Введение
Глава I. Психолого-педагогические основы организации игровой деятельности
1. Теоретические основы игровой деятельности
2. Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении.
3. Ретроспектива применения игр на уроках истории.
Глава II. Пути и средства активизации учащихся на уроке истории.
1. Методические подходы к введению дидактических игр в этап изучения нового материала на уроке истории
2. Игровой урок по теме: "русские первооткрыватели и путешественники первой половины XIX века ".
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
С позиций теории контекстного образования понятие «игровой урок» определяется как деятельность, направленная на воспроизведение и усвоение социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Отечественные и зарубежные психолого-педагогические научные представления об игре базируются на положениях об ее историческом происхождении.
Актуальность темы: Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Основной задачей любого педагога является развитие познавательной и мыслительной деятельности. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет, обогащает впечатлениями, помогает педагогу избежать назойливой назидательности, создает атмосферу дружелюбия. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В этом и состоит феномен, что являлось развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество. Игру как метод обучения использовали с древности.
Степень разработанности темы: игровые педагогические технологии возникли в нашей стране еще в начале 30-х годов 20-го века и вновь получившим широкое распространение в последние три десятилетия.
В настоящее время накоплен большой опыт создания и применения дидактических, деловых, ролевых и иных видов игр, в том числе в обучении иностранным языкам, что нашло отражение в работах Ю.С. Арутюнова, М.М. Бирштейн, Н.В. Борисовой, А.А. Вербицкого, Ю.В. Геронимуса, С.Р. Гидрович, В.Я. Дворкового, В.М. Ефимова, Р.Ф. Жукова, Д.Н. Кавтарадзе, В.Ф. Комарова, В.И. Кругликова, О.Г. Ларионовой, А.П.Панфиловой, В.Я. Платова, П.А Сманцера, Н.М. Плескацевича, В.И. Рыбальского, А.А. Соловьевой, И.М. Сыроежина, В.Ф. Тенищевой, А.А. Федоровой и др.
Однако большинство игровых форм и методов основаны преимущественно на эмпирических представлениях их разработчиков и без должного научного обоснования закономерностей и принципов игровой учебной деятельности не получают широкого распространения, а зачастую и просто «не идут».
В то же время в философии, культурологии, педагогике и психологии, включая психологическую теорию детской игры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.), накоплен огромный материал по феноменологии и закономерностям игровой деятельности человека,
который возможно и необходимо использовать применительно к пониманию, проектированию и осуществлению игровой учебной деятельности.
Объект исследования - Игровой урок как форма обучения и организации учебной деятельности.
Предмет исследования - принципы и психолого-педагогические особенности проведения игрового урока по теме "русские
первооткрыватели и путешественники первой половины 19 века" в системе педагогических технологий.
Методологическая база исследования: культурно-исторический подход к развитию человека и личности (Л.С. Выготский, А.П. Булкин, М. Коул и др.); личностно ориентированная концепция образования (К.А .Абульханова- Славская, А.А. Бодалев, М.С.Каган, И.С. Кон, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов и др.); коммуникативный подход к формированию языковой компетенции ученика (И.Л. Бим, П.Б .Гурвич, В.Г .Костомаров, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, И.И. Халеева, Г.Э. Пифо, Р.О лрайт, У. Литлвуд, С. Савиньон и др.).
Для решения задач исследования использовался комплекс следующих методов: Общенаучный метод исследования, теоретический анализ
педагогической, методической и психологической, литературы и инновационного опыта использования игровых форм обучения;
моделирование ситуаций профессионального общения; педагогический эксперимент; наблюдение.
Цель исследования: выявление принципов педагогических
особенностей игрового урока по теме "русские первооткрыватели и
путешественники первой половины 19 века".
Исходя из цели, определены задачи исследования:
• провести теоретический анализ литературы,
направленный на выявление статуса игры в системе игровых форм обучения;
• теоретически обосновать психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении;
• определить место и функции игры;
• разработать методические подходы к введению игр в этап изучения нового материала на уроке истории
• Разработать игровой урок по теме: "русские первооткрыватели и путешественники первой половины XIX века ".
