Личностный подход в изучении раздела «Античность» в курсе истории древнего мира в школе
|
Введение 4
ГЛАВА 1 - ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ . 8
1.1 Теоретические аспекты личностного подхода 8
1.2 Личностный подход как важное условие эффективности процесса обучения. 16
ГЛАВА 2 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ
РАЗДЕЛА «АНТИЧНОСТЬ» В КУРСЕ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА 26
2.1 Принцип применение личностного подхода на уроках истории 27
2.2 Концепция построения занятий с учениками, изучающих раздел
«Античность» на основе личностного подхода 37
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 52
Приложения
ГЛАВА 1 - ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ . 8
1.1 Теоретические аспекты личностного подхода 8
1.2 Личностный подход как важное условие эффективности процесса обучения. 16
ГЛАВА 2 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ
РАЗДЕЛА «АНТИЧНОСТЬ» В КУРСЕ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА 26
2.1 Принцип применение личностного подхода на уроках истории 27
2.2 Концепция построения занятий с учениками, изучающих раздел
«Античность» на основе личностного подхода 37
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 52
Приложения
На докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, знаменитый европейский деятель, привел «четыре столпа», которые являются основой современного образования:
- научиться познавать;
- научиться делать;
- научиться жить вместе;
- научиться жить.
Сегодняшнему социуму не нужны школьники с набором знаний, навыков и умений, не нужны «теоретики», а нужны те, кто сможет внедриться в дальнейшую жизнь, кто способен решать как профессиональные, так и жизненные проблемы. Сегодня одна из главнейших задач образовательного процесса - подготовить такого ученика, который не только найдет несколько способов решения проблемной ситуации, но и будет в состоянии выбирать самый рациональный выход и даже обосновать его. Такую задачу процесса образования помогает решить так называемый личностный подход.
В последнее время личностны подход в образовании стремительно завоевывает как педагогов, так и учеников, занимая большую нишу в воспитательном процессе на образовательном пространстве в России. Многие из учителей считают этот подход новейшей методической ориентацией в работе педагога. Такая популярность использования данного метода в обучении диктуется рядом причин. На сегодняшний день высший гуманистический смысл развития мира современности - отношение к человеку как высшей ценности.
Теперь чтобы воспитать «нетрадиционную личность» необходимо использовать новые методы и технологии воспитания, с целью гармонического развития, стимулирования как самообучения, так и самовоспитания, самосовершенствования и самопознания. В этом случае человек способен выйти за свои собственные границы. В. Франкл писал «Быть человеком - это значит не ограничиваться тем, что ты есть, это значит всегда выходить за пределы самого себя. Быть человеком - это означает стремиться к кому-то или чему-то иному, нежели ты сам».
В результате применение личностного подхода каждый ученик воспринимается как уникальная и целостная личность, развивающаяся в соответствии со своими способностями.
Отдельного внимания заслуживает технология личностного подхода, применяемая на уроках истории, которая стала своеобразным знамением современной школы. Обратим внимание, что каждый вид продуктивных знаний, который используется на уроках истории (классификация терминов, понятий; кроссворды; знания с лишними или недостающими данными, поиск наиболее рационального или альтернативного решения, дискуссии, самостоятельная работа с тестами или презентациями) можно видоизменить и применить в соответствии с личностным подходом.
Цель личностного ориентированного урока истории - создать условия, в которых будет успешно реализована познавательная активность учащихся, особенно важно уметь работать с мотивацией 5-классников, заложа в их умы базис для дальнейшего прогресса.
Актуальность темы обусловлена самой учебной деятельностью в школе на уроках истории в рамках изучения курса «Античность», важность применения личностного подхода для формирования у 5-классников приемов самостоятельного приобретения знаний, а также развития их активности и познавательной деятельности.
Анализ литературы показал, что возможности личностного подхода в современной педагогике рассматривали Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, О.В. Заславская, А.В. Хуторской и др.
Большой вклад в разработку основ личностного подхода (методологических и теоретических) О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская. Возможности личностного подхода в контексте исторического образования рассмотрены в работах М.В. Коротковой, И.Ф. Богоявленской, Е.Е. Вяземского, О.Ю. Стреловой, И.Г. Бирюковой и др.
