ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Общая характеристика метода проектного обучения 9
1.2. Классификация и этапы работы над проектом 14
1.3. Средства и способы организации проектной деятельности 25
ГЛАВА II. ИЗ ОПЫТА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ
ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 34
2.1. Урок истории и проектная деятельность 34
2.2. Реализация исследовательского проекта «Теплые воспоминания о
«холодной» войне» 39
2.3. Проектная деятельность во внеклассной работе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ..52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные Федеральные
государственные образовательные стандарты направлены, прежде всего, на формирование компетенций учащегося в процессе реализации личностно¬деятельностного подхода к обучению. В таких условиях ведущими образовательными технологиями сегодня становятся интерактивные и практико - ориентированные стратегии обучения, нацеленные на формирование у обучающихся нового типа мышления. Одной из таких технологий является проектная деятельность, позволяющая рационально сочетать теоретические знания учащихся, а также их практическое применение для решения конкретных проблем познания окружающей действительности.
В концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания - знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к коим относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность - новым содержанием.
Проектный метод обучения кардинально отличается от классических: учащиеся самостоятельно ставят цель и определяют пути ее достижения, осуществляют поиск, отбор, обобщение и анализ необходимой им информации. Благодаря своим особенностям метод проектов рассматривается сегодня как один из наиболее эффективных способов обучения, при использовании которого в процессе самостоятельного планирования и активного выполнения определенного типа заданий происходит решение значимой для обучающихся проблемы и создаются условия для формирования важнейших компетенций.
В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Таким образом, в первое десятилетие XXI века метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, но и как целостная «педагогическая технология», которая предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения. Поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов; включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на различных этапах реализации учебного процесса, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности; применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа.
Под проектной деятельностью понимают учебно-познавательную активность школьников, основанную на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательной презентацией результата.
В связи с этим, особую значимость в современных условиях приобретает изучение проектной деятельности школьников на уроках истории 11 класса в средней общеобразовательной школе. Использование данного метода требует серьезной подготовки педагога. Определение сущности и основных характеристик, изучение методики проектного обучения позволят повысить уровень педагогического мастерства учителя, сделав проектную деятельность эффективным средством обучения.
Степень изученности проблемы по изучению исследования позволяет говорить о существовании интереса к проектному методу обучения в современной отечественной педагогике. В научных исследованиях последнего десятилетия отражены: сущностные характеристики метода проектов (Е.С. Александрова , А.В. Ворошилов2 , В.С. Зайцев 3, В.В. Решетка4), история его возникновения (А.А. Пеньковских5), особенности проектной деятельности в общеобразовательной школе (В.С. Лазарев6), виды проектов и этапы работы над ними (А.С. Сиденко7, Н.С. Чехов8) и другие аспекты изучаемой проблематики. Ценными в данном аспекте являются работы Полат Е.С.9, Пахомовой Н.Ю10. Подготовке учителей к руководству проектной деятельностью учащихся посвящены работы Яковлевой Н.Ф. , Поздеевой С.И., Кузнецовой Т.В. 12 . Наиболее полный материал по классификации проектов предложил Гузеев В.В.13 Статьи практикующих
I 2 3
педагогов Комок Е.П. , Халининой Т.В. , Шестаковой Н.С. , Румянцевой И.А.4 позволили сделать более полный анализ проектной деятельности на уроках истории.
При обзоре методической литературы можно включить такие работы по методике преподавания Студеникина М.Т., Коротковой М.В5., в данных материалах дается методы преподавания истории, посвящен основным вопросам подготовки к преподаванию истории в школе.
Источники по теме исследования можно разделить на две группы: первую группу составляют документы государственного значения, к которым относятся Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения6, ФГОС среднего общего образования7 и Историко-культурный стандарт8, которые позволяют понять, что из себя должна представлять современная система образования и какие требования к образовательному процессу она выдвигает учителю истории.
Ко второй группе источников относится эмпирические материалы, полученные в результате проведения эксперимента. Сбор эмпирического материала осуществлялся во время прохождение педагогической практики, базой для которой стала МБОУ «Кутеминская СОШ» Черемшанского района. В ходе эксперимента был реализован проект «Генеалогическое древо» своей семьи.
Объектом данного исследования является система истории образования и уровня среднего общего образования.
Предметом исследования стала проектная деятельность школьников на уроках истории 11 класса.
