Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №50812

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
254
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ В
СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Изучение самосознания в отечественной и зарубежной
психологии 5
1.2. Особенности развития самосознания в старшем дошкольном
возрасте 13
1.3. Формирование самосознания у детей старшего дошкольного
возраста 18
Выводы по 1 главе 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ
В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 29
2.1. Организация исследования. Описание выборки и методов
исследования 29
2.2. Результаты исследования самосознания в старшем дошкольном
возрасте 34
Выводы по 2 главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Изучение проблемы формирования самосознания у дошкольников в современном мире становится еще более актуальной, чем например десять или двадцать лет назад. Причина кроется во всеобщей компьютеризации и повышенного информационного потока. Если раньше было логично, что задатки самосознания берут корни в семье и взаимодействии с родителями, то на сегодняшний день родители всецело отданы современной технике и все меньше времени уделяют времени подрастающему поколению. Отсюда скосы в развитии личности дошкольников, неадекватное отношение к себе и к сверстникам, а также взрослым. Следовательно проблема изучения самосознания дошкольников является актуальной и в теоретическом, и в эмпирическом аспекте.
Изучение самосознания дошкольников неразрывно связано с изучением развития их самооценки, так как этот процесс является первичным и способен отражать не только отношение ребенка к себе, но и к сверстникам, взрослым, позволяет строить отношения, достигать цели и добиваться результата. Только изучение всех условий и факторов развития самооценки в дошкольном возрасте позволит достичь максимальных результатов в формировании самосознания старших дошкольников. Важно отметить, что умение оценивать и осознавать себя имеет корни в детстве, тогда как в процессе жизни они претерпевают значительные совершенствования.
Дошкольное детство это период активного осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
Все вышеизложенное определило тему нашего исследования «Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте».
Актуальность данной работы заключается в попытке рассмотреть особенности формирования самосознания в дошкольном возрасте, как важном периоде личностного развития.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме самосознания в психологии.
2. Рассмотреть особенности развития и формирования самосознания в старшем дошкольном возрасте.
3. Провести исследование особенностей сформированности
компонентов самосознания (самооценка, образ-Я, половозрастная идентифтикация) в старшем дошкольном возрасте.
4. Обобщить полученные результаты исследования.
Изучить и выявить уровни самооценки детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: стержневыми компонентами самосознания в старшем дошкольном возрасте выступают самооценка, адекватный «образ Я» и половозрастная идентификация.
Методологическую основу исследования составили работы в области исследования: теорий самосознания и самооценки (Б.Г. Ананьев, Л.В. Бороздина, Р. Бернс, В.В. Столин и др.); возрастного становления и формирования самосознания в дошкольном возрасте (Т. Гуськова, Т.А. Репина, Г.А. Урунтаева, и др.).
Методы и методики исследования: анализ и систематизация научной литературы, психодиагностические методы: социометрическую методику «Секрет» (Т.А. Репина), методика «Лесенка», методика «Исследования детского самосознания» (Н.Л. Белопольская), методика «Осознанность ребенком отношения к нему близких людей»; для диагностики воспитателей: «Уровень отношения воспитателей к детям» (экспертное оценивание) (Е.А. Кедярова). В работе были использованы методы математической обработки данных: первичная обработка в виде подсчета средних значений, процентов, t-Стьюдента, корреляционный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке коррекционных и развивающих программ для дошкольников, направленных на формирование компонентов самосознания (самооценки, образа-Я, половозрастной идентификации и т.д.).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование посвящено изучению самосознания в старшем дошкольном возрасте. В психологической литературе накоплен определенный опыт по изучению самосознания личности. Эта проблема рассматривается в рамках различных психологических школ, где отмечаются различия по вопросам определения понятия самосознания, его структуры.
Теоретический анализ позволил определить перечень особенностей развития самосознания в дошкольном возрасте. У ребенка возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника, оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность, развивается способность мотивировать самооценку, появляется осознание себя во времени, личное сознание.
Выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в результатах проведенного исследования. Было обнаружено, что развитие самосознания в дошкольном возрасте наиболее полно проявляется в таких компонентах как: половозрастная идентификация; «образ Я»; самооценка. Становление этих составляющих самосознания взаимосвязано и взаимообусловлено.
Проведенное исследование показало, что не у всех детей адекватно сформированы схема тела, «образ Я», половозрастная идентификация, самооценка.
Эмпирическое исследование проводилось с использованием: социометрической методики «Секрет» (Т.А. Репина), методики «Лесенка», методики «Исследования детского самосознания» (Н.Л. Белопольская), методики «Осознанность ребенком отношения к нему близких людей»; для диагностики воспитателей: «Уровень отношения воспитателей к детям» (экспертное оценивание) (Е.А. Кедярова).
Результаты изучения развития структуры самосознания у старших дошкольников позволяют заключить, что:
- Показатели самооценки детей от старшей группы к подготовительной снижаются по направлению к низким. Наблюдаются достовернее различия в уровне проявления самооценки у дошкольников старшей и подготовительной групп.
- у дошкольников старшей группы адекватный уровень
половозрастной идентификации показали 47% детей; среди подготовительной группы - 56,3%. Испытуемые сделавший адекватный выбор представленных картинок в ходе исследования правильно опознавали себя с соответствующим возрастом и полом. Неадекватная половозрастная идентификация была продемонстрирована 52,9% представителей старшей дошкольной группы; 43,7% представителями подготовительной группы. Показатель неадекватного выбора в
подготовительной группе уменьшился по сравнению со старшей группой.