Объектом исследования является образовательный процесс урока истории в рамках изучения курса «Античность» на основе личностного подхода.
Предмет исследования: технология применения личностного подхода в 5¬ых классах на уроках истории при изучении раздела «Античность».
Гипотеза исследования: процесс образования на уроке истории в рамках изучения раздела «Античность» будет личностно-ориентированным при применении технологии дифференциации, технологии проектов и технологии игр.
Теоретической, методологической основой исследования являются общенаучные методы исследования, научные труды отечественных и зарубежных ученых, рассматривающих применения личностного подхода в процессе образования и воспитания.
Методы исследования: теоретически анализ литературы по теме, обобщение, анализ.
Цель работы - дать всестороннею характеристику применению личностного подхода на уроке истории в рамках изучения античности.
Цель работы достигается благодаря выполнению следующих задач:
- оценить применение личностного подхода в образовательном процессе;
- проанализировать реализацию личностного подхода при изучении
раздела «Античность» в курсе истории Древнего мира.
Научная новизна данного исследования состоит в разработке практических приемов, методов и педагогических мер, которые будут содействовать реализации личностного подхода к 5-классникам на уроках истории.
Практическая актуальность исследования продиктована необходимостью понимания сути и тонкостям применения личностного подхода к конкретному предмету, а именно истории.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списков источников и литературы и приложений.
- научиться познавать;
- научиться делать;
- научиться жить вместе;
- научиться жить.
Сегодняшнему социуму не нужны школьники с набором знаний, навыков и умений, не нужны «теоретики», а нужны те, кто сможет внедриться в дальнейшую жизнь, кто способен решать как профессиональные, так и жизненные проблемы. Сегодня одна из главнейших задач образовательного процесса - подготовить такого ученика, который не только найдет несколько способов решения проблемной ситуации, но и будет в состоянии выбирать самый рациональный выход и даже обосновать его. Такую задачу процесса образования помогает решить так называемый личностный подход.
В последнее время личностны подход в образовании стремительно завоевывает как педагогов, так и учеников, занимая большую нишу в воспитательном процессе на образовательном пространстве в России. Многие из учителей считают этот подход новейшей методической ориентацией в работе педагога. Такая популярность использования данного метода в обучении диктуется рядом причин. На сегодняшний день высший гуманистический смысл развития мира современности - отношение к человеку как высшей ценности.
Теперь чтобы воспитать «нетрадиционную личность» необходимо использовать новые методы и технологии воспитания, с целью гармонического развития, стимулирования как самообучения, так и самовоспитания, самосовершенствования и самопознания. В этом случае человек способен выйти за свои собственные границы. В. Франкл писал «Быть человеком - это значит не ограничиваться тем, что ты есть, это значит всегда выходить за пределы самого себя. Быть человеком - это означает стремиться к кому-то или чему-то иному, нежели ты сам».
В результате применение личностного подхода каждый ученик воспринимается как уникальная и целостная личность, развивающаяся в соответствии со своими способностями.
Отдельного внимания заслуживает технология личностного подхода, применяемая на уроках истории, которая стала своеобразным знамением современной школы. Обратим внимание, что каждый вид продуктивных знаний, который используется на уроках истории (классификация терминов, понятий; кроссворды; знания с лишними или недостающими данными, поиск наиболее рационального или альтернативного решения, дискуссии, самостоятельная работа с тестами или презентациями) можно видоизменить и применить в соответствии с личностным подходом.
Цель личностного ориентированного урока истории - создать условия, в которых будет успешно реализована познавательная активность учащихся, особенно важно уметь работать с мотивацией 5-классников, заложа в их умы базис для дальнейшего прогресса.
Актуальность темы обусловлена самой учебной деятельностью в школе на уроках истории в рамках изучения курса «Античность», важность применения личностного подхода для формирования у 5-классников приемов самостоятельного приобретения знаний, а также развития их активности и познавательной деятельности.
Анализ литературы показал, что возможности личностного подхода в современной педагогике рассматривали Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, О.В. Заславская, А.В. Хуторской и др.
