Введение 3
Глава 1. Первый этап крестьянской войны 9
1.1 Колыбель крестьянской войны 9
1.2 Февральское воззвание Ван Сяньчжи 16
Глава 2. Кульминация начального этапа крестьянской войны 31
2.1 Поход на Пучжоу и Цаочжоу 31
2.2 Поход на Лоян 36
Глава 3. Завершение первого этапа крестьянской войны 49
3.1 Размолвка Ван Сяньчжи и Хуан Чао 49
3.2 Смерть Шан Цзюньчжана и Ван Сяньчжи 63
Заключение 77
Список использованных источников и литературы
Издревле в Китае возникли, а затем утверждались представления о том, что наивысшей властью в мире способны владеть только те, кто обладает способностью к воплощению благодати (дэ, Ш) и знает алгоритм действий по урегулированию общества. Возлагает такую власть своим «мандатом» Небо, которое является направляющей и контролирующей все процессы в природе и социуме верховной сакральной силой, избранниками же Неба, являются его Сыны, смысл жизни которых - соблюдать и поддерживать порядок в Поднебесной.
Небо благосклонно к каждому, оно имеет право менять свой же выбор: перед тем, как подарить свой «мандат» на совершенствование государства новым Сынам, - лишать подобных привилегий одного либо нескольких определенных правителей Поднебесной и даже целиком некогда удостоившийся, теперь же ставший неспособным оправдать волю и доверие великого Неба правящий дом. Однако подобное жестокое возмездие Небо упреждает определенными знаками, показывая этим, что Оно может реагировать на то, что происходит в Срединном государстве. Реагировать не только в позитивном ключе, когда все пребывает в спокойствии и заслуживает одобрения, но и с помощью небесных знаков, природных аномалий и даже социальных катаклизмов, когда появляется угроза миропорядку, вызванная неправильными действиями императоров.
Подобное явление, следующее данной традиции, описанной выше, и случилось с правящей на тот момент династией Тан (618-907 гг.), в конце правления которой произошло народное повстанческое движение. В прошлом данная династия славилось своей силой и доказала свой авторитет среди подданных и соседей империи, но с середины VIII в. постепенно начала терять влияние и былое могущество. Династия Тан стала утрачивать возможности по поддержанию благоустроения в Срединном государстве, а это значит, что она начинала терять доверие Неба на сохранение его «мандата». Организованное Ван Сяньчжи (ок. 847 - 878) в конце 874 г. восстание, которое дало начало крестьянской войне, также как и многие акции подобного содержания, имевшие место в Поднебесной при правлении других династий, объяснялось в летописях как Небесное послание, предупреждавшее о том, что из-за опрометчивых действий и неспособности к сохранению в порядке мироздания, династию Тан ждет неминуемая кара.
Повстанцы во главе с Ван Сяньчжи надеялись на правящий дом, который ещё не утратил священный «мандат Неба», и уповало на содействие и помощь императора в упорядочивании общества. Но со временем от подобных надежд главари восставших отказывались. Уже весной 878 г. они объявили о своих собственных правах на небесный «мандат». Более того, они дерзнули зафиксировать этот вызов самому Небу в своей документации и устной агитации. А уже на рассвете 881 г. предводители повстанческого крестьянского движения решились организовать собственную государственность под верховенством Хуан Чао (ок. 847 - 884) .
Из данных, приведенных выше, можно сделать некоторые выводы: налицо ряд воистину выдающихся событий, которые имели место быть не только в истории Поднебесной. И тут дело не только в том, что подобные свершения получили отклик за территорией самого Китая - в Японии, в государстве Силла на Корейском полуострове, в разных частях арабского халифата Аббасидов и других странах Азии. Это была и одна из самых масштабных по территориальному размаху, количеству участников, и продолжительности крестьянских восстаний в истории средневековья.
Актуальность выбранной темы дипломного исследования заключается, прежде всего, в безусловном историческом значении событий 874-901 годов для последующего развития Китая. Крестьянская война привела к слому сложившихся устоев, изменению экономической политики государства, появлению огромного количества беженцев и разбойников, свержению правящей династии.
Важной проблемой при изучении тематики «Крестьянской войны» 874 - 901 гг. для любого исследователя становится точное определение характера рассматриваемых событий, объективная оценка произошедшего как с позиций людей, живших тогда, так и с позиции современного человека, обратившегося к данному вопросу. Нельзя не учитывать, что восприятие повстанческого восстания самими жителями Китая тех годов ввиду разности менталитетов, условий жизни может резко отличаться от восприятия этих событий современными представителями западной культуры.
