РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности 7
1.1. Понятие и особенности развития индивидуальности дошкольника 7
1.2. Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста...14
1.3. Развитие индивидуальности дошкольника в игровой деятельности.. .21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование развития индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности 30
2.1. Организация исследования. Методики исследования 30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 35
Выводы по второй главе 56
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложения 66
Глава 1. Теоретические аспекты развития индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности 7
1.1. Понятие и особенности развития индивидуальности дошкольника 7
1.2. Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста...14
1.3. Развитие индивидуальности дошкольника в игровой деятельности.. .21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование развития индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности 30
2.1. Организация исследования. Методики исследования 30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 35
Выводы по второй главе 56
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложения 66
Современное российское общество, характеризующееся глубокими изменениями, происходящими во всех сферах жизни, особо остро нуждается в творчески мыслящих людях, способных к самостоятельному решению проблем, самоопределению, созданию и сохранению материальной и духовной культуры. В связи с этим сегодня перед психолого-педагогической наукой стоит проблема поиска путей и средств, способствующих максимальному развитию индивидуального потенциала каждого человека.
Обусловленные общественными изменениями инновационные процессы, происходящие в современном российском образовании, провозглашают приоритет ценностей развития личности ребенка, его индивидуальности над традиционными ценностями обучения. Основной при этом становится идея уникальности личности ребенка-дошкольника, индивидуализации процесса его психологического развития.
Этим обстоятельством объясняется интерес к изучению индивидуальности детей дошкольного возраста в отечественной психологии и актуальность обозначенной проблематики. Исследование проблемы развития активной, компетентной, самостоятельной личности является важной тенденцией развития данной науки, а вопросы, связанные с развитием индивидуальности в ведущей для дошкольника деятельности - игровой - становятся важной научной проблемой, как в теоретическом, так и прикладном аспектах ее существования.
В то же время, несмотря на широко представленные в психологии и педагогике научные работы по изучению проблемы развития индивидуальности дошкольника в целом, в большинстве из них не учитываются роль игровой деятельности в ходе данного процесса, значение игры в становлении уникальной личности ребенка. Данным обстоятельством обусловливается выбор темы работы и необходимость проведения соответствующего исследования, посвященного проблеме развития индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования - дети дошкольного возраста (6 - 7 лет).
Предмет исследования - развитие индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель исследования: выявить возможности игровой деятельности в развитии индивидуальности дошкольников (на примере детей в возрасте 6 - 7 лет).
Задачи исследования:
- определить понятие и особенности развития индивидуальности дошкольника;
- дать характеристику игры как ведущего вида деятельности ребенка дошкольного возраста;
- проанализировать особенности развития индивидуальности дошкольника в игровой деятельности;
- провести эмпирическое исследование развития индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:
- изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- анализ изучаемой проблемы в практике дошкольного образования; анализ нормативных документов;
- педагогический эксперимент;
- качественный и количественный анализ полученных данных;
- математические и статистические методы обработки результатов исследования.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные:
- вопросам развития индивидуальности ребенка дошкольного возраста (В.В. Абашина [1], Т.В. Гудкова [9], Е.А. Кудрявцева [16], Л.В. Мищенко [21], В.И. Слободчиков [34], Л.Л. Тимофеева [37], А.Р. Уразова [39] и другие);
- проблемам значения игровой деятельности в становлении личности дошкольника (А.А. Алоян [2], Н.Я. Большунова [4]; [5]; [6], А.М. Кедрова [12], И.Л. Кириллов [13], Г.А. Мошкова [23], Н.Ю. Охрименко [26], Л.Ф. Плиса [29], Е.О. Смирнова [35], М.В. Урбанская [40], С.Ф. Хачатрян [44]; [45], А.А. Чуганская [47], Т.С. Щербакова [48], Л.И. Эльконинова [50] и другие авторы).
Базой проведения эмпирического исследования стало МБДОУ № 36 «Искорка» г. Елабуга республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- производится уточнение содержания понятия индивидуальности детей дошкольного возраста;
- осуществляется попытка доказательства необходимости игровой деятельности как средства развития индивидуальности ребенка;
- дается обоснование значения игры для самореализации личности дошкольника.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем производится экспериментальное изучение процесса развития индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности, на основе которого могут быть разработаны и апробированы в дальнейшем методические рекомендации для педагогов ДОУ по реализации разработанной технологии развития индивидуальности дошкольников в игре.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной и литературы и приложений.