Большой вклад в разработку основ личностного подхода (методологических и теоретических) О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская. Возможности личностного подхода в контексте исторического образования рассмотрены в работах М.В. Коротковой, И.Ф. Богоявленской, Е.Е. Вяземского, О.Ю. Стреловой, И.Г. Бирюковой и др.
Объектом исследования является образовательный процесс урока истории в рамках изучения курса «Античность» на основе личностного подхода.
Предмет исследования: технология применения личностного подхода в 5¬ых классах на уроках истории при изучении раздела «Античность».
Гипотеза исследования: процесс образования на уроке истории в рамках изучения раздела «Античность» будет личностно-ориентированным при применении технологии дифференциации, технологии проектов и технологии игр.
Теоретической, методологической основой исследования являются общенаучные методы исследования, научные труды отечественных и зарубежных ученых, рассматривающих применения личностного подхода в процессе образования и воспитания.
Методы исследования: теоретически анализ литературы по теме, обобщение, анализ.
Цель работы - дать всестороннею характеристику применению личностного подхода на уроке истории в рамках изучения античности.
Цель работы достигается благодаря выполнению следующих задач:
- оценить применение личностного подхода в образовательном процессе;
- проанализировать реализацию личностного подхода при изучении
раздела «Античность» в курсе истории Древнего мира.
Научная новизна данного исследования состоит в разработке практических приемов, методов и педагогических мер, которые будут содействовать реализации личностного подхода к 5-классникам на уроках истории.
Практическая актуальность исследования продиктована необходимостью понимания сути и тонкостям применения личностного подхода к конкретному предмету, а именно истории.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списков источников и литературы и приложений.
Проведенный в работе анализ применения личностного подхода на уроках истории в рамках изучения раздела «Античность», позволяет отметить, что именно личностный подход активно формирует познавательную деятельность школьника, он является на текущий момент наиболее перспективным для модернизации, а также обновления современного образования.
В результате проведенной работы можно сделать несколько выводов:
- личностное обучение - это обучение, при котором во внимание берутся только индивидуальные способности школьника. Личность ребенка представляет собой субъект, на который направлен весь процесс обучения.
- цель личностного подхода в том, чтобы и тот, кто учит, и тот, кто учится, относились к каждому человеку по-особенному, как к индивидуальности, а не как способу достижения своих целей. Этот подход тесно связан с готовностью принимать каждого человека как что-то особенное и не похожее на всех остальных.
- использование личностного подхода в современной системе образования и воспитания является значимым и эффективным механизмом реализации программы учебного процесса.
- личностный подход на уроках истории подразумевает личностно-ориентированное исследование и выявление особенно содержания образовательного процесса, на основе которого и строятся эмоциональная, волевая, интеллектуальная, предметно-практическая и другие области индивидуальности.
- реализация идей личностного обучения в курсе истории означает создание каждым школьником личностно значимого исторического образа мира, который основан только на его личном опыте. Исторический образовательный процесс на базе личностного подхода не сводится к сугубо предметным аспектам, он включает в себя актуальные для школьника составляющие, которые развивают его личностное самосознание, у учащегося развиваются не только ключевые компетенции относительно изучаемого курса истории, но и процесса обучения в целом.
- основная цел урока истории при изучении эпохи античности при реализации личностного подхода - это формирование такой учебной ситуации, в которой будет активизироваться познавательная деятельность школьников в разрезе изучения курса Древней истории.
В работе приведены примеры использования трех основных технологий личностного подхода на уроках истории в контексте изучения раздела «Античность», а именно:
- технология уровневой дифференциации;
- технология деятельности в проектах;
- игровые технологии.
Применении технологии уровневой дифференциации способствует становлению учебной обстановки, к которой будет применяться личностный подход на уроках истории.
Метод проектов является для учителей-историков отличной возможностью для поиска нового содержания учебной работы и освоения новых методических решений, а учащиеся в процессе реализации проектной деятельности легко овладевают знаниями, умениями и навыками и развивают личностные качества, необходимые для жизни.
Использование игр в обучении истории, в частности раздела «Античность» содержит множество задач, они развивают интерес к предмету изучению, стимулируют деятельность учеников, активируют творческое начало, а также потребность детей в общее удовлетворяется путем совещаний в группе, обсуждением проблем.
