Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования потребительских
предпочтений в торговле 6
1.1 Потребитель как объект маркетингового поведения 6
1.2 Методические аспекты исследования потребительских предпочтений 14
1.3 Моделирование покупательских предпочтений потребителя 19
2 Анализ потребительских предпочтений покупателей
торговой сети «Пятерочка» 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика
торговой сети «Пятерочка» 24
2.2 Исследование системы маркетинга в торговой сети «Пятерочка» 32
2.3 Анализ покупательских предпочтений хлебобулочных
изделий, реализуемых в торговой сети «Пятерочка» 35
3 Рекомендации по внедрению мероприятий по повышению уровня лояльности конечных потребителей на примере торговой сети «Пятерочка» 39
3.1 Разработка маркетинговых решений по увеличению уровня
лояльности потребителей 39
3.2 Послепродажное обслуживание - как способ повышения
лояльности потребителей 46
3.3 Оценка экономической эффективности предлагаемых рекомендаций
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложения
На сегодняшний день изучение и понимание поведения потребителей является необходимым условием успеха предприятия на рынке. Оно позволяет обоснованно разрабатывать товарные, ценовые, рекламные и коммуникативные стратегии, эффективно использовать ресурсы, обеспечивать удовлетворение потребительских требований, что в свою очередь способствует сбыту продукции и увеличению прибыли от коммерческой деятельности. Верный путь к успеху при организации практически любого бизнеса - найти клиентов, узнать что они хотят и дать им то, что они хотят.
Согласно концепции поведения потребителей, существующим компаниям необходимо делать акцент на удовлетворение и сохранение лояльности постоянного покупателя. Гораздо труднее завоевать нового потребителя, чем сохранить уже существующего. Есть неопровержимые доказательства того, что устойчивой доли рынка достигает главным образом тот, кто считает приоритетным удовлетворение и сохранение потребителя и кто лидирует в качестве и обслуживании.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что сегодня поведение потребителей изучается везде, где ведутся исследования рынка. Понимание мотивации и поведения потребителя - абсолютная необходимость для выживания в условиях конкуренции. Ведь жесткая конкуренция современных массовых рынков ставит вопрос выживания все острее, и путь к успеху или хотя бы к сохранению стабильных позиций на рынке лежит только через управление отношением потребителя.
Потребители определяют коммерческий успех любого предприятия. А для фирм с маркетинговой ориентацией, изучение потребностей своего целевого потребителя является первостепенной задачей. Ориентация на потребителя - следствие принятия фирмой концепций маркетинга, являющейся философией бизнес-компании и построенной на трех главных предпосылках:
1. Успех фирмы зависит, прежде всего, от потребителя: захочет ли он что-нибудь купить и оплатить покупку.
2. Фирма должна знать о потребностях покупателей, предпочтительно задолго до начала производства, а в случае высокотехнологических отраслей - задолго до планирования производства.
3. Потребности покупателей должны постоянно отслеживаться и анализироваться таким образом, чтобы по позициям «продукт» и «развитие рынка» фирма всегда опережала своих конкурентов.
Изучение потребителей имеет главной своей целью понимание их потребностей для обеспечения их наиболее полного удовлетворения. Для наиболее полного удовлетворения потребностей необходимо выявить и глубоко проанализировать уже сложившиеся потребности, изучить закономерности их развития и формирования новых потребностей.
На пути к покупке товаров потребитель проходит ряд этапов, которые и определяют его конечный выбор. Практически на каждом из них на потребителя могут воздействовать с целью привлечения его в ряды собственных клиентов, имея достаточную информацию о переменных, которые формируют принятие решения.
Самое главное для предприятия - определить предпочтения покупателей, а также каким инструментом и каким образом можно обеспечить точное воздействие на них. Собственно говоря, в этом и состоит основная задача маркетинговых исследований.
В связи с этим важным аспектом стратегии деятельности организации являются маркетинговые исследования, обеспечивающие реальное изучение потребительского спроса и формирование рационального ассортимента товарной продукции с учетом изменившихся покупательских потребностей.
Цель выпускной квалификационной работы — разработать рекомендации по совершенствованию исследований потребительских предпочтений для увеличения лояльности потребителей торговой сети «Пятерочка».
В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические и методические аспекты исследования потребительских предпочтений;
- дать организационно-экономическую характеристику торговой сети «Пятерочка»;
- рассмотреть систему маркетинга торговой сети «Пятерочка»;
- проанализировать потребительские предпочтения хлебобулочных изделий, реализуемых в торговой сети «Пятерочка»;
- разработать рекомендации по внедрению мероприятий по повышению уровня лояльности конечных потребителей;
дать оценку экономической эффективности предложенных мероприятий.
Предмет исследования — совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в результате исследования потребительских предпочтений.
Объектом исследования выступает торговая сеть «Пятерочка».
В ходе написания выпускной квалификационной работы были использованы такие общенаучные методы познания, как анализ и эмпирический, сравнительный и системный подходы.
