Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институт учеников Пекинской духовной миссии в развитии российского китаеведения (середина ХУП1 - середина XIX вв

Работа №50765

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы89
Год сдачи2016
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
370
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Пекинская духовная миссия XVIII - середины XIX веков 11
1.1 Зарождение и формирование Миссии до середины XVIII века 11
1.2 Пекинская миссия до 1864 года 21
Глава 2 Вклад учеников Миссии в отечественное китаеведение 48
2.1 Формирование института учеников Пекинской миссии 48
2.2 Ученики-миссионеры и их достижения 54
Заключение 78
Список использованных источников и использованной литературы 81


Развитие отечественного востоковедения, а в частности российской синологии, невозможно без изучения опыта прошлого поколения. Огромный интерес в данном случае представляет деятельность миссионеров Российской духовной миссии в Пекине, просуществовавшей с начала XVIII века по начало XX века, оставив после себя монументальные труды по изучению Китая и его культурных особенностей. Среди представителей Миссии наибольший вклад в формирование и развитие отечественного востоковедения, становление его на одну высоту с европейским востоковедением был внесен представителями института учеников Пекинской духовной миссии, просуществовавший с начала XVIII в. по середину XIX в. Институт учеников Православной миссии стал первым прототипом научного учреждения для изучения Поднебесной, опередив при этом даже Неаполитанский университет изучения Востока.
Работы учеников Миссии, в частности, И.К. Россохина, А.Л. Леонтьева, П.И. Каменского, С.В. Липовцова, З.Ф. Леонтьевского, В.П. Васильева и других дали зелёный свет для дальнейшего освоения китайского и маньчжурского языков, детального изучения политических, экономических и социо-культурных особенностей Поднебесной, что впоследствии способствовало формированию университетского научного востоковедения, а также становлению российской востоковедной науки на одну ступень с европейской.
Хронологическими рамками нашей научной работы являются 1727-1860 гг., что позволяет проследить не только эволюцию деятельности Миссии в целом, но и работу представителей миссионерского ученичества, их вклад в российскую науку, направления деятельности, основные научные труды. Верхняя дата - 1727 год - выбрана как дата основания института учеников на основе 5 статьи заключенного в октябре 1727 года Кяхтинского трактата. Нижняя дата - 1860 год - является датой организации российского посольства в Пекине, после чего роль центра востоковедения была перенесена на университетские кафедры, произошло отделение китаеведческой школы от церкви и окончательный переход Российской миссии, ранее выполнявшей по большей части светские функции, в духовную. При этом для решения ряда поставленных ниже задач нам придётся выйти из указанных границ, чтобы осветить рассматриваемую нами проблему, найдя истоки её формирования и дальнейшее развитие.
Степень изученности проблемы
Опубликование трудов учеников Миссии как периода работы в Пекине, так и службы в Коллегии иностранных дел, куда многие попадали после возвращения из Китая, постоянно сопровождалось трудностями. Публикации препятствовали цензурные ограничения, фактическая незаинтересованность правительства в развитии науки, жесткая конкуренция с иностранными учеными в Академии наук, финансовые затруднения, а также зачастую невозможность принять труд к печати из-за трудностей с печатью, в частности, в России практически до конца XIX века отсутствовал китайский шрифт в типографиях. Указанные факторы приводили к тому, что большинство трудов оставалось неизданным, хранилось в виде рукописей, оседало в архивах. Даже в настоящее время достаточно сложно найти необходимые материалы по истории института учеников и их вклада в развитие российского востоковедения.
Деятельность Миссии была прерывной: начальник каждой миссии сам избирал основные направления своей деятельности, которая не являлась продолжением деятельности предыдущей миссии. Материалы миссионеров по прибытию в Россию просто оседали в правительственных архивах, а каждая новая миссия зачастую сталкивалась с необходимостью изучать тот или иной аспект абсолютно заново, не опираясь на опыт и знания предыдущих поколений. К началу XX века четко просматривалась тенденция поверхностной разработки и изучения вклада учеников Миссии в отечественную науку без глубокого теоретического обобщения имевшихся знаний.
