Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения когнитивных процессов в трудах отечественных и зарубежных психологов………………………………………6
1.1. Изучение когнитивных процессов в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………..6
1.2. Особенности когнитивных процессов у дошкольников………………….13
1.3. Особенности когнитивных процессов у дошкольников с общим нарушением речи………………………………………………………………...19
1.4. Особенности когнитивных процессов у дошкольников с задержкой психического развития…………………………………………………………..25
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей когнитивных процессов у дошкольников с общими нарушениями речи и задержкой психического развития, сравнительный анализ………………………………………………..33
2.1. Организация эмпирического исследования……………………..………...33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей когнитивных процессов у детей с общими нарушениями речи и задержкой психического развития..........................................................................................40
2.3. Психолого-педагогические рекомендации, направленные на коррекцию и развитие когнитивных процессов у дошкольников с задержкой психического развития и общими нарушениями речи………………………………..………47
Заключение…………………………………………………………….…………54
Список литературы……………………………………………………..………..57
Приложения……………………………………………………………………...62
...
Сравнение когнитивных процессов дошкольников с ОНР и ЗПР позволяет выделить ключевые различия в области их рационального познания, что позволить намечать наиболее актуальную стратегию коррекции для каждой из этих категории детей.
Цель исследования: изучить и сравнить когнитивные процессы у дошкольников с ОНР и ЗПР.
Объект исследования: когнитивные процессы у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: когнитивные процессы у дошкольников с ОНР и ЗПР.
Гипотеза исследования: когнитивные процессы у детей с онр и зпр будут иметь качественные различия.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему особенностей когнитивных процессов у детей дошкольного возраста в специальной и психолого-педагогической литературе.
2. Провести ...
В результате изучения теоретических аспектов когнитивных процессов в трудах отечественных и зарубежных психологов, нами были сделаны следующие выводы.
История говорит о том, что когнитивная психология становится все более и более влиятельной и разветвленной. Когда-то она была сосредоточена на изучении лабораторных явлений. Но к настоящему времени методы и теоретические взгляды когнитивной психологии распространились почти на все области психологии. Томас Кун убедительно доказал, что научная дисциплина становится повсеместно господствующей благодаря особой теоретической ориентации, которую он назвал «парадигмой». Существуют сильные доводы, подкрепляющие предположение о том, что такую парадигму образует подход переработки информации, принятый в когнитивной психологии.
Детство – этап в жизни человека, предшествующий взрослости. Он характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.
Целостность и многоплановость ...
...
50. Юртайкин В. В. Особенности познавательной деятельности детей с тяжелыми речевыми нарушениями / В. В. Юртайкин // Ученые записки Тартуского ун-та. – Тарту, 1990. – 111 с.
51. Ястребова А. В. Учителю о детях с недостатками речи / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессовнова. – М. : АРКТИ, 1997. – 131 с.
52. Ellis A.W., Young A.W. Human Cognitive Neuropsychology. L.: Lawrence Erlbaum Associates Ltd., 1988.
53. Atkinson R.C., Shiffrin R.M. Human memory: A proposed system and its control processes //The Psychology of Learning and Motivation. Vol. 2 / K.W. Spence, J.T. Spence (Eds.). L.: Academic Press, 1968.
54. Bartlett F.C. Remembering: A Study in Experimental and Social Psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 1932.
55. Simon H.A. Cognitive science: The newest science of the artificial // Cognitive Science. 1980. Vol. 4.