Изучению потребительских предпочтений посвящены труды таких авторов, как И.К. Беляевского, С.Г. Божук, Н.Б. Сафроновой, Ф. Котлера, Ю.Б. Морозова, А.В. Короткова, О.М. Меликяна, Б.Е. Токарева, Б.А. Соловьева, Н.С. Сипун и др.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, списка использованной литературы и приложения.
Потребительские предпочтения - это социально и личностно детерминированное позитивное отношение потребителя к товару или его атрибутам, определяющее их выбор из ряда подобных.
Изучение потребительского поведения - важнейшая задача в маркетинге, решение которой дает возможность производителю (продавцу) наилучшим образом распределить свои ресурсы для получения максимальной прибыли при продаже товаров и услуг.
Проведенный во второй главе выпускной квалификационной работе анализ организационно - экономической деятельности универсама «Пятёрочка» показал:
- универсам имеет хорошо налаженный торгово-технологический процесс, стабильные финансовые показатели хозяйственной и коммерческой деятельности, работает эффективно;
- предприятие имеет достаточно стабильные финансовые показатели, работает эффективно, рентабельность предприятия выросла в 2015 г. по сравнению с 2013 г. на 0,1 %; - прибыль увеличилась в абсолютном измерении на 50 тыс. руб.;
-чистая прибыль возросла на 42,5 тыс.руб;
- валовой доход увеличился на 4,2%;
- прослеживается устойчивая тенденция роста товарооборота.
«Пятерочка» — это сеть удобно расположенных магазинов «у дома» и одна из ведущих российских розничных сетей. Магазины сети дают покупателям возможность совершать простые и экономичные покупки. «Пятерочка» предлагает качественные свежие продукты, непродовольственные товары и регулярно проводит выгодные промоакции и другие маркетинговые мероприятия.
Продвижение бренда "Пятерочка" основывается на демонстрации преимуществ формата "дискаунтер": шаговой доступности, низких цен, регулярных скидок, гарантии качества.
Маркетинговая деятельность сети «Пятерочка» включает: информирование потребителей об акциях посредством распространения печатных изданий в магазинах, в близлежащих районах и с использованием радиорекламы;
- распространение дисконтных карт по программе «Любимый покупатель», которые предоставляют их обладателям скидки примерно по 300 наименованиям товаров;
- специальные ценники на товары, продаваемые под собственным брендом и т.д.
Проведенное нами маркетинговое исследование позволяет сделать следующие выводы по хлебобулочным изделиям универсама «Пятерочка»:
- ценовой фактор не всегда является для покупателя особо значимым, но критерий «более низкая цена» при прочих равных условиях остается наиболее предпочтительным для основной массы покупателей;
- большинство покупателей выбирает хлебобулочные изделия без упаковки;
- большая часть потребителей обращает внимание на качество, хотя и не связывает его с конкретным производителем.
Таким образом, потребитель хлеба и хлебобулочных изделий стремится покупать высококачественные изделия широкого ассортимента, не затрачивая усилия на поиск мест покупки, приобретает их в непосредственной близости, не обращая внимания на производителя хлеба и хлебобулочной продукции.
В целях повышения уровня лояльности конечных потребителей торговой сети «Пятерочка» предлагается отказаться от дисконтной (скидочной) программы лояльности и перейти на бонусную систему.
Бонусная программа позволяет участнику копить баллы и обменивать их на услуги или подарки от компании. Экономическая эффективность бонусной программы составит 1,48.
Следующее мероприятие по повышению уровня лояльности потребителей торговой сети «Пятерочка» - послепродажное обслуживание, т.е. организация доставки товара. Эффективно организованная доставка позволит увеличить объемы продаж в магазине не менее чем на 30%. Эффект от сервисной программы составит 1,12.
Все данные мероприятия рекомендуется применять в целях улучшения эффективной деятельности розничной торговой сети «Пятёрочка» и стабилизации показателей финансовой деятельности.
1. Барден, Ф. Взлом Маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем / Ф. Барден. - МИФ, 2014
2. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учебное пособие / И.К. Беляевский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2013. - 392 с.
3. Березин И.С. Проведение массовых опросов // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2011. — № 5. — С. 32.
4. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. - СПб.: Вектор, 2011. - 288 с.
5. Бровко, Д.А. Как создать программу лояльности, которой вы будете гордиться / Д. А. Бровко // Маркетинговые коммуникации. — 2014. — № 2.— С. 82-87.
6. Воробьева А.И. Обоснование направлений реализации стратегии формирования потребительского поведения в организациях потребительской кооперации. // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2016. - № 1 (57). - С. 329-342.
7. Гладких И.В., Кирюков С.И., Старов С.А. Управление воспринимаемым риском покупки товаров под собственными торговыми марками розничных сетей. // Бренд-менеджмент. - 2016. - № 1. - С. 28-43.
8. Годин, А.М. Маркетинг [Текст]: учебник для студ. вузов по напр. подготовки «Экономика», «Менеджмент» и «Торговое дело» (квалификация - бакалавр); рек. МОН РФ / А.М. Годин. - 10-е изд.,перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2013. - 656 с.
9. Годин, А.М. Брединг : Учебное пособие / А.М. Годин. - М.: Дашков и К, 2012. - 183 с.
