Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ РФ И КНР В XXI ВЕКЕ

Работа №50861

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
628
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ
1.1 Предпосылки энергетического сотрудничества России и Китая 8
1.2. Правовое обеспечение российско-китайских отношений 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО РЫНКА КИТАЯ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ 20
2.1. Состояние и специфика ресурсной базы для развития энергетики Китая..... 20
2.2. Энергетическая стратегия Китая 48
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 57
3.1. Основные направления сотрудничества в энергетической сфере: проекты,
перспективы и проблемы 57
3.2. Возможности развития сотрудничества России и Китая в энергетической сфере 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования объясняется изменением стратегического курса развития России, который был определен президентом страны В.В. Путиным как «разворот на Восток». Согласно новой стратегии развития российской экономики планируется смещение инфраструктурной, хозяйственной и политической активности в Азиатскую часть России, что связано, прежде всего, с бурным развитием Азиатско - тихоокеанского региона, открывающим хорошие возможности для внешнеэкономического сотрудничества со странами региона, прежде всего, Китаем. Смещение экономической активности на Восток не возможно без развития энергетического сектора, как основы хозяйства, поэтому, прежде всего, внимание будет уделяться реализации проектов в топливно-энергетической сфере. В этой связи показательно , что в середине 2014 г. российской стороной АО «Газпром» был подписан долгосрочный контракт на поставку природного газа в Китай.
В условиях ухудшения отношений со странами ЕС и снижения ими экспорта российских энергоносителей, для нашей страны важно найти новые рынки сбыта и дифференцировать пути доставки энергоносителей. Россия находится на первых местах в мире по добыче и экспорту углеводородов. Энергоресурсы составляют более половины объема российского экспорта, на них приходится 15% в российской структуре ВВП.
По этой причине стабильный рынок сбыта энергоресурсов для России имеет стратегическое значение. Сотрудничество России и Китая особенно перспективно на фоне растущих противоречий между ведущими мировыми Организации Североатлантического договора (НАТО) на восток. С несостоятельностью режима «перезагрузки» отношений между Россией и Соединенными штатами Америки, обострением ситуации из-за событий на Украине, у России и Китая появляется все больше оснований для углубления стратегического партнерства. В связи с тем, что в России до сих пор идет становление рыночных отношений, для экономического благополучия страны имеет смысл перенять положительный опыт КНР. Наши страны объединяет не только протяженная граница, но и схожие проблемы, связанные с большим объемом территорий, сепаратизмом, общим коммунистическим прошлым.
Степень научной разработанности: в последние годы данной проблематике уделяли внимания многие экономисты. Важный вклад в изучение проблемы сотрудничества в сфере энергетики России и Китая внесли Д.С. Попов’, посвятивший свое диссертационное исследование международно-правовым аспектам членства в региональных организациях, Б.Н. Кузыка и М.Л. Титаренко, изучившие стратегию соразвития Китая и России, а также проблему международно-правовых отношений рассматривал в своей диссертации Цзинь Дасинь.
Объект исследования - китайско-российские отношения.
Предмет исследования - сотрудничество России и Китая в сфере энергетики.
Целью дипломной работы является комплексное изучение международного экономического взаимодействия России и Китая в сфере энергетики.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
рассмотреть исторический аспект сотрудничества России и Китая;
проанализировать существующую нормативно - правовую базу , связанную с международным и экономическим сотрудничеством Китая и России;
изучить ресурсное состояние и специфику энергетической базы Китая;
дать характеристику торгово-экономическим отношениям РФ и КНР в энергетической сфере;
выдвинуть и аргументировать предложения по модернизации механизма экономического взаимодействия между странами;
изучить международно- экономическое сотрудничество в рамках союза пяти быстроразвивающихся стран: Бразилии, России, Индии, Китая, Южно-африканской республики (БРИКС), рассмотреть организацию как связующее звено энергетического взаимодействия России и Китая
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в разработке рекомендаций по укреплению экономического сотрудничества КНР и России в энергетической сфере.
