Введение 2
1. Теоретические основы мерчендайзинга как инструмента управления
ассортиментом товаров 5
1.1. Сущность, понятие и значение мерчандайзинга 5
1.2. Управленческие решения по планировке торгового зала и размещению
товаров на торгово -технологическом, оборудовании 11
1.3. Мерчендайзинг как управленческое решение по стимулированию продаж 23
2. Оценка использования методов мерчандайзинга в торговой организации на
примере ООО «Зельгрос Кэш Энд Керри» 33
2.1. Экономическая характеристика торговой организации 33
2.2. Анализ организации мерчандайзинга в торговом предприятии ООО
«Зельгрос Кэш Энд Керри» 39
2.3. Оценка эффективности мерчандайзинга в торговой организации ООО
«Зельгрос Кэш Энд Керри» 56
3. Совершенствование методов мерчандайзинга для повышения
эффективности продаж товара в торговой организации ООО «Зельгрос Кэш Энд Керри» 69
3.1. Пути оптимизации товарного ассортимента и выкладки товаров в
торговой организации ООО «Зельгрос Кэш Энд Керри» 69
3.2. Пути оптимизации торговой площади 75
Заключение 81
Список использованных источников 84
Приложения
В современном мире существует огромное количество производителей, продавцов, дистрибьюторов товаров и услуг. При этом любое предприятие, представляющее и реализующее продукцию, заинтересовано в развитой и стабильно функционирующей системе сбыта. Чем лучше и качественней будет продумана стратегия сбыта, тем больше продукции будет реализовано и тем больше прибыли получит компания. Жесткий ритм жизни не дает продавцам расслабиться в связи с огромной конкуренцией товаров и ограниченными финансовыми возможностями потребителей. Должное понимание необходимости применения определенной системы продвижения продукции на рынок и, как следствие, активная работа и развитие в этом направлении обеспечивают бесспорные конкурентные преимущества.
Специалисты по продажам с помощью методов построенных на психологии потенциальных покупателей, стараются добиться того, чтобы покупатель обратил внимание на конкретные товары и воспринимал их в выгодном свете, подталкивая его, тем самым на совершение определенных действий. Одним из этих методов называют мерчандайзинг, который управляет поведением покупателей и стимулирует росту продаж в магазине.
Считается, что мерчандайзинг создан для максимального удобства потребителей в местах продаж. Однако для руководителей крупных компаний мерчандайзинг значит гораздо больше, и недооценивать его нельзя. Применяя данный рычаг управления, можно наиболее выигрышно и выгодно показать товар, существенно повлиять на выбор покупателя и побудить его приобрести больше продукции, нежели им самим планировалось, а главное - сохранить свои позиции на рынке.
Таким образом, мерчандайзинг позволяет установить такой баланс между природной системой человека и комплексом внешних раздражителей, когда в результате всей покупки потребитель обеспечивает наиболее рациональное удовлетворение собственных потребностей, что обуславливает актуальность данного исследования.
В настоящее время все большее количество компаний начинает использовать технологии мерчандайзинга. Можно даже утверждать, что мерчандайзинг стал неотъемлемым элементом культуры торговли, как для крупных производителей товаров массового потребления, так и для крупных розничных сетей, в особенности для тех, в ассортименте которых присутствуют продукты питания (например, для супермаркетов) [12, с.78].
Таким образом, актуальность этой темы очевидна ввиду того что, как показывает практика, в условиях высокой конкуренции и наполненности потребительского рынка товарами, мерчандайзинг является эффективным инструментом управления ассортиментом товаров, а, следовательно, и средством продвижения продукции в торговле.
Целью данного исследования является изучение мерчандайзинга, как инструмента управления ассортиментом товаров в розничном предприятии, а также разработка мероприятий направленных, на совершенствование мерчандайзинга на примере ООО «Зельгрос Кэш Энд Керри».