• обработать и обобщить результаты эксперимента, сформулировать основные выводы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. Уточнены принципы и психолого-педагогических особенности игры как формы обучения.
2. Обоснованы условия использования игрового урока по теме "русские первооткрыватели и путешественники первой половины 19 века".
3. Показана эффективность использования игрового урока по теме "русские первооткрыватели и путешественники первой половины 19 века" в развитии образовательных компетенций.
Гипотеза исследования: игровой урок как форма организации учебной деятельности может выступить фактором повышения качества образования, если ее основным признаком применительно к обучению будет являться направленность на формирование у ее участников коммуникативной компетенции.
Практическая ценность исследования: полученные результаты и выводы могут быть использованы в практике игровых уроков.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Итак, в заключение работы можно сделать следующие выводы:
- дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игр и их компонентов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
- дидактическая игра, является незаменимым рычагом умственного
развития ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться
произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать
импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
- дидактическая игра оказывает развивающее влияние на все
психологические процессы младшего школьника: внимание, память, поведение, мышление. Дидактическая игра имеет также высокий воспитательный эффект, приучая ребенка жить в коллективе, нести ответственность, развивает чувство
взаимопомощи.
- Изучение состояния игровой деятельности на уроках истории в современной школе (вторая задача исследования) позволило
сделать вывод, что игра применяется достаточно редко, а на этапе изучения нового материала - практически не проводится. Среди причин этой ситуации: отсутствие традиции применения игр в рамках классно-урочной системы, недостаточное количество и качество существующих в практике игр, "однобокость" дидактического потенциала используемых
дидактических игр, неразработанность важных для учителя вопросов методики организации игр в рамках школьного урока. В результате применение игр на уроках значительно усложняло труд учителя.
- Изучение реальной ситуации в современной школьной практике показало необходимость поиска и разработки таких игр, которые способствовали бы организации познавательной деятельности при изучении нового материала и являлись бы удобными для применения в рамках урока истории, эффективно и успешно решая разнообразные педагогические задачи.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2013. - 416с.
2. Андреева Е.В. Принципы двуплановости в процессе обучения. / Дисс. ... канд.пед.наук: 13.00.01. - М., 2015. - 133с.
3. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблемы непрерывного образования. - Психологический журнал. - М., 2015, т. 1, №2.
4. Аркин Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. - М., 2015.
5. Балабина И. А. и др. Ролевая игра как средство форматирования педагогического мастерства// Проблемы освоения театр. педагогики в профессиональной педагогике учителя: Материал всесоюзной научн. - практич. конференции/(гл. ряд. Кривонос И.Ф.). - Полтава: Б.И., 2011 - 383с. - с. 258.
6. Белых А.В., Рейман Е.А. O коммуникативной компетенции экзаменующихся по курсу кандидатского минимума// Дидактико-педагогические основы обучения иностр. языкам научн. работн./ АН СССР. Каф. ин. языков; Отв. ред. Е.А. Рейман. - Л.: Наука, 2008. - 254с
7. Бовт Л.Б. Деловая игра как основа деятельностного типа обучения.// Новейшие исследования в педагогической теории и практики: Сб. научн. тр. Моск. пед. ун-т, каф. пед-ки.: отв. ред.:докт. пед. н., проф. В.П. Симонов. - М., 2014. - 25с.
8. Большая Советская Энциклопедия в 40 - а т. - М.: издательство БСЭ, 2016, т. 17 - с. 312 - 316.
9. Большая Советская Энциклопедия в 40 - а т. - М.: издательство БСЭ, 2016, т. 36 - с. 641.
10. Борисова Н.В. Терминологическое пространство
образовательных технологий: Краткий словарь: Справочное издание/ Н.В. Борисова, В.П. Пургин; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Моск. госуд. ин - та стали и сплавов (технол. ун-та), каф. новых технологий активн. обучения. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 52с.
11. Борисова Н.В., Князев А.М. Дидактические условия
использования игровых технологий в подготовке специалистов: Учебн. пособие/МВД России, 2009 - 59с.
