Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Черты «вождизма» в образе действий Мао Цзэдуна (1950-1970)

Работа №50728

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы68
Год сдачи2016
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
268
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ФЕНОМЕН ВОЖДИЗМА МАО ЦЗЭДУНА 8
ГЛАВА 2 ФЕНОМЕН ВОЖДИЗМА СТАЛИНА .28
ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ВОЖДИЗМА
МАО ЦЗЭДУНА И СТАЛИНА 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66


События современности тем отличаются от событий исторических, что мы не знаем, к чему они ведут. Оглядываясь назад, мы можем понять события прошлого, прослеживая и оценивая их последствия. Но текущая история для нас - не история. Она устремлена в неизвестность, и мы почти никогда не можем сказать, что нас ждет впереди. Все было бы иначе, будь у нас возможность прожить во второй раз одни и те же события, зная заранее, каков будет их результат. Мы бы смотрели тогда на вещи совсем другими глазами, и в том, что ныне едва замечаем, усматривали бы предвестие будущих перемен. Быть может, это и к лучшему, что такой опыт для человека закрыт, что он не ведает законов, которым подчиняется история.
В истории XX столетия И. Сталин и Мао Цзэдун занимают особое место. Лидеры двух великих держав, ввергшие свои народы в пучину глубочайших потрясений, эхо которых не угасло по сей день. Взаимоотношения их были крайне сложными. Тут нашлось место и взаимным подозрениям, и интригам, и попыткам преуспеть на фоне другого. В данной работе хотелось бы рассмотреть ситуацию тех времен и некоторые поступки двух вождей.
Когда Мао Цзэдун вступил ещё в молодости в Коммунистическую партию Китая (КПК), он в 1930-е годы стал руководителем коммунистических районов в провинции Цзянси. Он придерживался мнения о необходимости выработки особой коммунистической идеологии для Китая. После «Великого похода», в котором Мао был одним из руководителей, ему удалось занять лидирующие позиции в КПК.
А после успешной победы (при решающей военной, материальной и консультативной помощи со стороны СССР) над войсками генералиссимуса Чан Кайши и провозглашения 1 октября 1949 г. образования Китайской Народной Республики Мао Цзэдун до конца жизни фактически являлся лидером страны. А также с 1943 года и до смерти занимал должность председателя китайской компартии, и в 1954—59 гг. также должность председателя КНР. Мао Цзэдун провёл несколько знаменательных кампаний, самыми известными из которых стали «Большой скачок» и «Культурная революция» (1966—1976),которые унесли жизни многих миллионов людей.
Во время правления Мао Цзэдуна в Китае проводились репрессии, которые критиковались не только в капиталистических, но даже в социалистических странах. Стоит отметить, что в тот период существовал культ личности Мао Цзэдуна.
Наверно, все знают, что в современной истории Китая, пожалуй, нет фигуры, равнозначной Мао Цзэдуну. Мао, его личность, его деятельность, его учение (маоизм) оказывали решающее воздействие на развитие страны на протяжении полувека, оно ощущается и до сих пор.
О Мао Цзэдуне написаны сотни книг и статей, романов и повестей, сняты фильмы, созданы интернет-сайты. Казалось, изучено все, до мельчайших подробностей. А вот исчерпывающих ответов на эти вопросы до сих пор нет. Для большинства ученых на Западе и в Китае, а после раскола между КПСС и КПК и в России китайская компартия под руководством Мао уже во второй половине 1930-х годов стала автономной и самодостаточной, а Мао Цзэдун, по существу, дистанцировался от Москвы. Многие авторы писали о том, что, по их данным, Сталин не доверял Мао, являвшемуся в его глазах более «крестьянским националистом», нежели коммунистом. Западные историки Джон Кинг Фэрбэнк, Бэнджамин Шварц, Конрад Брандт и Роберт Норе первыми, еще в конце 1940-х — начале 1950-х годов, обосновали ставший затем классическим постулат о «самостоятельности Мао Цзэдуна», как в его отношениях со Сталиным, так и в его воззрениях на Китай.
О своих внешнеполитических воззрениях Мао Цзэдун высказался в начале 50-х гг., заявив, что человечество вступило в новую историческую эпоху, когда “не ветер с Запада довлеет над ветром с Востока, а, наоборот, ветер с Востока довлеет над ветром с Запада”. Тогда это можно было принять
Как образное выражение руководителя самой большой по численности населения страны Востока и всего мира. В дальнейшем во внешнеполитических представлениях Мао “ветер с Востока” все больше определялся “ветром Китая”.