Достижению поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть теоретические основы мерчендайзинга как инструмента управления ассортиментом товаров;
2. Дать характеристику коммерческой деятельности ООО «Зельгрос Кэш Энд Керри»;
3. Рассмотреть организацию мерчандайзинга в торговой организации;
4. Дать оценку эффективности мерчандайзинга в торговой организации ООО «Зельгрос Кэш Энд Керри»;
5. Предложить пути оптимизации товарного ассортимента и выкладки товаров в торговой организации;
6. Разработать мероприятия направленные, на совершенствование оптимизации торговой площади ООО «Зельгрос Кэш Энд Керри».
Объектом исследования является деятельность торговой компании ООО «Зельгрос Кэш Энд Керри».
Предметом исследования является мерчандайзинг как инструмент управления ассортиментом товаров в розничном предприятии.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых посвященные проблемам совершенствования мерчандайзинга в торговом предприятии, а также по вопросам экономики предприятия, маркетинга, анализа хозяйственной деятельности предприятия.
В работе использовались монографический, статистический, расчетно-конструктивный, экономико-математический методы.
В качестве источников информации использовались: нормативно - правовые акты, статистические материалы, материалы периодической печати, данные бухгалтерской отчетности ООО «Зельгрос Кэш Энд Керри», первичные документы и другая оперативная информация.
Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе изложены теоретические понятия сущности мерчендайзинга, как инструмента управления ассортиментом товаров на розничном предприятии.
Во второй главе дана характеристика торговой организации и проведен всесторонний анализ организации мерчандайзинга в торговой организации.
В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию использования методов мерчандайзинга для повышения эффективности продаж товара в торговой организации.
Проведя исследование по теме: «Мерчандайзинг, как инструмент управления ассортиментом товаров на розничном (оптовом) предприятии» мы пришли к следующим выводам:
1. Мерчендайзинг - система маркетинговых и рекламных мер, призванная воздействовать на покупателя непосредственно в месте продажи. При условии правильного использования мерчендайзинг приносит выгоду как производителю, так и потребителю, а также является весомым конкурентным преимуществом. Главная цель мерчендайзинга - увеличивать объемы продаж, сохраняя (и повышая) удовлетворение покупателя от процесса совершения покупки в магазине.
2. В связи с тем, что система мерчендайзинга - это одна из главных составляющих стимулирования продаж и как следствие успешной работы магазина, важно постоянно оценивать ее эффективность. Для того, чтобы оценить эффективность использования торговых площадей отдельными товарными группами или категориями используются следующие показатели: коэффициент эффективности использования площадей по обороту; коэффициент эффективности использования площадей по прибыли.
3. Одним из инструментов, повышающих эффективность хозяйственной деятельности организации, является стимулирование продаж с помощью приемов мерчендайзинга. Эффективное представление продукции в магазине, соответствующее правилам мерчендайзинга, позволит увеличить объем выручки от продаж, рациональнее распределять и использовать площади. Такой комплекс мероприятий, направленный на продвижение товаров, приведет к увеличению рентабельности исследуемого торгового центра.
4. Общество с ограниченной ответственностью ООО «Зельгрос» образовалось 21 апреля 2008 года и учреждено на неограниченный срок. ООО «Зельгрос» - это коммерческое предприятие. Основным видом деятельности организации является розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Показатели рентабельности фирмы имеют высокие значения.
5. С целью анализа применения технологий мерчандайзинга в ООО «Зельгрос» 22 ноября 2016 года было проведено маркетинговое исследование, методом анкетирования. Слабые стороны магазина, к которым можно отнести: близость к остановке общественного транспорта, удобство расположение магазина, вывески и указатели в торговом зале. Данные характеристики «Зельгрос» были оценены респондентами в 2,4, 3 и 3,4 балла соответственно. Что говорит о необходимости улучшения работы предприятия в данных направлениях. При этом к сильным сторонам можно отнести удобство парковки - данная характеристика получила наивысший средний балл - 4,5 баллов, а так же ассортимент товара, который тоже получил достаточно высокую среднюю оценку - 4,4 балла. А так же к сильным сторонам торгового центра можно отнести качество продаваемого товара, респонденты оценили его в 4,36 балла. Данные характеристики можно использовать как конкурентные преимущества в дальнейшей работе предприятия.
