ВВЕДЕНИЕ 3
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 7
1.1. Юридическая природа и виды интеллектуальной собственности 7
1.2. Интеллектуальная собственность в дореволюционный и советский
период 15
1.3. Зарубежное законодательство об интеллектуальной собственности и
способах ее охраны и защиты 20
II. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 31
2.1. Гражданско-правовые способы и средства защиты интеллектуальной
собственности 31
2.2. Условия охраноспособности результата интеллектуальной
деятельности 41
2.3. Проблемные аспекты охраны и защиты интеллектуальной
собственности 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 56
Актуальность темы исследования. Современная цивилизация и ее развитие немыслимы без опоры на интеллектуальный потенциал.
Реализация творческих усилий и использование результатов интеллектуальной деятельности неизбежно протекают в рамках социальных отношений. Учитывая их значение для создания новых ценностей, государство полагает необходимым устанавливать определенные правила для регулирования этих отношений или же вырабатывает общие принципы, по которым они строятся на договорной основе.
При анализе исторического процесса легко заметить постоянное усиление внимания и государства и общества в целом к вопросам регулирования отношений по поводу использования авторских произведений. Еще совсем недавно - два-три века назад - казалась нонсенсом сама защита особых прав творца на какой-либо нематериальный объект, а сегодня соответствующие правоположения составляют основу любой современной правовой системы. Подобная тенденция как раз и демонстрирует значение авторского права и признание его непременным компонентом социальной жизни.
Авторское право является частью правопорядка и призвано обеспечить защиту прав создателей творческих произведений науки, искусства, литературы на основе гармоничного сочетания интересов общества и личности. Учитывая процессы унификации норм авторского права различных государств, можно отметить также тенденцию к сближению прежде разнородных норм и предположить о формировании (со временем) системы единого авторского законодательства современной цивилизации.
Но основные принципы авторского права неизменны до сих пор: с одной стороны, иметь доступ к накопленным знаниям, произведениям искусства, с другой - необходимость вознаграждения тех, кто эти знания добывает или создает произведения искусства.
Эти принципы закреплены во Всеобщей декларации прав человека (ст. 27),, где подчеркнуто, что «каждый человек имеет право участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами; каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является» .
Творческое развитие предопределяет человеческий прогресс. Посягательства на произведения искусства, литературы, научные открытия были и всегда будут. Причем такие посягательства выражаются не только в физическом обладании произведением, но и в юридическом, т.е. обладании исключительными правами на произведение. В связи с этим всегда авторское право нуждалось в защите и охране. Наличие ответственности за нарушения часто является предупреждением таких нарушений. Более того, наличие ответственности позволяет восстановить нарушенные права авторов произведений или их законных правообладателей.
Сегодня Российская Федерация оказывается первой страной, где за основу берется единая модель правового регулирования оборота всех интеллектуальных продуктов и средств индивидуализации лиц и результатов их деятельности в гражданском обороте. Для получения полного представления о проблеме, необходимо исследовать нормы российского и международного гражданского законодательства, регулирующие авторские и смежные права, вопросы эффективности этих норм, целесообразности. Это касается не только содержания указанных норм, но также и законодательной техники их изложения, что обуславливает актуальность темы.
С точки зрения внутренней структуры права авторское право примыкает к цивилистическому блоку научных знаний.
Существенные изменения в содержании норм, регулирующих авторские правоотношения, произошли в связи с принятием четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) .
Степень научной разработанности исследования составляют работы российских цивилистов в области авторского права и прежде всего Б.С. Антимонова, А.И. Ваксберга, Э.П. Гаврилова, М.В. Гордона, И.А. Грингольца, В.А. Дозорцева, В.Г. Камышева, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, В.И. Серебровского, А.П. Сергеева, Д.Н. Сутулова, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой, А.К. Юрченко, а также специалистов в области международного частного права - М.М. Богуславского, Г.К. Дмитриевой, СБ. Крылова.
Цель работы определена необходимостью дальнейшего совершенствования российского законодательства об авторском праве.
В ходе ее реализации были поставлены следующие задачи:
- изучить юридическую природу и сущность авторских прав;
- показать содержание авторских прав и специфику каждого правомочия в отдельности, а также степень их закрепления в российском законодательстве;
- исследовать направления дальнейшего развития в сфере охраны авторских прав.
Объектом исследования выступает действующее законодательство об авторском праве.
Предметом исследования являются права авторов произведений науки, литературы и искусства и результатов интеллектуальной деятельности.
Методы исследования. Для достижения указанной цели и решения поставленных задач исследование основывалось на общенаучном диалектическом методе познания, предполагающем объективность и всесторонность познания исследуемых явлений, а также на таких специальных методах исследования, как: комплексный, системный, сравнительно¬правовой, исторический, статистический. Исследуемые конструкции анализировались в соотношении с близкими правовыми категориями, с учетом внутренних и внешних связей исследуемого аспекта.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Институт интеллектуальной собственности, возникший совсем недавно в отечественной системе права, в мировой практике применяется уже более двухсот лет. За это время он показал свою жизнеспособность, и на сегодняшний день уже мало у кого возникают сомнения о правомерности его существования как такового. Несмотря на использование слова «собственность» в наименовании, этот институт не укладывается в классическую триаду «владение - пользование - распоряжение», хотя объекты интеллектуальной собственности - так называемый интеллектуальный продукт - и выступает в гражданском обороте в качестве особой разновидности товара.