Возьмем маоистскую внешнеполитическую схему “трех миров”, согласно которой “первый мир” образуют две сверхдержавы - США и СССР, “третий мир” - все страны Азии (за исключением Японии), Африки и Латинской Америки, а ‘'второй мир” - все остальные страны - как капиталистические, так и социалистические. Как видно, в этой схеме нет важнейшего в марксистско-ленинской методологии принципа классового подхода. Она не признавала существования мировой социалистической системы и отводила Китаю руководящую роль в “третьем мире” как “главной революционной движущей силе, толкающей вперед колесо мировой истории”1.
Вождизм — политика, направленная на утверждение одного человека в роли непререкаемого руководителя. Для вождизма характерна личная преданность одному человеку — вождю, признанному идейному руководителю в жёсткоцентрализованных структурах (государстве, партии).
Предметом исследования является черты «вождизма», а объектом. - Сталин и Мао Цзэдун.
Цель исследования - рассмотреть и изучить феномен "вождизма" в образе действий Мао Цзэдуна 1950-1970.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) проанализировать феномен «вождизма» Мао Цзэдуна;
2) рассмотреть феномен «вождизма» Сталина;
3) провести сравнительный анализ политики «вождизма» Мао Цзэдуна и Сталина.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что в драматической истории XX столетия И. Сталин и Мао Цзэдун занимают особое место. Лидеры двух великих держав, ввергшие свои народы в пучину глубочайших потрясений, эхо которых не угасло по сей день... Их взаимоотношения были крайне сложными. В большой политической игре нашлось место и взаимным подозрениям, и интригам, и вероломству.
Источниковую основу исследования представляет совокупность разного рода материалов, которые по своей специфике могут быть подразделены на ряд групп:
1) это, прежде всего, произведения (статьи, очерки и т.д.), речи Мао Цзэдуна разных лет, которые представлены в изданных в СССР четырехтомном собрании его сочинений и шеститомном сборнике его выступлений.
2) законодательные (нормативные) акты КНР, такие, как: Общая программа Народного политического консультативного совета Китая (1949 г.), «Закон о земельной реформе в КИР» 1950 года, законодательство о семье и браке в КНР (1950 г.), Конституция КНР 1954 г. и др., в которых отражены основные направления государственного строительства и политики Китайской Народной Республики в рассматриваемый период;
3) официальные документы и рабочие материалы Коммунистической партии Китая;
4) записки, мемуары и воспоминания китайских и советских государственных деятелей, например, маршала Пэн Дэхуая , Ван Мина , И. В. Ковалева , П. П. Владимирова и др.
В понимании китайцев Мао был и остаётся величайшей личностью несмотря на «ошибки», «перегибы» и прочие изъян ... Главный вопрос, интересующий людей в современном мире: «Почему Сталина и Мао считали вождями? Почему они смогли подчинить себе массы людей своей страны так, что они с трепетом и боязнью верили и шли за данными правителями?»
По структуре работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате рассмотренного и изученного материала, были решены следующие задачи исследования:
1) проанализирован феномен «вождизма» Мао Цзэдуна;
2) рассмотрен феномен «вождизма» Сталина;
3) проведен сравнительный анализ политики «вождизма» Мао Цзэдуна и Сталина.
Сталин и Мао Цзэдун. Два тирана, два диктатора двадцатого столетия. Они были вождями двух крупнейших соседних государств и вместе с тем губителями миллионов жизней. Формально эти политические деятели были объединены одной идеологией — марксизмом-ленинизмом. Но фактически были поставлены друг против друга самой сутью своих воззрений и претензий на лидерство, на тотальное господство, не только в области идеологии, но и в геополитике.
Сталин и Мао Цзэдун были одновременно и товарищами и соперниками, союзниками поневоле. Каждый из них выражал интересы своего государства, партии, нации и только потом свои личные интересы.
Они не хотели считаться с позицией друг друга. Компромиссы и соглашения, принятые ими были взаимовынужденными и появлялись как результат упорной борьбы. Мао Цзэдун твердо был убежден, что он сыграл со Сталиным вничью. С другой стороны, можно ясно представить, что Сталин считал себя победителем в игре против Мао Цзэдуна. Тяжесть их борьбы пришлось нести народам их могучих стран. Так если Сталин был горем России, то Мао Цзэдун был горем Китая.
