Введение ‘-.3
Глава 1. Ду Вэймин как представитель западного конфуцианства 9
1.1 Ду Вэймин о неоконфуцианстве, как основе трансформации
человека ,..11
1.2 Религиозные основания современного конфуцианства
в трактовке Ду Вэймина 16
Глава 2. Влияние Запада на материковое конфуцианство ...19
2.1 Целостность конфуцианского гуманизма на Западе 19
2.2 Современное конфуцианство и экология 28
2.3 Значение неоконфуцианства для современной науки 40
Заключение 44
Список использованных источников и использованной литературы 50
Рубеж ХХ-ХХТ веков стал для стран, государств, временем для стремления вернуться к своим истокам, чтобы сохранить свою самобытную культуру. Китай не стал исключением. Китайцы активно начали возрождать элементы конфуцианских традиций, адаптируя их под современный мир и называя эти традиции новым конфуцианством. Однако, что такое неоконфуцианство на самом деле? Является ли оно религией? В силу развития современного общества, культуры и самого человека, данные вопросы продолжают дискутироваться и волновать ученых различных гуманитарных направлений.
Исторически, конфуцианские традиции рассматриваются в двух направлениях, которые условно можно назвать материковой традицией и зарубежной, которую представляют Гонконг, Тайвань, США и др. Само деление объясняется миграционными процессами, происходившими в Китае на рубеже ХХ-ХХ1 веков.
Представителями материковых традиций являются Кан Ювэй(1858- 1927гг.), Лян Шумин (1893-1988гг.). Работы религиоведов, разных исследователей представляют нам подробные исследования процессов современного конфуцианства в КНР. В 80-90е года появляется термин, который предполагает исследование и анализ зарубежных направлений конфуцианской традиции и мысли — материковое современное конфуцианство. '
Интерпретацию конфуцианской мысли на Западе возможно характеризовать разнообразием идейных и философских подходов. Зарубежные мыслители сохранили тесную связь с воззрениями своих предшественников и с традиционными представлениями, при этом развивая конфуцианскую мысль через призму западной культуры. За счет этого формируется зарубежное направление современного нового конфуцианства. Усилия мыслителей современного конфуцианства в первую очередь направлены на понимание основ конфуцианской традиции и религии. Китайские умы нацелены на выяснение особенностей конфуцианской религиозности, понять его значимость для современности. Каждый представитель нового конфуцианства, посвящая свои публикации данному вопросу, актуализирует поставленную проблему. Важно понимать, куда движется современная китайская мысль, и какое значение в решении фундаментальных вопросов играет Запад.
В данной работе будут использованы термины, содержание которых будет важным уточнить. Мы принимаем мнение Ду Вэймина, считая, что конфуцианство включает в себя все многообразие конфуцианской мысли, что делает его эквивалентом понятию конфуцианское учение. Этим же можно объяснить множество иных определений, которые прилагаются к конфуцианству - «религия», «философская система» и др. Данное многообразие только помогает нам отразить все стороны конфуцианства и изучить этот феномен культуры.
Исходя из выше сказанного, под конфуцианством автор работы будет понимать совокупность различных представлений и видом деятельности учений, религий и практик, которые входят в конфуцианский комплекс.
Степень изученности проблемы
Огромную роль в раскрытии темы квалификационной работы сыграли труды российских исследователей. В основном, работы были посвящены вопросам связи конфуцианства и религиозных систем. В работах Н.Я. Бичурина (1777-1853 гг.) , В.М. Алексеева (1881-1951 гг.) можно увидеть, что российские китаеведы, в большинстве своем, трактовали конфуцианство, прежде всего как религию. Во время сравнения конфуцианства с христианством, российские китаеведы отмечали «минусы» данной религии, например то, что в конфуцианстве не существует понятий «рай» и «ад». В современном китаеведении допускается, что в такой системе, как конфуцианство имеются религиозные элементы. Подобную трактовку несут в себе работы Л.С. Васильева, А.И. Кобзева' и ряда других исследователей. В последнее время, конфуцианство в российских публикациях несет интерпретацию духовной формации, в которой религия является неким основанием.
