Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ К ДЕТЯМ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Работа №50823

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
462
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ К ДЕТЯМ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 7
1.1. Понятие детско-родительских отношений в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Взаимоотношения детей и родителей в полных и неполных семьях 17
1.3. Психологические особенности личности детей из неполных семей 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 29
2.1. Характеристика выборки, методы и методика исследования 29
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 32
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ


Семья является сложным образованием. Семья формирует эмоциональные и интеллектуальные основы личности, дает ребёнку первые представления о
жизни в обществе, о добре и зле, вводит в мир ценностей, которые признаются и реализуются данной семьей в её повседневной жизни. В конечном итоге, в семье формируются основные моральные представления и нравственные принципы. Каждая отдельная семья представляет собой определенную систему социальных отношений, качество которых и обуславливает ту или иную социальную ситуацию развития ребёнка в семье.
Семья, как социальный институт, характеризуется совокупностью норм, образцов поведения, санкций и в то же время является объектом семейной и демографической политики. В семье происходит регламентация отношений между супругами, родителями, детьми и родственниками. С точки зрения взаимоотношений ее членов семья рассматривается как малая группа, связанная взаимной моральной ответственностью и психологической поддержкой. Нарушения внутрисемейных отношений являются неблагоприятным фактором семейной социализации, способствует ослаблению воспитательного потенциала семьи и, как следствие, возникновению рисков социального развития.
Одной из кризисных социальных ситуаций развития является и неполная семья, в первую очередь, в силу преобладания отрицательных результирующих воздействий на социальное и личностное развитие ребенка.
Традиционно неполной признается семья, в которой в наличии только один из родителей (либо мать, либо отец), то есть постоянные семейные функции и обязанности выполняет проживающий с детьми родитель, хотя зачастую не живущий в семье родитель осуществляет какое-либо участие в жизни семьи. В настоящее время наблюдается значительный рост количества разводов, в результате чего увеличивается количество детей, воспитывающихся в неполных семьях, социализирующая функция которых, как правило, не реализуется в полном объеме по ряду причин социально -экономического и психологического характера. Поэтому для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой - родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских отношений в семье.
Отношения в семье можно представить в виде формулы: система семейных отношений = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети). Мы рассмотрим отношения родителей к детям. От родительского отношения к ребенку в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка. Родительское отношение имеет огромное значение в становлении личности ребенка.
Объект исследования - родительские отношения к детям дошкольного возраста.
Предмет исследования - характер родительских отношений к детям дошкольного возраста в полных и неполных семьях.
Цель исследования: выявление особенностей родительских отношений к детям дошкольного возраста в полных и неполных семьях.
Гипотеза исследования: родительское отношение к детям в неполных семьях отличается от родительского отношения в полных семьях тем, что оно характеризуется большей степенью психологического дистанцирования и эмоционального неприятия ребенка.
Задачи исследования:
1) Проследить динамику развития понятия родительских и детско- родительских отношений, представленного в психолого-педагогической
литературе.
2) Провести теоретический анализ особенностей взаимоотношений детей и родителей в полных и неполных семьях.
3) Описать психологические особенности детей из неполных семей.
4) Эмпирически исследовать родительские отношения к детям в полных и неполных семьях.
5) выявить различия в родительских отношениях к детям в полных и неполных семьях.
Для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы в работе мы использовали такие методы:
1) теоретические: анализ, синтез,
2) эмпирические: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование.
Методики исследования:
1) Опросник АСВ (В. Юстицкис и Э. Г. Эйдемиллер).
2) Тест-опросник родительского отношения ОРО (А.Я. Варга, В. В. Столин).
3) Тест «PARI» (Е. С. Шефер и Р. К. Белл).
Методологической основой исследования являются теоретико - методологические положения исследователей в области семейного воспитания: Е.В. Буренкова [5], Дугарова Э. Л. [17], Лидерс А. Г., Катаев А. В. [33], Г.Н. Махаддинова [36], Р. В. Овчарова, Н. Б. Баламбаева [40]. Также проанализированы работы исследователей, изучающих неполные семьи и проблемы детско-родительских отношений в неполной семье: Н. Башкировой [3], И.Ф. Дементьевой [12], Дерменжи С.В. [13], М.Ю. Казарян, А.И. Сайфугалиевой [24], Т. В. Корнеевой [27], И. Корчагиной [28], З. Матейчик [35], Я. Г. Николаевой [39], К.Е. Пикхарт [43] и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе педагогической работы по оптимизации детско-родительских отношений в дошкольных образовательных организациях.
