Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ И ИХ ИЗМЕРЕНИИ

Работа №50874

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
578
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ И ИХ ИЗМЕРЕНИИ .. 7
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по формированию представлений о величине и их измерении детей дошкольного возраста .. 7
1.2 Характеристика исследовательской деятельности дошкольников 15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ И ИХ ИЗМЕРЕНИИ 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Реализация работы по развитию исследовательской деятельности у
старших дошкольников в процессе формирования представлений о величине предметов и их измерении 35
2.3 Результаты исследования 41
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 53


Актуальность работы. С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно - исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности [2].
На выходе из ДОО дети должны иметь качественные базовые знания об элементарных представлениях по определению тех или иных критериев вещей и явлений, в частности арифметических показателей, как число, форма и величина. Таким образом, формирование у дошкольников представлений о величине является важнейшей частью подготовки детей к школе. Эта работа начинается со второй младшей группы и продолжается в течении всего дошкольного обучения. Прочные представления о величине являются базой для дальнейшего математического и общего образования ребенка.
В свете вышесказанного актуальность работы проявляется в необходимости формирования арифметических представлений у детей
старшего дошкольного возраста пред школьной учебной деятельностью, т.к. этого требуют ФГОС ДО, а также данная работа будет способствовать и значительно упрощать процесс обучения в школе. Поэтому работа воспитателя дошкольного образовательного
учреждения по развитию представлений о величине детей старшего дошкольного возраста очень важна [2].
Для этого педагог должен знать, не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, т.е. ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей.
Цель исследования - теоретическое изучение и практическая реализация развития исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе формирования представлений о величине предметов и их измерении.
Объект исследования - процесс развития исследовательской деятельности у старших дошкольников.
Предмет исследования - ознакомление с величиной предметов и их измерение.
Гипотеза исследования: развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе формирования представлений о величине предметов и их измерении будет эффективным если работа будет включать в себя работу, направленную на:
1. развитие умение сравнивать;
2. развитие умения умение решать проблему;
3. развитие умения задавать вопросы;
4. развитие умения проводить эксперимент с реальным объектом. Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе формирования представлений о величине предметов и их измерении.
2. Изучить актуальный уровень развития исследовательской деятельности у старших дошкольников.
3. Реализовать работу по развитию исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе формирования представлений о величине предметов и их измерении и выявить эффективность.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и психологической литературы;
- анкетирование родителей;
- рассказ;
- беседа;
- наблюдение;
- эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов опытно - экспериментальной работы.
Методики исследования: задания по диагностике исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста (И.Н. Бойкова [2]) (Приложение 1).
Методологическая основа исследования: проблеме формирования представлений о величине в старшем дошкольном возрасте посвящены исследования В.В. Даниловой, которая считает, что в процессе непосредственного сравнения (путем накладывания, прикладывания или приставления) дети учатся различать и обозначать соответствующими словами одинаковые и разные по величине (размеру) предметы и явления, Т.И. Ерофеевой предлагает развивать данные представления для старшей группы в основном во время режимных моментов, а именно в подвижных играх. В.П. Новикова, предлагает методику ознакомления детей с величиной, З.А. Михайловой, которая предлагает игровую технологию, для наиболее эффективного усвоения детьми представлений о величине.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты в ходе экспериментального исследования, отраженные в выводах по второй главе, могут быть эффективно использованы в процессе педагогической работы по развитию исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе формирования представлений о величине предметов и их измерении.
База исследования: МАДОУ г. Набережные Челны «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников № 108
«Счастливое детство».
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.
Объем работы составляет 53 страницы печатного текста, не включая приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Решение первой задачи исследования показало, что под величиной понимают такие свойства предметов, которые поддаются количественной оценке. Осознание величины предметов положительно влияет на ум-ственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики
Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Исследовательская оно деятельность дошкольников еще способствует развитию, оно познавательного интереса и оно познавательной активности, но творческих способностей, а еще также играет оно важную роль в но формировании познавательно-оно исследовательских умений у оно детей, умений еще самостоятельного поиска. Даёт большой оно простор для еще развития детского оно творчества, мышления но детей; осуществляется но интеллектуальное, коммуникативное, но речевое развитие, еще художественно-эстетическое оно развитие, физическое но развитие личности. Расширяет кругозор, оно вырабатывает у детей еще такие важные еще качества, как еще самостоятельность, умение но работать в коллективе. Происходят открытия и оно усвоения нового. Это один еще из эффективных оно путей познания оно ребёнком окружающего еще мира, окружающей оно природы, это оно процесс мотивированной еще деятельности.
На основании исследований ученых по проблеме формирования исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста мы пришли к выводу о том, что исследовательская деятельность характеризуется рядом характеристик: 1. Умение видеть и формулировать проблему, то есть выбирать тему исследования. 2. Умение выдвигать разнообразные гипотезы. 3. Умение вести поиск и находить возможные варианты решения.
4. Умение проводить эксперименты. 5. Умение делать выводы и умозаключения по результатам собственных исследований.