В западных исследованиях изначально конфуцианство было представлено работами иезуитских миссионеров XVI-XVII вв. Самый известный представитель - Маттео Риччи. Позже, западные исследователи акцентировали свое внимание на сравнении конфуцианства и христианства. Однако, они отметили положительные стороны конфуцианского учения - социальная гармония, важная роль ритуалов, ценность любви.
В настоящее время, современное конфуцианство активно изучается китаеведами США. Например, Р. Невилл, специалист «бостонского конфуцианства» , смог изучить и подчеркнуть параллели между конфуцианством и христианством. Так же, не менее значимым представителем бостонской концепции является Ду Вэймин, в работах которого центральное место изучения занимает гуманность. Его труды показывают его отношение и понимание к конфуцианскому потенциалу.
В своих статьях Ду Вэймин вспоминает, как в 1980 году он встретил полное непонимание со стороны студентов, что было неудивительно после атмосферы в 20-х годах. Конфуцианство считалось виновным в отсталости Китая и в кризисе систем, который охватил всю страну. Это учение воспринималось как тормоз прогресса для современности. В студенчестве тогда существовал некий культ новизны, который подогревался некоторыми идеями либерализма и эволюционизма. По словам Ду Вэймина, если и говорили тогда о Конфуции, то только в критических и агрессивных текстах. Не шло и речи о «сочувственном понимании». По окончании культурной революции все надежды на улучшение и обновление были связанны с Западом. В те годы надежда на возрождение конфуцианского духа звучала очень абсурдно.
Тем не менее, ситуация изменяется с началом проведения реформ. В 1978 году выпускается статья в журнале «исторические исследования», которая носила название «Ещё раз оценивая взгляды Конфуция». Статья носила позитивный характер. После появления статьи в свет, из школьных учебников исчезают отрицательные по отношению к Конфуцию формула времён культурной революции «реакционное мышление Конфуция». Ее сменила нейтральная формулировка «мышление Конфуция».
Следующим большим шагом в духовной атмосфере стала проведенная в 1981 году в Ханчжоу первой «международной конференции по неоконфуцианству». Конференцию можно рассмотреть как начало периода изучения неоконфуцианства.
В академической сфере формируется позитивный фон интеллектуальной толерантности по отношению к древности. Надежды на обновление давали надежды первым росткам свободомыслия. Следовательно, как реакция на них, в конце 1983 года развернулась кампания, которая была направлена против так называемого «духовного загрязнения». Пусть она и не была нацелена против конфуцианства, она все же давала понять, что в культуре и идеологии как и раньше имеет место быть «генеральная линия».
Как показывает практика издания в КНР зарубежных классиков неоконфуцианства, в то время из них часто вычеркивалась критика и отрицательные отзывы о марксизме, социализме и тому подобное. Такая тенденция к канонизации была очевидна, поэтому возрождение такого обновленного конфуцианства выглядит как некая идеализация.
Объект исследования -новые конфуцианские традиции в современном мире.
Предметом исследования являются исследования Ду Вэймина и его вклад в развитие неоконфуцианства.
Цель исследования - выявить основные аспекты новой конфуцианской мысли, на которые повлиял Запад в XXI веке.
В задачи работы входит:
1. Осветить работы Ду Вэймина для определения сущности нового
конфуцианства, понимания особенностей традиций.
2. Выявить понимание сути конфуцианства.
3. Анализ различных аспектов конфуцианской традиции в трудах Ду Вэймина, рассмотреть основные идеи.
4. Раскрытие основ конфуцианства и понятий концепций мыслителей запада.
Методы исследования. Во время работы над исследованием, автор соблюдал общенаучные принципы системности, объективности и избегал
идеологических и субъективных суждений. Методология, в общем, носит комплексный характер. В виду поставленных задач в работе были использованы такие методы, как сравнительный анализ, сравнительное религиоведение, герменевтический. Ретроспективный метод позволил рассмотреть положение нового конфуцианства и его представителей с начала формирования до современного времени, что помогло в исследовании последовательностей развития и изучения. Хронологический метод способствовал четкому выявлению проблем и их решений, а так же позволил выстроить последовательность в развитии данной темы.
