Введение 3
Глава 1. WEB-сайты как новая форма коммуникативной
информации 7
1.1. История и становление WEB-сайтов 7
1.2. Место WEB-сайтов в современном медиа
пространстве 14
1.3. Основные черты и типология WEB-сайтов 20
Глава 2. Контент сайта в области научной информации 30
2.1. Типологический анализ сайта 30
2.2. Рубрики, темы, заголовки 38
2.3. Жанровое разнообразие и лексические особенности 48
Заключение 50
Библиографический список 53
Приложение 59
Интернет - средство глобальной коммуникации, не имеющая национальных границ и объединяющая мировые информационные ресурсы в единую систему.
Интернет превосходит возможности других средств массовой коммуникации за счет интерактивности, эффекта присутствия, информационной насыщенности, использования сетевой навигации.
Мультимедийные сетевые технологии произвели революцию в системе традиционных СМИ и привели к появлению их нового вида - сетевых СМИ. Сегодня это - общепризнанный факт. Для миллионов людей они уже стали важным источником информации, а поскольку следующее поколение потребителей информационных продуктов социализируется почти исключительно через сеть и именно в Интернете узнает о существовании тех или иных каналов информации, то изучение сетевых СМИ как феномена журналистики приобретает особую значимость. С распространением Сети (означавшим увеличение потенциальной аудитории) и развитием технологии (появление платформы WWW, возможности использования графического, аудио- и видеоматериала) Интернет приобрел привлекательность для традиционных СМИ, которые с готовностью устремились в киберпространство
Коммуникативная модель в Интернете формируется в рамках специфической коммуникационной среды: общение происходит не между отправителем и получателем, а между пользователем и коммуникационной средой, где каждый выступает и в роли отправителя, и в роли получателя информации. Многонаправленность интернета позволяет строить
коммуникативную модель по принципу «многие многим», который органически включает в себя модели «один к одному» и «один ко многим». Это, в свою 3
очередь, значительно расширяет возможности общения для фирм и потребителей и создает разнообразие форм коммуникационного взаимодействия. Коммуникативная модель Интернета подразумевает наличие ярко выраженных обратных связей: электронная почта, данные о регистрации пользователей, файлы cookie, подписка или регистрация на web-серверах. Наличие обратных связей значительно повышает эффективность использования средства коммуникации и возможности фирмы адекватно реагировать на события, происходящие во внутренней и внешней среде, повышая тем самым ее конкурентоспособность.
В связи с вышеизложенным, можно говорить об актуальности темы исследования, которая обусловлена такими факторами как:
-социальная значимость сетевых СМИ;
-морально-этическая, правовая значимость сетевых СМИ и их роль в социуме;
-экономико-политические преобразования, произошедшие в последние десятилетия в нашей стране и повлекшие за собой изменения во всех сферах общественной жизни, в том числе и в средствах массовой информации;
-взаимовлияние сетевых СМИ и общества;
-значение сетевых СМИ в современном медиапространстве;
-влияние сетевых СМИ на потоки информации.
Цель исследования - изучить функционирование сетевых СМИ на примере сайта Елабужского института Казанского Федерального университета.
Задачами данного исследования являются:
1) рассмотреть развитие WEB-сайтов на современном этапе;
2) изучить основные черты сетевых СМИ;
3) рассмотреть особенности контента сетевых СМИ;
4) изучить структуру сайта Елабужского института Казанского федерального университета;
5) провести типологический анализ сайта - как сетевого СМИ;
6) проанализировать журналистские материалы;
7) сделать выводы.
Объектом исследования стали сетевые СМИ.
Предмет исследования - контент сетевых СМИ в современном медиапространстве на примере сайте ЕИ КФУ.
Эмпирической базой послужили материалы, опубликованные на сате Елабужского института Казанского Федерального Университета.
«Теоретическую базу составили труды отечественных ученых: Засурского Я.Н. «Система средств массовой информации», Акопова А.И. «Электронные сети как новый вид СМИ», Горный Е. «Интернет для журналистов».
