ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста посредством игр - драматизаций 7
1.1 Проблема формирования коммуникативных умений в психолого¬
педагогической литературе 7
1.2 Особенности развития коммуникативных умений детей дошкольного
возраста 16
1.3 Игра - драматизация как вид деятельности детей дошкольного
возраста 23
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста средствами игр - драматизаций
31
2.1 Выявление констатирующего уровня развития коммуникативных
умений детей среднего дошкольного возраста 31
2.2. Повышение уровня развития коммуникативных умений у детей посредством игр - драматизаций 42
2.3 Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 50
Вывод по главе 2 57
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение
Глава 1. Теоретический аспект развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста посредством игр - драматизаций 7
1.1 Проблема формирования коммуникативных умений в психолого¬
педагогической литературе 7
1.2 Особенности развития коммуникативных умений детей дошкольного
возраста 16
1.3 Игра - драматизация как вид деятельности детей дошкольного
возраста 23
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста средствами игр - драматизаций
31
2.1 Выявление констатирующего уровня развития коммуникативных
умений детей среднего дошкольного возраста 31
2.2. Повышение уровня развития коммуникативных умений у детей посредством игр - драматизаций 42
2.3 Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 50
Вывод по главе 2 57
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение
С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной
деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность. Проблема формирования коммуникативных умений давно привлекала внимание исследователей - философов, педагогов, психологов. Они обращали внимание на проблему отношений между воспитанниками и воспитателями.
Потребность в общении выступает одной из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.
Актуальность исследования определяется также и тем, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются недостаточно разработанными. Недостаточно методик использования театрально игровой деятельности как средства развития коммуникативных умений. Таким образом, имеющиеся факты позволяют выявить противоречие между признанием необходимости формирования и развития коммуникативных умений с самого раннего возраста и недостаточной разработанностью теоретических аспектов процесса формирования данных умений и путей их реализации в педагогической практике.
В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Успешная игровая деятельность детей дошкольного возраста является необходимой для развития отдельных психических процессов и функций, а также овладения социальным опытом.
Детская игра стала поводом для размышлений многих умов мировой психологии. Так, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтев и др. обращают внимание на психологические аспекты игры и ее значение в развитии ребенка (в частности развитие отдельных психических процессов и функций, овладение социальным опытом) [15; 27].
Привлекают внимание в аспекте проблематики нашего исследования работы Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, С.Л. Новосёловой, Н. Абрамовой и др. Авторами предлагаются классификации игр и комплексный метод руководства игрой [34; 42; 2].
Цель исследования - опытно-экспериментальным путем доказать что игры - драматизации являются эффективным средством развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1) Определить проблему формирования коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе;
2) Изучить особенности развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста;
3) Рассмотреть игру - драматизация как вид деятельности детей дошкольного возраста;
4) Эмпирическим путем доказать эффективность использования игр - драматизаций в развитии коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - игра - драматизация как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного.
Гипотеза - мы полагаем, что развитие коммуникативных умений дошкольников будет более эффективным если в воспитательно - образовательный процесс систематически включать игры-драматизации.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы Т.И. Бабаевой, В.М. Быкасовой, О.Л. Зверевой, М.И. Лисиной, Т.И. Петровой, Е.О.Смирновой, Л.И. Галигузовой, и др. [9; 12; 23; 28; 16].
Исходя из поставленных задач, выделены этапы исследования:
1. Констатирующий этап (сентябрь 2017 года);
2. Формирующий этап (октябрь - март 2017 - 2018 года);
3. Контрольный этап (апрель 2018 года).
В работе использовались следующие методы:
- теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, систематизация и синтез полученной информации;
- эмпирические: тестирование, анкетирование, формирующий
эксперимент;
- методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный анализ.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный нами комплекс игр направленный на развитие коммуникативных умений средствами игр - драматизаций, может быть использован в работе воспитателей и педагогов в дошкольных образовательных учреждениях.