Первыми отечественными востоковедами, занимавшимися рассматриваемой нами темой, стали Н.И. Веселовский и В.В. Бартольд. Тема изучения вклада учеников при Миссии в развитие синологии и маньчжуроведения была затронута в работах Н.И. Веселовского, а после Николая (Адоратского), где рассматриваются всевозможные аспекты существования и функционирования Пекинской православной миссии в целом, а также научные работы миссионеров и учеников по синологии, маньчжуроведению, тибетологии . Не менее важным для нас стал монументальный труд академика В.В. Бартольда «История изучения Востока в Европе и России», где проливается свет на основные этапы изучения Дальнего Востока и Китая в частности. Однако данная работа имеет определенные погрешности: например, в ней не указаны имена первых отечественных китаеведов И.К. Россохина и А.Л. Леонтьева.
В советский период основным трудом по изучению истории российского китаеведения по праву можно считать монументальные работы П.Е. Скачкова. В работе «Очерки истории русского китаеведения» на основе большого количества русских и иностранных архивных данных освещается история российского востоковедения миссионерского и университетского периодов, где подробно указаны основные исследователи Поднебесной, а также их работы. Изучение Китая здесь рассматривается в неразрывной связи с историей взаимоотношений России и Китая, так как этапы отношений двух государств оказали немалое влияние на развитие китаеведения. «Библиография Китая» дает возможность ознакомиться с имеющимися работами учеников Миссии, ознакомиться с их основными научными интересами.
Современные работы Р.М. Валеева, В.Г. Дацышена, А.В. Ломанова, С.А. Шубиной дают возможность рассмотреть научную работу Миссии в целом, период перехода от миссионерского к университетскому востоковедению, а также некоторых представителей института учеников Миссии в Пекине и их научный вклад . Персоналиям миссионеров также посвящены современные работы П.В. Денисова, В.М. Майорова, Л.В. Стеженской, И.Ф. Поповой и В.С. Мясникова.
В европейской научной литературе данная тема практически не изучалась.
Изучением биографии русских миссионеров и их вкладом в развитие межгосударственных отношений занимается современный китайский исследователь Чэнь Кайкэ . Работой миссионеров и их вкладом в развитие межкультурной коммуникации также занимался современный китайский историк Сяо Юцю.
Объект исследования - институт учеников Пекинской духовной миссии периода середины XVIII - середины XIX веков.
Предметом исследования являются функциональные аспекты деятельности учеников при Миссии в указанный период.
Цель исследования заключается в исследовании вклада института учеников Российской духовной Миссии в развитие отечественного востоковедения.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать работу Православной миссии в Китае в период XVIII¬XIX вв.
2. Обозначить основные особенности и характерные черты каждой миссии данного периода.
3. Получить представление о формировании института учеников при Миссии.
4. Рассмотреть вклад учеников при Миссии в российскую востоковедческую науку.
Теоретико-методологические основы исследования. Нами была задействована не только система общенаучных методов, характерных для всех гуманитарных наук, но также междисциплинарных методов и принципов, которые используются в подобных историографических работах. Использованный в работе сравнительно-исторический метод позволил рассмотреть формирование и дальнейшее развитие Православной Пекинской миссии в связи с социальной, внутренней и внешней политической обстановкой России и Китая, что также позволяет сопоставить историографические факты и источники. Ретроспективный метод позволил рассмотреть положение русского миссионерства и российского востоковедения с начала его формирования до окончания указанного периода, что дало возможность определить основные успехи и ошибки, а также рассмотреть общие тенденции развития данного социально-политического института. Статистический метод дал возможность обобщить и использовать статистику из ранее опубликованных и неопубликованных источников. Например, данные о формировании миссий, проживании миссионеров и учеников в Пекине. С помощью системного подхода в изучении института учеников Пекинской миссии мы рассматриваем основные его составляющие во взаимодействии как единое целое. Хронологический метод, предполагающий рассмотрение данной темы как череду взаимосвязей и последовательностей, разделяет её на ряд проблем, таких как общее положение Миссии в период присутствия в ней учеников; основные направления деятельности учеников и их вклад в отечественную науку. Принцип историзма позволил нам рассмотреть событийную картину в четкой временной последовательности и закономерности смены этапов формирования и дальнейшего развития института учеников Миссии.