На каком этапе развития сегодня сетевые СМИ? Что ожидает их в будущем? Какие социальные факторы влияют на развитие интернет-сайтов? Как нужно оптимизировать сетевые ресурсы, чтобы сделать их наиболее посещаемыми? Мы попытались дать ответы на вопросы в своем исследовании. Научная новизна исследования в том, что впервые анализируем сайт вуза по таким аспектам как удобство навигации, использование свойств интернет- журналистики, наличие рекламы, особенности журналистских текстов, их жанровое разнообразие.
Практическая значимость. Исследование можно использовать на лекциях по дисциплинам, связанных с изучением интернет-журналистики. Оно может быть интересно тем, кто собирается создать свой сайт, тем, кто заинтересован в продвижении уже имеющихся интернет-ресурсов.
Материалом для исследования послужили собранные сведения о сайте Елабужского института КФУ, журналистские тексты.
Основные методы исследования - метод проработки документов, теоретический анализ, типологический анализ, анализ журналистских текстов.
Структура дипломной работы: настоящая работа состоит из введения, двух основных глав и заключения. Первая глава - «WEB-сайты как новая форма коммуникативной информации» - состоит из трех параграфов. В ней анализируется история становления сетевых СМИ, ее место в современном информационном пространстве, основные черты этого вида СМИ, виды, типология. Во второй части работы под названием «Контент сайта в области научной информации», представлен типологический анализ издания, рассмотрены особенности контента, рассмотрено жанровой разнообразие, изучены особенности журналистских текстов.
В заключении подводятся итоги всего исследования, формулируются общие выводы, намечаются перспективы развития сетевой журналистики.
Эффективный сайт вуза гарантирует прозрачность многообразной и всесторонней образовательной и научной деятельности вуза в Интернет, прямо и непосредственно оказывая влияние на его конкурентоспособность и востребованность со стороны целевой аудитории, в первую очередь, абитуриентов на рынке высшего профессионального образования.
Модернизация вузовских официальных сайтов связана не только с изменениями в поведении и мотивации пользователей сети: чем больше граждан в государстве оказываются вовлеченными в Интернет, тем эффективнее становится использование веб-сайта как инструмента рекламы и продажи товаров и услуг. Отчетливо эта тенденция проявилась в условиях экономического кризиса, когда объемы рекламы в традиционных СМИ стали уменьшаться, а в сети, напротив, увеличиваться. Высшая школа давно взяла на вооружение Интернет для привлечения внимания потребителей к своим образовательным услугам. В новых экономических условиях благосостояние вуза все меньше зависит от государства и все больше от своих собственных усилий, умения создавать и продавать актуальные образовательные продукты. Высшая школа выходит на рынок услуг и обнаруживает здесь конкурентную среду, в которой можно добиться успеха только при активной рекламной политике. Поэтому университетам приходится осваивать новые методы для привлечения потребителей. В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.
Сегодня интернет-журналистика стремительно развивается, количество пользователей растет, а многие СМИ стремятся создать онлайн-версии изданий. Касается это и корпоративных изданий.
Но существуют проблемы, такие как сильная конкуренции, нехватка профессиональных кадров, повторы информации, недостоверность информации, а также недостаточный обхват аудитории, так как в России хоть и растет уровень компьютерной грамотности населения, но остается часть населения страны, которая не обладает навыками пользования оргтеникой, а, значит, эта часть не имеет доступа к интернет-сайтам.
Мы провели сравнительный анализ четырех сайто вузов по следующим критериям: освещение новостей в области научной жизни вуза, реклама, версия для слабовидящих, насыщенность, личный кабинет, понятность навигации, поисковик, мобильная версия, вуз в соцсетях, SD-туры. По итогам анализа исследуемый нами сайт оказался на втором месте.