Исторически сложилось, что неотъемлемой чертой и главной проблемой во всех смыслах этого слова стал для права интеллектуальной собственности его территориальный характер. При этом творческая деятельность не могла ограничиваться территориальными рамками, благодаря чему возникла такая специальная сфера международного сотрудничества государств, как международное культурное сотрудничество, а принцип свободы творчества вошёл в систему принципов последнего.
Непременным условием эффективного международного культурного сотрудничества видится реальная охрана прав авторов научных, литературных и художественных произведений. Определяющая роль в международной защите и охране права интеллектуальной собственности принадлежит многосторонним международным соглашениям - Конвенциям, краткий обзор которых был сделан выше. Бернская конвенция по сравнению с Всемирной характеризуется большим объёмом субъективных прав и материальных норм вообще.
Всемирная конвенция носит компромиссный характер и, по мнению многих исследователей, является более «гибкой». В обоих документах содержатся коллизионные, административные и отчасти материально-правовые нормы, но вопрос непосредственной охраны международных авторских прав возлагается на национальное законодательство стран- участниц.
Серьёзные шаги в данном направлении были сделаны в российском законодательстве: государство перестало рассматривать авторское право лишь как средство защиты своего культурного достояния от необоснованного использования капиталистическим Западом, закрепив право интеллектуальной собственности конституционно (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ) и приняв ряд прогрессивных законов, причём действие их, в соответствии с принципом свободы творчества, который сам по себе не знает государственных границ, распространяется теперь на всех физических лиц (включая иностранных граждан), находящихся на территории РФ, или находящихся в иностранном государстве, если РФ состоит с этим государством в договорных отношениях по вопросам признания авторских прав .
Основная проблема международной правовой охраны интеллектуальной собственности, которая, на наш взгляд, до настоящего времени не нашла должного разрешения во внутреннем отечественном законодательстве, - это отсутствие эффективных и жёстких публично-правовых механизмов предупреждения и пресечения правонарушений в сфере интеллектуальной собственности. В настоящей работе предпринята попытка разработать некоторые наиболее общие рекомендации с учётом успешного опыта ряда зарубежных государств, но данная проблема требует отдельного исследования.
Наряду с многосторонними конвенциями и внутренним законодательством государств, не последнюю роль в международной охране авторских прав играют и двусторонние международные соглашения, которые в конечном счёте исключительно выгодны как для договаривающихся государств, так и для авторов произведений. Как уже отмечалось, участие в международных конвенциях не препятствует подписанию той или иной страной двусторонних договоров. Цивилизованному государству, заботящемуся об интересах своих авторов и читателей, надлежит широко использовать практику таких соглашений. К сожалению, на данный момент проблемам двусторонних международных договоров, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания в юридической литературе.
В целом система международной охраны авторских прав продолжает развиваться, в связи с чем можно надеяться на дополнение текстов многосторонних конвенций и заключение новых двусторонних соглашений, а равно и на дальнейшее совершенствование внутреннего законодательства государств, благодаря которым были бы устранены существующие недостатки.
Это может быть сделано поэтапно - вначале принятие новых двусторонних и региональных соглашений, затем - пересмотр основных многосторонних конвенций.
Так, в текст Бернской и в особенности - Всемирной конвенции следовало бы включить более точный перечень объектов конвенционной охраны, соответствующий уровню современных достижений социального и технического прогресса, и отсутствующие в них до сегодняшнего дня определения автора и иных субъектов авторского права, которым предоставляется конвенционная охрана, а во Всемирную конвенцию, кроме того, - и положения о неимущественных правах авторов.
В условиях усиления интеграционных процессов, наиболее ярко выраженных в Европе, закономерно ожидать унификации правовой охраны авторских и смежных прав, а следовательно, и повышения содержания материально-правовых норм в упомянутых конвенциях, присоединения к ним новых членов или даже появления нового многостороннего международного соглашения об охране авторских и смежных прав, которое реально стало бы всемирным.
1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
1.2. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09 сентября 1886 г. // Бюллетень международных договоров. 2003. №9. С.12.
1.3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 10.12.1998.
1.4. Всемирная декларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г. // Интеллектуальная собственность. № 4. 2002 г.
1.5. Всемирная конвенция об авторском праве (Заключена в г. Женеве 06.09.1952) (вместе со Статусом Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 года) // Бюллетень по авторскому праву, том XXVIII, N 1, 1995, том XXIX, N 1, 1996, том XXX, N 1, 1997.
1.6. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Подписана в Стокгольме 14.07.1967, изменена 02.10.1979).
1.7. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Заключена в г. Женеве 29.10.1971) (вместе со «Статусом Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 года)» (по состоянию на 17.03.2018)) // Бюллетень международных договоров. 1999. № 8. С. 21.
1.8. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.