При написании дипломного исследования автором использовался широкий круг источников и научной литературы. Необходимо отметить, однако, что подбор источников по рассматриваемой проблематике крайне затруднен. Во-первых, множество источников не смогли «дожить» до наших лет: некоторые были отредактированы, другие же - преданы огню или потеряны. Во-вторых, значительная часть представляющих практический интерес документов до сих пор находятся в закрытых архивах или существуют только на китайском языке.
В работе был рассмотрен широкий спектр научной литературы.
Наиболее значимой с точки зрения комплексности и всесторонности рассмотрения изучаемого периода является труд признанных китайских историков Оуян Сю и Сыма Гуана, в работе которых подробно, но при этом достаточно кратко и емко описаны этапы крестьянской войны, освещены аспекты, ставшие ее основой.
Важным является рассмотрение событий в период, предшествовавший крестьянской войне. Большое количество полезной информации на этот счет содержится в работах Г.Я. Смолина «Они бросили вызов Небу» в 2 томах и «О народных восстаниях — предвестниках крестьянской войны 874 - 901 гг. в Китае», где также подробно описывается хронология и даётся развернутый анализ крестьянской войне 874 - 901 гг. в Китае.
Рассмотренные в работе источники и научная литература позволяют выделить объект и предмет дипломного исследования.
Объектом исследования является Танское государство. Предметом исследования является народное повстанческое движение 874-901 гг.
Целью дипломного исследования является комплексное рассмотрение событий крестьянской войны 874-901 гг. и определение их влияния на последующее развитие Китая.
Исходя из указанной цели, задачами исследования являются:
1. Проанализировать причины и предпосылки народного повстанческого движения;
2. Показать общий ход событий первого этапа Крестьянской войны 874-901 гг.;
3. Охарактеризовать итоги первого этапа восстания;
4. Рассмотреть влияние Крестьянской войны на последующее общественно-политическое развитие Китая.
При написании дипломной работы использовались специальные методы исторического исследования, такие как сравнительно-сопоставительный метод, метод исторической реконструкции и метод исторической ретроспекции.
С помощью сравнительно-сопоставительного метода автором был проведен комплексный анализ источников и научной литературы по рассматриваемой тематике с целью определения подходов к рассмотрению событий крестьянской войны 874-901 гг., выявления фактологических различий, общих тенденций и расхождений в оценочных суждениях авторов представленных трудов.
С помощью второго метода была осуществлена попытка объективно и всесторонне описать рассматриваемые события, используя для этого большое количество рассмотренных источников и литературы.
И, наконец, с помощью метода исторической ретроспекции автором исследования была предпринята попытка переосмыслить события повстанческого движения в Китае 874-901 гг. в свете появившихся современных трактовок и оценок деятельности восставших, лично Ван Сяньчжи, его сторонников и противников и их влияние на развитие средневекового китайского государства.
Дипломное сочинение состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
В первой главе автором рассматриваются причины и предпосылки крестьянской войны 874-901 гг., которые возможно выявить через анализ общественно-политического и социально-экономического развития Китая с момента его образования и вплоть до начала описываемых в работе событий. Кроме того, отдельное внимание уделено личности Ван Сяньчжи как непосредственному зачинателю и главному лидеру восстания 874-901 гг.
Вторая глава представляет собой хронологическое изложение событий крестьянской войны 874-901 гг. В разделе изложены основные факты, события, явления, рассмотрены ключевые аспекты крестьянской войны, такие как ее движущие силы, отношение к ней народных масс и правящей элиты и т.п.
В третьей главе дипломного исследования подводятся основные итоги первого этапа крестьянской войны 874-901 гг., последствия проводимой Ван Сяньчжи политики, а также оценивается влияние начального этапа на последующее развитие восстания.
Научная новизна дипломного исследования заключается в попытке комплексного изучения проблематики первого этапа Крестьянской войны 874-901 гг. в свете появления в научном обороте новых тематических публикаций и открывающихся источников.
