Введение 3
Глава 1. Китайская литература 1976-1985 гг. как этап становления современной китайской литературы 8
1.1. Влияние западного модернизма на китайскую литературу «нового периода» 8
1.2. Проблема идентичности в китайской литературе 1976-1985 гг 15
Глава 2. Образ интеллигенции в произведениях реалистических направлений 22
2.1. Характерные черты героев-интеллигентов в произведениях «литературы шрамов» 22
2.2. Особенности изображения интеллигенции в произведениях «литературы
дум о прошедшем» 31
Глава 3. «Портрет» китайского интеллигента в произведениях модернистских направлений 39
3.1. «Туманная поэзия» и интеллигенция 39
3.2. Специфика образа интеллигенции в «литературе поиска корней» 47
Заключение 55
Список литературы
Как известно, литература тесно связана с историей. Произведения китайских авторов, созданные в период с 1976 по 1985 гг., составляют отдельный переходный этап в истории китайской литературы. «Культурная революция» была очень тяжелым периодом для китайской литературы. Многие писатели были признаны вне закона, прекратилось создание художественной литературы. Разрешалась лишь литература, пропагандирующая идеи Мао Цзэдуна и маоистский режим.
Китайская проза, созданная в первое десятилетие после окончания «культурной революции», обращена к прошлому. Писатели, многие из которых сами были признаны «правыми элементами» во время «культурной революции», теперь были реабилитированы. Освобожденные из-под маоистского гнета, они стали писать о страшных событиях, которые происходили в обществе во время «культурной революции». Описывая трагические события недавнего прошлого, авторы создавали палитру образов представителей интеллигенции, как класса, наиболее пострадавшего от рук творцов «культурной революции».
Центральное место в литературной жизни Китая заняла реалистическая «обличительная литература» или «литература шрамов», «Литература шрамов» стала для Китая совершенно новым явлением. Начало этому течению было положено Лу Синьхуа и первому опубликованному критическому рассказу «Шрамы». Также, в 1977 г. в журнале «Жэньминь вэньсюэ» публикуется рассказ Лю Синьу «Классный руководитель» - история об учителе и его учениках, жизнь которых была искалечена «культурной революцией». Позднее реакционная «литература шрамов» приобрела более философский характер и переросла в «литературу дум о прошедшем».
Центральной темой «литературы шрамов» и «дум о прошедшем» стали проблемы интеллигенции. Описание судеб студентов, преподавателей, врачей, писателей стало лейтмотивом всей литературы раннего пост-маоистского периода.
Также после «культурной революции» началась активная переводческая деятельность, и китайские писатели познакомились с западным модернизмом. С распространением иностранной литературы все острее назревала проблема обозначения национального ядра в произведениях китайских авторов. Несмотря на быструю смену вектора развития и появление новых литературных течений, тема интеллигенции оставалась все также актуальна. Писатели-творцы, студенты- исследователи, учителя составили целую гиперсистему, в которой образы выходят за пределы одного произведения.
Актуальность темы исследования. Изучение образа интеллигенции в произведениях китайских авторов в первое десятилетие после «культурной революции» позволяет проследить тенденции развития «новой» китайской литературы через призму общественного сознания. Это важно в связи с тем, что интеллигенция играет особую роль в общественно-политической, культурной и нравственной жизни общества, выступает в качестве создателя, хранителя и распространителя нравственных и эстетических ориентиров.
Многие произведения автобиографичны, в них авторы вложили собственные эмоции, мысли и переживания. Они сами были свидетелями и участниками событий 1966-1976 гг. Анализ образов представителей интеллигенции важен при изучении новой китайской литературы в социокультурном контексте. Через образы, создаваемые авторами этого периода, можно проследить постепенное «возрождение» китайской литературы, раскрепощение сознания; изменения в создании новой образной системы отражают новые тенденции в литературе конца XX в.
Предметом данной дипломной работы является образ интеллигенции в произведениях китайских авторов в первое десятилетие после «культурной революции».
Объектом исследования выступают художественные произведения китайских авторов, написанные в первое десятилетие после «культурной революции».
Цель представленной исследовательской работы: изучить основные тенденции формирования образа интеллигенции в произведениях китайских авторов в первое десятилетие после «культурной революции», обозначив ключевые составляющие образов на каждом этапе эволюции литературы.