База исследования. Исследование проводилось в МБДОУ «Старотимошкинский детский сад «Солнышко» Аксубаевского муниципального района, РТ.
Структура ВКР. Данная работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.
деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность. Проблема формирования коммуникативных умений давно привлекала внимание исследователей - философов, педагогов, психологов. Они обращали внимание на проблему отношений между воспитанниками и воспитателями.
Потребность в общении выступает одной из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.
Актуальность исследования определяется также и тем, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются недостаточно разработанными. Недостаточно методик использования театрально игровой деятельности как средства развития коммуникативных умений. Таким образом, имеющиеся факты позволяют выявить противоречие между признанием необходимости формирования и развития коммуникативных умений с самого раннего возраста и недостаточной разработанностью теоретических аспектов процесса формирования данных умений и путей их реализации в педагогической практике.
В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Успешная игровая деятельность детей дошкольного возраста является необходимой для развития отдельных психических процессов и функций, а также овладения социальным опытом.
Детская игра стала поводом для размышлений многих умов мировой психологии. Так, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтев и др. обращают внимание на психологические аспекты игры и ее значение в развитии ребенка (в частности развитие отдельных психических процессов и функций, овладение социальным опытом) [15; 27].
Привлекают внимание в аспекте проблематики нашего исследования работы Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, С.Л. Новосёловой, Н. Абрамовой и др. Авторами предлагаются классификации игр и комплексный метод руководства игрой [34; 42; 2].
Цель исследования - опытно-экспериментальным путем доказать что игры - драматизации являются эффективным средством развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1) Определить проблему формирования коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе;
2) Изучить особенности развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста;
3) Рассмотреть игру - драматизация как вид деятельности детей дошкольного возраста;
4) Эмпирическим путем доказать эффективность использования игр - драматизаций в развитии коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - игра - драматизация как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного.
Гипотеза - мы полагаем, что развитие коммуникативных умений дошкольников будет более эффективным если в воспитательно - образовательный процесс систематически включать игры-драматизации.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы Т.И. Бабаевой, В.М. Быкасовой, О.Л. Зверевой, М.И. Лисиной, Т.И. Петровой, Е.О.Смирновой, Л.И. Галигузовой, и др. [9; 12; 23; 28; 16].
Исходя из поставленных задач, выделены этапы исследования:
1. Констатирующий этап (сентябрь 2017 года);
2. Формирующий этап (октябрь - март 2017 - 2018 года);
3. Контрольный этап (апрель 2018 года).
В работе использовались следующие методы:
- теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, систематизация и синтез полученной информации;
- эмпирические: тестирование, анкетирование, формирующий
эксперимент;
- методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный анализ.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный нами комплекс игр направленный на развитие коммуникативных умений средствами игр - драматизаций, может быть использован в работе воспитателей и педагогов в дошкольных образовательных учреждениях.
База исследования. Исследование проводилось в МБДОУ «Старотимошкинский детский сад «Солнышко» Аксубаевского муниципального района, РТ.
Структура ВКР. Данная работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Наше исследование состояло из двух глав. В первой главе мы провели обзор психолого - педагогической, методической и специальной литературы анализируя и систематизируя полученные данные мы сделали следующие выводы:
1. Коммуникативные умения являются сложными, включающими в себя простые (элементарные) умения простые (элементарные) коммуникативные умения в ходе постоянных упражнений автоматизируются и доводятся до навыка коммуникативные навыки входят в состав коммуникативных умений и конкретизируют последние своим содержанием; коммуникативные умения являются осознанными коммуникативными действиями детей, что проявляется в способности дошкольников строить общение в соответствии с задачами, адекватно коммуникативной ситуации и партнерам, анализировать и оценивать коммуникативные контакты со сверстниками и взрослыми; коммуникативные умения основаны на теоретических знаниях и практической подготовленности, которые включают в себя целенаправленную работу по созданию мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений, ознакомление детей со средствами и способами общения, практическое осуществление действий в условиях коммуникативной деятельности
2. Чтобы направить развитие коммуникативных навыков в нужное русло, воспитателям дошкольных учреждений необходимо регулярно и последовательно обучать детей навыкам оптимального общения. Формирование таких навыков - это обучение умелой, а точнее искусной речи, проще говоря - это эффективное общение как практического характера «Я прошу о чем-то, и получаю то, что хочу», так и духовного плана «Я хочу разделить горе человека, утешить его, и мне это удается». Следует отметить, что эффективное общение предполагает конкретную речевую ситуацию, например: «Надо убедить взрослого купить игрушку».