Основными источниками данного исследования являлись:
1) исследовательские работы Ду Вэймина о современном конфуцианстве в Китае;
2) исследовательские работы Ду Вэймина о влиянии запада на китайские традиции;
3) опубликованные работы западных авторов, таких как Францис Фукуяма, Р. Невилла, Дж.Левенсона , Т. де Бари ;
В работе использована научная литература на трех языках: русском, английском и китайском.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы, заключения и списка использованных источников и литературы.
Современные ведущие представители конфуцианства едины в своем мнении, что в любой религии лежат ценности гуманизма. Индивид, который выбирает своим путем религиозную стезю, начинает бороться за свои ценности во взаимоотношениях с окружающими. Они утверждают, что у любой религии одна суть - нравственные нормы, задающие ориентиры, которые могут ответить на вопросы о смысле жизни. Однако, такое отношение к интерпретации ‘понятий религии кажется западной спецификой. Говоря об обобщенности вида современного конфуцианства, его понимание религии является духовной формацией, в которой существует сверхреальность. Если мыслители современного конфуцианства рассматривают наследие через такую точку зрения, то они явно не станут сомневаться в том, что даже в современном мире религия остается основой существования человечества и его культуры, и именно в этом качестве религиозные системы не потеряют свою значимость.
Под влиянием западных теорий, в Китае сформировалось особое видение современного религиоведения, помогая тем самым современным китайским мыслителям выйти на новый уровень своей профессиональной деятельности. В новой структуре китайские ученые выделяют несколько тем : социологию религии, ее психологию, философию и культуру религии. Одним из самых важных сфер работы теоретиков является создание абсолютно новых подходов к для понимания сущности религии.
Интересно, что Ду Вэймин делает анализ и оценку конфуцианской теории через свою собственную биографию, обосновывая это тем, что так он показывает людям, определенность цивилизационной принадлежности. Современное конфуцианство безусловно объединяет Китай, сконцентрировав в себе язык, фундаментальность, культурную особенность, историю, этику. Оно сплотило нынешних китайцев в единую китайскую цивилизацию, в которой каждый чувствует себя как дома, оперируя понятием «мы».
Зарубежные мыслители конфуцианства сформировали концепцию об особом конфуцианском миропонимании. Согласно их взглядам, у человека и Неба существует цельная связь. Небо существует как сверхреальность в мире ценностей, оно и определяет сущность человека. Для человека его духовной миссией выступает осознание своего внутреннего источника религиозности, своих ценностей. Он должен преодолеть ограниченность данного мира, развиться до нематериального предела. Это и является одной из главных черт нового конфуцианства.
В конфуцианской традиции, как уже рассматривалось выше, центром является человек. Человек - субъект, а не объект, как мы привыкли видеть в западных теориях и религиях. Из-за того, что человек с рождения имеет в себе моральные качества, конфуцианские мыслители делают вывод, что человек изначально религиозен, однако стать таковым в действительности он может только после личного решения, раскрытия и развития.
Нравственное совершенствование человека взято за суть конфуцианской религии. В этом смысле все философы говорят о духовной и нравственной жизни человека как самое главное в современной конфуцианской религии. Нынешние конфуцианцы все считают, что человек в их традиции не должен быть изолированным, что он не одинок в своем постижении Пути . Конфуцианство предусматривает коллективное участие в движении человека к Небу, объясняя это тем, что самосовершенствование человека может быть осуществлено только через сеть различных взаимоотношений.
В конфуцианской религии светское не отделяется от религии. Конфуцианцы утверждают, что в любом бытовом действии, даже те, которые несут > глубоко этический смысл, заключается религиозность. Зарубежные философы, исследуя специфику конфуцианской религии, выражают свои переживания о судьбе современного Китая, его культурного и общественного развития. Исследователи рассматривают духовное развитие как залог здорового общества. Так, у современного общества внутренний мир будет находиться в равновесии с запросами и потребностями современности. Ду Вэймин в своих работах делает акцент на роль конфуцианской традиции в созидании культуры. Религию он рассматривает как самобытность китайской культуры, которая формирует глобальную этику.