Чанъюаньское восстание во главе с Ван Сяньчжи, явившееся завязкой крестьянской войны, не было чем-то возникшим мгновенно. Причины и обстоятельства, породившие «бунт» в Чанъюани, крылись очень глубоко, а мощная вспышка повстанческой активности, вылившаяся в выступление Ван Сяньчжи и его соратников, лишь показала, что фитиль, подведенный к подкопу, догорел, тогда как заложен и подожжен он был гораздо раньше и очень глубоко. Начавшись на исходе 874 г. с локального «бунта» на стыке Шаньдуна и Хэнани, «смута» не случайно сравнительно быстро, в течение полутора лет (примерно к середине 876 г.) вырвалась за узкоместные рамки и постепенно охватила обширный район в междуречье Хуанхэ - Янцзы . На этой территории удалось всколыхнуть многочисленную массу крестьян. Повстанческое руководство во главе с Ван Сяньчжи сумело использовать глубокое недовольство широких слоев населения царившими в стране несправедливыми социальными порядками, мало-помалу пополнять свои ряды, преимущественно из среды крестьян, которые группами и в одиночку присоединялись к дружинам Ван Сяньчжи, превратить движение в грозную силу, исполненную боевым духом и способную наносить правительственному воинству ощутимые удары, не раз одерживая над ним ратные успехи. Исподволь закладывались основы повстанческой армии - одной из важнейших составляющих крестьянской войны. По приводившимся данным некоторых источников, к моменту боев за Цзянлин (в конце января - начале февраля 878 г.) «свора Ван Сяньчжи» насчитывала до 300 тыс. человек. Пусть цифра эта, скорее всего, основательно завышена, тем не менее ее появление на страницах разновременных творений официального историописания свидетельство внушительной численности боевых дружин восставших на исходе первого этапа крестьянской войны. Несмотря на весьма ощутимый урон, понесенный «разбойниками» в первые месяцы 878 г., в распоряжении руководителей крестьянской войны сохранился достаточно большой воинский контингент одна из определяющих предпосылок неминуемого возобновления мощного движения, а затем и дальнейшего его развертывания.
Отнюдь не все исследователи склонны определять период от Чанъюаньского восстания во главе с Ван Сяньчжи до начала весны 878 г. как отдельный, начальный этап крестьянской войны. Его содержание иной раз «сливают» с тем, что имело место. Некоторые выводы вплоть до захвата повстанческой армией Хуан Чао в самом начале 881 г. Чанъани события, ознаменовавшего кульминацию всей истории движения. Между тем очевидно: прежде чем и для того чтобы стало возможным достичь такой вершины, неминуемо предстояло пройти долгий и трудный путь. Восхождение по этому пути заняло, как оказывается на поверку, не один, а два этапа, и первым среди них был тот, сам по себе достаточно продолжительный более трех с половиной лет, что завершился трагическими для восставших перипетиями весны 878 г., повлекшими за собой весьма серьезные потрясения и перемены в повстанческом лагере. Изменился персональный состав верховного руководства крестьянской войны, произошла ощутимая перегруппировка сил восставших, возникли некоторые новые явления в содержании и формах повстанческой борьбы, и все это непосредственно предварило и подготовило тот высший взлет, какого достигло движение во главе с Хуан Чао на рубеже 880 - 881 гг. . В свою очередь, определенные уроки и выводы из событий первых месяцев 878 г. извлек для себя и правительственный стан. В средствах и приемах его противодействия народной повстанческой стихии тоже появилось немало нового, с чем восставшие не могли не считаться. Распознать, различить и разграничить один этап крестьянской войны от другого, особенно, как в данном случае, в рамках ее общего развития по восходящей, - дело непростое. Что касается «великой смуты» 874-901 гг. в Китае, то вопрос о выделении периода от Чанъюаньского восстания до серьезных поражений повстанцев весной 878 г. в качестве самостоятельного этапа связан, помимо всего прочего, с определением места и роли Ван Сяньчжи в крестьянской войне. Иначе говоря, решение этого вопроса зависит от того, насколько удается преодолеть не раз упоминавшуюся выше стародавнюю тысячелетнюю историографическую тенденцию к недооценке и даже, более того, игнорированию реального значения, какое имели для крестьянской войны взгляды, замыслы, деяния Ван Сяньчжи.