Нет на исследуемом нами сайте поисковика и версии для слабовидящих и мобильной версии. Это самые явные минусы. Из-за этого интернет-ресурс и уступил сайту КНИТУ КАИ, но в целом сайт красочен, информационно наполнен, навигация доступная, особо радует, что на главной странице есть сюжет-экскурсия о вузе. Это отличает сайт от остальных. Также отличием является и представленная обширная подборка новостей с фотографиями. Также необходимо отметить единую цветовую гамму, качество дизайна и отсутствие рекламы. Все это отнесем к плюсам. Еще одним важнейшим положительным моментом назовем то, что есть распределение информации (указано для кого и где размещена нужная информация).
Мы провели анализ журналистских текстов, опубликованных на сайте вуза по критериям: рубрика, заголовок, жанр, лексические особенности текстов. И пришли к следующим выводам:
-самый популярный жанр - заметка;
-чаще всего журналисты освещают научную жизнь вуза;
-журналисты используют научные термины, канцеляризмы, лексику официально делового и научно-популярного стилей. Над лексикой нужно поработать, постараться минимизировать канцеляризмы и научные термины, тогда материалы станут доступнее, но стоит помнить о том, что во время типологического нанлиза мы отнесли исследуемое нами издание к качественной прессе, поэтому необходимо придерживаться принципов этого вида прессы;
-большим минусом мы посчитали недостаточность мультимедийности, отсутствие звуковой и визуальной информации.
Считаем, что будущее за интернет-журналистикой, поэтому корреспондентам необходимо внедрить в работу все возможности глобальной сети. Считаем эту тему перспективной для дальнейшего исследования.
1. Елабужский институт КФУ. Официальный сайт [Электронный ресурс,
дата посещения 23.03.18-30.04.18] / Режим доступа:
http: //kpfu. ru/ELABUGA;
2. Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013г №582 “Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об образовательной организации». [Электронный ресурс, дата посещения 21.04.18] / Режим доступа: http://xn-- 80abucjiibhv9a.xnp1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D 0%B5%D0%BD%D1 %82%D1 %8B/3527.
Теоретическая литература:
3. Ампилов В.А. Современный газетный очерк. / В.А. Ампилов - Минск, 1972. - 159.
4. Ворошилов В.В. Журналистика / В.В. Ворошилов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - 3-е издание. - 447 с.;
5. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации / Д.П. Гавра. - СПб.: Роза мира, 2005. - Ч.1. - 173 с.;
6. Горохов В. М. Мастерство журналиста / под.ред. В.М. Горохова, В.Д. Пельта. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1976. - 263с.;
7. Грабельников A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. - М.: РИП-холдинг, 2000. 336 с.;
8. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. / П.С.Гуревич. -М.: Искусство, 1991. 219 с.;
9. Гуревич С.М. Газета и рынок. / П.С.Гуревич. - М., 2002. 158 с.;
10. Джазоян А.Е., Коханова Л.А., Калмыков A.A. СМИ и современные медиа-технологии. / А.Е.Джазоян. - М., 2000. 158 с.;
11. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. / И.М.Дзялошинский. - М.: Издательство МГУ, 1996. - 174 с.;
12.Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России. / Я.Н.Засурский. - М.: Аспект пресс, 2001. - 259 с.;
13.Засурский Я.Н. Средства массовой информации России. / Я.Н.Засурский. — М.: Аспект Пресс, 2006. - 384с.;
14. Егоров А. Пять лет онлайновым СМИ. / А. Егоров. - Спб., 2003. - 155с.;
15. Кастельс М. Россия и сетевое общество. Аналитическое исследование. [Электронный ресурс, дата посещения 20.04.18] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-i-setevoe-obschestvo-analiticheskoe- issledovanie;
16. Калмыков А. А., Коханова Л. А.. Интернет-журналистика. /
А.А.Калмыков, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 383 с. ;
17. Калмыков А. А., Коханова Л. А.. Интернет-журналистика. А.А. Калмыков. Л.А.Коханова. - М., 2005. - 255 с.;
18. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. / М.Н.Ким. — Спб.: Издательство Михайлова В.А., 2004. - 109с.;
19. Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. М.Н.Ким. — СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2005. - 352 с.;
20. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. — М.: Аспект Пресс, 2009. - 318 с.;
21. Корнилов Е.А Журналистика на рубеже тысячелетий. - Ростов-на-дону, 1999. - 159 с.;
22. Луман, Н. Реальность массмедиа / Н. Луман; пер. с нем. А.Ю. Антоновского. - М.: Праксис, 2005. - 256 с. - (Образ общества);Макаров А.С. Производство криминальных новостей средствами массовой информации Республики Татарстан: практики контроля. [Электронный ресурс] / А.С. Макаров. - Центр аналитических исследований и разработок. - Режим доступа: http://www.casd.ru/ru/publications/35- casdbook2006/104-2009-02-26-10- 10-21.html;
23. Машкова, С.Г. Интернет-журналистика : учебное пособие / С.Г. Машко¬ва. - Тамбов: Изд-во тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 80 с.;
24. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. Монография / А. В. Манойло. - М.: МИФИ, 2003. - 388 с.;
25. Международный журнал. Медиа. Информация. Коммуникация.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mic.org.ru/5-nomer-2013/182- mesto-regionalnogo-televideniya-v-obshchestve-massovoj-kultury;
26. Михайлов С.А. «Технологический фактор в деятельности журналиста».
