Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада…………………...6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….6
1.2. Понятие об адаптации и ее видах в отечественных и зарубежных психологических школах………………………………………………………..19
1.3. Общие закономерности адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению: уровни, показатели, факторы адаптации….28
Глава 2. Экспериментальное исследование адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада……………………………...38
2.1. Организация и содержание констатирующего этапа эксперимента…….38
2.2. Анализ результатов исследования адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада……………………………...42
Глава 3. Коррекционная работа по совершенствованию адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада………………….52
3.1. Организация и проведение формирующего этапа исследования………..52
3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента……………………………………………………………………..63
Заключение……………………………………………………………………….70
Список используемой литературы……………………………………………...77
...
Объект исследования – Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Начальная школа - детский сад "Солнышко" Лотошинского муниципального района Московской области.
Предмет исследования – процесс адаптации дошкольника к условиям детского дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования - изучить особенности адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения и предложить меры, направленные на ее совершенствование.
Исходя из поставленной цели исследования, можно сформулировать следующие задачи:
1. исследовать психолого-педагогическую характеристику младшего дошкольного возраста;
...
В психологических исследованиях показано, что дошкольное детство – этап становления личностных характеристик, социальных установок, моделей поведения, способов эмоционального реагирования, системы знаний, становления ролевых отношений, взаимоотношений аутопсихологического и интерактивного характера.
Анализ современных психологических исследований позволяет выделить критерии нормального развития и социализации дошкольников:
• соответствие социально-обусловленным нормам возраста;
• чувство идентичности и аутентичности;
• соответствующие возрасту социальные отношения, глубокий интерес к другим людям, прочная дружба, сотрудничество;
• способность к антиципации (предвидению последствий своих поступков);
• способность выполнять задания, решать задачи, делать выбор и брать на себя ответственность за их выполнение;
• способность проявлять инициативу, лидировать и подчиняться;
• способность к самоконтролю и самореализации;
• способность к саморефлексии и адекватному тестированию реальности;
• способность принимать правила общества, испытывать социальные переживать раскаяния и исправлять нарушения.
Проблема адаптации человека всегда интересовала научную общественность и относится ...