Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВОЕЙ БУДУЩЕЙ СЕМЬЕ

Работа №50848

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
341
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВОЕЙ БУДУЩЕЙ
СЕМЬЕ 7
1.1. Анализ понятия «семья» в научной литературе 7
1.2. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста 12
1.3. Особенности представления о семье у детей старшего дошкольного
возраста 18
Выводы по первой главе 24
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БУДУЩЕЙ СЕМЬЕ 25
2.1 Организация исследования. Описание методик 25
2.2. Анализ результатов исследования 29
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 49


Актуальность исследования заключается в том, что в современном обществе придается большое значение семье в личностном развитии детей. В частности особенности взаимоотношений в семье закладывают основу для создания детьми семьи в будущем. Именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта. Многое усвоенного из семьи оказывает влияние на формирование представлений о будущей семье. Представления детей о будущей семье зависит от той атмосферы, которая царит в его семье. Низкий уровень знаний детей о семье обусловлено тем, что в общеобразовательных программах для дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.
Семья как социальный институт всегда представлял огромный интерес, поскольку с одной стороны, данный институт обеспечивает стабильность общества и эволюционирует вместе с ним, а с другой стороны выступает как пространство, в котором происходит личностное становление человека. Семья является достоянием общественных ценностей. Если человек относится к своей семье, как самому ценному в жизни, то можно с уверенностью говорить, что у такой семьи прочный фундамент. Если же человек рассматривают семью как нечто обыденное и отягощающее, то можно ожидать эмоциональную отверженность членов семьи или ее распад [26,с.121].
Формирование у детей представлений о будущей семье является сложным и многогранным общественным явлениям. Для детей дошкольного возраста семья является первым социальным институтом, в котором осуществляется семейное воспитание, где дети получают основы представления о семье, семейных ценностях и отношениях. Изучение семьи необходимо для того, что бы полноценно сформировать у детей дошкольного возраста представлений о семье. Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни [10,с. 111].
Современные дошкольные образовательные учреждения активно ведут работу по оказанию помощи родителям в воспитании детей, на основе взаимодействия детского сада и семьи. Но как показывает опыт, такая работа не достаточно. У детей необходимо формироваться представления о семье, как об общественном явлении. Детей нужно знакомить с семьей, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.
При формировании представление о будущей семье у детей дошкольного возраста, перед педагогами встают следующие задачи: поддерживать собственную позитивную по вопросам семейных отношений; способствовать проявлению у детей желанию совместной деятельности с родителями; научить детей с помощью педагогов и родителей способам действий по постижению опыта семьи [7,с.682].
Цель исследования: выявить особенности формирования
представлений о будущей семье у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Проанализировать особенности формирования представления о будущей семье у детей старшего дошкольного возраста;
3. Определить критерии и уровни сформированности представлений о будущей семье.
Объект исследования: дети старшего возраста.
Предмет исследования: представления о будущей семье.
Гипотеза исследования: предполагается, что формирование
представления о будущей семье зависит от:
- семейных взаимоотношений между родителями и детьми;
- самочувствия детей в семье;
- благоприятной и неблагоприятной атмосферы в семье;
- эмоционального отношения детей к членам семьи.
Методы исследования:
-теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической
литературы;
- Эмпирические: беседа; наблюдение; тестирование.
Методики исследования:
- Кинетический рисунок семьи (Р.Бернс, С.Кауфман);
- Тест «Семейные отношения» (А.Кроник, модификация Г.Я Кудриной);
- Проективная методика «Семья зверей».
Методологической основой исследования являются труды педагогов и психологов, раскрывающие проблему формирования у дошкольников представлений о будущей семье (Т.Ф. Акчурина, А.И. Антонова, Т.А. Березиной, И.В. Гребенникова, Н.В. Евдокимовой, О.И. Киндеровой, С.А. Козловой, Г. Г. Кравцова, Т.Д. Красовой, Т.И. Пуховой и другими).