Председатель Постоянного комитета ВСНП Е Цзяньин в 1979 г. назвал время правления Мао Цзэдуна «феодально-фашистской диктатурой». Со временем была дана другая оценка.
«Товарищ Мао Цзэдун — великий марксист, великий пролетарский революционер, стратег и теоретик. Если рассматривать его жизнь и деятельность в целом, то заслуги его перед китайской революцией в значительной степени преобладают над промахами, несмотря на серьёзные ошибки, допущенные им в „культурной революции”. Его заслуги занимают главное, а ошибки — второстепенное место» (Руководители КПК, 1981 год).
Страна, оставшаяся после Мао была в глубоком кризисе. После «Большого скачка» и культурной революции было заметно, что экономика Китая перестала столь стремительно развиваться. Из-за действий левых радикалов культурная и интеллектуальная жизнь была практически уничтожена. Также стоит отметить, что политическая культура ставилась под вопрос из-за чрезмерной общественной политизации и большого идеологического хаоса. Стоит также упомянуть о многих миллионах сломанных судеб людей, которые оказались невольными жертвами достаточно жестоких кампаний. Ученые подсчитав количество жертв только культурной революции сошлись в едином мнении, что жертв насчитывается около 20 миллионов и еще 100 миллионов в той или иной степени пострадали в её ходе. Известно, что количество жертв «Большого скачка» насчитывает еще больше людей, но так как весомая часть жертв приходилась на сельское население, узнать доподлинное их количество до сих пор посчитать невозможно. И по этой же причине трудно оценить масштабы катастрофы и ущерба, причиненного стране.
С другой стороны, нельзя не сказать, что Мао в 1949 г. получил страну недостаточно развитую. Очень многие отрасли в этой стране были коррумпированы и страна была аграрной с множественными проблемами в построении системы правления. Но Мао, благодаря своим талантам, сделал за достаточно малые сроки мощную, сильную державу, имеющую атомное оружие. За годы его управления страной процент неграмотности среди населения упал с 80% до 7%. Стоит отметить, что население выросло более, чем 2 раза, а также продолжительность жизни увеличилась также в 2 раза и индустриальная продукция— более чем в 10 раз. Он сумел объединить огромные территории страны, присоединив к ней Внутреннюю Монголию, Восточный Туркестан и Тибет. Также он нарушил право этих народов на самоопределение после развала империи Цин. Идеология Мао Цзэдуна, названная маоизмом, оказала огромное влияние на развитие левых, в том числе террористических движений во многих странах мира — Красных Кхмеров в Камбодже, Сияющего Пути в Перу, революционное движение в Непале, коммунистических движений в США и Европе. Но в истории Китая интересно то, что после смерти Мао экономика самого Китая немного изменила направленность своей экономики. Но при этом сохранила свою коммунистическую идеологию. Реформы, начатые Дэн Сяопином в 1979 г. и продолженные его последователями, де-факто сделали экономику Китая капиталистической, с характерными последствиями как для внутренней, так и для внешней политики. В Китае персона Мао Цзэдуна характеризуется крайне неоднозначно. Так например, часть населения видит в нем героя Гражданской войны, гениальную личность и великого сильного правителя".
Некоторые китайцы старшего возраста ностальгируют по уверенности в завтрашнем дне, равенству и отсутствию коррупции, которые, по их мнению, существовали только в эпоху Мао. Но с другой стороны, многие люди не могут простить Мао жестокости и ошибок его массовых кампаний, в частности культурной революции. Интересно, что на сегодняшний день люди в Китае достаточно свободно и открыто обсуждают политику «Великого Кормчего», публикуют различные произведения, где иногда модно даже увидеть критику в адрес Мао Цзэдуна и его политики управления страной. В КНР официальной формулой оценки его деятельности остается и по сей день цифра, озвученная самим Мао как характеристика деятельности Сталина (как ответ на разоблачения в тайном докладе Хрущева): 70 процентов побед и 30 процентов ошибок. Тем самым КПК добивается признания своей власти в условиях, когда буржуазная экономика в КНР сочетается с коммунистической идеологией.
Многие люди из-за того, что они поддались своим слабостям или идеалистическим идеям, невольно допустили господство над собой сил тоталитаризма, которые по определению враждебны природе человека как таковой.