Обусловленные общественными изменениями инновационные процессы, происходящие в современном российском образовании, провозглашают приоритет ценностей развития личности ребенка, его индивидуальности над традиционными ценностями обучения. Основной при этом становится идея уникальности личности ребенка-дошкольника, индивидуализации процесса его психологического развития.
Этим обстоятельством объясняется интерес к изучению индивидуальности детей дошкольного возраста в отечественной психологии и актуальность обозначенной проблематики. Исследование проблемы развития активной, компетентной, самостоятельной личности является важной тенденцией развития данной науки, а вопросы, связанные с развитием индивидуальности в ведущей для дошкольника деятельности - игровой - становятся важной научной проблемой, как в теоретическом, так и прикладном аспектах ее существования.
В то же время, несмотря на широко представленные в психологии и педагогике научные работы по изучению проблемы развития индивидуальности дошкольника в целом, в большинстве из них не учитываются роль игровой деятельности в ходе данного процесса, значение игры в становлении уникальной личности ребенка. Данным обстоятельством обусловливается выбор темы работы и необходимость проведения соответствующего исследования, посвященного проблеме развития индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования - дети дошкольного возраста (6 - 7 лет).
Предмет исследования - развитие индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель исследования: выявить возможности игровой деятельности в развитии индивидуальности дошкольников (на примере детей в возрасте 6 - 7 лет).
Задачи исследования:
- определить понятие и особенности развития индивидуальности дошкольника;
- дать характеристику игры как ведущего вида деятельности ребенка дошкольного возраста;
- проанализировать особенности развития индивидуальности дошкольника в игровой деятельности;
- провести эмпирическое исследование развития индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:
- изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- анализ изучаемой проблемы в практике дошкольного образования; анализ нормативных документов;
- педагогический эксперимент;
- качественный и количественный анализ полученных данных;
- математические и статистические методы обработки результатов исследования.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные:
- вопросам развития индивидуальности ребенка дошкольного возраста (В.В. Абашина [1], Т.В. Гудкова [9], Е.А. Кудрявцева [16], Л.В. Мищенко [21], В.И. Слободчиков [34], Л.Л. Тимофеева [37], А.Р. Уразова [39] и другие);
- проблемам значения игровой деятельности в становлении личности дошкольника (А.А. Алоян [2], Н.Я. Большунова [4]; [5]; [6], А.М. Кедрова [12], И.Л. Кириллов [13], Г.А. Мошкова [23], Н.Ю. Охрименко [26], Л.Ф. Плиса [29], Е.О. Смирнова [35], М.В. Урбанская [40], С.Ф. Хачатрян [44]; [45], А.А. Чуганская [47], Т.С. Щербакова [48], Л.И. Эльконинова [50] и другие авторы).
Базой проведения эмпирического исследования стало МБДОУ № 36 «Искорка» г. Елабуга республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- производится уточнение содержания понятия индивидуальности детей дошкольного возраста;
- осуществляется попытка доказательства необходимости игровой деятельности как средства развития индивидуальности ребенка;
- дается обоснование значения игры для самореализации личности дошкольника.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем производится экспериментальное изучение процесса развития индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности, на основе которого могут быть разработаны и апробированы в дальнейшем методические рекомендации для педагогов ДОУ по реализации разработанной технологии развития индивидуальности дошкольников в игре.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной и литературы и приложений.
Целью данного исследования стало изучение возможностей использования игровой деятельности в качестве важнейшего средства развития индивидуальности дошкольников. Для достижения данной цели в ходе исследования были последовательно решены четыре задачи.
Первой из них было определение понятия и особенностей развития индивидуальности дошкольника. Нами были сделаны следующие выводы:
- развитие индивидуальности имеет возрастной характер, заключающийся в возникновении новых связей между индивидуально- личностными особенностями ребенка в процессе его взросления;
- в период дошкольного детстваразвитие индивидуальности определяется развитием процессов внимания, восприятия, памяти, темперамента, мыслительных процессов и волевых качеств, мотивации.
Вторая задача исследования состояла в том, чтобы дать характеристику игры как ведущего вида деятельности ребенка дошкольного возраста. В процессе ее решения основными выводами стали:
- игра - это свободная активность детей; основная форма проявления инициативности и самостоятельности дошкольников; источник положительных эмоций; активное познание самого себя и предмета игры;
- среди всего многообразия игр особо выделяются три разновидности: сюжетно-ролевые, подвижные, а также дидактические игры.