Практическая значимость исследования: Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности воспитателей и психологов дошкольных образовательных учреждений для сотрудничества с родителями и детьми по формированию представлений о будущей семье.
База исследования: МБДОУ Костенеевский детский сад ЕМР РТ. В исследовании принимали участие 25 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения; двух глав; выводов по главам; заключения; списка использованной литературы; приложений. В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования у старших дошкольников представление о будущей семье. Вторая глава представляет собой эмпирическое исследование по формированию у старших дошкольников представление о будущей семье.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Семья являются самым важным социальным институтом в каждом обществе, от которого зависит настоящее и будущее не только человека, но и общества в целом. Семья является самым первым этапом в социализации человека. В современном мире институт семьи пришел к нравственному упадку. Современная семья сталкивается с множествами проблемами, которые приводят к обнищанию семейных ценностей и традиций. Все это приводит к деградации, как личности, так и общества в целом.
Дошкольный возраст является самым оптимальным возрастом для формирования представления о будущей семье. В дошкольной педагогике вопрос формирования представления о будущей семье у детей дошкольного возраста весьма актуален. В дошкольных учреждениях ведется целенаправленное воздействие на формирование данных представлений. Таким образом, дошкольные учреждения ведут общественно значимую работу для всего современного общества. Для эффективного формирования представления о будущей семье необходимо проанализировать типы семейного воспитания, особенности межличностных отношений между членами семьи и условия воспитания в семье.
Формирование отношения к семье оказывает влияние на отношение к будущей семейной жизни. Создать полноценную семью удается тем людям, которые воспитывались в условиях взаимного уважения и любви, где царили теплые отношения между родителями, при сильной привязанности детей к ним. Напротив, те дети, которые воспитываются в условиях конфликтности и унизительного отношения к детям, возможность создать полноценную семью приближаются к нулю. На основе чего можно сказать, что особенности семьи и семейных отношений, с их укладом готовит ребенка к его будущей семье. При совместных усилиях детского сада и семьи возможно сформировать у детей положительные представления о своей будущей семье.
С целью исследования особенностей формирования у детей
представления о будущей семье, было проведено эмпирическое исследование. Исследование проходило на базе МБДОУ Костенеевский детский сад ЕМР РТ. В исследовании принимали участие 25 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проходило в два этапа:
1. На первом этапе был проведен анализ выборки, его состав и состав семьи испытуемых.
2. На втором этапе была проведена диагностика особенностей формирования представления о будущей семье у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании были использованы следующие методики: Кинетический рисунок семьи (Р.Бернс, С.Кауфман); Тест «Семейные отношения» (А.Кроник, модификация Г.Я Кудриной); Проективная методика «Семья зверей».
В ходе проведенного исследования было получено, что в исследуемой группе низкие показатели сформированности представления о будущей семье у детей старшего дошкольного возраста.
Эмпирическое исследование позволило выявить особенности формирования представления о будущей семье у детей старшего дошкольного возраста. Данная работа должна быть направлена на формирование благоприятной атмосферы в семье; на принятие детьми всех членов семьи; на снятие напряженности, конфликтности и тревожность детей в семье; на принятие членов семьи самого ребенка. Связано это с тем, что взаимоотношения в семье оказывают влияние на позитивное восприятие детьми своей будущей семьи.



1. Акчурин Т.Ф. Семья, семейные ценности и вопросы воспитания: сборник научно-методических материалов. - М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 358с.
2. Антонов А.И. Лекции по демографии: Учебник для вузов. - М.. 2011. - 592с.
3. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье. - М., 2012. - 236 с.
4. Березина Т.А. Взаимодействие педагогов и родителей в приобщении дошкольников к семейным традиция // Детство. - СПб., 2008. - №1. - С. 47-55
5. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей.- М.: Просвещение, 2009. - 192 с.
6. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века. - СПб: Питер, 2008. -
389с.
7. Гранкин А. Ю. О семейном воспитании // Педагогика. 2014. №6. С. 80 - 84.
8. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М., 2015. - 204 с.