База исследования: ДОУ «Детский сад № 18 «Ласточка» г. Елабуги.
Апробация результатов исследования: работа прошла апробацию на VII Международной научно-практической конференции «Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего» 6 марта 2018 года в г. Кемерово.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Стиль семейного воспитания - это установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще. Многочисленные исследования влияния различных стилей воспитания на развитие личности детей и формирование детско-родительских отношений показывают, что наиболее благоприятное воздействие на воспитательный процесс оказывает демократический и авторитетный стиль взаимодействия, в то время как остальные стили приводят к нарушениям личностного развития и дисгармонии межличностных отношений родителей и детей.
Объектом исследования в данной работе стала неполная семья - семья, в которой из-за развода или смерти отсутствует один из супругов. Качество воспитания ребенка в неполной семье зависит не от самого состава семьи, а от отношения окружающих, и, прежде всего, матери к своему безбрачию. В таких семьях, как правило, родительские позиции неадекватны, утрачивают качество гибкости, становятся неизменчивыми и непрогностичными.
Развод родителей — серьезный фактор, влияющий на развитие детских неврозов. Обращает на себя внимание большая возбудимость и конфликтность детей из неполных семей, расторможенность и неустойчивость настроения, стремление выделиться, беспричинное упрямство и негативизм, несамостоятельность и пассивность в поведении. Во всех случаях эти дети требуют особого внимания, так как при реальной и мнимой неудаче в общении становятся еще более нервными и негативными к помощи извне.
Для решения задач эмпирической части исследовательской работы в качестве психодиагностических методик мы использовали Опросник АСВ (В.
Юстицкис и Э. Г. Эйдемиллер), направленный на выявление типов воспитания, тест-опросник родительского отношения ОРО (А.Я. Варга, В. В. Столин), цель которого выявление отношения родителей к детям и тест «PARI» - «Родительско-детские отношения» предназначен для изучения отношения родителей (особенно матерей) к разным сторонам семейной жизни.
Пришли к выводу, что родители в обоих типах семей в равной степени проявляют такие типы воспитания, как гиперопека, гипоопека, чрезмерные санкции, требования запреты и т.д.
Выяснили, что у родителей, находящихся в браке, чаще наблюдается выраженное положительное отношение к ребенку; проявление искреннего интереса к тому, что его интересует, они высоко оценивают его способности; не устанавливают психологической дистанции между собой и ребенком; им более свойственная авторитарность в воспитании ребенка, нежели родителям из неполных семей. Родители из полных семей неудачи ребенка считают случайными и верят в него больше, нежели родители из неполных семей.
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком более свойственна родителям из неполных семей, чем родителям из полных семей; у родителей же из полных семей наоборот более выражена излишняя концентрация на ребенке, нежели у родителей из неполных семей.
Данные выводы позволяют нам сделать заключение о том, что наша гипотеза, выдвинутая в начале исследования, частично нашла свое подтверждение.



1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов, Ростов н/Д, изд-во «Феникс», 1998. —448 с.
2. Американцев Ж. Влияние семьи на становление личности // Семейная психология и семейная терапия. - 201. - № 2. - С. 11-19.
3. Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек.: Дис. Канд. псих. наук. - Ставрополь, 2000. - 22 с.
4. Борденко Ю.А. Неполная семья - что это? // Народное образование.
- 2012. - № 3. - С. 17-25.
5. Буренкова Е. В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого: автореф. дис. ... канд. психол. наук; Пенз. гос. ун-т им. В. Г. Белинского. - Самара, 2000. - 22 с.
6. Бэш Ф. Здоровье и воспитание подростка.- М.: Мартин, 2012. - 590 с.
7. Вершинин В. Малообеспеченная семья: тайны семейной дидактики // Нар. образование. - 2002. - № 6. - С. 170-174.
8. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье: Советы психотерапевта.
- СПб.: КАРО, 2006. - 259 с.
9. Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д, Педагогика и психология, М.: Гардарики, 2003 - 480 с.
10. Гурко Т.А. Развитие личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. - 2011. -№ 10. - C. 107.
11. Дейниченко Л. Б. Динамика представлений супругов о детско- родительских отношениях в зависимости от этапа семейного развития// Семейная психология и семейная терапия. - 2005. - № 2. - С. 71-89.
12. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социол. исслед. - 2001. - № 11. - С. 108-113.
13. Дерменжи С.В. Системный анализ проблемы одинокого материнства и детско-родительских отношений матери с ребенком// Психотерапия. - 2009. - № 10: Специальный выпуск. - С.39-44.
14. Дружинин В.Н. Психология семьи.- СПб.: Питер 2006 - 176с
15. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000. - 291 с.
16. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология, СПб: Питер.- 2000. - 320 с.
17. Дугарова Э. Л. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип личности младшего школьника: автореф. дис. ... канд. психол. наук; Иркут. гос. пед. ин-т. - Иркутск, 1995. - 20 с.
18. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка в воспитании дошкольника. - М: Сфера, 2005. - 96 с.
19. Здравомыслова О.М. Арутюнян М.Ю. Российская семья на европейском фоне / Институт социально-экономических проблем М.: РАН. - 1998.- 9п.л
20. Зуев К. Б. Воспитательные тактики матери и их связь с психологическими характеристиками подростков в полных и неполных семьях // Семейная психология и семейная терапия. - 2012. - № 2. - С. 11-19.
21. Иванченко В. А. Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам исследований российских и зарубежных авторов) // Психол. наука и образование psyedu. ru. - 2011. - Т. 2011, № 3. - С. 3-9.
22. Иванченко В. А. Профилактика девиантного поведения подростков в условиях воспитания в неполной семье // Психолого-социал. технологии: теория и практика. - 2010. - №. 3. - С. 15-21.
23. Карл Роджерс. О становлении личности, PSYLIB, 2004 - 314с.
24. Казарян М.Ю. Вопросы эмоционального состояния детей в неполных семьях // Тез. второй всерос. науч. конф. «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005г.). - М., 2005. - 184 с.
25. Карабанова О.А. Психология семейных отношений/ О.А. Карабанова. - Самара, 2001. - 293 с.
26. Киян И. Г. Самооценка детей 8-10 лет и тип семейного воспитания // Шк. здоровья. - 2001. - № 4. - C. 31-38.
27. Корнеева Т. В. Психологические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье// Ребенок в детском саду. - 2007. - № 3. - С. 3-8.
28. Корчагина И. Как воспитать ребенка без мужа - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 191 с.
29. Костицына Е. А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям [Электронный ресурс] // Пед. наука и образование. - 2001. - № 2. - С. 59-65.
30. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов.- СПб.: Питер.- 2009.- 283 с.
31. Кучмаева О.В. О современной семье и ее воспитательном потенциале // Социологические исследования. - 2010. - № 7. - C. 51.
32. Лидерс А. Г. Образ стиля семейного воспитания в диаде родитель - ребенок // Семейная психология и семейная терапия. - 2011. - № 4. - С.113¬130.
33. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Изд. 2-е доп. и перераб. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.
34. Лукьяненко С. А. Влияние стиля межличностного взаимодействия родителей и стиля семейного воспитания на развитие личности подростка // Науч. тр. / Гос. науч.- исслед. ин-т семьи и воспитания. - М., 2002. - Т. 2. - C. 54-60.
35. Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Воспитание детей в неполной семье / перев. с чеш. Хваталовой Л.Н., общ. ред. и послесловие Н.М. Ершовой. - М.: Прогресс, 1980. - С. 70-98.
36. Махаддинова Г. Н. Стиль воспитания и самооценка детей 8-10 лет // Семейная психология и семейная терапия. - 2003. - № 2.
37. Минияров В.М. Психология семейного воспитания: (Диагност.- коррекц. аспект); Рос. акад. образования, Моск. психол.- социал. ин-т. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 248 с.
38. Немировский К. «Мама и я - неполная семья» // Психолог в детском саду. - 2006. - № 4. - С. 13- 19.
39. Николаева Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация педагогической и социальной помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 159 с.
40. Овчарова Р. В. Исследование особенностей стиля семейного воспитания отцов и матерей дошкольников // Семья и родительство - XXI век: (к 10-летию науч. шк. Р. В. Овчаровой): сб. науч. тр.: по материалам Всерос. науч.-практ. Интернет-конф. с междунар. участием, 15 марта-15 мая 2009 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Курганский гос. ун-т. - Курган: Кург. гос. ун-т, 2009. - С. 46¬49.
