление о знании, а поиск новых знаний с помощью различных средств;
- ученики под руководством учителя самостоятельно спорят, решают возникающие когнитивные проблемы, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., что приводит к формированию сознательных, сильных знаний.
Эвристический метод в истории обучения позволяет школьникам более полно реализовать свои собственные способности творческого саморазвития. Подготовка по методу эвристики заключается не только в получении знаний, навыков, но и в направлении внутренней мотивации обучения, гарантии самодвижения, саморазвития и самообразования ученика. Этот метод позволяет достичь решения целого ряда общих образовательных и образовательных проблем, сформировать требование для воспитания и развития свободной, талантливой, физически сильной личности, концентрированных научных знаний, готовых к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению ,
История наиболее подходит для использования эвристического метода. Основной принцип эвристики - выбор, изначально дает студенту желание искать и находить решения, добиваться результатов.
Была разработана система работы по теме «Великая отечественная война 1941-1945 года» с использованием частично-поискового метода: эвристический причинно-следственный анализ, эвристический темпоральный анализ, эвристический пространственный анализ, эвристический поиск и систематизация информации, эвристический источниковедческий анализ.
Так же были разработаны диагностические материалы, по теме «Великая отечественная война 1941-1945 года».
По результатам проведенного педагогического исследования, было отмечено увеличение количества школьников с высоким уровнем (50%) на контрольном этапе. Так же отметили увеличение количества подростков со среднем уровнем с 25% до 40%. Было замечено снижение количества детей с низким уровнем знаний по теме с 75% до 10%.
Таким образом, гипотеза исследования - доказана, действительно использование частично-поискового метода и создание эвристических ситуаций будет способствовать более полному усвоению знаний учеников по теме «Великая отечественная война 1941-1945 года».
Полученные эмпирические данные могут послужить для дальнейшего исследования использования частично-поискового метода в школьном курсе истории.


1. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И., Гевуркова Е.А. и др. История: Эффективная подготовка / Под ред. Л.Н. Алексашкиной. - М.: Эксмо, 2014. 124 с.
2. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. — Казань, 2014. - 237 с.
3. Андреев, В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 2-е издание. - Казань.: Академия, 2014. - 237 с.
4. Андрианова Г. А., Хуторской А. В., Кулешова Г. М.
Дистанционные эвристические олимпиады в начальном, основном и профильном обучении // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно¬
внедренческое предприятие «ИНЭК», 2017. - С.250-261.
5. Бахтина О.И., Ворожейкина Н.И., Запорожец Н.И. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении истории / Под ред. А.Г. Колоскова. - М.: Просвещение, 2013. - 109 с.
6. Берельковский И.В., Павлов Л.С. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов. - М.: Поматур, 2014. - 335 с.
7. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. - 159 с.
8. Буш Г.Я. Основы эвристики для изобретателей. Чч. I—II. - Рига: «Знание», 2017. - 95 с.
9. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. - М. Просвещение, 2014. - 132 с.
10. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока. - М.: Просвещение, 2014. - 431 с.
11. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (Образоват. система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова).
- М.: Рассказовъ, 2014. - 303 с.
12. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории / Е.Е.Вяземский, О.Ю. Стрелова. М.: Владос, 2013. - 382с.
13. Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в современной России: вопросы модернизации.- М.: Шк. пресса, 2015. - 94 с.
14. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. - М.: ВЛАДОС,
2014. - 157 с.
15. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015. - 191 с.
16. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 2014. - 207 с.
17. Гречко П. К. Концептуальные модели истории. Пособие для студентов. Пособие для студентов / Ин-т Открытое о-во . - М.: Логос, 2015. - 141 с.
18. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. - М.: Просвещение, 2016. - 256 с.
19. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. М.: Просвещение, 1987. 192 с.
20. Ежова С.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 2016. - 270 с.
21. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе: Практическое пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 159 с.
22. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить: учебно¬
методическое пособие. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2014. - 108 с.
23. Историки читают учебники истории. Традиционные и новые концепции учебной литературы / Под ред. К. Аймермахера и Г. Бордюгова. - М.: АИРО-ХХ, 2014. - 231 с.
24. Каптерев П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. - М.: Педагогика, 2015. - С.218-221.
25. Кириллов В.В., Чернова М.Н. История России: поурочные методические разработки: 10 класс. - М.: Эксмо, 2016.- 188 с.
26. Кишенкова О.В. Новейшая история. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2015. 175 с.
27. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2002.- 368 с.
28. Король А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения // Педагогика. - 2017. - №9. - С.18-25.
29. Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков по курсу отечественной и зарубежной истории ХХ века: Пособие для учителей / Под ред. Е.Е. Вяземского. - М.: ЦГО, 2014. - 125 с.
30. Крикун Е.Л. Теория и методика обучения истории: курс лекций. - Мурманск: МГГУ, 2015. - 278 с.
31. Кулюткин Ю.К. Эвристические методы в структуре решений. - М.: Педагогика, 2014. - 232 с.
32. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. - М.: Просвещение, 2015. - 94 с.
33. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 2014. - 64 с.
34. Линденберг К. Обучение истории. - М.: Парсифаль, Русское слово, 2017. - 192 с.
35. Полторак Д.И., Аппарович Н.И., Думин С.В. Методика использования средств обучения в преподавании истории / Под ред. Д.И. Полторака. - М.: Просвещение, 2017. - 205 с.
36. Попова Л.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории: Методическое пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2013. 47 с.
37. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации / Г.К. Селевко.- 3-е издание. - М.: Народное образование, 2014. - 255с.
38. Серкин А.В. Тематическое и поурочное планирование по истории России ХХ в.: к учеб. Н.В. Загладина [и др.] «История Отечества. ХХ в.: 10 кл.» (М.: Рус. слово) / А.В. Серкин. - М.: Экзамен, 2016. - 191 с.
39. Справочник учителя истории: 5-11 классы / авт.-сост. М.Н. Чернова. - М.: Издательство «Экзамен», 2018. - 574 с.
40. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.: ВЛАДОС, 2013. 350 с.
41. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.: Владос, 2017. - 80 с.
42. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М. Т. Студеникин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 240 с.
43. Фоминых, М.М. Педагогическая эвристика как методология
современного обучения /М.М. Фоминых // Социализация личности в XXI веке: Материалы межрегиональной научно-практической конференции,
посвященной 75-летию профессора В.Д. Семенова. - Екатеринбург, июнь
2015. - 259 с.
44. Хуторской А.В. Выход из капкана: звристическое обучение как реальность // Народное образование. - 2015. - № 9. - С. 120-126.
45. Хуторской А.В. Мироведение: Эвристическое пособие для учеников 5-9 классов. - Ногинск, 2015. - 94 с.
46. Хуторской А.В. Школа эвристической ориентации // Школьные технологии. - 2016. - № 4. - С. 292-302.
47. Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. - 2015. - № 7. - С. 15-22.
48. Хуторской А.В. Эвристическое обучение // Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / Учебное пособие. И.И.Прокопьев, Н.В.Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2013. - С. 450-468.
49. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. - 3- издание. — М.: Изд-во МГУ, 2013. - 416 с.
50. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология,
практика / А.В. Хуторской. - 4-е издание. - М.: Международная
педагогическая академия, 2014. - 266 с.
51. Шоган В. В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно- ориентированного исторического образования: учебное пособие для вузов / - Ростов-на- Дону: Феникс, 2017. - 475 с
52. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 475 с.
53. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2016. - 96с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