6. На основании проведенного анализа можно сказать, что основную долю - 80% товарооборота приносят 8 основных категорий товаров, это те категории, которые пользуются спросом, именно они формируют основной покупательский поток, и они должны занимать место в «холодных» зонах магазина. Товары категории С имеют низкие показатели оборачиваемости и практически не имеют спроса, они формируют только 5% товарооборота, а значит от данных категорий товаров стоит отказаться в будущем.
7. Торговый зал магазина занимает 73% общей площади магазина. Данное значение коэффициента говорит об эффективном использовании площади здания торгового центра, что оптимально для осуществления функций по реализации товаров и обслуживания клиентов. Линейная планировка торгового зала в ООО «Зельгрос» позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает лучший просмотр торгового зала.
8. Распределение площадей под различные наименования товаров в корне не верно. Товары, практически не приносящие выручки занимают значительную часть площади стеллажа, и наоборот - ходовые товары размещены на стеллаже в небольшом количестве. При размещении товаров нарушены основные принципы выкладки.
6. Рассмотрев состояние мерчандайзинга в торговом центре ООО «Зельгрос» были предложены следующие мероприятия по его совершенствованию с целью оптимизации товарного ассортимента и выкладки товаров в торговом зале:
- создание индивидуального стандарта мерчандайзинга;
- введение в штатное расписание должности мерчандайзера, обучение персонала;
- контроль при организации работы мерчандайзеров;
- оптимизация ассортимента торгового центра «Зельгрос»;
- ежедневный контроль за чистотой полок и продукции;
- контроль за наличием товара и состоянием ценников;
- разработка и изготовление подвесных вывесок (указателей отделов) для торгового зала;
- оптимизация торговой площади магазина, а также совершенствование расположения отделов в торговом зале.
При данных нововведениях прирост прибыли может составить около 1.531.500 рублей, что значительно больше тех затрат, которые предполагаются при внедрении системы мерчандайзинга - затраты на увеличение фонда заработной платы и на размещение рекламы о наборе сотрудников на вакантные должности). Соответственно была определена финансовая эффективность мероприятий с помощью расчёта финансового показателя ROI, который показал, что на вложенный в мероприятия по совершенствованию мерчандайзинга рубль вернётся 88 рублей прибыли.
1. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208- ФЗ (ред. от 01.09.2016г).
2. Акопян Т.А. Запах в рекламе и брендинге: предпосылки применения, потенциал, условия реализации потенциала / Т. А. Акопян // Реклама. Теория и практика. - 2014. - №2. - С. 108-117.
3. Варлей Р. Управление розничными продажами. Мерчандайзинг. /Р. Варлей. - М.: Изд-во Проспект, 2015. - 272 с.
4. Варли Р. Дизайн в розничной торговле и визуальный мерчандайзинг / Р. Варли, М. Рафик // Маркетинговые коммуникации. - 2015. - № 3. - С 42-54.
5. Вертегов В.Г. 4Р-мерчандайзинг - эффективный и малозатратный инструмент брендинга. Бренд-менеджмент. - 2016. - №6. - С. 374.
6. Виданов Н. Оценка эффективности мероприятий по стимулированию сбыта в местах продаж. / Н. Виданов // Маркетинговые коммуникации. - 2013. - №3. - С. 11-16
7. Волков К.М. Комплекс коммуникаций внутри магазина / К. М. Волков // Маркетинговые коммуникации. - 2016. - № 6. - 336-342.
8. Геливанов С. Мерчандайзинг: последний шанс маркетолога. / С. Геливанов // Маркетинговые коммуникации. - 2012. - №4. - С. 26.
9. Голова А.А. Мерчандайзинг продукции. / А.А. Голова // Маркетинговые коммуникации. - 2014. - №1. - С. 52-63.
10. Ермолова О.А. Мерчандайзинг: с чего начать? / О. А. Ермолова // Личные продажи. - 2013. - №1. - С. 44-48
11. Канаян К. Мерчандайзинг. / К. Канаян, Р. Канаян. - М.: РИП-холдинг, 2012. - 236 с.
12. Красюк И.Н. Инновационный канал маркетинговых коммуникаций - обонятельный маркетинг / И.Н. Красюк, В.М. Киселев, Л.В. Плющева // Маркетинговые коммуникации. - 2015. - №2. - С. 98-107.
