Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности 7
1.1. Понятие и особенности развития индивидуальности дошкольника 7
1.2. Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста...14
1.3. Развитие индивидуальности дошкольника в игровой деятельности.. .21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование развития индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности 30
2.1. Организация исследования. Методики исследования 30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 35
Выводы по второй главе 56
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложения 66
Современное российское общество, характеризующееся глубокими изменениями, происходящими во всех сферах жизни, особо остро нуждается в творчески мыслящих людях, способных к самостоятельному решению проблем, самоопределению, созданию и сохранению материальной и духовной культуры. В связи с этим сегодня перед психолого-педагогической наукой стоит проблема поиска путей и средств, способствующих максимальному развитию индивидуального потенциала каждого человека.
Обусловленные общественными изменениями инновационные процессы, происходящие в современном российском образовании, провозглашают приоритет ценностей развития личности ребенка, его индивидуальности над традиционными ценностями обучения. Основной при этом становится идея уникальности личности ребенка-дошкольника, индивидуализации процесса его психологического развития.
Этим обстоятельством объясняется интерес к изучению индивидуальности детей дошкольного возраста в отечественной психологии и актуальность обозначенной проблематики. Исследование проблемы развития активной, компетентной, самостоятельной личности является важной тенденцией развития данной науки, а вопросы, связанные с развитием индивидуальности в ведущей для дошкольника деятельности - игровой - становятся важной научной проблемой, как в теоретическом, так и прикладном аспектах ее существования.
В то же время, несмотря на широко представленные в психологии и педагогике научные работы по изучению проблемы развития индивидуальности дошкольника в целом, в большинстве из них не учитываются роль игровой деятельности в ходе данного процесса, значение игры в становлении уникальной личности ребенка. Данным обстоятельством обусловливается выбор темы работы и необходимость проведения соответствующего исследования, посвященного проблеме развития индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования - дети дошкольного возраста (6 - 7 лет).
Предмет исследования - развитие индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель исследования: выявить возможности игровой деятельности в развитии индивидуальности дошкольников (на примере детей в возрасте 6 - 7 лет).
Задачи исследования:
- определить понятие и особенности развития индивидуальности дошкольника;
- дать характеристику игры как ведущего вида деятельности ребенка дошкольного возраста;
- проанализировать особенности развития индивидуальности дошкольника в игровой деятельности;
- провести эмпирическое исследование развития индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:
- изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- анализ изучаемой проблемы в практике дошкольного образования; анализ нормативных документов;
- педагогический эксперимент;
- качественный и количественный анализ полученных данных;
- математические и статистические методы обработки результатов исследования.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные:
- вопросам развития индивидуальности ребенка дошкольного возраста (В.В. Абашина [1], Т.В. Гудкова [9], Е.А. Кудрявцева [16], Л.В. Мищенко [21], В.И. Слободчиков [34], Л.Л. Тимофеева [37], А.Р. Уразова [39] и другие);
- проблемам значения игровой деятельности в становлении личности дошкольника (А.А. Алоян [2], Н.Я. Большунова [4]; [5]; [6], А.М. Кедрова [12], И.Л. Кириллов [13], Г.А. Мошкова [23], Н.Ю. Охрименко [26], Л.Ф. Плиса [29], Е.О. Смирнова [35], М.В. Урбанская [40], С.Ф. Хачатрян [44]; [45], А.А. Чуганская [47], Т.С. Щербакова [48], Л.И. Эльконинова [50] и другие авторы).
Базой проведения эмпирического исследования стало МБДОУ № 36 «Искорка» г. Елабуга республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- производится уточнение содержания понятия индивидуальности детей дошкольного возраста;
- осуществляется попытка доказательства необходимости игровой деятельности как средства развития индивидуальности ребенка;
- дается обоснование значения игры для самореализации личности дошкольника.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем производится экспериментальное изучение процесса развития индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности, на основе которого могут быть разработаны и апробированы в дальнейшем методические рекомендации для педагогов ДОУ по реализации разработанной технологии развития индивидуальности дошкольников в игре.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной и литературы и приложений.
Целью данного исследования стало изучение возможностей использования игровой деятельности в качестве важнейшего средства развития индивидуальности дошкольников. Для достижения данной цели в ходе исследования были последовательно решены четыре задачи.
Первой из них было определение понятия и особенностей развития индивидуальности дошкольника. Нами были сделаны следующие выводы:
- развитие индивидуальности имеет возрастной характер, заключающийся в возникновении новых связей между индивидуально- личностными особенностями ребенка в процессе его взросления;
- в период дошкольного детстваразвитие индивидуальности определяется развитием процессов внимания, восприятия, памяти, темперамента, мыслительных процессов и волевых качеств, мотивации.
