ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ РИСОВАНИЯ)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Обзор психолого - педагогических исследований в области развития мелкой
моторики детей дошкольного возраста 7
1.2 Характеристика нетрадиционных техник рисования 14
1.3 Роль нетрадиционных техник рисования детей среднего дошкольного
возраста в развитии мелкой моторики рук 20
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1 Описание базы, выборки, этапов, методов и констатирующего этапа
исследования 27
2.2 Реализация системы занятий по развитию мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования у детей среднего дошкольного возраста ... 32
2.3 Контрольный этап исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 465
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Обзор психолого - педагогических исследований в области развития мелкой
моторики детей дошкольного возраста 7
1.2 Характеристика нетрадиционных техник рисования 14
1.3 Роль нетрадиционных техник рисования детей среднего дошкольного
возраста в развитии мелкой моторики рук 20
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1 Описание базы, выборки, этапов, методов и констатирующего этапа
исследования 27
2.2 Реализация системы занятий по развитию мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования у детей среднего дошкольного возраста ... 32
2.3 Контрольный этап исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 465
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как разноаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие. В настоящее время известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с недостаточно сформированной ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, функционировать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В ходе творчества, действий с материалами происходит естественный массаж биологически активных точек находящихся на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-двигательная координация.
Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, фломастерами) в ДОО используют и нетрадиционные техники. Они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны детям всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество
запоминающиеся позитивные чувства, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, мыслить, мечтать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Цель исследования - на теоретическом уровне исследовать и практически доказать эффективность нетрадиционных техник рисования в процессе развития мелкой моторики средствами у детей среднего дошкольного года.
Задачи исследования:
- проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования у детей среднего дошкольного возраста.
- осуществить диагностику уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
- реализовать работу по развитию мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования у детей среднего дошкольного возраста и раскрыть её результативность.
Объект исследования - процедура формирования мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - результативные разновидности деятельности как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста ( на примере рисования).
Гипотеза: нестандартные техники рисования считаются результативным средством развития мелкой моторики средствами у детей среднего дошкольного возраста.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор
совокупности методов:
1) анализ научной (психолого-педагогической, методической) и учебно-методической литературы по теме исследования;
2) практические (тестирование, изучение среды ДОУ).
Методики исследования:
1) Диагностические задания по изучения мелкой моторики рук (Ольховской В.И.) (Приложение 1).
2) методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру).
Методологическая основа: проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. Тема исследования развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и других.
Практическая значимость: итоги экспериментального изучения могут быть использованы преподавателями ДОО в процессе развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Красногорский детский сад «Радуга» Мамадышского муниципального района РТ.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В ходе творчества, действий с материалами происходит естественный массаж биологически активных точек находящихся на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-двигательная координация.
Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, фломастерами) в ДОО используют и нетрадиционные техники. Они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны детям всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество
запоминающиеся позитивные чувства, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, мыслить, мечтать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Цель исследования - на теоретическом уровне исследовать и практически доказать эффективность нетрадиционных техник рисования в процессе развития мелкой моторики средствами у детей среднего дошкольного года.
Задачи исследования:
- проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования у детей среднего дошкольного возраста.
- осуществить диагностику уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
- реализовать работу по развитию мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования у детей среднего дошкольного возраста и раскрыть её результативность.
Объект исследования - процедура формирования мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - результативные разновидности деятельности как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста ( на примере рисования).
Гипотеза: нестандартные техники рисования считаются результативным средством развития мелкой моторики средствами у детей среднего дошкольного возраста.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор
совокупности методов:
1) анализ научной (психолого-педагогической, методической) и учебно-методической литературы по теме исследования;
2) практические (тестирование, изучение среды ДОУ).
Методики исследования:
1) Диагностические задания по изучения мелкой моторики рук (Ольховской В.И.) (Приложение 1).
2) методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру).
Методологическая основа: проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. Тема исследования развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и других.
Практическая значимость: итоги экспериментального изучения могут быть использованы преподавателями ДОО в процессе развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Красногорский детский сад «Радуга» Мамадышского муниципального района РТ.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Решение первой задачи по анализу литературы показало, что в настоящее время много внимания уделяется развитию мелкой моторики рук у детей, ряд программ включает задачи по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, но на практике воспитатели чаще всего их не используют в своей работе с детьми.
Изучением мелкой моторики занимались следующие ученые : М. Монтессори, В.М. Бехтерев, В.А. Сухомлинский, З.П. Васильцова, А.В. Запорожец, И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.П. Хризман, М.И. Звонарева, И.М. Сеченов, М.М. Кольцова и т.д. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико¬пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Существует много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком линию (ручеек или дождик).
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно- моторной координации. Также работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования и является важнейшим средством эстетического воспитания.
Для решения второй задачи исследования, в качестве диагностики мы использовали методики Ольховской В.И., и Л.А. Венгера, направленные на выявление уровня развития мелкой моторики рук исследуемых дошкольников.
После констатирующей диагностики по всем заданиям дети показали уровень развития мелкой моторики между низким и средним, причем это касается детей как экспериментальной группы, так и контрольной.
В рамках формирующего этапа нами была проведена серия занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.
Для прослеживания изменений в уровне развития мелкой моторики у детей экспериментальной и контрольной групп нами была проведена контрольная диагностика, в результате которой выяснилось, что в уровне развития мелкой моторики рук детей экспериментальной группы произошли более значительные изменения, чем у детей контрольной группы.
Это дает нам право утверждать что выдвинутая нами ранее гипотеза подтверждена.
Изучением мелкой моторики занимались следующие ученые : М. Монтессори, В.М. Бехтерев, В.А. Сухомлинский, З.П. Васильцова, А.В. Запорожец, И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.П. Хризман, М.И. Звонарева, И.М. Сеченов, М.М. Кольцова и т.д. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико¬пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Существует много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком линию (ручеек или дождик).
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно- моторной координации. Также работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования и является важнейшим средством эстетического воспитания.
Для решения второй задачи исследования, в качестве диагностики мы использовали методики Ольховской В.И., и Л.А. Венгера, направленные на выявление уровня развития мелкой моторики рук исследуемых дошкольников.
После констатирующей диагностики по всем заданиям дети показали уровень развития мелкой моторики между низким и средним, причем это касается детей как экспериментальной группы, так и контрольной.
В рамках формирующего этапа нами была проведена серия занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.
Для прослеживания изменений в уровне развития мелкой моторики у детей экспериментальной и контрольной групп нами была проведена контрольная диагностика, в результате которой выяснилось, что в уровне развития мелкой моторики рук детей экспериментальной группы произошли более значительные изменения, чем у детей контрольной группы.
Это дает нам право утверждать что выдвинутая нами ранее гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста на примере техники «Батик»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия обучения младших школьников с задержкой психического развития по теме «Величины»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