В качестве основных источников данного исследования использовались:
1) неопубликованные архивные документы ф.Ю НА РТ «Казанская духовная академия. Рукописи отдела библиотеки XII, XVI - начала XX в.», подразделяемые на материалы, касающиеся научной и миссионерской деятельности учеников Миссии и Иакинфа Бичурина в Пекине, а также инструкции и отчеты миссионеров, проливающие свет на продвижения миссий в Пекин и взаимоотношений миссионеров и приставов с представителями Лифаньюаня и местных чиновников ;
2) историографические труды Н. Адоратского , сборник работ по истории Миссии под редакцией Н.И. Веселовского , описывающие особенности научной и миссионерской деятельности духовных лиц и учеников Миссии, сами по себе значение первоисточников, так именно они стали первыми крупными работами по истории Миссии, а также включали в себя материалы, которые в дальнейшем были утеряны;
3) в исследовании задействованы опубликованные работы И.К. Рассохина, А.Л. Леонтьева, П.И. Каменского, А.Г. Владыкина, З.Ф. Леонтьевского и других учеников при Миссии, изучение которых позволило нам сделать вывод о характере их работы во время проживания на территории Российской духовной миссии в Пекине .
В работе использована научная литература на трех языках: русском, английском и китайском. Мы обладаем достаточно малым количеством иностранной литературы, касающейся истории Российской духовной миссии, что объясняется узкой специализацией темы.
Рассматривая русскоязычную литературу, особенно стоит отметить труд «Очерки истории русского китаеведения», изданный в 1977 году и принадлежащий перу советского востоковеда П.Е. Скачкова . Как указывалось ранее, в ней, на основании архивных документов и рукописных трудов миссионеров и учеников Миссии рассматривается вся история русского китаеведения от первых работ новообразованной православной Миссии до начала XX века. Работа В.В. Бартольда касается темы изучения Востока в России, где рассматривается и изучение Китая различными представителями российской 14 науки.
Персоналиям миссионеров также посвящены современные работы В.Г. Дацышена, А.Б. Чегодаева, П.В. Денисова, В.М. Майорова, Л.В. Стеженской, И.Ф. Поповой и В.С. Мясникова.
Для определения характера внешнеполитических связей Китая с иностранными державами, в частности с Россией, нами использовались работы В.А. Александрова, Е.Л. Беспрозванных, А. Буксгевдена, касающиеся дипломатических отношений двух стран, заключенных договоров и трактатов, а также организации торговых и дипломатических посольств.
Структура работы. Исследование состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Используя периодизацию П.Е. Скачкова в «Очерках истории русского китаеведения», упоминаемую нами в работе, согласно которой в развитии 133 отечественного китаеведения выделяются пять основных периодов , можно судить о развитии и изменении характера Миссии, а также проследить эволюцию развития Института учеников Российской духовной миссии в Китае. Изначально ученичество в Миссии представляло собой фактически лишь образование, существовавшие лишь в штатных документах и отчетах Миссии. Первые студенты в Китае представляли из себя людей слабо подготовленных к работе в новой языковой среде и научным изысканиям, связанным с изучением страны, её социальных, исторических и культурных особенностей, а также изучению дальневосточных языков с дальнейшей способностью переводить классические тексты и обучать языкам своих учеников. Государство изначально не тратило ни сил, ни финансов для улучшения жизни учеников, развития их деятельности и стимулирования научной работы. Из большого числа учеников пробивалось лишь небольшое количество талантливых и одаренных, которые впоследствии вновь сталкивались с трудностями, связанными с высокой конкуренцией как в Академии наук, так и в Азиатском департаменте, где многие оставались работать.
Попытки изменить сложившуюся систему происходили лишь время от времени. Условия для работы учеников сложно было назвать благоприятными, к тому же приходилось тратить много времени на повторение ранее пройденного предыдущими участниками Миссии пути. Самым лучшим примером здесь можно назвать многолетний опыт создания словарей, когда каждый представитель ученичества, начиная с И.К. Россохина, А.Л. Леонтьева и Ф.И. Бакшеева, создавал свой новый труд, пытаясь его издать. Однако повезло в этом деле лишь единицам.
Началом процесса улучшения условий жизни студентов, преподавания им китайского и маньчжурского языков, формирования научной библиотеки Миссии, а также разработки планов по предварительной подготовке и обучению учеников при Миссии начались с деятельности начальников VIII (1794¬1807) миссии под руководством Софрония Грибовского и X (1821-1830) миссии Петра Каменского. В дальнейшем улучшению качества работы и продуктивности деятельности представителей ученичества в Пекине способствовало внедрение дополнительного обучения перед отправкой в Бэй-гуань с 1840х гг.