Ду Вэймин считает, что «новое конфуцианство» может ответить на вызовы современной эпохи за счет подчеркивания принципа уважения личности и здоровой конкуренции?9 По его мнению, конфуцианская этика делает акценты не на правах человека, а на человеческом чувстве ответственности , на том, что у каждого человека есть свое место в обществе. Это должно способствовать укреплению в обществе духа сотрудничества.
В интерпретациях религии существует множество проблем, которые объясняются многообразием и запутанностью феноменов. Такое разнообразие типов религий объясняется культурными и историческими спецификами жизни народа. Религии и теории Востока и Запада имеют в себе отличия как по содержанию, так и по внешним формам. Ду Вэймин считает, что совершенно некорректно определять что является религией, а что нет, рассматривая это через призму одной научной дисциплины. Развитие современной гуманитарной науки прорисовывает новые требования, касающиеся трактовки понятий, учитывания особенностей разных регионов и культур. Современное конфуцианство является многомерным феноменом, ядром которого называют религиозным мировоззрением. Понимание конфуцианских традиций, по мнению Ду Вэймина, происходит только изнутри самой религии, а не во время сравнительного анализа конфуцианства с западными теориями.
В своей работе мы постарались раскрыть современное конфуцианство, внести ясность в понимание взгляда западных представителей конфуцианства, обозначили свое видение будущего развития. По этой причине нашей целью стало - определение основных взглядов на конфуцианство со стороны западных представителей, исследователей, историков.
Мы надеемся, что нам удалось достичь поставленной цели и решить поставленные нами задачи. Прежде всего, нами было рассмотрено современное конфуцианство как тема для творчества зарубежных исследователей, их видение религиозности вопроса. После этого мы выявили основные акценты и особенности конфуцианской традиции, ее значение для современного Китая. В данном процессе нам помог анализ интерпретации конфуцианства в работах представителей зарубежного конфуцианства, а именно - Ду Вэймина. Более того, в работе были рассмотрены и другие мыслители конфуцианской религии, их взгляды помогли нам прояснить динамику развития и тенденции специфики, а так же современное развитие.
Таким образом, в ходе нашей работы были сделаны следующие выводы:
1. Западные представители конфуцианства пересматривают западные понятия религии, показывая их историческую обусловленность и неуниверсальность. Они говорят, что наличие голого образа Бога не является признаком религии. Исходя из этого, невозможно делить явления на религиозные и нерелигиозные. Бог, как образ - важная составляющая, но он не может служить определением религии. Он может быть как составляющая часть, как некий признак, который выявляет особенности религии. Конфуцианская идея состоит в том, что помимо идеи Бога, содержанием и принципами религии могут быть и фундаментальные идеи. Китайская философия основана на представлениях о человеке, жизни, что отражается и на китайских религиях. Современные конфуцианцы представляют религию как свод гуманистических ценностей и нравственных норм.
2. Ознакомление с западной точкой зрения дает нам возможность увидеть особенности конфуцианской традиции, трактовать ее суть, которая выражается в самых разных моментах. В конфуцианстве, например, существует особенная, непривычная для Запада, форма восприятия мира. В центре веры конфуцианства находится не Бог, как объект веры, а человек, у которого духовная миссия заключается в самореализации, реализации своих природных ценностей, чтобы выйти из материального мира и развиться за его пределами. Так же, суть религиозности современного конфуцианства включает в себя нравственное самосовершенствование.
3. Проблематика толкования конфуцианской традиции тесно связана с марксистским атеизмом и его влиянием на все сферы жизни. В середине XX века конфуцианство трактовали как «неправильная» форма общественного сознания, а позже использовали термин « опиум народа». Во время « культурной революции»6" взгляд марксизма на религию принимает крайне отрицательную, радикальную форму. Благодаря такому отношению, развитие религиозных мыслей было надолго парализовано.
