ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ I УЧЕБНОЙ I МОТИВАЦИИ I МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Современный подход к исследованию познавательных
интересов в отечественной и зарубежной литературе 7
1.2. Учебная мотивация : понятие и основные особенности...16
1.3. Методы и приёмы формирования учебной мотивации
познавательных интересов младших школьников 21
Вывод по первой главе 26
Глава 2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МОТИВОВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Результаты В исследования В и В их В обсуждения..
38
2.3. Составление психолого- педагогические рекомендации по
повышению познавательного интереса младших школе 50
Вывод по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению особенностей уровня познавательного интереса и учебной мотивации у младших школьников.
Тема данной работы актуальна на сегодняшний день потому, что мотивация является одной из главных структурных единиц учебной деятельности. От мотивации к учению, зависит продуктивность учебной деятельности ученика, а значит проявление способностей. Познавательный интерес в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная
деятельность является ведущей, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием школьника.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Каждому учителю хотелось бы, чтобы его ученики
хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но подчас приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях учителя встречаются с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Каждый учитель знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и к знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед ним стоит задача по формированию и
4 развитию у ребёнка учебной мотивации.
Уже в младшем возрасте познавательный интерес становится достаточно большой проблемой для учителя — дети
отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не
прилагают достаточных усилий
для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться.
Таким образом, проблема учебной мотивации и познавательного интереса является очень актуальной.
Психологический аспект проблематики познавательного интереса раскрывается в работах Л.С. Выготского (механизмы социальной регуляции мотивационных побуждений), С.Л. Рубинштейна (положения о единстве сознания и деятельности),
А.Н. Леонтьева (теория предметной деятельности). Раскрытию сущности мотивов как регуляторов человеческой деятельности и поведения, их роли и места в структуре личности
посвящены труды таких отечественных ученых, как В.Г. Асеев,
В.И. Ковалев, В.А. Ядов. Проблеме учебной мотивации
посвятили свои труды Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В.
Матюхина, Н.А. Менчинской. Целью исследования являлось изучение учебных мотивов
учащихся третьих классов.
Объект исследования - учебные мотивы.
Предмет исследования - особенности познавательного интереса учащихся третьего класса.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
1. Проанализировать подходы к исследованию мотивации в
отечественной и зарубежной литературе
2. Рассмотреть учебную мотивацию: понятие и основные
особенности
3. Подобрать методики для выявления проявляемого уровня учебных мотивов
4. Проанализировать полученные результаты и сформулировать
выводы
В работе использованы следующие методики исследования:
1. Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н.Г.
Лусканова) [25, с.28-31]
2. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального
отношения к учению (модификация А.Д. Андреева) [30, с.75-79]
3. Модифицированная анкета для изучения мотивации учебной деятельности (М.Г. Пирожкова)
4. Проективная диагностика мотивации учения младших
школьников (Н.Г. Лусканова) [25, с.34-36]
Выборка исследования составила: 24 ученика 3 класса, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сарабикуловская основная общеобразовательная школа» муниципального образования» «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан.
Теоретическая И значимость И заключается И в том, что возможности использования полученных результатов для исследований уровня познавательного
интереса младших школьников. Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что возможности использования выводов исследования психологами и педагогами с целью повышения эффективности учебного процесса и познавательного процесса. Статья по данной выпускной квалификационной работы опубликовано в официальном веб-сайте Всероссийского издания «Альманах педагога». Данный материал представлен для ознакомления в открытом доступе на страницах официального сайта Всероссийского издания «Альманах педагога» по веб¬адресу:
https://almanahpedagoga.ru/servisy/publikaciya materiala na saite/material?id=889.
Данная работа была посвящена познавательному интересу и мотивации младших школьников. Тема мотивации актуальна сейчас и будет актуальной в дальнейшем, потому, что
познавательный интерес является одной из главных структурных единиц учебной деятельности.
На основе актуальности темы, в теории выпускной квалификационной работы были раскрыты теоретические аспекты изучения проблемы учебной мотивации младших школьников, а именно: современный подход к исследованию познавательного интереса в отечественной и зарубежной литературе, понятия и основные особенности учебной мотивации, методы и приёмы формирования учебной мотивации младших школьников.
В практической части работы были тщательно подобраны и описаны методики, а так же их организация, проанализированы полученные результаты, на основе которых были сформулированы выводы, даны рекомендации.