Задачи:
1. Изучить влияние западного модернизма на формирование китайской литературы «нового периода»;
2. Исследовать проблему поиска национальной идентичности в литературе 1976- 1985 гг.;
3. Рассмотреть образ интеллигенции в «литературе шрамов»;
4. Проанализировать образы представителей интеллигенции в произведениях «литературы дум о прошедшем»;
5. Выявить основные тенденции в создании образа интеллигенции в произведениях модернистских направлений на примере «туманных» стихотворений;
6. Рассмотреть образы китайской интеллигенции в контексте проблемы национальной идентичности на примере произведений «поиска корней».
В данной дипломной работе мы используем следующие методы исследования: сравнительный, при помощи которого мы изучаем и сравниваем образ интеллигенции в произведениях разных течений; описательный, анализируя произведения и создаваемые в них образы интеллигенции; метод исторической параллели, использующийся, чтобы показать, как исторические события отразились в художественных произведениях.
Данная работа основывается на литературных произведениях, написанных в первое десятилетие после «культурной революции». Рассматриваются следующие произведения: Лю Синьу «Классный руководитель» ( «ЙнЦЕЕ», Liuxinwu «banzhuren»), Ван Мэн «Грезы о море» (ЗЕ Ж «Ж£Й1^», Wang M6ng «Hai de meng»), Ван Длин «Святая миссия» (ЗЕЗЕ5^ « Й*НМ "pfr », Wang Yaping «Shensheng de shiming»), Бэй Дао «Ответ» (4ЬМ, «й^г», Bei Dao «Huida»), А Чэн «Король шахмат» «ЖЗт», A Cheng «Qiwang») и др. Данные произведения были выбраны для исследования, так как являются яркими представителями изучаемых в данной работе направлений. Также используются работы и критические статьи российских авторов, таких как А.Н. Желоховцев, В.Ф. Сорокин, Е.А. Серебряков, А.А. Родионов, О.П. Родионова, Н.З. Эйдлин и др.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Основными материалами для написания дипломной работы служат художественные произведения китайских авторов, написанные в первое десятилетие после «культурной революции». При рассмотрении произведений реалистических направлений китайской литературы 1976-1985-х гг. используются статьи и исследования Владислава Федоровича Сорокина, научного сотрудника Института Дальнего Востока РАН, лингвиста-синолога и переводчика с китайского. При исследовании модернистских течений и их представителей используются материалы научных работ и статей Алексея Николаевича Желоховцева, китаеведа, кандидата наук, литературоведа и переводчика.
Работа состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения и списка источников и использованной литературы. В первой главе рассматривается влияние западных модернистских произведений на китайскую литературу 1976 - 1985 гг. и исследуется проблема национальной идентичности, возникшая в связи с широким распространением иностранной прозы. Во второй главе анализируется образ интеллигенции в произведениях реалистических направлений, таких как «литература шрамов» и «литература дум о прошедшем». В третьей главе рассматриваются образы представителей интеллигенции в модернистской литературе «поиска корней» и «туманной поэзии».
Научная новизна данной работы состоит в исследовании образа интеллигенции в процессе его эволюции в произведениях разных литературных течений, возникших в китайской литературе пост-маоистского периода, и выявлении основных тенденций создания данных образов.
Материалы данного исследования могут быть использованы как дополнительный материал при изучении курса современной китайской литературы, при написании научных статей и квалификационных работ по специальности китайская филология.
Произведения китайских авторов, написанные в первое десятилетие после окончания «культурной революции», являются зеркалом судьбы китайского народа. Со свержением маоистского режима начался медленный процесс возрождения китайской литературы и искусства. Писатели, признанные при Мао Цзэдуне «правыми элементами» и лишенные возможности самовыражения, теперь были реабилитированы. Вернувшись к писательской деятельности, они стали экспериментировать, искать новые темы, образы и сюжеты для своих произведений. Подобный поиск привел к образованию огромного количества реалистических и модернистских течений, однако, не смотря на такое разнообразие, лейтмотивом всей литературы оставалась тема интеллигенции, ее судьбы и значения для китайского народа.
