Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме развития патриотизма у учащихся на уроках истории.
1.1 Психолого-педагогический анализ понятия “патриотизм” в
научной литературе 6
1.2 Содержание гражданско-патриотического воспитания в
образовании 15
1.3 Специфика развития нравственной сферы личности у учащихся
подросткового и юношеского возраста 22
Глава 2. Эмпирическое исследование развития патриотизма у учащихся среднего и старшего звена 25
2.1 Организация эмпирического исследования по развитию
патриотизма у учащихся среднего и старшего
звена 25
2.2 Психолого-педагогический анализ сформированности чувства
патриотизма у учащихся школ среднего и старшего звена 27
2.3 Методы развития патриотизма на уроках истории 34
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения 43
Актуальность. На сегодняшний день российское общество переживает не самые лучшие времена. Перед ним стоит ряд значимых внутренних проблем, серьезно оказывающих негативное влияние на его жизнеспособность. В условиях того, что российский народ многонационален и вытекающее отсюда культурное многообразие, делает одной из самых приоритетных задач, стоящих перед государством — создание единого социокультурного пространства на всем культурном пространстве страны.
Пришедшая на смену “советскому человеку” российская гражданственность есть и должна быть тем связывающим компонентом между различными этносами, который формирует их в один организм. Таким образом, создается своеобразная база, для страны, как внутренне идеологическая, так и государственно образующая. Необходимость этого действия становится еще более явным, если обратить внимание на сами эти этносы. Проживая в одном государстве, на одной территории, они по своей культуре очень разнообразные, имеют разную конфессионную
принадлежность, национальную культуру, менталитет, взгляды на мироустройство, быт и т. д. Таким народам сложно существовать в рамках одного государства. Из-за этого проблема становится еще острее и может оказывать негативные эффекты на его функционирование, вплоть до существования. Российская идентичность должна нивелировать культурные противоречия, конфликты между этносами. Она должна стать приоритетней национальной или религиозной принадлежности. В этом случае нельзя отбрасывать от внимания такую сферу деятельности государства, как образование. Именно школа должна стать тем инструментом, с помощью которого должна реализовываться в действительность российская гражданственность, прививаться и укрепляться в сознании общества новые ценности. Следует акцентировать внимание на том, что проводимая правительством политика в сфере образования влияет не только на
образовательные учреждения, их функционирование, учебную деятельность и ее реализацию, но и на весь социум в целом. Общество никогда не упускало из своего поля зрения образование и всегда остро реагировало на происходящие изменения в школе. Достаточно вспомнить многочисленные дискуссии по поводу ЕГЭ, которые идут до сих пор. Как следствие включение формирование российской гражданственности в
общеобразовательный процесс в школе возымеет действие не только на приходящее, на смену поколение, но и спроектируется на общество в целом.
Объектом исследования являются учащиеся школ из среднего и старшего звена.
Предметом исследования являются методы развития патриотизма на уроках истории.
Целью исследования является изучение методов и приемов развития чувства патриотизма на уроках истории.
В соответствии с самим объектом, целью, и предметом, были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме развития чувства “патриотизма” на уроках истории у учащихся среднего и старшего звена;
2. Дать характеристику содержания гражданско-патриотического воспитания в образовании;
3. Провести эмпирическое исследование по сформированности чувства “патриотизма” у учащихся 7 и 10 классов;
4. Провести сравнительный анализ, дать качественную и количественную интерпретацию полученных результатов исследования;
5. Проанализировать методы развития патриотизма у учащихся на уроках истории;
6. Разработать урок по истории для учащихся 7 и 10 классов с использованием методов развития патриотизма.
Методы исследования: теоретический анализ литературы,
посвященной основам развития патриотизма на уроках истории; эмпирическое исследование сформированности патриотизма на уроках истории при помощи наблюдения, беседы с учителями истории и учащимися и проведение анкеты, констатирующий и формирующий эксперимент.
Научная новизна работы состоит в следующем:
1. Раскрыта специфика патриотического воспитания школьников в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин на примере истории;
2. Выявлены типичные трудности в патриотическом воспитании старшеклассников в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин на примере истории.