Теперь, когда по мере возможностей воссоздана сколько-то цельная панорама событий крестьянской войны на «этапе Ван Сяньчжи» - отрезке времени от выступления в Чанъюани до гибели первого главного предводителя восставших,- облик Ван Сяньчжи как закоперщика и лидера «великой смуты» проступил достаточно отчетливо и полно, и, чтобы его воспроизвести, нет нужды в какой-либо мере ни умалять действительную роль Хуан Чао, ни обособлять или противополагать его и Ван Сяньчжи - вопреки издавна и поныне существующей историографической традиции, на таком обособлении и противопоставлении строящейся . Если бы, допустим, задаться целью составить биографии обоих верховных руководителей крестьянской войны 874 - 901 гг. в Китае, правильней всего, думается, было бы в данном случае создать нечто двуединое, своего рода диптих, объединяющий «портреты» Ван Сяньчжи и Хуан Чао.
В изображении авторов X - XIII и последующих столетий, вплоть до наших дней, крестьянская война 874-901 гг., как уже упоминалось, предстает чуть ли не с самого начала - еще на «этапе Ван Сяньчжи» - и до самого конца результатом целеполагающих предначертаний и действий Хуан Чао, сам же Хуан Чао будто бы вырос и сформировался в ее предводителя еще до непосредственного вступления в ряды ее участников. Хотя на самом деле таковым он, понятно, не был, да, собственно, и не мог быть ни до, ни сразу после присоединения к поднятому и возглавленному Ван Сяньчжи восстанию. Складывался он в этом качестве исподволь в процессе самой крестьянской войны, причем, как можно было видеть из изложенного в данной главе, не без прямого воздействия Ван Сяньчжи, у которого Хуан Чао немало перенял, многому научился, и, право, не следует отказывать в том его предшественнику.
Но и сам Ван Сяньчжи стал застрельщиком могучего повстанческого движения, его первым и главным руководителем тоже не сразу. Формирование его личности происходило и в пору, предшествовавшую Чанъюаньскому восстанию, но еще больше - непосредственно по ходу самой крестьянской войны, хотя, с другой стороны, само движение, несомненно, испытало на себе воздействие этой личности. Яркая, пусть и короткая - всего лишь примерно 30-летняя - жизнь Ван Сяньчжи оказалась нелегкой и непростой. Биография этого бывшего заурядного частного солетррговца, ставшего потом одним из выдающихся в истории Китая народных повстанческих воителей, знала крутые повороты и извилистые зигзаги на жизненном пути, колебания в настроениях, взглядах и поступках. Его воззрения и деяния отмечены многими такими чертами и свойствами, которые сегодня, с вершин рубежа II - Ш тысячелетий, могут представляться проявлениями «слабостей», «заблуждений», «ограниченности», «непоследовательности», но без которых немыслимо вообразить себе цельную фигуру вожака крестьянской войны, разразившейся 11 столетий назад, в пору глухого средневековья . И не следует бояться говорить об этих «слабостях», «заблуждениях», «ограниченности», «непоследовательности» Ван Сяньчжи, но равным образом не следует и квалифицировать их как некие такие пороки и прегрешения, которые будто бы не позволили ему стать настоящим, искренним, преданным повстанческому делу предводителем борющегося крестьянства.
То была личность многоплановая, сложная, внутренне противоречивая, ищущая. Фигура Ван Сяньчжи, образ его умонастроений, помыслов и поведения - не что-то однозначное и застывшее, их нельзя сколько-нибудь адекватно оценить, нацепив какой-то стандартный морально-назидательный ярлык. Ван Сяньчжи шел дорогой непрестанного поиска, мечтаний и надежд, он чаял и искал, как чаяло и искало крестьянство. А если не всегда находил он сразу или порой совсем не находил верные пути и решения, если в своих упованиях на кого-то или на что-то терпел неудачи, если его ожидания не оправдывались и не сбывались, то это его отнюдь не принижает. В этом его 99 трагедия - трагедия в возвышающем смысле данного слова .
Ван Сяньчжи как народный повстанческий предводитель вознесся на гребне волны массового социального протеста, а будучи рожденным для больших испытаний и свершений, он и сам силой своей воли и своей неутомимой деятельностью немало способствовал приведению в действие крупных общественных сил. Эти силы вовлекли его в свое грозное движение, но он пытался подняться над породившей его стихией и овладеть ею. Крестьянская война 874-901 гг. несла на себе отпечаток его личности.
Если обстоятельства требовали того, Ван Сяньчжи во имя общего дела проявлял готовность и находил те или иные пути и способы помочь, поддержать, прийти на выручку своим сподвижникам. Именно так он и поступил еще в середине 875 г., когда понадобилось ускорить активизацию до того момента никак себя не проявлявшего «мятежного гнезда» во главе с Хуан Чао в Цаочжоу, и таким образом содействовал непосредственному вовлечению в горнило повстанческих событий своего давнего единомышленника и приверженца, ставшего впоследствии его преемником в качестве главного предводителя крестьянской войны.