41. Олькова Е. В. Вы и Ваш ребенок. Проблемы интертипных отношений // Соционика, ментология и психология личности. - 2010. - № 4. - С.43-48.
42. Остапчук С. В. Формирование ролевой структуры личности в семейном микросоциуме // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. E, Пед. науки. -
2004. - № 5. - С. 31-36.
43. Пикхарт К. Е. Руководство для одиноких родителей; пер. с англ. Ю. Муравьевой. - Москва: РОСМЭН, 1998. - 172 с.
44. Проблемы неполных семей / авт.-сост.: Л. М. Волкова, Н. П. Бурдыко. - Минск: Красико-Принт, 2011. - 125 с.
45. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Психол. ин -т PAO ; под ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд., стер. - М.: Academia, 2001. - 284 с.
46. Психология родительства и семейного воспитания: сб. науч. тр. II Междунар. науч.-практ. конф., 15-16 апр. 2004 г. / [науч. ред.: Р.В. Овчарова].
- Курган: Изд-во Кург. гос. ун-та, 2004. - 173 с.
47. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. - М.: Флинта.- 2005. - 130 с.
48. Ребенок и развод: воспитание в неполной семье [Электронный ресурс] // Нар. образование. - 2012. - № 2. - С. 17-24.
49. Савинов Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа»; Изд.-торговая корпорация «Дашков и К». - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и К°, 2010. - 259 с.
50. Селезнева В. Жить для себя или для мамы? // Мой ребенок. - 2012. - № 11. - С. 274-276.
51. Смирнова Е. О. Методика диагностики структуры родительского отношения и его динамики в онтогенезе ребенка // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 4. - С. 83-91.
52. Смирнова Е. О. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье // Вопр. психологии. - 1999. - №. 6. - С. 18-28.
53. Смирнова Е.О. Детская психология, Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 366 с.
54. Собкин В.С. Влияние родительской стратегии на эмоциональное состояние ребенка // Вопр. психического здоровья детей и подростков. - 2003
- № 2. - С. 25-32.
55. Спиваковская А.С. Клиническая психология. Программы
HYPERLINK [Электронный ресурс] М.: Акрополь, 2006. -412с. Режим
доступа: "http://istina.msu.ru/collections/2872810/".
56. Спирева Е. Н. Влияние личностных особенностей родителя и ребенка на стиль семейного воспитания: автореф. дис. ... канд. психол. наук - М., 2004. - 26 c.
57. Суворова О.В. Особенности я-концепции младших школьников из неполных семей // Тез. второй всерос. науч. конф. «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005г.). - М.,
2005. - 291 с.
58. Франкл В. Теория и терапия неврозов. СПб.: Речь.- 2001.- 234 с.
59. Фрейд З. Введение в психоанализ, СПб :Питер 2007.- 428с
60. Фромм Э. Здоровое общество, АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2007.- 544 с.
61. Целуйко В. М. Одинокая мать и ее ребенок: (психологические проблемы внебрачных детей) // Семейная психология и семейная терапия. - 2005. - № 1. - С. 115-125.
62. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. - Москва: ВЛАДОС: ВЛАДОС-пресс, 2006. - 270 с.
63. Чернов Д. Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на уровень речи старших дошкольников // Семья и родительство - XXI век: (к 10-летию науч. шк. Р. В. Овчаровой): сб. науч. тр.: по материалам Всерос. науч.-практ. Интернет-конф. с междунар. участием, 15 марта-15 мая 2009 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Курганский гос. ун-т. - Курган: Кург. гос. ун-т, 2009. - С. 239¬243.
64. Чукреева В.В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие.- Пермь: Меркурий, 2011. - С. 180-183.
65. Шмакова О. Влияние семейного стиля воспитания на формирование агрессивного поведения в младшем школьном возрасте // Конфликт как форма социального взаимодействия: теорет. и приклад. аспекты: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., 25-27 дек. 2002 г. / Сургутский гос. пед. ин-т. - Сургут, 2003. - C. 167-169.
66. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии; Рос. акад. образования, Моск. психол. соц. ин-т. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т (МПСИ); Воронеж: МОДЭК, 2003 (ФГУП «Издательско-полиграфическая фирма «Воронеж»). - 926 с.
67. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб: Питер 2008.- 672с.
68. Эриксон Э. Трагедия личности, Москва: Эксмо, Алгоритм 2008-256с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