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://evartist.narod.ru/text5/66.1111и;;з 03;
27. Научный журнал. Молодой ученый. [Электронный ресурс] / Режим доступ - http://www.moluch.ru/conf/;
28.Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики.
Переходный период (середина 80-х 90-е годы). - М.: Факультет журналистики МГУ, 1996. - 276 с.;
29. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская академия наук, институт русского языка имени В.В. Виноградова. - 4-е изд., испр., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.;
30.Олешко В.Ф. Психология журналистики / В.Ф. Олешко. - Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 240с.;
31. Отделение журналистики МАГУ. Речевая культура журналиста как
проявление его внутренней культуры. [Электронный ресурс] / Режим доступ - http://journalist.masu.ru/index.php/2011-02-25-13-57-59/75--i—
/434-2011-03-11-16-45-23;
32. Перевалов В.В. Основы интернет-журналистика: вчера и сегодня. / В.В.
Перевалов. [Электронный ресурс, дата посещения 17.04.18] / Режим доступа: http://zhurnalistika.net/20110313189/teoriya-
zhurnalistiki/zhurnalistika-i-internet/internet-zhurnalistika-vchera-i- segodnya.html;
33. Перевалов В.В. Основы интернет-журналистики: учеб. пособие / В.В. Перевалов, Моск. гос.ун-тпечати имени Ивана Федорова. — М. : МГУП имени Ивана Федорова, 2012. — 232 с.;
34. Почепцов Г.Г. Информация &дезинформация / Г.Г. Почепцов. - Киев: Эльга Ника-Центр, 2001. - 251с.;
35. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. -М.: Рефл-бук, 2001. -651 с.;
36. Поздняков Н.К. «Информационная телепередача». М.: Искусство, 1998.¬158с.;
37. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2009.-351 с.;
38. Русский филологический портал. Шаповал В.В. Имидж автора в публицистике. (Роль сленговых и иных заимствованных, маркированных как «чужое слово».), 1999. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. philology. ru/marginalia/shapoval20. htm;
39. Самарцев O.P. Творческая деятельность журналиста. — М.:
Академический Проект, 2009. 528 с.;
40. Свитич Л.Г. Профессия: журналист / Л.Г. Свитич. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 255 с.;
41. Союз журналистов России. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] / Режим доступа - http://ruj.ru/pravcenter/law- tv_1.html;
42. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / Сост. И.Г.Ясавеев. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2000. - 224 с.;
43. Тертычный А.А. Расследовательская журналистика: Учебное пособие для вузов / А.А. Тертычный. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 384 с.;
44. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие для вузов / А.А. Тертычный. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 395 с.;
45. Травин А.. Российский Интернет: накануне больших
перемен. [Электронный ресурс, дата посещения 15.04.18] / Режим доступа: http: //travin. msk.ru/arc2/1339. html;
46. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. М.: Ладомир, 2004. - 297с.;
47. ФЗ «Об образовании в РФ». - М.: «Омега-Л», 2013. - 151 с.