ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность стратегического управления на предприятии 5
1.2 Алгоритм разработки стратегии предприятия 18
Выводы по первой главе 30
Глава 2 СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА «АВТОЦЕНТР ЕЛАБУГА» 31
2.1 Текущее состояние предприятия «Автоцентр Елабуга» 31
2.2 Перспективное состояние предприятия «Автоцентр Елабуга» и план его
достижения 37
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Многие компании не имеют четкого плана действий и ясно поставленной цели. В логике развития любой компании руководители принимают различные решения, в том числе и стратегические. Специфика работы современного руководителя отличается от сущности работы руководителя плановой экономики постоянными изменениями во внешней среде. Стратегический менеджмент, в первую очередь, направлен именно на внешнюю среду. Это позволяет своевременно находить новые возможности, следить за новыми технологиями производства, новыми достижениями науки и техники. А все изменения, происходящие в современном обществе, дела т весомой роль стратегического управления.
Сегодня, когда компания сталкивается с необходимость создания системы стратегического менеджмента, встает вопрос о выборе технологии разработки индивидуальной стратегии с использованием всех необходимых результатов анализа. Тем не менее, использование даже максимального количества методик анализа не даёт гарантии создания успешной стратегии, индивидуально подходящей данному предприятия и способствующей его развитию на рынке. В тоже время, реализация правильно выбранной стратегии позволит руководству перенести внимание на изменение во внешней среде, своевременно принять необходимые управленческие решения и оперативно реализовать их.
В своей работе, мы хотели обратить внимание на выбор и реализацию системы стратегического менеджмента в рамках предприятий, занимающихся продажей и обслуживанием легковых автомобилей, различных дилеров и автосалонов. Нас заинтересовали особенности применения данной системы в компаниях такого рода. Тема представляет определённую актуальность в связи с активным развитием автомобильной промышленности. Литературы данные исследования и их специфику, не достаточно, что предоставляет большие возможности, для исследования.
Объект исследования - Предприятие автомобильного транспорта «Автоцентр Елабуга»
Предмет исследования - Развитие предприятия автомобильного транспорта «Автоцентр Елабуга»
Цель исследования - Разработать план развития предприятия автомобильного транспорта «Автоцентр Елабуга»
Задачи исследования:
1. Обобщить необходимые сведения о стратегическом управлении на предприятии.
2. Описать алгоритм разработки стратегии предприятия.
3. Составить характеристику предприятия автомобильного транспорта «Автоцентр Елабуга».
4. Определить стратегические установки для предприятия «Автоцентр Елабуга».
Методы исследования: теоретические - анализ литературы по теме
исследования; эмпирические - изучение опыта работы руководителей дилерских центров; наблюдение, опрос.
Практическая значимость заключается в составлении стратегии
предприятия «Автоцентр Елабуга», которую можно использовать как руководителям для ориентира по данной и аналогичным компаниям, так и студентам на занятиях по экономике отрасли, экономике АТП, управлению социально-техническими системами.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованных источников.
Основой стратегического управления является упор на долгосрочную перспективу и быстрое реагирование на изменения, произошедшие во внешней среде компании. В нынешних условиях это позволяет предприятию развиваться быстрее и полноценнее. Таким образом, необходимо проведения ряда изменений в политике множества компаний, при их переходе от оперативного к стратегическому управлению. Должны быть четко сформулированы миссия и видение. Так предприятию будет проще достигать поставленных целей и задач.
Была рассмотрена роль повышения квалификации руководителя в развитии фирмы. В ходе рассмотрения были сделаны выводы о том, что руководителю необходим постоянный рост профессиональных и личностных качеств. Его отсутствие может привести к остановке развития как кадров предприятия, так и самой компании в целом. Были рассмотрены основные характеристики карьеристской рабочей группы и выявлена негативная тенденция подмены приоритета рабочих групп. В связи с этим, предложены способы анализа представителей разных групп и рассмотрены особенности руководства представителей карьеристской рабочей группы.
Были выявлены эффективные методы управленческого учета на современном предприятии, рассмотрены различные инструменты стратегического менеджмента позволя щие оценить положение предприятия во внешней среде, влияние различных факторов на работу предприятия. Предложен ряд стратегий развития основанных на результатах, полученных при анализе данными инструментами стратегического менеджмента.
Инструменты анализа стратегического менеджмента: 5 конкурентных сил модели Майкла Портера, PEST анализ, SWOT анализ, SPACE метод
Все инструменты были применены в анализе действующего предприятия ООО «Автоцентр Елабуга», после чего были предложены варианты дальнейшего развития компании.
Исследование конкурентных сил Портера позволило выделить необходимость на данном этапе удержания низких цен и увеличения ассортимента; увеличения акций и рекламы.
По результатам ПЭСТ-анализа отмечена необходимость создания дополнительных рабочих мест, привлечения кадров; проведения акций; активная реклама; улучшение сервисного центра.
По результатам SWOT-анализа отмечены перспективы горизонтальной интеграции, увеличения ассортимента товаров и услуг.