На сегодняшний день мы можем говорить о том, что Китай является идеологически открытым для религиоведческих мыслей. Это объясняется прежде всего сосуществованием марксистской идеологии с западными взглядами. Марксистские трактовки религиозных традиций понемногу освобождаются от прежних пониманий и восприятий. Идеи западных исследователей помогают конфуцианству переходить от негативного восприятия к его пониманию и признанию, а так же способствуют восприятию этих традиций как значимой, актуальной социальной и культурной системы.
Раздумывая о нынешней судьбе современного конфуцианства, стоит сказать о теории возрождения конфуцианства как религии в качестве государственной религии, которая поведет за собой проникновение конфуцианства во все сферы жизни народа. Религиозные ценности теперь рассматриваются как фундаментальные установки для общественной жизни. Гораздо естественнее и адекватнее рассматривается так же восстановление конфуцианства как гражданская религия, которая способствует формированию национального единства и коллективного сознания.
В заключении нужно отметить, что ведущие исследователи, философы, конфуцианцы, едины в своем мнении, что изучение религии, традиций не могут стоять на одном месте, им требуется постоянная корректировка, так как мир не стоит на месте, идет развитие общества и культуры. Зарубежными представителями современного конфуцианства, а так же китайскими учеными была признана роль религии в современном мире как одна из важнейших. Она продолжает соединять культуру и исторические ценности. Сегодня наследие конфуцианства показывает свою жизнеспособность и возможность быть идентификационным фактором китайского общества. Именно поэтому, несмотря на все попытки прошлого избавиться от «древнего» и «неприятного», в итоге, конфуцианские ценности и смыслы были признаны как неотъемлемые и необходимые составляющие для развития современного общества Китая. '
1) Зоммер Н. Об основаниях новой китайской философи // Ученые Записки Казанск.Имп. ун-та. 1851.-1852.-Кн. 1 - 167с.
2) Лунь юй // Мартынов, А.С. // А.С. Мартынов / Конфуцианство.«Лунь юй». В 2 т., СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001.-Т.2,- С.209-370;
3) A Cognitive Analysis of Confucian Self-Knowledge: According to TU Weiming’s Explanation. CHI Chienchih
4) Buddhist and Daoist influences on Neo-Confucian thinkers and their claim of orthodoxy. Johanna Liden. Stockholm University
5) Ching J. Confucius // Encyclopedia of religion / edit by Lindsay Jones. - 2nded. - USA: Thomson Gale, 2005. - P. 1933-1937Хроника правления императора Шицзу великой династии Цин. - Токио, 1937, 378 с. ЖЖ
(Да Цин Шицзу Сяньхуанди шилу). — ЖЖ, 1937, 378 с.
6) Confucian Thought: Selfhood as Creative Transformation, Albany: SUNY,
1985 ‘
7) Confucianism and Democracy. Francis Fukuyama The Rise of Industrial East Asia: The Role sf Confucian Values. Tu Wei-ming
8) Confucianism in China Today. Pearson Living Religions Forum . New York April 14, 2011 Joseph A. Adler Kenyon College
9) Confucius evolving. Hang Lin, University of Wurzburg, Germany; Chinese translation, 1991 (China) & 1997 (Taiwan)
10) China in Transformation (editor), Harvard University Press, 1994.
11) Confucianism and Fluman Rights (editor, with Wm. Theodore de Bary),
N.Y.: Columbia University Press, 1998. '
12) Krieger, Silke and Rolf Trauzettel eds. Confucianism and the Modernization of China. Mainz: V. Hase & Koehler Verlag, 1991. Especially Tu Wei-ming, "A Confucian Perspective on the Rise of Industrial East Asia.”
13 ) Neville R.C. Boston Confucianism: portable tradition in the late-modern world. - State University of New York Press, 2000. - P. 258
14) Neo-Confucianism: Metaphysics, Mind, and Morality. JeeLoo Liu.
15) NEO-CONFUCIANISM. Indiana University, EALC E232, R. Eno, Spring 2008
16) The Triadic Chord: Confucian Ethics, Industrial East Asia, and Max Weber : Proceedings of the 1987 Singapore Conference on Confucian Ethics and the Modernization of Industrial East Asia (editor), Singapore: Institute of East
«I
Asian Philosophies, 1991.