Целью исследования является всестороннее комплексное исследование приемов и методов организации проектной деятельности учащихся 11 класса на уроках истории в основной общеобразовательной школе.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать теоретическую основу метода проектного обучения;
2. Изучить различные классификации проектов и этапы работы над проектом;
3. Охарактеризовать средства и способы организации проектной деятельности;
4. Определить особенности использования метода проектов в процессе организации учебной деятельности на уроках истории;
5. Изучить особенности использования метода проектов во внеклассной деятельности.
Гипотеза исследования. Использование в образовательной процессе по истории проектных технологий будет способствовать повышению познавательного интереса обучающихся к истории.
В процессе исследования использованы следующие общенаучные методы. Применяя методы анализа и синтеза удалось разделить тему на составляющие элементы, рассмотреть внеклассные мероприятия по истории в контексте исторического школьного образования. Кроме того, метод анализа применялся при отборе наиболее подходящих и продуктивных средств и приемов, используемых в преподавании истории, способствующих не только хорошему пониманию и усвоению исторических знаний, но и мотивирующих к изучению истории.
Согласно принципу объективности, который использовался при написании курсовой работы, явления и процессы были изучены на основании фактов.
Теоретическая значимость исследования проявляется в том, что работа носит междисциплинарный характер, поскольку охватывает вопросы педагогики, истории и методики. В выпускной квалифицированной работе показана возможность использования внеклассного мероприятия по теме «Генеалогическое дерево» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в рамках перехода к новой образовательной концепции.
Научная новизна работы определяется тем, что в ней производится обобщение и систематизация имеющихся на сегодняшний день подходов к исследованию проектной деятельности учащихся на уроках истории. Кроме того, работа содержит описание проектов учащихся 11 класса в учебной и внеклассной деятельности на актуальные темы изучения истории России.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в работе педагогов общеобразовательных школ, а также в процессе подготовки будущих специалистов.
Структура работы включает введение, две главы основного содержания, заключение, список использованной литературы и приложения. Во введении обосновывается методологический аппарат исследования. В первой главе дается характеристика метода проектного обучения; производится классификация проектов; проводится анализ этапов работы над проектом. Во второй главе дается описание практического исследования, направленного на определение особенностей использования метода проектов в учебной и во внеклассной деятельности. Заключение содержит выводы по исследованию.
Исследование проектной деятельности школьников на уроках истории 11 класса в основной общеобразовательной школе показало, что использование проектной деятельности имеет ряд преимуществ перед традиционными методами обучения. В частности, в ходе проектной деятельности активизируется мышление учащихся, учебный процесс приобретает более привлекательный и интересный вид, ярко проявляются личностные качества каждого школьника. Проектная деятельность на уроках истории и во внеклассной работе позволяет педагогу продемонстрировать представленную проблему с разных сторон и с точки зрения разных предметных областей, а учащихся побуждает к поиску новых оригинальных решений, повышает интерес к истории своей родины и своей семьи. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность позволяет реализовать задачи воспитания, развития и обучения учащихся в современной школе.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, использование в образовательном процессе проекта как метода обучения на уроках истории способствовало повышению познавательного интереса у обучающихся к истории. Особенности проектного метода: опора на интересы учащихся; копирование тем из «взрослой» жизни; ведущая роль творчества и самостоятельности учащихся. Цель метода проектного обучения - формирование у обучающихся способности самостоятельно достигать намеченную цель; предвидеть возможные проблемы; умения работать с информацией; навыков проведения научных исследований; навыков совместной работы и делового общения.
Классификация проектов многообразна. Наше исследование опиралось на классификацию А.С. Сиденко. Она выделяет следующие типы проектирования: репродуктивное, продуктивное, инновационное. Классификация проектов может также производиться по следующим основаниям: по характеру ожидаемого результата, по форме выполнения, по характеру доминирующей деятельности. В.В. Гузеев выделяет виды проектов в зависимости от профиля получаемых знаний, по характеру координации, по уровню контактов, по количеству участников, по продолжительности, по типу объекта проектирования.
В качестве основных проектов можно выделить следующие этапы организации проектной деятельности: подготовительный, поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный. А.С. Сиденко выделяет в школьном проектировании следующие этапы работы: подготовительный этап, концептуализация, практический, аналитический, контрольно-коррекционный, заключительный этапы.
В ходе практического исследования с учащимися одиннадцатого класса были реализованы продуктивные проекты: среднесрочный учебный проект на тему «Теплые воспоминания о «холодной» войне» (групповой) и среднесрочный проект по внеклассной деятельности на тему «Генеалогическое древо» (индивидуальный). Результатом группового проекта стало раскрытие исторической темы и публичная защита презентаций в классе. Результатом индивидуального проекта стало составление каждым из обучающихся своего генеалогического дерева, с последующим представлением перед другими обучающихся.