Для более глубокого понимания сущности процесса эволюции образа интеллигенции в произведениях авторов пост-маоистского периода в первой главе данной работы рассматриваются ключевые причины изменений в литературной среде. Активная переводческая деятельность и широкое распространение иностранной литературы привели к популяризации западного модернизма. Появление произведений, написанных на иностранный манер, вызвало бурные дискуссии в писательских кругах, что стало причиной образования двух лагерей. В ходе проведенного исследования было выявлено два основных вектора формирования «новой» литературы Китая: следование образцу западного модернизма и поиск собственного самобытного национального ядра литературы.
Во второй главе данной выпускной квалификационной работы рассматриваются тенденции изображения представителей интеллигенции в произведениях реалистических направлений, таких как «литература шрамов» и «литература дум о прошедшем». Гиперсистему образов всей реалистической литературы 1976 - 1985-х гг. составили представители интеллигенции, чьи судьбы были искалечены руками творцов «культурной революции». Анализ произведений самых известных писателей реакционной литературы, таких как Лю Синьу, Лу Синьхуа, Ван Янин, Ван Мэн, Ай Цин и др. позволил выявить следующие ключевые образы интеллигенции:
1. Студенты-активисты (Ли Сяоянь в повести Лян Сяошэна «Эта священная земля», главные герои повести Кун Цзэшэна «Джунгли», герой-повествователь в рассказе Хань Шаогуна Юэлань);
2. Интеллигенты-борцы с произволом маоистской элиты (Ван в рассказе Ван Япина «Святая миссия», У Чжунъи в повести Фэн Цзицая «Крик»);
3. Преподаватели (учитель Чжан в рассказе Лю Синьу «Классный руководитель»);
4. Жертвы репрессий (мать главной героини рассказа Лу Синьхуа «Шрамы», Мао
Кэянь в рассказе Ван Мэна «Грезы о море», Чжан Сыэань в рассказе Ван Мэна «Мотылек»).
В целом можно сделать вывод о том, что интеллигенция в произведениях «литературы шрамов» и «дум о прошедшем» изображается как класс, наиболее пострадавший во время «культурной революции», и, в то же время, как люди, способные преодолеть последствия маоистских реформ и построить светлое будущее для китайского народа.
В третьей главе данной работы проводится анализ образа интеллигенции, сформировавшегося в произведениях модернистского направления. Исследование ключевых произведений, написанных в период конца 1970-х - начала 1980-х гг., позволило выявить, что с появлением «туманной поэзии» и «литературы поиска корней» изменились методы и ключевые составляющие элементы образа интеллигенции в произведениях по сравнению с «литературой шрамов», «литературой дум о прошедшем» и «литературой рефлексий». «Туманные поэты», такие как Бэй Дао, Чан Яо, Гу Чэн, Цзян Хэ и др., изменили саму форму создания образов. Произведения данных авторов отличаются индивидуализированностью образов, повествование в основном ведется от лица автора-героя. Интеллигент «туманных поэтов» изображается мыслящим, живым человеком, способным чувствовать и переживать. Писатели «литературы поиска корней» также большое внимание уделяют в своих произведениях психологии персонажей и передаче их мировоззрения. Анализ повести А Чэна «Король шахмат» и повести Чжан Чэнчжи «Северные реки» показал, что образы интеллигентов-жертв «культурной революции» и борцов против маоистской политической элиты сменились образами интеллигентов-исследователей и создателей новой эстетической среды искусства.
При проведении исследования были использованы метод исторической параллели, а также сравнительный и описательный методы.
Цель работы, а именно, исследовать основные тенденции формирования образа интеллигенции в произведениях китайских авторов в первое десятилетие после «культурной революции», была выполнена. Были обозначены ключевые составляющие образов на каждом этапе становления современной китайской литературы.
Следующие задачи были выполнены:
1. Изучено влияние западного модернизма на формирование китайской литературы «нового периода»;
2. Исследована проблема поиска национальной идентичности в литературе 1976 - 1985 гг.;
3. Рассмотрен образ интеллигенции в «литературе шрамов»;
4. Проанализированы образы представителей интеллигенции в произведениях «литературы дум о прошедшем»;
5. Выявлены основные тенденции в создании образа интеллигенции в произведениях модернистских направлений на примере «туманных» стихотворений;
6. Рассмотрены образы китайской интеллигенции в контексте проблемы национальной идентичности на примере произведений «поиска корней».