Эмпирическое исследование было проведено нами с целью развития умений исследовательской деятельности у старших дошкольников.
В результате констатирующей диагностики по итогам четырех заданий мы сделали заключение о том, что в экспериментальной группе преобладает низкий уровень умений исследовательской деятельности, а в контрольной средний.
Исходя из результатов эксперимента, мы выявили необходимость проведения в экспериментальной группе работы по повышению уровня умений исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность дошкольников способствует развитию, познавательного интереса и познавательной активности, творческих способностей, а также играет важную роль в формировании познавательно-исследовательских умений у детей, умений самостоятельного поиска. Даёт большой простор для развития детского творчества, мышления детей; осуществляется интеллектуальное, коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие личности. Расширяет кругозор, вырабатывает у детей такие важные качества, как самостоятельность, умение работать в коллективе. Происходят открытия и усвоения нового. Это один из эффективных путей познания ребёнком окружающего мира, окружающей природы, это процесс мотивированной деятельности, развитие конвергентного и дивергентного мышления, познавательные функции; умение придумывать самими детьми задач.
После реализации программы провели контрольную диагностику, также состоящую четырех заданий. По ее результатам мы выявили, что на контрольном этапе эксперимента у дошкольников из экспериментальной группы преобладает средне-низкий уровень развития умений исследовательской деятельности, а в контрольной группе средний уровень.
После сравнения результатов методик на констатирующем и контрольном этапах мы выявили значительную положительную динамику в развитии уровня умений исследовательской деятельности дошкольников из экспериментальной группы и не значительную из контрольной группы.



1. Андреева А.А. Потенциал сенсорной комнаты в формировании эталонов цвета, формы, величины у дошкольников с задержкой психического развития // Вестн. Тамбовского ун-та. Сер. : Гуманитар. науки.
- 2013. - № 12. - С. 288-291.
2. Афонина Л.Г. Формирование представлений о величине у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной науки : материалы XXII Междунар. науч.-практ. конф. (25 января 2014 г.) : сб. науч. тр. / науч. ред. И. А. Рудакова. - М. : Спутник+, 2014. - С. 71-74.
3. Байкова И.Н. Организация исследовательской деятельности дошкольников / И.Н. Бойкова // Нач. шк. плюс до и после. - 2015. - № 11. - С. 37-40.
4. Баряева Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях / Л.Б. Баряева. - М.: КАРО, 2014. - 288 с.
5. Белошистая А. В. Обучение математике в дошкольных образовательных организациях : методическое пособие / А. В. Белошистая.
- 2-е изд. - Москва : Инфра-М, 2017. - 318, [1] с.
6. Белошистая А.В. Теория и Задание организации математического развития дошкольников : монография / А. В. Белошистая ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурманский гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 140 с.
7. Белошистая А. Понятие «величина» в дошкольных программах математического образования / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 20011. - № 9. - C. 74-81; 2014. - № 11. - C. 81-89.
8. Блинова В. А. Дидактические игры и тренажеры для сенсорно- моторного развития / В. А. Блинова, Г. Д. Оспищева. - (Предметно-развивающая среда) // Ребенок в детском саду. - 2017. - № 6. - С. 75-76.
9. Бурнышева М.Г. Развитие познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста через экспериментально -
исследовательскую деятельность // Дошкольная педагогика. - 2016. - № 3, с. 24-26.
10. Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников : для занятий с детьми 4-7 лет : [0+] / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. - Москва : Мозаика-Синтез, 2016. - 77, [2] с.
11. Владимирова Т. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста // Учитель - 2016. - № 6. С 32-33.
12. Габова М.А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений // Дет. сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С. 16-29. ; Фрагмент (открыть ссылку)
13. Габова М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии / М. А. Габова. - Москва : Директ-Медиа,
2014. - 533 с.
14. Герлиц Е.Л. Особенности восприятия величины предметов
детьми младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум : III Общерос. студенческая электрон. науч. конф., 15-20 февр. 2011 г. - М., 2011. - URL:
http://www.rae.ru/forum2011/123/1854 (04.03.15)
15. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - Санкт- Петербург : Питер, 2013. - 464 с.
16. Голованова А. М. Теоретические основы обучения
измерительной деятельности детей дошкольного возраста / А. М. Голованова, И. А. Крашевская // Научные преобразования в эпоху глобализации: материалы Международной научно-практической
конференции, 2016. - Уфа : ООО «Аэтерна», 2016. - С. 85-87.
17. Груничева С. И. «В гости к нам пришли матрешки»: дидактические игры / С. И. Груничева. - (Ребенок в семье) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 4. - С. 58-61.
18. Денисова Д. Счет, форма, величина : для занятий с детьми от 5 до 6 лет / [Д. Денисова ; худож. Т. Чижкова]. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 15 с.
19. Долян Е.И. Исследовательская деятельность дошкольников как средство их интеллектуально-творческого развития / Е.И. Долян // Нач. шк. плюс до и после. - 2012. - № 11. - С. 33-37.