Именно на первом этапе крестьянской войны, при верховном главенстве Ван Сяньчжи, выдвинулись едва ли не все наиболее выдающиеся повстанческие вожаки, состоявшие в высшем руководстве движением либо командовавшие отдельными отрядами, из которых слагалось боевое ядро армии восставших. Создавались основы преемственности в главном руководстве крестьянской войны или же ее составных звеньев, и многие из сформированной тогда стараниями Ван Сяньчжи когорты таких вожаков после гибели первого верховного предводителя восставших продолжили начатое им дело.
От Ван Сяньчжи исходил первый из известных сейчас документов крестьянской войны - воззвание, датированное 12 февраля 875 г. Оно позволяет охарактеризовать и оценить в целом идейное содержание повстанческого движения на ранней его фазе, и в частности - воззрения его первого главного верховода. Разбор воззвания позволяет подчеркнуть: при достаточно откровенно выраженном в его тексте наивно-монархическом пафосе все в этом документе свидетельствует не об узколокальном, а общегосударственном масштабе и антиправительственной нацеленности задач и установок, какие уже тогда выдвигались высшим руководством крестьянской войны во главе с Ван Сяньчжи. Этот и другие подобного рода документы, творцом либо сотворцом которых являлся Ван Сяньчжи, и отражали, и вместе с тем создавали идейно-психологический «климат», утверждавшийся в повстанческом лагере’01. Таков один из серьезнейших «заделов», связанных непосредственно с взглядами и практической деятельностью самого Ван Сяньчжи и многое определивших в дальнейшем развитии событий. В последующих манифестах, прокламациях и прочих призывных документах повстанческих лидеров основные идеи и положения этого воззвания конкретизировались и отрабатывались, они так или иначе с ним перекликались.
Итак, Ван Сяньчжи стал застрельщиком, первым идеологом и первым вождем крестьянской войны. Поднятое им в Чанъюани восстание начало перерастать в крестьянскую войну как таковую. При его ведущем участии закладывались основы концепции крестьянской войны и ее стратегии - со всеми их сильными и слабыми сторонами, делались первые шаги в направлении широкого осуществления этой концепции и стратегии. Первым встав во главе сотен и тысяч людей из среды «мятежного» крестьянства, Ван Сяньчжи вместе с ними и ведя их пошел на благое дело борьбы за социальную справедливость, собственной кровью скрепил преданность этому делу, дал - вместе с Хуан Чао - имя могучему повстанческому движению общественных низов и навеки снискал в народе светлую память о себе.
Порой бывает и целесообразно, и доступно раскрывать внутреннее содержание больших социально-исторических явлений, крупных общественных движений через изображение их ведущих деятелей, постигать суть и судьбу подобных явлений и движений, рассматривая их с высоты, на которую ход событий поставил того или иного человека. Ведь зачастую в одном лице как бы персонифицированы основные тенденции и смысл таких явлений и движений или какой-то их фазы. Если все это применимо и в случае с Ван Сяньчжи, то можно в самом общем плане определить его место и значение в народном повстанческом движении 874-901 гг. в Китае следующим образом: именно в его облике, в его воззрениях и деятельности как нельзя лучше, яснее, рельефнее предстает главное, что характеризует предшествие и ранние часы крестьянской войны. Хуан Чао представляет ее полдень, ее высший взлет, но и на этой стадии движения ощущалось - уже посмертное - влияние Ван Сяньчжи.
Случившийся в Цичжоу весной 878 г. инцидент предстает в освещении официального историописания конца IX - XI и ближайших за ними столетий окутанным тайной и способен навести на размышления: что же тогда на самом деле произошло - своего рода верхушечный переворот в повстанческом руководстве или, может статься, начало нового поворота в крестьянской войне?