Проведенное в данной работе исследование позволило обозначить основные тенденции в изменении структуры образа интеллигенции в произведениях китайских авторов пост-маоистского периода, а также причины подобных изменений. Результаты исследования являются подтверждением влияния социокультурной среды на образную гиперсистему китайской литературы 1976 - 1985-х гг. Полученные в ходе исследования результаты являются вкладом в изучение образной системы современной китайской литературы. Материалы работы могут быть использованы в дальнейшем как дополнительный материал при изучении курса современной китайской литературы, а также при написании научных статей и квалификационных работ по специальности китайская филология.
1.1. Азиатская медь: Антология современной китайской поэзии / Сост. Лю Вэнь- фэй. - СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2007. - 256 с.
1.2. А Чэн. Король шахмат / Пер. В. Аджимамудовой И Современная новелла Китая. М., 1988.-С. 3-45.
1.3. Ван Мэн. Избранное: Сборник / Ван Мэн; пер. с кит.; сост., предисл. С.А. Торопцева. -М.: Радуга, 1988. - 688 с.
1.4. Желоховцев А.Н. Люди и оборотни / А.Н.Желоховцев. - М.: «Прогресс», 1982.-288 с.
1.5. Люди и оборотни. Рассказы китайских писателей: Сборник. Пер. с кит. / сост., предисл. А. Желоховцева и В. Сорокина. - М.: Прогресс, 1982. - 288 с.
1.6. Память: Пер. с кит. / сост., вступ. статья и справки об авторах В.Ф. Сорокина. - М.: Худож. лит., 1985. - 303 с.
1.7. Современная китайская проза. Пер. с кит. / сост. В. Сорокина; предисл. Л. Эйдлина. - М.: Известия, 1984. - 240 с.
1.8. Хань Шаогун. Юэлань // Современная китайская проза. - М., 1988. - С. 99¬113.
1.9. Человек и его тень: Сборник повестей. Пер. с кит. / сост., предисл., коммент.
А.Н. Желоховцева. - М.: Молодая гвардия, 1983. — 319 с.
На китайском языке:
1.10. Кун Цзэшэн. Джунгли. Гуанчжоу, 1985. - 397 с. 5^#^. Г*Д’1(Кун
Цзэшэн. Да линьман. Гуанчжоу), 1985. — 397
2. Использованная литература
На русском языке:
2.1. Асалханова О. Д. Китайская интеллигенция в условиях модернизации общества: дисс. канд. социол. наук / О. Д. Асалханова; Улан-Удэ, 2003, - 153 с.
2.2. Ван Мэн в контексте современной китайской литературы / сост. и отв. ред. д.и.н. С.А. Торопцев. - М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2004. - 194 с.
2.3. Ван Мэн. Волна глобализации и строительство культурной державы // Ван Мэн в контексте современной китайской литературы. -М.:, 2004. - С. 10-15.
2.4. Вэнь Фэнцяо. Ван Мэн и третий выбор «модернизации» китайской литературы XX века// Ван Мэн в контексте современной китайской литературы. - М., 2004.-С. 16-32.
2.5. Желоховцев, А.Н. Литературная теория и политическая борьба в КНР / А.Н. Желоховцев. — М.: Наука, 1979. - 206 с.
2.6. Желоховцев, А. Новые темы в современной китайской литературе И Проблемы Дальнего Востока. —2001. —№ 2. - С. 152-160.
2.7. Желоховцев, А. Тема социальной несправедливости в современной китайской литературе И Проблемы Дальнего Востока. - 1998. - № 1. - С. 130-141.
2.8. Китайская Народная Республика в 1979 году. Политика, экономика, идеология. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1981.-351 с.
2.9. Китайская Народная Республика в 1984 г.: Политика, экономика, культура. Ежегодник. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987.-367 с.
2.10. Литература и искусство КНР 1976 - 1985 / под ред. В.Ф.Сорокина. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы , 1989. - 237 с.
2.11. Маркова, С.Д. Маоизм и интеллигенция: проблемы и события, 1956-1973. - М.: Наука, 1975.-245 с.