1.9. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // СЗ РФ. 2012. № 37 (приложение, ч. VI). Ст. 2818-2849.
1.10. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017 № 18-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
1.11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017 № 7-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.
1.12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 18.04.2018 № 342-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.
1.13. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 03.04.2018 № 425-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
1.14. Федеральный закон от 05.07.1996 № 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3348.
1.15. Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ (ред. от 29.06.2017 № 189-ФЗ) «О введении в действие части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5497.
1.16. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 05.10.2017 № 275-ФЗ) «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434.
1.17. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2017 № 263-ФЗ) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31(1 ч.). Ст. 3448.
1.18. Об утверждении инструкции о порядке проставления знака охраны авторского права на произведениях науки, литературы и искусства, издаваемых в СССР: (Приказ Госкомиздата СССР № 212: принят 03.07.1989) // Бюллетень нормативных актов СССР. 1990. № 5. II. Специальная литература.
II. Специальная литература
2.1. Антимонов Б.С, Флейшиц Е.А. Авторское право. М.: Госюриздат, 1957. 167 с.
2.2. Басовец И. Кому принадлежат права на «советские» фильмы? // Хозяйство и право. 1998. № 4. С. 88-93.
2.3. Басовец И. Споры о правах на фильмы продолжаются // Хозяйство и право. 2016. №5. С. 51-55.
2.4. Белов В.Е., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. М.: ЗАО Юстицинформ, 2015. 196 с.
2.5. Веинке В. Авторское право. Регламентация, основы, будущее. М.: 1976. 92 с.
2.6. Вольфсон В. Юридические основания возникновения авторских прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права.
2013. № 9. С. 2.
2.7. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М.: Фонд «Правовая культура», 2015. 189 с.
2.8. Гаврилов Э.П. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав // Хозяйство и право. 2018. № 1. С. 32.
2.9. Гаврилов Э.П. Из практики Президиума ВАС РФ по вопросам охраны интеллектуальной собственности // Хозяйство и право. 2016. № 12. С.4.
2.10. Гордон М.В. Советское авторское право. М.: Госюриздат, 1955.
202 с.
2.11. Г ородов О.А. О проекте части четвертой ГК РФ // Правоведение. -
2016. №8. С.7.
2.12. Гражданское право. Т. 1 / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М.: Проспект, 2017. 877 с.
2.13. Гурский Р.А. Компенсация в системе гражданско-правовых способов защиты авторского права // Новая правовая мысль. 2015. № 3. С.22.
2.14. Дозорцев В.А. Интеллектуальные прав: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей / Исслед. центр частного права. М.: Статут,
2013. 301 с.
2.15. Дозорцева М. Основания возникновения и перехода прав на телефильмы // Законодательство и экономика. 2016. № 2. С. 2-27.
2.16. Егоров Н.Д. Личные неимущественные права и их защита // Проблемы совершенствования законодательства о защите субъективных гражданских прав. Ярославль. ЯГУ, 2014. 290 с.
2.17. Ибрагимов ЗА., Завидов Б.Д., Горюнова Е.Н. Законодательное регулирование вопросов защиты авторских и смежных прав и причины роста пиратства в России // Юрист. 2011. № 7. С. 26-28.
2.18. Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М.: 1963. 202 с.
2.19. Иоффе О.С. Основы авторского права. М.: Знание, 1969. 190 с.
2.20. Ермакова А.Р. Право интеллектуальной собственности в сфере периодической печати. СПб.: Юридический чентр пресс, 2012. 126 с.
2.21. Защита гражданских прав: Материалы Международной научно¬практической конференции / Под ред. Сулейменова М.К. Алматы.: НИИ частного права, КазГЮУ, 2015. С.111.
2.22. Карапетов А.Г. Иск о присуждении к исполнению обязательства в натуре. М.: Волтерс Клувер, 2016. 282 с.
2.23. Лапаева В.В. Закон о науке: Анализ нормативного содержания // Законодательство и экономика. 2013. № 5. С.24.
2.24. Лапач В.А. Система объектов гражданских прав. СПб. Юридический центр пресс, 2017. 244 с.
2.25. Липцик Д. Авторское право и смежные права / Пер. с фр. Предисл. М.А. Федотова. ЮНЕСКО, русское издание 2012. 177 с.
2.26. Макагонова Н.В. О некоторых нерешенных проблемах законодательства по авторскому праву (заметки практика) // Государство и право. 1996. № 1. С. 42.
2.27. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан. М.: М3 Пресс, 2011. 177 с.
2.28. Матвеев Д. Харрисон против «Чиффонз»: так кто же был прав? // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2015. №
2. С. 64-65.
2.29. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2016. 556 с.
2.30. Моргунова Е. Авторские правомочия: теория и практика // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2012. №
4. С. 19.
2.31. Моргунова Е. Природа и правовой режим служебных произведений // Интеллектуальная собственность. 1998. № 1. С.17.
2.32. Моргунова Е. Судебная практика в сфере авторского права и смежных прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2013. № 1. С.47.
2.33. Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы, искусства. Казань. Юридическое образование и наука, 1977. 177 с.