Основной подход, рекомендованный в обучении такому общению, личностно-ориентированный, стремительно завоевывающий дошкольное образовательное пространство и учитывающий специфические особенности как группы в целом, так и особенности каждого ребенка. Создание атмосферы, ориентированной на индивидуальность ребенка, обеспечивается как через использование традиционных форм и методов работы с детьми, так и нетрадиционных форм речевого взаимодействия.
3. Огромный потенциал театральной деятельности как средства развития речи в процессе речевой деятельности до сих пор не освоен педагогикой. Методики развития речи не относят игры - драматизации к эффективным, специальным, целенаправленным приёмам развития речи, хотя и не отрицают влияния театра на выразительность чтения и развитие памяти. Игры - драматизации в детском саду и в школе традиционно рассматриваются педагогами и психологами лишь как средство эстетического воспитания.
Далее нами было проведено эмпирическое исследование, где мы с помощью методик «Изучения уровня речевой коммуникации» М.А. Поваляевой и «Картинки» (Е.О.Смирнова, Е.А.Калягина), а также анкетирования родителей и воспитателей для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности у детей определили начальный уровень коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Экспериментальное изучение детей включало выявление следующих показателей: активность в общении, умение слушать и понимать речь, умение строить общение с учетом ситуации, умение вести диалог, легкость вхождения в контакт с детьми и взрослыми, ясность и последовательность выражения своих мыслей, использование речевого этикета, уровень развития коммуникативных умений, реакции на эмоциональные переживания и состояния окружающих, коммуникативные качества личности.
В результате определения уровня развития коммуникативных умений у детей на констатирующем этапе эксперимента мы установили, что у 30,7% оказался низкий уровень развития, у 46,2% детей средний уровень и у 23,1% детей высокий уровень развития.
Нами также был проведен формирующий эксперимент. Работа строилась по следующим направлениям: два раза в неделю проводились игры - драматизации с детьми направленные на формирование коммуникативных умений. При построении работы направленной на развитие коммуникативной компетентности через игры - драматизации мы также включали упражнения на развитие техники и культуры речи. В предварительной работе, перед проведением игры - драматизации мы знакомили детей с литературным произведением, выбранным для инсценировки, с его содержанием, проводили работу над этюдами, включая элементы ритмопластики.
На контрольном этапе эксперимента мы отметили, что улучшился уровень развития коммуникативных умений у большинства детей, а именно высокий уровень в процентном соотношении повысился на 19,2%, , средний уровень вырос на 7,8%, низкий уровень снизился на 23%.
Таким образом, после проведенной работы по развитию коммуникативных умений наблюдается положительная динамика в развитии общения, что подтвердило нашу гипотезу о том, что развитие коммуникативных умений дошкольников будет более эффективным если в воспитательно - образовательный процесс систематически включать игры- драматизации.