1. Результаты по методике мотивации учения Н.Г. Лускановой показали, что у 29% младших школьников наблюдается уровень выше среднего (хорошая школьная мотивация); уровень ниже среднего наблюдается у 25% человек, такой уровень указывает на низкую школьную мотивацию, неохотное посещение школы; средний уровень школьной мотивации, положительное отношение к школе, выявлен у 20% учеников; у 13% учеников выявлен высокий уровень школьной мотивации и у такого же количества детей - низкий уровень.
2. Результаты методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д. Андреева) показали, что у 45% учеников обнаружен средний уровень мотивации учения, для 25% младших школьников характерна сниженная мотивация, у 17% человек диагностировано позитивное отношение к учению, для 13% учеников характерно отрицательное отношение к учению.
3. Результаты методики изучения мотивации учебной деятельности М.Г. Пирожкова дали следующие результаты: у учащихся преобладает гармоничное сочетание социальных и познавательных мотивов в процессе обучения. Так же, были и те испытуемые, у которых была выявлена мотивация благополучия и мотивация процессом. У двоих учащихся был выявлен мотив избегания.
4. Результаты проективной методики показали, что у 50% детей выявлен средний уровень. У 38% человек обнаружен низкий уровень. Высокий уровень выявлен только у троих ребят.
Таким образом, продиагностировав учащихся 3 класса было выявлено, что у большинства испытуемых учеников обнаружены низкие и средние уровни познавательного интереса и мотивации учения; а так же преобладают социальные мотивы, которые гармонично сочетаются с познавательными. Можно сделать вывод о том, что большинство детей мотивированы на учение, но так же есть и те учащиеся, у которых очень низкий учебный мотив.
В связи с тем, что мотивация учения младших школьников слабая (в данной группе испытуемых), мотивы в основном направлены на общение со сверстниками, игры, информационно-технологические ресурсы, то есть преобладают социальные факторы мотивационной сферы, были предложены рекомендации по формированию мотивации учения младших школьников и способы её повышения.
Ведущей деятельностью ребенка младшего школьного возраста является учение, учебная деятельность. Мотивы учения - это то, что побуждает учиться. Мотивация - совокупность мотивов, побуждающих к учению. Зная это, учителю следует обучать в ситуации успеха, не забывать хвалить учащихся в их достижениях в учебной деятельности или надо собой. Следует устранять монотонность учебной деятельности, включать в уроки больше занимательного материала. Использовать ИКТ и здоровье-сберегающие технологии обучения.
Таким образом, применение учителем технологии мотивационного сопровождения обучения младших школьников повышает успешность учебной деятельности.
Стало ясно, что в ходе исследования была достигнута цель, решены задачи исследования.
1. Александрова С.С. Психологические особенности младшего школьника [Текст] / С.С. Александрова. - М.: 2010.
2. Артемов А.К. Приемы организации развивающего обучения [Текст] // Начальная школа. - 2013. - №3. - с. 35-39.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. [Текст] - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МЛДЭК», 2011. - 352 с. - С.53.
4. Варавка Ю.В. Повышение квалификации педагогов — неотъемлемое условие подготовки конкурентоспособных специалистов [Текст] // Среднее профессиональное образование.
2012. - № 12. - С.27.
5. Варданян Ю. В. Субъективно-развивающие технологии подготовки будущего педагога к решению гуманитарных проблем [Текст] / Ю. В. Варданян // Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters) : электронный научный журнал. - Ноябрь, 2009. ART 1369. - СПб., 2009г. - URL : http:www .emissia.org/offline/2009/1396.htm.
6. Васильев И.А, Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием [Текст] / И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. - М.: МГУ, 2011. - 144 с.
7. Вилюнас В. Психология развития мотивации. [Текст] - СПб.: Речь,
2012. - 458 с.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Черо, МПСИ. - 2012. - 336 с.
9. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения [Текст] / Т.О. Гордеева. - М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2010. - 336 с.
10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 1996. - 544 с.
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. [Текст] - СПб.: Питер, 2011. - 368 с.
12. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/Пер. с англ. Николаевой Н.М., под ред. Виноградова Н.Д. [Текст] - М.: Совершенство, 2012. - 208 с.