12. Борисова Н.С., Соловьева А.А. Новые технологии обучения: блиц-игры и нетрадиционные лекции: Метод. пособие./ Исслед. центр пробл. кач-ва подготовки специалистов. Учебн. центр повышения квалификации. - М., 2012.- 200с.
13. Боровикова Е.А. Методика использования системы игр для обучения (фр. яз., неязык. вуз): Дисс.канд. пед. наук: 13.00.02/научн. рук. Н.В. Елухина. - МГЛУ. 09.04.2011.-269 с. - Библиогр.: с. 177-207.
14. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 2007. - 412с.
15. Василевская В.К. Организация и проведение ролевых игр на уроке русского языка с иностранными учащимися на материалах зрительно¬слуховой наглядности (начальный этап обучения).// Обучающие игры в системе непрерывного образования (Материалы республиканского научно¬методического семинара. Минск, 6-7 мая 2001). - 180с. - с. 88-89.
16. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих
коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов
взаимодействия. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во Эксмо-Пресс, 2010. - 320с.
17. Выгоцкий, А.А. Теория и технологии контекстного образования: Учебное пособие. - Москва : МПГУ, 2015. - 268 с.
18. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности
контекстного обучения / А.А. Вербицкий. Моделирование и
компьютеризация в учебном процессе. / А.П. Свиридов. Методика совершенствования программированного усвоения знаний с применением технических средств обучения. / И.М. Глызов; Политехн. музей, НИИ пробл. высш. шк. - М.: Знание, 2007 - 109с.
19. Вербицкий A.A. Психолого-педагогические особенности
контекстного обучения. - М.: «Знание», 2007. - 190с.
20. Вербицкий A.A. Психолого-педагогические особенности игры как формы знаково-контекстного обучения./ Игровое моделирование: Методология и практика /отв. ред. И.С. Дладенко/. - Новосибирск: «Наука», 2013. - 120с.
21. Вербицкий A.A. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. - М.: Знание, 2014. - 64с. - с.13.
22. Вербицкий A. A. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании. //- Педагогика - 2009. - № 2. с.12-18- М., ВНМЦентр, 2010. - 46./2/.
23. Вербицкий A.A. Aктивнoe обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 207с.
24. Вербицкий A.A. Развивают ли деловые игры: к проблеме классификации игровых процедур// Проблемы психологии образования. Сб. статей. Вып. 2. - М.: Логос, 1994.
25. Вербицкий A.A. Новые методы и средства обучения. - № 2 (16). - М., 2014. - 111с.
26. Вербицкий A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография / Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов Моск. гос. ин-та стали и сплавов (технол. ун-та), каф. психол.- пед. и соц.-филос. проблем качества подгот. специалистов, 2015. - 75с. - с. 48-49.
27. Вербицкий A.A. Контекстное обучение в новой образовательной парадигме // Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы. - Жуковский (Моск. обл.), 2010. - с.27.
28. Вербицкий A.A., Бакшаева II.A. Развитие мотивации в контекстном обучении. Монография - М.: Исслед.центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 220с.
29. Вербицкий A.A., Дубовицкая Т.Д. Контексты содержания
образования. - М.: РИЦ МГОПУ им М.А. Шолохова, 2013. - 80с.
30. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.// Вопросы психологии, 1966, №6.(Вопрлсы зоопсихологии, этологии и сравнит. Психологии, под ред. К.Э. Фабра, М., 2015.
31. Вяткин Л.Г. О формах проблемного обучения./Проблемное
обучение в вузе: /Сб. ст./. - Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 227.
32. Геронимус Ю.В. Игра. Модель. Экономика. - М., изд-во
«Знание», 2009. - 208с.
33. Головина Л.А. Деловые игры в процессе обучения ./Новые технологии в учебном процессе: Тез. докл. научн.-метод. конф. посвящ. 25- летию фак. менеджмента, 25 ноября 1995г. - Тюмень, Вектор Бук, 2015.
34. Григоренко О. А. Контекстная модель проф. направленного обучения (на материале ни. яз. в военном вузе). Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2011. - 208с.