10. Голова, А.Г. Управление продажами : учеб, для студ. экон, вузов, обуч. по направлению "Экономика" и спец. "Маркетинг", "Реклама" / А.Г.Голова. - М.: Дашков и К, 2013. - 277 с
И. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория,
методология. - М.: Финпресс, 2013. - 410 с.
12. Демченко З.А. Проблема финансового менеджмента и маркетинга на предприятиях розничной торговли / Актуальные вопросы экономики и финансов в условиях современных вызовов российского и мирового хозяйства. - 2015. - С. 77-80
13. Дубровин, И.А. Поведение потребителей [Текст]: учеб, пособие для студентов вузов по направлению "Экономика" и эконом, специальностям., рек. УМО. / И.А. Дубровин. - 4-е изд. - М.: Дашков и К, 2012.-312 с.
14. Кобелев, О. А. Электронная коммерция: учебное пособие для студентов / О. А. Кобелев. - Москва: Дашков и К°, 2011. - 682 с.
15. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования: Учебник для бакалавров / А.В. Коротков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 595 с.
16. Котлер, Ф. Маркетинг - менеджмент / Ф. Котлер. - СПб. : Питер Ком, 2012.
17. Красильников А.Б., Кузьменкова В.Н. Развитие маркетинга в торговом деле на примере розничных торговых сетей. И Проблемы современной экономики. - 2015. - № 2 (54). - С. 202-205.
18. Красюк И.А., Кузнецов Н.Г., Медведева Ю.Ю., Степченко Т.Г., Федько В.П. Маркетинг в торговле. - Ростов-на-Дону. - 2013. - 295 с.
19. Кузнецова, Л.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Л.В. Кузнецова, Ю.Ю. Черкасова. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. - 139 с.
20. Лаптев, В.Г. Маркетинговые задачи предприятий/ В.Г. Лаптев// Маркетинг, 2013. — №1. — С.10-19.
21. Малыпина Н.А. Человек и его потребности. - М.: Дашков и КО , 2015,- 160 с.
22. Мамаева, Л.Н. Удержание потребителя в условиях экономического кризиса: практ. пособие / Л.Н.Мамаева, С.Г.Чувакова. - М.: Дашков и К, 2010. - 173 с.
23. Маркетинг: учебное пособие для магистров, аспирантов и специалистов, осуществляющих маркетинговую деятельность / [И. М. Синяева и др.]. - Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013. - 383 с.
24. Маркетинг: учебник для студентов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. - Москва: Инфра-М, 2013. - 335 с.
25. Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Мир книг, 2012. - 479 с.
26. Маркетинг в коммерции: учебник: для студентов / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. - Москва: Дашков и К°, 2011. - 543 с.
27. Матузенко Е.В., Горелова И.Е. Современные тенденции развития розничных торговых сетей в РФ. // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 4 (52). - С. 115-120.
28. Меликян О.М. Поведение потребителей: Учебник / О.М.Меликян. - 4-е изд. - М.: Дашков и К, 2012. — 280 с.
29. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 с.
30. Намысов Е.Н., Эрдниева Э.В. Маркетинг сетевой розничной торговли: понятие и основные подходы / Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подхода. - 2015. - С. 287-290.
31. Плец К.А., Потехина Е.В. Комплекс маркетинга на примере предприятия розничной торговли / Молодежь Сибири - науке России. - 2014.-С. 315-317.
32. Поведение потребителей: Учебник / Под общ.ред. О.Н. Романенковой. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. — 320 с.
33. Поведение потребителей : учебное пособие / О.В. Воронкова. - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. — 84 с.
34. Поведение потребителей: учебное пособие / Л.С. Драганчук. - М.: ИНФРА-М, 2011,— 192 с.
35. Сафронова Н.Б. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Н.Б. Сафронова, И.Е.Корнеева. - - М.: Дашков и К, 2012. — 296 с.
36. Сергеева, С.Е. Эффективный маркетинг — ключ к успеху компании / С.Е. Сергеева И Маркетинг в России и за рубежом, 2011. — № 2. — С.114-120.
37. Симонова О.Е. Работа с потребителями в процессе личной продажи: условия результативности: Монография / О.Е. Симонова, Л.Р. Петрова, Л.М. Габдуллина. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - 192 с.
38. Сипун, Н.С. Методы стимулирования сбыта/ Н.С. Сипун// Менеджмент в России и за рубежом, 2012. — №3. — С. 15-22.
39. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования: учебник / Б.Е. Токарев. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. - 512 с.
40. Тюрин, Д.В. Маркетинговые исследования: организация и проведение в компании/ Д.В. Тюрин. - М.: Юрайт, 2013.
41. Шаталов Д.С., Хамидова О.М. Стратегия развития маркетинга торгового предприятия. // Интерактивная наука. - 2016. - № 2. - С. 155-157.
42. Широченская, И. П. Новые тенденции в разработке программ лояльности и управлении отношений с потребителями / И. П. Широченская, Э. В. Тарасенко // Инициативы XXI века. — 2013. — №4. — С. 64-69.
43. Все о маркетинге - TopMarketinq.by