Сталин был хозяином своей партии намного раньше того момента, когда Мао Цзэдун стал хозяином в своей. И раньше, потому что Мао Цзэдун сумел благодаря политическому поражению его соперника Чан Кайши образовать свое государство- КНР. Иными словами, Сталин пришел к власти в своей партии на пять-десять лет раньше, чем Мао Цзэдун пришел в своей. А к власти в своем государстве Сталин пришел на двадцать пять-тридцать лет раньше, чем Мао Цзэдун в своем. Хотя стоит справедливо заметить, что и из жизни Сталин, который был на 14 лет старше Мао Цзэдуна, ушел раньше на 23 года.
Можно иметь разные мнения и оценки о давно прошедших событиях. Но по отношению к политике и культу личности Сталина двух мнений быть не должно. Иначе все может снова повториться. Даже если нам до сих пор напоминают как бойцы шли в бой с именем Сталина, все равно можно понять, что они имели ввиду не конкретного человека как такового, а воплощение извечной идеи вождя.
Порой говорят, что Сталин открыл для атеизма своего рода '’Константиновский период", т. е. эпоху государственной поддержки. Если так говорить, то значит упустить главное или сказать не все. С наступлением «культа личности» власть пришла к тому, что она совершенно никем не может быть заменена. И в какой-то степени оценила себя как единственную безусловную ценность.
Страшный опыт диктатур XX века может послужить уроком и для нас, верующих. Этот опыт позволяет нам увидеть «со стороны» сущность духовной тирании, патернализма и игры на инфантильных чувствах.
В наши дни сталинский вопрос уже не стоит столь четко на повестке дня. Он для Поднебесной есть и остался с одной стороны выдающимся лидером мирового значения, а с другой стороны предтечей китайской революции и учителем товарища Мао. Но у Народного Китая, безусловно, есть свои вожди, и они для современных китайцев на первом месте. Что совершенно логично, понятно и объяснимо. Некоторые рудименты эпохи Мао и Сталина неумолимо исчезают . Так, площадь Сталина в Даляне в 1999 г. стала Народной, хотя остался проспект Сталина. Но, несмотря на количество этих примеров, которые к тому же сопровождаются сохранением самих памятников, политика Сталина и Мао еще надолго останется в нашей памяти.



1. Аграрные преобразования в народном Китае. Сборник материалов - М.: Изд-во иностранной литературы, 1955. - 392 с.
2. Аллилуев В. С. Сталин - Аллилуевы. Хроника одной семьи.- М.: Алгоритм, 2014.-384 с.
3. Бажанов Б. Г. Воспоминания бывшего секретаря Сталина.- СПб.: Всемирное слово,]992.-133 с.
4. Бакунин А. В. История советского тоталитаризма. В 2-х кн. Екатеринбург, 1996. Т. 1; 1997. Т. 2. 254 с.
5. Бельчук А. Вновь об оценке реформ в Китае // Мировая экономика и международные отношения. -2009. - № 4. - 297 с.
6. Бессонов Борис. И.В.Сталин. Вождь оклеветанной эпохи. - Ростов-на- Дону; Краснодар, Феникс; Неоглори, 2010 - 265 с.
7. Бурлацкий, Ф.М. Мао Цзэдун. - М.: Рипол Классик, 2003. - 256 с.
8. Вебер М. Избранное. Образ общества ! Пер. с нем. — М.: Юрист, 1994,- 704 с.
9. Верт, Н. История советского государства 1900-1991.- М.: Весь мир,2006.- 560 с.
10. Владимиров О., Рязанцев В. Страницы политической биографии Мао Дзэдуна. - М.: Наука, 1975.- 267 с.
11. Волкогонов Д. А. Семь вождей. В 2-х томах. Кн. 1,М.: Новости, 1995. - 496 с.
12. Волкогонов Д. А. Сталин. Политический портрет. В 2-х кн. -М.: Новости, 1992,- 704 с.
13. Галенович Ю.М. Великий Мао. Гений и злодейство. - М.: Яуза: Эксмо, 2012. — 784 с.
14. Галенович Ю.М. Россия в "китайском зеркале". Трактовка в КНР в начале XXI века истории России и русско-китайских отношений. - М.: Восточная книга, 2011. -413 с.
15. Галенович Ю.М. Сталин и Мао. Два вождя. - М.: Восточная книга, 2009, —574 с.
