ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПОЗИЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ ДИДАКТИКИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы проектирования урока иностранного языка
1.1. Компетентностный подход в обучении иностранным
языкам 7
1.2. Реализация компетентностного подхода на уровне
ФГОС 11
1.3. Этапы урока иностранного языка 15
Выводы к Главе
1 23
Глава II. Анализ этапов проектирования урока иностранного языка
2.1. Сравнительный анализ традиционного и системно-деятельностного
подходов к проектированию урока 24
2.2. Анализ технологической карты урока 29
2.3. Проектирование технологической карты (на примере английского
языка) 44
Выводы к Главе II 50
Заключение 52
Список использованной литературы 49
Приложение
Глава I. Теоретические основы проектирования урока иностранного языка
1.1. Компетентностный подход в обучении иностранным
языкам 7
1.2. Реализация компетентностного подхода на уровне
ФГОС 11
1.3. Этапы урока иностранного языка 15
Выводы к Главе
1 23
Глава II. Анализ этапов проектирования урока иностранного языка
2.1. Сравнительный анализ традиционного и системно-деятельностного
подходов к проектированию урока 24
2.2. Анализ технологической карты урока 29
2.3. Проектирование технологической карты (на примере английского
языка) 44
Выводы к Главе II 50
Заключение 52
Список использованной литературы 49
Приложение
В современном обществе знание иностранного языка приобретает большую востребованность, а включение данного предмета в учебный план средней школы можно обозначить как социальный заказ общества. Иностранный язык, как и родной, не является изолированным звеном, а тесно переплетается с различными сферами жизни, является средством не только межличностного, но и интернационального общения.
В советские годы знание иностранного языка нельзя было назвать актуальным и востребованным навыком. Несмотря на отведение достаточного количества часов для данного предмета в школьных программах, практическое его применение в реальной жизни едва ли было осуществимо. Иноязычная грамотность населения была сведена практически к минимуму, так как иностранный язык был вытеснен как из материальной, так и из духовной жизни людей. С течение времени события, происходящие в мире провоцируют изменения в различных сферах жизни, затрагивая в том числе и систему образования и отношение к изучению иностранных языков. На сегодняшний день мы наблюдаем ситуацию острой заинтересованности общества в культуре различных стран, стремление к изучению языков, а рынок работодателей открыто отдает предпочтение специалистам со знанием иностранных языков. Тем самым, в современных реалиях изучение иностранного языка становится важным этапом на пути формирования личности, ее духовной, сознательной, развивающей, культурной составляющих.
Лежащая в основе обучения любому предмету наука дидактика призвана дать ответы на важные вопросы, связанные с целостным процессом обучения, стоящие как перед учителем, так и учеником. Современное направление дидактической мысли находит свое воплощение в различных нововведениях и способствует обновлению и модернизации подходов к обучению иностранным языкам.
В настоящее время обучение иностранным языкам является неотъемлемой частью общеобразовательного процесса учащихся, а в условиях глобализации становится также необходимой составляющей культурного просвещения личности, способствует расширению кругозора и развитию общекультурных коммуникативных навыков.
Федеральный государственный образовательный стандарт является одним из нововведений, который направлен на создание цельной структуры образования в России. Данный стандарт включает рекомендации по планированию учебных планов, требования к результатам обучения.
Актуальность исследования. В современном мире владение иностранным языком перестает быть самоцелью и выступает в качестве возможности не только изучить язык другой страны, но и развить личные качества, навыки, получить возможность реализовать свой потенциал с практической точки зрения.
Федеральные ведомства, занимающиеся вопросами образования, стремятся создать все условия, для того, чтобы процесс обучения иностранным языкам в школе стал наиболее эффективным. В данной работе мы рассматриваем актуальные вопросы обучения иностранным языкам, такие как: компетентностный подход к обучению иностранным языкам; реализация данного подхода Федеральном государственном образовательном стандарте, который, в свою очередь, предполагает введение такого инструмента проектирования урока иностранного языка как технологическая карта урока. Также нами рассматриваются этапы урока, в зависимости от его дидактической цели. Дидактическая цель, реализующая свою сущность в образовательном, развивающем и воспитательном аспектах урока определяет стратегию планирования урока. Компетентностный подход обучения, получивший широкое распространение в современной тактике обучения, непосредственно влияет на планирование урока, включая в его структуру задания, направленные на формирование, тренировку и совершенствование навыков самостоятельной работы, умение разрешать трудности и применять полученные знания на практике, помогает учащимся реализовать весь потенциал коммуникативных способностей.
