Введение 3
Глава I. Особенности СМИ этнокультурной направленности в информационном пространстве 6
1.1. Развитие этнической культуры в СМИ Республики Татарстан 6
1.2. Информационное обеспечение реализации государственной национальной политики СМИ в Республике Татарстан 10
Глава II. СМИ и взаимодействие этнокультур в информационном пространстве РТ (на примере одного из тюркских народов) 15
2.1. Этнокультурные СМИ в печатном информационном пространстве
Республики Татарстан: становление, специфика и перспективы развития 15
2.2. Роль электронных СМИ и сети Интернет в этнокультурном развитии Республики Татарстан 40
2.3. Освещение развития татарской этнической культуры в СМИ Республики
Татарстан 51
Заключение 61
Библиография 63
Актуальность темы. Для продвижения имиджа региона первостепенное значение имеет наличие достаточных каналов коммуникации. Структура информационного пространства региона состоит из множества конкурирующих разнонаправленных потоков. Анализ разнонаправленных этнокультурных СМИ представляется необходимым в современном республиканском информационном пространстве, поскольку зачастую именно эти СМИ формируют повестку дня и способствуют мирному сосуществованию различных этносов, наций и религиозных конфессий в Республике Татарстан, этим и определяется актуальность исследования. Так, в информационном поле Татарстана действуют федеральные каналы коммуникации, республиканские СМИ, районные и городские СМИ. Федеральные СМИ, телевидение и радио, охватывающие всю территорию республики, оказываются наиболее конкурентоспособными по сравнению с республиканскими и городскими СМИ, поскольку в России сложились прочные традиции моноканальности.
Применительно к печатным изданиям, можно констатировать факт, что во всем мире в настоящий момент наблюдается тяготение аудитории к местным новостям. Однако общероссийские печатные издания продолжают удерживать прочное место в рейтингах благодаря региональным приложениям к ним.
Сегодня, в эпоху информационного общества, человечество не задумывается о мультимедийности глобальной сети Интернет, принимая этот продукт интеллекта и техники как должное. Появление Интернета в 1961 году сделало огромный шаг в сторону новых технологий и информационной революции. Первые СМИ появились в российском Интернете в 1995 году. Переломным моментом в судьбе сетевых изданий стал кризис 1998 года, когда все обратились за эксклюзивной и оперативной информацией в глобальную сеть. А уже 1999 год можно считать годом появления официальных российских интернет-СМИ. С тех пор их количество и интерес аудитории многократно помножились.
Федеральные сайты онлайновых изданий работают на высоком уровне, поднимая рейтинг эксклюзивными интервью и «горячими» новостями. Авторитетные интернет-СМИ уже давно разработали свой стиль и дизайн страницы. Заданная наполняемость сайта всегда остается на одном уровне, этим занимается команда авторов, которые мониторят события в стране и мире. Что касается региональных интернет-порталов, которые заявили себя как СМИ и желают занять свою нишу в глобальной сети, то здесь работа ленты новостей или информационных порталов зависит от ряда причин и следствий. Сюда входит число населения, проживающего в городе, количество сотрудников, работающих в интернет-СМИ, а также то, какую задачу перед ними ставит руководство, и, главное, что получается на выходе.
Объектом исследования является информационное пространство РТ.
Предмет исследования - особенности СМИ этнокультурной направленности и их взаимодействие в информационном пространстве РТ.
Цель исследования - анализ СМИ этнокультурной направленности в информационном пространстве РТ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть освещение этнической культуры в СМИ Республики Татарстан;
- проанализировать публикации и сюжеты на этнокультурную тематику в печатных, электронных и интернет-СМИ Республики Татарстан.
Научная новизна и практическая значимость определяются, прежде всего, самим объектом исследования и предпринятой попыткой комплексного анализа республиканских СМИ этнокультурной направленности.
В работе использовались следующие научно-исследовательские методы: наблюдение, сопоставительный анализ и контент-анализ.