Ситуация изменилась ко второй половине XIX века, когда тенденции перехода к научной и миссионерско-просветительской деятельности на фоне изменения внешнеполитического положения двух стран на основе ряда послевоенных договоров превратились в реформирование Миссии в целом. Православная миссия обрела сходства с европейскими миссиями, а светские студенты-китаисты перестали зависеть от работы Церкви. Разумеется, мы не говорим о полном исчезновении учеников при Миссии после радикальных реформ характера деятельности российского миссионерства за рубежом. Обучение учеников от Миссии продолжилось в меньшем объеме и даже после революции в России вплоть до времени окончательного прекращения деятельности Российской духовной миссии в середине XX века.
Проследив в нашей работе историю и эволюцию развития Пекинской миссии XVIII - XIX вв., научный вклад участников Миссии в развитие отечественной науки, можно с уверенностью сказать о существовании института учеников Православной миссии. Данное образование, изначально представлявшее собой весьма размытую, аморфную структуру к концу периода своего существования превратилось в действительно устойчивый институт, имевший свои задачи, предварительную подготовку, а также заметные положительные результаты своей деятельности.
Несмотря на трудности, связанные с пребыванием в Китае и тяжелыми условиями для работы, пребывание в должности студента при Миссии давало определенные преимущества, способствовавшие обустройству дальнейшей жизни после возвращения из Поднебесной. Например, Григорий Михайлович Розов, отправившийся в составе XI миссии в качестве псаломщика, после отъезда в Россию в 1833 году студента Курляндцева был переведен в студенты. Переход в число учеников Миссии позволил Розову начать работу по изучению языков, а в дальнейшем, сформировавшись как ученый и приобретя славу известнейшего маньчжуроведа, получить престижное место в Азиатском департаменте и высокий чин титулярного советника.
В целом, существовавший с XVIII века по вторую половину XIX века институт учеников внес существенный вклад в развитие отечественной науки. Наряду с некоторыми представителями миссионерского духовенства (Каменский, Бичурин, Кафаров) именно труды студентов Православной Пекинской Миссии не только поставили российское востоковедение в один ряд с процветающей европейской востоковедной наукой, но и подняли планку в вопросах изучения языков, истории и культуры Поднебесной, сделав множество открытий и новых достижений в области изучения Китая.



1) Документы Национального архива Республики Татарстан, фонд № 10, опись № 5 - Казанская духовная академия. Рукописи отдела библиотеки XII, XVI - начала XX в,
2) [Бичурин И.] Алфавит губерниям и городам Китая. Рукопись И. Бичурина. 1823-1824 // НА РТ, ф.Ю, оп.5, д.834, 5 л.
3) [Бичурин И.] Землеописание Китайской империи. Сочинение И.Бичурина. Том I-IIL 1825 //НА РТ, ф.Ю, оп.5, д.829-831, 378 л., 436 л., 406 л.
4) [Вознесенский Н.И.] Замечания о Китае. Рукопись Н.И. Вознесенского, 1828 // НА РТ, ф.Ю, оп.5, д. 832, 198 л.
5) [Ковалевский О.М.] Дневники занятий профессора Ковалевского О.М. во время пребывания его с миссией в Пекине в 1830-1832 гг. // НА РТ, ф.Ю, оп.5, д.843, 185 л.
6) [Сосницкий А.И.] Китайские указы и различные очерки из китайского быта. Рукопись А.И. Сосницкого 1828-1830 // НА РТ, ф.Ю, оп.5, д. 841, 141 л.
7) [Сосницкий А.И.] Описание Храма Земли в Китае и о жертвоприношении. Рукопись составлена миссионером А. Сосницким. 1828 И НА РТ, ф.Ю, оп.5, д.845, 6 л.
8) Путевой журнал о следовании свиты и учеников Танцинского государства в г. Пекин. Материал предоставлен VIII Российской духовной миссией в Пекине, 1794 // НА РТ, ф.Ю, оп. 5, д.844, 52 л.