13. Карпенко М.В. Лицом к лицу: товар и покупатель. Кто кого? / М.В. Карпенко // Маркетинговые коммуникации - 2014. - №1. - С. 36-42.
14. Крылов А.В. Место продажи. Подсказки «немого продавца» / А.В. Крылов, Р.А. Ефимов // Управление каналами дистрибуции. - 2016. - №1. - С. 44-53.
15. Леонов Д.И. Принципы построения политики торгового маркетинга / Д.И. Леонов // Управление каналами дистрибуции. - 2015. - № 3. - С. 158¬181.
16. Марданова Э. Создание индивидуального стандарта мерчандайзинга розничной сети / Э. Марданова // Маркетинговые коммуникации. - 2015. - № 5. - С. 38-42.
17. Мальков М.В. Организационные формы осуществления мерчандайзинга на рынке FMCG / М.В. Мальков // Управление каналами дистрибуции. -2014.
- №3. - С. 236-241.
18. Мокану И.М. Атмосфера магазина как инструмент влияния на потребителя / И.М. Мокану, Абакумова Л.Н. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №1. - с. 53-62.
19. Мунгалова О.А. Актуальный подход в трейд-маркетиге: аудит коммуникаций в местах продаж. Реклама. Теория и практика. - 2015. - № 2. - С. 144 - 149.
20. Парамонова Т.Н. Мерчандайзинг / Т.Н. Парамонова, И.А. Рамазанов. - м.: КНОРУС, 2012. - 144 с.
21. Рамазанов И. Методологические основы мерчендайзинга / И. Рамазанов // Маркетинг. - 2016. - №3. - С. 65-75.
22. Сагинова О.В. Влияние мероприятий мерчандайзинга на формирование имиджа торгового предприятия / О.В. Сагинова, Л.Н. Полянский // Маркетинговые коммуникации. - 2012. - №6. -С. 348 - 355.
23. Салливан М. Маркетинг в розничной торговле / М. Салливан, Д. Эдкок.
- СПб.: «Нева», 2014. - 384 с.
24. Синяева И.М. Маркетинг торговли / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев. - М.: «Дашков и К», 2013. - 752 с.
25. Снегирева В.В. Книга мерчандайзера / В.В. Снегирева. - СПб.: Питер, 2015. - С. 16.
26. Сысоева С.В. Мерчандайзинг. Курс управления ассортиментом в рознице /С.В. Сысоева, Е.А. Бузукова. - СПб.: Питер, 2015. - 256 с.
27. Таборова А.Г. Умный мерчандайзинг / А.Г. Таборова. — М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 160 с.
28. Тейн Е. Роль мерчандайзинга и рекламы в местах продаж. Бренд- менеджмент. - 2012. - №1. - С. 43
29. Токина О.С. Мерчандайзинг как часть маркетинговых коммуникаций / О.С. Токина // Маркетинговые коммуникации. - 2015. - №5. - С. 292-298.
30. Ульяновский А.В. Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов миллениума / А.В. Ульяновский. - М.: Эксмо, 2014. - 432 с.
31. Цветкова А.Б. Роль запаха в атмосфере магазина / А.Б. Цветкова // Маркетинг услуг - 2015. - №1. - с. 52-59.
32. Цветкова А.Б. Атмосфера магазина как инструмент воздействия на покупателя // Маркетинг услуг. — 2008 — №3.
33. Шальнова О.А. Особенности коммуникативной политики специализированного магазина / О.А. Шальнова // Маркетинговые коммуникации. - 2014. - №3. - С. 156-163.
34. Шевченко А.В. Анализ проблем управления связанных с контролем / // Управление каналами дистрибуции. - 2013. - №1. - С. 58-64.
35. Официальный сайт ООО «Зельгрос» [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.selgros.ru/
36. Официальный сайт Электронно-библиотечной системы // Электронный ресурс [Режим доступа]:http://www.znanium.com/
37. Официальный сайт правовой литературы // Электронный ресурс [Режим доступа]:www.consultant.ru/