Исследование над дипломной работой проводилось на основе изучения обширного нормативно-правового материала, прежде всего - международных нормативных актов: договор о создании БРИКС, программы многостороннего торгово - экономического сотрудничества стран - членов БРИКС , меморандума о взаимопонимании между Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС) и Всемирной таможенной организацией (ВТО), соглашений между Правительством Российской федерации и Правительством Китайской народной республики, постановлений Правительства Российской федерации, постановлений Государственного Совета КНР.
Литературу, которую мы использовали в данной работе можно разделить на источники и научную литературу:
1. Источники:
1. Постановления и соглашения между правительствами КНР и РФ являются основополагающими актами о взаимном сотрудничестве между рассматриваемыми странами, помогают разобраться в существующих международных экономических отношениях России и Китая и дают возможность проанализировать совместное энергетическое сотрудничество стран на настоящий момент и в перспективе.
2. Договоры БРИКС, ВТО и Евразийского экономического сообщества помогли мне разобраться в тематике моей дипломной работы. БРИКС как союз развивающихся стран обеспечивает взаимное дополнение экономик стран - участниц. Россия со своей традиционной сырьевой экономикой нуждается в данном союзе не меньше, чем другие страны, предлагающие инновационные варианты развития хозяйства. БРИКС дает платформу для качественного изменения экономики стран и поднятия ее на новый уровень. Экономический потенциал союза идет в противовес Евразийскому экономическому сообществу, вытесняя в перспективе экономического и геополитического влияния на мир стран запада.
3. Новостные выступления и обращения известных экономистов и политиков о стратегически важных решениях, направленных на изменение экономической политики государств, дали мне возможность разобраться в перспективах энергетического сотрудничества России и Китая.
Также мы использовали научную литературу на русском языке. Труды отечественных авторов Ергин Д. , Петелин Е. , Хайтун А.Д. помогли мне разобраться в исторических истоках зарождения энергетического сотрудничества РФ и КНР. Энергетическая политика и стратегия Китая рассматривается в трудах Лебедева Т.П., Мраморовой И.М. , Рогожина А.А., Матюхина М.В. , Михеева В., Лукошкина С., Лукошкиной JO., что дало мне возможность изучить преимущества и проблемы китайской экономики. С российской же стороны источниками научной литературы стали труды Барковского АН.13, Пусенковой Н. , Спартака А.Н. , Хайтуна А.Д. , которые детально рассматривают состояние российской экономики и ее зависимость от экспорта углеводородов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и научной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы.
XXI век, характеризуемый многополярностью политической и экономической жизни планеты, выдвинул на первое место в развитии государств и регионов обеспечение национальной энергетической безопасности. В этих условиях российско - китайские партнерские отношения выявляют приоритетные и наиболее проблемные точки соприкосновения в энергетической сфере экономики этих стран. Стороны, как показывает опыт сотрудничества на правительственном уровне и на уровне ведущих российских и китайских энергетических компаний, имеют общие геополитические и экономические интересы, и их согласованная реализация выгодна обоим государствам. Сотрудничество в сфере энергетики входит в число приоритетных направлений взаимодействия КНР и России. Именно оно в значительной степени определяет благоприятное развитие отношений двух стран в последние годы. Огромный рынок Китая требует все больших объемов поставок природного газа. Между двумя государствами существуют широкие перспективы сотрудничества в газовой сфере.
Газовая отрасль играет стратегическую роль в экономике России. Страна обладает крупнейшими в мире запасами природного газа 47,82 трлн. куб. м. В 2014 году нефтегазодобывающие компании произвели около 641 млрд куб. м газа, а в 2015 - 635,349 млрд куб. м.
Влияние газовой отрасли России на внешнеэкономические и внешнеполитические отношения страны, на ее геополитическую роль довольно высоко. Вопросы газоснабжения европейских стран стали одними из основных в диалоге "Россия - ЕС". Не менее важным является вопрос газификации востока России, а также стран Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего, Китая, Республики Корея и Японии.