35. Дичковская Л.Н., Грицюк В.С. Ролевая игра «Открытый урок» в курсе психологии.// Обучающие игры в системе непрерывного образования (Материалы республиканского научн.-методич. семинара. Минск, 6-7 мая 2011г.). - 180с. - с.80-82.
36. Жигун А.М. К анализу особенностей рефлексии в игровой деятельности// Игровое моделирование: Методология и практика. - Новосибирск: «Наука», 2014 - 230с.
37. Жоглина Г.Г. Развитие умений коммуник. компетенц. на основе использ-я аудентичных видеодокументов (фр.яз., яз.вуз): Дисс. канд. пед. наук: 13.00.02/ Научн. рук. Н.В. Барышников; Пятигорский гос. линг. ун-т. Защищена 19.05.2008 г. - 309с.
38. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. - М.,2014, т.1.
39. Игровое моделирование: Методология и практика. [отв. ред.:д-р
филос. н. И.С. Ладенко]. - Новосибирск, изд-во «Наука» Сибирское
отделение, 2016. -230с.
40. Исаев Е.И. теория и практика психологического образования педагога // Психолог. Журнал. - 2010. -т.21. - № 6. - с.57-65.
41. Калугина Л.М. Педагогические условия развития иноязычного общения школьников (на материале профильн. лагеря англ. языка): Автореферат...канд. пед. наук: 13.00.01/ МГЛУ. - М.:1998. - 25с.; -209с
42. Каптерев П.Ф. O детских играх и развлечениях. - Спб, 1898, с.58 (Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 4).
43. Китайгородская r.A. Методика интенсивного обучения: Уч. пособие. Для преподавателей вузов и студентов пед. инст-ов. - М.: Высш. Школа, 2012. - 141с.
44. Китайгородская r.A. Методические основы интенсивного
обучения иностранным языкам: Монография. - М.: МГУ, 1986. - 176с.
45. Клинберг Л. Проблемы теории обучения: Пер. с нем. - М., 1984. - с. 60-61.
46. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров A.IO. Педагогический словарь.
- М., 2000.
47. Колесникова O.4. Использование ролевых игр (англ. яз., неяз. вуз) 13.00.02. - М.: МГПИИЯ, 2007.
48. Коммуникативная лингвистика и коммуникативно¬
деятельностный подход: Памяти Геннадия Владимировича Колшанского/ PAH. Ин-т языкознания; Мглу; Ред. - сост. С.И. Мельник, A.A. Шахнарович.
- М., 2000. - 170с.
49. Коммуникативная ориентированность обучения: Метод.
рекомендации для преподавателей/ Мин-во общ. и проф. образования РФ МГЛУ; Oтв. Ред. К.Г. Павлова. - М., 1998. - 74с.
50. Коул М. Культурно-историческая психология: Наука будущего: (Пер. с англ.) - М.: Когито-Центр: Ин-т психологии РАИ, 1997. - 431с. - с. 156.
51. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. - М.: Педагогич-ое общество Россия, 2001. - 36с.
52. Краткий психологический словарь/Ред. - сост. Л.А. Карпенко. Под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.
53. Кругликов В.Н. Формирование познавательной деятельности в контекстном обучении: Дисс... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2006. - 210с.
54. Кучерук И.В. Технология игрового обучения// Инновационные технологии обучения: Материалы регион. научн.-практ. конф. 28-28 мая 1997. - Астрахань, изд-во Астрах. пед. гос. ун-та, 1997.
55. Лазарева В.А. Дидактические игры на уроках литературы и во внеклассной работе// Игровое моделирование: Методология и практика. - Новосибирск: «Наука», 2007. - 230с.
56. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. - 288с.
57. Леднев В.С. Содержания образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 2011. - 223с.
58. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 2009. - 45с.
59. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошк. игры, в его кн.: Избр. психол. произведения. Т.1. М., 2013.
60. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смысл, 2009. - 532с. - с. 528.