Таким образом, необходимость постановки целей, адекватных социальному заказу общества относительно изучения иностранного языка, делает проблему проектирования урока особенно актуальной.
В написании данной работы мы использовали методические работы таких авторов как Бим И.Л., Леонтьев А.А., Шатилов С.Ф, Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Хуторской А.В, а также научные труды по психологии обучения Роговой Г.В, Зимней И.А., Амонашвили Ш.А. и др.
Объект исследования — процесс обучения иностранным языкам в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Предмет — проектирование урока иностранного языка
Цель исследования — выявления наиболее актуального подхода к проектированию урока иностранного языка, отвечающего современным требованиям
Задачи:
1. Выявить принципы компетентностного подхода в требованиях ФГОС.
2. Показать различия в традиционном и системно-деятельностном подходах к проектированию урока.
3. Показать реализацию целей и задач этапов урока в технологической карте урока иностранного языка.
4. Спроектировать собственную технологическую карту урока.
Гипотеза исследования
Планирование урока иностранного языка в условиях реализации требований компетентностного подхода ФГОС наиболее целесообразно осуществляется на основе технологической карты.
Теоретическая значимость данной работы связана с раскрытием основных понятий, связанных с темой исследования, которые представляют большой интерес в современной системе образования.
Практическая значимость данной исследовательской работы обусловливается актуальностью выбранной темы и возможностью использовать полученные материалы на практике при планировании уроков иностранного языка.
В советские годы знание иностранного языка нельзя было назвать актуальным и востребованным навыком. Несмотря на отведение достаточного количества часов для данного предмета в школьных программах, практическое его применение в реальной жизни едва ли было осуществимо. Иноязычная грамотность населения была сведена практически к минимуму, так как иностранный язык был вытеснен как из материальной, так и из духовной жизни людей. С течение времени события, происходящие в мире провоцируют изменения в различных сферах жизни, затрагивая в том числе и систему образования и отношение к изучению иностранных языков. На сегодняшний день мы наблюдаем ситуацию острой заинтересованности общества в культуре различных стран, стремление к изучению языков, а рынок работодателей открыто отдает предпочтение специалистам со знанием иностранных языков. Тем самым, в современных реалиях изучение иностранного языка становится важным этапом на пути формирования личности, ее духовной, сознательной, развивающей, культурной составляющих.
Лежащая в основе обучения любому предмету наука дидактика призвана дать ответы на важные вопросы, связанные с целостным процессом обучения, стоящие как перед учителем, так и учеником. Современное направление дидактической мысли находит свое воплощение в различных нововведениях и способствует обновлению и модернизации подходов к обучению иностранным языкам.
В настоящее время обучение иностранным языкам является неотъемлемой частью общеобразовательного процесса учащихся, а в условиях глобализации становится также необходимой составляющей культурного просвещения личности, способствует расширению кругозора и развитию общекультурных коммуникативных навыков.
Федеральный государственный образовательный стандарт является одним из нововведений, который направлен на создание цельной структуры образования в России. Данный стандарт включает рекомендации по планированию учебных планов, требования к результатам обучения.
Актуальность исследования. В современном мире владение иностранным языком перестает быть самоцелью и выступает в качестве возможности не только изучить язык другой страны, но и развить личные качества, навыки, получить возможность реализовать свой потенциал с практической точки зрения.