К сожалению, развитие газовой промышленности РФ имеет свои слабые места. Одним из основных факторов, сдерживающих развитие отрасли, является нехватка финансирования и инвестиций. В этой области поддержка со стороны Китая крайне актуальна.
Визит председателя российского правительства Дмитрия Медведева в КНР 18 декабря 2015 г. придал новый импульс экономическому сотрудничеству двух стран. "Роснефть" и Китайская CNPC подписали Меморандум о сотрудничестве по проектам нефтегазохимии в Восточной Сибири. Компании планируют освоить Юрубчено-Тахомский нефтегазоносный кластер и создать совместное предприятие по переработке природного газа. Предполагается, что годовая мощность комплекса в Богучарах и Ангарске составит до 10 млрд. куб. м природного газа с выпуском до 3 млн. тонн этилена и 6 млн. тонн полимеров и нефтехимической продукции. По прогнозу специалистов, данная продукция будет реализовываться на российском и китайском рынках.
Оценивая перспективы двустороннего энергетического сотрудничества, следует отметить, что в целом тенденция благоприятная. Это связано с совпадением стратегических интересов двух государств по многим внешнеполитическим вопросам.
С экономической точки зрения следует обратить внимание на то, что в энергетической политике России предусмотрено активное развитие восточного направления и увеличение роли стран АТР в доле экспорта энергоресурсов. Последний план государственной пятилетки Китая, направленный на устойчивое развитие экономики и предусматривающий увеличение импорта природного газа и нефти, а также обеспечение национальной энергетической безопасности, отлично сочетается с политикой России в сфере развития энергоресурсов.
Кроме укрепления взаимодополняемости экономик двух стран, также стоит обратить внимание на следующие перспективные направления:
Во - первых, наращивание не просто торговых связей на базе энергоресурсов, но и развитие взаимовыгодного сотрудничества в сфере энергетических технологий и оборудования.
Во - вторых, совместное продвижение государственной политики по подъему экономик неразвитых регионов: для Китая - Севере - Востока и западных районов страны, для России - Дальнего Востока и Сибири.
В-третьих, удовлетворение потребностей в энергоресурсах, технологиях и оборудовании приведет к более стабильному и быстрому росту экономик и инфраструктуры обоих стран, повлечет за собой увеличение числа рабочих мест как непосредственно в энергетической , так и в сопутствующих отраслях.
Несмотря на столь перспективные аспекты сотрудничества в энергетической области Китая и России, у сторон пока существуют некоторые недоработки.
Одна из главных проблем - это отсутствие завершенных масштабных проектов между КНР и Россией. Кроме того, огромную роль играет отсутствие эффективной системы транспортировки нефти и газа в Западной Сибири и дальневосточном регионе России, а также в западной части и на Северо-Востоке КНР. Неразвитость и отсталость данных систем сейчас служит основным препятствием на пути развития региона и отрасли в целом.



1. Алекперов В.Ю. Основные этапы развития нефтяной промышленности России // URL: http://oilconf.com/ru/histinfo/ (дата обращения: 28.10.2014) .
2. АТЭС: без российских энергоресурсов модернизация невозможна. Радио «Голос России» //URL: http://rus.ruvr.ru/2012_03_26/69633199/ (дата обращения: 11.01.2016).
3. «Газпром» и КННК обсудили вопросы поставок нефти и газа в Китай ИURL: http://www.gazprom.ru/press/news/2012/april/articlel34250/ (дата обращения: 18.09.2016).
4. «Газпром» отказался от идеи аванса на строительство «Силы
Сибири» // URL: http://lenta.ru/news/2014/ll/09/miller/ (дата
обращения: 13.08.2016).
5. ЕС обновил экономические санкции против РФ // URL: http://www.eurointegration.com.Ua/rus/news/2014/12/5/7028472/ (дата обращения: 18.09.2016).
6. Казначеев П. Санкции замедленного действия, или Россия в нефтяной
ловушке // URL:
http://slon.ru/economics/sanktsii_zamedlennogo_deystviya_ili_rossiya_v_neftyanoy _lovushke-l 194826.xhtml (дата обращения: 15.02.2014).