Опубликованные:
1) Адоратский Н. Краткая история Русской православной миссии в Китае: составленная по случаю исполнившегося в 1913 году двухсотлетнего юбилея ее существования / Н. Адоратский. — Пекин: Типография Успенского монастыря, 1916, 226 с.
2) Бантыш-Каменский Н.Н. Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792 гг. / Н.Н. Бантыш- Каменский - Казань: Типография императорского университета, 1882, 564 с.
3) Бернштам А.Н. Н.Я. Бичурин (Иакинф) и его труд «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» / А.Н. Бернштам. - М.;Л., АН СССР, 1950, 471 с.
4) Бичурин Иакинф. Описание Пекина. С приложением плана сей столицы, снятого в 1817 г., СПб, 1829,163 с.
5) Валеев Р.М., Мартынов Д.Е. Российское университетское востоковедение в архивных документах: центры, события и наследие (XIX - начало XX вв.) / Р.М. Валеев, Д.Е. Мартынов. - Казань: Казанский государственный университет, 2009, 115с.
6) Дневник архимандрита Палладия за 1858 год, СПб, 1912, 289 с.
7) Дополнения к Актам историческим Т.З СПб, 1848, 539 с.
8) Захаров И.И. Грамматика маньчжурского языка, составленная экстраординарным профессором Императорского Санкт-петербургского университета Иваном Захаровым. СПб: Типография Императорской Академии наук, 1879, 324 с.
9) Ковалевский О.И. Маньчжурская хрестоматия, изданная Императорского Казанского университета экстраординарным профессором Осипом Ковалевским, Т.1. Казань, 1836, 590 с.
10) Ковалевский О.И. Монгольско-русско-французский словарь, Т.1. Казань: Типография Казанского императорского университета, 1844, 594 с.
11) Материалы для истории Российской Духовной миссии в Пекине. / Под ред. Н.И. Веселовского. СПб., 1905, 72 с.
12) Можаровский А.Ф. Архимандрит Пётр Каменский И Русская старина 1896 г, 337 с.
13) Россия - Монголия - Китай: дневники монголоведа О.М. Ковалевского, 1830-1831 гг. / подг. к изд. Р.М. Валеев, И.В. Кульганек. - Казань, СПб: «Таглимат» ИЭУП, 2005 (2006), 103 с.
14) Россохин И.К. Обстоятельное описание происхождения и состояния маньчжурского народа и войска в осьми знаменах состоящего, СПб, 1784. В 16 томах.
15) Русско-китайские отношения в XVII веке: материалы и документы. Т.1. 1608-1683. под ред. С.Л. Тихвинского. М., 1969, 379 с.
16) Сышу геы, то есть четыре книги с толкованиями. Книга первая философа Конфуция, пер. с кит. и маньчж. на российский язык надворный советник Алексей Леонтиев, СПб, 1780, 125 с.
17) Труды членов Российской духовной миссии в Пекине, т. I-IV, 1852¬1866, Пекин, 1909-1910
Использованная литература:
1) Александров В.А. Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина XVII века) / В.А. Александров. М.: Наука, 1969, 240 с.
2) Александров Б.Г. Бэй-гуань. Российская духовная миссия в Китае. / Б.Г. Александров. - Тяньцзинь: Идеал-пресс, 1939, 141 с.
3) Бартольд В.В. Сочинения. T.IX. / В.В. Бартольд. - М.: Наука, 1977, 996 с.
4) Беспрозванных Е. Л. Приамурье в системе русско-китайских отношений XVII — середина XIX в. / Е.Л. Беспрозванных. — Хабаровск, 1986, 335 с.
5) Буксгевден А. Русский Китай. Очерки дипломатических сношений России с Китаем. I Пекинский договор 1860 г. / А. Буксгевден. - Порт-Артур: Изд- во Новый край, 1902, 239 с.
6) Валеев Р.М. Казанское востоковедение: истоки и развитие (XIX в. - 20-е гг. XX в.). / Р.М. Валеев. - Казань, 1999, 585 с.
7) Валеев Р.М. Очерки истории казанского университетского востоковедения (1769-1920-е гг.). / Р.М. Валеев. - Казань, 2003, 142 с.
8) Ван Гуань. Очерки истории русского китаеведения // И не распалась связь времен - М, 1993, 391 с.
