ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ К ДЕТЯМ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ К ДЕТЯМ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 7
1.1. Понятие детско-родительских отношений в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Взаимоотношения детей и родителей в полных и неполных семьях 17
1.3. Психологические особенности личности детей из неполных семей 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 29
2.1. Характеристика выборки, методы и методика исследования 29
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 32
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ К ДЕТЯМ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 7
1.1. Понятие детско-родительских отношений в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Взаимоотношения детей и родителей в полных и неполных семьях 17
1.3. Психологические особенности личности детей из неполных семей 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 29
2.1. Характеристика выборки, методы и методика исследования 29
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 32
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ
Семья является сложным образованием. Семья формирует эмоциональные и интеллектуальные основы личности, дает ребёнку первые представления о
жизни в обществе, о добре и зле, вводит в мир ценностей, которые признаются и реализуются данной семьей в её повседневной жизни. В конечном итоге, в семье формируются основные моральные представления и нравственные принципы. Каждая отдельная семья представляет собой определенную систему социальных отношений, качество которых и обуславливает ту или иную социальную ситуацию развития ребёнка в семье.
Семья, как социальный институт, характеризуется совокупностью норм, образцов поведения, санкций и в то же время является объектом семейной и демографической политики. В семье происходит регламентация отношений между супругами, родителями, детьми и родственниками. С точки зрения взаимоотношений ее членов семья рассматривается как малая группа, связанная взаимной моральной ответственностью и психологической поддержкой. Нарушения внутрисемейных отношений являются неблагоприятным фактором семейной социализации, способствует ослаблению воспитательного потенциала семьи и, как следствие, возникновению рисков социального развития.
Одной из кризисных социальных ситуаций развития является и неполная семья, в первую очередь, в силу преобладания отрицательных результирующих воздействий на социальное и личностное развитие ребенка.
Традиционно неполной признается семья, в которой в наличии только один из родителей (либо мать, либо отец), то есть постоянные семейные функции и обязанности выполняет проживающий с детьми родитель, хотя зачастую не живущий в семье родитель осуществляет какое-либо участие в жизни семьи. В настоящее время наблюдается значительный рост количества разводов, в результате чего увеличивается количество детей, воспитывающихся в неполных семьях, социализирующая функция которых, как правило, не реализуется в полном объеме по ряду причин социально -экономического и психологического характера. Поэтому для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой - родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских отношений в семье.
Отношения в семье можно представить в виде формулы: система семейных отношений = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети). Мы рассмотрим отношения родителей к детям. От родительского отношения к ребенку в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка. Родительское отношение имеет огромное значение в становлении личности ребенка.
Объект исследования - родительские отношения к детям дошкольного возраста.
Предмет исследования - характер родительских отношений к детям дошкольного возраста в полных и неполных семьях.
Цель исследования: выявление особенностей родительских отношений к детям дошкольного возраста в полных и неполных семьях.
Гипотеза исследования: родительское отношение к детям в неполных семьях отличается от родительского отношения в полных семьях тем, что оно характеризуется большей степенью психологического дистанцирования и эмоционального неприятия ребенка.
Задачи исследования:
1) Проследить динамику развития понятия родительских и детско- родительских отношений, представленного в психолого-педагогической
литературе.
2) Провести теоретический анализ особенностей взаимоотношений детей и родителей в полных и неполных семьях.
3) Описать психологические особенности детей из неполных семей.
4) Эмпирически исследовать родительские отношения к детям в полных и неполных семьях.
5) выявить различия в родительских отношениях к детям в полных и неполных семьях.
Для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы в работе мы использовали такие методы:
1) теоретические: анализ, синтез,
2) эмпирические: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование.
Методики исследования:
1) Опросник АСВ (В. Юстицкис и Э. Г. Эйдемиллер).
2) Тест-опросник родительского отношения ОРО (А.Я. Варга, В. В. Столин).
3) Тест «PARI» (Е. С. Шефер и Р. К. Белл).
Методологической основой исследования являются теоретико - методологические положения исследователей в области семейного воспитания: Е.В. Буренкова [5], Дугарова Э. Л. [17], Лидерс А. Г., Катаев А. В. [33], Г.Н. Махаддинова [36], Р. В. Овчарова, Н. Б. Баламбаева [40]. Также проанализированы работы исследователей, изучающих неполные семьи и проблемы детско-родительских отношений в неполной семье: Н. Башкировой [3], И.Ф. Дементьевой [12], Дерменжи С.В. [13], М.Ю. Казарян, А.И. Сайфугалиевой [24], Т. В. Корнеевой [27], И. Корчагиной [28], З. Матейчик [35], Я. Г. Николаевой [39], К.Е. Пикхарт [43] и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе педагогической работы по оптимизации детско-родительских отношений в дошкольных образовательных организациях.