Таким образом, использование проектного метода в современном школьном обучении способствует повышению уровня познавательной мотивации учащихся, росту качества знаний и умений, навыков, способствует развитию значимых личностных характеристик школьников. Проектное обучение как инновационный метод позволяет обеспечить достижение гарантированного результата формирования необходимых компетенций учащихся.
1.1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изм. и доп. от 31.12.2015) // http://base.garant.ru/55170507/ (Дата обращения: 03.03.2018).
1.2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изм. и доп. от 29.06.2017) // http://base.garant.ru/70188902/ (Дата обращения: 03.03.2018).
1.3. Историко - культурный стандарт-[Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08/Историко-
культурный-стандарт^Г (Дата обращения: 03.03.2018).
II. Литература
2.1. Александрова Е.С. Педагогическое проектирование как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса: дис. канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 220 с.
2.2. Баймуханова Т.Ч. Исследовательская и проектная деятельность школьников // Педагогика: традиции и инновации. - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 115.
2.3. Брыкова О.В. Методы, используемые при организации проектной деятельности учащихся. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://brykova.wordpress.com/ (дата обращения: 24.02.2018).
2.4. Ворошилов А.В. Проектная деятельность в современной школе // Концепт. - 2017. - № 3. - С. 61 - 63.
2.5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000. - 206 с.
2.6. Зайцев В.С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ // Вестник ЧГПУ. - 2017. - № 6. - С. 52 - 62.
2.7. Иоффе А.Н. Проектирование в образовании и учебные проекты по истории // Преподавание истории в школе. - 2013. - №6. - С. 3 - 13.
2.8. Кокоева И.М. Методы творчества, применяемые при
проектировании. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn-- i 1 abbnckbmcl9fb.xn--
p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/562556/ (дата
обращения: 24.02.2018).
2.9. Корнеев Д.Н., Корнеева Н.Ю., Уварина Н.В. Проектирование и диффузия педагогических инноваций как методическая проблема современного непрерывного профессионального образования // Методика профессионального образования: от теории к практике. - Челябинск: Цицеро, 2016. - С. 60 - 69.
2.10. Кропанева Г.А. Технология метода проектов при обучении
истории - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:
http//www/ioso/ru/distant/project/ (дата обращения: 20.11.2017).
2.11. Куракина Н.Л., Сидорук И.С. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися. - Волгоград: Учитель, 2010. - 191 с.
2.12. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.
2.13. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. - 2015. - № 3. - С. 292 - 307.
2.14. Пеньковских А.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вопросы образования. - 2010. - № 3. - С. 307 - 318.
2.15. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2. - С. 44 - 49.
2.16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2005. - 272 с.
2.17. Проект и проектная деятельность. Методические рекомендации. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:
http://pionerov.ru/assets/downloads/mc/recommendations/PPD.pdf (дата
обращения: 19.11.2017).
2.18. Пшеничнова С.А. Проекты на уроках истории: типология и виды // Педаг.огический институт им. В.Г. Белинского: традиции и инновации. - Пенза: ПГУ, 2016. - С. 160 - 162.
2.19. Решетка В.В. Проектный метод обучения как средство реализации практико-ориентированной технологии // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 2. - С. 83 - 86.
2.20. Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 76 - 79.
2.21. Степанова В.В. Методические рекомендации по организации и внедрению во все ступени обучения метода проектов. - Старый Оскол: МОУ ДОД «ДЭБЦ», 2010. - 32 с.
2.22. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?. - М. : Первое сентября, 2010. - 44 с.
2.23. Турдиева Е.М. Метод проектов в системе дополнительного образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/metod-proektov-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya- 2207757.html (дата обращения: 24.02.2018).
2.24. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение,
2011. - 159 с.
2.25. Хлистунова Н.В. Реализация учебного проекта по Отечественной истории в старших классах // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. - № 3. - С. 40 - 46.
2.26.Чехов Н.С. Классификация проектов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://pedagogie.ru/klasifikacija-proektov.html (дата обращения: 17.11.2017).
2.27. Яковлева Н.О. Теоретико-методологические основы
педагогического проектирования. - М.: Информационно-издательский центр,
2012. - 239 с.
2.28. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном
учреждении. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 144 с.