Разработанные примеры игровой контрольной работы по теме «Древняя Греция» (Приложение 1), пример учебного проекта «Миф о Тессе и Минотавре: правда и ложь» (Приложение 2), а также примеры игровых форм обучения, которые можно использовать при изучении раздела «Античность» (Приложение 3) можно реально использовать на уроках истории с целью формирования познавательной деятельности школьников, активизации их индивидуальности с задействованием субъектного опыта.
В результате проведенной работы можно сделать несколько выводов:
- личностное обучение - это обучение, при котором во внимание берутся только индивидуальные способности школьника. Личность ребенка представляет собой субъект, на который направлен весь процесс обучения.
- цель личностного подхода в том, чтобы и тот, кто учит, и тот, кто учится, относились к каждому человеку по-особенному, как к индивидуальности, а не как способу достижения своих целей. Этот подход тесно связан с готовностью принимать каждого человека как что-то особенное и не похожее на всех остальных.
- использование личностного подхода в современной системе образования и воспитания является значимым и эффективным механизмом реализации программы учебного процесса.
- личностный подход на уроках истории подразумевает личностно-ориентированное исследование и выявление особенно содержания образовательного процесса, на основе которого и строятся эмоциональная, волевая, интеллектуальная, предметно-практическая и другие области индивидуальности.
- реализация идей личностного обучения в курсе истории означает создание каждым школьником личностно значимого исторического образа мира, который основан только на его личном опыте. Исторический образовательный процесс на базе личностного подхода не сводится к сугубо предметным аспектам, он включает в себя актуальные для школьника составляющие, которые развивают его личностное самосознание, у учащегося развиваются не только ключевые компетенции относительно изучаемого курса истории, но и процесса обучения в целом.
- основная цел урока истории при изучении эпохи античности при реализации личностного подхода - это формирование такой учебной ситуации, в которой будет активизироваться познавательная деятельность школьников в разрезе изучения курса Древней истории.
В работе приведены примеры использования трех основных технологий личностного подхода на уроках истории в контексте изучения раздела «Античность», а именно:
- технология уровневой дифференциации;
- технология деятельности в проектах;
- игровые технологии.
Применении технологии уровневой дифференциации способствует становлению учебной обстановки, к которой будет применяться личностный подход на уроках истории.
Метод проектов является для учителей-историков отличной возможностью для поиска нового содержания учебной работы и освоения новых методических решений, а учащиеся в процессе реализации проектной деятельности легко овладевают знаниями, умениями и навыками и развивают личностные качества, необходимые для жизни.
Использование игр в обучении истории, в частности раздела «Античность» содержит множество задач, они развивают интерес к предмету изучению, стимулируют деятельность учеников, активируют творческое начало, а также потребность детей в общее удовлетворяется путем совещаний в группе, обсуждением проблем.
Разработанные примеры игровой контрольной работы по теме «Древняя Греция» (Приложение 1), пример учебного проекта «Миф о Тессе и Минотавре: правда и ложь» (Приложение 2), а также примеры игровых форм обучения, которые можно использовать при изучении раздела «Античность» (Приложение 3) можно реально использовать на уроках истории с целью формирования познавательной деятельности школьников, активизации их индивидуальности с задействованием субъектного опыта.
Подобные работы
- Воспитание современного гражданина при изучении истории Афин 6-
б.вв.до.н.э на уроках истории Древнего мира
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Воспитательный и образовательный потенциал мифов Древней Греции в школьной программе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - АНЕКДОТ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕЖИВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ЕВРЕЙСКИХ АНЕКДОТОВ)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006 - ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И.М. ГРЕВСА: АНАЛИЗ ФАКТОРОВ И ЭТАПОВ ОФОРМЛЕНИЯ ОБЛИКА УЧЕНОГО И ПЕДАГОГА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2019 - ДВОРЯНСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Антропология власти в современной политической философии
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНОШЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БРЕЙК-ДАНСА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - ИНСТИТУТ СЕМЬИ В ГРЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
(ПО ДАННЫМ КЛАССИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - АНТРОПОЛОГИЗАЦИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ (09.00.13)
Диссертации (РГБ), религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004