База исследования: ДОУ «Детский сад № 18 «Ласточка» г. Елабуги.
Апробация результатов исследования: работа прошла апробацию на VII Международной научно-практической конференции «Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего» 6 марта 2018 года в г. Кемерово.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.
жизни в обществе, о добре и зле, вводит в мир ценностей, которые признаются и реализуются данной семьей в её повседневной жизни. В конечном итоге, в семье формируются основные моральные представления и нравственные принципы. Каждая отдельная семья представляет собой определенную систему социальных отношений, качество которых и обуславливает ту или иную социальную ситуацию развития ребёнка в семье.
Семья, как социальный институт, характеризуется совокупностью норм, образцов поведения, санкций и в то же время является объектом семейной и демографической политики. В семье происходит регламентация отношений между супругами, родителями, детьми и родственниками. С точки зрения взаимоотношений ее членов семья рассматривается как малая группа, связанная взаимной моральной ответственностью и психологической поддержкой. Нарушения внутрисемейных отношений являются неблагоприятным фактором семейной социализации, способствует ослаблению воспитательного потенциала семьи и, как следствие, возникновению рисков социального развития.
Одной из кризисных социальных ситуаций развития является и неполная семья, в первую очередь, в силу преобладания отрицательных результирующих воздействий на социальное и личностное развитие ребенка.
Традиционно неполной признается семья, в которой в наличии только один из родителей (либо мать, либо отец), то есть постоянные семейные функции и обязанности выполняет проживающий с детьми родитель, хотя зачастую не живущий в семье родитель осуществляет какое-либо участие в жизни семьи. В настоящее время наблюдается значительный рост количества разводов, в результате чего увеличивается количество детей, воспитывающихся в неполных семьях, социализирующая функция которых, как правило, не реализуется в полном объеме по ряду причин социально -экономического и психологического характера. Поэтому для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой - родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских отношений в семье.
Отношения в семье можно представить в виде формулы: система семейных отношений = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети). Мы рассмотрим отношения родителей к детям. От родительского отношения к ребенку в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка. Родительское отношение имеет огромное значение в становлении личности ребенка.
Объект исследования - родительские отношения к детям дошкольного возраста.
Предмет исследования - характер родительских отношений к детям дошкольного возраста в полных и неполных семьях.
Цель исследования: выявление особенностей родительских отношений к детям дошкольного возраста в полных и неполных семьях.
Гипотеза исследования: родительское отношение к детям в неполных семьях отличается от родительского отношения в полных семьях тем, что оно характеризуется большей степенью психологического дистанцирования и эмоционального неприятия ребенка.
Задачи исследования:
1) Проследить динамику развития понятия родительских и детско- родительских отношений, представленного в психолого-педагогической
литературе.
2) Провести теоретический анализ особенностей взаимоотношений детей и родителей в полных и неполных семьях.
3) Описать психологические особенности детей из неполных семей.
4) Эмпирически исследовать родительские отношения к детям в полных и неполных семьях.
5) выявить различия в родительских отношениях к детям в полных и неполных семьях.
Для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы в работе мы использовали такие методы:
1) теоретические: анализ, синтез,
2) эмпирические: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование.
Методики исследования:
1) Опросник АСВ (В. Юстицкис и Э. Г. Эйдемиллер).
2) Тест-опросник родительского отношения ОРО (А.Я. Варга, В. В. Столин).
3) Тест «PARI» (Е. С. Шефер и Р. К. Белл).
Методологической основой исследования являются теоретико - методологические положения исследователей в области семейного воспитания: Е.В. Буренкова [5], Дугарова Э. Л. [17], Лидерс А. Г., Катаев А. В. [33], Г.Н. Махаддинова [36], Р. В. Овчарова, Н. Б. Баламбаева [40]. Также проанализированы работы исследователей, изучающих неполные семьи и проблемы детско-родительских отношений в неполной семье: Н. Башкировой [3], И.Ф. Дементьевой [12], Дерменжи С.В. [13], М.Ю. Казарян, А.И. Сайфугалиевой [24], Т. В. Корнеевой [27], И. Корчагиной [28], З. Матейчик [35], Я. Г. Николаевой [39], К.Е. Пикхарт [43] и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе педагогической работы по оптимизации детско-родительских отношений в дошкольных образовательных организациях.
База исследования: ДОУ «Детский сад № 18 «Ласточка» г. Елабуги.
Апробация результатов исследования: работа прошла апробацию на VII Международной научно-практической конференции «Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего» 6 марта 2018 года в г. Кемерово.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.
Стиль семейного воспитания - это установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще. Многочисленные исследования влияния различных стилей воспитания на развитие личности детей и формирование детско-родительских отношений показывают, что наиболее благоприятное воздействие на воспитательный процесс оказывает демократический и авторитетный стиль взаимодействия, в то время как остальные стили приводят к нарушениям личностного развития и дисгармонии межличностных отношений родителей и детей.