Федеральные ведомства, занимающиеся вопросами образования, стремятся создать все условия, для того, чтобы процесс обучения иностранным языкам в школе стал наиболее эффективным. В данной работе мы рассматриваем актуальные вопросы обучения иностранным языкам, такие как: компетентностный подход к обучению иностранным языкам; реализация данного подхода Федеральном государственном образовательном стандарте, который, в свою очередь, предполагает введение такого инструмента проектирования урока иностранного языка как технологическая карта урока. Также нами рассматриваются этапы урока, в зависимости от его дидактической цели. Дидактическая цель, реализующая свою сущность в образовательном, развивающем и воспитательном аспектах урока определяет стратегию планирования урока. Компетентностный подход обучения, получивший широкое распространение в современной тактике обучения, непосредственно влияет на планирование урока, включая в его структуру задания, направленные на формирование, тренировку и совершенствование навыков самостоятельной работы, умение разрешать трудности и применять полученные знания на практике, помогает учащимся реализовать весь потенциал коммуникативных способностей.
Таким образом, необходимость постановки целей, адекватных социальному заказу общества относительно изучения иностранного языка, делает проблему проектирования урока особенно актуальной.
В написании данной работы мы использовали методические работы таких авторов как Бим И.Л., Леонтьев А.А., Шатилов С.Ф, Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Хуторской А.В, а также научные труды по психологии обучения Роговой Г.В, Зимней И.А., Амонашвили Ш.А. и др.
Объект исследования — процесс обучения иностранным языкам в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Предмет — проектирование урока иностранного языка
Цель исследования — выявления наиболее актуального подхода к проектированию урока иностранного языка, отвечающего современным требованиям
Задачи:
1. Выявить принципы компетентностного подхода в требованиях ФГОС.
2. Показать различия в традиционном и системно-деятельностном подходах к проектированию урока.
3. Показать реализацию целей и задач этапов урока в технологической карте урока иностранного языка.
4. Спроектировать собственную технологическую карту урока.
Гипотеза исследования
Планирование урока иностранного языка в условиях реализации требований компетентностного подхода ФГОС наиболее целесообразно осуществляется на основе технологической карты.
Теоретическая значимость данной работы связана с раскрытием основных понятий, связанных с темой исследования, которые представляют большой интерес в современной системе образования.
Практическая значимость данной исследовательской работы обусловливается актуальностью выбранной темы и возможностью использовать полученные материалы на практике при планировании уроков иностранного языка.
В данной исследовательской работе, посвященной проблеме проектирования урока иностранного языка с позиций современной дидактики, мы рассмотрели процесс проектирования урока, начиная с компетентностного подхода к обучению, сущность которого реализуется в нововведениях Министерства образования, таких как Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, заканчивая воплощением системно-деятельностного подхода на примере технологической карты урока.
В первой главе данной работы мы рассмотрели основные компетенции компетентностного подхода к обучению, проследили, и выявили каким образом реализуется данный подход на каждой из ступеней обучения на примере требований ФГОС. Мы пришли к выводу о том, что на начальном этапе обучения (1-4 класс) упор делается на формирование ценностно-смысловой и общекультурной компетенции, на следующем этапе обучения (5-9 класс) требования к освоению компетенций постепенно расширяются, включая в перечень необходимых коммуникативную, учебно-познавательную, информационную
компетенции. Далее, на заключительном этапе обучения (10-11 класс), где перед учениками встает непростой жизненный выбор и вопросы о возможностях реализации потенциала, выбора профессии и сферы трудовой деятельности требования стандарта включают помимо перечисленных также компетенцию личностного самосовершенствования, социально-трудовой компетенцию.
Во второй главе, сравнивая деятельность учителя и ученика в традиционном и системно-деятельностном подходе мы выявили основные отличия данных подходов на уровне вовлеченности учеников в учебный процесс; позиции, занимаемой учителем по отношению к ученикам, методов обучения, способов усвоения новой информации на уроке; постановке целей и задач урока; деятельности учащихся; формы
Определили, как наглядно реализуется
сущность дидактической направленности современной системы образования в ходе реализации системно-деятельностного подхода.