Вторая задача исследования состояла в том, чтобы дать характеристику игры как ведущего вида деятельности ребенка дошкольного возраста. В процессе ее решения основными выводами стали:
- игра - это свободная активность детей; основная форма проявления инициативности и самостоятельности дошкольников; источник положительных эмоций; активное познание самого себя и предмета игры;
- среди всего многообразия игр особо выделяются три разновидности: сюжетно-ролевые, подвижные, а также дидактические игры.
Третья задача исследования заключалась в анализе особенностей развития индивидуальности дошкольника в игровой деятельности. Мы обнаружили, что позитивное воздействие игры на развитие индивидуальности дошкольника обусловливается:
- происходящим в процессе игровой деятельности присвоением социальных и культурных кодов и освоением в процессе игровой деятельности особенностей полоролевого поведения;
- установлением гармоничного взаимодействия дошкольника со взрослыми и ровесниками;
- самоанализа образа «Я», построением в игре желаемого образа себя самого.
Наконец, последняя задача работы состояла в том, чтобы провести эмпирическое исследование развития индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Диагностика свойств индивидуальности дошкольников показала, что дети имеют достаточно высокий уровень перцептивных умений, развития речи, а также развития способности к переключению и распределению внимания, развития мотивации и мышления. Тем не менее, в процессе формирующего этапа посредством использования игровой деятельности, результаты дошкольников в данных аспектах развития индивидуальности повысились.
На основе проведенного эмпирического исследования нами был сделаны выводы о том, что:
- игровая деятельность дошкольников не возможна без коммуникации между ними, что способствует обогащению словарного запаса детей, расширению сферы используемой ими лексики, учит дошкольников словообразованию;
- игра способствует познанию детьми окружающей действительности, расширению сферы их восприятия и перцептивных умений;
- в процессе игр происходит постоянное повышение способности детей к переключению и распределению внимания;
- игра способствует сохранению задачи деятельности, достижению поставленной цели, проявлениям инициативности, стремлению к успеху; активности, игра развивает основные мыслительные операции, стимулирует интеллектуальное развитие.
Таким образом, мы можем говорить о том, что задачи данного исследования были нами решены. Цель исследования была достигнута, а гипотеза подтверждена.
1. Абашина В.В., Якоб С.А. Личностное развитие ребенка как цель современного дошкольного образования // Концепт. - 2015. - № 17. - С. 21 - 25.
2. Алоян А.А. Социальная роль в игровой деятельности как условие
развития индивидуальности ребенка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/material.html?mid=106817
(02.01.2018).
3. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 272 с.
4. Большунова Н.Я. Детская субкультура как форма организации развития субъектности и индивидуальности дошкольников // Второй международный конгресс по педагогическим, психологическим и социокультурным аспектам поведенческих проблем и делинквентности детей и подростков. - Пермь: ПГГПУ, 2010. - С. 37 - 40.
5. Большунова Н.Я. Развитие индивидуальности и субъектности в формах детской субкультуры: учебное пособие. - Новосибирск: Изд- во НГПУ, 2013. - 232 с.
6. Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. - 324 с.
7. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо. - М.: Сфера, 2014 - 446с.
8. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 156 с.
9. Гудкова Т.В. Специфика индивидуальности и ее развитие в детском возрасте: основные исследовательские подходы // Вестник НГПУ. -
2014. - № 4. - С. 19 - 30.
10. Евсеева Т.О. Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 583 - 586.
11. Зайнуллина Г.Р. Использование сюжетно-ролевых игр как средства
развития речи детей дошкольного возраста // Обучение и
воспитание: методики и практика. - 2013. - № 7. - С. 9 - 14.
12. Кедрова А.М. Игровая деятельность как средство воспитания и развития. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/igrovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-vospitaniya-i
(29.12.2017) .
13. Кириллов И.Л. Сюжетная игра - средство становления психологически здорового ребенка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mocdo.ggtu.ru/docs_ pdf (27.12.2017).
14. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. - М.: Мозаика- Синтез, 2010. - 352 с.
15. Кочеткова Н.Н. Особенности развития и педагогическое руководство формированием познавательных процессов у детей дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 30. - С. 181 - 186.
16. Кудрявцева Е.А. Развитие индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста в коллективных взаимоотношениях: дис. ... докт. пед. наук. - М., 2005. - 300 с.
17. Ливанов Д.В. Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС
ДОв практике работы дошкольных образовательных учреждений». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //edu.tatar.ru/r sloboda/t-uraevo/dou/page 1893358.htm
(12.12.2017) .
18. Макнамара Д. От игры к индивидуальности. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://alpha-parenting.ru/2016/01/25/ot-igryi-k-
individualnosti/ (02.01.2018).