1. Коммуникативные умения являются сложными, включающими в себя простые (элементарные) умения простые (элементарные) коммуникативные умения в ходе постоянных упражнений автоматизируются и доводятся до навыка коммуникативные навыки входят в состав коммуникативных умений и конкретизируют последние своим содержанием; коммуникативные умения являются осознанными коммуникативными действиями детей, что проявляется в способности дошкольников строить общение в соответствии с задачами, адекватно коммуникативной ситуации и партнерам, анализировать и оценивать коммуникативные контакты со сверстниками и взрослыми; коммуникативные умения основаны на теоретических знаниях и практической подготовленности, которые включают в себя целенаправленную работу по созданию мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений, ознакомление детей со средствами и способами общения, практическое осуществление действий в условиях коммуникативной деятельности
2. Чтобы направить развитие коммуникативных навыков в нужное русло, воспитателям дошкольных учреждений необходимо регулярно и последовательно обучать детей навыкам оптимального общения. Формирование таких навыков - это обучение умелой, а точнее искусной речи, проще говоря - это эффективное общение как практического характера «Я прошу о чем-то, и получаю то, что хочу», так и духовного плана «Я хочу разделить горе человека, утешить его, и мне это удается». Следует отметить, что эффективное общение предполагает конкретную речевую ситуацию, например: «Надо убедить взрослого купить игрушку».
Основной подход, рекомендованный в обучении такому общению, личностно-ориентированный, стремительно завоевывающий дошкольное образовательное пространство и учитывающий специфические особенности как группы в целом, так и особенности каждого ребенка. Создание атмосферы, ориентированной на индивидуальность ребенка, обеспечивается как через использование традиционных форм и методов работы с детьми, так и нетрадиционных форм речевого взаимодействия.
3. Огромный потенциал театральной деятельности как средства развития речи в процессе речевой деятельности до сих пор не освоен педагогикой. Методики развития речи не относят игры - драматизации к эффективным, специальным, целенаправленным приёмам развития речи, хотя и не отрицают влияния театра на выразительность чтения и развитие памяти. Игры - драматизации в детском саду и в школе традиционно рассматриваются педагогами и психологами лишь как средство эстетического воспитания.
Далее нами было проведено эмпирическое исследование, где мы с помощью методик «Изучения уровня речевой коммуникации» М.А. Поваляевой и «Картинки» (Е.О.Смирнова, Е.А.Калягина), а также анкетирования родителей и воспитателей для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности у детей определили начальный уровень коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Экспериментальное изучение детей включало выявление следующих показателей: активность в общении, умение слушать и понимать речь, умение строить общение с учетом ситуации, умение вести диалог, легкость вхождения в контакт с детьми и взрослыми, ясность и последовательность выражения своих мыслей, использование речевого этикета, уровень развития коммуникативных умений, реакции на эмоциональные переживания и состояния окружающих, коммуникативные качества личности.
В результате определения уровня развития коммуникативных умений у детей на констатирующем этапе эксперимента мы установили, что у 30,7% оказался низкий уровень развития, у 46,2% детей средний уровень и у 23,1% детей высокий уровень развития.
Нами также был проведен формирующий эксперимент. Работа строилась по следующим направлениям: два раза в неделю проводились игры - драматизации с детьми направленные на формирование коммуникативных умений. При построении работы направленной на развитие коммуникативной компетентности через игры - драматизации мы также включали упражнения на развитие техники и культуры речи. В предварительной работе, перед проведением игры - драматизации мы знакомили детей с литературным произведением, выбранным для инсценировки, с его содержанием, проводили работу над этюдами, включая элементы ритмопластики.
На контрольном этапе эксперимента мы отметили, что улучшился уровень развития коммуникативных умений у большинства детей, а именно высокий уровень в процентном соотношении повысился на 19,2%, , средний уровень вырос на 7,8%, низкий уровень снизился на 23%.
Таким образом, после проведенной работы по развитию коммуникативных умений наблюдается положительная динамика в развитии общения, что подтвердило нашу гипотезу о том, что развитие коммуникативных умений дошкольников будет более эффективным если в воспитательно - образовательный процесс систематически включать игры- драматизации.
Подобные работы
- Игра-драматизация как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Игра-драматизация как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Развитие коммуникативных характеристик и лидерских качеств дошкольников через театрализованные сказки
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