Теоретической базой исследования стали работы Калмыкова А.А., Кохановой Л.А., Машкова С.Г. Амзина А., Акопова А.И., Вейлер К. и других авторов.
Структура данной работы состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
В соответствии с целью исследования были определены особенности освещения взаимодействия этнокультур (с акцентом на татарской этнокультуре) в СМИ РТ. Они отражаются в следующих выводах:
- Количество всех газетных публикаций в изданиях «Ватаным Татарстан» и «Республика Татарстан» за 2016 год составило 10224 ма-териала. При этом материалов, полностью посвященных теме развития национальной культуры и языка, было зафиксировано 486 (4,8%).
- Из всех материалов в информационных жанрах (за указанный период) было опубликовано - 693 материала, в аналитических - 43, в художественно¬публицистических - 33.
- Исходя из того, что в 2016 году в газете «Республика Татарстан» проблема развития национальной культуры и языка была освещена в 76 материалах, а в газете «Ватаным Татарстан» в 410 материалах, можно сделать вывод о том, что татароязычная газета этой теме уделила больше внимания. Также газета «Ватаным Татарстан» опубликовала большее количество аналитических материалов, нежели газета «Республика Татарстан».
В газете «Республика Татарстан» журналисты придерживаются нейтральной позиции: они не делятся своим мнением, не навязывают свою оценку ситуации. А журналисты «Ватаным Татарстан» часто высказывают свое мнение, иногда навязывая его читателю.
В газете «Республика Татарстан» публикуются статьи, которые освещают проблемы культуры и языка как русско-, так и татароязычного населения республики. Газета «Ватаным Татарстан» больше внимания уделяет татарской национальной проблеме.
Обе газеты раскрывают тему развития национальной культуры и языка с разных сторон.
В результате исследования нами были разработаны следующие рекомендации для решения проблем в сфере взаимодействия этнокультур и развития национальной культуры и языка в Республике Татарстан:
- современным республиканским СМИ необходимо больше внимания уделять вопросам межкультурной коммуникации, диалогу культур между татарами, русскими, удмуртами, марийцами и другими этносами; это способствовало бы развитию толерантного отношения к иным культурам, нациям и этносам;
- СМИ необходимо более глубоко освещать проблемы развития национальной культуры и языка в Республике Татарстан;
- журналистам необходимо стремиться к росту количества аналитических материалов;
- газете «Республика Татарстан» можно было бы посоветовать публиковать больше аналитических, оценочных материалов, интервью с известными культурными и научными деятелями РТ ;
- журналистам газеты «Ватаным Татарстан» хотелось бы пожелать воздерживаться от полной субъективации происходящего и стараться представлять объективную картину мира в публикациях.
- необходимо обратить внимание всех республиканских изданий на значимость освещения межкультурных мероприятий и межнациональных праздников.
1. Официальный сайт газеты «Ватаным Татарстан» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vatantat.ru/ (дата обращения: 02.05.2018).
2. Официальный сайт газеты «Республика Татарстан» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rt-online.ru/ (дата обращения: 02.05.2018).
3. Официальный сайт газеты «Вечерняя Казань» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.evening-kazan.ru/ (дата обращения: 02.05.2018).
4. Официальный сайт газеты «Татарстан яшьлэре» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tatyash.ru/index.php?issue=12341 (дата обращения: 02.05.2018).
5. Официальный сайт телерадиокомпании «Новый Век» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tnv.ru/main/okompanii/ (дата обращения: 02.05.2018).
Научная и методическая литература
6. Абдуразакова Д.М. Развитие толерантного сознания: культурно-педагогический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 5. - С. 69-73.
7. Аверзаев И.Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2013. - №7. - С. 64-66.
8. Виноградова Т.Ю. Специфика общения интернете, статья, Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - Казань, 2004. - С. 63-67.
10. Аверзаев И.Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2013. - №7. - С. 64-66.
11. Амзин А. Новостная интернет-журналистика. - М., 2013. - 136 с.
12. Баева Л.В. Толерантность: идея, образы, персоналии: монография. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 217 с.