Практическая значимость работы в том, что ее результаты помогут более полно и разносторонне представить суть патриотического воспитания на уроках истории и послужить определенным стимулом для последующей исследовательской работы тем лицам, которые будут интересоваться данной темой более детально.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачей исследования, состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.
У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить. К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, “на нет”. Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной базовой идеологии.
Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагог мог бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности. Если учитель в повседневной работе начнет регулярно обращаться к материалам сборника, то их использование позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом “патриот”. По мере взросления у школьников начинает формироваться так называемый “родничок героизма”, требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.
Полученные результаты в ходе анкетирования позволяют увидеть как изменяются патриотические настроение учащихся в 7 классе и в 10 классе. Значимым результатом анкетирования является тот факт, что в ходе образовательного процесса учащиеся начинают все больше считать себя патриотами, им постепенно прививается чувство патриотизма. Это в частности и доказывается в пятом вопросе анкеты. Следует еще отметить понимание сути патриотизма учащихся с переходом их в старшие классы. В целом анкетирование прошло успешно.
1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова - М.: Айрис-пресс, 2002. - С. 223.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович — СПб.: Питер, 2008. — С. 398.
3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории / Н.И. Болдырев - М.: Педагогика, 1979. - С. 224.
4. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами
образования / Т.С. Буторина - СПб.: КАРО, 2004. - С. 224.
5. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан. Педагогика: научно-теоретический журнал / З.Т. Гасанов, 2005. - № 6 . - С. 59-63.
6. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли / В.Е.
Дружинин - М.: ТЦ Сфера, 2003. - C. 96.
7. Ефремова Г.Е. Патриотическое воспитание школьников.
Воспитание школьников / Г.Е. Ефремова, - 2005. - № 8. -17 с.
8. Карпенко А.А. Краткий психологический словарь / А.А. Карпенко. - М.: Наука, 2013. - С. 380.
9. Клюева Н.В. Педагогическая психология / Н.В. Клюева- М.: Владос-Пресс, 2003. - С. 209.
10. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма / В. А. Кобылянский. - М.: 1998. - № 5. - С. 52.
11. Козакова И.С. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И.С. Козакова - М.: Обруч, - 2003. - № 6. - С. 8-12.
12. Кон И.С. психология ранней юности: Кн.для учителя / И.С. Кон - М.: Просвещение, 1989.- С. 255.
13. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь / В.Г. Крысько - М.: МПСИ, 1999. - С. 343.
14. Лебедева О.В. Патриотическое воспитание -
верноподданническое или гражданское. Педагогика / О. В. Лебедева - 2003. - № 9. - С. 77-83.
15. Лутовинов В.И. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания /В.И Лутовинов. - М. : Сфетофон, 2014. - С 256.
16. Магомедов А.М. Сущность и содержание гражданско- патриотического воспитания. Народное образование. Педагогика / А.М. Магомедов, 2003
17. Мазыкина Н.В. Методические рекомендации по
совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. Воспитание школьников / Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов - 2003. - № 5. - С. 12-13.
18. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2016 - C. 583.
19. Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие / В.В. Никандров - СПб.: “Речь”, 2003. - С. 480.
20. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров - М.: Гелиос АРВ, 2000 - С. 227.
21. Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики / Н.П. Овчинникова - М.: Педагогика. - 2007. - № 1. - С. 93-100.
22. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. N 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы"
23. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"
24. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования"
25. Слепухина Г.В. Нравственное развитие старшеклассников в социально-педагогическом процессе / Г.В. Слепухина - М.: МПСИ, 2006. -
С. 188.
26. Соловьев B.C. Сочинение в 2-х т. Т.1. / B.C. Соловьев - М.: 1988.
- С. 687.
27. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко - М.: Институт психологии РАН, “Академический проект”, 1999. - C. 360.
28. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2009 года № 549 “О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России”.
29. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года.
30. Харламов И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах / И.Ф. Харламов.
- М.: Гардарики, 2012. - С. 519.