19. Маслобойщиков В.С. Подвижные игры как средство развития метапредметных результатов внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - № 1. - С. 46 - 48.
20. Мелехина И.В. Сенсорное развитие - фундамент умственного
развития детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская
площадь, 2014. - С. 136 - 139.
21. Мищенко Л.В. Интегративное исследование пологендерного
развития индивидуальности детей дошкольного возраста. Монография. - Saint-Louis, MO: Publishing House «Science &
Innovation Center», 2013. - 270 с.
22. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение / пер. с фр. Л. Б. Печатниковой. - Москва: АСТ: Астрель, 2006. - 349 с.
23. Мошкова Г.А. Игра как средство индивидуально-личностного развития // Вестник АГУ. - 2015. - № 4. - С. 112 - 118.
24. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: Институт
практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.
25.Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.
26. Охрименко Н.Ю., Веремеенко Ю.Е., Исаева В.Ю. Что такое игра и что такое играть? // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2016. - № 1. - С. 275 - 276.
27. Петрановская Л.В. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка. - М.: АСТ, 2017. - 288 с.
28. Пирогова Г.В. Характеристика игры детей дошкольного возраста // Вестник ТГПУ. - 2016. - № 3. - С. 143 - 148.
29. Плиса Л.Ф., Юракова О.Н. Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка // Психологические и педагогические аспекты научного становления личности. - Уфа: Омега-Сайнс, 2017. - С. 77 - 79.
30. Потанина С.В. Развитие личности дошкольника в игре // Концепт. -
2015. - № 6. - С. 78 - 81.
31. Серых Е.М., Бусловская М.А., Шестакова Л.А., Сорокина Г.В. Интерактивные игры как средство повышения познавательной активности дошкольников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 48. - С. 218 - 223.
32. Синченко Л.Т. Игра как средство развития познавательных процессов дошкольников при их подготовке к начальной школе // Массовые коммуникации на современном этапе развития мировой цивилизации. - М.: Гуманитарно-социальный институт, 2015. - С. 147 - 149.
33. Сирз У., Сирз М. Воспитание ребенка от рождения до 10 лет. - М.: Эксмо, 2015. - 448 с.
34. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 360 с.
35. Смирнова Е.О. Игра как деятельность и как форма обучения // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 62 - 63.
36. Теренина О.С. Развитие личности дошкольника в свободной игре // Вестник АГУ. - 2016. -№ 6. - С. 117 - 124.
37. Тимофеева Л.Л. Проблема формирования субъектности в дошкольном образовании // Детский сад: Теория и практика. - 2015.
- № 1. - С. 16 - 23.
38. Тихонова С.В. Индивидуальное развитие ребенка дошкольного возраста // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2016. - № 3.
- С. 76 - 79.
39. Уразова А.Р. Основные аспекты социально-личностного развития детей дошкольного возраста в современном обществе // Детский сад от А до Я. - 2015. - № 2. - С. 40 - 47.
40. Урбанская М.В. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника // Вестник ТГСПА им. Д.И. Менделеева. - 2010. - № 2. - С. 99 - 105.
41. Устинова О.А., Пашаев М.В., Кабанов М.В. Детская площадка как место социокультурного объединения детей // Развитие человека в современном мире. - 2014. - № 5-1. - С. 127 - 131.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2013Z11/25/doshk-standart-dok.html (21.12.2017).
43. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. -
[Электронный ресурс]. -
http://sbiblio.com/biblio/archive/feldrshteyn_psi/02.aspx (21.12.2017).
44. Хачатрян С.Ф. Особенности сюжетно-ролевой игры у современных дошкольников // Парадигмальный диалог в отечественном педагогическом знании. - М.: Перо, 2016. - С. 222 - 228.
45. Хачатрян С.Ф. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - 2016. - № 2-2.
- С. 105 - 108.
46.Чердонова А.С. Мелкая моторика как движущая сила развития ребенка // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной Российской детской психологии. Якутск, 4 - 5 апреля 2013 г. - Киров, МЦНИП, 2013. - 249 с. - С. 85 - 88.
47.Чуганская А.А. Развитие индивидуальности у ребенка в творчестве и игре // Проблема индивидуальности в современной психологии. - Владивосток: Изд-во МГУ им. Адм. Г.И. Невельского, 2009. - С. 122
- 124.
48. Щербакова Т.С., Фисенко Л.А., Смирнова Н.Ю. Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста // Технологии XXI века: Проблемы и перспективы развития. - Уфа: Аэтерна, 2016.
- С. 186 - 188.
49.Эльконин Д.Б. Психология игры. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001 .HTM#
(27.12.2017) .
50.Эльконинова Л.И. О единице сюжетно-ролевой игры // Вопросы психологии. - 2004. - №1. - С. 68 - 69.