В начале весны 878 г., думается, завершился первый этап крестьянской войны. Пали две вершины в гряде, образовывавшей хребет высшего повстанческого руководства. Погиб Шан Цзюньчжан - ближайший соратник Ван Сяньчжи, вторая по высоте среди этих вершин. Вскоре не стало и самого Ван Сяньчжи - главной вершины. Потерпел поражение основной боевой костяк повстанческих сил. От столь серьезного урона оправиться удалось далеко не сразу. Необходимо было какое-то время, чтобы преодолеть смятение, вызванное понесенными утратами, стряхнуть оцепенение, прийти в себя, постараться осмыслить происшедшее, извлечь из него возможные уроки, поднять моральный дух и боеспособность восставших, умножить их ряды, сплотить их и подвигнуть на новые свершения. Но та гряда, пусть и лишившаяся двух вершин, оставалась. Когорта повстанческих вожаков, рожденная усилиями Ван Сяньчжи, не иссякла. Наиболее заметной теперь вершиной гряды возвышался Хуан Чао. Вставшие перед ним проблемы и задачи обновленному руководству, пришедшему на смену Ван Сяньчжи и Шан Цзюньчжану, удалось решить во многом благодаря тому, что оно опиралось на позитивные и весьма поучительные результаты, достигнутые в первый период крестьянской войны.
Можно первый этап крестьянской войны 874-901 гг. - «этап Ван Сяньчжи» - квалифицировать и так: именно тогда был заложен определенный фундамент, унаследованный Хуан Чао.
И. Боголюбов М.Н. Страны и народы Востока. - М.: Восточная литература, 2010.-293 с.
12. Борискина Е.Б. Трактовка в КНР проблем крестьянских войн в Китае при феодализме // Историческая наука в КНР. - 430 с.
13. Буганов В.И. О некоторых вопросах истории крестьянских войн // Изв. А.Н. Каз. ССР. Сер. обществ, наук. 1975, №6. - 197 с.
14. Гордон А.В. Крестьяне и крестьянские движения Востока в западном крестьяноведении // Крестьяне и крестьянские движения в странах Азии и Африки. М., 1977. - 593 с.
15. Гордон А.В. Крестьянство Востока: исторический субъект, культурная традиция, социальная общность. М., 1989. - 440 с.
16. Гриневич П.А. К вопросам истории крестьянского феодализма // Проблемы Китая. 1935, №14. - 227 с.
17. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - СПб.: Кристалл, 2003 - 575 с.
18. Доронин Б.Г. Народные движения и китайская феодальная историография (К постановке вопроса) И Вестник Ленинградского Университета. 1972, №2. -330 с.
19. История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т. / Гл. ред. С.Л.Тихвинский: Т. III: Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан (220—907) / Отв. ред. И.Ф.Попова, М.Е.Кравцова. М.: Наука — Восточная литература, 2014. - 991 с.
20. История народов Восточной и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней. - М.: Наука, 1986. - 582 с.
21. Козина Е.М. Социально-правовое положение зависимого населения в Китае при династии Тан (618 - 907 гг.) // Рабство в странах Востока в средние века. М., 1986. - 571 с.
22. Кравцова М.Е. История культуры Китая. - СПб: Лань, 1999. - 416 с.
23. Крюков М.В., Переломов Л.С, Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. - М., 1983. - 403 с.
24. Китай: традиции и современность: Сборник статей. - М., 1976. -335 с.
25. Кляшторный С.Г., Султанов Т.Н. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000.-320 с.
26. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. - 346 с.
27. Крюгер Р. Китаи. Полная история Поднебесной // Рейн Крюгер пер. с англ. Д. Воронина, Ю. Гольдберга. - М. 2006. - 544 с.
28. Кычанов Е.И. Проблемы сословно-классового анализа общества Тан (VII-X вв.). - Сб. статей "Социальные организации в Китае". - М., 1981. - 250 с.
29. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров, - М.: Восточная Литература, 1997. - 316 с.
30. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах центральной Азии. - Новосибирск: Наука, 1989. - 432 с.
31. Малявкин А.Г. Тактика Танского государства в борьбе за гегемонию в восточной части Центральной Азии // Дальний Восток и соседние территории в средние века. - Новосибирск, 1980. - 340 с.
32. Малявкин А.Г. Историческая география Центральной Азии (Материалы и исследования). - Новосибирск: Наука, 1981. - 336 с.
33. Малявкин А.Г. Уйгурские государства в IX XII вв. - Новосибирск: Наука, 1983.-287 с.
34. Мартынов А.С. Девизы правления китайских императоров (няньхао) // Всемирная история и Восток. Сборник статей. М., 1977. - 219 с.
35. Мартынов А.С. Доктрина императорской власти и ее место в официальной идеологии императорского Китая // Всемирная история и Восток. Сборник статей. М., 1989. - 498 с.