20. Заварзина О.О. Формирование у дошкольников представлений
о величинах и их измерении [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум : VI Междунар. студенческая электрон. науч. конф., 15 февр.-31 марта 2014 г. - М., 2014. - URL:
http: //www.scienceforum.ru/2014/761/4955 (04.03.15)
21. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Под. Ред. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко,- М.: Просвещение,2010 - 179с.
22. Интеллектуальное развитие дошкольников и младших школьников: опыт, проблемы, перспективы : материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, 17 апреля 2014 года. - Киров : Изд-во ВятГГУ, 2014. - 466 с.
23. Калинченко А. В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике / А. В. Калинченко. - (Задание и практика) // Ребенок в детском саду. - 2007. - N 2. - С. . 11-14.
24. Кмито О. Я - исследователь : из опыта работы / О. Кмито // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 42-45.
25. Ковалёва Е. А. Спасём козлят от злого волка : непосредственно образовательная деятельность в младшей группе / Е. А. Ковалёва. - (Делимся опытом) // Детский сад. Все для воспитателя!. - 2016. - № 11/12. - С. 35-37.
26. Коваль И. Цвет, форма, величина: развитие зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников / Ирина Коваль. - (Особый ребенок). - (Коррекционная педагогика) // Здоровье детей - Первое сентября.
- 2016. - № 4. - С. 42-43.
27. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся Школьные технологии. - 2006, № 5, с. 63-71.
28. Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников : из опыта работы / с. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2013. - 122, [3] с. : табл.
29. Маслова Е. В. Формирование представлений о величине у детей дошкольного возраста по средствам модульного оборудования / Е. В. Маслова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием Тольятти, 27-28 ноября 2014. - Ульяновск, 2014.
- С. 46-49.
30. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов
и родителей. - Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.; Ч.2: Игры-
головоломки / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб.: Детство- Пресс, 2012. - 191 с.
31. Минибаева Э. Р. Профессиональная подготовка студентов к математическому развитию детей дошкольного возраста / Э. Р. Минибаева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Оренбургский государственный университет. - Орск : Изд-во Орского гуманитарно¬технологического института (филиала) ОГУ, 2013. - 179 с.
32. Минкевич Л.В. Математика в детском саду : старшая группа. - М. : Скрипторий, 2010. - 94 с.
33. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
34. Новикова В. П. Математика в детском саду: сценарии занятий с детьми 4-5 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 78 с.
35. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2014. - 277 с.
36. Павлова Л. И. Играя, познаем величину предметов / Л. И. Павлова, Н. С. Шлякова. - (На пути к обновлению) // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - N 7. - С. 6-19.
37. Паршукова И.П. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду. [Текст] / И.Л. Паршукова. // Дошкольная педагогика. - 2006 - № 1 - с. 19 - 23.
38. Пержинская Е. В. Как организовать исследовательскую работу / Е. В. Пержинская // Начальная школа. 2008. - № 5. -С. 55-57
39. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии
познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. Электронная версия: Портал Исследовательской деятельности учащихся
«Исследователь.гн .http://www.researcher.ru/methodics.esp, раздел «Задание и программы».
40. Предшкольная подготовка детей: содержание, формы,
проблемы и пути их решения : материалы международной научно-практической конференции, Барнаул, 2-3 ноября 2017 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» ; под общей редакцией Л. А. Никитиной. - Барнаул : АлтГПУ, 2017. - 412 с.
41. Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира // Формирование начал экологической
культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15
«Подсолнушек» г. Владимира) / под ред. Прохоровой Л.Н. - Владимир, ВОИУУ, 2001.
42. Психология дошкольного возраста. - Москва : КноРус, 2017. - 270 с.
43. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании (окончание) // Дошкольное воспитание. 2016. - №
4.
44. Савенков А. Задание проведения учебных исследований с дошкольниками // Вестник практической психологии образования. - 2015. - № 1 (2).
45. Сидорчук Т.А. и др. К вопросу об организации исследовательских работ с дошкольниками (на основе ОТСМ-ТРИЗ технологии) // Воспитатель ДОУ. - 2017. - № 3.
46. Смирнова Е. О. Организация игровой деятельности : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» / Е. О. Смирнова, Е. А. Абдулаева. - Ростов- на-Дону : Феникс, 2016 [т.е. 2015]. - 223 с.
47. Фомина Л.Ф. О некоторых тенденциях развития исследовательской деятельности дошкольников и школьников / Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. — 2002. № 2. 57 с.
48. Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольника. // Дошкольное воспитание. 2001 - № 7 - с.32 - 34.
49. Щеняева Т. Исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников / Т. Щеняева // Учитель. - 2010. - № 4. - С. 48-49.
50. Якимова Н. Дидактическая игра «Чудесные бочонки» / Наталья Якимова. - (Другие горизонты). - (Конкурс) // Дошкольное образование - Первое сентября. - 2014. - № 5/6. - С. 30-31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