- у дошкольников старшей группы адекватный уровень Я-образа
показали 70,6% детей; среди детей подготовительной группы - 87,5%. Испытуемые по данной категории точно и безошибочно идентифицировали себя с соответствующим возрастом и полом. Неадекватный уровень сформированности Я-образа был
продемонстрирован 29,4% представителей старшей дошкольной группы; 12,5% представителями подготовительной группы. Неправильный выбор был обусловлен тем, что дошкольники оценивали себя как школьниками.
- анализ корреляционных связей показывает, что наибольшее количество связей обнаружено с показателем самооценки. То есть основным компонентов самосознания в старшем дошкольном возрасте является самооценка, которая оказывает влияние на проявление половозрастной идентификации и образа-Я.
В ходе исследования была достигнута цель, гипотеза доказана, решены поставленные задачи.


1. Арестова О.Н., Шильштейн, Е.С. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структуры «Я»: учебное пособие. - Вестник МГУ. - сер. 14. - психология. - 2008. - № 1. - С. 10-12.
2. Безруких М., Ефимова С. П. Почему учиться трудно // Семья и школа. -1998. - С. 95.
3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая, О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301 с.
4. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека. - СПб, 2008.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: учебное пособие. - М.: Академия, 2006. - 95-156 с.
6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Издат. центр «Академия, 2012. - с. 189
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Речь, 2008. - с.59-108.
8. Болдуин Д.М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. Том 1. Экспериментальное обоснование. Биологический генезис. - М.: Либриком , 2011 - 352 с.
9. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концепцией // Вестник Московского Университета - СЕР. 14. (Психология). - 2011. - № 1. - С. 54-65.
10. Бороздина Л.В. Концепция личности и характера, основанная на теории деятельности А.Н. Леонтьева // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - С. 3-12.
11. Вагенас Э. Динамика агрессивности у дошкольников в условиях разных стилей воспитания: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. псих, наук. - М., 1995. - 18 с.
12. Велиева С.В. Диагностика психических состояний дошкольников. - М.: Речь, 2007.
13. Возрастная и педагогическая психология / Под ред.
Петровского А.В. - М., 2009. - 288с.
14. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова - М.: Просвещение, 2006,
15. Гуськова Т. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? / Т. Гуськова //Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. - С. 65-69.
16. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С.10-14.
17. Елагина М. Роль оценки взрослого в развитии детей
//Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - С. 71-76.
18. Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки //Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С.29-33.
19. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. - 1982. - №1. - С. 59-98.
20. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. - Минск, 2003.
21. Карандашев Ю. Н. Психология развития. - Минск , 2007. - 163 с.
22. Кедярова Е. А. Самосознание дошкольников и роль воспитателя в его формировании / диссертация канд.псих.наук - Специальность ВАК РФ - 19.00.07. - Иркутск , - 2002.
23. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер,. - 480 с.
24. Кон И.С. Категория Я в психологии // Психологический журнал. - 2001. - Т. 3. - С. 22-25.
25. Коссов Б. Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. - 1997. - № 6.
26. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2003 - 160с.
27. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб.пособие для студ. - М., 2008
28. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьников. - 2010. - № 6. - С. 27-41.
29. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - М., 2005. - С.391.
30. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. - М., 2011 - 335 с.
31. Кули Ч. Социальная самость. Перевод Т. Новиковой - М. - 2006.
32. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Просвещение, 2010. 197с.
33. Лукоянов Ю.Е. Если вашему ребенку трудно учиться. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
34. Мид Дж. Г. Разум, Я и Общество, 2009. - с. 56-98.
35. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. - М.: АСТ: Хранитель; СПб.: Сова, 2008. - 671 с.
36. Нижегородцев Н.В., Шадрина В.Д. Психологическая готовность ребёнка к школе. - М., 2002.
37. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1990. - 152с.
38. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука. 2006.
39. Прима Е.В., Филиппова, Л.В., Кольцова, И.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников. - М., 2003.
40. Психолог в дошкольном учреждении: Методические
рекомендации к практической деятельности. Под ред. Лаврентьевой. - М., 2002 - 214 с.
41. Психология сознания / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова.
— СПб.: Питер, 2001. — 480 с.
42. Репина Т.А., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 10. - С. 63-65.
43. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление. - М., 1994. - С. 145-150
44. Романова И.О., Тугулева, Г.В. Влияние взаимоотношений «Родитель - Ребенок» на формирование образа Я в дошкольном возрасте // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6¬1. - С. 52-53.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.
46. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия.
- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М., 2003 - 656 с
47. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2004. - 350с.
48. Спиваковская А.С. Профилактик детских неврозов. - М., 1996.
— С.112.
49. Столяренко Л.Д. Практикум / Ред. -сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 704с.
50. Уманец Л. И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 61-67.
51. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - 5-е изд., стереотип.
- М.: Издательский центр «Академия», 2001 г.
52. Финькевич Л. В. Осознание детьми старшего дошкольного возраста совместной деятельности. - Дисс. канд. психол. наук. - Минск, 1987.- 206с.
53. Чернецкая А. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. - Ростов-н/Д.: Феникс, - 2005.
54. Шакуров Р.Х. Человек формируется с детства. - М.: Педагогика , 2002 - 120с.
55. Эриксон Г. Эрик. Детство и общество. - СПб.: Ленато, АСТ, 1996. - 592 с.
56. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