36. Мартынов А.С. Представления о природе и мироустроительных функциях власти китайских императоров в официальной традиции // Народы Азии и Африки. 1972. №5. - 211 с.
37. Меликсетов А.В. История Китая. - М.: Высшая школа, 2002. - 736 с.
38. Очерки истории Китая с древности до «опиумных» войн / Под ред. Шан Юэ. М.: Восточная литература, 1959. - 580 с.
39. Павловская Л.К. Из истории текста «Пинхуа по истории Пяти династий» // Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. Ежегодник. 1972. М., 1977.-423 с.
40. Павловская Л.К. Официальные тексты в документе «Заново составленное пинхуа по истории Пяти династий» // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М., 1977. - 397 с.
41. Поршнева Е.Б. Дискуссия о крестьянских войнах в Китае при феодализме (1964 - 1965) // Историческая наука в КНР. - 331 с.
42. Поршнева Е.Б. Некоторые особенности настроений и мотивов общественного поведения восставших крестьян в средневековом Китае // НКОГК-3. Ч. I. - М.: Наука, 1972. - 404 с.
43. Раскин Д.И., Фроянов И.Я., Шапиро А.Л. Ленинская характеристика наивного монархизма // Тезисы докладов и сообщений XII сессии межреспубликанского симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Рига; Москва. 1970. -315 с.
44. Рубин В.А. Походы Хуан Чао (Из истории крестьянской войны IX в.) И Сборник статей по истории стран Дальнего Востока. М., 1952. - 518 с.
45. Симоновская Л.В., Юрьев М.Ф. История Китая с древнейших времен до наших дней. - М.: Наука, 1974. - 535 с.
46. Смолин Г.Я. Антифеодальные восстания в Китае второй половины X - первой четверти XII в. М. 1974. - 556 с.
47. Смолин Г.Я. Были ли в средневековом Китае крестьянские войны? // 4-я науч. конф. "Общество и государство в Китае". Ч. 1. М. 1973. - С. 68 - 77.
48. Смолин Г.Я. Ван Сянь-чжи - выдающийся вождь крестьянской войны 874—901 гг. в Китае И 12-я науч. конф. "Общество и государство в Китае". Ч. 2. М. 1984.-С. 25 -33.
49. Смолин Г.Я. "Записи" Ван Жэньюя о крестьянской войне 874 - 901 гг. в Китае (К характеристике "Цзычжи тунцзянь") // 17-я науч. конф. "Общество и государство в Китае". Ч. 2. М. 1986. - С. 35 - 38.
50. Смолин Г.Я. Источники по истории крестьянской войны 874 - 901 гг. в Китае (краткий обзор) И Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки // Отв. ред. Л. А. Березный и Г. Я. Смолин. Вып. 4. Л. 1975. - С. 102-114.
51. Смолин Г.Я. К вопросу о социальной принадлежности руководства крестьянских войн в Китае // 5-я науч. конф. "Общество и государство в Китае". Ч. 1. М. 1974. - С. 136 - 139.
52. Смолин Г.Я. Китайская хроника XI в. "Всепроницающее зерцало, управлению помогающее" о крестьянской войне 874 - 901 гг. И 26-я науч, конф. "Общество и государство в Китае". М. 1995. - С. 33 - 41.
53. Смолин Г.Я. Когда началось восстание Ван Сянь-чжи? (К 1100-летию крестьянской войны под руководством Ван Сянь-чжи и Хуан Чао) // Вестн. Ленингр. ун-та. № 2. 1974. - С. 75 - 80.
54. Смолин Г.Я. Крестьянская война 874 - 901 гг. и танские генерал- губернаторы (цзедуши) // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XVIII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР / Отв .ред. В. Н. Горегляд и Е. И. Кычанов. Ч. 3. М. 1985. - С. 5 -11.
55. Смолин Г.Я. Наивный монархизм руководителей крестьянской войны 874 - 901 гг. в Китае // 12-я науч. конф. "Общество и государство в Китае". Ч. 1. М. 1981. - С. 131 - 139.
56. Смолин Г.Я. О месте и времени гибели Ван Сянь-чжи // 9-я науч. конф. "Общество и государство в Китае". Ч. 1. М. 1978. - С. 192 - 198.
57. Смолин Г.Я. О народных восстаниях — предвестниках крестьянской войны 874 - 901 гг. в Китае // 16-я науч. конф. "Общество и государство в Китае". Ч. 2. М. 1985. - С. 21 - 27.