16. Ковалев И. В. Диалог Сталина с Мао Цзэдуном И Проблемы Дальнего Востока. - 1991. №6.-С. 83-93; 1992.- № 1- 3. -С. 77-91.
17. Ковалев И. В. Диалог Сталина с Мао Цзэдуном // Проблемы Дальнего Востока, - 1991. № 6. - С. 83-93; 1992,- № 1-3.-С. 298.
18. Ковалев И. В. Россия и Китай (С миссией в Китае) // Дуэль. - 1997. - 25 февраля. 167 с.
19. Лю Цзечэн. Мао Цзэдун ю Сыдалинь- Мао Цзэдун и Сталин. П.: Чжун Гун Чжунъян дан сяо чубаньшэ, 1993.- 502 с.
20. Медведев Р. А. Н. С. Хрущёв: политическая биография. — М.: Книга, 1990.-286 с.
21. Меликсетов, А. В., Писарев, А. А История Китая. -М.:
Издательство московского университета, 2004,- 736 с.
22. Мусский И. А. Сто великих диктаторов,- М.: Вече,2000.- 569 с.
23. Панцов А. В. Мао Цзэдун / Александр Панцов.—М.: Молодая гвардия, 2007. — 867 с.
24. Плампер Я. Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве. - М.: НЛО, 2010. — 496 с.
25. Ранку р- Лаферриер Д. Психика Сталина .- М.: Прогресс-
академия, 1996.- 240 с.
26. Рыбас С. Сталин. 1- е изд. — М: Молодая гвардия, 2009. — 902 с.
27. Сергеев Е. Ю. Новейшая история. Подробности.— М.: Астрель, Олимп, ACT, 2000. — 576 с.
28. Федоренко И.Т. Китайские страницы. М.: Советская Россия, 1988. - 143 с.
29. Хайек Ф.А. фон, Дорога к рабству: Пер. с англ. / Предисл. Н.Я. Петракова. - М.: "Экономика", 1992. - 176 с.
30. Шепилов Д. Т. Воспоминания // Вопросы истории. -1998. - №9. - 50 с.; № 10. - 52 с.
31. Шорт, Филип. Мао Цзэдун. - М.: ACT, 2001..- 606 с.
32. Eastman М. Stalin’s Russia and the Crisis of Socialism. [ N.Y.,] 1940. P. 246.
9 Бурлацкий, Ф.М. Мао Цзэдун. - М., 2003. - С. 175
1. Артамонов А. Спецобъекты Сталина. Экскурсия под грифом секретно.
- М.: Алгоритм, 2013. - 288 с.
2. Великая пролетарская культурная революция (важнейшие документы).
- Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 1970. - 352 с.
3. Димитров Г. Дневник (9 марта 1933 - 6 февраля 1949). - София: Университетское издательство «Св. Климент Охридски», 1997. - 705 с.
4. Ли Минь Мой отец Мао Цзэдун. - П.: Изд-во литературы на иностранных языках, 2004. -308 с.
5. Ли Чжисуй. Мао Цзэдун: Записки личного врача. В 2-х кн. Кн.1/Пер. с англ. А. Г. Скоморохова. - Мн.: « Интер-Дайджест»; Смоленск : ТОО «Эхо», 1996.-384 с.
6. Мао Цзэдун. Выдержки из произведений. Красная книжечка /Перевод с китайского. - М.: Политиздат, 1967. - 74 с.
7. Мао Цзэдун. Избранные произведения в 4-х т. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1949-1953. - 247 с.
8. 0 культе личности и его последствиях. Доклад Первого секретаря ЦК КПСС товарища Хрущева Н.С. XX съезду КПСС. - Известия ЦК КПСС, 1989, N3, 50 с.
9. Риббентроп А., фон Между Лондоном и Москвой. Воспоминания и последние записи. -М.: Мысль, 1991. - 331 с.
10. Сталин И.В. Собрание сочинений в 18 томах. Сборник публикаций и текстов выступлений / М.: Господ итиздат; Тверь: Научно-издательская компания «Северная корона», Информационно-издательский центр «Союз», 1946-2006. — 8000 с.
11. Хрущев Н. С. Воспоминания. - М.: Полиздат,1988,- 324 с.
12.Чуев Ф. И. Сто сорок бесед с Молотовым.- М.:Терра,1991,- 267 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