Объектом исследования в данной работе стала неполная семья - семья, в которой из-за развода или смерти отсутствует один из супругов. Качество воспитания ребенка в неполной семье зависит не от самого состава семьи, а от отношения окружающих, и, прежде всего, матери к своему безбрачию. В таких семьях, как правило, родительские позиции неадекватны, утрачивают качество гибкости, становятся неизменчивыми и непрогностичными.
Развод родителей — серьезный фактор, влияющий на развитие детских неврозов. Обращает на себя внимание большая возбудимость и конфликтность детей из неполных семей, расторможенность и неустойчивость настроения, стремление выделиться, беспричинное упрямство и негативизм, несамостоятельность и пассивность в поведении. Во всех случаях эти дети требуют особого внимания, так как при реальной и мнимой неудаче в общении становятся еще более нервными и негативными к помощи извне.
Для решения задач эмпирической части исследовательской работы в качестве психодиагностических методик мы использовали Опросник АСВ (В.
Юстицкис и Э. Г. Эйдемиллер), направленный на выявление типов воспитания, тест-опросник родительского отношения ОРО (А.Я. Варга, В. В. Столин), цель которого выявление отношения родителей к детям и тест «PARI» - «Родительско-детские отношения» предназначен для изучения отношения родителей (особенно матерей) к разным сторонам семейной жизни.
Пришли к выводу, что родители в обоих типах семей в равной степени проявляют такие типы воспитания, как гиперопека, гипоопека, чрезмерные санкции, требования запреты и т.д.
Выяснили, что у родителей, находящихся в браке, чаще наблюдается выраженное положительное отношение к ребенку; проявление искреннего интереса к тому, что его интересует, они высоко оценивают его способности; не устанавливают психологической дистанции между собой и ребенком; им более свойственная авторитарность в воспитании ребенка, нежели родителям из неполных семей. Родители из полных семей неудачи ребенка считают случайными и верят в него больше, нежели родители из неполных семей.
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком более свойственна родителям из неполных семей, чем родителям из полных семей; у родителей же из полных семей наоборот более выражена излишняя концентрация на ребенке, нежели у родителей из неполных семей.
Данные выводы позволяют нам сделать заключение о том, что наша гипотеза, выдвинутая в начале исследования, частично нашла свое подтверждение.
Объектом исследования в данной работе стала неполная семья - семья, в которой из-за развода или смерти отсутствует один из супругов. Качество воспитания ребенка в неполной семье зависит не от самого состава семьи, а от отношения окружающих, и, прежде всего, матери к своему безбрачию. В таких семьях, как правило, родительские позиции неадекватны, утрачивают качество гибкости, становятся неизменчивыми и непрогностичными.
Развод родителей — серьезный фактор, влияющий на развитие детских неврозов. Обращает на себя внимание большая возбудимость и конфликтность детей из неполных семей, расторможенность и неустойчивость настроения, стремление выделиться, беспричинное упрямство и негативизм, несамостоятельность и пассивность в поведении. Во всех случаях эти дети требуют особого внимания, так как при реальной и мнимой неудаче в общении становятся еще более нервными и негативными к помощи извне.
Для решения задач эмпирической части исследовательской работы в качестве психодиагностических методик мы использовали Опросник АСВ (В.
Юстицкис и Э. Г. Эйдемиллер), направленный на выявление типов воспитания, тест-опросник родительского отношения ОРО (А.Я. Варга, В. В. Столин), цель которого выявление отношения родителей к детям и тест «PARI» - «Родительско-детские отношения» предназначен для изучения отношения родителей (особенно матерей) к разным сторонам семейной жизни.
Пришли к выводу, что родители в обоих типах семей в равной степени проявляют такие типы воспитания, как гиперопека, гипоопека, чрезмерные санкции, требования запреты и т.д.
Выяснили, что у родителей, находящихся в браке, чаще наблюдается выраженное положительное отношение к ребенку; проявление искреннего интереса к тому, что его интересует, они высоко оценивают его способности; не устанавливают психологической дистанции между собой и ребенком; им более свойственная авторитарность в воспитании ребенка, нежели родителям из неполных семей. Родители из полных семей неудачи ребенка считают случайными и верят в него больше, нежели родители из неполных семей.
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком более свойственна родителям из неполных семей, чем родителям из полных семей; у родителей же из полных семей наоборот более выражена излишняя концентрация на ребенке, нежели у родителей из неполных семей.
Данные выводы позволяют нам сделать заключение о том, что наша гипотеза, выдвинутая в начале исследования, частично нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ
ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - Коммуникативные способности детей в контексте детско- родительских отношений в полных и неполных семьях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021 - ОЦЕНКА СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности эмоциональной сферы детей из полных и неполных семей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ПОДРОСТКАМИ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2019