9. Гребенников И.В. Воспитание семьянина в родительском доме.- М., 2014. - 268с.
10. Данилина Т.А. Интеграция работы ДОУ с семьей // Управление ДОУ. 2012. №4. с.110-114.
11. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. - М.: Просвещении, 2009. - 268с.
12. Демидова Н.И. Теоретические основы формирования «образа семьи» у старших дошкольников. - М., 2012. - 357с.
13. Дошкольные учреждения и семья. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. - 367с.
14. Евдокимова Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.- М: Мозаика - Синтез, 2007. - 256с.
15. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2012. №4. с.100-110.
16. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. - М.: Республика, 2013.- С.133-289.
17. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гайдарики, 2015. - 364с.
18. Киндерова О.И. Пути формирования семейной принадлежности старших дошкольников в условиях реализации ФГТ // Теория и практика образования в современном мире: материалы III международной научной конференции. - СПб: Реноме, 2013.
19. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 2016. - 356с.
20. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 160 с.
21. Кондратьева О.В. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. - Тольятти, ТолВики, 2009. - 267с.
22. Кравцов Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников. - М., 2013. - 389с.
23. Красова Т.Д. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения, Выпуск № 26 - Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2012.
24. Кузина А.Ю. Формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста интереса к семейным традициям и обычаям посредством метода проектов // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации // Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) Часть 1 - Ульяновск: УлГУ, 2012.
25. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашние воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2010. - 356с.
26. Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. - Киев, 2013.
- 202 с.
27. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие - практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. Заведений. - Москва: Академия, 2016. - 241 с.
28. Лисина М.И. Психология самопознания у дошкольников. -
Кишинев, 2013. - 367с.
29. Ляпунова А.В. Исследование ролевых ожиданий в браке// Мониторинг общественного мнения № 6 (94), 2009.
30. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье. - М., 2009. - 318 с.
31. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов.
- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
32. Обухова Л. Ф. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития. - М., 2009. - 268с.
33. Оверчук Т.И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов. - СПб: Детство-Пресс, 2014. - 287с.
34. Островская Л.Ф. Характер формируется с детства //Дошкольное воспитание. - М., 2017, №5, С.76.
35. Переверзева О.П. Институциональные функции семьи //
Экономические и гуманитарные исследования регионов, Выпуск № 1 -
Ростов: ООО Научно-исследовательский центр социально-гуманитарных проблем Кавказского региона, 2012.
36. Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей //Психолог в дет. саду: ежеквартальный научно-практический журнал, Выпуск № 3, 2012.
37. Разинский Г.В. Российская семья в контексте кризиса // Вестник № 4 - Пермь - ПНИПУ, 2009.
38. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета. - 2017. - №1. - 17-26 с.
39. Репринцева Г.И. Детско-родительские отношения в современной семье // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2016. - № 2. - 15-21 с.
40. Свирская Л.И. Работа с семьей: необязательные инструкции. Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка-Пресс, 2017. - 367с.
41. Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост.: И.В.
Гребенников, Л.В. Новинников. - М.: Политиздат, 2010. - 319 с.
42. Синяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М., 2012. - 296с.
43. Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. - М., 2016. - 36с.
44. Сокольский А.Е. Основные функции молодой семьи в современных исследованиях. - М.: Среднее профессиональное образование, 2013. - 384с.
45. Старовойтова А.В. Формирование семейных ценностей у детей
старшего дошкольного возраста. - Ноябрьск: Ежеквартальный
информационно-методический журнал «Образование Ямала» № 2, 2012.
46. Фромм А. Азбука для родителей //Пер.И.Г.Константиновой.-Л.: Лениздат, 2011. - 258с.
47. Харчев А. Г. Социология семьи. Проблемы становления науки. - М., 2012. - 344с.
48. Хоменко И.А. Философско-психологические модели
взаимодействия детей и родителей: Материалы для лекций. - СПб.:
Образование, 2015. - 267с.
49. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов.
- М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2016. - 265с.
50. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия. - СПб: Питер, 2017. - 265с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