2.12. Хатченков Ю. А. Проблемы модернизации китайского общества в XX веке: социальные трансформации (Социально-философский анализ).: дис. канд. филос. наук / Ю. А. Хатченков. - М., 2004. - 139 с.
3. Литература на иностранных языках
На английском языке:
3.1. After Мао. Chinese Literature and Society 1978-1981 / Ed. Jeffrey C. Kinkley. - Cambridge (Massachusetts) and London: Council on East Asian Studies, Harvard University, 1985. - 345 p.
3.2. He Yuhuai. Cycles of Repression and Relaxation. Politico-Literary Events in China 1976-1989 / He Yuhuai. - Bochum: Brockmeyer, 1992. - 584 p.
3.3. Huang, Joe C. Heroes and Villains in Communist China: The Contemporary Chinese Novel as a Reflection of Life / Joe C. Huang. - New York: Pica Press, 1973. - 345 p.
3.4. Li-hua Ying Historical Dictionary of Modem Chinese Literature / Li-hua Ying. - Maryland: Scarecrow Press, 2010. - 498 p.
3.5. Paul A. Cohen Speaking to history: the story of King Goujian in twentieth¬century China / Paul A. Cohen. - California: University of California Press, 2009. - 229 P-
3.6. Goodman D. Beijing Street Voices: The Poetry and Politics of China’s Democracy Movement/Goodman D. - London: Marion Boyars, 1981. - 208 p.
На китайском языке:
3.7. Дин Маоюань. Продолжаем обсуждать новое видовое разнообразие современной прозы // Литературная газета. -1986. -№8. - С. 54-56.
// (Дин Маоюань. Сюй тань дандай сяошуо дэ синь
лэйбе// Юйвэнь даобао). - 1986. - №8. - 54-56
3.8. Дин Фань, Хэ Яньхун. Китайская проза 80 - 90-х годов и современность, Пекин, 2001. - С. 47. ТШ,
|'<Ж (Дин Фань, Хэ Яньхун. Эрши шицзи ба, цзюши няньдай дэ Чжунго сяошуо юй сяньдай син вэньти, Бэйцзин), 2001. - 47 Ж.
3.9. Ли Цзефэй, Чжан Лин. Веяния в китайской прозе 1985 года И Тенденции
современной художественной литературы. -1986. -№3. - С. 57-64. JrfelW.
// (Ли Цзефэй, Чжан Лин. Ицзюбау нянь
чжунго сяошуо сычао// Дандай вэньи сычао). — 1986. — №3. — 57—64 Ж-
3.10. Ли Цинси. Поиск корней: возвращение к культуре в литературе 80~х годов.
Тайбэй, 1995. - С. 413-417. Л+Ж4ШЖД0Й И ИДЖЖЙФ
п jb: (Ли Цинси. Сюньгэнь: Баши няньдай дэ вэньхуа хуйгуй//
сыши няньлай дэ чжунго вэньсюэ. Тайбэй: Ляньхэ вэньсюэ), 1995. - 413-417 Ж.
3.11. Мэн Фаньхуа, Чэн Гуанвэй. История развития современной китайской
литературы. Пекин, 2004. - С. 202. ДЖ
(Мэн Фаньхуа, Чэн Гуанвэй. Чжунго дандай вэньсюэ фачжань ши. Бэйцзин), 2004.-202 Ж.
3.12. Цзи Хунчжэнь. Столкновение цивилизации с невежеством. Ханчжоу, 1986.
-331 с. ^£Г-Ж. (Цзи Хунчжэнь. Вэньмин юй юймэй дэ
чунту. Ханчжоу), 1986. - 331 Ж.
3.13. Чжэн И. Прыжок через зону культурного разрыва. Пекин, 1985. - С. 13.
Ж- . ДЖ (Чжэн И. Куаюэ вэньхуа дуаньле дай. Бэйцзин), 1985. -
13 Ж.
3.14. Чэнь Сыхэ. Учебные материалы по истории современной китайской
литературы. Шанхай, 1999. - 436 с. Ж.Ж:
ьВШД(Чэн Сыхэ. Чжунго дандай вэньсюэ ши цзяочэн. Шанхай: Фу дань дасюэ чубаньшэ), 1999. -436 Ж.