9) Горшунов В.С. Роль Казанского университета в развитии российско- китайских научных и культурных связей (XIX в.). // Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Востока: История и современность. Доклады. Кн.1. - М.- Иркутск-Тэгу, 1997, С. 48-55
10) Дацышен В. Г., Чегодаев А. Б. Архимандрит Петр (Каменский). / В.Г. Дацышен, А.Б. Чегодаев. - М.- Гонконг, 2013, 360 с.
11) Дацышен В.Г. Архимандрит Пётр (Каменский) и становление русско- китайского взаимодействия в сфере медицины. // Сибирское медицинское обозрение № 6, 2012, С. 48-61
12) Дацышен В.Г. История изучения китайского языка в Российской империи. / В.Г. Дацышен - 2е изд., испр. и дополн. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006, 183 с.
13) Дацышен В.Г. Изучение китайского языка в России как фактор российско-китайских отношений. // Вестник Международного Центра Азиатских Исследований, №1, 1999, С. 17-29
14) Дацышен В.Г. История русско-китайских отношений (1619-1917 гг.). /
B. Г. Дацышен. - Благовещенск; Изд-во БГПУ, 2004, 277 с.
15) Дацышен В.Г. Христианство в Китае: история и современность. /В.Г. Дацышен. - М, 1997, 237 с.
16) Демидова Н.Ф., Мясников В.С. Первые русские дипломаты в Китае. / Н.Ф. Демидова, В.С. Мясников. -М.: Наука, 1966, 158 с.
17) Денисов П. В. Слово о монахе Иакинфе Бичурине. / П.В. Денисов - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2007, 335 с.
18) История Российской Духовной Миссии в Китае. Под ред Тихвинского
C. Л.-М., 1997, 407 с.
19) Ломанов А.В. Христианство и христианская культура. / А.В. Ломанов. - М., 2002,446 с.
20) Китай и соседи в Новое и Новейшее время. Под ред. С.Л. Тихвинского. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1982, 453 с.
21) Майоров В.М., Стеженская Л.В. Н.Я. Бичурин и его «Древняя китайская история» // Вестник Санкт-Петербургского университета, вып. 1, 2015, С.5-11
22) Миротворцев В.В. Материалы для истории Пекинской духовной миссии//Православный собеседник, сентябрь, 1888, С. 23-58
23) Миссионеры на Дальнем Востоке, материалы научной конференции. / сост. В.Ю. Климов, Т.А. Пан, СПб, 2014, 116 с.
24) Мясников В.С. Империя Цин и Русское государство в XVII веке. — М: Наука, 1987, 512 с.
25) Мясников В.С. Русский маньчжуровед Г.М. Розов // Проблемы Дальнего Востока, № 1, 1979, С. 181-187
26) Мясников В.С. Никита Яковлевич Бичурин (о. Иакинф): основатель отечественной научной синологии // Н.Я. Бичурин (о. Иакинф). Первый альбом., СПб: Изд-во РНБ, 2010. С. 24 - 32
27) Мясников В. С., Попова И. Ф. Вклад о. Иакинфа в мировую синологию. К 225-летию со дня рождения члена-корреспондента Н. Я. Бичурина // Вестник Российской Академии наук, Т. 72, № 12, 2002, С. 1099—1106
28) Мясников В.С., Шепелева Н.В. Империя Цин и Россия в XVII - начале XX в. / В.С. Мясников, Н.В. Шепелева. - М.: Наука, 1982, 453 с.
29) Очерки по Новой истории Китая. Пер. с китайского О.Л. Кищенко, Т.Е. Мытарова. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1956, 175 с.
30) Радовский М.И. Русский китаевед И.К. Рассохин // Из истории науки и техники в странах Востока, №2, - М.,1961, С. 68-99
31) Скачков П.Е. Академик В.П. Васильев о П.И. Кафарове // «Советское китаеведение», №4,1958, С. 206-210
32) Скачков П.Е. Константин Андрианович Скачков. Биографический очерк. / П.Е. Скачков. -М., 1958, 387 с.
33) Скачков П.Е. Рукописное наследие русских китаеведов и его значение в истории русского китаеведения // И не распалась связь времен... - М., 1993, 83 с.
34) Скачков П.Е. Очерки истории русского китаеведения. / П.Е. Скачков. -М., 1977, 503 с.
35) Серебренников И.И. Албазинцы. / И.И. Серебренников. - Пекин: Восточное просвещение, 1922, 15 с.