58. Смолин Г.Я. О некоторых истолкованиях понятия "крестьянская война" в историографии КНР // Вопросы истории. № 7. - С. 185 - 193.
59. Смолин Г.Я. О некоторых материалах из документации предводителей крестьянской войны конца IX в. в Китае (документы 875 - 879 гг.) // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки / Отв. ред. Г. Я. Смолин. Вып. 8. Л. 1985. - С. 149 - 157.
60. Смолин Г. Я. Они бросили вызов Небу: о крестьянской войне 874 - 901 гг. в Китае. Ч. 1. Предвестие и зачин. СПб. 1997. - 320 с.
61. Смолин Г.Я. О новом источнике по истории крестьянской войны в Китае под руководством Ван Сянь-чжи и Хуан Чао (К 1100-летию гибели Хуан Чао) И Вести. Ленингр. ун-та. № 14. 1984. - С. 36 - 42.
62. Смолин Г.Я. О новонайденных эпиграфических источниках конца IX в. по истории крестьянской войны 874 - 901 гг. в Китае И Востоковедение. 14. Филологические исследования / Отв. ред. И. М. Стеблин-Каменский. Л. 1988. -С. 205 -213.
63. Смолин Г.Я. Феодальное ополчение в борьбе с крестьянами-повстанцами в Китае IX в. // 14-я науч. конф. "Общество и государство в Китае". Ч. 1. М. 1983.-С. 141 - 145.
64. Стулова Э.С. «Баоцзюань о Муляне» как источник по истории крестьянской войны IX в. в Китае // НКОГК-15. Ч. 2. 1984. - 678 с.
65. Фицджералд Чарлз Патрик. История Китая / Калашникова Л.А. (пер. с англ). - М.: Центрполиграф, 2005. - 830 с.
На западноевропейских языках
66. Cambridge history of China. Vol. 3/ Ed. By D. Twitchett. Cambridge, 1979. - 872 p.
67. Fitzgerald C.P. The consequences of the rebellion of An Lu-shan upon the population of the T’ang dynasty ПPhilobiblon. Vol. 2. 1947. №1. - 489 p.
68. Muramatsu Yuji. Some themes in Chinese rebel ideologies // The Confucian persuasion / Ed. by A. Wright. Stanford, 1960. - 890 p.
69. Penkala M.A. Correlated History of Far East. China / Korea /Japan. - Tokyo, 1969,-476 p.
70. Pulleyblank E.G. The Background of the Rebellion of An Lu-shan. - L.; N.Y.; Toronto, 1955. - 588 p.
1. Бичурин Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Ср. Азии в древние времена (т. 2). - М.-Л., 1950.-334 с.
2. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии. - Чебоксары, 1960. - 415 с.
3. Е Лун-Ли История государства киданей / Таскин В.С. (пер. с китайского). - М.: Наука, 1979. - 609 с.
4. Заново составленное пинхуа по истории Пяти династий (Синь бянь У дай ши пинхуа) / Пер. с кит., исследование и комментарии Л.К. Павловской. М.: Наука, 1984.-879 с.
5. Крестьянская война в IX в. (Из «Синь Тан шу») / Пер. с кит. В.А. Рубина // Хрестоматия по истории средних веков. Т. I. М.: Наука, 1961. - 769 с.
На китайском языке
6. Синь Тан шу = Новая история династии Тан / Сост. Оуян Сю, Сун
Ци и др. Beijing: Beijing Ai ru sheng shu zi hua ji shu yan jiu zhong xin
1958. - 2700 c.
7. Хуан Чао чжуань чжуши = = Жизнеописание Хуан Чао с
комментариями. Beijing: Zhonghua shu ju : Xin hua shu dian Beijing fa xing suo faxingHt/rC Яг^Т, 1976.-884 с.
8. Цзы чжи тун цзянь = Всепроницающее зерцало, управлению
помогающее/ Сост. Сыма Гуан и др. Shenyang Shi: Wan juan chu ban gong si
2013. - 912 с.
9. Цзю Тан шу = !БЖФ- Старая история Тан / Сост. Лю Сюй и др. Beijing: Zhonghua shu ju =4ЬЖ: ФЖЙЖ, 1975. - 1450 с.
На западноевропейских языках
10. Biography of Huang Ch”ao / Transl. and annot. By H.S. Levy. Berkley; Los. Angeles, 1961.- 690 p.