17) The Changing Role of Women During the Rise of Neo-Confucianism. By Alison Campion History 152, Final Essay Winter, 2005
18) Tu Weiming Work Series: Modem Spirit and the Confucian Tradition; Life
Reading Joint Publishing, August 1,2013. *
19) Tu Weiming and Mary Evelyn Tucker, eds., Confucian Spirituality, 2 vols. (NY: Crossroad, 2003-04). [P,R]]
20) Tu Wei-ming. Centrality and Commonality: An Essay on Confucian Religiousness. Rev. and enl. ed. Albany: State University of New York Press, 1989.
21) Tu Wei-ming, et. al., eds., The Confucian World Observed
22) Tu Wei-ming, ed. Confucian Traditions in East Asian Modernity: Moral Education and Economic Culture in Japan and the Four Mini-dragons.
Cambridge: Harvard University Press, 1996. ‘
23) Tu Weiming . Confucian Encounter with the Enlightenment Mentality of the Modem West. (Cambridge, MA)
24) Tu Weiming, Later history of Confucianism Selfhood and Fiduciary Community: A Smithian Reading of TU Weiming’s Confucian Humanism TSAI
*
Yen-zen Published online: 15 October 2008
25) The impact of Neo-Confucianism on Chinese intellectual property practice. Dr. John Lehman
Использованная литература:
1) Борох Л.Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX-XX
веков. Лян Цичао: теория обновления народа. - М.: Изд.фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 287с. ‘
2) Буров В.Г. Современная китайская философия. - М.: Главная редакциявосточной литературы, «Наука», 1980. - 311с.
3) Васильев В.П. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, даосизм. — СПб.: типография В.С. Балашева, 1873. - 183с.
4) Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - Изд 2-е. - М.: Изд.фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 488с.
5) Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. - Изд. 8-е - М.: КДУ, 2006. - 704с
6) Горбунова С. Идеологические интерпретации социальной роли религии и буддизм в КНР // Проблемы Дальнего Востока. - 2005. - №2. - С. 144-153.
7) Делюсин Л. Конфуций и социалистическая модернизация // Азия и
Африка сегодня. - 199 С. 24-28 й
8) Кобзев А.И. Конфуцианство // Духовная культура Китая: энциклопедия: В 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост .лит., 164 2006. - [Т. 1:] Философия / ред. М.Л. Титаренко и др. - 2006. - С. 280¬283.
9) Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства / А.И. Кобзев. - М.: Вост.лит., 2002. - 606с.
10) Мартынов Д.Е. Конфуцианское учение. Учеб. Пособие. - Казанский Государственный Университет, 2009. - 143с.
11) Титаренко М.Л. Модернизация Китая: шансы и .
вызовы времени. М.: Ин-тДальн. Востока РАН, 2000
12) Яблоков И.Н. Религиоведение: Учеб, пособие. - М.: Гардарики, 2004. -317 с.
Справочно-энциклопедические издания:
1) Кобзев А.И. Философия и духовная культура Китая // Духовная ультура Китая: энциклопедия: В 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост.лит., 2006. - [Т. I:] Философия / ред. М.Л. Титаренко и др. - 2006.-С. 44-55.
2) Энциклопедия духовной культуры Китая: в 5 т. / гл. ред. М.Л.
Титаренко. Ин-т Дальнего Востока - М.: Восточная литература, 2006 *
3) Религии мира. Краткий путеводитель. Под ред. Дина Халверзона (Серия "Сумрачные пути"). СПб.,изд-во "Шандал", 2002. - 288 с
Электронные ресурсы:
1) Синология.Ру: история и культура Китая [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:Z/www.svnologia.ru/,свободный. Проверено 10.06.2016.
2) Tu Weiming; China's New Confucianism - ЖВДЖ'ЙЬ /пЖ
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tuweiming.net/about- tu/biography/свободный. Проверено 10.06.2016. *