36) Тихвинский СЛ., Пескова Т.Н. Выдающийся русский китаевед Н.Я. Бичурин // Новая и Новейшая история, №5, 1977, С. 43-55
37) Фань Вэнь-лань, Новая история Китая, т.1. 1840-1901. - М., 1955, 630 с.
38) Хохлов А.Н. В.П. Васильев в Нижнем Новгороде и Казани // История и Культура Китая. — М., 1974, С. 187-193.
39) Хохлов А.Н. Монголист О.М. Ковалевский: Путешествие в Пекин (1830-1831) и контакты с Российскими китаеведами // Неизвестные страницы отечественного востоковедения, вып. II. М., 2004, С. 32-40
40) Шаталов О.В. Архимандрит Петр (Каменский) и десятая Российская православная миссия в Китае // Исторический вестник. Воронеж, №2, 2000, С. 67¬79
41) Шубина С.А. Дипломатическая деятельность Российской духовной миссии (XVIII-XX вв.) // Ярославский педагогический вестник, № 1, 2010, С. 189¬193
42) Шубина С.А. Русский китаевед З.Ф. Леонтьевский и его научное наследие // XXIX научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 1999. С.237-241
Иностранная литература:
1) Хроника правления императора Шицзу великой династии Цин. -
Токио, 1937, 378 с. (Да Цин Шицзу Сяньхуанди шилу). — ЖЖ, 1937, 378 с.
2) Цай Хуншэн. Хроники Русской миссии. - Гуанчжоу, 1994, 365 с. ЖЖ
Я*о (Цай Хуншэн. Элосы гуань цзи ши)о - ГАН, 1994, 365 с.
3) Чэнь Кайкэ. Палладий и китайско-российские отношения периода
поздней Цин. // Чэнь Кайкэ. - Шанхай: Шанхайское книжное издательство, 2008, 559 с. (Чэнь Кайкэ. Балади юй вакцин чжунъэ
гуанси) □ —АЖ; ЖЖАЙЖЙЙЛЕ (Шанхай: Шанхай шудиан чубаншэ) — 2008, 559 с.
4) Сяо Юцю. Духовная миссия и культурный обмен между Китаем и
Русским государством. Тяньцзинь: Тяньцзиньская народная типография, 2009, 440 с. (Сяо Юцю. Эгочжуанцзяотуань
юй циндай чжунъэ вэньхуа цзяолю) А Ж : А Ж А А Ж ЙК (Тяньцзинь: Тяньцзинь жэньмин чубаншэ), 2009, 440 с 0
5) Arbeiten der Kaiserlich Russischen Gesandtschaft zu Pekin uber China. - Berlin, 1858, 598 p.
6) Baddeley, John F. Russia, Mongolia, China. Chicago Journal. // The University of Chicago Press (on behalf of The History of Science Society), May, 1921, Vol. 4, no. l,85p.
Справочно-энциклопедические издания:
1) Скачков П.Е. Библиография Китая. / П.Е. Скачков. - М.: Наука, 1960, 690 с.
2) Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко. Ин-т Дальнего Востока -М,: Восточная литература, 2006.
Электронные ресурсы:
1) Синология.Ру: история и культура Китая [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.synologia.ru/,свободный. Проверено 13.06.2016.
2) Дацышен В.Г. Русские китаеведы XVIII - начала XX вв.: преподаватели и составители словарей [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.synoIogia.ru/a/PyccKHe китаеведы XVIII -
начала ХХ вв.: преподаватели и составители словарей, свободный.
Проверено 13.06.2016.
3) Дацышен В.Г. «Тайна» Петра (Каменского) и российское китаеведение. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.synologia.ru/a/«TafiHa»_neTpa_(KaMeHCKoro)и российское_ востоковедение, свободный. Проверено 13.06.2016.
4) Хохлов А.Н. Николай Адоратский (1849-1896) - историограф
Пекинской духовной миссии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.synologia.ni/a/Hm^afl Адоратский (1849-1896), свободный.
Проверено 13.06.2016.
5) Хохлов А.Н. Письма востоковеда В.П. Васильева из Пекина О.М. Ковалевскому. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.synologia.ru/a/riHCbMa востоковеда В.П.Васильева из Пекина О.М.Ковалевскому, свободный. Проверено 13.06.2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