7. Концепция внешней политики Российской Федерации от 2016 года // URL: http://www.mid.ru (дата обращения: 3.11.2015).
8. Крупнейшие месторождения нефти в России и в мире // URL: http://www.vestifinance.iTi/articles/41880 (дата обращения: 25.05.2015).
9. Куликов С., Сергеев М. Российская нефть потечет в Китай мимо железной дороги // URL: http://www.ng.ru/economics/2007-1127/4oil.html (дата обращения: 17.02.2015).
10. Макаров А., Григорьев Л. Прогноз развития энергетики мира и России до 2035 года // URL: http://www.eriras.nl/files/mei_rea_fmall_0404dlja_sajta.pdf(дата обращения: 5.09.2016).
11. Маршрут газопровода «Алтай» будет определен в сентябре этого года // URL: http://www.regnum.ru/news/667858.html (дата обращения: 14.03.2017).
12. Мастепанов А. Настоящее и будущее энергетики в России // URL: http://www.ng.ru/energy/2014-l 1-11/9_future.html (дата обращения: 19.09.2014).
13. Медведев Д.А. Россия - связующее звено АСЕМ ИURL: http://www.rg.ru/2012Zl l/04/medvedev-site.html (дата обращения: 18.09.2016).
14. Министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко. «Восточное направление» российской энергетической политики // URL: http://www.civilg8.ru/6551.php (дата обращения: 18.09.2016).
15. О шестом заседании подкомиссии по сотрудничеству в области энергетики // Посольство России в Китае // URL: http://www.russia.org.cn/rus/?SID=53&ID=723 (дата обращения: 02.02.2017).
16. РЖД обеспечит дополнительные возможности для увеличения поставок нефти в Китай // Новости Роснефть // URL: http://www.rosneft.ru/news/news_in_pressZl 0407.html (дата обращения: 18.08.2015).
17. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/(дата обращения: 18.09.2016).
18. Россия и Китай подписали самый крупный контракт за всю историю
«Газпрома» // URL:
http://www.gazprom.ru/press/news/2014/may/articlel91417/(дата обращения:
22.05.2014).
19. Россия: энергетическая политика и углеродный рынок // URL: http://www.wwf.ru/data/pub/russi aandcarbonmarket_rus .pdf (дата обращения:
23.11.2014) .
20. Россия в цифрах // Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/c atalog/doc_l 135075100641 (дата обращения: 1.09.2016).
21. «РусГидро» совместно с китайской корпорацией будут строить ГЭС в бассейне Амура // URL: http://www.amur.info/news/2014/ll/10/85067 (дата обращения: 18.09.2016).
22. Ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Министерство
иностранных дел РФ // URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-
rasia.nsf/3a0108443c964002432569e7004199c0/520ac3cab96b3f52c3 257934004 lb le2!OpenDocument (дата обращения: 18.03.2016).
23. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью, 22 марта 2013 г. ИURL: http://www.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf70/31FCCD237F27ED0E43257E6800415ACF (дата обращения: 22.03.2013).
24. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего и нефтехимического завода и проектах в сфере разведки и добычи нефти // URL:http://www.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/BD8DC27B9EC33E7843257E6800415СВЗ (дата обращения: 10.10.2013).
25. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере // URL
http://www.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0ZACAEBB06D7AD05A343257E68004159E Е (дата обращения: 27.10.2010).
26. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 // URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html (дата обращения: 15.05.2009).
27. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г. от 5 июля 2010 г. // Правовая база КонсультантПлюс». (дата обращения: 10.09.2010).
28. Стратегия экономического развития Сибири от 7 июня 2002 г. // Правовая база КонсультантПлюс». (дата обращения: 18.09.2002).
29. Топалов А. Китай спасает нефть ИURL: http://www.gazeta.ru/business/2015/05/27/6735569.shtml (дата обращения: 18.09.2015).
30. Топливно-энергетический комплекс России - 2015 // URL: http://www.energystate.ru/catalog/879.html (дата обращения: 18.09.2016).