13. Епифанова С. Формирование учебной мотивации [Текст] // Высшее образование в России. - 2013. - № 3. - С.106-107.
14. Зейгарник Б.В. Понятия квазипотребности и психологического поля в теории К. Левина // Психология мотиваций и эмоций (Хрестоматия) [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: Изд-во ЧеРо, МПСИ. - 2011. С. 182 - 195 с.
15. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 432 с.
16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб: Издательский дом «Питер», 2012. - 530 с.
17. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до средины XX в.: Учебное пособие для пед. Университетов [Текст] / Под ред. Акад. РАО Пискунова А.И. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 304 с.
18. Каверин С.Б. Мотивация труда. [Текст] - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 224 с.
19. Ковалев А. Г. Психология личности / 6-е изд., перераб. и доп. [Текст] - М.: Высшая школа, 2011. - С. 11.
20. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. -
М.: Педагогическое общество России. — 2000. — 224 с.
21. Левин К. Динамическая психология: избранные труды. [Текст] - М.: Смысл, 2012. - 527 с.
22. Леонтьев А.А. Психолингвистика [Текст] // Психологический словарь. Изд. 2-е. - М.: Изд-во ООО «Восток-Запад». - 2013.
23. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2010. - 511с.
24. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 2009. - 444 с. - 205 с.
25. Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов// Журнал «Школьный психолог». - № 9. - 2001.
26. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучен ии: Учеб.-метод. пособие,- М.: ФОЛИУМ, 1999. - 30с.
27. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение - 2011. - 58 с.
28. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ [Текст]. - СПб.: Изд- во Питер, 2009. - 350 с.
29. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст]/ М.В. Матюхина. - М.: Прогресс, 2008.- 278 с.
30. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д. Андреева) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.75-80.
31. Немов Р.С. Психология. Мотивы и мотивация. В 3 кн. - кн.1. 4-е изд. [Текст] - М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 688 с. - С. 462¬510.
32. Олпорт Г. Функциональная автономия мотивов // Психология мотиваций и эмоций (Хрестоматия) [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман - М.: Изд-во ЧеРо, МПСИ, Омега - Л, 2012. - С. 195-211 с.
33. Панова Е.Н Дидактические игры- занятия в ДОУ [Текст] / Учитель. -
2012. - 153 с.
34. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? [Текст] // Методист, №1, 2013. - С. 42.
35. Петровский В.А. «Мотив границы» знаковая природа влечения /
B. А. Петровский [Текст] // Мир психологии. - 2013. - №3. - С. 10¬26.
36. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст] / Уч. пос. под ред. Д.Я. Райгородского - Самара:БАХРАХ, 2011. - 672 с.
C. 132.
37. Резник Т.П. Проектная деятельность как средство формирования единства индивидуальности и коллективизма студентов педвуза. [Текст] - Дис. к.п.н., Волгоград, 2011. - 239с.
38. Сластёнин В.А., Каширин, В.П., Психология и педагогика [Текст] / В.А. Сластёнин, В.П.Каширин. - М.: Академия, 2011. - 480 с.
39. Староверова М. С. Неуспешность детей в школе: как с этим бороться [Текст] / М. С. Староверова. - М. : Сентябрь, 2006. - 176 с.
40. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей 5 - 7 лет [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. - М.: 2010. -144 с.
41. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. [Текст] - М.: Изд- во Института Психотерапии, 2011. - 251 с.
42. Фролов А.А. Развитие познавательной активности у дошкольников [Текст] / А.А. Фролов.- М.: Педагогика, 2010. - Т. 4. - 400 с.
43. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. [Текст] - СПб.: Речь, 2011. - 240 с. - С.38.
44. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования [Текст] // Народное образование. -
2013. - №2. - с.58-64.
45. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. [Текст] - М.: Педагогика, 2011. - 208 с. - С. 55-63. - С.202.
46. Щукина Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2009. - 234 с.
47. Экспериментальное исследование познавательной мотивации дошкольников [Текст] // Вопросы психологии. - 2012. - №11.- С.23.
48. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / Под редакцией Е.М. Борисовой. [Текст] - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012 - 304 с.
49. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь [Текст] : учебное пособие / М.Г. Ярошевский. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. -380 с.
50. https://almanahpedagoga.ru/servisy/publikaciya materiala na saite/material ?id=889