Третья задача исследования заключалась в анализе особенностей развития индивидуальности дошкольника в игровой деятельности. Мы обнаружили, что позитивное воздействие игры на развитие индивидуальности дошкольника обусловливается:
- происходящим в процессе игровой деятельности присвоением социальных и культурных кодов и освоением в процессе игровой деятельности особенностей полоролевого поведения;
- установлением гармоничного взаимодействия дошкольника со взрослыми и ровесниками;
- самоанализа образа «Я», построением в игре желаемого образа себя самого.
Наконец, последняя задача работы состояла в том, чтобы провести эмпирическое исследование развития индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Диагностика свойств индивидуальности дошкольников показала, что дети имеют достаточно высокий уровень перцептивных умений, развития речи, а также развития способности к переключению и распределению внимания, развития мотивации и мышления. Тем не менее, в процессе формирующего этапа посредством использования игровой деятельности, результаты дошкольников в данных аспектах развития индивидуальности повысились.
На основе проведенного эмпирического исследования нами был сделаны выводы о том, что:
- игровая деятельность дошкольников не возможна без коммуникации между ними, что способствует обогащению словарного запаса детей, расширению сферы используемой ими лексики, учит дошкольников словообразованию;
- игра способствует познанию детьми окружающей действительности, расширению сферы их восприятия и перцептивных умений;
- в процессе игр происходит постоянное повышение способности детей к переключению и распределению внимания;
- игра способствует сохранению задачи деятельности, достижению поставленной цели, проявлениям инициативности, стремлению к успеху; активности, игра развивает основные мыслительные операции, стимулирует интеллектуальное развитие.
Таким образом, мы можем говорить о том, что задачи данного исследования были нами решены. Цель исследования была достигнута, а гипотеза подтверждена.
Первой из них было определение понятия и особенностей развития индивидуальности дошкольника. Нами были сделаны следующие выводы:
- развитие индивидуальности имеет возрастной характер, заключающийся в возникновении новых связей между индивидуально- личностными особенностями ребенка в процессе его взросления;
- в период дошкольного детстваразвитие индивидуальности определяется развитием процессов внимания, восприятия, памяти, темперамента, мыслительных процессов и волевых качеств, мотивации.
Вторая задача исследования состояла в том, чтобы дать характеристику игры как ведущего вида деятельности ребенка дошкольного возраста. В процессе ее решения основными выводами стали:
- игра - это свободная активность детей; основная форма проявления инициативности и самостоятельности дошкольников; источник положительных эмоций; активное познание самого себя и предмета игры;
- среди всего многообразия игр особо выделяются три разновидности: сюжетно-ролевые, подвижные, а также дидактические игры.
Третья задача исследования заключалась в анализе особенностей развития индивидуальности дошкольника в игровой деятельности. Мы обнаружили, что позитивное воздействие игры на развитие индивидуальности дошкольника обусловливается:
- происходящим в процессе игровой деятельности присвоением социальных и культурных кодов и освоением в процессе игровой деятельности особенностей полоролевого поведения;
- установлением гармоничного взаимодействия дошкольника со взрослыми и ровесниками;
- самоанализа образа «Я», построением в игре желаемого образа себя самого.
Наконец, последняя задача работы состояла в том, чтобы провести эмпирическое исследование развития индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Диагностика свойств индивидуальности дошкольников показала, что дети имеют достаточно высокий уровень перцептивных умений, развития речи, а также развития способности к переключению и распределению внимания, развития мотивации и мышления. Тем не менее, в процессе формирующего этапа посредством использования игровой деятельности, результаты дошкольников в данных аспектах развития индивидуальности повысились.
На основе проведенного эмпирического исследования нами был сделаны выводы о том, что:
- игровая деятельность дошкольников не возможна без коммуникации между ними, что способствует обогащению словарного запаса детей, расширению сферы используемой ими лексики, учит дошкольников словообразованию;
- игра способствует познанию детьми окружающей действительности, расширению сферы их восприятия и перцептивных умений;
- в процессе игр происходит постоянное повышение способности детей к переключению и распределению внимания;
- игра способствует сохранению задачи деятельности, достижению поставленной цели, проявлениям инициативности, стремлению к успеху; активности, игра развивает основные мыслительные операции, стимулирует интеллектуальное развитие.
Таким образом, мы можем говорить о том, что задачи данного исследования были нами решены. Цель исследования была достигнута, а гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические основы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Уральский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2023 - Методические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Уральский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (на примере детей 6-7 лет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Развитие звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Дидактическая игра как средство развития словаря детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2021 - Формирование элементарных представлений о правах у детей дошкольного возраста в игровой деятельности (Методика познавательного развития детей дошкольного возраста, Томский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2024