61. Луцевиц В.К., Лисович Ю.Ю. Подготовка к проведению
комплексных деловых игр./ Активные методы обучения
: Межвуз. сб. ст. - Л., ЛТА, 2013.
62. Минченков Е.Е. Практическая дидактика / Е.Е. Минченков; МГОУ. - М.: Издательство МГОУ, 2008. - 352 с..
63. Макаренко И.В. Практическое родство по использованию игр в воспитательной работе. - Ставрополь, 2013. - 230с.
64. Матюшкин А.М. Актуальные проблемы психологии в высшей школе. - М., 2007. - 160с.
65. Методика/ под ред. А.А. Леонтьева. (Заочный курс повышения квалификации филологов-руссистов). - М.: Рус.яз., 1988.- 180с.
66. Монько Л.А. Ролевая игра как средство подготовки студентов к самообразованию // Обучающие игры в системе непрерывного образования (Материалы республиканского научн. - методич. семинара. Минск, 6-7 мая 20111). - 180с.
67. Моргун В.Ф. Личность и игра: Многомерный психолого-педагогический анализ // Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя: Материалы всесоюзной научно-практической конференции / гл. ред. Кривонос И.Ф. - Полтава: Б.И., 2011. - 383с.
68. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие. - СПб: ИВЭСЭП, «Знание», 2013. - 536с.
69. Педагогический словарь в 2-х т. - М., изд-во Академии пед. наук, 2010, т.1. -450с.
70. Петриков Н.Н., Зенькова М.А. Деловая игра .// Обучающие игры в системе непрерывного образования (Материалы республиканского научн.- методич. семинара. Минск, 6-7 мая 1991). - Минск, 1991. - 180с. - с.82-86.
71. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и
проведение/ Учебник. - М., 2011. - 265с. - с.5.
72. Платонова Н.М. Педагогика высшей школы: Психология
обучения: Учебное пособие/ Санкт-Петербург. гос. ун-т. - СПб, 2015. - 143с.
73. Плеханов Г.В. Письма без адреса. Письмо третье, Соч., т.14. - М., 2015.
74. Проблемы психологии. Вып.2. - Сб. ст. - М., «Исследоват. центр проблем кач-ва подготовки специалистов», 1994. - 122с.
75. Психология, Словарь./ Сост. Л.А. Карпенко, под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд., испр. и дополн. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.
76. Психологический словарь./ Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Научн.-исследов. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед.. - М.: Педагогика, 2013. - 448с.
77. Психологический словарь./ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г.
Мещерякова. 2-е изд., пераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 2015. - 440с.
78. Роджерс К., Фрайберг Д. Свобода учиться. - М.: Смысл, 2012. - 527с. - с.401.
79. Российская Педагогическая Энциклопедия в 2-х т. - М., изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2013, т.1. - 876с. - с.256-337; т.2. - 890с. - с.220.
80. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т., т.2. - М.: Педагогика, 2009. - 328с.
81. Руссо Ж.-Ж. Пед. сочинения: В 2-х т. - М., 2011. - т.1. - с.422.
82. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2011. - 224с. - (Серия «Учебник нового века»).
83. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Уч. пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации. - М.: Народное образование, 1998. - 358с.
84. Сергейчук В.С., Сергейчук Н.Б. Деловые игры./ Активные методы обучения в системе непрерывного образования: Сб. научн. трудов// ЛИЭН; СПб, 1991. - 1878с.
85. Сманцер А.П., Жук А.И. Переемственность в использовании обучающих игр в системе непрерывного образования.// Обучающие игры в системе непрерывного образования (Материалы республиканского научно- метод. семинара. Минск, 2011. - 180с. - с.128-129.
86. Сманцер А.П., Плескацевич Н.М. Сущность обучающих игр и их место в педагогическом процессе системы непрерывного образования // Обучающие игры в системе непрерывного образования (Материалы республиканского научно- методического семинара. Минск, 6-7 мая 1991). - Минск, 2011. - 180с.
87. Смирнов Е.Н. Структура и временная организация игры // Игровое моделирование: Методология и практика. - Новосибирск: «Наука», 2007. - 230с.