31. Торговое и инвестиционное сотрудничество России и Китая // URL: http://www.ictsd.org/bridges-news/ (дата обращения: 18.09.2016).
32. Торговое представительство РФ в КНР // URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/investment (дата обращения:
14.12.2014) .
33. Торгово-экономическое сотрудничество России и Китая // URL: http://stankomach.com/content/view/331/427/ (дата обращения: 7.02.2016),
34. Товарная структура экспорта Российской Федерации со всеми странами за январь-апрель 2017г. // Федеральная таможенная служба // URL: http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=24932&Йепнб=1978(дата обращения: 28.0.2017).
35. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года //URL: http://minenergo.gov.ru/aboutminen/energostrategy/ (дата обращения: 18.05.2016).
36. International Energy Outlook 2016 ИEIA. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.eia.gov/forecasts/ieo/pdf7ieotab_6.pdf или
http://www.eia.gov/forecasts/ieo/pdf/0484(2016).pdf (дата обращения:
18.09.2016).
37. Song Yen Ling. Sinopec, PetroChina persevere with shale gas as drilling costs fall // Platts 30.03.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.platts.com/latest-news/natural-gas/singapore/sinopec-petrochina- persevere-with-shale-gas-as-27259583 (дата обращения: 09.09.2016).
38. Trends in US Oil and Natural Gas Upstream Costs // EIA. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eia.gov/analysis/studies/drilling/pdf/upstream.pdf (дата обращения: 10.03.2016).
39. World Shale Resource Assessments // EIA, 2015. [Электронный ресурс]. URL:https://www.eia.gov/analysis/studies/worldshalegas/(дата обращения: 18.09.2016).
Научная литература
1. Балацкий Е. О возможной смене глобального лидера мировой экономики // Общество и экономика. 2014. №1,- С. 20-28.
2. Барковский А.Н. Вариантные сценарии развития внешнеторгового оборота Российской Федерации до 2025 г. // Проблемы прогнозирования. 2016. №5. - С. 19-22.
3. Боровский Ю.Г. Политизация мировой энергетики И Современная мировая политика. Прикладной анализ/ ЮТ. Боровский - М.: Аспект-Пресс, 2013. - С. 98-106.
4. Боровский Ю.Г. Энергетическая политика России на международной арене // Вестник МГИМО-Университета. 2014. №6. - С.40-47.
5. Ергин Д. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть / Д. Ергин. - М.: Альпина паблишер , 2011.- С. 57-59.
6. Кондратов Д. Какие факторы воздействуют на динамику нефтяного рынка // Общество и экономика. 2013. №6.- С. 64-67.
7. Лебедева Т.П., Мраморова И.М. Энергетическая безопасность Китая как геополитическая проблема // Государственное управление. 2016. №24. Сентябрь. -С. 2-10.
8. Михеев В., Лукошкин С., Лукошкина Ю. Китай: внутренняя и внешняя политика//МЭМО. 2015. № 2. - С. 21-25.
9. Новикова А.М., Пефтиев В.И., Титова Л.А. Энергетическая политика России: события и оценки // URL: Ярославский педагогический вестник. 2014. №3. Том I (Гуманитарные науки).- С. 65-71.
10. Петелин Е. Энергомонолог Китая в Центральной Азии И Индекс безопасности. 2014. №4 (99). Том 17. - С. 33-37.
11. Пусенкова Н. Российская энергетическая политика на Востоке: китайские головоломки Роснефти/ Н. Пусенкова- Париж: Центр Россия/ННГ, 2014.-С. 23-33.
12. Рогожин А.А., Матюхин М.В. Азия скупает зарубежные нефтяные активы // Азия и Африка сегодня. 2014. №1. - С. 18-25.
13. Симонов К. От слов к реальным проектам // Российская газета. 2015. 16 ноября.
14. Спартак А.Н. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2015. №5. - С. 3-18.
15. ХаЙтун А.Д. Энергетическая политика России на европейском континенте// А.Д. Хайтун.- М. : Ин-т Европы РАН , 2011. - С. 10-25.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