Проанализировав технологическую карту урока иностранного языка, нам удалось определить позиций, которые лежат в основе технологии создания карты: этапы урока, деятельность всех участников процесса обучения, формы организации взаимодействия, формируемые Универсальные Учебные Действия, формы контроля. Проследили, каким образом согласуются все вышеперечисленные компоненты. Данный анализ позволяет делать выводы о том, как нужно конструировать технологическую карту урока иностранного языка, реализуя системно- деятельностный подход на практике.
В ходе создания собственной технологической карты мы следовали принципам системно-деятельностного подхода, стремясь сделать именно ученика главным руководителем собственной деятельности, предоставляя возможность самостоятельно принимать решения, контролировать процесс постановки задач для достижения цели, корректировать допущенные ошибки. В нашей моделе карты мы объединили организационный этап и этап мотивационной деятельности, отказались от формулировки цели урока учителем, используя вместо этого наводящие вопросы для учеников. Также делали упор на формирование способности к самооценке, самоанализу, постановку задач и проектирование деятельности учениками.
Таким образом, нам удалось достигнуть цели исследования и выполнить все поставленные задачи.
В первой главе данной работы мы рассмотрели основные компетенции компетентностного подхода к обучению, проследили, и выявили каким образом реализуется данный подход на каждой из ступеней обучения на примере требований ФГОС. Мы пришли к выводу о том, что на начальном этапе обучения (1-4 класс) упор делается на формирование ценностно-смысловой и общекультурной компетенции, на следующем этапе обучения (5-9 класс) требования к освоению компетенций постепенно расширяются, включая в перечень необходимых коммуникативную, учебно-познавательную, информационную
компетенции. Далее, на заключительном этапе обучения (10-11 класс), где перед учениками встает непростой жизненный выбор и вопросы о возможностях реализации потенциала, выбора профессии и сферы трудовой деятельности требования стандарта включают помимо перечисленных также компетенцию личностного самосовершенствования, социально-трудовой компетенцию.
Во второй главе, сравнивая деятельность учителя и ученика в традиционном и системно-деятельностном подходе мы выявили основные отличия данных подходов на уровне вовлеченности учеников в учебный процесс; позиции, занимаемой учителем по отношению к ученикам, методов обучения, способов усвоения новой информации на уроке; постановке целей и задач урока; деятельности учащихся; формы
Определили, как наглядно реализуется
сущность дидактической направленности современной системы образования в ходе реализации системно-деятельностного подхода.
Проанализировав технологическую карту урока иностранного языка, нам удалось определить позиций, которые лежат в основе технологии создания карты: этапы урока, деятельность всех участников процесса обучения, формы организации взаимодействия, формируемые Универсальные Учебные Действия, формы контроля. Проследили, каким образом согласуются все вышеперечисленные компоненты. Данный анализ позволяет делать выводы о том, как нужно конструировать технологическую карту урока иностранного языка, реализуя системно- деятельностный подход на практике.
В ходе создания собственной технологической карты мы следовали принципам системно-деятельностного подхода, стремясь сделать именно ученика главным руководителем собственной деятельности, предоставляя возможность самостоятельно принимать решения, контролировать процесс постановки задач для достижения цели, корректировать допущенные ошибки. В нашей моделе карты мы объединили организационный этап и этап мотивационной деятельности, отказались от формулировки цели урока учителем, используя вместо этого наводящие вопросы для учеников. Также делали упор на формирование способности к самооценке, самоанализу, постановку задач и проектирование деятельности учениками.
Таким образом, нам удалось достигнуть цели исследования и выполнить все поставленные задачи.
Подобные работы
- Управление процессом обучения иностранному языку в условиях онлайн взаимодействия
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Обучение будущих учителей - бакалавров средствам выражения
установки в речи учителя ИЯ (на материале УМК «Английский в
фокусе»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЕРЕВОДА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2006 - МЕДИА КОМПЛЕКС В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Формирование социокультурной компетенции у учащихся среднеобразовательной школы в процессе обучения английскому языку (Московский Информационно-Технологический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - АКТИВИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - Внедрение использования Web 2.0-сервисов на базе программы Nearpod в организацию самостоятельной работы обучающихся средней школы на уроках английского языка
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