Так по результатам использования СПЕЙС метода определена оборонительная стратегия: расширение ассортимента; введение продукции, похожей на ту, которая есть у конкурентов; поддержание низких цен; сокращение времени поставки зап.частей;
На основе проведенных анализов можно сделать вывод о необходимости увеличения ассортимента продукции и оказываемых услуг компании, при этом следует удерживать низкий уровень цен и проводить ценовые акции. При выборе стратегии необходимо обратить внимание на стратегии дифференциации и лидерства на рынке. Дифференциация подразумевает развитие отличительных особенностей товаров и услуг. Но необходимо отказаться от повышения цен, которое подразумевает данная стратегия. Лидерство на рынке подразумевает привлечение новых потребителей, поиск новых возможностей использования продукта.
В ходе работы были отмечены некоторые особенности разработки программ развития предприятий автомобильного транспорта.
1. Адиев, Р.В. Стратегическое планирование на предприятии / Р.В. Адиев - М.: Юнити, 2001. -271 с.
2. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы / М.М. Алексеева- М.: Финансы и статистика, 2003. - 176 с.
3. Ансофф, И. Стратегия управления / И. Ансофф - М.: Экономика, 1989. - 358 с.
4. Афанасьев, М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы / М.П. Афанасьев - М.: Финстат, 2001. - 234 с.
5. Батьковский, А.С. Приемы мотивации к труду и
профессиональному росту / А.С. Батьковский, С.Г. Попов // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - №1. - С. 104-109.
6. Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумэн - М.: Юнити, 1997. - 175 с.
7. Виссема, Х. Менеджмент в подразделениях фирмы / Х. Виссема - М.: Инфра-М, 2009. - 170 с.
8. Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов по напр. и спец. «Менеджмент» / О.С. Ваханский - М.: Гардарики, 2003. - 292 с.
9. Воронина, Л. М. «Смотрите кто пришел.» / Л.М. Воронина // Управление персоналом. - 2000. - №1. - С. 35-36.
10. Герасимов, Б.Н. Менеджмент персонала: учебное пособие / Б.Н. Герасимов, В.Г. Чумак. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2009. - 448с.
11. Голушко, А. В. «Замысловатый мотив» / А.В. Глушко // Управление персоналом. - 2004. - №3. - С. 18-21.
12. Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии: учебник +практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. - М. : Академический Проект, 2006. -521 с.
13. Емельянов, А.Л. «Уровни профессионализма в управленческой деятельности» / А.Л. Емельянов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - №5.- С. 118-123.
14. Карпов, А.В. Психология менеджмента: учебное пособие / А.В. Карпов - М.: Гардарики, 2005. - 584 с.
15. Карташова, Л.В. Поведение в организации: учебник / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина - М.: Инфра-М, 2003. - 220 с.
16. Клиланд, У. Стратегическое планирование в организациях / У. Клиланд - М.: Юнити, 2000. - 421 с.
17. Раицкий, К.А. Экономика организации (предприятия) : учебник / К.А. Раицкий. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2003. - 1011 с.
18. Рекомендации по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов. -НЭГ, 2001. - 37-39 с.
19. Круглов, М.И. Структура управления коллективом/ М.И. Круглов - М.: Русская деловая литература, 2002. - 348 с.
20. Лавриков, И.Н. Экономика автомобильного транспорта : учебное пособие/
И.Н. Лавриков, Н.В. Пеньшин; под ред. И.А. Минакова. - Тамбов: Изд- во ГОУ ВПО ТГТУ, Тамбов. - 2011. - 116 с.
21. Лейк, Н. Практикум по стратегическому планированию/Н. Лейк - Спб.: Поколение, 2006. - 163 с.
22. Литвак, М. Е. КОМАНДОВАТЬ или ПОДЧИНЯТЬСЯ? - 4-е издание/М. Е. Литвак - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2004. - 384 с.
23. Мескон, М.Х. Основы менеджмента/ Х.М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури - М.: Юнити, 2008. - 672 с.
24. Миссия и стратегические установки ОАО «АВТОВАЗ». - Режим доступа: http://www.vaz.ru/go2001/03.htm
25. Рудаков, М.Н. Стратегический менеджмент / М.Н. Рудаков // ЭКО. - 2001.-№11. - С. 20-25.
26. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / И.В. Сергеев. - М. : Финансы и статистика, 2005.- 304 с.
27. Стерлин, А. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США/А. Стерлин, И.Тулин - М.: Инфра-М, 2000. - 199 с.
28. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент/ А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд - М.: Юнити, 2007. - 928 с.
29. Туревский, И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учебник. -М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011. - 288 с.
30. Фатхутдинов, Р. Производственный менеджмент: Учебник для
ВУЗов / Р. Фаихутдинов. - СПб.: Питер, 2008.- 496 с.
31. Царев, В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций / В.В. Царев. - СПб: Питер, 2004. - 464 с.
32. Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие /Ю.А. Хегай, В.В. Девинова. - Красноярск, 2012. - 229 с.
33. Экономика фирмы: Учебник / Под общ. ред. проф. Н.П. Иващенко -М.: ИНФРА-М, 2007. - 528 с.