13. Бакулина С.Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам: учеб. пособие. - М.: Флинта, 2014. - 112 с.
14. Бондырева С. Толерантность. Введение в проблему. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2013. - 240 с.
15. Барциц В.В. Межэтнические проблемы в молодежной среде: работа школы в воспитании патриотизма и профилактике этнонационализма // География и экология в школе XXI века. - 2017. - №9. - С. 59-63.
16. Бахчиева О.А. Формирование терпимости - основа духовно-нравственного развития общества // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2014. - № 2. - С. 41-43.
17. Бережная М.С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства // Философские науки. - 2013. - № 4. - С. 58-68.
18. Боргоякова Т.В. Молодежный экстремизм - угроза национальной безопасности России // Экономика и право. - 2014. - № 3. - С. 50-73.
19. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. - М.: Аспект Пресс, 2015.
20. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2014. - 432 с.
21. Вафина Э.Дж. Формирование толерантных отношений у молодежи // Преподавание истории в школе. - 2014. - № 3. - С. 56-58.
22. Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. - М., 2014.
23. Вартанова Е.Л. Теория СМИ: актуальные вопросы. - М.: издательство «МедиаМир», 2009.
24. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления // Воспитание школьников. - 2015. - № 3. - С. 15-20.
25. Володина Н.М. Язык СМИ - основное средство воздействия на массовое сознание. - М.: Изд-во МГУ, 2013.
26. Гаврилов А.А. Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 152-155.
27. Гарифуллин В.З., Сунгатов Г.М. Вариативность языковых средств в современных татарских СМИ. Медиакоммуникация и журналистика: сборник научных статей. - Казань, 2015. - С. 6-15.
28. Гарифуллин В.З. Роль мусульманских СМИ в обеспечении этноконфессиональной толерантности в Татарстане // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 21. - С. 131-134.
29. Гилязова И.Р. Процесс эвфимизации в современных татарских СМИ // Казанская наука. - 2012. - № 1. - С. 192-194.
30. Гильманова А.Н. Развитие двуязычной системы СМИ в поликультурном субъекте Российской Федерации как фактор национальной медиабезопасности // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 21. - С. 141-143.
31. Герасимова С.А. Телевидение как средство формирования и управления общественным сознанием // Управленческое консультирование. - 2016. - №2. - С. 143 - 148.
32. Горохов В., Гринберг Т. Интерактивная журналистика: Путь в будущее / Отв. ред. Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова. - М, 2014.
33. Горошко Е.И., Каверина А.С. Типологизация контента современных СМИ, статья, Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этические проблемы. Материалы научно-практической конференции. - М.: Издательство АПК и 111 ПРО, 2013. - С. 122-131.
34. Гуржий Д.А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С.991-993.
35. Джазоян А.Е. Блоги и пользовательский контент как новый формат осуществления интегративной функции СМИ // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2014. - № 2. - С. 39-48.
36. Дударев М.И. Уроки истории в школе. Воспитание этнонациональной толерантности. Методическое пособие. - М.: Вентана- Граф, 2016. - 192 с.
37. Ефимов Е.Г. Социальные интернет-сети (методология и практика исследования) / Волгоград. гос. техн. ун-т. - Волгоград, 2015. - 169 с.
38. Ерофеев С. Постсоветская культурная трансформация: медиа и этничность в Татарстане. - Казань: Изд-во КГУ, 2001. - С.86-109.
39. Засурский Я.Н., Алексеева М.И., Болотова Л.Д. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2013.
40. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. - СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2015. - 280 с.
41. Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. - М.: Гуманитарный центр «Монолит». - 2011.
- 80 с.
42. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2014. - 528 с.
43. Колодкин Б.В. Манипулирование массовым сознанием: социально-философский анализ. - Севастополь: Вид-во СевНТУ, 2015.
44. Мансурова А.И. Вербальные способы манипуляции общественным сознанием // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - Казань: Изд-во КГУ, 2009.
- №1. - С. 69 - 73.
45. Мансурова В.Д. Социально активная журналистика: новые грани профессионализма, статья // Медиаальманах МГУ. -2014. -№ 2 (61). -С. 26-31.
46. Мансурова Г.М. Динамика ротации политических элит РФ и РТ (начало 1990-х гг.) / Республиканская научно-практическая конференция «Региональные элиты и общество: процессы взаимодействия». - Казань, 1995. - С.52.
47. Малькова В., Тишков В. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. -М.: ИЭА РАН, 2002. - С.30.
48. Маркасов М.Ю. Теория и практика массовой информации: Учебно¬методический комплекс. - Новосибирск: НГУЭУ, 2016.
49. Медушевский Н. Основы толерантности и правовой культуры. - М.: Ленанд, 2015. - 408 с.
50. Мухаметшин Ф.Х., Лозовой А.П. Татарстан на перекрестке мнений. Проблемы, тенденции, перспективы. - Казань, 1993. - С. 98-99.
51. Мустафин М.Р., Хузеев Р.Г. Все о Татарстане. Экономико-географический справочник. - Казань, 1994. - С.16-17.
52. Пазовский А.Н. Отечественная журналистика: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГУЭУ, 2015.
53. Рахимова Б. Соседи /Идель,1990,№11. -с.53
54. Сафина А.Р. Особенности языка российских Интернет СМИ. Феномен гипертекста, статья, Известия Самарского научного центра Российской академии наук, №2-6, том 14, - 2012 - С. 1582-1587.
55. Толерантность в СМИ: материалы электрон. учебно-методического комплекса / Под ред. Э.В. Чепкиной, Л.В. Ениной. - Екатеринбург: УрГУ, 2014.
56. Толерантность / Под ред. М.Б. Хомяков. - М.: Екатеринбург: Уральский университет, 2015. - 628 с.
57. Толерантность как основа либерального политического дискурса: антология / Под ред. А. Логунова. - М., 2013. - 160 с.
58. Чепкина Э.В. Проблемы толерантности в средствах массовой информации: учебно-методическое пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 116 с.
59. Толерантность и культура межнационального общения: Учебно-методическое пособие (для студентов высших учебных заведений). - Краснодар: Просвещение-Юг, 2009. - 307 с.
60. Хабибуллина Ф.Я., Иванова И.Г. Афористическое отражение концептов «власть» и «политика» в региональных СМИ (на материале татарского и марийского языков) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. - 2016. - № 2. - С. 62-70.
61. Хаким З. Диагноз: хроническая несвобода / Идель. - 1996. - № 1-2. - C.3.
62. Шайхитдинова С.К. Нормативные концепции СМИ в ситуации конфликта (на примере концепции национального развития СМИ в Республике Татарстан). Кому принадлежит культура? Часть 1. - Казань, 1999.
63. Якупова В. 100 историй о суверенитете. - Казань: «Идел-пресс», 2001. - С.69-70.
Электронные источники
64. Андрианова Н.С. Жанры интернет коммуникации: о некоторых
подходах [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.stattionline.org.ua/filologiya/52/6966-zhanry-internet- kommunikacii-o-nekotoryx-podxodax.html (дата обращения: 02.05.2018).
65. Вейлер К., Мауер Р.И. Сетевые СМИ - другая журналистика. Пер. с
англ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
// http://www.mediasprut.ru/jour/theorie/ (дата обращения: 02.05.2018).
66. Интернет-СМИ: особенности и преимущества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka.relis.ru/16/0001/16001048.html (дата обращения: 02.05.2018).
67. Салемгареева Л.С. СМИ и общественное сознание: влияние, проблемы, технологии манипулирования // Вестник электронных и печатных СМИ. - Вып.2. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vestnik.ipk.ru/index.php?id=1537 (дата обращения: 02.05.2018).
68. Шайхитдинова С.К. Этнонациональные ценности и ориентации
культурной элиты Татарстана: опыт культурологического анализа свободных интервью [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://www.tataroved.ru/institut/etnolog/publ/1 (дата обращения:
02.05.2018).